Программа «Философская антропология»



Дата13.07.2016
өлшемі220 Kb.
#197233
түріПрограмма
Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет философии


Программа дисциплины
Мировые религии в современном мире
для направления 030100.68 «Философия»

магистерская программа «Философская антропология»


Автор к.ф.н., Кнорре Борис Кириллович

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» истории философии

Председатель В.Н. Порус зав. кафедрой А.М. Руткевич

_____________________________ ____________________________

«_____» __________________ 200 г. «_____»_________________200 г.

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь Л.Б. Макеева

______________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва
Пояснительная записка
Цель курса: 1) дать адекватное представление о феномене религии, 2) познакомить с историей и доктриной мировых религий, их влиянием на культуру, 3) дать слушателям представление о роли и месте религий в современном мире, 4) научить работать с религиозной информацией, оценивать религиозную ситуацию в государстве и обществе - соответственно, познакомить студентов с основными религиоведческими понятиями, определить принятые в обществе термины, характеризующие религиозные явления, такие, как: «религиозный», «конфессиональный», «светский», «секулярный», «сакральный», а также «фундаментализм», «модернизм», «консерватизм», «либерализм» применительно к области религии. Курс рассчитан также на то, чтобы: 5) показать связь между изначальными базисными принципами той или иной мировой религии и выражением ее современного состояния, 6) научить анализировать явления культуры на предмет их религиозной обусловленности, выявлять религиозные элементы в искусстве, философии, политике и разных сферах жизни социума.

Курс ориентирован на целостное представление о религиях, предполагая описание религии в ее многогранных проявлениях: доктрина, краткая история, влияние на культуру, социально-политическое измерение – при одновременной иллюстрации взаимосвязи этих уровней.

Программа курса исходит из представления о том, что давать описание той или иной религии целесообразно со ссылкой на современность - с иллюстрацией того, насколько исходные принципы той или иной религиозной системы влияют на ее современное состояние, связанную с ней культуру и психологические установки носителей данной культуры.

Комплекс религиозных идей и традиций рассматривается как феномен сознания, в той или иной степени обусловленный уровнем развития цивилизации.

В курсе рассматриваются мировые религии и их модификации, наиболее показательные для понимания эволюции религиозного сознания общества, воздействия религии на культуру и цивилизацию. Затронуты также некоторые новые религии и религиозно-мировоззренческие движения, показательные для целостного представления о религии как таковой.

При описании отдельной религиозной системы выделяются ее идейно-образующие концепты, После их описания и характеристики показывается их эволюция, роль в истории культуры. В дальнейшем показывается проявление этих концептов в жизни общества, для которого конкретная религиозная система играет реальную роль.

В курсе рассматриваются мировые религии в контексте реалий современности. Особым ракурсом такого рассмотрения является взгляд на религию сквозь призму глобализации. В этой связи, на некоторых религиозных системах, показательных для понимания воздействия процессов глобализации, сделан особый акцент. Курс ориентируется на то, чтобы студенты могли оценивать степень и характер религиозности общества, разбираться в процессах политизации, секуляризации, модернизации религии, давать целостное представление об интегральных тенденциях в области религии в контексте глобализации.

В то же время значительное внимание уделяется анализу религиозных концептов в мировой культуре. В этой связи, отметим, что необходимо показать процесс десакрализации многих, изначально чисто религиозных концептов, сопровождающийся либо их исчезновением, либо включением в секулярный дискурс. Последний случай и представляет основной интерес, так как подтверждает актуальность изучения религии как фактора культуры.

Также одна из важнейших задач курса – научить студента разбираться в таких вопросах, как проблема свободы совести, взаимоотношение государства и религиозных объединений. С одной стороны, в курсе приводятся основные нормативные религиозные концепции, отражающие внутренние, «корпоративные» позиции той или иной религиозной системы, с другой стороны, - международные нормативные правовые акты, регулирующие религиозную политику государств. Особое внимание уделяется сегодняшнему положению религиозных объединений в России. В данном случае необходимо сопоставление массовых стереотипов восприятия религии в России, анализ того, как эти стереотипы соотносятся с актами российского законодательства в отношении религии.

Изложение принятых в обществе терминов, характеризующих религиозные явления сопровождается, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением псевдо-смыслов этих понятий и терминов, «обывательских» значений, которые они подчас приобретают в медиа-пространстве.



Методические рекомендации преподавателям

Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и реферирование отдельных рекомендуемых материалов, дискуссии по основным систематическим проблемам, включенным в программу курса, фронтальный опрос на знание терминологии и базовых дефиниций. При прохождении курса преподавателям рекомендуется использование проблемного и интерактивного подходов, а также применение технических и электронных средств обучения. Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе. Планы семинарских занятий строятся так, чтобы не дублировать лекционный материал. Целесообразно давать больше заданий по сопоставлению разных религиозных систем, а также их особенностей, а также задания по анализу динамики развития религии в течение определенного отрезка времени



Методические рекомендации студентам
Значительная часть учебного материала должна усваиваться на лекциях. На семинарских и практических занятиях предусматривается знакомство с методами изучения исторических источников, а также с некоторыми доступными источниками по самым важным и сложным темам. При этом следует исходить из того, что лучше вдумчиво и не спеша проработать на семинарских занятиях немногие источники, нежели пытаться охватить как можно больше тем и источников, не имея возможности изучить их углубленно.. От студентов требуется большая самостоятельная работа: подготовка к семинарским занятиям, разработка отдельных учебных тем, выступления с докладами, анализ письменных источников, чтение монографий и научно-популярных работ.

Основные формы работы на семинарах:

– изучение текстов источников;

– выступление с сообщениями и докладами (регламент – около 15 минут);

– фронтальная беседа;

– свободный обмен мнениями по той или иной проблеме. Студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме.



Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещение и работа на семинарах (обсуждение поставленных вопросов, доклады, выступления) – 30 % от итоговой оценки;

  • домашнее эссе (3-4 тыс. знаков, 12 кегль, 1,5 интервал, 2 см поля) – 30 % от итоговой оценки;

  • устный экзамен – 40 % от итоговой оценки.

Тематический план учебной дисциплины





пп

Название темы

Всего часов



Аудиторные часы

Самостоя-тельная

работа




Лекции


семинары







1.

Введение в предмет.

3

1

2

-




2.

Религия в эпоху глобализации

9

1

2

6




3.

Православие. Византийское наследие в XXI веке

10

2

2

6




4.

Особенности православия в России

9

2

2

5




5.

Католицизм

10

2

2

6




6.

Протестантизм

11

2

2

7

7.

Христианство в «совершеннолетнем мире»

5

1

0

4

8.

Иудаизм

10

2

2

6

9.

Ислам. Исторические особенности

8

2

2

4

10.

Ислам в современности. Контрглобализм мусульманской уммы

12

2

2

8

11.

Индуизм. История в действии

8

1

3

4

12

Индуизм. Религиозное предвосхищение универсалистского дискурса

10

2

0

8

13.

Буддизм. Исторические сведения. Внутреннее становление и распространение идей буддизма на просторах Евразии

7

1

2

4

14.

Буддизм. «Секулярная адаптация»

9

2

1

6

15.

Сикхизм

3

1

0

2

16.

Язычество на рубеже тысячелетий

8

2

0

6

17.

«Эпоха новых откровений», синкретическая религиозность и религиозный универсализм

12

2

2

8




Итого:

144

28

26

90





Структура курса
Тема 1. Введение в предмет
Основные определения религии, методы описания религиозных систем и ракурсы рассмотрения религии. Основные религиоведческие понятия: «религия», «теология», «религиозный культ», «конфессия», «деноминация», «сакральное», «профанное», «светское», «секулярное», «модернизм», «фундаментализм», «религиозный экстремизм», «эсхатология», «апокалиптика», «сотериология», «хилиазм», «атеизм». Типы религиозной веры. Теизм, монотеизм, политеизм, генотеизм, деизм, пантеизм. Замкнутость и полнота религиозных систем. Религиозный эксклюзивизм и инклюзивизм.

Религия и культура. Религия как конфессия, состоящая из суммы институтов, и как “культурно-символическая реальность”, присутствующая в мировой культуре. Религия как отражение философии жизни общества. Религия как пласт социально-политического сознания.

Религии мира. Классификация. Статистический портрет.
Литература:

Доусон К.Г. Религия и культура (пер. с англ.). СПб., 2000;

Корнев В.И. Мировые религии: их роль в истории // Религии мира. История и современность. Ежегодник РАН, 1999. М., 1999. С. 143-147.

Красников А., Элбакян Е. Особенности современного религиоведения // Религия и СМИ - http://www.religare.ru/analytics4206.htm

Кырлежев А. Власть Церкви: публицистические статьи: 1994 – 2000. М., 2003.

Малерб М. Религии человечества. М.   СПб., 1997.

Бабинов Ю. А., Миронов А.В. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // http://www.auditorium.ru/books/316/7.htm



Митрохин Л.Н. Религиозные “культы” в США. М., 1984.

Петров Ф.Н. Универсальная структура эсхатологического мифа // Религиоведение. 2004. №4. С. 46   58.

Религии в современном мире // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 392-415.

Религии мира: Учебное пособие для учителя /под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

Религиоведение / Под редакцией М. М. Шахнович. - СПб., 2006

Основы теории религии // Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998. C. 14-86.

Островская Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб., 2005

Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / Под ред Дж. Ньюзнера; Пер. с англ. – М., 2007.

Старые церкви, новые верующие / под ред. Каариайнен К., Фурман Д. М., 2000.

Учение о спасении в разных христианских конфессиях. М., 2007.



Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I-III. М., 2001


Тема 2. Религия в эпоху глобализации
Индивидуализация религиозного сознания и либерализация религиозных институтов. Свобода совести и религиозный авторитаризм. Церковно-государственные отношения. Эксклюзивные и инклюзивные религии в глобальную эпоху. Кроссконфессиональные тенденции в исторических и новых религиях. Понятие “религиозного туризма” в глобальную эпоху. Постхристианский социум и феномен восточной духовности в современном цивилизационном контексте. Религия как субъект мирового развития в контексте «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.
Литература:

Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. М., 2004.

Глаголев В.С. Религиозный модернизм и культура. М., 1988.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Митрохин Л.Н. Религиозные “культы” в США. М., 1984.

Соловейчикова A. Международные организации, занимающиеся вопросами религиозной свободы // Религия и СМИ   http://religare.ru/material3183.htm

Филатов С. Послесловие. Религия в постсоветской России // Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.-СПб., 2002.

Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2005. C. 8-25.

Тема 3. Православие. Византийское наследие в XXI веке

Положение православия в современном мире. Поместные православные церкви и «альтернативное православие». Православие в международной политике. Идеологема «православной цивилизации» vs либеральная парадигма. Цивилизационный выбор: регрессивное историческое сознание или «положительные ответы» на вызовы современности? Феномен «Политическое православие». Византизм и геополитика в современном российском православии.



Литература:

Верховский А. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М., 2003.

Виноградский А. Архангельское хладнокровие. Архангельская область - редкий пример почти бесконфликтного сосуществования религиозных конфессий в России // Портал-Credo.Ru – http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=91

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. СПб., 1995.

Кнорре Б.К. Движение последователей Николая Федорова // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. Том IV. М., 2005;

Кнорре Б.К. Третий Рим как «проект альтернативной глобализации». Нетривиальный обзор итогов VIII ВРНС // Портал-Credo.Ru – http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=17972&type=view

Кнорре Б. Эстетика современного царебожничества: богословские и социально-политические дискурсы // Aesthetics as a religious factor in Eastern and Western Christianity (Selected Papers of the International Conference held at the University of Utrecht, The Netherlands, in June 2004) / Ed. by W. v. d. Bercken and J. Sutton. Leuven, 2006.

Кырлежев А. Власть Церкви: публицистические статьи: 1994 – 2000. М., 2003.

Лункин Р., Филатов С. Православие по-поморски и по-новгородски // Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.; СПб.: Летний Сад, 2002, С. 33 57.

Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.

Филатов С. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия // Религия и конфликт / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2007. С. 15-46

Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг). М., 2002.

Тема 4. Православие. Особенности православия в России
Основные мировоззренческие парадигмы православия в сегодняшней России. Парадоксы Православия. Амбивалентное отношение к культуре (Позиция по вопросам глобализации, международной политики, научного прогресса. Открытия в области генетики и взгляд Православных Церквей на применение новых биомедицинских технологий).

Основы социальной концепции РПЦ и «народное православие». Социальные группы в российском православии. Православие в России как социальный амортизатор.

Православие как феномен русской культуры. Православие как основа мифологического сознания в России.

Литература:

Иванов П. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. Т.1 и Т.2. М., 1993;

Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994;

Кнорре Б.К. Третий Рим как «проект альтернативной глобализации». Нетривиальный обзор итогов VIII ВРНС // Портал-Credo.Ru – http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=17972&type=view

Красиков А. Глобализация и православие // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005. С. 26-89.

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902   1998. М., 1999.



Энгельхардт Х. Тристрам. Православный подход к биоэтике // Православие в современном мире. СПб., 2005.


Тема 5. Католицизм
Историческая ретроспектива. Конститутивные положения. Православие и католицизм, как религиозное выражение взаимодействия восточной и западной культурных моделей.

Модернизация в Католической церкви. Аджорнаменто и II Ватиканский собор. Положение Католической Церкви в мире. Динамика католической религиозности в Европе и Америке. Положение в Китае, Индии и других странах Азии. Инкультурация католицизма на российском пространстве. Католицизм в России как интеллектуальная ниша. Католицизм в русской и европейской культуре.



Литература:

Баллестрем К. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты // Вестник Европы. 2004. №11 (Электронная версия - http://magazines.russ.ru/vestnik/2004/11/ball28.html).

Виноградский А. Патриарх лицом на Запад. Создание греко-католического патриархата в Киеве – шанс сохранить западную ориентацию внешней политики Украины // Портал-Credo.Ru – http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=19247&type=view

Гараднаи Я. Теория социальной справедливости в доктрине католицизма: История и современность. М.,  1989.

Кочан Н. Брестская уния и Украинская католическая церковь в экуменической перспективе // Логос. Диалог Восток — Запад. Брюссель; Мюнхен; Москва, 1995. С. 25-49.

Мчедлов М.П. Католицизм. М., 1974.

Митрохин Н. Русская Православная Церковь и греко-католики на Западной Украине // Отечественные записки. 2002. №7.

Поташинская Н.Н. Католическая концепция социальной справедливости // Религии мира. История и современность. Ежегодник РАН, 1999. М., 1999. С. 184-207.

Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии / Пер. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

Современное католическое богословие: Хрестоматия / Сост. М.А. Хейз и Л. Джирон. Пер. с англ. - М.: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2007.



Юдин А. Католический ответ на вызов глобализации в Евразии // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005. С. 126-175.

Тема 6. Протестантизм
Основные протестантские деноминации. Веберовская этика и социальный потенциал протестантизма. Религиозно-мотивированная деятельность. Протестантский ревайвелизм. «Теология процветания». «Power Evangelism». Протагонисты протестантизма в России. Протестанты – «давно забытые» союзники православия. Рост протестантских церквей в России в 90-е годы. Сетевой протестантизм и иерархический католицизм: две модели миссионерства на российском пространстве. Социально-политическое измерение. «Русский сионизм» в современном российском пятидесятничестве. Российская инкультурация протестантизма: русские классики (Пушкин, Толстой, Достоевский) в сознании российских протестантов. Православный и протестантский театр: две модели культурного самовыражения.
Литература
Бровко Л.Н. Дитрих Бонхёффер: протестантская теология и фашизм // Религии мира. История и современность. 1999 г. М., 1999. C. 98-103. 

Ефимов И. Современное харизматическое движение. М., 1995.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). М., 1969.

Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1989.

Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии // Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2005, с. 90-125

Лункин Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового» христианства // Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.; СПб., 2002, с. 336-360

Лункин Р. Пятидесятничество и харизматическое движение // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2003, том II, с. 241-387.

Митрохин Л.Н. Современное христианское сектантство. М., 1962.

Митрохин Л.Н. Баптизм. М., 1966.

Филатов С.Б. Баптизм и евангельское христианство // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2003, том II, С. 140-230.

Филатов С.Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе // Вопросы философии. 2004. №5. С. 20-32.

Тема 7. Христианство в «совершеннолетнем мире»

Кроссконфессиональные связи в трех основных ветвях христианства. Христианство и политика. Теология освобождения» в католицизме и православии. Безрелигиозное христианство Д. Бонхёффера. Старообрядческий реформизм. «Серебряный век» и реформаторские движения в российском православии. Богоискательство в России на рубеже XIX-XX вв. «Голгофское христианство» и «Христианское братство борьбы». З.Гиппиус, Д. Мережковский и «Церковь Третьего Завета». Федоровское религиозно-философское движение: православие в формате «гуманистического активизма».


Литература:

Верховский А. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М., 2003.

Гаврюшин Н.К. Прозрения и иллюзии русского космизма // Философия русского космизма. Под ред. А.П. Огурцова и Л.В. Фесенковой. М., 1996. С. 96-107.

Григорьев А.В. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М., 2006.

Кейдан В.И. На путях к граду земному. М. 1997 г.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы   1917 г.). М., 1965.

Митрохин Л.Н. Христианство и политика. Учебное пособие. М., 2003.

Кочедыков Л. Краткий словарь библейских фразеологизмов. – Самара, 2006.

Половинкин С.М. Философские и религиозно-философские общества. // Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 579.

Угринович Д.М. Безрелигиозное христианство Д. Бонхёффера и его продолжателей // Вопросы философии. 1968. № 2. С. 94 102.

Христианство // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 365-381.

Церкви в США. Справочник. Под ред. Д.Е. Фурмана. Вып. 4. М., 1982.

Тема 8. Иудаизм
Иудаизм и иудео-христианская традиция. Религия Закона и религия богочеловечества. Священная литература иудаизма, вероучение, праздники.

Иудаизм в исторической ретроспективе. Роль иудейского дискурса в истории евреев. Кафедократия. Религия «здравого смысла» и иудейский мистицизм: Маймонид и Исаак Бен Соломон Лурия. Противопоставление рационалистического течения и каббалистической традиции от средневековья до наших дней.

Историко-политическое развитие иудаизма. Иудейская культура межконфессионального диалога, вклад в развитие либеральной идеи. Мискалы. Иудейское присутствие в культуре, науке и искусстве. Новаторский импульс иудаизма: прямые и обратные связи. Иудаизм в России и в странах мира. Ортодоксия, реформаторство и адаптированный мистицизм (современная Каббала как пример «поп-религии»).

Религиозный и светский сионизм. Образование государства Израиль в 1948 г. и его «религиозная идентификация». Американские иудеи и протестантские фундаменталисты: совпадение интересов.



Литература

Вихнович В. Иудаизм. СПб., 2006.

Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2001.

Древние евреи. – Иудаизм. Саббатианство. Франкианство. Хасидизм // Мифы и религии мира. Учебное пособие / Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 43-62.

Еврейские праздники // Малерб М. Религии человечества. М.   СПб., 1997. С. 422-425. (Там же см. пар. «Будущее иудаизма», С. 495-496.).

Звягельская И. Религиозный фактор в палестино-израильском конфликте // Религия и конфликт /под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. М., 2007. С. 153-174.

История евреев России. М., 2007.

Иудаизм // // Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998. C. 14-86.

Кричевский Л. Над еврейской общиной России задули ветры перемен - к руководству пришли каббалисты // Портал-Credo.Ru - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=28194&type=view.

Факенгейм Э. Что такое иудаизм? (cовременная интерпретация)./ Пер. с англ. изд-во "Даат/Знание" Москва-Иерусалим, 2002

Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма. // Религиозные традиции мира. М., 1996. С. 472 – 565.

Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия. (составитель Хелен П. Фрай). М., 1999.



Чарный С. Иудейские общины в современной России // Религия и СМИ - http://religare.ru/material1684.htm.

Штейнзальц А. Б-г на небе, а мы на земле, и наша религия, прежде всего, - поведение в этом мире // Портал-Credo.Ru. 23.09.2004 - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=26930&type=view

Юнгеров П.А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. - Киев, 2006.


Тема 9. Ислам. Исторические особенности
Аллах, арабский deus otiosus. Магомет, «Апостол Господа». Коран. География распространения. Основные формы и направления в исламе. Сектантство как естественный способ существования ислама, хадис Пророка о 73 сектах, варианты прочтения. Пророчество. Понятие “секты” (фирка) в исламе.

Шиизм и пророческая философия. Усвоение восточного перипатетизма в эпоху средневековья. Попытки интеграции философии в исламское поле и привнесение нового вероучительного содержания в ислам. Мистицизм в исламе. Движение суфиев. Аль-Халладж, Сухраварди, Руми.


Литература :

Журавский А. Иисус в Коране//Мир Библии. 1997. № 4.

Ислам // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 381-391.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман: Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: Диля, 2007.

Пиотровский М. Коранические сказания. М., 1991.

Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. учебное пособие. М., 1995

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I-III. М., 2001.

Тема 10. Ислам. Контрглобализм мусульманской общины.

Современные течения в исламе. Дар-аль-ислам и дар-аль-харб. Социальная солидарность уммы и связанные с ней противоречия. Механизмы социальной взаимопомощи в исламе, их преломление в исламских и неисламских государствах. «Мусульманская цивилизация». Организация Исламская Конференция. Мусульманское отрицание Запада. Ислам и мусульмане на Западе. Исламский активизм: «фундаментализм» или «исламизм». Куда движется ислам? Исламские перспективы в России и Европе.


Литература :

Денни Фредерик М. Ислам и мусульманская община /пер. В.В. Федорина (Глава «Ислам в современном мире») // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том. 2. М., 1996. С. 92-110.

Емельянов В. Христиане и мусульмане за Израиль. Может ли мусульманин признавать государство Израиль? // Портал-Credo.Ru – http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=25601&type=view.

Журавский А. Христианство и ислам: социо-культурные проблемы диалога. М.: Наука ГРВЛ, 1990.



Игнатенко А.А. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации в странах ближнего и Среднего Востока: История, идеология, деятельность. М., 1988.

Кисриев Э.Ф. Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе // Религия и конфликт /под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. М., 2007. С. 107 - 129.

Левин З.И. Ислам и поиск национальной идеи в странах СНГ // Религии мира. История и современность. Ежегодник РАН, 1999. М., 1999. С. 148-154.

Малашенко А. Ислам для России. М., 2007

Мозговой С.А. Главные принципы документа «Основные положения социальной программы российских мусульман» // Религиоведение. 2001, №»2. С. 36-44.

Мусульмане в постсоветском пространстве: Материалы круглого стола. М., 1997.



Нуруллаев А.А. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию // Религии мира. История и современность. Ежегодник РАН, 1999. М., 1999. С. 155-163.

Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М., 2007.

Сюкияйнен Л. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость // Религия и конфликт /под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. М., 2007. С. 87-106

Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия / Сост., вступ. статья, коммент. А. Журавского. М., 2000.



Тема 11. Индуизм. История в действии
Основная характеристика. “Санатана Дхарма”. Значение обманчивого термина. Индуизм как конгламерат религиозных систем. Официальное положение индуизма в “стране Вед”, “декларативный индуизм”. Доктринальные характеристики. Индуизм - как образ жизни, отсутствие деления на сферы “сакрального” и “мирского”. Варнаашрамадхарма. Философские школы и течения в индуизме. Вишнуизм, шиваизм, шактизм. Тантризм как смежная форма религиозности. Историческая ретроспектива. Автохтонные верования и религия индоариев. Ведийский период. Эпоха брахманизма. Шраманский период. Адаптация брахманизма в период династии гуптов. Движение бхакти.

Веды как источник культурной реинтерпретации. Бхагават-Гита как выдающийся литературный памятник. Основные переводы на русский язык. Индуизм в русской культуре. Лев Толстой и Индия.



Литература

Альбедиль М.Ф. Индия: Беспредельная мудрость. - М.: Алетейа, 2005

Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., 2000.

Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

Глушкова И.П. Введение // Древо индуизма. М., 1999.

Ефименко В.А. Шактизм и тантра // Древо индуизма. М., 1999.

Иванова Л.В. Индуизм. М., 2003.

Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М., 1996.

Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник (сост. С.И. Иваненко). М., 2003.

Народы Индии. Брахманизм. Индийский буддизм. Джайнизм. Индуизм. Вишнуизм. Шиваизм // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 127-143.



Серебряный С.Д. Многозначное откровение “Бхагавад-Гиты” // Древо индуизма. М., 1999.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2000.

Шохин В.К. Древняя индия в культуре Руси. (XI – сер. XV в.). М., 1988.

Шохин В.К. Индийская философия: Шраманский период (сер. I тыс. до н. э.). – СПб., 2007.

Элиаде М. Кулиано И.Словарь религий обрядов и верований. М. СПб., 1997.

Hopkins E.W. The Religions of India. Boston,1995.
Тема 12. Индуизм. Религиозное измерение универсалистского дискурса
Реформаторский период. Английская колонизация. Реформаторские общества и коммунализм. Борьба за независимость Индии. Интернациолизация индуизма. Неоиндуизм и западная контркультура. Хиндутва. Индуизм в настоящее время. “Индуизм текста” и “индуизм контекста”. Попытки регламентации религии “санатана дхармы”: собрания санньясинов, конституционные определения, критерии Всемирного совета индусов (ВХП).

Неоиндуистский синкретизм. Сегодняшняя рецепция западных неоиндуистских лидеров в стране “санатана дхармы”. Адаптация индуизма к современным рыночным условиям. Религиозный туризм в Индии. Йога – терапевтический бренд западного общества. «Оправдание тела». Холизм.


Литература

Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., 2000.

Глушкова И.П. Введение // Древо индуизма. М., 1999.

Глушкова И.П. Из индийской корзины: Исторические интерпретации. М., 2003.

Глушкова И.П. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии // Религия и конфликт /под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. М., 2007. С. 223-265

Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). – М.: Ладомир, 2007.



Иванова Л.В. Индуизм. М., 2003.

Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М., 1996.

Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник (сост. С.И. Иваненко). М., 2003.

Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002.

Кнорре Б.К. Индуизм: от глобальной адаптации к альтернативному глобалистскому проекту / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005. С.256-295.

Ткачева А.А. Неоиндуизм и неоиндуистский мистицизм // Древо индуизма. М., 1999.

Ткачева А.А. Новые религии Востока. М., 1991.

Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

Фейерштейн Д. Краткая история йоги // http://www.hatha.ru\

Тема 13. Буддизм. Исторические сведения. Внутреннее становление и распространение идей буддизма на просторах Евразии

Буддизм как комплекс религиозных институтов. Доктрина и основные направления буддизма. Периодизация буддизма. Буддизм как часть европейской культуры, в контексте поиска духовной эклектики и мистицизма. Буддизм как часть романтического дискурса (XIX в. - XX в.). Инспирация буддийских идей в литературе: “Свет Азии” Эдвина Арнольда (1879), “Сиддхартха” и др. произведения Германа Гессе, cер. ХХ в. Романтизация “буддийской экономики” в противовес “техногенности” и консьюмеризму. «Буддийская экономика» Шумахера.



Литература:

Буддизм // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 354-365.

Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

Лестер Р.Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах (пер. с англ.). Том. 2. М., 1996. С. 264-394.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2000.

Тэнцин Гьяцо, Далай-Лама XIV Тибета. Буддизм Тибета. М.; Рига, 1991. 



Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Тема 14. Буддизм. «Секулярная адаптация»

Буддизм на пути к универсализации. Попытки изобретения синтетической идентичности “буддизма вообще”. “Буддийский катехизис” Генри Олкотта (1881 г.), попытка перечислить главные буддийские идеи, главные для всех школ и сект. Отличительные качества буддизма, обеспечивающие ему сравнительно легкую адаптацию внутри секулярного дискурса: общинность, трансперсональность, бесстрастность, сострадание, терпимость, холизм, экологизм.

Институционально-интегративные тенденции в буддизме в эпоху глобализма. Становление всебуддийского авторитета Далай-ламы Тенцин Гиатцо XIV. Значение комплекса Бодхгая. Возникновение “буддийского миссионерства” (“евангелический буддизм”). “engaged Buddhism” и концепция “социально-обусловленного страдания”. Буддийский дискурс “терпимости” и “ненасилия”. “Рациональный буддизм” и “буддизм плоти”.
Литература:

Агаджанян А., Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005. С.222-255.

Емельянов В. Тибетский буддизм. Путь к.. или путь от... Впечатления от посещения фестиваля тибетской культуры // Портал-Credo.Ru - http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=257

Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика. Необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989.

Лестер Р.Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах (пер. с англ.). Том. 2. М., 1996. С. 264-394.

Тэнцин Гьяцо, Далай-Лама XIV Тибета. Буддизм Тибета. М.; Рига, 1991. 



Челышева И.П. Эволюция религиозно-этической концепции необуддизма // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991. С. 101-121.

Тема 15. Сикхизм.
Этно-конфессиональная общность. Синтез индуистского и исламского доктринально-ритуальных комплексов в сикхизме. Запрет на изображение и доктринальные следствия. Социально-политическая деятельность. Диаспора и транснациональные связи.
Литература:

Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: Религия. Политика. Терроризм. М., 1992

Захарьин Б.А., Хохлова Л.В. “Джап Джи” Гуру Нанака в сикхской религиозной традиции // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1999. №4. С. 59-92.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М., 1996.



Религия сикхов /перев. с англ. И.Н. Полонской, В.Н. Нечипуренко. Б/м, 1997.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н. Религия сикхов: (Социал.-филос. аспекты). Ростов-на-Дону, 1995.

Тема 16. Обновление язычества

Современное неоязыческое осмысление русской православной культуры. Археофутуризм язычества Западной Европы. “Интеллигентское язычество” и «New Age». Диалог этнических верующих и неофитов. Традиция и социо-культурный контекст (религиозность “по выбору”): взаимодействие двух социумных систем. Спор между “урожденными” и “обращенными”. Идейная консолидация “интеллигентского” язычеетва с так называемыми “новыми правыми”. Этнофутуризм.


Литература

Асеев О.В. Неоязычество в современной России: этнополитический и социальный аспекты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. - 1998 - №5(17). - С.18-25.

Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.



Коскелло А. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005. С. 296-331.

Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического исследования. Т.IV / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2006. С. 86 – 213.



Сторчак В.М. Современное русское неоязычество: истоки, мировоззрение, общественно-политические организации // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом: альманах (РАГС). 2000. №3 (24).

Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм. М, 1998

Уолш P. Дух шаманизма. М., 1996.

Шнирельман В.А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Македония: проблемы истории и культуры. - М., 1999.

Щипков А.В. Во что верит Россия? СПб., 1998.

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 1998.

Тема 17. «Эпоха новых откровений», синкретическая религиозность и религиозный универсализм.

Новые религиозные движения: «угроза российскому обществу» или норма современной жизни. Основные синкретические религиозные течения и корпоративные организации. Рерихианство. «Третий Завет» и «Эпоха Водолея». Виссарион (Тороп). Церковь Сен Мен Муна. Церковь Божией Матери Преображающейся. Культ Порфирия Иванова. Культ Анастасии. Всемирное белое братство. Кроссконфессиональные связи новых религиозных движений с «историческими религиями».



New Age. Некорпоративные движения. Религиозный универсализм культуры New Age. Глобалистская религиозность. Раджнишизм и идеи «культурного депрограммирования».
Литература

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Часть 2. М., 2002.

Баркер А. Новые религиозные движения (пер. с англ). СПб., 1997.

Воробьева М. “Нью Эйдж” и религиозные исследования: случай России // Религиоведение. 2004. №4. С. 59   64;

Дворкин А. Сектоведение. Н.Новг., 2002.

Фесенкова Л.В. Дискурсы эзотерики Философский анализ (под ред. Фесенковой Л.В.). М., 2001.

Емельянов В. Церкви Муна – 50. Юбилейные размышления без пристрастия.

Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2006

Кнорре Б.К. Движение последователей О.М. Айванхова // Энциклопедия «Современная религиозная жизнь России». T. IV. М.. 2005.

Кнорре Б.К. Движение последователей Ошо Раджниша // Энциклопедия «Современная религиозная жизнь России». T. III. М.. 2005.

Кнорре Б.К. Движение последователей Порфирия Иванова // Энциклопедия «Современная религиозная жизнь России». T. IV. М.. 2005.


Дополнительная литература:


  • Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций: человек в духовных традициях востока. СПб., 2003.

  • Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М., 2001;

  • Баркер А. Новые религиозные движения (пер. с англ). СПб., 1997.

  • Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: Религия. Политика. Терроризм. М., 1992

  • Воробьева М. “Нью Эйдж” и религиозные исследования: случай России // Религиоведение. 2004. №4. С. 59   64;

  • Захарьин Б.А., Хохлова Л.В. “Джап Джи” Гуру Нанака в сикхской религиозной традиции // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1999. №4. С. 59-92.

  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М., 1996.

  • История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2002.

  • Керимов Г.М. Ислам и его социальная сущность. М., 1978.

  • Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

  • Козолупенко Д.П. Миф: На гранях культуры (системный и междисциплинарный анализ мифа в его различных аспектах). М., 2005

  • Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

  • Малашенко А. Исламское возрождение в современной России М., 1998.

  • Малерб М. Религии человечества. М.   СПб., 1997.

  • Митрохин Л.Н. Религиозные “культы” в США. М., 1984.

  • Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998

  • Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. - М., 2006

  • Островская Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб., 2005

  • Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902   1998. М., 1999.

  • Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998.

  • Религии в современном мире // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004.

  •  Религии мира. История и современность. 1989–1990 гг.: Ежегодник. М.: Восточная литература, 1993.

  • Религии мира. История и современность. 1999 г. М., 1999

  • Религии мира. История и современность. 2002 г. М., 2002.

  • Религии мира: Учебное пособие для учителя /под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

  • Религиоведение / Под редакцией М. М. Шахнович. - СПб., 2006

  • Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М., 1998.

  • Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2005.

  • Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России. М. СПб.,2002.

  • Религия и политика в современной России/ изд. РАГС. М., 1997.

  • Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

  • Религия сикхов /перев. с англ. И.Н. Полонской, В.Н. Нечипуренко. Б/м, 1997.

  • Старые церкви, новые верующие / под ред. Каариайнен К., Фурман Д. М., 2000.

  • США: статистика религиозности населения // Религия и СМИ - http://religare.ru/material7928.htm.

  • Щипков А.В. Во что верит Россия? СПб., 1998.

  • Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I-III. М., 2001.

  • Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., СПб., 1999.

Вопросы к экзамену:


  1. Религия как социальный институт и как культурно-символическая реальность. Классификация религий.

  2. Актуальные вопросы религиоведения. Религиоведение и теология.

  3. Дуализм религиозного восприятия мира. Переход от священного к секулярному.

  4. Проблема свободы совести и религиозный авторитаризм.

  5. Религии в эпоху глобализации.

  6. Религиозная ситуация в современной России. Российское законодательство о свободе совести и вероисповедания.

  7. Основные положения федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 26 сентября 1997 года, их поправки и практическое воплощение.

  8. Христианство. Основные исторические этапы и его мировоззренческие установки в свете современности.

  9. Православие. Мировоззренческие установки вчера и сегодня.

  10. Поместные Церкви. Понятие «мирового православия». Что называют «альтернативным» православием?

  11. Цивилизационные подходы в православии. Позиция по вопросам глобализации, международной политики, научного прогресса, открытий в области генетики.

  12. Цивилизационные подходы в РПЦ: Основы социальной концепции РПЦ и «народное православие».

  13. Политика РПЦ МП: вопрос о «национальной идее» и концепция «православной цивилизации».

  14. Основные «положительные ответы» православия на вызовы современности в свете парадигмы исторического регресса.

  15. Модернизация в Католической церкви. Аджорнаменто и II Ватиканский собор.

  16. Инкультурация Католической церкви в мире.

  17. Социально-политические взгляды в католицизме. Неудавшиеся попытки вписать упоминание о христианстве в Конституцию Евросоюза.

  18. Основные протестантские деноминации. Учение о божественном предопределении и религиозно-мотивированная деятельность. «Теология процветания».

  19. Протестантизм и католичество: две модели миссионерства. Взаимоотношение с РПЦ МП. Отношение к глобализации.

  20. Пятидесятники и баптисты в России. Инкультурация протестантизма.

  21. Хилиастические идеи в христианстве: история современность.

  22. Религиозность «русского космизма».

  23. Сионизм и образование государства Израиль.

  24. Иудейская культура межконфессионального диалога, вклад в развитие либеральной идеи.

  25. Ортодоксия, гаскала, реформаторство и адаптированный мистицизм. Современное состояние Каббалы.

  26. Дар-аль-ислам и дар-аль-харб. Социальная солидарность уммы и связанные с ней противоречия.

  27. «Мусульманская цивилизация» и Организация Исламская Конференция.

  28. Ислам и мусульмане на Западе. Политика Запада в отношении мусульман.

  29. Исламский фундаментализм и контрглобалистский проект мусульман.

  30. Исламские перспективы в России и Европе.

  31. Индуизм: диалектика текста и контекста.

  32. Официальное положение индуизма в “стране Вед”, “декларативный индуизм”. Попытки регламентации: собрания санньясинов, конституционные определения, критерии Всемирного совета индусов (ВХП).

  33. Адаптация индуизма к рыночным условиям. Рецепция западных неоиндуистских лидеров в стране “санатана дхармы”. Хиндутва

  34. Религиозный туризм в Индии. Западная йога. «Оправдание тела». Холизм.

  35. Современный буддизм и его политико-экономическое измерение.

  36. Буддизм на пути к универсализации. Причины адаптации буддизма в секулярном мире.

  37. Институционально-интегративные тенденции в буддизме в эпоху глобализма. Становление всебуддийского авторитета Далай-ламы Тенцин Гиатцо XIV.

  38. Сикхи. Социально-политическая деятельность. Диаспора и транснациональные связи.

  39. Неоязычество. Традиция и социо-культурный контекст. Спор между “урожденными” и “обращенными”. Этнофутуризм.

  40. Основные синкретические религиозные течения в мире и корпоративные организации.

  41. Религии New Age.

Темы эссе:


  1. Религиоведение и теология: пересечения и различия.

  2. Богоискательство как духовно-религиозный феномен современной молодежи.

  3. Индивидуализация религиозного сознания и либерализация религиозных институтов.

  4. Сущность и особенности мистического опыта.

  5. Что сегодня значат религиозные символы?

  6. Сущность противостояния дарвинизма и креационизма в современной культуре.

  7. Проблемы историко-культурного сосуществования церкви и государства.

  8. Проблемы взаимодействия религии и права.

  9. Сущность церковного права.

  10. Политизация религии и ее социальные последствия.

  11. Религия и мораль.

  12. Проблемы взаимодействия религии и морали.

  13. Проблемы взаимодействия религии и политики.

  14. Соотношение национального и общегуманитарного в религиях.

  15. Оформление Русской Православной Церкви как самостоятельного института и проблемы ее отношений с государством.

  16. Православие в современной России. Особенности мировоззрения православныых граждан.

  17. Открытия в области генетики и взгляд Православной Церкви на применение новых биомедицинских технологий.

  18. Советская культура с точки зрения современного православия.

  19. Баптизм в России. Особенности вероучения и культа баптизма.

  20. Переосмысление русской классической литературы современными протестантскими общинами в России.

  21. Тенгрианство как проявление единобожия у древних тюрков.

  22. Механизмы социальной взаимопомощи в исламе, их преломление в исламских и неисламских государствах.

  23. Что такое Организация Исламская Конференция?

  24. Исламский фундаментализм и его проявления в современной России.

  25. Можно ли употреблять термин «исламский экстремизм»?

  26. Специфика мусульманского права.

  27. Модели мира в Библии и Коране.

  28. Индуизм на рынке «религиозных услуг».

  29. Йога – терапевтический бренд западного общества.

  30. “Буддийское миссионерство” или “евангелический буддизм”.




  1. Буддийский дискурс “терпимости” и “ненасилия” в XX веке.

  2. Ламаизм в современной России.

  3. Романтизация “буддийской экономики” в противовес “техногенности” и консьюмеризму.

  4. Общая характеристика «Церкви объединения» Муна.

  5. «Международное Общество Сознание Кришны» и основные ценностные ориентации кришнаитов.

  6. «Интеллигентское» язычество и «новые правые».

  7. Кроссконфессиональные связи новых религиозных движений с «историческими религиями».

  8. Религиозный фундаментализм сегодня

  9. Религиозный модернизм с точки зрения верующих и неверующих

Автор программы: _______________(Кнорре Б.К.)


Кнорре Борис Кириллович,

к.ф.н., доцент кафедры истории философии

факультета философии ГУ-ВШЭ






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет