Пояснительная записка Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Фома Аквинский (XIII в.) приводит такое суждение: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать»



Дата24.07.2016
өлшемі163.6 Kb.
#219234
түріПояснительная записка


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1420

Юго- Восточного окружного управления образования

г. Москвы





Утверждено

Директором ЦО №1420

Николаевой А.И.

30.08.2013






Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения учителей эстетического цикла и педагогов дополнительного образования
Протокол №1 от 28.08.2013


Вокализ
Адаптированная программа для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста

в системе дополнительного образования

художественно-эстетической направленности.

Составлена Р.И. Могилевской, Н.А. Защеринской, Н.В.Корчагиной (Городской программно-методический центр дополнительного образования детей).

Срок реализации три года.

Педагог дополнительного

образования Загряжская В.В.

Москва

2013


Пояснительная записка

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Фома Аквинский (XIII в.) приводит такое суждение: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать». В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующие воздействие на воспитание нравственных качеств личности.

Д. Кабалевский отмечал: «Взгляды на музыку неотделимы от взглядов на жизнь вообще», поэтому для духовного развития детей необходимо отбирать лучшие образцы классической, современной и народной вокальной музыки.

Данная программа разработана в соответствии с современными достижениями вокальной педагогики и базируется на материалах программ:

по музыке для общеобразовательных школ;

для внешкольных учреждений («ВИА»);

по постановке голоса вокального факультета музыкального училища им. Гнесиных;

по постановке голоса музыкального факультета Педагогического Университета.


Цель обучения сольному пению – развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе синтеза и взаимодополняемости обучения сольному и хоровому пению.

Цель осуществляется посредством решения ряда задач.



Образовательные задачи:

сообщение учащимся сведений о музыке, композиторах, исполнителях, вокальных школах;

объяснение детям принципов звукообразования, дыхания и т.д., изложение знаний о природе человеческого голоса, его физиологии.

Воспитательные задачи – привить певцу такие черты как:

любознательность;

пытливость ума;

самостоятельность;

трудолюбие;

организованность;

порядочность;

воля;


творческое мышление.

Развивающие задачи:

развитие вокального слуха;

формирование и развитие вокальных навыков;

развитие специальных вокальных качеств – выносливости голоса, силы, диапазона, тембра голоса;

формирование эмоциональной сферы;

развитие музыкальной памяти;

развитие артистизма.

Условия реализации программы.
Сольное пение является органичной составной частью общего музыкального образования. Наша программа рассчитана на обучение сольному пению учащихся средних и старших классов ЦО, принятых в объединение «Вокализ». Прием осуществляется по результатам прослушивания, которое проводится в начале каждого учебного года. Воспитанников приводит на занятия сольным пением интерес и любовь к музыке, стремление выразить собственную индивидуальность. Возможно обучение до 17 лет.
Детей, занимающихся сольным пением можно разделить на две группы:

Группа коррекционного обучения – дети со слабыми и средними музыкальными способностями. Охватывает 75% от состава учеников.

Группа потенциальных солистов, которая составляет 25% от состава учеников.

В нее входят дети, обладающие хорошими музыкальными способ­ностями и вокальными данными.

Кредо работы педагога сольного пения – «не навреди». То есть, от него требуется: бережное отношение к голосу певцов, индивидуальный подход к учащимся с учетом возрастных, психологических особенностей и музыкальных способностей детей.
Содержание программы и методика ее реализации:


  • учащиеся овладевают навыками пения в сопровождении инструмента;

  • воспитанники учатся петь без сопровождения инструмента;

  • дети овладевают навыками пения в ансамбле;

  • учащиеся осваивают сольный репертуар;

  • воспитанники приобретают специальные вокальные знания, умения и навыки;

  • педагог проводит беседы о музыке, композиторах, исполнителях, вокальных школах.


Основные формы организации занятий:


  • вводные занятия;

  • итоговые занятия;

  • теоретические занятия;

  • практические занятия;

  • открытые занятия;

  • методические занятия;

  • зачеты;

  • прослушивания;

  • беседы;

  • концерты.



Тематический план и программные требования.
Программа «Вокализ» (сольное пение и постановка голоса) предусмотрена для учащихся 4-11 классов общеобразовательных школ (в возрасте от 11до 17 лет). Продолжительнось обучения детей по этой программе - 3 года. Планирование составлено с учетом возрастных особенностей учащихся.

М. Гарсиа (XVII век) сказал: «Артисты не импровизируются, они формируются медленно» и «надо остерегаться слишком сурово оценивать даже тех учеников, которые вначале не производят благоприятного впечатления».

В работе с детьми на начальном этапе обучения применяется пение в щадящем диапазоне, мягким, нефорсированным звуком. Рекомендуется петь много колыбельных песен для выработки у юных вокалистов кантиленного звучания.
1-ый год обучения:


  • ознакомление с техникой пения стоя и правилами охраны детского голоса;

  • изучение основ певческого дыхания;

  • овладение навыками нижнереберного дыхания;

  • начало развития вокального слуха;

  • формирование навыка распределения дыхания на фразу.

  • овладение навыком мягкой атаки;

  • формирование слухового самоконтроля;

  • воспитание осознанного отношения к пению;

  • развитие вокального слуха;

  • работа над дикцией.

  • выравнивание гласных;

  • округление гласных;

  • освоение правил логики речи – выделение основного слова, помогающего подчеркнуть мысль в музыкальной фразе.


Примерный репертуар.
Народные песни:

 «Солнышко»;

 «Соловей - соловеюшка»;

 «Ходила младешенька по борочку»;

 «Зеленейся, зеленейся»;

 «Речка» в обр. П.Чайковского;

 «Комарочек»;

 «Скок поскок» в обр. А. Лядова;

 «Я по садику» в обр. А. Гречанинова.
Классика:

 Л. Бетховен. «Сурок»;

 Ж. Векерлен. «Не забудьте, детки»;

 Ц. Кюи. «Майская песенка»;

 А. Лядов. «Сорока», «Петушок», «Колыбельная», «Сказочка», «Дождик, дождик», «Окликание дождя».
Песни современных композиторов:

 М. Матвеева. «До, ре, ми, фа, соль, ля, си»;

 Г Портнов. «Лесной родничок»;

 И. Хромушин. «Тик-так»;

 Т. Назаров. «Поздняя осень», «Долго мы искали»;

 Т.Чудова. «Где зимой ты ходишь, солнце?»;

 М. Красев. «Ландыш».
Второй год обучения.
Подростковый возраст – сложный период в формировании организма ребенка вообще и в развитии голоса в частности. Голоса воспитанников становятся более сильными, но и более ломкими. Происходит процесс мутации, и при пении требуется большая осторожность, забота и внимание к голосу, частые перерывы для отдыха, щадящий режим диапазона, удобный для поющего.

Внимание учащегося должно быть направлено не на сам голос, а на выполнение актерской задачи. Очень важным становится максимально полное освобождение мышц. К. Станиславский считал, что «через зажатое тело не может пройти чувство».



  • повторение и закрепление навыков правильного дыхания;

  • закрепление навыка звукообразования;

  • дальнейшая тренировка правильной дикции;

  • продолжение работы над логикой речи;

  • начало работы над артистизмом исполнения.

выравнивание регистров;

  • укрепление среднего регистра;

  • продолжение работы над чистотой интонирования;

  • дальнейшее совершенствование артистизма исполнения.


Примерный репертуар.
Народные песни:

 «Я на камушке сижу»;

 «У меня ли во садочке» в обр. Н. Римского-Корсакова;

 «Со вьюном я хожу» в обр. А. Гречанинова;

 «Земелюшка – чернозем» в обр. А. Лядова;

 «Подоляночка»;

 «Добрый вечер, дивчино» – украинская народная песня.
Классика:

 П. Чайковский. «Кукушка», «Весенняя песня»;

 М. Мусоргский. «Вечерняя песня», «Тяпа»;

 А. Аренский. «Птичка летает», «Спи, дитя мое, усни»;

 Д. Перголези. «Ах, зачем я не лужайка»;

 Ж. Векерлен. «Приди поскорее, весна».

Песни современных композиторов:

 Е. Жарковский. «Песенка о ребячьей дружбе»;

 Ю. Чичков. «Чудесное самое чудо»;

 Н. Савичева. «По весенней воде»;

 Е. Крылатов. «Ласточка», «Колыбельная медведицы»;

 Р. Бойко. «Здравствуй»;

 В. Герчик. «Вечерняя песня».

Третий год обучения.
В. Павловская-Боровик в статье «Об исполнительских задачах певца» отмечает, что «вокалист обязан владеть не только словесным и музыкальным текстом сочинения, но и обладать интеллектом, чувствовать потребность в разносторонней аналитической работе над произведением». Она призывает помнить о том, что педагог является руководителем ученика во всем, поэтому в его советах должны проявляться «инициатива, чуткость, систематичность»; «надо руководить чтением солиста, выбором книг, делиться с ним собственными познаниями». Особое место при обучении в классе постановки голоса должно занять воспитание у учащихся самостоятельности, т.е. умения без помощи наставника работать над своим голосом, осваивать музыкальный и литературный текст изучаемых произведений.


  • дальнейшее совершенствование вокально-технических навыков;

  • продолжение работы над артистизмом исполнения и музыкальностью;

  • развитие у подростков интереса к изучению эпохи, исполняемого произведения, биографии авторов.

  • овладение учащимися свободным правильным звукообразованием в сочетании с выразительным исполнением вокальных произведений, различных по характеру и стилю;

  • развитие у них аналитического вокального слуха;

  • воспитание сознательного подхода к выполнению вокально-технических и художественных задач;

  • формирование умения объяснить, каким должно быть правильное звучание произведения и как его достичь.


Примерный репертуар.
Народные песни:

 «Волга-реченька глубока», русская народная песня в обр. Г. Каламдинова;

 «По сенечкам Дуняшенька гуляла», русская народная песня в обр. С. Василенко;

 «Чернобровый, черноокий», русская народная песня;

 «Гандзя», украинская народная песня;

 «Я девочка как розочка», латышская народная песня;

 «Дудочка», литовская народная песня;

 «Птички», французская народная песня;

 «Пастушок», швейцарская народная песня.
Классика:

 А. Алябьев. «И я выйду ль на крылечко»;

 А. Варламов. «Ты не пой, душа девица»;

 А. Даргомыжский. «Мне минуло 16 лет», Песня Ольги из оперы «Русалка»;

 А. Гурилев. «Вьется ласточка сизокрылая»;

 Ф. Шуберт. «Ты мой покой», «Серенада»;

 В.А. Моцарт. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро», ария Церлины из оперы «Дон Жуан»;

 К. Сен-Санс. «Аве Мария»;

 С. Монюшко. «Золотая рыбка».
Песни современных композиторов:

 С. Цинцадзе. «Песня стрекозы»;

 С. Агабабов. «Лесной бал»;

 С. Прокофьев. «Болтунья»;

 И. Дунаевский. Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер»;

 И. Милютин. Песня Ксении из оперетты «Девичий переполох»;

 И. Ковнер. Ариетта-романс Лизы из оперетты «Акулина»;

 Д. Керн. Песенка Магнолии из оперетты «Плавучий театр».


Педагог не ставит цель воспитать профессиональных певцов, но вокальная подготовка воспитанников должна быть настолько тщательной и правильной, чтобы ребенок, продемонстрировавший хорошие певческие данные, мог продолжить свое вокальное образование в среднем, а затем и в высшем учебном заведении.

Примерный учебно-тематический план



Группа коррекционного обучения




Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Учебно-тренировочные упражнения

10

2

8

2

Освоение вокальных произведений










3

Техническое

20

3

17

4

Познавательное

5

2

3

5

Эмоционально-ценностное

15

4

11

6

Личностно-психологическое

13

3

10

7

Подготовка к концертному исполнению

3

1

2

8

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

6




6

9

Итого:

72

15

57



Годовые требования к репертуару группы коррекционного обучения.
В течение года дети должны изучить 4 – 6 сольных песен различного характера. Возможно исполнение одного произведения ансамблем. Проводятся открытые прослушивания в форме концерта два раза в год (в декабре и апреле).
Примерный учебно-тематический план

Группа солистов





Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Учебно-тренировочные упражнения

10

2

8

2

Освоение вокальных произведений










3

Техническое

20

3

17

4

Познавательное

5

2

3

5

Эмоционально-ценностное

15

4

11

6

Личностно-психологическое

13

3

10

7

Подготовка к концертному исполнению

3

1

2

8

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

6




6

9

Итого:

72

15

57


Годовые требования к репертуару
В течение года дети должны изучить 6 – 8 сольных песен и романсов различного характера. Исполнение одного-двух произведений ансамблем. Пение одного-двух вокализов. Проводятся открытые прослушивания в форме концерта два раза в год (в декабре и апреле). Обязательно участие солистов во всех хоровых концертах, желательны сольные выступления в плановых мероприятиях ЦО.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Каждое занятие сольным пением интегрированное: включает в себя как теоретические занятия по истории музыкальной культуры, по музыкальной грамоте, так и практические по вокалу, разучиванию песен и романсов. На каждом занятии намечается и последовательно направляется подготовка к концертам беседам, которые проводятся раз в полугодие и являются своего рода отчетами о работе и подготовке учащихся.

Формы занятий варьируются в зависимости от изучаемой темы: это могут быть беседы, конкурсы на лучшее исполнение одного и того же произведения различными учащимися, походы на концерты вокальной музыки с последующим обсуждением этих концертов.



Для технического обеспечения занятий в кабинете музыки помимо фортепьяно имеется нотная библиотека, музыкальный центр, набор пластинок, аудио и видео записей вокальных произведений в исполнении выдающихся музыкантов мира. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса меняются в зависимости от возрастных особенностей учащихся, дидактический материал учитель готовит самостоятельно для каждой группы учащихся в зависимости от изучаемого раздела программы.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Богодуров В., Орлова Н., Сергеев А. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 1954.

  2. Вербов А. Техника постановки голоса. – М., 1961.

  3. Вопросы певческого воспитания школьников. Сборник статей. – Л., 1959.

  4. Детский голос. Экспериментальные исследования под редакцией В. Шацкой. – М., 1970.

  5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2000.

  6. Емельянов В. Развитие голоса. – СПб, 2000.

  7. Зданович А. Некоторые вопросы вокальной методики.– М., 1965.

  8. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977.

  9. Методические рекомендации по освоению детской вокальной музыки для музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов. – Л., 1986.

  10. Назаренко И. Искусство пения. Очерки по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. – М., 1961.

  11. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Сборник статей. – М., 1998.

  12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1986.

  13. Программа по музыке для общеобразовательной школы. – М., 1985

  14. Программа Постановка голоса» для МПГУ им. В.И. Ленина. – М., 1991.

  15. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л., 1971.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет