Проблемы истории раннехристианской Церкви. Первая из них



бет1/3
Дата24.04.2016
өлшемі0.84 Mb.
#78113
  1   2   3




АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО (А. Б. Егоров)

Христианство - крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В настоящее время оно насчитывает около 2 млрд. последователей. Христианскими является значительная часть государств Европы и Америки а понятия "христианский мир» и "цивилизованный мир" зачастую были практически синонимами, К христианским странам принадлежат наиболее передовые ж развитые государства, а Церковь ( как православная, так и католическая) оказывают и по сей день огромное влияние на политику и культурную жизнь.История христианства тесно связана с античной древностью. Оно возникло в этот период и было тесно связано с историей античного общест­ва, Оно стало одним из итогов культурно-исторического развития антич­ного мира. Христианство вышло за его пределы и, в известной мере, спо­собствовало передаче античного культурного наследия. Наш курс будет связан с историей только одного периода христианской истории, истории античного христианства. Впрочем, этот период особенно важен, как и любо! период зарождения ж становления. Античная эпоха- это время жиз­ни основателей христианства, самого Иисуса Христа и первых апостолов, время гонений на христиан и, наконец, время его победы и становления как универсальной всемирной религиозной системы. В рамках курса мы попытаемся рассмотреть ключевые проблемы истории раннехристианской Церкви. Первая из них - проблема генезиса. Церковная история видит в христи­анстве уникальное откровение Бога. Научная историография 18-19 вв. считала его иудейским или вообще восточным течением, имплантированным на античную почву. Напротив, в 20 веке христианство часто воспринима­ется как феномен античной религиозно-философской мысли или как синтез различных идейных течений. Нам предстоит рассмотреть эти истоки и про­анализировать характер того фона, на котором существовало христианст­во.Второй блок проблем - это непосредственная история возникновения новой религии: проблема исторического зерна в истории Иисуса Христа и апостолов, история первого века христианства, а также - проблема го­нений на христиан и отношений христиан и государства. Наконец, раннее христианство было тесно связано с огромной сверх державой, Римской империей. В момент возникновения новой религии Иу­дея уже стала ее частью. На протяжении трех первых веков христианст­во распространялось именно в рамках Империи, а в 1У-У вв. н.э. оно стало ее господствующей религией. К концу античности христианство стало всемирной религией.

Предпосылки возникновения христианства. Иудаизм и Ветхий Завет.

1. Восточные религии. 2. Иудаизм и история Иудеи. 3. Ветхий Завет. 4. Общественные течения в Палестине во II в. до н.э.- I в. н.э.



Восточные религии. В основе христианства лежит идея умирающего и воскресающего бога, восходящая к глубокой древности и характерная для многих религий. Возможно, она возникла еще в верованиях древних охотников, но так или иначе она совершенно определенно лежит в осно­ве земледельческих религий, когда чередование времен года вызывало представления о смерти и воскресении божества плодородия. Мифы об умирающий и воскресающих божествах появляются уже в рели­гии первых цивилизаций, шумеров и египтян. У шумеров это был миф о богине любви и плодородия Инане, у египтян - миф о, вероятно, глав­ных божествах египетского пантеона, Озирисе и Изиде. Примечательно, что в эллинистическую и римскую эпохи, когда культ Озириса распространился по всему Средиземноморью, он претерпевает известные перемены. На первое место выходит женское божество, Изида, сочетавшее в себе образ правительницы Вселенной, госпожи всего живого и страдающую жен­щину, мать и супругу, оплакивающую мужа и возвращающую ему жизнь. Культ Изиды был одним из самых распространенных универсальных куль­тов эпохи Римской Империи. Он был особенно популярен среди женщин. Другим популярным культом был культ Кибелы, Великой Матери Богов и владычицы зверей и людей, необычайно популярный в Малой Азии. У Кибелы также был свой умирающий и воскресающий возлюбленный, Аттис. Представление об умирающих и воскресающих богах существовало в гре­ческой мифологии ( мифы о Персефоне и миф об Афродите и Адонисе), оно было у народов Западной Европы ( дух зерна ), африканских и ин­дейских племен. Идеи умирающего и воскресающего бога были и еще в одной религии, позже ставшей и современником, и соперником христианства. Речь идет о зороастризме, возникшем еще в У11-У1 вв. до н.э. и ставшем главной религией Персидской Империи. Ее особенностью является ярко выраженный дуализм и противостояние добра и зла. Олицетворением первого являет­ся Ахура-Мазда (Ормузд), второго - Анкхро-Маныэ (Ариман). В конце-концов настанет конечный момент, страшный суд и победа сил добра. Во вре­мена Новосасанидского царства (Ш-У вв. н.э.) на первое место выхо­дит бог Солнца Митра, бог-демиург ж посредник между высшими силами и человеком. Митра был очень популярен в персидской армии, откуда он перешел и в римскую. Значение восточных культов было двояким: во-первых, они выработали некоторые представления, вошедшие в христианство ( смерть и воскресение бога, идея спасителя, дуализм добра и зла), во-вторых, некоторые из них были современниками христианства и одновременно- его соперни­ками ( культы Изиды, Кибелы, Митры ), распространяясь по Империи од­новременно с ним.

Иудаизм и история Иудеи. Вместе с тем, существовала одна религия, влияние которой на христианство было особенно велико и которая, несомненно, была его предтечей, корнем, от которого пошло дерево христи­анства. Это был иудаизм, в специфике которого отчетливо отразилась история создавшего его народа. Кочевые племена, именуемые "ибри", по­явились в Палестине примерно в середине XIII века до н.э., придя тужа из заиорданских степей. Вскоре они переселились в Египет, а затем вер­нулись в Палестину. История этого исхода позже отразилась в истории пророка Моисея, выведшего народ из Египта и основавшего новую рели­гию. Около -III века происходит консолидация еврейских племен и созда­ние союза 12 колен. Главным, а затем и единственным богом союза стал бог Яхве. Евреи считались избранным народом, заключившим союз с Яхве. Символом договора стал распространенный на востоке обряд обрезания. Народ обязался не чтить иного бога, а Яхве обещал им за это всячес­кую поддержку. Бог был един и невидим, он обитал в скинии завета, ох­раняемой элитными отрядами. В конце XIII века многие страны восточного Средиземноморья (Египет Хеттское царство) подверглись нападению "народов моря», часть которых осела ж в Палестине. Борьба с филистимлянами ( так называет их Биб­лия) продлилась до XI века, а в борьбе с ними создавалось единое Иу­дейское царство, достигшее расцвета при Давиде (1004-965 гг.) и его сыне Соломоне (965-92S гг.). Давид создал региональную сверхдержаву, в которую вошли не только еврейские, но и другие племена. Создав си­льную армию, Давид победил филистимлян. Культ Яхве стал господствующим культом нового государства, а центром культа стал по­строенный Давидом и Соломоном храм в Иерусалиме. Союз монархии и куль­та, несомненно, усиливал позиции последнего, а экономический рост и международные контакты вели как к распространению культа за пределы государства, так и к росту веротерпимости и известному "размыванию" яхвизма. Сильная светская власть ограничивала значение жречества. Вскоре единое царство распалось. В 925 г. 10 северных колен восста­ли против правящего колена Иуды. Государство распелось надвое: север­ная часть получила название Израильского царства, южная - Иудейского. Израиль был больше ( население достигало 0,5 млн. человек), Иудея - вдвое или втрое меньше, имеете с тем, второе царство было явно бо­лее консолидированным. Тем не менее, внутренние противоречия были вторичны по сравнению с внешней опасностью. Над обоими царствами нависла смертель­ная опасность. 1 IX веке до н.э. начались ассирийские вторжения, уси­лившиеся во 2 половине ЛИ века. Царь Саргон II (721-705 гг.) уничтожил Израильское царство. Иудея стала вассалом Ассирии. В 701 г в Иудее началось восстание, поддержанное египтянами. Ассирийский царь Синах-хериб / 704-681 гг./ жестоко подавил восстание, опустошил Иудею и уничтожил около 200 000 человек. Иерусалим был осажден, и только эпидемия чумы спасла его от захвата. Иудеи сочли это помощью Бога. В конце УН века рухнула Ассирийская Империя. Ее падение стало резуль­татом союза двух новых держав. Обе они образовались в результате антиас­сирийских восстаний. В середине УН века населявшие север Ирана полукоче­вые индийские племена объединились и создали Мидийское царство, а в 626 г. халдейский вождь Набопалассар поднял восстание в Вавилонии. В 614 г. цари Мидии и Вавилона заключили союз и нанесли Ассирии сокрушительное по­ражение. Пали ассирийские столицы Ашшур и Ниневия. Война закончилась в Палестине, куда отступили остатки ассирийцев, поддерживаемые египетскими правителями. В 605 г. при Кархемише вавилоняне разгромили египетско-асси­рийскую армию. Падение Ассирии вызвало попытку восстановления Иудеи. Царь Иосия /639-609 гг./провел ряд реформ в духе требований, выдвигаемых пророками. Он последовательно искоренял культы других богов и сделал Иерусалим и храм главным религиозным центром страны. Целью реформы было последовате­льное введение единобожия и максимальная централизация яхвизма. Впрочем, внутренняя политика Иосси, приветствуемая большинством населения, не соп­ровождалась аналогичными успехами во внешней политике. В 609 г. египетс­кий правитель Нехо разгромил Иосию. Царь погиб, а Иудея стала Римским вассалом. Вскоре над Иудеей нависла новая опасность. Наследником Ассирии стало Нововавилонское царство, достигшее расцвета при Навуходоносоре /605-562 гг./. В 598 г. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим. В 588 г. новый царь Седекия поднял восстание против вавилонян. Навуходоносор снова осадил и взял в Палестину. В 586 г. город был взят штурмом и разрушен, часть насе­ления бежала в Египет, однако большую часть победители увели в Вавилонию. Начался так называемый «вавилонский плен".

Ветхий Завет. Именно теперь позиции религии усилились как никогда. В условиях утраты государственности, территории и национальной идеи, рели­гия остается единственным стержнем существования народа. Этот процесс начался еще в ЛИ веке с появлением так называемого движения пророков. В понимании иудеев пророк был не только и не столько предсказателем будущего /хотя было и это/, сколько религиозным мыслителем, философом, проповедником и реформатором. Пафос движения пророков состоял в том, что они настаивали не только на соблюдении ритуалов и религиозных обрядов, но и на соблюдении этических норм, полагая, что основу веры составляет именно это. Пророки резко критиковали существующий порядок и создавали религию, пронизывающую все сферы жизни. У пророков были сильны эсхато­логические идеи / проповеди о конце света/, учение о наступлении "край­них времен" и приходе спасителя /мессии/, который установит новый спра­ведливый порядок. В 1Х-У1 вв. сложилась основа Ветхого Завета, свода иудейской религи­озно! литературы. Его основу составляла Тора /"Пятикнижие"/, 5 больших книг /Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие/. Две первые книги носят по преимуществу исторический характер: Книга Бытия повествует о событиях от сотворения мира до переселения евреев в Египет, а Книга Исхода - Моисее и исходе евреев из Египта. В трех оставшихся книгах историчес­кие события отходят на второй план, а основное содержание составляют изложение свода законов, обязательных для каждого верующего иудея. В книге Второзаконие, вероятно, речь идет о тех новых законах, которые ввел царь Иосия. За Торой следует книга Иисуса Навина, повествующая о завоевании евреями Палестины. Книга Иисуса Навина открывает собой се­рию исторических книг- 4 Книги Царств и 2 книги Хроник. Важное место в этой части занимают описания правлений Давида и Соломона, а затем - подробное изложение истории Израиля и Иудеи вплоть до вавилонского пле­на. Все эти книги также именуются "Первые пророки". Следующий свод книг, "Вторые пророки" представляет собой собрание из 15 книг пророческой литературы, где биографические факты из жизни пророков сочетаются с историческими данными и моральными проповедями. Каждая книга наз­вана по имени пророка /Экклезиаст, Иеремия, Иезекииль, Наум и др./. В Ветхий Завет также вопли Книга Псалмов /авторство приписывается Давиду/, Книга Притч и поэма Песнь Песней, которого будто бы написал или изрек Соломон, считавшийся воплощением древнего мудреца. Создание Завета было длительным процессом. Самые древние части от­носятся еще к XII-XI вв., а основная масса материала приходится на X-У111 вв. до н.э. Исследователи выделяют три основных пласта повествования: один из них в основном относится к IX веку и именуется Элохист /Бог именуется "Элохим"/; второй был написан в X-IX вв. и ус­ловно назван Яхвист /Бог назван "Яхве/, третий был составлен позже и получил название "Жреческий кодекс". "Яхвист" и "Элохист" передают разные традиции, первый был составлен в Иудее, а второй- в Израиле. Особое значение имел период вавилонского плена /У1-У вв. до н.э./, ког­да был окончательно собран и записан весь свод. Основная идея Завета - это союз народа с Яхве, и именно через призму этого союза рассматрива­ется вся история избранного народа, спасение которого возможно только в союзе с Богом.

В У1 веке появилась новая сверхдержава. Она возникла почти внезапно. Населявшие юго-восток Ирана персидские племена восстали против мидян, данниками которых они являлись. Во главе восстания встал царь персов Кир 11/559-530 гг. до н.э./, В 553-550 гг. была покорена Мидия, в 546 г., разбив Лидийское царство, Кир занял большую часть Малой Азии, а в 539 г. персы заняли Вавилонию. Примерно в это же время под властью царя оказались Иран и западные вавилонян. На месте трех боль­ших царств /Вавилония, Мидия и Лидия/ возникла одна огромная Империя. В ее состав вошли Вавилония, Иран, а затем и Малая Азия, Египет и сиро-финикийский регион. Сменился хозяин и в Иудее, рухнула Нововавилон­ская Империя, а ее место заняла Персидская. Еврейские пророки, равно как и все уцелевшие жители страны, с радостью встретили новых завоева­телей. Кир разрешил иудеям вернуться в Палестину, а в 445 г. еврей Неемия, виночерпий персидского царя, восстановил стены Иерусалима и стал восстанавливать иудейскую общину.



Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э. Персидс­кий период был, вероятно, наиболее спокойным периодом за все время пос­ле потери независимости. В эти два столетия не было ни ассирийского ге­ноцида, ни тяжелых войн между египтянами и правителями Передней Азии, ни долгих лет вавилонского плена. В 458 г. иудеи были освобождены от царского налога и фактически получили самоуправление. Уступчивость пер­сов была вызвана еще одним обстоятельством- столкновением Персии с гре­ческим миром и необходимость обеспечить свое господство в западной части Средиземноморья. В 500-449 гг. персы потерпели поражение в греко-персид­ской войне: теперь они были вытеснены из Эгеиды, а греческие города вос­точного побережья Малой Азии получили свободу от персидского господства. Положение оставалось напряженным и в последующее время. Нелояльным был и Египет, постоянно готовый поднять восстание против персов. Более ло­яльной была Финикия, города которой поставляли значительную часть пер­сидского флота, и в этой ситуации положение в Иудее имело особое значе­ние. Тучи над Персидским царством нависли в середине 1У века до н.э. В 50-30-е гг. македонский царь Филипп II подчинил своей власти греческие по­лисы, а в 338 г. Коринфский конгресс греческих городов принял решение о начале войны с персами под началом Филиппа. Последний не смог реализо­вать свой план: он стал жертвой заговора, а поход возглавил его знамени­тый сын Александр. Поход Александра начался в 334 г. Заняв греческие го­рода побережья, царь двинулся вглубь Малой Азии и стал хозяином всего полуострова. В Киликии состоялось генеральное сражение при Иссе, в кото­ром фаланга и конница Александра наголову разгромила главные силы персов под командованием самого царя Дария. Победители двинулись в Сирию и Фи­никию. В 332 г. после долгой осады Александр взял главный финикийский город Тир, а после этого Иудея попала под власть македонян. Сопротивле­ния не было, иудейские старейшины во главе с первосвященником торжеств­енно встретили нового победителя. Пройдя Иудею, Александр оказался в Египте, встретившем его с распростертыми объятьями. Пробыв там до 331 года, он двинулся в Месопотамию. В новой большой битве при Гавгамелах персидский царь был разгромлен. Путь в Персию был открыт, одну за дру­гой македоняне занимали персидские столицы - Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатаны, а затем прошел Парфию и Бактрию и надолго задержался в Согдиан. Завершением похода было вторжение в Индию /325-323 гг./. В 323 г. Алек­сандр умер. После его смерти осталась грандиозная держава, границы кото­рой простирались от Египта и Малой Азии до берегов Инда. Империя Александра была очень рыхлым политическим объединением, однако дело было не только в этом. Походы знаменитого завоевателя привели к то­му, что ранее независимые миры Греции и Востока стали представлять собой единое целое. Это объединение вызвало небывалый рост экономики и создание огромного политического, религиозного и культурного пространства. Начи­нается примерно трехсотлетняя история эллинистического мира, в рамках которого должна была существовать и Иудея. Борьба за наследие Александра длилась вплоть до 301 г. до н.э., битвы при Ипсе, после которой бывшие полководцы Александра разделили его огром­ную Империю, на территории которой образовались несколько крупных и бо­льшое число мелких государств. Палестина оказалась спорной территорией между двумя самыми крупными державами этого мира, царством Селевкидов и государством Птолемеев. Селевкидское царство включало в себя Сирию, Малую Азию, Месопотамию и Иран и претендовало на роль главного наследника Им­перии Александра, а государство Птолемеев, основанное Птолемеем I, одним из сподвижников царя, включало в себя Египет, Кипр, Кирену и ряд террито­рий в Эгейском море.

Между 320 и 301 гг. до н.э. Палестина переходила из рук в руки мини­мум 5 раз , пока в 301 г. ее, наконец, не захватил Птолемей. Птолемей и его преемники проводили достаточно умеренную политику, в Палестину пере­селилось много греков. Здесь появились- греческие города /Птолемаида, Фи­ладельфия и др./ и, наоборот, иудеи стали селиться по городам Восточно­го Средиземноморьяf образуя так называемую иудейскую диаспору. Большая иудейская община появилась в Александрии, бывшей центром научной жизни всего эллинистического мира, и именно поэтому здесь был сделан перевод Библии на греческий язык, получивший название "Септуагинта" / 70 толков­ников/, поскольку, согласно преданию, над этим переводом трудились 70 выдающихся иудейских ученых.

Сиро-финикийский регион продолжал оставаться ареной постоянных войн двух эллинистических сверхдержав. В III веке до н.э. между Селевкидами и Птолемеями произошло 4 войны, немалая часть военных действий которых проходила именно на палестинской территории. В 198 г. хозяин сменился. Селевкидский царь Антиох III захватил Палестину. Иудеи симпатизировали Птолемеям, а потому новые властители ужесточили свою политику. В 167 г. внук Антиоха III, Антиох 1У Эпифан под угрозой смертной казни запретил исполнение ряда важнейших иудейских обрядов / соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношения Яхве и др./. Свитки Священного Писания сжигались, а в Иерусалимском храме был устроен храм Зевса. Ответом было восстание, во главе которого встали сыновья священника Маттафии. Центральное место занял четвертый сын Маттафии, Иуда по проз­вищу Маккавей /"Молот"/. Антиох пошел на уступки, он разрешил Иудее жить по своим законам; гарантировал безопасность участникам восстания и разрешил есть кошерную пищу. Теперь этого было мало, и повстанцы требовали полной независимости. В 160 г. погиб Иуда Маккавей. Во главе движения встал его брат Ионатан, а затем - их третий брат Симон. В 142 г. селевкидский правитель Деметрий II освободил Иудею от налогов и заключил с ней равноправный мир. В 140 г. Иудея сама декларировала свою независимость - собрание старейшин и военачальников провозгласили Симона "первосвящен­ником, стратегом и этнархом", а с конца II века до н.э. первосвященник принял царский титул.

Первое время Маккавейское восстание поддержало практически все иудейское общество. Позже начинается разочарование- из "народного государства держава Хасмонеев превращается в обычное эллинистическое государство с сильным бюрократическим аппаратом, налоговым гнетом и социальным неравен­ством. Как это обычно в Иудее, социальные конфликты принимали форму ре­лигиозного раскола. Ко 2 половине II века до н.э. появилось несколько различных религиозных партий. На вершине общества находились садуккеи, консервативная религиозная группировка, державшаяся за догмы яхвизма и одновременно - тянувшаяся к греческой культуре. Садуккеи отрицали предопределение, посмертную жизнь и воскресение мертвых, а в социальном плане это было объединение воен­ной, жреческой и священнической знати. Второй партией были фарисеи, став­шие преемниками маккавейского движения хасидим. Это была партия религи­озных фундаменталистов, опиравшаяся на средние слои общества /квалифи­цированные ремесленники, торговцы, средние и мелкие чиновники/. Среди фарисеев было много образованных людей, имевших репутацию знатоков и толкователей закона. Они имели определенную поддержку и среди обществен­ных низов. В отличие от садуккеев, фарисеи верили в загробную жизнь и бессмертие души. Как и пророки, они настаивали на необходимости духовно­го обновления и делали акцент на необходимости морального совершенствова­ния. Еще одной партией были ессеи, о которых мы скажем несколько позже.

Первые Хасмонеи опирались, прежде всего, на садуккеев, усиление фари­сеев происходит при сыне Симона, Иоанне Гиркане /134-104 гг. до н.э./ и особенно - при следующем правителе, Александре Яннае /103-76 гг. до н.э./ После смерти Янная, который активно преследовал фарисеев, его вдова Са­ломея Александра позволила провести некоторые реформы, а в 69 г. к вла­сти пришел Аристобул, опиравшийся на садуккеев. Между ним и его братом Гирканом началась ожесточенная борьба за власть.

Впрочем, на горизонте возникла новая угроза. Во II веке до н.э. геге­моном Средиземноморья стал Рим. К III веку до н.э. римляне покорили Ита­лию. В ходе двух Пунических войн /264-241 гг. и 218-201 гг. до н.э./ Рим победил Карфаген и стал сильнейшей державой Западного Средиземномо­рья. Начались так называемые "великие завоевания". Во II веке Рим под­чинил Испанию, северную Африку, юг Галлии, острова Сицилию, Сардинию и Корсику, Грецию и Македонию. В 133-129 гг. римляне подчинили Пергамоков царство, ставшее первым азиатским владением Рима, провинцией Азия. После этого римляне были готовы продолжать завоевания, но войны на западе и гражданские смуты надолго отвлекли их от восточного нап­равления.

Главным противником Рима на востоке стал понтийский царь МитридатУ1 Евпатор /115-63 гг. до н.э./. Придя к власти и уничтожив своих со­перников, Митридат начал создавать свою Понтийскую Империю. В первые годы правления он присоединил Боспор, Колхиду и Малую Армению, тем са­мым взяв под контроль все северное, восточное и южное побережье Черно­го моря. Под власть Митридата переходит и значительная часть Малой Азии» Союзником Митридата стал царь Армении Тигран II, также существенно рас­ширивший свои владения. Наконец, в тылу у Митридата и Тиграна появляет­ся сильное Парфянское царство. При Митридате II /123-88 гг. до н.э./ парфяне разбили туранских кочевников, заняли Месопотамию и Иран и вышли к римским границам.

В 90-88 гг. в Италии шла тяжелейшая Союзническая война, ставшая вос­станием италийских союзников против римского господства. Италики требо­вали гражданского равноправия с римлянами. Обе стороны понесли огромные потери, а Италия была полностью опустошена, Использовав эту ситуацию, Митридат вторгся в Пергам и зах­ватил его. Стремясь добиться поддержки местного населения, Митридат проводил демагогическую социальную политику, проводя кассацию долгов и репрессии против имущих слоев. По его приказу в Пергаме были уничто­жены все жившие там римляне и италики. Количество жертв достигло 80 ты­сяч человек. Продолжая свое наступление, Митридат атаковал Грецию: его флот господствовал в Эгеиде, а войска высадились в Греции. Главным со­юзником царя стал тиран Аристион, захвативший власть в Афинах. В 88 г. Союзническая война завершилась, и римляне могли заняться Митридатом. Командующий был назначен знаменитый полководец, Луций Кор­нелий Сулла. 30-тысячная армия римлян высадилась в Греции, заняла Афи­ны после долгой осады и разгромила понтийцев в сражениях при Херонее и Орхомене. Другая римская армия под командованием Фимбрии выбила Мит­ридата из Пергама. Царь был на грани разгрома, но в Риме уже назревала гражданская война. Первая Митридатова война /89-85 гг./ закончилась тем, что Митридат был выбит из римских провинций, но сумел сохранить свое царство. Многие в Риме не признавали этот договор, в 83-82 гг. произошло новое столкновение, известное как Вторая Митридатова война.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет