Плача Ариадны из оперы «Ариадна» (1608)



Дата27.06.2016
өлшемі0.77 Mb.
#162570

Lasciate mi morire

(Мадригал КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ, (Monteverdi, Claudio)

(ок. 1567–1643)

(подстрочный перевод)



Мадригал на тему плача Ариадны из оперы «Ариадна» (1608).




Lasciate mi morire,


Лашьяте ми морире,

Дайте мне умереть,
E che volete voi che mi conforte,

Э ке волете вой, ке ми конфорте,

И как хотели бы вы, чтобы я утешилась,
In cosi dura sorte,

Ин кози дура сорте,

При такой жестокой судьбе,
In cosi gran martire? ,

Ин кози гран мартире?

При таких ужасных мучениях?

Lasciate mi morire.


Лашьяте ми морире.

Дайте мне умереть.

Это переложение для хора арии Ариадны, сделанное самим Монтеверди.

Он сделал из арии мадригал. По содержанию это плач покинутой женщины.
АРИАДНА - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадны в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны — Федра стала потом супругой Тесея.

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. — сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. — «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищение Ариадны» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. — «А.» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. — «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. — «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна На Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

 

царя Крита Миноса был одарённый сын, Андрогей-умный юноша и великолепный спортсмен. Однажды он приехал в Афины, чтобы принять участие в играх, которые организовал Эгей. Царевич из Крита победил всех своих соперников. Эгей разозлился (или просто из зависти) и велел юноше сразиться с диким быком на Марафоне. Но юноша не смог справиться с быком и был убит. Новость о гибели сына Минос узнал на острове Парос во время жертвоприношения. Сразу после ретуала он собрал свой флот и двинулся в сторону Афин. Афиняне не смогли отстоять свой город. С тех пор они должны были платить тяжёлую дань могущественному царю Крита. Афиняне должны были каждый год посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирал Минотавр-ужасное чудовище с туловищем человека и головой быка. Это существо было сыном Пасифаи, жены Миноса и одного быка, которого послал Посейдон. Минос не мог вытерпеть такого стыда и приказал архитектору Дедалу построить дворец, в котором царь запер чудовище, питающееся человеческим мясом. И так Тесей решился отправиться на Крит и прекратить уплату такой ужасной данью. Афиняне не могли уже больше терпеть. Говорят, что Минос сам выберал юношей и требовал, чтобы они были невооружены. У жертв не было никакой надежды на спасение, так как они терялись в запутаных коридорах лабиринта, где их находил Минотавр и пожирал. Тесей решил отправиться вместе с семи афинскими юношами. Он решил убить Минотавра. В знак скорби афиняне всегда снаряжали корабль, шедший на Крит, чёрными парусами. Но Эгей снабдил своего сына и белыми парусами. В случае его победы, белые паруса были бы знаком добрых вестей, за долго до того, как корабль причалил бы в Афины. По прибытию на Крит всех юношей повели сразу же в Лабиринт. Но дочь Миноса Ариадна успела влюбиться в Тесея.




Джордж Фредерик Уоттс, 1885 год

Тесею предстоял опасный бой с Минотавром. На помощь ему пришла Ариадна. Она дала ему острый меч и клубок ниток, а герой пообещал ей, что возмёт её в жёны, если выйдет живым. Когда отвели Тесея и всех обречённых на растерзание в Лабиринт, герой привязал у входа конец клубка и пошёл по бесконечным запутанным переходам дворца, постепенно разматывая клубок для того, чтобы найти по нитке обратный путь.



рельеф с саркофага: Тезей и Ариадна у входа в Лабиринт


Тесей после страшного боя убил Минотавра и освободил всех юношей и девушек. Быстро отправились они в обратный путь. С героем была и Ариадна. На обратном пути Тесею пришлось оставить Ариадну на острове Наксос. Но там красавице не пришлось долго страдать, так как её взял в жёны Дионис. Корабль Тесея быстро нёсся по лазурному морю. Но путешественники забыли данное Эгею обещаниев случае победы, заменить чёрные паруса белыми.

Несчастный Эгей увидев чёрные паруса посчитал, что погиб его сын. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах. С тех пор зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.


Правление и смерть Тесея


Тесей мудро правил в Афинах. При его правлении Афины стали столицей государства, он установил социальные классы, отчеканил монеты и установил Панафинейские праздники, как символ политического единства Аттики. Он часто покидал свой город, чтобы свершить разные подвиги. Так, он воевал против амазонок, которые напали на Афины. Его женой была Федра. Он даже побывал в царстве мрачного Аида, откуда освободил его Геракл. В зрелом возрасте он тесно подружился с героем Пейрифеем. Смерть нашла Тесея на острове Скирос, куда герой поехал посетить своего родственника царя острова Ликомида. Ликомид под предлогом, что хочет показать панораму острова поднялся вместе с героем на высокую скалу, а там коварно толкнул Тесея в пропасть.

В исторические времена, при битве Марафона, афиняне заметили в первых рядах одного война неестественных размеров. Они были уверены, что это был Тесей. Они попросили совет оракула в Дельфах, который и подсказал им искать гроб героя на Скиросе. Действительно, генерал Кимон, который был во главе экспедиции нашёл надгробный памятник благодаря соколу, который постоянно сидел на том месте. При открытие гроба нашли они мужчину огромных размеров со щитом и мечем, что подтверждало его божественное происхождение. Останки были перенесены в Афины, где провелся похоронный ретуал, достойный великому герою Аттики.

Мыс Сунион является самой южной точкой Аттики. Уже Гомер упоминает о ней. Отсюда Эгей вглядываясь в морскую даль ждал победоносное прибытие своего сына. Здесь же в 6-м веке до н.э. был построен храм, посвящённый Посейдону, остатки которого сохранились до наших дней.

АР Ариадна — дочь Миноса и Пасифаи. Когда Тесей прибыл на Крит, обреченный на съедение Минотавру, Ариадна, влюбившись в героя, вручила ему клубок нитей. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити, прикрепленной к входу, смог выбраться из лабиринта. Ариадна бежала вместе с Тесеем, но на острове Наксос Тесей покинул ее.


Оставленная им Ариадна стала жрицей и супругой Диониса. Боги подарили Ариадне свадебный венец, помещенный впоследствии среди звезд (созвездие Северной короны).ИА

ДНА -  в греческой мифоло



Словарик
Lasciate от lasciare – позволять, давать (что-нибудь сделать),

Me – мне,

Morire – умирать,

Е – и,

Сhe volete

от volere – хотеть, хотели бы (сослагательное наклонение в прошедшем времени),

voi – вы,

Сhe conforte

от confortare утешился бы

Me – мне,

In – в, при

Cosi – такой

Dura – жесткий, жестокий,

Sorte – судьба,

Gran – неприятный (разговорн.)

Martire – мученик.
Стихотворная речь часто отличается от обычной, в ней допускаются нарушения грамматического строя, различные устоявшиеся выражения и смысловые оттенки, понятные носителям языка, но не поддающиеся точному переводу из-за разницы в языках оригинала и перевода. Поэтому любой перевод не может быть абсолютно точным.
МОНТЕВЕРДИ Клаудио, "Lasciatemi Morire!", ария Ариадны (mezzo-soprano) из оперы "Ариадна", ноты, вокальная музыка. _ Клавир. Транспорт в e-mol (в оргинале f-mol), диапазон e1-e2. _ 1 стр., формат A4, pdf файл в архиве (zip) 93 Kb, качество печати: ****, 1200х1200 dpi
---------------------------------------------------------------
MONTEVERDI Claudio, "Lasciatemi Morire!", italian aria sung by Arianna (mezzo-soprano) from opera "Arianna", vocal sheet music. _ Vocal score. Transposed in e-mol (orig. f-mol), e1-e2. _ 1 pg. A4, pdf file (zip) 93 Kb, print qualiti: ****, 1200х1200 dpi.

Монтеверди (Monteverdi) Клаудио (1567-1643)

Клаудио Монтеверди - итальянский композитор. Член римской конгрегации «Санта-Чечилия» (1590). С 1590 служил при дворе герцога Мантуанского (певец, исполнитель на струнных инструментах, в 1601 —12 учитель музыки). Путешествуя с ним по Европе, знакомился с новой европейской музыкой. Опыт Флорентийской камераты перенёс в Мантую: в 1607 появилась первая опера Монтеверди «Орфей», в 1608 «Ариадна». Монтеверди угнетало бесправие придворного музыканта, но лишь в 1612 он добился увольнения. С 1613 руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Новаторское по своей сути творчество Монтеверди в то же время развивает традиция прошлого, прежде всего — ренессансной хоровой полифонии. Монтеверди отстаивал господствующую роль слова в музыке (почти все его произведения связаны с литературным текстом), достиг единства драматического и музыкального начал. Он обратился к гуманистической теме в музыке, отказался от чисто декоративной аллегоричности. Об эволюции оперного творчества Монтеверди можно судить по 3 сохранившимся целиком произведениям : «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (1640), «Коронация Поппеи» ( 1642). В «Орфее» Монтеверди, утверждая принципы Флорентийской камераты. усилил трагические мотивы, индивидуализировал речитативный стиль (создал различные типы речитатива, которые в дальнейшем повлияют на обособившиеся формы — арии и собственно речитативы). «Плач Ариадны» (единственный уцелевший фрагмент из оперы «Ариадна») по приёмам музыкальной выразительности и взаимодействию музыки и слова — классический образец lamento. В «Возвращении Улисса на родину» большое внимание уделено внешним сценическим эффектам, поворотам действия. «Коронация Поппеи» напряжённостью психологических конфликтов, антитезами комического и трагедийного, возвышенной и низкой лексики, патетики и приземлённой жанровости перекликается с шекспировской драмой. Мадригалы Монтеверди (8 сборников издаются в Венеции в 1587-1638) отражают путь проделанный жанром в конце 16-го и 1-й половины 17 вв. Монтеверди достиг предельной драматизации мадригала (прежде всего в «Поединке Танкреда и Клоринды»), превратив его в драматическую сцену, и использовал новые исполнительские приёмы (в т. ч. пиццикато и тремоло струнных). Смелые новации отличают гармонию Монтеверди (свободное применение диссонансов, септаккорда без приготовления и др.). Светская и духовная (выделяется «Вечерня девы Марии», 1610) лирика Монтеверди взаимосвязаны: его оперный стиль повлиял на сольные мотеты, а хоровое письмо (в мадригалах и духовных произведениях) — на стиль «драмы на музыке». Большая заслуга в воскрешении наследия Монтеверди принадлежит Дж. Ф. Малипьеро, опубликовавшему его собрание сочинений.

Ариадна (), Миноида дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити ("нить Ариадны"), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться . Она была очарована Тесеем еще во время игр в память ее брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул ее, когда она спала.

Бог Дионис, влюбленный в Ариадну, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным орами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия.

Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра - стала потом супругой Тесея.

риадна (), Миноида · дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити ("нить Ариадны"), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42). Она была очарована Тесеем еще во время игр в память ее брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest. graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42).

Бог Дионис, влюбленный в Ариадну, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным орами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5).

Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра Ариадны - Федра - стала потом супругой Тесея (Hyg. Fab. 43).









Отзывы. Литература. Евгений Немец - персональный сайт Музыка, литература, общение
http://www.desertart.ru/litcoment.php?id=23











































Ересь




Проклятье Астерия

2006-01-31




версия для печати

Тысячелетия проходят, а миф о Тесее и Минотавре продолжает будоражить умы. Я понимаю Борхеса, который вложил в Минотавра философское начало («Поверишь ли, Ариадна ? Минотавр почти не сопротивлялся». Х. Борхес «Дом Астерия»). Я понимаю Пелевина, который распределил роли чудовища на всех действующих лиц, а лабиринт поместил в сознания Тесея (В. Пелевин «Шлем ужаса»). В этой легенде участвует слишком много персонажей, чтобы миф был только поединком Тесея и Минотавра. Присутствие лабиринта вносит загадочность, участь большинства персонажей трагична, поведение героев зачастую ставят в тупик. Греки оставили нам головоломку — лабиринт, в котором каждый, чувствующий на то силы, хочет найти выход. Что может манить сильнее, чем неразгаданная тайна? Мы обречены на поиск ответа, и я позволю себе покопаться в этой истории тоже.

Легенда: Тесей

Афинский царь Эгей, мучимый бездетностью, отправился к Дельфийскому оракулу узнать, почему же боги не дают ему наследника. Туманный ответ оракула остался для Эгея тайной за семью печатями. Пытаясь разгадать его смысл, Эгей посетил Троисену (город в Арголиде, на Пелопоннесе), в надежде, что царь Троисены Питфей, слывший мудрым и проницательным мужем, поможет Эгею разобраться в прорицании оракула. Питфей и в самом деле нашел ответ — он заключался в том, что наследники Эгея еще долго будут править Афинами. Питфей не зря славился своим умом — он сразу смекнул, что при таком положении дел, весьма желательно породниться с Афинским царем. Он напоил Эгея до полного беспамятства и положил спать со своей дочерью Эфрой. Проснувшись наутро в объятиях юной принцессы, Эгей уверовал, что его новая жена родит ему наследника и, следовательно, предначертанное оракулом сбудется. Переполненный радости, Эгей вернулся в Афины заниматься своими царскими делами и ждать, когда наследник возмужает и сможет занять Афинский трон.


Эфра и в самом деле родила сына, которого назвала Тесеем. Но был один нюанс, о котором Эгей понятия не имел. В ту самую ночь, когда Афинский царь спал беспробудно и видел пьяные сны, в опочивальню Эфры явился Посейдон и сделал за Эгея все, что от мужа требуется. Тесей был зачал богом — Посейдоном, а вовсе не Эгеем. В этом блаженном неведении Афинский царь пребывал всю свою жизнь, потому как правду знала только Эфра, Посейдон, да сам Тесей.
В шестнадцать лет Тесей, вооруженный мечом отца-Эгея и благословлением матери, отправился в Афины. Герой состоялся и жаждал подвигов, и те не заставили себя ждать — по дороге в Афины, Тесей громил разбойников и всяких чудовищ, так что в Афины он въехал на волнах славы. Счастлив был Эгей прибытию сына, лишь одно омрачало его — в скором времени требовалось готовить для Миноса дань.
Минос — царь острова Крит и сын Зевса, обложил Афины ужасным оброком — каждый год Эгей обязан был посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых критяне скармливали Минотавру. Таким образом, Минос мстил Афинам за убийство своего сына Андрогея (эта история требует отдельного разбирательства).
Тесей вызвался положить конец этой позорной дани. В числе будущих жертв он отправился на Крит. Прежде, чем войти в лабиринт и сразиться с Минотавром, Тесей доказал Миносу свое божественное начало. Царь Крита бросил в море золотой перстень и попросил Тесея его достать. Герой, не раздумывая, прыгнул в воду, но вместо того, что бы искать перстень, прямиком отправился во дворец отца-Посейдона. Бог с радостью принял сына, вручил ему злополучный перстень и вернул Тесея на сушу, к удивлению и злости Миноса и великой радости Ариадны — дочери Миноса, которая успела влюбиться в юного героя.
Ариадна помогла Тесею справиться с чудовищем. Она дала ему меч и клубок ниток. Тесей привязал нитку у входа в лабиринт и отправился искать Минотавра, нашел его, убил и по нитке вернулся назад. Радости юным афинянам, избежавшим ужасной участи, не было предела. Они быстро снарядили корабль и покинули Крит, пока Минос не спохватился и не учинил с ними то, что должен был сделать Минотавр. Ариадна бежала с Тесеем, но их роман не продлился долго. На острове Наксос, к Тесею явился Дионис и дал понять, что Ариадна назначена ему (Дионису) в жены. Не в силах пойти против богов, опечаленный Тесей оставил Ариадну на острове, а сам продолжил путь в Афины. В своем горе Тесей забыл сменить черный парус на белый и это была непростительная ошибка. Цвет паруса являлся условным сигналом — если он белый, то миссия удалась, и Тесей возвращается живой и здоровый. Если парус черный, то миссия провалилась и Тесей погиб. Эгей, целыми днями всматривавшийся в морской горизонт в ожидании сына, увидел, наконец, черный парус, решил, что Тесей погиб, и бросился в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Рассматривая вышеизложенный экстракт легенды (я опустил детали, непосредственно не связанные с Тесеем и Минотавром), возникает законный вопрос: почему Тесей отправился без оружия? Будучи молодым и сильным, Тесей был достаточно рассудителен, иначе он не одержал бы столько побед — многие его противники слыли хитростью, и одной силой их было не одолеть. Тесей же, оправляется на вражескую территорию сражаться с чудовищем, не захватив с собой даже перочинный нож. Не мог же он знать заранее, что Ариадна влюбится в него и будет ему помогать. Может быть, Тесей что-то знал такое про Минотавра, чего не знал никто больше? И другой не менее интересный вопрос: зачем Тесею понадобилось лезть на рожон в самый ответственный момент? Зачем нужно было вступать с Миносом в спор и доказывать ему свою божественную природу? Царь Крита — сын Зевса мог приказать убить Тесея за наглость, не дожидаясь, когда это сделает Минотавр. Этот поступок кажется безрассудным, только если Тесей специально его не спровоцировал. Например, чтобы повидаться с отцом-Посейдоном, прежде чем отправится к Минотавру.



Легенда: Минотавр

Посейдон направил Миносу великолепного быка, дабы царь Крита принес того быка ему — Посейдону, в жертву. Минос, очарованный красотой животного, отказался его убить. Посейдон впал в ярость и отомстил Миносу тем, что наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к тому животному.


Здесь требуются кое-какие пояснения. Во-первых, бык в греческой мифологии это священное животное, символ плодородия. Во-вторых, многие Олимпийские боги принимали обличье быка (например, Зевс выкрал Европу, будучи как раз быком, да и Посейдону доводилось в подобном виде являться людям). Из этого следует, что бык, которого Посейдон направил Миносу, был не чем иным, как ипостасью самого Посейдона. Этот вывод на первый взгляд кажется бредом, потому как получается, что Посейдон оправил сам себя, дабы Минос принес Посейдона в жертву опять же Посейдону. Но дело в том, что у Владыки морей были причины недолюбливать Миноса, потому как Критский царь был сыном Зевса, а у Посейдона с братом (Зевс, Посейдон, Аид — родные братья, дети Крона) всегда были натянутые отношения. Посейдон, таким образом, мог проверять лояльность Миноса, готовность Критского царя служить ему, а не своему отцу.
Пасифая, не в силах совладать с обуявшей ее страстью, попросила Дедала помочь осуществить ее дикую фантазию. Дедал (о нем поговорим позже) согласился. Он построил деревянную корову и обтянул ее коровьей шкурой. Разумеется, все требуемые отверстия присутствовали. Пасифая забралась внутрь, корову выкатили на поле, где пасся бык, состоялся акт божественной зоофилии.
От этой неестественно связи родился Минотавр — существо с телом человека и головой быка. Его назвали Астерий.
Придя в ужас от результата, Пасифая согласилась с Миносом, который желал спрятать урода подальше от человеческих глаз. Минос приказал Дедалу построить лабиринт, из которого невозможно найти выход, и когда Дедал окончил строительство, поместил в центр лабиринта Минотавра.

Так и выходит, что Астерий родной брат Тесея по линии отца-Посейдона. Не за этой ли информацией нырял Тесей в море? Затем, Афины посылали дань третий раз, следовательно, Минотавр жил в лабиринте всего лишь два-три года. Если до этого Минотавр жил не в лабиринте, то чем он питался? Если бы Минос скармливал Минотавру собственных подданных, жители Крита вряд ли стали бы терпеть такое к себе отношения. Но ни о каких бунтах легенда не говорит. Из этого следует, что на момент прибытия Тесея Минотавр был… ребенком . Уродливое создание трехлетнего возраста. Несчастное создание. Рожденное в наказание взрослым, за грехи родителей — за грехи, которые им не совершались, и о которых он не имеет понятия. Упрятанный в недра лабиринта, лишенный материнской заботы и всякого общения, Астерий был обречен на одиночество и ужас существования. Астерий не мог быть опасен для Тесея, как не мог быть опасен вообще для кого угодно. Тесей знал это, поэтому не брал с собой оружие. Может быть, ныряя в морскую пучину, Тесей хотел спросить у своего отца-Посейдона, что ему делать с Минотавром? Потому что убить его было просто даже голыми руками.



(Вольное изложение)
—Что мне делать с Астерием, отец?
—Это твой лабиринт, Тесей. Ты сам должен найти выход…

Лабиринт

Лабиринт — это не обязательно переплетение коридоров. В первую очередь, это поиск выхода —решение задачи, которая кажется не решаемой. В этом свете лабиринтом может быть и лес, и пустыня, и океан. Если ты не знаешь куда идти, то так ли важно, ограждают тебя стены коридоров или нет? Заблудившись, люди ходят по кругу и на открытых пространствах.


Войти в лабиринт, разыскать Минотавра, убить его и найти выход назад. Сопоставив факты, Тесей решил первую часть головоломки — он нашел брата, и мог его убить. Но дальше задача уходила в плоскость этики — убив несчастное и безобидное существо, благо ли он совершит, или зло? И, главное, сможет ли потом жить с этим? Разве это не лабиринт?
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что лабиринта, как такового не существовало, и на этом можно бы поставить точку, если бы… если бы Артур Эванс не откопал Кносский дворец.

Кносский дворец

В начале прошлого века археолог Артур Эванс, уверенный в существовании лабиринта Минотавра, отправился на остров Крит. Его поиски увенчались успехом — он нашел самый странный дворец, который когда-либо знало человечество. Его назвали Кносским.


Площадью в 16 000 квадратных метров и состоящий из сотен помещений, этот дворец представляет собой пик алогизма — коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Самое главное — дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор — как хорошо это согласуется с легендой, по которой Минотавр жил в сердце лабиринта.
В комнатах дворца археологи нашли много полезного — бытовая утварь, оружие, украшения. Но самое интересное, это таблички с линейным письмом. Эти надписи не расшифрованы и по сей день.
Стало быть, лабиринт существовал, и легенда не высосана из пальца. Что нам это дает? Только новые загадки. Например, зачем вообще понадобился лабиринт? Чтобы спрятать чудовище от людского взора, достаточно было поместить Астерия в бронебойное помещение из четырех стен — это намного дешевле и проще, чем дворец- лабиринт в 16 000 квадратных метров.
Чтобы понять происходящее, нужно вспомнить, что Минос был царем Крита — на тот момент мощной державы, следовательно, заботился об укреплении своего влияния на прочие государства. И то, что афиняне платили ему дань, тому подтверждение. Минос решил извлечь из ситуации пользу. Он внушил всем иллюзию, будто Минотавр непобедимое чудовище, но при этом подконтрольное самому Миносу. Иначе как бы смог царь Крита посадить чудовище в лабиринт? Стандартная демонстрация силы и твердости воли.
Этот миф сам по себе не смог бы прожить долго, рано или поздно Минотавра пришлось бы показать. Дальновидный Минос нашел гениальное решение — он сделал так, что Минотавра еще требовалось разыскать, и если это кому-то удавалось, нужно было потом найти дорогу назад. Блуждая запутанными коридорами, переполненные страхом перед чудовищем, поджидающим за очередным поворотом, люди и самом деле находили Минотавра — свой собственный ужас. Сам по себе Минотавр был не нужен, достаточно было того, что люди верили в его существование. Тесей не боялся Астерия, потому быстро его нашел. Возможно, Тесей был единственный из посторонних, кто видел живого Минотавра.

(вольное изложение)
—Тесей, твой меч не обагрен кровью…
—Поверишь ли, Ариадна, Минотавр умер от страха…

В этом свете помощь Ариадны не кажется такой уж необходимой. Меч, который она вручила Тесею, был попросту бесполезным атрибутом, а нить не поможет найти центр лабиринта, только быстрее вернуться назад. Но человек, который отыскал сердце лабиринта, наверняка сможет найти из него выход. Возможно, Ариадна и любила Тесея, но играла она в игру своего отца — ее действия не более чем фарс, декорация в спектакле Миноса, по которому Минотавр был смертельно опасен и герой, чтобы победить, должен был иметь оружие.


Итак, актеры исправно играли свои роли, действо разворачивалось по утвержденному сценарию. Но все это не удалось бы осуществить, если бы Дедал не построил лабиринт.

Легенда: Дедал

Дедал был жителем Афин и слыл искуснейшим художником и скульптором. От себя добавлю, что он так же был выдающимся архитектором (раз построил тот лабиринт) и инженером (это он сделал крылья, на которых его сын Икар пытался долететь до солнца).


У Дедала был ученик — его племянник. Талантливый юноша, которому прочили великое будущее. Дедал, в страхе, что слава его ученика затмит его собственную славу, убил племянника. Но про это прознали граждане Афин, возмутились и пожелали завистливого художника наказать. Дедал был вынужден бежать на Крит, и просить у Миноса политического убежища. Минос принял убийцу, ибо считал за благо иметь подле себя столь талантливого человека.
Из этой истории можно сделать вывод, что Дедал не обременял себя моральными проблемами. Его заботила только собственная слава. Не думаю, что он терзался сомнениями, когда Пасифая просила его сделать искусственную корову. Нет смысла утверждать, что Дедала тревожила судьба Минотавра, для которого он по приказу Миноса строил лабиринт.
По легенде Дедал помогал Тесею вместе с Ариадной — это он надоумил принцессу дать Тесею клубок ниток. Но с чего бы Дедалу все это делать? Ответ очевиден — найди Тесей выход без его помощи, миф о лабиринте, в котором невозможно найти выход, развеялся бы. Бесконечные коридоры обрели бы конечность, у не решаемой задачи появилось бы решение. Дедала беспокоила участь своего творения — ничего больше. Он не мог пойти на то, чтобы его лабиринт смерти опустился до обычной постройки. Преследую свою цель, Дедал так же лил воду на мельницу Миноса.

Тесей и Минотавр

Тесей вошел в лабиринт в твердой уверенности, что все происходящее чудовищная мистификация. Он шел по коридорам и находил истлевающие тела заблудившихся в собственном ужасе людей. Никто из них не дошел до сердца лабиринта — страх убивал их раньше. А в центре, где лабиринт расходился просторным двором, сидел одинокий Астерий, и царапал на глиняной табличке летопись своей горькой участи на только ему понятном языке. Обреченный на одиночество, он вынужден был придумать свой собственный язык — линейное письмо, чтобы окончательно не сойти с ума. Он поднял на Тесея глаза, полные мольбы об избавлении.



(вольное изложение)
—Ты изменился, Тесей, — в глазах Ариадны стояла тревога.
Тесей не ответил, но его взгляд кипел ненавистью.





















Ариадна дает клубок Тесею





Тесей покидает Ариадну на Наксосе






Спящая Ариадна




Ариадна проснулась







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет