Программа дисциплины «Система российской словесности»



Дата16.06.2016
өлшемі162 Kb.
#139808
түріПрограмма дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет медиакоммуникаций

Программа дисциплины

«Система российской словесности»




для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Немзер А. С. канд. филол. наук, профессор, nemzeras@gmail.com

Поливанов К. М. доцент

Рекомендована секцией УМС

Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 201_



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину«Система российской словесности».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС (утвержден 09.02.2010).

  • Образовательной программой направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Система российской словесности» являются

- формирование базовых представлений о российской словесности;

- знакомство с ключевыми текстами русской литературы в их взаимосвязях;

- расширение культурного кругозора;

- систематизация представлений об истории и теории русской литературы.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: ключевые тексты русской литературы XX века, биографии основных авторов русской литературы XX века.

  • Уметь: адекватно интерпретировать ключевые тексты русской литературы XX века в историко-культурном контексте.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): вдумчивого чтения и корректного анализа текстов разных направлений и жанров.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности;

ОК-1

Адекватно понимает и излагает содержание ключевых текстов русской литературы 20 века, соотносит их основные идеи с современностью.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности;

ОК-2

Интерпретирует содержание прочитанного и в историко-политическом контексте.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтениелючевых текстов русской литературы 20 века.



способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3

Проводит параллели между литературными идеями и сюжетами и российской реальностью, обобщает наблюдаемые факты.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-4

Корректно излагает, интерпретирует и сопоставляет изученные тексты разных направлений с учетом широкого контекста.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности;

ОК-5

Адекватно понимает гуманистический пафос русской литературы, разделяет гуманистические установки, руководствуется ими в суждениях и действиях.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта;

ОК-8

Активно пополняет читательский багаж, вводит изученные тексты в широкий историко-литературный контекст, самостоятельно находит недостающую для понимания информацию.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности;

ОК-13

Использует для понимания прочитанного сведения, почерпнутые при изучении других дисциплин.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества;

ПК-2

Руководствуется адекватно понятыми гуманистическими догматами, почерпнутыми из ключевых текстов русской художественной литературы 20 века.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.



знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ.


ПК-5

Адекватно излагает основные факты истории русской литературы, уверенно и корректно интерпретирует ключевые тексты, свободно ориентируется в культурологическом пространстве России 20 века.

Аудиторные: лекционные занятия, дискуссии на семинарских занятиях.

Самостоятельные: чтение ключевых текстов русской литературы 20 века.





4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин гуманитарных и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку журналиста (бакалавриат).
Для направления «Журналистика» данная дисциплина является базовой и не требует специальной дополнительной подготовки.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • иметь представление об истории России 20 века;

  • иметь навык вдумчивого чтения художественного текста.



5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа










Лекции

Семинары




1

Русская литература 1920-40-х гг. Общая характеристика.

11

2

2

7

2

Проза Е. И. Замятина

7

2




5

3

Проза И. Э. Бабеля

11

2

2

7

4

Проза М. М. Зощенко

7

2




5

5

Проза А. П. Платонова

11

2

2

7

6

Проза и драматургия М. А. Булгакова

9

2

2

5

7

Поэзия В. В. Маяковского

7

2




5

8

Поэзия С. А. Есенина

9

2

2

5

9

Поэзия О. Э. Мандельштама

9

2

2

5

10

Поэзия А. А. Ахматовой

9

2

2

5

11

Поэзия М. И. Цветаевой

7

2




5

12

Творчество Б. Л. Пастернака

9

2

2

5

13

Проза В. В. Набокова

7

2




5

14

Русская литература второй половины 1950-х – 1990-х гг. Общая характеристика

9

2

2

5

15

Творчество А. И. Солженицына

7

2




5

16

«Деревенская» проза

9

2

2

5

17

«Исповедальная» и «интеллектуальная» проза 1970-80-х гг. Литература андеграунда

7

2




5

18

Поэзия 1960-80-х гг.

10

2

2

6

19

Поэзия И. А. Бродского

7

2




5




Итого

162

38

22

102

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий


Реферат

1
















Домашнее задание

1













Итоговый

Экзамен








1




устно



6.1Критерии оценки знаний, навыков

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать: ключевые тексты русской литературы XX века, биографии основных авторов русской литературы XX века.

  • Уметь: адекватно интерпретировать ключевые тексты русской литературы XX века в историко-культурном контексте.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): вдумчивого чтения и корректного анализа текстов разных направлений и жанров.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 . Русская литература 1920-40-х гг. Общая характеристика

Содержание:

Специфика литературы советской эпохи. Литература и революция. Литература и гражданская война. Место романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в истории русской литературы. Литература и тоталитарное государство. Три потока русской литературы ХХ в.(официальная, неподцензурная, эмигрантская словесность) и их взаимодействие.


Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 7.


Литература по разделу:

Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001 (ч. II).

Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007


  1. Раздел 2. Проза Е. И. Замятина

    Содержание:





Проза Е. И. Замятина. Творческий путь Замятина. Роман «Мы». Историко-философская концепция. Проблема свободы. Личность, государство, революция. Проблема творчества и особенности повествования. Жанровая специфика (антиутопия, философский роман, авантюрный роман, роман о писателе)
Литература по разделу:

Замятин Е. И. Мы. Любое издание.


Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


3. Раздел 3. Проза И. Э. Бабеля
Проза И. Э. Бабеля. Творческий путь Бабеля. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Конармия». Проблема революционного насилия; интеллигентный герой (рассказчик) и народная общность. Стилистические особенности повествования.
Источники:

И. Э. Бабель. Конармия

Литература:

М. О. Чудакова. Разведенный пожиже (Бабель в литературе советского времени) // Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007

Щеглов Ю. К. Мотивы инициации и потустороннего мира в «Конармии» Бабеля // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012
Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 7.


4. Раздел 4. Проза М. М. Зощенко

Содержание:


Проза М. М. Зощенко. Творческий путь Зощенко. Особенности повествования в рассказах 1920-х гг. Жанровая специфика «Сентиментальных повестей». «Новый человек» и «новый мир» в изображении Зощенко. Традиции русской классической литературы и их трансформация в прозе Зощенко.
Источники:

Зощенко М. М. Рассказы и повести 1920-30-х гг. (не менее 5 рассказов и 2 повестей)

Литература:

Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001

Щеглов Ю. К. Люди и вещи (Антиробинзонада Михаила Зощенко) // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012
Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


5. Раздел 5. Проза А. П. Платонова

Содержание:

Творческий путь Платонова. Жанровые особенности повести «Котлован». Сатира, антиутопия и утопия в «Котловане». Проблема личности. Язык Платонова.
Источники:

Платонов А. П.. Котлован

Литература:

Варламов А. Н. Андрей Платонов. М., 2011.


Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 7.


6. Раздел 6. Проза и драматургия М. А. Булгакова
Содержание:

Проза и драматургия М. А. Булгакова. Творческий путь Булгакова. Проблематика и поэтика романа «Белая гвардия». «Белая гвардия» и советская литература о гражданской войне (Бабель, Шолохов). Традиции русской классики в «Белой гвардии». Проблематика и художественные особенности пьесы «Бег». Специфика сатиры в повести «Собачье сердце» (Булгаков и Зощенко; Булгаков и Платонов). Философия и поэтика романа «Мастер и Маргарита». Вечное и историческое в «Мастере и Маргарите». Проблемы добра и зла в «Мастере и Маргарите». Автометаописательность романа.


Источники:

Булгаков М. А. Белая гвардия. Бег. Собачье сердце. Мастер и Маргарита

Литература:

Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007 (ч. II)

Гаспаров Б. М. Из наблюдений над романной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994


Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


7. Раздел 7. Поэзия В. В. Маяковского
Содержание:
Поэзия В. В. Маяковского. Творческий путь Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтика дореволюционной лирики. Жанровые особенности поэм «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Проблема ангажированной поэзии и назначения поэта. Любовная лирика 1920-х гг. «Ода», «элегия», «сатира» в поэзии Маяковского. Маяковский и традиции русской классической поэзии. Маяковский и поэты-современики.
Источники:

Маяковский В. В. Стихотворения: А вы могли бы?, Адище города, Нате!, Вам!, А все-таки, Скрипка и немножко нервно, Себе любимому посвящает эти строки автор, Наш марш, Хорошее отношение к лошадям, Тамара и Демон, Юбилейное, Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче, Еду, Прощанье, Сергею Есенину, Разговор с фининспектором о поэзии, Стихи о советском паспорте. Поэмы: Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Во весь голос

Литература:

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990 (или М., 2000)

Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского». М., 1997 (то же: Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. М., 2002; разд. II)


Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


8. Раздел 8. Поэзия С. А. Есенина
Содержание:

Поэзия С. А. Есенина. Творческий путь Есенина. Особенности дореволюционной лирики. Есенин и революция. «Русь уходящая» в поэзии Есенина. Автобиографический миф Есенина. Жанровые особенности лирики и поэм Есенина.


Источники:

Есенин С. А. Стихотворения: «Хороша была Танюша…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», Инония, Исповедь хулигана, «Я последний поэт деревни…», «Мне осталась одна забава…», Возвращение на родину, Пушкину, Русь Советская, Русь уходящая, Письмо матери, «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Клен ты мой опавший…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Неуютная жидкая лунность…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Поэмы: Пугачев, Черный человек

Литература:

Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. СПб., 2007 (переизд.: М., 2012)


Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


9. Раздел 9. Поэзия О. Э. Мандельштама
Содержание:

Творческий путь Мандельштама. Мандельштам и акмеизм. Культура и история в поэзии Мандельштама. Роль цитат и реминисценций в поэзии Мандельштама. Назначение поэта и смысл поэзии в понимании Мандельштама. Политическая (гражданская) лирика Мандельштама. Место Мандельштама в истории русской поэзии ХХ в.


Источники:

Мандельштам О. Э. Айя-София, Notre Dame, Адмиралтейство, «На площадь выбежав, свободен…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…», Декабрист, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», «Век», «Я вернулся в мой город знакомый до слез…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я пью за военные астры…», Батюшков, Стихи о русской поэзии, «Дайте Тютчеву стрекозу…», Ариост («В Европе холодно…»), «Квартира тиха, как бумага…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Мастерица виноватых взоров…», «Пусти меня, отдай меня, Воронеж…», «Как по улицам Киева- Вия…», «Я к губам подношу эту зелень…»

Литература:

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм; О поэзии классической и романтической // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996

Гаспаров М. Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М. Л. Избр. статьи. М., 1995 (есть переиздания)

Гаспаров М. Л. О. Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года. М., 1996



Лекманов О. Осип Мандельштам. М., 2009. ЖЗЛ (есть другие издания)
Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


10. Раздел 10. Поэзия А. А. Ахматовой
Содержание:

Поэзия Анны Ахматовой. Творческий путь Ахматовой. Ахматова и акмеизм. Особенности дореволюционной лирики Ахматовой. Предметный мир и «сюжетность». Тема России у Ахматовой. Ахматова и революция. История России ХХ в. в поэзии Ахматовой. Тема памяти. Поэма «Requiem»: тема, композиция, ключевые мотивы, образ поэта. «Поэма без героя»: сюжет, ключевые мотивы, временная организация. Место «Поэмы без героя» в поэтическом мире Ахматовой.

Источники:

Ахматова Анна. Стихотворения: «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Высоко в небе облачко серело…», Песня последней встречи, «Я сошла с ума, о мальчик странный…», Маскарад в парке, Сероглазый король, Рыбак, Он любил …, «Меня покинул в новолунье…», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Безвольно пощады просят…»,

«Вновь Исакий в облаченьи…», «Сердце бьется ровно, мерно…», «Я пришла к поэту в гости…», «Думали: нищие мы, нету у нас ничего…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», Июль 1914 (2), Молитва («Дай мне горькие годы недуга…»), Памяти 19 июля 1914, «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Ты – отступник: за остров зеленый…», «Просыпаться на рассвете…», «На шее мелких четок ряд…», «Когда в тоске самоубийства…», Петроград 1919, «Не с теми я, кто бросил землю…», Лотова жена, «Все расхищено, предано, продано…», «Да, я любила их, те сборища ночные…», «А Смоленская нынче именинница…», «Я гибель накликала милым…», Новогодняя баллада, Многим, Надпись на книге («Почти от залетейской тени…»), Маяковский в 1913 году, «Не столицею европейской…», Тайны ремесла (10), Клятва, Мужество, «Знаешь сам, что не стану славить…», «Те, кого и не звали, в Италии…», Царскосельская ода, «Словно дочка слепого Эдипа…», Родная земля. Requiem. Поэма без героя

Литература:

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм; О поэзии классической и романтической; Анна Ахматова и Александр Блок // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Щеглов Ю. К. Черты поэтического мира Ахматовой // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012

Тименчик Р. Д. Послесловие // Ахматова Анна. Десятые годы. М., 1989

Тименчик Р. Д. Анна Ахматова: 1922-1966 // Ахматова Анна. После всего. М., 1989

Тименчик Р. Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. М., Toronto, 2005
Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


11. Раздел 11. Поэзия М. И. Цветаевой

Содержание:

Поэзия М. И. Цветаевой. Творческий путь Цветаевой. Биографический миф и его проекции. История, литература и быт в поэзии Цветаевой. Цветаева и революция. Цветаева и эмиграция. Позиция поэта и назначение поэзии в понимании Цветаевой. Художественные особенности лирики и поэм.
Источники:

Цветаева М. И. Стихотворения: Книги в красном переплете, Встреча с Пушкиным, «Какой-нибудь предок мой был скрипач…», Генералам двенадцатого года, Германии, «Никто ничего не отнял…», «Ты запрокидываешь голову…», Марина («Димитрий! Марина! В мире…»), «Москва! Какой огромный…», Стихи к Блоку («У меня в Москве – купола горят…»), Стихи к Ахматовой («Златоустой Анне – всея Руси…»), «Кавалер де Гриэ! – Напрасно…», «Белая гвардия! Путь твой высок…», Плач цыганки по графу Зубову, Федра, Эвридика – Орфею, «Не чернокнижница! В белой книге…», Поэты, «Рас-стояние: версты, мили…», Маяковскому («И полушки не поставишь…», «Советским вельможей…»), «Бич жандармов, бог студентов…», «Мой письменный верный стол…», Отцам («Поколенью с сиренью…»), «Тоска по родине! Давно…», «Брали – скоро и брали – щедро …», «О, слезы на глазах…». Поэмы: Крысолов; Поэма горы; Новогоднее.

Литература:

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте. М., 2002
Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


12. Раздел 12. Творчество Б. Л. Пастернака

Содержание:

Творчество Б. Л. Пастернака. Путь Пастернака. Специфика лирики Пастернака. Пастернак и революция. Пастернак и советское государство. Природа и история в поэзии Пастернака. Любовная лирика. Роман «Доктор Живаго»: философия, поэтика (композиция, жанровые традиции, лейтмотивы). Соотношение прозы и стихов в «Докторе Живаго».
Источники:

Пастернак Б. Л.. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», Импровизация, Марбург , Русская революция, «Сестра моя - жизнь, и сегодня в разливе…», Определение поэзии, Про эти стихи, Душная ночь, Тема с вариациями (7), «Так начинают. Года в два…», Поэзия, Баллада («Дрожат гаражи автобазы…»), Смерть поэта, «Опять Шопен не ищет выгод…», «О знал бы я, что так бывает…», Сосны, Вальс с чертовщиной, На ранних поездах, Музыка, Снег идет, «Во всем мне хочется дойти…», Душа, В больнице, Ветер, Нобелевская премия, Единственные дни; Охранная грамота. Доктор Живаго

Литература:

Поливанов К. М. Пастернак и современники: Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М., 2006

Жолковский А. К. Книга книг Пастернака // Жолковский А. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М., 2011

Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Щеглов Ю. К. О некоторых спорных чертах поэтики Пастернака (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго») // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012
Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


13. Раздел 13. Проза В. В. Набокова
Содержание:

Проза В. В. Набокова. Специфика литературы русского зарубежья. Основные темы прозы Набокова: Россия, память, искусство, иллюзорность мира. Проблематика, поэтика и взаимосвязь романов «Дар» и «Приглашение на казнь».


Источники:

Набоков В. В. Дар. Приглашение на казнь

Литература:

Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004


Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


14. Раздел 14. Русская литература второй половины 1950-х – 1990-х гг. Общая характеристика

Содержание:

Русская литература второй половины 1950-х – 1990-х гг. Общая характеристика. Особенности положения литературы в послесталинский период. Постепенное преодоление идеологических препон. Литературная эволюция и социальные обстоятельства. Периодизация: 1954 – 1964; 1964 – 1968; 1969 – 1985; 1986 – 1991.

Литература:

Чудакова М. О. Сквозь звезды к терниям; Заметки о языке современной прозы // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001

Чудакова М. О. Три «советских» нобелевских лауреата; Язык распавшейся цивилизации // Чудакова М. О. Новые работы. М., 2007

Чупринин С. Оттепель: время больших ожиданий // Оттепель: 1953 – 1956. М., 1989

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3 ч. М., 2001 (есть переиздания)
Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


15. Раздел 15. Творчество А. И. Солженицына
Содержание:

Проза А. И. Солженицына. Жизненный и творческий путь Солженицына. Жанровая система Солженицына. Жанровая специфика и поэтика рассказов («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»), романа («В круге первом»), повести («Раковый корпус»), «художественного исследования» («Архипелаг ГУЛАГ»), двучастных рассказов. История России ХХ в. в прозе Солженицына. Вечное и социально-историческое. Проблемы личности, свободы, веры. Человек и общество в понимании Солженицына. Солженицын и В. Т. Шаламов (спор о человеке). Солженицын и В. С. Гроссман (спор о России и революции). Новаторство Солженицына-художника.


Источники:

Солженицын А. И. Один День Ивана Денисовича. Матренин двор. Правая кисть. Пасхальный крестный ход. В круге первом. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ – обязательно. Двучастные рассказы – два текста по выбору.

Шаламов В. Т. Колымские рассказы.

Гроссман В. С. Всё течет

Литература:

Нива Ж. Солженицын. М., 1991

Архангельский А. О символе бедном замолвите слово… («Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына) // Архангельский А. У парадного подъезда. М., 1991

Немзер А. Рождество и Воскресение. О романе Александра Солженицына «В круге первом» // Немзер А. При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы. М., 2013.


Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


16. Раздел 16. «Деревенская» проза
Содержание:

«Деревенская» проза 1960-80-х гг. Правда факта и поиски высшей правды. Значение рассказов Солженицына для формирования «деревенской» прозы. Проблематика и поэтика повестей В. И. Белова и Б. А. Можаева. Творчество В. П. Астафьева. Связь «деревенской» и «военной» тем в прозе Астафьева. Рассказы В. М. Шукшина.


Источники:

Астафьев В. П.. Пастух и пастушка; Царь-рыба (не менее трех рассказов); Веселый солдат

Белов В. И. Привычное дело

Можаев Б. А. Живой.

В. М. Шукшин. Рассказы (не менее 5 текстов)

Литература:

Аннинский Л. Путь Василия Шукшина // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977

Немзер А. Обертоны Астафьева // Астафьев В. Обертон. М., 1998

Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 5.


17. Раздел 17. «Исповедальная» и «интеллектуальная» проза 1970-80-х гг. Литература андеграунда

Содержание:

«Исповедальная» и «интеллектуальная» проза 1960-80-х гг. Жанровые и стилевые тенденции. Современность и история ХХ в. Проблема личности. Человек в «мягком» тоталитарном обществе. Проблематика и поэтика прозы В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Г. Н. Владимова, В. В. Ерофеева, Ю. В. Трифонова.
Источники:

Аксенов В. П. Рассказы 1960-х гг. (не менее 3 текстов). Затоваренная бочкотара. Ожог.

Битов А. Г. Пушкинский дом

Владимов Г. Н. Три минуты молчания. Верный Руслан. Генерал и его армия

Ерофеев В. В. Москва – Петушки

Трифонов Ю. В. Другая жизнь. Дом на набережной


Литература:

Кабаков А., Попов Е. Аксенов. М., 2011

Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1984

Роднянская И. Б. О беллетристике и «строгом» искусстве; Встречи и поединки в типовом доме; Персоналии (статья о А. Г. Битове) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2

Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале современности; Одолевая туман. Заметки о романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» // Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М., 2003
Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


18. Раздел 18. Поэзия 1960-80-х гг.

Содержание:

Поэзия второй половины ХХ в. Основные тенденции и направления. Источники:

Стихотворения и поэмы А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова, Б. А. Слуцкого, О. Г. Чухонцева (не менее пяти текстов каждого автора)


Литература:

Аннинский Л. Мальчики великой эпохи // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977

Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983

Роднянская И. Б. Персоналии (статьи о А. С. Кушнере, О. Г. Чухонцеве) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2

Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. М., 2007

Горелик П., Елисеев Н. По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: Жизнь и творчество. М., 2009

Быков Д. Булат Окуджава. М., 2009

Немзер А. Поэт Давид Самойлов // Немзер А. При свете Жуковского. М., 2013


Количество часов аудиторной работы – 4.

Самостоятельное чтение: 6.


19. Раздел 19. Поэзия И. А. Бродского

Содержание:

Поэзия И. А. Бродского. Творческий путь Бродского. Бродский и русская поэзия XIX-XX вв. Поэтика (жанры, ключевые мотивы, пространственно-временная организация). Язык Бродского. Автобиографический миф Бродского
Источники:

Бродский И. А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. СПб., 2011


Литература:

Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003

Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2006 (есть переиздания)
Количество часов аудиторной работы – 2.

Самостоятельное чтение: 5.


7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
1.Революция в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

2. Любовь в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус»


1. Сатира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

2. Любовь в романе А. И. Солженицына «В круге первом»


1. Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2. Лагеря в изображении А. И. Солженицына и В. Т. Шаламова


1. Любовь в поэзии В.В. Маяковского.

2. Повествователь и героиня в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»


1. Художественный язык лирики и поэм В.В. Маяковского

2. История России ХХ в. в рассказе «Один день Ивана Денисовича»


1. История и современность в поэзии Анны Ахматовой

2. Молодое поколение в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус»


1. Анна Ахматова о назначении поэта

2. «Живой» Б. А. Можаева и «Привычное дело» В. И. Белова


1. Современность в лирике О. Э. Мандельштама

2. Рассказы В. П. Аксенова


1. Тема бессмертия в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

2. Система персонажей в романе А. И. Солженицына «В круге первом»


1. Мотивы потери и обретения в романе В.В. Набокова «Дар»

2. Воля и лагерь в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»


1. Тема России и эмиграции в прозе В.В. Набокова.

2. Рождество в романе А. И. Солженицына «В круге первом»


8Порядок формирования оценок по дисциплине

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = 50% ·Ореф +50% n5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Оитоговый =50% ·Оэкзамен + 20%·Отекущий + 20%·Осам. Работа + 10%·Оаудиторная)

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента.



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Основная литература

Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001 (ч. II)

Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007

Замятин Е. И. Мы

И. Э. Бабель. Конармия

М. О. Чудакова. Разведенный пожиже (Бабель в литературе советского времени) // Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007

Щеглов Ю. К. Мотивы инициации и потустороннего мира в «Конармии» Бабеля // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012

Зощенко М. М. Рассказы и повести 1920-30-х гг. (не менее 5 рассказов и 2 повестей)

Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001

Щеглов Ю. К. Люди и вещи (Антиробинзонада Михаила Зощенко) // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012

Платонов А. П.. Котлован

Варламов А. Н. Андрей Платонов. М., 2011.

Булгаков М. А. Белая гвардия. Бег. Собачье сердце. Мастер и Маргарита

Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007 (ч. II)

Гаспаров Б. М. Из наблюдений над романной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994

Маяковский В. В. Стихотворения: А вы могли бы?, Адище города, Нате!, Вам!, А все-таки, Скрипка и немножко нервно, Себе любимому посвящает эти строки автор, Наш марш, Хорошее отношение к лошадям, Тамара и Демон, Юбилейное, Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче, Еду, Прощанье, Сергею Есенину, Разговор с фининспектором о поэзии, Стихи о советском паспорте. Поэмы: Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Во весь голос

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990 (или М., 2000)

Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского». М., 1997 (то же: Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. М., 2002; разд. II)

Есенин С. А. Стихотворения: «Хороша была Танюша…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», Инония, Исповедь хулигана, «Я последний поэт деревни…», «Мне осталась одна забава…», Возвращение на родину, Пушкину, Русь Советская, Русь уходящая, Письмо матери, «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Клен ты мой опавший…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Неуютная жидкая лунность…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Поэмы: Пугачев, Черный человек

Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. СПб., 2007 (переизд.: М., 2012)

Творческий путь Мандельштама. Мандельштам и акмеизм. Культура и история в поэзии Мандельштама. Роль цитат и реминисценций в поэзии Мандельштама. Назначение поэта и смысл поэзии в понимании Мандельштама. Политическая (гражданская) лирика Мандельштама. Место Мандельштама в истории русской поэзии ХХ в.

Мандельштам О. Э. Айя-София, Notre Dame, Адмиралтейство, «На площадь выбежав, свободен…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…», Декабрист, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», «Век», «Я вернулся в мой город знакомый до слез…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я пью за военные астры…», Батюшков, Стихи о русской поэзии, «Дайте Тютчеву стрекозу…», Ариост («В Европе холодно…»), «Квартира тиха, как бумага…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Мастерица виноватых взоров…», «Пусти меня, отдай меня, Воронеж…», «Как по улицам Киева- Вия…», «Я к губам подношу эту зелень…»

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм; О поэзии классической и романтической // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996

Гаспаров М. Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М. Л. Избр. статьи. М., 1995 (есть переиздания)

Гаспаров М. Л. О. Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года. М., 1996

Лекманов О. Осип Мандельштам. М., 2009. ЖЗЛ (есть другие издания)

Ахматова Анна. Стихотворения: «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Высоко в небе облачко серело…», Песня последней встречи, «Я сошла с ума, о мальчик странный…», Маскарад в парке, Сероглазый король, Рыбак, Он любил …, «Меня покинул в новолунье…», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Безвольно пощады просят…»,

«Вновь Исакий в облаченьи…», «Сердце бьется ровно, мерно…», «Я пришла к поэту в гости…», «Думали: нищие мы, нету у нас ничего…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», Июль 1914 (2), Молитва («Дай мне горькие годы недуга…»), Памяти 19 июля 1914, «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Ты – отступник: за остров зеленый…», «Просыпаться на рассвете…», «На шее мелких четок ряд…», «Когда в тоске самоубийства…», Петроград 1919, «Не с теми я, кто бросил землю…», Лотова жена, «Все расхищено, предано, продано…», «Да, я любила их, те сборища ночные…», «А Смоленская нынче именинница…», «Я гибель накликала милым…», Новогодняя баллада, Многим, Надпись на книге («Почти от залетейской тени…»), Маяковский в 1913 году, «Не столицею европейской…», Тайны ремесла (10), Клятва, Мужество, «Знаешь сам, что не стану славить…», «Те, кого и не звали, в Италии…», Царскосельская ода, «Словно дочка слепого Эдипа…», Родная земля. Requiem. Поэма без героя

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм; О поэзии классической и романтической; Анна Ахматова и Александр Блок // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Щеглов Ю. К. Черты поэтического мира Ахматовой // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012

Тименчик Р. Д. Послесловие // Ахматова Анна. Десятые годы. М., 1989

Тименчик Р. Д. Анна Ахматова: 1922-1966 // Ахматова Анна. После всего. М., 1989

Тименчик Р. Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. М., Toronto, 2005



Цветаева М. И. Стихотворения: Книги в красном переплете, Встреча с Пушкиным, «Какой-нибудь предок мой был скрипач…», Генералам двенадцатого года, Германии, «Никто ничего не отнял…», «Ты запрокидываешь голову…», Марина («Димитрий! Марина! В мире…»), «Москва! Какой огромный…», Стихи к Блоку («У меня в Москве – купола горят…»), Стихи к Ахматовой («Златоустой Анне – всея Руси…»), «Кавалер де Гриэ! – Напрасно…», «Белая гвардия! Путь твой высок…», Плач цыганки по графу Зубову, Федра, Эвридика – Орфею, «Не чернокнижница! В белой книге…», Поэты, «Рас-стояние: версты, мили…», Маяковскому («И полушки не поставишь…», «Советским вельможей…»), «Бич жандармов, бог студентов…», «Мой письменный верный стол…», Отцам («Поколенью с сиренью…»), «Тоска по родине! Давно…», «Брали – скоро и брали – щедро …», «О, слезы на глазах…». Поэмы: Крысолов; Поэма горы; Новогоднее.

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте. М., 2002

Пастернак Б. Л.. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», Импровизация, Марбург , Русская революция, «Сестра моя - жизнь, и сегодня в разливе…», Определение поэзии, Про эти стихи, Душная ночь, Тема с вариациями (7), «Так начинают. Года в два…», Поэзия, Баллада («Дрожат гаражи автобазы…»), Смерть поэта, «Опять Шопен не ищет выгод…», «О знал бы я, что так бывает…», Сосны, Вальс с чертовщиной, На ранних поездах, Музыка, Снег идет, «Во всем мне хочется дойти…», Душа, В больнице, Ветер, Нобелевская премия, Единственные дни; Охранная грамота. Доктор Живаго

Поливанов К. М. Пастернак и современники: Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М., 2006

Жолковский А. К. Книга книг Пастернака // Жолковский А. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М., 2011

Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Щеглов Ю. К. О некоторых спорных чертах поэтики Пастернака (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго») // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012

Набоков В. В. Дар. Приглашение на казнь

Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004

Чудакова М. О. Сквозь звезды к терниям; Заметки о языке современной прозы // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001

Чудакова М. О. Три «советских» нобелевских лауреата; Язык распавшейся цивилизации // Чудакова М. О. Новые работы. М., 2007

Чупринин С. Оттепель: время больших ожиданий // Оттепель: 1953 – 1956. М., 1989

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3 ч. М., 2001 (есть переиздания)

Солженицын А. И. Один День Ивана Денисовича. Матренин двор. Правая кисть. Пасхальный крестный ход. В круге первом. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ – обязательно. Двучастные рассказы – два текста по выбору.

Шаламов В. Т. Колымские рассказы.

Гроссман В. С. Всё течет

Нива Ж. Солженицын. М., 1991

Архангельский А. О символе бедном замолвите слово… («Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына) // Архангельский А. У парадного подъезда. М., 1991

Немзер А. Рождество и Воскресение. О романе Александра Солженицына «В круге первом» // Немзер А. При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы. М., 2013.

Астафьев В. П.. Пастух и пастушка; Царь-рыба (не менее трех рассказов); Веселый солдат

Белов В. И. Привычное дело

Можаев Б. А. Живой.

В. М. Шукшин. Рассказы (не менее 5 текстов)

Аннинский Л. Путь Василия Шукшина // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977

Немзер А. Обертоны Астафьева // Астафьев В. Обертон. М., 1998

Аксенов В. П. Рассказы 1960-х гг. (не менее 3 текстов). Затоваренная бочкотара. Ожог.

Битов А. Г. Пушкинский дом

Владимов Г. Н. Три минуты молчания. Верный Руслан. Генерал и его армия

Ерофеев В. В. Москва – Петушки

Трифонов Ю. В. Другая жизнь. Дом на набережной

Кабаков А., Попов Е. Аксенов. М., 2011

Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1984

Роднянская И. Б. О беллетристике и «строгом» искусстве; Встречи и поединки в типовом доме; Персоналии (статья о А. Г. Битове) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2

Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале современности; Одолевая туман. Заметки о романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» // Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М., 2003

Аннинский Л. Мальчики великой эпохи // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977

Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983

Роднянская И. Б. Персоналии (статьи о А. С. Кушнере, О. Г. Чухонцеве) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2

Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. М., 2007

Горелик П., Елисеев Н. По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: Жизнь и творчество. М., 2009

Быков Д. Булат Окуджава. М., 2009

Немзер А. Поэт Давид Самойлов // Немзер А. При свете Жуковского. М., 2013

Бродский И. А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. СПб., 2011

Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003

Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2006 (есть переиздания)






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет