Программа дисциплины "История дизайна"



Дата18.07.2016
өлшемі325.49 Kb.
түріПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "История дизайна" для направления
072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна




Программа дисциплины «История дизайна»



для направления 072500.62 «Дизайн» профили «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»



подготовки бакалавра

Авторы программы:

Аристова У.В., д.п.н., профессор,

uaristova@hse.ru

Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь Е.Н. Цховребадзе ________________________ [подпись]

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500.62 "Дизайн" профиля «Графический дизайн», «Дизайн среды», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн», изучающих дисциплину «История дизайна».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС 072500.62 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" профилей «Графический дизайн», «Дизайн среды», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»

Рабочим учебным планом университета для направления 072500.62 "Дизайн" профилей «Графический дизайн», «Дизайн среды», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Программа «История дизайна» является составной частью подготовки будущих дизайнеров. Ознакомление с данным курсом развивает у студентов чувство понимания и эстетического восприятия предметно-пространственной среды, создаваемой человеком для обеспечения его жизненных потребностей. Курс «История дизайна » знакомит студента с эволюцией предметного мира в контексте его исторического развития. Эта дисциплина дает представление о главнейших изобретениях и научных открытиях человека и об их взаимосвязи с эволюцией предметных форм и эстетических критериев разных эпох. Знакомство с историческими стилями и крупнейшими центрами декоративно-прикладного искусства, стилями мебели, графического и предметного оформления, с истоками дизайнерского проектирования расширяет рамки понятия «дизайн» и активизирует творческое, креативное мышление. Дисциплина ориентирована на формирование широко образованного дизайнера, опирающегося на мировой опыт развития культуры и искусства, науки и техники.

Изучение курса «История дизайна» призвано объяснить студентам глубинные взаимосвязи социально-экономического развития общества с ростом промышленного производства и выпуском конкурентноспособных товаров на основе использования научно-теоретических и творческих разработок дизайнеров.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


    • понятие дизайна;

    • существующие стили дизайна;

    • историю дизайна;

    • современные тенденции дизайна.

  • Уметь:

  • уважительно относится к культурному и историческому наследию;

  • воспринимать информацию;

  • поддерживать общение на темы связанные с культурой;

  • использовать существующие стили дизайна при разработке новых дизайн объектов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт):

  • общения на темы связанные с дизайном;

  • использования исторического опыта при проектирвоании новых продуктов дизайна.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой общения, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-1

Знание истории дизайна позволяет повышает культурный уровень человека и позволяет воспринимать информацию, поддерживать общение на темы связанные с культурой.

Лекции, сбор и анализ информации.

Готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

ОК-10

Знание истории дизайна стимулирует человека к уважительному и бережному отношени к историческому наследию и культурным традициям.

Лекции, сбор и анализ информации.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла. Для изучения курса требуется знание информатики на уровне среднего образования. Формируемые навыки в ходе освоения компьютерных технологий на всех этапах дальнейшего обучения являются необходимым средством для выполнения заданий с использованием компьютерной техники. Следует отметить динамику постоянного совершенствования таких средств, что требует от процесса преподавания постоянной доработки и переработки некоторых разделов.




Тематический план учебной дисциплины


2 курс




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Дизайн. Основные понятия и определения.

1

Отрасли дизайна. Понятие «дизайн». Категории и критерии качества дизайна.

16

8







8

Раздел 2. Рубеж XIX – ХХ веков. Становление дизайна.

2

Стилевая ситуация на рубеже 19 – 20

16

6







10

Раздел 3. Дизайн ХХ века.

3

Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в ХХ веке. Развитие дизайна и возникновение школ.

16

6







10

4

Художественный авангард в Европе и России. Архитектурно-художественное творчество, производственное искусство.

15

5







10

5

Развитие дизайна в Европе, США и СССР между первой и второй мировыми войнами.

15

5







10

6

Послевоенный дизайн. 50-60-е годы.

15

5







10

7

Массовая культура и поп-дизайн. Дизайн-эксперименты и дизайн-утопии. Футуристический и антидизайн. 60-70-е гг.

15

5







10




Итого

108

40







68


Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

3 модуль

4 модуль

Текущий

(неделя)


Контрольная

работа




















Эссе










Реферат

*







Коллоквиум










Домашнее

задание











Промежу­точный

Зачет










Экзамен









Итоговый

Зачет

*




Устные вопросы и задания.

1.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля необходимо представить выступление по выбранной теме с презентацией продолжительностью 5-8 минут.
Зачёт. На зачёте студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных типов технологий. Зачёт проходит в виде устных вопросов.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях истории дизайна, современных тенденциях в мире дизайна, понимание разных стилей дизайна, навыки общения и понимания основных проблем и тенденций дизайна, умение использовать полученные знания по истории дизайна в проектной деятельности.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.

На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения.


Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес экзамена в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за экзамен выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за экзамен- 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.



Содержание дисциплины



РАЗДЕЛ 1. ДИЗАЙН. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 1. Отрасли дизайна. Понятие «дизайн». Категории и критерии качества дизайна.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов

Самостоятельная работа – 8 часов

Связь характера деятельности человечества с уровнем развития общества. Дизайн как вид художественно-творческой деятельности в процессе преобразования предметной среды. Ремесленное творчество в системе развития рыночных отношений. Понятие канона в ремесленном производстве. Понятие «проектирование». Экономические и социокультурные истоки развития дизайна.

Связь дизайна с другими видами деятельности человека. Основные задачи и реальные возможности дизайнеров в процессе организации предметно-пространственной среды. Дизайн в системе «человек-машина-среда».

Критерии качества дизайна. Определение дизайна. Разделы дизайна: индустриальный, графический, компьютерный, дизайн среды, экспозиционный, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн, арт-кар. Эргономика в дизайне.

РАЗДЕЛ 2. РУБЕЖ XIX – ХХ ВЕКОВ. СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНА.
Тема 2. Стилевая ситуация на рубеже 19 – 20 веков.

Количество часов аудиторной работы – 6 часов

Самостоятельная работа – 10 часов
Стремительный научно-технический прогресс, преображение быта на рубеже веков. Китч и эклектика. Потребность эстетического формообразования. Предпосылки зарождения нового стиля.

Стиль модерн. Возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к прошлому и национальным традициям. Стилизация, рождение новых форм. Сочетание ретроспективизма и новаторства. Хронологические рамки (1887-1914 гг.). Национальные школы модерна. Франция – ар нуво, «стиль Гимар», «стиль метро». Бельгия – «ар нуво», «стиль Орта», «стиль 1900 года», «стиль лилий», «студио», «стиль волн», «вермишель», «солитер», «угорь», «яхт-стиль». Австрия – «сецессион»; Германия – «югендштиль»; Италия – «цветочный стиль», «либерти». Англия – «модерн стайл». Россия – стиль модерн. Варианты модерна: флореальный, графический, живописный, поздний (предконструктивизм), неоклассический, национально-романтический и др. Кукурбита («усы тыквы»). Обрист Герман, «удар бича».

Модерн в дизайне среды.

В. Орта. Бельгия. А. Ван де Вельде. Бельгия. Г. Гимар. Франция. Л. Мажорель. Франция. Э. Галле. Франция. Р. Лалик. Франция. А. Гауди. Испания. А. Эндель. Германия. Ф. Шехтель. Россия. Л.К. Тиффани. США. Ч. Макинтош. Англия. О. Вагнер, Й. Ольбрих, Й. Хофманн. Австрия. Венские мастерские. К. Мозер, Й. Хофманн. Мебель.



Графический дизайн.

Западная Европа. Стиль модерн. О. Бердслей, Англия; рождение плаката, Франция: Ж. Шере, А. де Тулуз-Лотрек, П. Боннар и др. Т. Стейнлен, А. Муха.

Россия. «Русский стиль», «ропетовский стиль»: В. Васнецов, И. Билибин. Стиль модерн. «Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Коммерческая графика. Социальная графика: Л. Пастернак «Раненый солдат» и др.

РАЗДЕЛ 3. ДИЗАЙН ХХ ВЕКА.
Тема 3. Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в ХХ веке. Развитие дизайна и возникновение школ.
Количество часов аудиторной работы – 6 часов

Самостоятельная работа – 10 часов


США. Первый лифт в Нью-Йорке (1857). Использование электрического света в архитектуре (Лейтер-хаус в Чикаго, У. Дженни, 1879 г.) Первая система кондиционирования воздуха (Ларкин-билдинг, Буффало. Ф.Л. Райт, 1905 г.) Новые типы зданий. Выставочные павильоны, вокзалы, библиотеки, универмаги. Торговые галереи, рынки, административные здания. Небоскребы США. «Чикагская школа». Л.Г. Салливен. У. де Барон Дженни. «Органическая архитектура». Ф.Л. Райт – «дома прерий».

Первые идеи функционализма в Европе. Германский Веркбунд. А. Лоос – «Орнамент как преступление». А. ван де Вельде, «Школа прикладных искусств» в Ваймаре. П. Беренс в АЭГ. Комплекс чайников-кипятильников, комплекс электрических ламп и др. «Беренс-антиква». 1907 г. – Мюнхен, Германский Веркбунд («Производственный союз»). Цели союза. Р. Римершмидт.

Баухауз. Понятия «функционализм» и «конструктивизм». «Форма следует за функцией». В. Гропиус. Баухауз в Ваймаре – с 1919 г., Дессау – с 1925 г., Берлине – 1932-33 гг. Директора Баухауза: Вальтер Гропиус (до 1928 г.), Ханс Майер (1928-1930 гг.), Л. Мис ван дер Роэ (1930-1932 гг.). Цели объединения. Программа Баухауза. Художественная школа нового типа. Система обучения в Баухаузе. Преподаватели Баухауза. В. Гропиус (Здание Баухауза в Дессау, 1926. Кабинет директора Баухауза). В. Кандинский, О. Шлеммер, П. Клее, Й. Иттен, П. Клеммер (детская люлька), Й. Альберс, Л. Файнингер, Г. Маркс, Л. Мохой-Надь, М. Бройер (самобалансирующиеся стулья. Кресло «Василий»), К. Юкер (настольная лампа «Баухауз») и др. Архитектура Баухауза. Предметный дизайн Баухауза, дизайн мебели. Графический дизайн Баухауза.

Де Стейл. Голландия. П. Мондриан. Неопластицизм. Тео ван Дусбург. Г.Т. Ритвельд. Дом Шрёдер в Утрехте. «Красно-голубое кресло».

Тема 4. Художественный авангард в Европе и России. Архитектурно-художественное творчество, производственное искусство.
Количество часов аудиторной работы – 6 часов

Самостоятельная работа – 10 часов



Фовизм. Искусство «диких». А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. Ван Донген, Р. Дюфи.

Кубизм. Ж. Брак, П. Пикассо, А. Дерен. Фазы кубизма: «сезаннистская», «аналитическая», «синтетическая».

Орфизм. С. и Р. Делоне. Трубизм. Ф. Леже.



Футуризм. Италия. Манифесты футуризма. Т. Маринетти, Дж. Балла и др. Русский футуризм и кубофутуризм. Н. Гончарова, О. Розанова и др. Футуризм в русском графическом дизайне.
Абстракционизм. В. Кандинский. «Живописная» абстракция. П. Мондриан. Геометрическая абстракция (неопластицизм). К. Малевич. Геометрическая абстракция (супрематизм). Архитектоны. Супрематический фарфор. Рисунки для тканей. Э. Лисицкий. Супрематизм, конструктивизм. Графический дизайн. Проуны.

Конструктивизм. Вл. Татлин. Памятник III Интернационала. «Летатлин». А. Родченко. Средовый дизайн, графический дизайн. В. Степанова, А. Экстер, Л. Попова. Дизайн костюма, рисунки для тканей. Г. Клуцис. Графический дизайн. Н. Суетин. Супрематический фарфор. С. Телингатер, А. Цейтлин, Вл. Маяковский. Графический дизайн. Советский киноплакат 20-30-х гг. Братья Стенберги, Н. Прусаков.

Агитационно-массовое искусство СССР. Э. Лисицкий, Н. Альтман, Н. Колли, Н. Суетин. Окна РОСТА. Л. Бродаты, Вл. Маяковский, В. Лебедев, Козлинский. Плакат. Г. Клуцис. Агитфарфор.

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Структура обучения, цели и задачи. Э. Лисицкий, Н. Ладовский, А. Родченко, Л. Попова, А. Лавинский.

Тема 5. Развитие дизайна в Европе, США и СССР между первой и второй мировыми войнами.
Количество часов аудиторной работы – 5 часов

Самостоятельная работа – 10 часов


Функционализм и «интернациональный стиль». Продолжение идей Баухауза. Людвиг Мис ван дер Роэ. Принцип «кожи и костей», «свободный план». Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне в 1929 г. Дом Тугендхата в Брно. Мебель. «Барселонское» кресло, кресла «Брно», «Тугендхат».

Германия. Ф. Порше, автомобиль «Фольксваген» («KDF-Wagen») 1933 г. «Биоформа» (обтекаемая форма). Предметный дизайн «интернационального стиля». В. Вагенфельд и др.

Франция. Ле Корбюзье. Павильон «Эспри Нуво» на Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 г. Вилла Ля Рош-Жаннере, 1932 г. «Пять отправных точек современной архитектуры». Вилла Савой в Пуасси (1928-1931 гг.). Мебель. Шезлонг с регулированием (1927), «Комфортабельное кресло».

Великобритания. Эйлин Грей.

США. Ф.Л. Райт. «Органическая архитектура». «Дом над водопадом» Э. Кауфмана в Пенсильвании (1935-1939 гг.). «9 принципов органической архитектуры»

Финляндия. Алвар Аалто. «Органическая архитектура». Мебель.

Ар Деко. Выставка Декоративных искусств в Париже 1925 г. Ж.-Э. Рюльманн. «Павильон коллекционера». «джаз-модерн», «зигзаг-модерн», «стиль голливудских кинозвезд». А. Гру, П. Шаро, А. Рато, Ж. Депре. Ар Деко в США. Мода «эпохи джаза». П. Пуаре, М. Вионне, Ж. Ланвен, Коко Шанель.

«Стримлайн». США. «Обтекаемые» формы. Г. Форд, модель «Т». Р. Лоуи (упаковка сигарет «Lucky Strike», имитация идеального дизайн-бюро на выставке 1934 г. в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке), Б. Фуллер. Г. Дрейфус. Н.Б. Геддес («Горизонты», проекты транспортных средств будущего: международний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гидросамолет для полетов над океаном).



Европейский графический дизайн предвоенных лет. Ш. Жесмар, П. Колен, Кассандр.

СССР.

Транспортный дизайн. А. Кириллов, Ю. Долматовский, К. Шарапов. Вл. Мещерин Глиссер «ОСГА-25». Агитсамолет «Максим Горький». Туполев, Кошкин.

Архитектурная среда. Бр. Веснины. Дворец культуры Пролетарского района г. Москвы. И. Голосов. Клуб союза коммунальников. К. Мельников. Дом культуры им. И. Русакова. Собственный дом в Кривоарбатском переулке. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 г.

Московский метрополитен. «Аэродинамический» стиль. Конструктивизм. Псевдоклассицизм.

«Социалистический ампир» в архитектуре. Гостиница «Москва» (А. Щусев и др.). И. Жолтовский.

Б. Иофан, В. Мухина. Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г. «Рабочий и колхозница».



Советский плакат 30-х годов. А. Дейнека. Добровольский. Дени. Страхов-Браславский. Корецкий. Соколов-Скаля. «Сталинская тема».

США.

Неофункционализм («интернациональный стиль»).

Л. Мис ван дер Роэ. Кроун-холл ИТИ (1950-56 гг., Иллинойс). Фэрнсуорт-хаус в Фоксривер, Иллинойс (1945-1950 гг.).

Ф.Л. Райт. Интерьер унитарианской церкви в Мэдисоне, штат Висконсин (1950 – 1951 годы) и интерьер синагоги в Пенсильвании (1954 – 1959 гг.). Музей Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943, строительство – 1956 – 1959 гг.).

Л. Мохой-Надь. «Новый Баухауз» в Чикаго.



Элитарный дизайн. Стайлинг. Американская реклама. Дизайн упаковки. Оживление потребительского спроса.

Рассел Райт. Обеденные сервизы из керамики. Биоморфичный стайлинг как противовес европейским движениям «хорошая форма». Пять этапов американского стайлинга по Г. Джексону: близкий формам ар деко, аэродинамический, конусный, «ящичный», скульптурный.



Автомобильный стиль. Харли Эрл – отец автомобильного стайлинга. «Американская мечта»: автомобиль – второй дом. Принцип макетирования кузова в натуральный размер из глины. Автомобили «dream-car» для компании «Дженерал Моторс». «Аэростиль» в автомобилестроении. Бьюик «Ла Саль», бьюик «Ле Сабр», понтиак «Страто-Стрейк», каддилак «Эльдорадо». Уолтер Дорвин Тиг. Экспериментальные работы для компании «Боинг». Интерьер самолета «Боинг 707». Идеи автомобильного дизайна в дизайне бытовых приборов. «Идеальные кухни» 50-х гг.

Органический дизайн. Ееро Сааринен. Аэровокзал им. Кеннеди в Нью-Йорке (1958 – 1962 годы). Мебель Е. Сааринена, Чарльза и Рей Эймс. Новые материалы: полиэстер, алюминий, фанера. DAR-стул Ч. Эймса (с цельнолитой чашей для сидения), «womb-стулья» Сааринена, стул «151 S» и стул «Тюльпан».

Развитие профессии «дизайнер». Дизайнерские группы и фирмы. Американская реклама – один из истоков дизайна. Первые дизайн-бюро. Бюро Джорджа Нельсона. Серия настенных часов 1949 г., диван «Слинг софа», светильники «китайские фонари», набор посуды «Флоренс». Дизайн Американской национальной выставки в Москве (1959), павильона ф. «Крайслер» на Международной выставке в Нью-Йорке (1964). Раймонд Лоуи. Витрины магазинов, рисунки для журнала «Харперс». Логотип компании «Shell». Проекты для автомобильной компании «Студебеккер»: «Чемпион» (1947), «Старлайн» (1953), «Аванти» (1962). Работы для автобусной компании «Грейхаунд» (1952). Пол Рэнд. Логотип фирмы IBM. Элиот Нойс. Модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Алекс Бродович. Графический дизайн.

Дизайн костюма. Мода 50-х. Массовое производство готового платья. Эпоха американского влияния: рок-н-ролл, «стиль Элвиса Пресли». Брюки-«дудочки», галстук-шнурок, узконосые штиблеты. Футболки и джинсы. Голливудский «аутсайдер». Начало истории «прет-а-порте».

Скандинавские страны.

Принцип скандинавского дизайна: «лучшее для большинства». Функциональный анализ предметов.

Финляндия. А. Аалто. Стулья и кресла для фирмы «Артек», «органические» вазы Тапио Вирккала. Кай Франк: фарфор фирмы «Арабия».

«Шведский модерн» и «датский стиль тикового дерева». Демократичная атмосфера квартиры средних слоев населения. Стандартизация общего вкуса.

«Органический дизайн» в Скандинавии. Кааре Клинт. Арне Якобсен. Стул «Муравей». Финн Джулс. Кресло «Вождь». Ханс Вегнер. Круглый стул «JH 501» из тикового дерева.

Принцип «сделай сам». 1951 г. – Ингвар Компрад, первый каталог, 1952 – первая выставка товаров IKEA. 1965 г. – сеть магазинов. Стандартизация. Дизайнеры, работающие по заказу IKEA: Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон, Эрик Санделл и др. Девизы: «мы не перевозим воздух», «мы не храним на складе», «мы делаем прочно».

Транспорт и бытовые приборы. Сикстен Сасон. Автомобиль «Сааб 92» (1947), пылесосы, фотокамеры. Телефон «Эриксон» (Швеция, 1956), детский конструктор «Лего» (Дания, 1958). Появление фирмы «Тетра-пак» (1952).

Великобритания.

«Совет по промышленному дизайну», дизайн-выставки послевоенного периода («Британия это может», девиз «хороший дизайн – хороший бизнес», 1949), журнал «Дизайн». Критика американского стайлинга. Консультативные дизайн-бюро.



Транспортный дизайн. Алекс Иссиджонис. Автомобиль «мини» («Моррис мини Майнор») для «Бритиш мотор корпорейшн» (1959). Дэвид Бэхе. Внедорожник Лэндровер, серия II (1958). Дуглас Скотт, лондонский автобус «Рутмастер» (1953). Велосипед Алекса Моултона (1962 – приз герцога Эдинбургского за лучшее произведение промышленного дизайна).

Брутализм. Выставка 1956 г. - «Дом будущего», выполненный полностью промышленным способом, как корпус машины. Элисон и Питер Смитсоны. Л. Кан. Здание Лабораторий медицинских исследовнаний Ричардса в Пенсильванском университете (1957-1961).

Независимые дизайн-бюро. Роберт и Люсьен Дей – «представители хорошего стиля». Дизайн выставок, графики и индустриальный дизайн. «Полипропстул». Дизайн текстиля Л. Дей.

Дизайн костюма. Изобретение мини-юбки. Мери Куант и Анри Куреж. 1955 г. – открытие магазина «Bazaar» в Лондоне (М. Куант). Продажа готовых моделей и отрезов с выкройками.

Германия.

Неофункционализм. «Ульмская школа», Макс Билл – выпускник Баухауза. «Хорошая форма» и «германский дизайн». Антикоммерческая направленность ульмской концепции. «Ульмский табурет». Ганс Гугелот и Отл Айхер. Имидж продукции компании «Браун». Фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза» (1962). Дитер Рамс – концепция дизайна электробытовых приборов «Браун» - продолжение ульмских традиций. Стиль «Браун» - образец функционального формообразования, «экономный стиль».

Мультидисциплинарные дизайн-бюро. «Гугелот-дизайн». Отделы бюро. Заказчики: «Варта», «Браун», «Дорнье»», «BMW», «Кодак».

Базельская школа графического дизайна (Швейцария) – преемница Баухауза. Э. Рудер, «Die Typographie».

Франция.

Неофункционализм. Ле Корбюзье. «Жилая единица» в Марселе (1947-1950 гг.). «Капелла в Роншане» (1950-1955 гг.).

Дизайн костюма. Коллекция К. Диора 1950-х гг. «Новое направление». Узкие плечи, подчеркнутая талия, пышные длинные юбки. Возрождение престижа парижской высокой моды. Ж. Вьено. Институт промышленной эстетики.

Транспортный дизайн. «Ситроен DS-19» (Ф. Бертони, 1938, 1955). Символ французского автомобиля 60-х.

Италия.

Индустриальный дизайн. Стиль «Оливетти». Независимые дизайнеры-консультанты. Э. Сотсасс, М. Занузо, М. Беллини. Марчелло Ниццоли. Пишущие машинки «Лексикон-80», «Леттера-22». Рабочая поверхность компьютера для фирмы «Оливетти» М. Беллини (1966). Реклама «Оливетти» Джиованни Пинтори.

Мебельный дизайн. Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента». «Итальянский Гауди» Карло Моллино. «Туринское барокко». Ж. Пиретти, стул «Плия». Мебель фирмы «Картель»: детский стул (1961, авторы - Марко Занузо и Рихард Заппер), стапель-стул дизайнера Джо Коломбо. Братья Кастильоне: табурет «Allunagio» («Прилунение») (1965), кресло «Сан Лука» (1961), табурет «Mezzadro» (1957), сделанный из тракторного сиденья, табурет для телефонных разговоров «Sella» (1957).

Транспортный дизайн. Мотороллер «Веспа» («Римские каникулы», Э. Пьяджио, 1946). Фиат: «Фиат-15», «Фиат-124», «Фиат-600», «Фиат-500 Нуова» (Д. Жиакоса, 1957), он же «Фиат-Тополина» («Мышонок»). Фирма «Пининфарина»: спортивный кабриолет Альфа Ромео «Джульетта» (1954).

Япония.

Периоды «Мейдзи» и «Тайсё» в японском дизайне. Деятельность Шарлотты Перрио. Соцу Янаги: Ассоциация народного искусства. Стул «Баттерфляй» фирмы «Тендониокко» (1954).

Американское влияние, «потребительская революция». Отделы дизайна в крупных фирмах: «Мацусита», «Мицубиси», «Хитачи». Отделения дизайна в токийских университетах. Японская ассоциация промышленного дизайна. Сверхскоростной поезд «Хикари» (1960-е).

СССР.

Строгановское училище в Москве (1945) и Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище им. Мухиной (1948). Дизайнерские бюро широкого профиля. Архитектурно-художественное бюро Ю. Соловьева: проект троллейбуса, речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», трансформирующаяся мебель, модернизация пассажирского вагона (1945) – геометрический функционализм с элементами стримлайна.

Транспортный дизайн. «М 20 Победа» (1943), Горьковский автозавод. Фирменный стиль Аэрофлота, аэропорты в Москве и Ленинграде. Центральное конструкторское бюро в Горьком, дизайн судов на подводных крыльях серии «Метеор», «Вихрь», «Комета», «Буревестник». Сверхзвуковой самолет «ТУ-144».

Тема 6. Массовая культура и поп-дизайн. Дизайн-эксперименты и дизайн-утопии. Футуристический и антидизайн. 60-70-е гг.
Количество часов аудиторной работы – 5 часов

Самостоятельная работа – 10 часов


Поп-культура, попдизайн и оп-арт.

Поп-арт. Оптимизм и раскрепощенность попкультуры. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон (коллаж «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?»). Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры. Дж. де Пас, Донато д'Урбино, П. Ломацци. Пневматическое кресло. П. Мердок. Детский стул из гофрокартона (1963). А. Джонс. «Стол, кресло и вешалка» из женских фигур. Теренс Конран. Открытие магазина «Habitat» в Лондоне (1964). Продажа «стиля жизни», «целостного интерьера» по каталогу.

Ив Сен-Лоран. Коллекция «Мондриан» (1965). Джанни Версаче. «Платье Уорхола», «Боб Дилан» (1967).



Оп-арт – оптическое искусство. Виктор Вазарелли. Бриджит Рейли. Людовико де Сантиллана. Ваза из стекла для фирмы «Филипс» (1965). Пирелли Чинтурато. Оп-арт в рекламе, 1966-67 гг. Гае Ауленти. Мери Каунт. Уильям Клейн. Стиль оп-арт для фильма «Qui est-vous Polly Maggoo?».
Эксперименты, футуродизайн и дизайн-утопии.

Футуристический дизайн. Интерес к «космическому» формообразованию. 60-е – эра космических полетов. Цвета – белый и серебряный. От «космического» дизайна – к «футуристическому» и «дизайн-утопиям». «Космическая» мода. Коллекция Андре Куррежа «Зима 1968/69». Футуристический стиль Пако Рабанна (1966). Пьер Карден, коллекция «Мода будущего» (1967). «Космическая» фотография – Ричард Эведон. «Космическая Одиссея» в кинематографе. Мебель для фильма по эскизма Оливера Мурга.

Мебель и предметный дизайн. Еэро Арнио (кресло «Шар»), Вальтер Пихлер (кресло «Galaxy I»). Луиджи Колани. Бионическое формообразование. Аэродинамический грузовик «Мерседес» (1960-е), фотоаппарат «Canon», прибор для сидения «Colani» (1972).

Архитектурные утопии. Проекты многофункциональных мобильных микропространств и мебель Джо Коломбо (Италия). Город Бразилия (группа архитекторов под руководством Люсиа Коста и Оскара Нимейера) - однин из материализованных памятников утопических идей 60-х. Футуристические предложения о новых формах расселения, проекты «городов будущего». Париж, 1965 г.: Конгресс Международного союза архитекторов, выставка 12-ти проектов «городов будущего». Группа «Архигрэм» (Великобритания): Уоррен Чок, Деннис Кремптон, Питер Кук, Дэвид Грин, Майкл Уэбб, Рон Херрон, Питер Тэйлор, Бен Фитер. «Мувинг-сити» («Движущийся город», 1964). Б. Фуллер (США). Высокотехнологичное направление в дизайне и архитектуре: геодезические купола, безопорные оболочковые конструкции. Машина для жилья «Димаксион» («Вичита-хаус»).

Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. Великобритания. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Франция. Роже Таллон. Мультидисциплинарное дизайн-агентство «Дизайн-программы». Студия «Техне» в Париже.



Метаболизм – японская версия рационалистической архитектуры. Связь с культурными традициями Японии. 1960 г. Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фимихико Маки, Масато Отака, Нобуру Кавадзоэ. Архитектурные структуры, открытые к дальнейшему развитию, росту и изменениям. Процесс обновления и развития – метаболизм - аналогия с растениями и живыми организмами. Кендзо Танге: «Токио-1960», центр коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-67), административное здание «Джорнал Сидзуока» в Токио (1966-67), планировочная структура выставки ЭКСПО-70 в Осаке. К. Курокава: дом Накагин в Токио (1972) - идея «капсульной архитектуры».

«Архитектура больших пространств». США. Кевин Рош, Джон Дикнелу, Джон Портмен.

Радикальный дизайн. Антидизайн.

Италия. Протест против «хорошего дизайна» и концепции «бель дизайн». Группа «Архизум». Андреа Бранци, Паоло Деганелло, Гильберто Коретти, Массимо Мороцци. «Жилые ландшафты», «Wind Sity», «no-stop-Sity». Пьеро Гатти и др. Кресло «Sacco» («Мешок», 1968). Джонатан де Пас, Донато д'Урбино, Паоло Ломацци. Кресло «Joe». Гаэтано Пеше, серия «UP». Группа «Суперстудио»: Адольфо Наталини, Кристиано Торальдо ди Франция. Группа «Струм». Жоржио Жиретти, Пьетро Деросси, Карло Жиамарко, Рикардо Россо, Маурицио Воглиацо. Мебель для сидения и лежания «Praton» («большой луг», 1966-70). Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools». Студия «Алхимия». Алессандро Гурьеро, Алессандро Мендини, Этторе Сотсасс. Коллекция «Бау. Хауз 1» и «Бау. Хауз 2». Мебель в стиле «Ре-дизайн», серия Мендини «Бесконечная мебель». Инго Маурер. Германия. Хартмут Эслингер, Андреас Хауг. Студия «Фрог-дизайн». «Форма следует эмоции».



Концептуальные поиски советских дизайнеров.

Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962). Журнал «Техническая эстетика» (1964). Региональный стайлинг. Проект специализированного автомобиля-такси (1963-65, Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий, А. Черняев).

Дизайн-программы. Фирменный стиль «Союзэлектроприбор» (Д. Азрикан, Д. Щелкунов).

Эксперименты и утопии. Сенежская студия. «Бумажное проектирование». Макеты городской среды. III Всесоюзный конкурс бытовой мебели (1975). И.И. Лучкова, А.В. Сикачев. Система мобильных щитовых элементов «Мебар». Кинетические композиции 70-х. В. Колейчук, группа кинетического искусства «Движение», к/б «Прометей».



Тема 7. Дизайн эпохи постмодерна. 70-90-е.
Количество часов аудиторной работы – 5 часов

Самостоятельная работа – 10 часов


Постиндустриальное общество. От модернизма к постмодернизму. Плюрализм эстетических взглядов и мнений 70-х гг. Оппозиция «современному движению» - «постмодерн». Корни постмодерна – поп-культура 60-х, «радикальные» течения дизайна. Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966). Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма» (1980).

Постмодернизм. Декоративность, китч, красочность, шик, ироничность, цитирование исторических стилей. Пародия. Нарушение привычных пропорций и классических схем.

США. Ч. Мур. Полуинтерьерная площадь Пьяцца д'Италия в Новом Орлеане. М. Грейвз. «Нью-Йоркская пятерка». Интерьерная работа. Принцип «процессуальности». Работы для «Мемфиса». Чайник со свистком в виде птицы. Р. Вентури. «Утки» и «декорированные сараи». «Инклюзивный» дизайн. «Эклектический дом». Предметный дизайн – «коллекция Вентури» (1984) для фирмы «Кнолл», чайно-кофейный сервиз «Пьяцца» для «Алесси» (1983).

Италия. Альдо Росси. Театральные постройки в Генуе и Торонто, проекты домашней утвари для фирмы «Алесси». Отель «Палаццо» в Кукуоко. Марио Беллини. Мебельные системы, предметный дизайн. Марио Ботта – «геометрия есть гармония». Алессандро Мендини. Сервиз для чая и кофе из 6-ти предметов.

«Мемфис». Свобода самовыражения, проектный реализм. Острота жеста, игра материалами, фактурами и формами, смешение стилей. Этторе Сотсасс: «нейтральная форма» и «альтернативный дизайн». Мебельный и предметный дизайн. Андреа Бранци. Матео Тун: «семантический хаос», «барочный Баухауз». Микеле де Лукки: мебель, оправы для очков, канцпринадлежности, кухни, пластмассовые изделия, интерьеры магазинов. Ксавье Марискал. «Форма следует за игрой».



Германия. «Новый дизайн»: необарокко, китч, гротеск, минимализм. «Mobel perdu» «Pentagon», «Cocktail», «Kunstflug», «Bellafast», «Berlinetta». Норберт Бергноф, Майкл А. Ландес, Франкфуртский стул «Звездное кресло» (1985-86). «Фрог-дизайн». Хартмут Эслингер. Работы для: AEG, Erco, Аpple Computers, Sony. Разработка фотоаппаратов.

Франция. Интернациональная группа «Тальер». Рикардо Бофилл, С. Вергано, Х.А.Гойтисоло, М. Нуньес-Яновски. Район Марн-ля-Валле в Париже (комплекс «Абраксас», 1979-83), Сен-Кантен-ан-Ивлин (квартал «Озерные аркады», 1974-83), Сержи-Понтуаз (жилой комплекс «Зеленый полукруг», 1985) и др.

Влияние «Мемфиса». Группы «Немо», «Тотем». Филипп Старк. «Мессия французского дизайна». Оформление парижских ночных клубов «Синяя рука» (1976) и «Бани-душевые» (1978). Проекты декорирования апартаментов Ф. Миттерана в Елисейском дворце (1982) и кафе «Кост» (1984). Реконструкция старинных отелей Нью-Йорка, ночные бары Токио, офисы Мадрида. Увлечение научной фантастикой. Предметный дизайн.

Дизайн костюма. Жан Поль Готье. Вульгарность и «высокое искусство».

Австрия. Ханс Холляйн. Оформление витрин, ювелирных магазинов, интерьеров турагентств. Четырехколонный портик на венецианской выставке «Присутствие прошлого» (1980). Интерьеры музеев. Мебель для «Мемфиса». Мебельный дизайн.

Великобритания. Рон Арад. Новейшие технологии в дизайне. Бюро «One Оff». Жаспер Моррисон. «Новая простота», минималистическая фанерная мебель, «но-дизайн». Бюро «Дизайн-офис».

Чехия. Борек Чипек. Дизайн-бюро «Альтерэго» в Амстердаме.



Япония. Широ Курамата. «Поэт креативной пустоты». Интерьеры бутиков и ресторанов. Работа с «Мемфисом». Новые материалы и технологии.

Хай-тек. «Машинность» архитектуры, предметного дизайна. Формирование среды по образу и подобию машины. Ирония словосочетания: «хай-стиль» («высокий» стиль), «технолоджи» (технология). Ассимиляция машинных форм в средовый дизайн. Возможность быстрого монтажа и демонтажа, окраска с целью эксплуатационного маркирования, раскрытие коммуникаций. Использование электроники. Мебель из стандартных металлических элементов, посуда – «лабораторное стекло». Технические детали из военной и научной областей электронного технического оборудования.

Франция. Ричард Роджерс, Ренцо Пиано. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду на площади Бобур в Париже (1977). «Храм искусств» - подобие нефтеочистительной установки. Интегрируемое внутреннее пространство. Ио Минг Пей. Пирамиды Лувра в Париже (1979-1983), комплекс Ле Аль в Париже, архитекторы К. Васкони, Ж. Панкреаш (1979-1986). Жан Нувель. Институт арабского мира в Париже (1981-1987).

Великобритания. Ричард Роджерс. Купол «Миллениум» в Лондоне. «Ллойдс оф Лондон» (1979-1986). Сэр Норман Фостер. Галерея визуальных искусств «Сайнсбери-центр» (1980), «Гонконг-Шанхай-банк» (1981-85): 47 этаже, 50-метровый в высоту атриум со стеклянным полом-потолком. Терминал лондонского аэропорта Стенстед (1981-1991). Центр искусств «Каре д’ ар» в Ниме (1987-93). Реконструкция здания Рейхстага в Берлине (1994-99). Здание лондонской мэрии (1999-2002) –«кривобокое яйцо». Система канцелярской мебели «Номос» Н. Фостера (1987). Мебель. Рон Арад, Джаспер Моррисон, Том Диксон.

Испания. С. Калатрава. Международный центр искусств и науки в Валенсии (1991). Оперный театр в Тенерифе (1991). Олимпийский спорткомплекс в Афинах (2001).

Австрия. Густав Пейхль, Ханс Холляйн.

Япония. Ицуко Хасегава. Ателье в Томигайа (1985-86). Жилые дома в Нерима (1985) и Хигашитамагава (1987). Кишо Курокава. Понятие «серой зоны» в японском жилом интерьере. Здание мультимедиацентра Софтопиа в японской префектуре Гифу, 1990-96. Арата Исодзаки: музей Такасаки.

Деконструктивизм. «Упорядоченность беспорядка». Влияние архитектурно-художественного авангарда 1920-х гг. Постмодернистское ироничное, пародийное отношение к разным направлениям дизайна ХХ века, приемы которых используются. Случайные смещения форм, несоответствие структуры плану. «Беспокойная сложность», «неопределенность формы», «смещение пространственных ориентиров», «визуальные наслоения».

США. Фрэнк Гери – экспрессивно-скульптурная версия деконструктивизма. Ресторан Кобе, Япония (1984). Рекламное агентство в Венисе, Калифорния (1984-1991). Дом Шнебеля в Бренвуде, Калифорния (1986-89). Музей мебели Витра в Германии в Вайле-на-Рейне (1989). Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1990-1997). Центр рок-музыки в Сиэтле. 1995-2000. Эрик Оуэн Моос. Реконструкция заброшенных киностудий в пригороде Лос-Анджелеса Калвер Сити (1998-99). «Зонт», «Бокс».

Австрия. Группа «КООП Химмельблау». Интерьеры и оборудование, витрины магазинов и кафе. Перестройка чердака под офис в историческом доме в Вене, 1983-88 гг. Нетрадиционный метод проектирования – «хаотический поток сознания». Гюнтер Домениг – «неоэкспрессионист». Центральная сберкасса на Фаворитенштрассе в Вене (1979).

Неомодернизм. Усложненное и рафинированное развитие идей раннего Ле Корбюзье. Ричард Мейер. Марио Ботта, Витторио Греготти.

Постмодернизм в графическом дизайне.

США. Нью-Йоркская школа. В. Вайнгарт, Ш. Гайсбулер и др.

Великобритания. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл. Дизайн-студия «Аттик». Проектирование брендов. «Адидас», «Найк», «Дженерал Моторс» и «Тойота».

Япония. 80-90-е – расцвет японского дизайна. Современный японский плакат и логотип. Кейдзо Мацуи. Танадори Йоко. Японские комиксы «манга» - традиции и современность.



Современный компьютерный и телевизионный дизайн.

Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение заданий по разделам дисциплины.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.3Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

1.4Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

  1. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.

  2. Протодизайн. Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Первобытное общество и Древний мир (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

  3. Декоративно-прикладное искусство Средневековья.

  4. Научные открытия и изобретения 13-16 вв. Развитие оптики, книгопечатание.

  5. Материальная культура эпохи Возрождения. Декоративно-прикладное искусство, машины и механизмы. Леонардо да Винчи.

  6. Дизайн в процессе разделения искусства, ремесла, техники и зарождения промышленного производства.

  7. Декоративно-прикладное искусство барокко и рококо. Русское барокко. Фарфор рококо.

  8. Классицизм. Становление новых принципов развития архитектуры, прикладного искусства, ремесел. Русский классицизм и ампир. Дворцовые ансамбли, мебель, фарфор.

  9. Промышленная революция в Европе. Машинная техника, транспорт, телефон и радио, фотография и кино, бытовые механизмы, воздухоплавание и авиация.

  10. Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первые теории дизайна. Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис.

  11. Стиль модерн и его влияние на развитие дизайна конца 19 – начала 20 в. Национальные школа модерна. Модерн в дизайне среды, в графическом дизайне.

  12. Модерн в России. Средовый дизайн, графический дизайн.

  13. Развитие дизайна и возникновение школ. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа». Производственный союз «Веркбунд» в Германии, Питер Беренс и Всеобщая электрическая компания (АЭГ).

  14. Вальтер Гропиус. Баухауз в Ваймаре, Дессау, Берлине. Цели, программа, структура обучения. Архитектура, предметный дизайн, дизайн мебели, графический дизайн.

  15. Неопластицизм П. Мондриана. «Де Стейл»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования.

  16. Направления художественного авангарда в Европе и России. Фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм.

  17. Супрематизм К. Малевича. Супрематизм в дизайне. Э. Лисицкий, Суетин и др.

  18. Конструктивизм 20-х годов. Пионеры советского дизайна. Вл. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др. Средовый дизайн, графический дизайн.

  19. Советский плакат 20-30-х годов. Коммерческий, агитационный, киноплакат.

  20. Дизайн в развитии агитационно-массового искусства.

  21. Дизайнерская школа ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1920-1930-е гг.).

  22. Функционализм и «интернациональный стиль» в Европе и США между первой и второй мировыми войнами.

  23. Развитие Ар Деко в Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами.

  24. «Стримлайн» в США, транспортный дизайн в СССР перед второй мировой войной.

  25. Социалистический ампир. Советский плакат 30-х годов. «Сталинская тема».

  26. Послевоенный дизайн в США. Неофункционализм, элитарный дизайн (стайлинг), «автомобильный» стиль, «органический» дизайн.

  27. Скандинавский дизайн в послевоенный период.

  28. Дизайн в Великобритании, Германии и Франции в послевоенный период.

  29. Итальянский дизайн 50-60-х годов. Стиль «Оливетти». Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента».

  30. Дизайн в СССР после ВОВ. Дизайнерские бюро широкого профиля (Ю. Соловьев). Транспортный дизайн.

  31. 60-70-е годы: поп-дизайн и оп-арт. Футуристический дизайн, «космическое» формообразование. Метаболизм.

  32. 60-70-е годы: Радикальный дизайн, антидизайн. Италия. Студии «Алхимия», «Суперстудио», «Струм». Германия. «Фрог-дизайн».

  33. Концептуальные поиски советских дизайнеров 60-70-х гг. ВННИТЭ. Региональный стайлинг. Развитие системы конструирования. Дизайн-программы. Деятельность центральной экспериментальной школы-студии художественного проектирования. «Сенежская студия».

  34. Постмодернизм в средовом дизайне. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.

  35. Постмодернизм в средовом дизайне. Франция. Группа «Тальер». Филипп Старк. Жан Поль Готье.

  36. Постмодернизм в средовом дизайне. Австрия (Ханс Холляйн), Великобритания, Япония.

  37. Хай-тек. Франция (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду), Великобритания (сэр Норман Фостер, Рон Арад), Испания (С. Калатрава), Австрия (Х. Холляйн), Япония.

  38. Деконструктивизм. Фрэнк Гери, Эрик Оуэн Моос, группа «КООП Химмельблау», Гюнтер Домениг.

  39. Постмодернизм в графическом дизайне. США, Великобритания, Япония.

  40. Характерные особенности развития современного дизайна.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. ТТ. 1,2. М.: Союз дизайнеров России, 2009

  2. Ковешникова Н.А. История дизайна. М.: Омега-Л, 2011

  3. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под общ. редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004

  4. Журнал «Мир дизайна» №№ 1995-2009

  5. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. М.: Гадарики, 2011

  6. Михайлов С.М. История дизайна. ТТ.1,2. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Союз дизайнеров России, 2008

  7. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2009

  8. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2010

  9. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2011

Дополнительная литература





  1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003

  2. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана. Könemann, 2010

  3. Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учеб. пос. для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, 2009

  4. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб, 2003

  5. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р.Томана. Könemann, 2010

  6. Дайксель А, Брандмейер К, Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, 2010



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудиторные занятия проводятся в обычной аудитории, оборудованной проектором.
Каталог: data -> 2014
2014 -> М. иванова бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности в вгнки ветпрепаратов г. Москва
2014 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2014 -> Опыт искусственного выкармливания красных волков (cuon alpinus) в московском зоопарке
2014 -> Ф. Л. Радун Показатели крови и микрофлоры слизи гортани у птиц подотряда Певчих
2014 -> Программа дисциплины "История архитектуры и интерьера"
2014 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080300. 68 "Финансы и кредит", обучающихся по магистерской программе


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет