Понятие искусства. Специфика искусства как способа художественного освоения действительности



бет1/8
Дата29.06.2016
өлшемі0.64 Mb.
#164756
  1   2   3   4   5   6   7   8

3

От автора

История мирового искусства – учебная дисциплина, требующая от студентов знания общей истории, культурологии, философии, без которых содержание и значение искусства не могут быть осмыслены в полной мере. Объём материала, который предстоит освоить, также очень велик. Предлагаемое учебное пособие даёт краткое изложение только необходимого минимума информации, но может служить достаточно надёжной основой для самостоятельной работы каждого студента. Можно порекомендовать использовать данное пособие для того, чтобы в обширных, часто многотомных учебниках по искусствознанию и истории искусства находить главное, а также наиболее интересное для себя.

Изучение истории искусства предполагает не только освоение минимума знаний, но и выработку теоретически обоснованного художественного вкуса. Учебное пособие рассчитано на то, чтобы помочь в этом сложном процессе.

Учитывая повышенный интерес к музыке, а также дефицит теоретических сведений об этом виде искусства у молодёжи и состояние дел в сфере молодёжной культуры, автор счёл необходимым включить в пособие специальный раздел, посвящённый основам теории музыки в надежде на то, что этот вид искусства будет лучше понят студентами.



Понятие искусства. Специфика искусства как способа художественного освоения действительности

Искусство – это самосознание культуры, т.е. оно воссоздаёт содержание и строение каждого её исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т.д. состояния.

Искусство – есть результат (и процесс) художественной деятельности человека.

“Художественное” - это тоже многозначное понятие:

- оно может быть истолковано как “придуманное”, не реальное “вымышленное”;

- оно может истолковываться как оппозиция понятию “научное”;

-“научное” - “научно-популярное”-“художественное” (фантастика в литературе может “опережать”науку в жизни, открытия науки в целях популяризации могут быть представлены в занимательном, упрощённом, но не в художественном стиле, ключе);

-“художественное” может быть истолковано как “смоделированное”, “воссозданное”, ”сотворённое”. В этом понимании термина “художественное” заключён особый смысл: художественная деятельность – это деятельность моделирующая, т.е. познавательная. Следовательно, искусство – это одна из форм освоения мира.

Художественная деятельность никогда, даже в глубочайшей древности, не была вызвана необходимостью (Гнедич С.) - это проявление свободной воли человека, его творческого потенциала. Эта деятельность обязательно предполагает желание (волю) создать нечто совершенное, прекрасное, красивое, т.е. художник – творец (от дикаря-ребёнка до гения в любую эпоху истории человечества: всегда, творит по законам красоты или по эстетическим законам).

“Эстетическое” (греч. слово):

1.“Эстетическое” – чувственно воспринимаемое, т.е. зрением, слухом.

2.“Эстетическое”- это особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Оно предполагает, прежде всего, созерцание отдельных предметов, (единичного), которые постигаются как нечто завершённое и целостное.

“Целостность” - это трудно определяемое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на предмет, которое порождает общее впечатление. “Целостность” есть состояние самодостаточности, завершённости, индивидуальной полноты и неизбыточности. <…> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его” (Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987, с.20).

Такой предмет вызывает ощущение необходимости в нём каждой детали. “Он максимально упорядочен и завершён” (Хализев. С.17), в нём ничего нельзя “ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже” (Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М., 1935, т.1, с.178).

Эстетическое созерцание имеет миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетически, человек силой непосредственного чувства, не прибегая к логическим процедурам, прозревает его значимость для себя.

Эстетическое созерцание имеет два аспекта:

- объективный – предметный;

- субъективный – эмоциональный.

Следовательно, оно может осуществляться как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и свойств воспринимающего сознания.

Эстетическое созерцание следует отличать от моральной оценки, религиозных переживаний, от утилитарных оценок, а также от научного познания, сопряжённого с интеллектуальной деятельностью.

Это связано с тем, что искусство, наука, религия, мораль – разные формы общественного сознания. И вообще сознания как отражения действительности. Каждая из форм специфична во всех отношениях, но это относится к философской проблематике и нами здесь не рассматривается. Важно понимать, что существуют две формы освоение мира: понятийно-логическая и чувственно-образная. Вторая характерна для искусства, но они не существуют изолированно друг от друга: воображение, чувственное восприятие действительности необходимы учёному, но конечный результат его труда - это теоретическое, строго логическое построение – закон, который часто может быть выражен формулой или однозначной формулировкой, содержащей термины или научные понятия.

Художнику кроме эмпирического опыта и воображения всегда необходимо точное знание (в разных видах искусства - разные знания искусства слова, архитектуры, кино), знание законов, действующих в той сфере искусства, точнее, художественной деятельности, в которой он самореализуется. Кроме того, художник должен знать что-то такое о человеке и о мире человека, что сделало бы его интересным для людей. Иначе самая искусная вещь останется только вещью, “поделкой”, но не произведением искусства. Конечным результатом труда художника является художественный образ. Это очень сложный, не до конца изученный феномен. Начнём с простого. Образ как феномен сознания и как чувственная (слуховая, зрительная) воплощённость представлений рассматривался многими учёными (Потебня А.А. Мысль и язык. Эстетическое и художественное. С. 259-267).

Художественный образ – это чувственная воплощённость представлений (а не самих предметов), в создании которых принимает активное участие воображение автора.

Автор не просто воспроизводит единичные факты, предметы и т.д., но сгущает, концентрирует существенные для себя стороны жизни с целью оценивающего осмысления.

Начиная со второй половины 20 века этот процесс активно изучается с позиции семиотики (Лотман Ю.М. Семиотика. М., 1983). Основными понятиями семиотики являются “знак”, “знаковая система”, “семантика” и др. (Ч.Пирс 1837-1914 гг.-типология знаков).

Художественный вымысел на ранних этапах развития искусства не осознавался, поскольку архаичное сознание не различало и не разграничивало правды исторической и правды художественной. Хотя даже древние народные сказки не выдавали себя за зеркало реальности.

Аристотель в 9 главе “Поэтики” разграничивает эти понятия: (историк говорит о случившемся, поэт – возможном). Каждая следующая эпоха – эллинизм, Возрождение, классицизм, романтизм, реализм по-своему решали эту проблему (одну из самых сложных философско-эстетических проблем). Однако какое бы решение ни предлагали исследователи, искусство без вымышленных образов существовать не может. Д.С.Лихачёв предложил следующее её решение: формы первичной реальности воспроизводятся художником избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает внутренний мир произведения. При этом имеют место две тенденции художественной образности: условность и жизнеподобие (они взаимодействуют) (см. Хализев, с.117).

Вывод. Искусство – это образная сфера культуры.

Искусство – важнейшая автономная часть культуры, один из способов освоения мира человеком, одна из форм общественного сознания. Спецификой искусства является его ориентация на эстетическое освоение реальности. Эстетическая деятельность – специфическая деятельность. Предельная свобода человека возможна именно в эстетической деятельности, то есть “деятельности по законам красоты”. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.



Искусство в художественной культуре различных исторических эпох

Исторические эпохи, в рамках которых будет рассмотрено искусство как элемент художественной культуры:





I

Древний мир – художественная культура Древнего мира:

1)искусство Древнего Египта; 2)искусство Античности.

II

Европейское Средневековье – художественная культура Европейского Средневековья:



1)Западноевропейское искусство Средневековья;

2)Византийское и Древнерусское искусство.



III

Ренессанс – художественная культура Возрождения:

1)Итальянское искусство (Флорентийское искусство);

2)искусство Испании, Германии, Нидерландов.



IV

Эпоха Просвещения – художественная культура эпохи Просвещения:

1)искусство барокко;

2)искусство рококо;

3)искусство классицизма;

4)искусство сентиментализма.

Предромантизм.


V

XIX век

1)романтизм как тип художественной культуры – искусство романтизма;

2)реализм XIX века – искусство реализма;

3)импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве западноевропейских стран и в России


VI

XX век

культура XX века – современное искусство России, стран Западной Европы, Америки

Не трудно заметить, что за пределами нашего внимания остался огромный пласт (пласты) искусства – это искусство Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Восточной Европы, Центральной Азии, народов Севера и т.д. Это объясняется тем, что невозможно охватить всё искусство, созданное человечеством за свою историю, в небольшом по объёму пособии.

Русское искусство генетически и типологически связано с европейским в его византийском варианте и с европейским искусством Нового времени (Франция, Германия, Италия и др. страны), а в настоящее время отечественное искусство, как и всё европейское искусство, подвержено агрессивному натиску искусства США, а отчасти и афро-американского искусства.

Европейское искусство выросло из Античности – этим и объясняется выбор предложенных для ознакомления типов художественной культуры и искусства.

Искусство Древнего Египта представляет собой один из типов великого Восточного искусства, созданного древнейшими цивилизациями, и уходящего своими корнями в доисторические времена. Это искусство, возможно, вывело человечество из его “колыбели”- состояния первобытности. (Это ещё одна проблема не только и не столько нашего предмета, как целого ряда различных наук и философии).

Мы, тем не менее, дополним наш перечень ещё двумя пунктами:

1. Синкретическое искусство первобытной эпохи.

2. Искусство Востока-Запада.

Понятия “Восток” и ”Запад” в данном контексте имеют не хронологическое, не географическое, а типологическое содержание:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанут Небо с Землёй на Страшный Господень суд.

Но нет Востока и Запада нет, что – племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?

(“Баллада о Востоке и Западе” Редьярд Киплинг).

Типологическая характеристика искусства

Все искусства подразделяются на три большие группы:

1. Пространственные искусства.

2. Временные искусства.

3. Пространственно-временные.

Эти три группы различаются способом материального бытия.

Внутри каждой из этих групп можно назвать по несколько видов искусства, которые объединены способом материального бытия, но различаются:

- знаковой, семантической природой, материалом, из которого создаются в них художественные образы (“языком”) – своей ролью в художественной культуре.

К пространственным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, скульптура. Пространственные искусства незаменимы в создании образов, визуализации незримого (Репин. Портрет соседки по даче).

“Наслаждаться одновременностью” – главная способность пространственных искусств.

Пространственные искусства, создавая визуальные художественные образы, превратились в орган культурной памяти человечества.

Виды искусства, относящиеся к этой группе, называют пластическими.

Бернштейн Б.М. в статье “Пространственные искусства как феномен культуры” писал: «…колонна, статуя или картина пребывают, омываемые потоком времени, и это пребывание ограничено лишь долговечностью материала» (Искусство в системе культуры. Л., 1987, с.139). Однако пластические пространственные искусства способны (каждое в меру своих возможностей) воплощать и временные аспекты бытия.

На протяжении истории пространственные пластические искусства, меняя свои позиции в художественной культуре, своё место среди других искусств, постоянно осуществляют функцию формирования культурного пространства и зримого выражения духовной сути многообразных культур.

К временным искусствам относятся словесное искусство и музыка.

Словесному искусству традиционно отдаётся первенство, поскольку оно пользуется универсальным средством – языком. Возможности человеческого языка огромны. Кроме того, “общедоступность” в пользовании языком рождает заблуждение, которое заключается в том, что литературу считают искусством, не требующим специальной подготовки для своего восприятия. Однако “язык” литературы – это особый язык, в нём материализуются результаты художественной деятельности писателя-творца (художника). Музыка – это искусство, в котором художественный образ материализуется в звуках – один из сложнейших видов искусства. И литературное и музыкальное произведение живёт во времени, и, будучи исполняемо неоднократно, оно остаётся самим собой и, в то же время, становится иным.

К пространственно-временным видам искусства относятся искусство танца, театр, кино (телевидение, цирк, эстрада и т.д.). В разных видах пространственно-временного искусства обязательно воплощается принцип “здесь и сейчас”, но один из этих искусств, требуют “техники тела”, в них доминирует “обнаружение себя” (цирк), в других преимущественное значение приобретает “выражение собой”.

Зрелищные искусства синтетичны по своей природе, хотя мера сложности в различных видах искусства может быть различной. Данное семейство искусств представляет собой открытую систему и находится в зависимости от технических возможностей, вообще от уровня развития техники в ту или иную эпоху.



Прогресс искусства

Шедевры искусства появляются там и тогда, где и когда традиция и новаторство “сходятся”. Прогресс искусства – это понятие условное и относительное, так как:

- шедевры не стареют;

- прогрессирует “технология производства продуктов художественной деятельности”;

- расширяется сфера искусства, так как обогащается сознание человечества.

Если “художественный продукт” не говорит уму и чувству ничего нового, то искусства нет. Произведение искусства – феномен, явление, позволяющее творцу- художнику что-то новое сказать, а зрителю – понять. Художник-гений нуждается в зрителе того же уровня и масштаба. Искусство прокладывает путь в познании человеком мира и самого себя. Человечество, следуя за творцами, “поднимается” всё выше и выше.

Резюме: мир складывается из трёх реальностей:

- натура – “первая реальность” – это мир без человека и без знания о нём;

- культура – “вторая реальность” – это мир человека и то, что он сотворил;

- искусство – “третья реальность” – это часть того, что человек знает о мире (натуре, культуре) и то, каким он хотел бы видеть мир.

Искусство отражает мир в художественных образах. Художественный образ – это категория эстетики, восходящая к древнегреческому “эйдос” – блик, вид. Слово образ многозначно. Образ как конкретное представление, то есть отражение человеческим сознанием единичного предмета, явления, факта, события в их чувственно воспринимаемом обличии противостоит понятию, которое фиксирует общие, повторяющиеся свойства реальности. В этом смысле – образ представляет собой феномен сознания форму освоения мира.

Образ – воспроизведённое представление, то есть чувственно воспринимаемая данность (в слове, в звуке, в красках, в движении, в пластической форме и так далее. Потебня А.А. Мысль и язык). Именно это значение понятия “образ” позволяет выделить образы фактографические, научно-иллюстративные и художественные.

Художественные образы отличаются тем, что при их создании огромная, определяющая роль принадлежит творческому воображению, сознанию художника. Художественный образ включает в себя вымысел, то есть он не является полным аналогом реальности. “Душа в заветной лире”, - поэтическая формула А.С.Пушкина – фиксация того, что воображение – это не только стимул к творчеству, но “вообразимое”, что значит “вымышленное” – часть произведения, некая данность, присутствующая в созданиях искусства.

В семиотике, науке о знаках, понятие художественного образа заменяется понятием “знак” (Ч.Моррис, Ю.Лотман “Избранные статьи в трёх томах”. Таллин 1993).

Художественный образ – универсальный язык искусства, который сам может создаваться разными методами.

Метод (древнегреческое – ‘путь, способ’) зависит от эпохи, её философских, религиозных, эстетических принципов; от технической оснащённости, от индивидуальных особенностей художника и т.д. Художественный метод – это система принципов, определяющих процесс создания произведения искусства. Художественные методы находятся в зависимости от художественного стиля или стилей эпохи.



Стили искусства

Стиль – это совокупность неких устойчивых черт, признаков, особенностей.

Художественный стиль – это единство образной системы и приёмов художественного выражения в искусстве. Д.С.Лихачёв говорил о международных литературных общностях, как “великих стилях”, различая в их составе “первичные” и “вторичные”.

“Первичные” стили – романский;

ренессанс;

классицизм;

реализм.

“Вторичные” стили – готика;

барокко;

романтизм.

Понятия “реализм”, “готика” и другие могут быть рассмотрены или как стили, или как направления в искусстве. Важно то, что они помогают осмыслить искусство в его эволюции, то есть в процессе существования.

Романский стиль (от латинского romanus - римский).

Готический стиль (от итальянского gotico – готский, варварский).

Барокко (от итальянского baroco – странный, причудливый).

Классицизм (от латинского classicus - образцовый).

Рококо (от французского rocaile - раковина).



Художественные течения

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство).

Романтизм.

Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный).

Натурализм (от латинского natura - природа).

Модернизм (от французского modern – новый, современный).

Символизм.

Импрессионизм.

Экспрессионизм.

Сюрреализм.

Абстракционизм.

Футуризм.

Каждое художественное течение характеризуется определённым стилистическим своеобразием. Смешение стилей и направлений называется эклектикой.

В настоящее время эклектика часто рассматривается как особый стиль.



Человек – творец искусства и его “потребитель”

Искусство возникло значительно раньше в истории человечества, чем попытки его осмысления и изучения – это закономерно.

Идеал художественного совершенства, определивший развитие европейского искусства, сформировался в Древней Греции и нашёл своё воплощение в искусстве классического периода (V – IV вв. до н.э.). Мерой вещей для греков был человек, совершенный телесно и духовно, как цель культурного процесса. Формирование человека – гражданина полиса осуществлялось с помощью гимнастики и мусических искусств. Этот процесс греки называли “пайдейя”. В процессе прочного овладения навыками человек достигал особой высоты в “техне”, т.е. в искусстве. Овладевший “ремесленническими” навыками должен был овладеть и навыками “политике техне”, то есть искусством взаимоотношений с людьми в обществе. Только после этого он считался “знатоком”. “Знатоком” человек становился благодаря многолетнему пребыванию в “схолэ”. Грамматика (чтение и письмо), литература, мифы, произведения Гомера, музыка (игра и декламация под музыку) – это первоначальное образование эллина. С 12 лет он занимался в палестре. Палестра – место для гимнастических упражнений. Гимнасий сочетал мусические и гимнастические искусства в форме соревнования молодёжи перед старшими, которые играли роль публики и судей. В свою очередь молодёжь в качестве слушателей участвовала в заседании зрелых мужей – граждан полиса во время обсуждения важных государственных дел. Это и была гуманитарная практика греческой “пайдейя”. Её цель – развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного (у греков эстетическое и этическое в оценке того или иного явления совпадали).

Проблема вкуса

Вкус – это способность к самостоятельному ориентированию в потоке разнородных продуктов художественного производства, избиранию собственно художественных произведений, осознанию их содержательно – артистических достоинств и установлению их ценностной значимости.

Суждения вкуса основываются на результатах духовного освоения произведения. Вкус может проявляться на двух уровнях:

- вкус интуитивный, основанный на способности индивида “вживаться” в произведение;

- вкус высокоразвитый, что предполагает наличие у индивида способности не только вживаться, но и оценивающе размышлять о произведении. Человек, обладающий высокоразвитым вкусом должен владеть понятиями о критериях художественного совершенства.

Резюме: условиями достижения высокой культуры художественного вкуса являются:

-“тонкая” душа;

- система понятий.



Ситуация “плюрализма вкусов”:

“У каждого - свой вкус”, “О вкусах не спорят” и т.п.

Плюрализм вкусов предполагает наличие множества вкусов, с этим спорить не приходится. Проблема заключается в том можно ли считать все вкусы равноценными. Проблема возникла потому, что понятие “вкус” фиксирует особый феномен, во многом – субъективный. Тем не менее, объективная основа у вкуса есть – это система ценностей особого свойства: художественных ценностей. Художественные ценности – это такие результаты художественной деятельности, которые способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, разум и волю людей.

Существует релятивистская теория, в соответствии с которой любые мнения равноправны, правомерны. Эта теория очень удобна для невежд и лентяев, поскольку позволяет уравнивать художественные шедевры и изделия поп-арта.

Изделия поп-арта или коммерческой артиндустрии создаются с иными, нежели произведения искусства, целями:

- деньги,

- популярность,

- успех и т.п.

Произведения искусства – это всегда прорыв в неизвестное человеку о себе самом. Релятивистское понимание искусства основывается на псевдоценностях.

Псевдоценности – это эрзацы, имитирующие художественные произведения, но имеющие хождение в качестве ценностей. На их основе создаются “произведения” для развлечения публики, для заполнения досуга или с другими целями.

Антиценности – некие продукты коммерческой артиндустрии, имеющие целью не только коммерческий успех, но и формирование особого рода сознания определённых слоёв общества (прежде всего молодёжи). Художественная продукция, создающаяся на базе псевдоценностей и антиценностей, называется китч.

Резюме: искусство “происходит” от “искушённость”, то есть опытность, мастерство, владение “тайнами мастерства”. Чем меньше людей в обществе обременены знаниями и духовным опытом, тем победоноснее шествие китча.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет