Программа курса «История английской литературы второй половины ХХ века»



жүктеу 113.09 Kb.
Дата16.06.2016
өлшемі113.09 Kb.
Н.С. Поваляева
Программа курса

«История английской литературы второй половины ХХ века»

для студентов романо-германского отделения (английская филология)
Лекции:
1. Основные тенденции развития западноевропейской культуры II половины ХХ века.

1. Новое философское сознание: суть понятия.

2. Основные философские течения ХХ века.

3. Послевоенный модернизм.

2. Английская литература II половины ХХ века: обзор.



Основные направления английской послевоенной литературы: проблема поиска героя.
3. Литература «рассерженных».

1. Социальные корни и сущность явления.

2. Типология литературы «рассерженных».

3. Творчество Дж. Осборна.
4. Экзистенциализм в английской литературе 50-60-х годов ХХ века.

1. Художественная реализация категории абсурда в раннем творчестве Айрис Мёрдок.

2. Концепция человеческой личности в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Экстремальная ситуация как тест для героев.
5. Английский реалистический роман ХХ века и творчество Г. Грина.

1. Классификация романов Г. Грина.

2. Проблема нравственного выбора в романе «Тихий американец».

3. Влияние экзистенциализма и католицизма на творчество Г. Грина.
6. Сатирическое мастерство М. Спарк.

1. Проблема определения творческого метода М. Спарк.

2. Анализ романа «Мисс Джин Броди в расцвете лет».
7. Феминизм и английская женская проза ХХ века.

1. Феминизм как феномен культуры.

2. Творчество Ф. Уэлдон.
8. Философия и эстетика постмодернизма.

1. Постмодернизм: дефиниция, основные понятия.

2. Типология постмодернистского искусства.

9. Творчество Дж. Фаулза.



1. Роман-притча «Коллекционер».

2. История и современность в романе «Любовница французского лейтенанта».
10. Английский театр после II мировой войны: обзор.

1. Основные направления английской драматургии второй половины ХХ века.

2. Новые тенденции в театральном искусстве второй половины ХХ века.
11. Метароман: определение, жанровые особенности, представители.

1. Дефиниция и жанровая типология метаромана.

2. Основные представители и произведения (обзор).
12-13. Английская поэзия второй половины ХХ века.

1. Полемика групп «Движение» и «Маверикс».

2. Современное состояние поэзии Британии: основные тенденции, школы и группы.
14. Творчество А. Картер.

1. Жизненный и творческий путь А. Картер.

2. Анализ художественных произведений писательницы.
15-16. Обзор британской литературы последних десятилетий ХХ – начала XXI века. Анализ основных тенденций.
Практические занятия:
ТЕМА 1. Английская поэзия второй половины ХХ века.

  1. Поэзия Дилана Томаса (универсализм, специфика метафорики, библейские символы и мотивы).

  2. Полемика поэтических групп «Движение» и «Маверикс».

  3. Поэзия группы British Poetry Revival.

  4. «Борьба антологий» на рубеже XX-XXI веков.

  5. Подстрочный перевод и комплексный анализ одного стихотворения по выбору.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М.: Высш. шк., 1984.

    2. Ивашева В.В. Современная английская поэзия // Вопросы литературы, 1966. №9. С. 183-197.

    3. Скороденко В.А. Английская поэзия (1945-1970). М., 1972.

    4. Jones T.H. Dylan Thomas. Edinburgh; London: Oliver and Boyd, 1963.

    5. Maud R. Entrances to Dylan Thomas’ Poetry. Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 1963.

    6. Perkins D. A history of modern poetry: Modernism and after. Cambridge; London: The Belknap Press, 1987.

    7. Seymour-Smith M. Robert Graves. London: Longmans, Green & Co, 1965.

    8. Sagar K. Ted Hughes. London: Mildner, 1972.


ТЕМА 2. Английская антидрама и творчество Гарольда Пинтера (пьесы «Сторож», «Коллекция»).


  1. Философия и поэтика европейской антидрамы.

  2. Творчество Гарольда Пинтера в контексте английской драматургии второй половины ХХ века.

  3. Проблематика пьес Пинтера:

    • проблема самоидентификации личности в современном мире;

    • коммуникативные проблемы в современном обществе, сумасшествие как метафора отчуждения;

    • взаимообратимость понятий «истинное» и «ложное».

  1. Поэтика пьес Пинтера:

    • специфика языка;

    • особенности сюжетостроения, функция сюжета;

    • приемы характеристики персонажей;

    • парадокс, алогизм, фарсовые приемы и их функции;

    • роль детали и сценического оформления.

  2. Следы литературных и нелитературных влияний в творчестве Гарольда Пинтера.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М.: Высш. шк., 1981.

  2. Бабенко В.Г. Современная драматургия Англии и США. Свердловск: УрГУ, 1981.

  3. Денисов В. Хорек под домашним баром // Современная драматургия, 1996. №4. С. 132-136.

  4. Друзина М.В. Эволюция современной английской драмы, 1956-1970. Л.: ЛГИТМИК, 1977.

  5. Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века (1950-1975). М.: Изд-во МГУ, 1982.

  6. Фридштейн Ю. Гарольд Пинтер в СССР / К 60-летию английского драматурга // Современная зарубежная драматургия, 1990. №4. С. 48-59.

  7. Almansi G., Henderson S. Harold Pinter. 1983.

  8. Taylor J.R. Anger and after. A guide to the new British drama. Baltimore: Penguin Books, 1963.

  9. Taylor J.R. Harold Pinter. London: Longmans, Green & Co, 1969 (UN1300223).

  10. Worth K.J. Revolution in modern English drama. London: Bell, 1972.


ТЕМА 3. Деконструкция «Гамлета» У. Шекспира в пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».


  1. Миноритарный театр Тома Стоппарда.

  2. Уровни деконструкции «Гамлета» Шекспира в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»:

    • сюжетно-фабульный уровень;

    • способы репрезентации событий (рассказ – показ; хронология – ретроспекция; параллельная композиция – циклическая композиция);

    • система персонажей (акторы, нарраторы и акторы-нарраторы у Шекспира и у Стоппарда).

  1. Пародирование культурных кодов и штампов в пьесе.

  2. Игра в орлянку – композиционная функция и философский подтекст.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

  2. Кролл Д. Страсти по Стоппарду // Экран и сцена, 1995. 20-27 июля (№28). С. 13.

  3. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

  4. Шульпяков Г. Игра в орлянку на фоне пейзажа: Парадоксы английского драматурга Тома Стоппарда // Литературная газета, 1996. 24 июня (№30).

  5. Bigsby C.W.E. Tom Stoppard. London: British Council, 1976.

  6. Worth K.J. Revolution in modern English drama. London: Bell, 1972.


ТЕМА 4. Английский роман-антиутопия второй половины ХХ века и творчество Джорджа Оруэлла (романы «Скотоферма», «1984»).


  1. Антиутопия: типология жанра.

  2. Морфология тоталитарного общества в романах Оруэлла:

    • взаимоотношение личности и государственной власти;

    • система воспитания и обучения;

    • отношение к наукам и искусству;

    • уклад семейных отношений.

  1. Художественные приемы и средства моделирования общества у Оруэлла: аллегория, гротеск, пародия, парадокс.

  2. Система персонажей романов Оруэлла как презентация поведенческих моделей в тоталитарном обществе.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Горбачева Н. «Мыслепреступления» Джорджа Оруэлла // Всемирная литература. – 2000. - №2. – С. 125-132.

    2. Довгаленок Ю.М. Риторика романа Джорджа Оруэлла «Animal Farm» // Стратегии коммуникативного поведения: Матер. докл. Междунар. научн. конф., Минск, Беларусь, 3-4 мая 2001 г.: в 3-х ч. – Мн., 2001. – Ч.1. – С. 22-25.

    3. Зверев А. О Старшем брате и чреве кита // Литературное обозрение. – 1989. - №9. – С. 56-61.

    4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М.: Высш. шк., 1984.

    5. Цыганкова Л.И. Роман Джорджа Оруэлла «1984» как иллюстрация тоталитарного режима // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Проблемы теоретической и исторической поэтики: Матер. Междунар. научн. конф., 15-17 апреля 1998 г., Гродно: в 2-х ч. – Гродно, 1998. – Ч. 2. – С. 275-280.

    6. Чаликова В. Размышления о «Скотном дворе» // Родник. – 1988. - №7. – 75-79.

    7. Чаликова В., Недошивин В. Неизвестный Оруэлл // Иностранная литература. – 1992. - №2. – С. 215-225.

    8. Hopkinson T. George Orwell. London: Longmans, Green & Co, 1965.

    9. George Orwell and Nineteenth-eighty-four: The man and the book. Washington: Libr. of Congress, 1985.


ТЕМА 5. Этические и эстетические проблемы в творчестве Айрис Мердок (романы «Под сетью» и «Черный принц»).


  1. Генезис концепции искусства в творчестве А. Мердок (от экзистенциалистской – в романе «Под сетью» до неоплатонической в «Черном принце»).

  2. Абсурд как центральная категория художественной онтологии Мердок. Роль случая в произведениях писательницы.

  3. Сюжет как серия экзистенциальных тестов для героев в романах Мердок.

  4. Авторская позиция и способы характеристики героев в романах Мердок.

  5. Литературные аллюзии и реминисценции в романах Мердок.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Айрис Мердок: «Литература должна доставлять радость» (Интервью с английской писательницей) // Литературная Россия. – 1991. – 28 июня (№26). – С. 16-17.

  2. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск, 1971.

  3. Бобылева Л.К. Очерки по языку английского романа ХХ века. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984.

  4. Ивашева В.В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях. М.: Сов. писатель, 1971.

  5. Ивашева В.В. От Сартра к Платону // Вопросы литературы. – 1969. - №11. – С. 134-155.

  6. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. М.: Сов. писатель, 1989.

  7. Левидова И. Читая романы Айрис Мердок // Иностранная литература. – 1978. - №11. – С. 208-216.

  8. Литературное обозрение. – 1975. - №3, №6 (рецензии на роман «Черный принц»).

  9. Лозовская Н.И. Эстетические взгляды Айрис Мердок // Научн. докл. высш. школы. Филол. науки. – 1979. - №2. – С. 39-46.

  10. Толкачев С.П. «Готические» романы Айрис Мердок // Филологические науки. – 1999. - №3. – С. 42-51.

  11. Урнов М. Айрис Мердок: Литература и мистификация // Вопросы литературы. – 1984. - №11. – С. 78-105.




  1. Bergonzi B. The situation of the novel. London: Macmillan, 1970.

  2. Byatt A.S. Iris Murdoch. London: Longman Group, 1976.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (КСР)

ТЕМА:

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ: ОТЛИЧИЯ
В ДАННОЙ ТАБЛИЦЕ ВЫБЕРИТЕ ЛЮБЫХ 5 ПОЗИЦИЙ,

ПО КОТОРЫМ РАЗЛИЧАЮТСЯ МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ,



И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ИХ



Schematic Differences between Modernism and Postmodernism

Modernism

Postmodernism

romanticism/symbolism

paraphysics/Dadaism

purpose

play

design

chance

hierarchy

anarchy

matery, logos

exhaustion, silence

art object, finished word

process, performance

distance

participation

creation, totalization

deconstruction

synthesis

antithesis

presence

absence

centering

dispersal

genre, boundary

text, intertext

semantics

rhetoric

paradigm

syntagm

hypotaxis

parataxis

metaphor

metonymy

selection

combination

depth

surface

interpretation

against interpretation

reading

misreading

signified

signifier

lisible (readerly)

scriptible

narrative

anti-narrative

grande histoire

petite histoire

master code

idiolect

symptom

desire

type

mutant

genital, phallic

polymorphous

paranoia

schizophrenia

origin, cause

difference-difference

Metaphysics

irony

determinacy

indeterminacy

transcendence

immanence

(Источник: Ihab Hassan, "The Culture of Postmodernism" / Theory, Culture, and Society, V 2 1985, 123-4.)
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ:

  1. purpose/ play

Комментарий

  1. presence/ absence

Комментарий

  1. narrative/ anti-narrative

Комментарий

  1. paranoia/ schizophrenia

Комментарий

  1. determinacy/ indeterminacy

Комментарий

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ


  1. Английская литература ХХ века и наследие Шекспира. М.: Наследие, 1997.

  2. Английская литература, 1945-1980 (Сост. А.П.Саруханян, Г.А. Анджапаридзе, Г.В.Аникин). М.: Наука, 1987.

  3. Аникин Г.В. Английский роман 60-х гг. ХХ века. М.: Высш. шк., 1974.

  4. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск, 1971.

  5. Антонович И.И. После современности. Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск: Бел. навука, 1997.

  6. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М.: Высш. шк., 1981.

  7. Бабенко В.Г. Современная драматургия Англии и США. Свердловск: УрГУ, 1981.

  8. Бобылева Л.К. Очерки по языку английского романа ХХ века. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984.

  9. Друзина М.В. Эволюция современной английской драмы, 1956-1970. Л.: ЛГИТМИК, 1977.

  10. Жлуктенко Н.Ю. Бунт внутри традиции: Творчество Джона Уэйна и современный английский критический реализм. Киев: Вища школа, 1977.

  11. Зарубежная литература ХХ века. М., 1996.

  12. Ивашева В.В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях. М.: Сов. писатель, 1971.

  13. Ивашева В.В. Английский роман последнего десятилетия (1950-1960). М.: Сов. писатель, 1962.

  14. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М.: Высш. шк., 1984.

  15. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. М.: Сов. писатель, 1989.

  16. Ивашева В.В. Что сохраняет время? Литература Великобритании, 1945 -1977. М.: Сов. писатель, 1979.

  17. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада.

  18. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.

  19. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика.

  20. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века. М.: ИНИОН РАН, 1994.

  21. Литература Англии, ХХ век/ Под ред. Н.А.Шаховой. Киев: Вища школа, 1987.

  22. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

  23. Пол, генедер, культура. М.: Изд. центр РГГУ, 1999.

  24. Постмодернисты о посткультуре. М.: ЛИА Р. Элинина, 1996.

  25. Скороденко В.А. Английская поэзия (1945-1970). М., 1972.

  26. Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века (1950-1975). М.: Изд-во МГУ, 1982.

  27. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.: Вост. лит., 1993.

  28. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992.

  29. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1988.

  30. Шестаков Д.П. Современная английская драма. (Осборновцы). М.: Высш. шк., 1968.

  31. Duncker P. Sisters and strangers: An introduction to contemporary feminist fiction. Oxford; Cambridge: Blackwell, 1992.

  32. Gerrard N. into the mainstream: How feminism has ganged women’s writing. London: Pandora Press, 1989.

  33. Heilbrun C.G. Hamlet’s mother and other women. New York: Columbia Univ. Press, 1990.

  34. Perkins D. A history of modern poetry: Modernism and after. Cambridge; London: The Belknap Press, 1987.

  35. Taylor J.R. Anger and after. A guide to the new British drama. Baltimore: Penguin Books, 1963.

  36. Worth K.J. Revolution in modern English drama. London: Bell, 1972.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет