Программа по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»



бет1/3
Дата17.07.2016
өлшемі254.5 Kb.
#204872
түріПрограмма
  1   2   3
Программа по эстетике

«Искусство России и Франции 18 века»
Для учащихся 9- х классов.

Автор: Миронова З.В.,

Учитель эстетики МОУ СШ №13

с углубленным изучением

литературы и информатики.

Г. Великий Новгород

2005 г.


Пояснительная записка.
Данная программа составлена в целях комплексного изучения эстетического курса учащихся 9-х классов и имеет право быть самостоятельной, так как целостность характеризует искусство отдельно взятого исторического периода, отдельно взятых стран, однако основополагающей чертой представленной программы является её тесная и живая связь с программами «Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной Европы 17 века» (8 Кл.), подразумевающая преемственность эстетических знаний в историческом развитии культуры всего человечества в целом.

Благодаря специфической особенности курса эстетики, который отличает видовое разнообразие изучаемых произведений искусства, заключающих в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляются отношения личности и к действительности и к самой себе, программа ориентирует учащихся на ценностное отношение между человеком и миром посредством личного восприятия произведений общечеловеческой культуры, что является эстетической основой нравственного воспитания школьника.


Программа состоит из нескольких блоков:
1. «Искусство Франции конца 17-18 веков»

2. «Искусство Англии 18 века»

3. «Искусство Италии 18 века»

4. «Искусство России первой половины 18 века»

5. «Искусство России второй половины 18 века»
Каждый блок включает в себя 2 раздела:
Раздел 1. «Искусство и эпоха». Содержание раздела направлено на изучение тесной взаимосвязи между исторической эпохой и специфическими способностями, философской концепцией, которая превалировала в данные историческое время и направлениями в искусстве, сформировавшимися в определённой стране.
Раздел 2. «Личность и время». Содержание данного раздела призвано раскрыть взаимосвязь между мировоззрением творческой личности, историческим временем, в котором конкретная личность существовала и созданным ею шедевром.

Материалом программы систематизирован так, чтобы в процессе его изучения осуществлялось органическое взаимодействие между его тематическими разделами, что позволяет сопоставить, соединить в одно целое общечеловеческие идеи культуры разных народов в 18 веке, времени проникновения духовных идей в искусство определённых стран.


Цели образования, которые призвана реализовать программа:
Воспитательные: формирование и развитие эстетического вкуса учащихся как условия постижения художественной культуры, формирование умения воспринимать произведения искусства, как общечеловеческую ценность.

Образовательные: формирование и развитие умений творческого анализа рассматриваемых произведений искусства, приводящего к самостоятельности мышления учащихся.

Развивающие: развитие у детей способности к самостоятельному принятию нестандартных по своему содержанию, эмоционально окрашенных и мотивационно оправданных действий и решений, развитие собственной активной познавательной деятельности учащихся, развитие активизации мышления школьников, формирование длительной и устойчивой активной деятельности учащихся.
Задачи интегрированного курса:
1. Сформировать у школьников представление об эстетике как философской науки, призванной изучать сферу эстетического, область художественной деятельности людей.

(Научить понимать законы различных видов искусства, сформировать умения, позволяющие отличать художественные произведения от явлений «массовой культуры»).

2. Научить детей художественному анализу произведений на основе понимания различных видов искусства.

3. Воспитать у школьников понимание национального своеобразия и мирового значения русского искусства.

4. Сформировать у учащихся представление о мировом художественном искусстве.

5. Формировать и развивать способности учащихся в творческом преобразовании окружающего мира и самих себя по законам красоты (по мере своего стремления к красоте).

Содержанием программы являются произведения мировой классики, понятные, вызывающие интерес у детей определённой возрастной группы, чем обеспечивается принцип доступности обучения. Выбор произведений для исследования с учащимися на уроках предусматривает повышение уровня проблемности, степени самостоятельности школьников от урока к уроку.
В определение содержания программы легли три основных критерия:
1. Художественная ценность произведения.

2. Наличие в художественном произведении общечеловеческого содержания.

3. Место его в историко-культурном процессе.
В основу содержания курса положен исторический принцип, который предполагает изучение национальной культуры разных народов.

В изложении материала данной программы следует обращать внимание не только на характерные особенности эпохи, специфику творчества, изучаемого художника, но и историю возникновения наиболее значительных произведений искусства, на процесс создания художественного образа автором.

Главная специфическая особенность данной программы – интегрированное изучение истории, философии, литературы, архитектуры, изобразительного искусства, что позволяет школьникам создать всестороннее представление о развитии искусства во взаимодействии его видов. В основу программы положен метод философского исследования произведений искусства в тесной взаимосвязи его с историческими процессами, происходящих в конкретном обществе, что способствует погружению школьников в историю, быт, культуру, науку, традиции, образ жизни народа определённой страны. Это создаёт у детей наиболее полное восприятие и понимание жизни нации в конкретный исторический момент её развития.

Другая важная особенность программы состоит в комплексном преподавании практических основ (научный анализ и творческая интерпретация литературных текстов, произведений зодчества, изобразительного искусства и т.д.) с теоретическими основами курса (изучение искусствознания), что позволяет школьникам наиболее глубоко и осознанно понимать изучаемые шедевры культуры мирового значения.

Отличительным качеством программы является её концептуальность, которая обеспечивается тем, что в ней обозначены блоки, разделы, темы, количество часов. А так же конкретные произведения искусства, Англии, Италии, России и Франции XVIII века, определены цели и задачи каждого цикла, чётко обоснованы основополагающие идеи и понятия, которые дают учащимся возможность погрузиться в культурную среду рассматриваемой эпохи, в специфику развития любой нации, уяснить поступательное движение в формировании философский идей различных народов.

Претворение в жизнь данной программы предусматривает различные формы работы с учащимися, которые призваны помочь им в усвоении новых знаний, в творческом процессе духовной переработки этих знаний, в достижении чувственного, эмоционального восприятия произведений искусства – на основе изученного материала, анализа и трактовки произведений архитектуры, философии, художественной и исторической литературы, изобразительного искусства, посещение музеев, выставок, экскурсии в памятные, исторические места, написание сочинений, рефератов, устных отчётов и рассказов по изученным темам и т.д.

Излагая материал программы, преподаватель помимо обычных иллюстрированных примеров, непременно должен использовать подлинники местных и иногородних художественных музеев. Это приблизит учащихся к предмету, сделать преподавания наиболее конкретным и будет способствовать лучшему, творческому усвоению материала.

Количество часов предусмотренных на изложение конкретных тем данной программы можно варьировать в зависимости от степени углубления в изучении эстетического курса в целом.



«Искусство Западной Европы»

Блок 1. «Искусство Франции конца 1 7-18 веков»

Раздел 1. «Искусство и эпоха».
Эпоха Философия

Искусство


Тема 1 . «Взаимосвязь эпохи, философии и искусства во Франции второй половины 17 века».

Историческая характеристика эпохи (17 век- время формирования единого французского государства, французской нации. Франция второй половины 17 столетия - самая могущественная держава в Европе. Её государственная система - абсолютизм (придворное - синоним национального, личность короля - воплощение государства), выступающий в качестве разумного начала в культуре и искусстве, и, как результат - широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма.

Возникновение на гребне общественного подъёма французской нации классицизма. Философская основа стиля (представление о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе). Опора эстетической концепции классицизма - философия Декарта (соблюдение идеала ясности и порядка, культ разума, представление о мире как многоплановой, но сложной системе). Характерные черты классицизма (предмет искусства - прекрасное и возвышенное; этический и эстетический идеал - античность; в произведениях - выражение большого общественного содержания, героических, нравственных идеалов; главная тема искусства - торжество общественных начал над личными, долга над чувством; строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов). Отрицательные черты стиля (механическое следование традиционным художественным приёмам, ходовые образы, мотивы, приёмы используются как носители « уже готовой» системы; имеют место элементы схематизации, отвлеченная идеализация, потеря художником личной индивидуальности, подчёркнутый аристократизм, приверженность придворным нравам.

Основные особенности живописи классицизма (логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, чёткая моделировка объёма, плавная обобщённая контурная линия, подчинённая роль цвета, использование локальных цветов, чёткая разграниченность планов в пейзажах с помощью цвета: передний план - коричневый, средний - зелёный, дальний - голубой).

Основные особенности скульптуры классицизма (сглаженность форм, спокойность поз, замкнутость форм).

Основные особенности архитектуры классицизма (навеянная античными образцами ордерная система, чёткость и геометрическая правильность объёмов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы).



Тема 2. «Взаимосвязь эпохи и искусства во Франции

первой половины 18 века».

Историческая характеристика Франции 18 века (Постепенный упадок монархического государства. Невозможность и неспособность старой власти к развитию нового, капиталистического уклада. Роскошь и богатство королевского двора и придворной аристократии и обнищание народа. Противоречия между интересами королевской власти, аристократического дворянства и широкими слоями буржуазии, ремесленников, наёмных рабочих, крестьян. Формальное сохранение могущества короля. Смена придворного этикета атмосферой легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений. Как следствие - изменения в искусстве - появление частных коллекций, салонов; вытеснение религиозной культуры светской. Превращение Франции в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений.

Рококо - ведущее направление во Франции. Рококо - стиль, спровоцировавший будущую революцию в государстве. Характерные черты стиля (тяготение к асимметрии композиции; мелкая деталировка формы; грациозный прихотливый орнаментальный ритм; уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов; в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамленьях, зеркала причудливых очертаний; светлые тона, отказ от строгой тектоники, прямых линий; скульптура и живопись изящны, но неглубоки; архитектура отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем.

Основные особенности живописи классицизма (логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, чёткая моделировка объёма, плавная обобщённая контурная линия, подчинённая роль цвета, использование локальных цветов, чёткая разграниченность планов в пейзажах с помощью цвета: передний план - коричневый, средний - зелёный, дальний - голубой).

Основные особенности скульптуры классицизма (сглаженность форм, спокойность поз, замкнутость форм).

Основные особенности архитектуры классицизма (навеянная античными образцами ордерная система, чёткость и геометрическая правильность объёмов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы).



Тема 3. «Взаимосвязь искусства и философии во Франции

второй половины 18 века».

Мировоззрение Вольтера (критика христианства, государства богатых и бедных; наилучшая форма управления обществом -конституционная монархия, в конце жизни ратовал за республику). Главная мишень сатиры - христианство и католическая церковь.

Мировоззрение Дени Дидро (изменение взглядов от этического идеализма до атеизма). Центральное дело жизни - создание Энциклопедии (пропаганда новых идей, критика рутинных взглядов, предрассудков, верований). Социально-политические взгляды Дидро (борьба против феодального деспотизма, защита конституционной монархии)).

Мировоззрение Жан Жака Руссо (приверженец деизма, дуализма, сенсуализма). Социально-политические взгляды Руссо (резкая критика феодально-сословных отношений, деспотического режима; борьба за буржуазную демократию, тражданскую свободу, за равенство людей перед законом, против имущественного неравенства; критика феодально-сословной системы воспитания)).

Мировоззрение Шарля Луи Монтескье (деист, тяготевший к материализму, отвергал аскетизм. Социально-политические взгляды Монтескье (критика феодально-абсолютистских порядков; сторонник компромисса буржуазии и дворянства, консттпуционной монархии, принципа разделения властей (исполнительной законодательной, судебной), свободы-права делать все, что дозволено законами).

Особенности эстетики эпохи Просвещения (наступательный демократический характер; утверждение антифеодальных нравственных идеалов; категория гармонии - показатель целостности и упорядоченности природы, произведении искусства, характеристика равновесия рационального и эмоционального начал в человеке, обоснование снятия социальных антагонизмов; развитие категории эстетического вкуса.

Сентиментализм - художественное течение в искусстве периода подготовки и времени, наступившего после поражения буржуазной революции. Идейные предпосылки сентиментализма - разочарование в позитивной роли цивилизации, в возможности «царства разума», декларируемого идеологами Просвещения. Характерны черты стиля (противопоставление разума культу чувства; главенствующая роль познания в творчестве; провозглашение нравственных идеалов третьего сословия; обращение к внутреннему миру человека, его личности).

Революционный классицизм-отклик на французскую революцию.

Характерные черты стиля (обращение к республиканским идеям античности, изображение образов мужественных борцов против тирании подчинение искусства политике, искусство-средство идеологической пропаганды).
Раздел 2 "Личность и время"

Мировоззрение личности Созданный шедевр


Историческая эпоха

Живопись.

Тема 1 "Философская система идеального мира в творчестве Никола Пуссена"

Никола Пуссен - создатель классицистического направления в живописи Франции. Темы полотен художника (мифология, история, Новый и Ветхий завет)

Связь живописи художника с театральным искусством. Живопись Пуссена -гармонический мир в себе, не выходящий за пределы живописного пространства. Отличительные черты творчества мастера (величавость идей и характеров; плавный и чёткий линейный ритм; статуарная пластика; построение колорита на созвучии сильных, глубоких тонов, скульптурность форм, единый ритм композиционного построения).

Пейзажная живопись художника (персонажи картин - символ одухотворённости мира, трактовка человека как части природы, природа и человек в ней - образ идеального мира ). Проблема жизни и смерти в творчестве художника.

(бренность и тщета всего земного , размышления о неизбежных грядущих страданиях, торжество жизни над смертью).

Синтез литературы и живописи в творчестве Никола Пуссена (общность исследуемых общечеловеческих проблем, этических идеалов).Пуссен -художник своего времени, выразитель вкусов эпохи абсолютизма. Изучаемые произведения Живопись Никола Пуссен

"Царство Флоры","Пейзаж с Полифемом","Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи", "Венера и Сатир","Аллегории человеческой жизни".

Литература

Отрывки из поэмы Торквато Тассо "Освобождённый Иерусалим",отрывки из

поэмы Овидия "Метаморфозы".

Тема 2 "Фантазия и реальность в творчестве Антуан Ватто"

Ватто -создатель стиля рококо. Особенности живописи художника (противоречивые образы - игривые и легкомысленные (рокко), жизненно правдивые (реализм)). Уникальность жанра галантных празднеств (за остроумием, насмешливой ироней - раздумья о судьбе человека, в смысле существования) .Взаимопроникновение и перевоплощение театра и реальности в творчестве Ватто. Проблема детского одиночества в картине "Савояр". Идея тоски по недостижимому миру мечты в произведениях художника -"галантных празднествах".



Используемые произведения:

Живопись

Антуан Ватто

"Капризница", "Затруднительное предложение", "Лавка Жерсена", "Савояр",

"Военный роздых", "Отправление на остров Цитеры", "Праздник любви",

"Общество в парке", "Актёры французкого театра". "Жиль",

"Равнодушный".



Тема 3 "Жизнь - как театральное представление в творчестве Франсуа Буше ".
Буше - яркий выразитель художественного вкуса свой эпохи. Идея "вечного праздника жизни" в творчестве мастера ( изящная чувственность образов, композиционные и цветовые эффекты ,волшебство и лёгкость сюжета ,сочные контрасты тонов, стремление к парадной декоративности, условные композиции, идеализированность материального мира, искусственность в изображении человеческого тела ).

Используемые произведения

Живопись

Франсуа Буше

"Венера, утешающая Амура", "Геркулес и Омфала", "Юпитер и Каллисто", "Пейзаж с отшельником", "Пастушеская сцена", "Триумф Венеры" ,"Туалет Венеры", "Пигмалеон и Галатея", "Туалет", "Мельница", "Пейзаж с прудом", "Пейзаж в окрестностях Бове"

Жак Гревен "Что этот мир? Увы, пристанище шутов"; Стивен Хоуз "На румянящегося", "Жизнь при дворе", Маркиз де Сантильяна "Серранилья".



Тема 4 "Дух театра и маскарада в творчестве Никола Ланкре

Отражение нравов парижского общества эпохи Регенства в произведениях Николая Ланкре (отражение в творчестве художника манерности французских аристократов ,герои картин - театральные персонажи в реальной жизни).Особенности стиля мастера (изящные удлинённые фигурки персонажей, кукольность лиц, орнаментальность в трактовке пейзажа, пикантная аранжировка пятещуход от возвышенного, репрезентативного искусства к искусству камерному, более непосредственному и соизмеримому с человеком; колорит - тёплый с мягкими переходами, отличающийся общей золотистой тональностью; манера письма - меткая, нервная, остроумная игра кистью; пейзажная среда созвучна героям; объединение фигур в единое гармоническое целое по декоративному принципу).Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества"



Используемые произведения Живопись

Никола Ланкре

"Дама в саду", "Танцовщица Камарго",, "Концерт в парке' Литература

Воклен де ла Френе "Воспоминания" Александр Блок "Тени на стене"



Тема 5 "Импровизаторский талант Жана Оноре Фрагонара"

Оноре Фрагонар- поздний представитель рококо .Широкий диапазон деятельности мастера (новое преломление тематики французской галантной живописи в картинах художника ,исторические полотна Фрагонара, уникальность "фантастических портретов",сентиментальные сюжеты в произведениях мастера),как доказательство подчинения его творчества идеям французского искусства 18 века. Особенности живописи (изысканная декоративность, лёгкость письма; живописная свобода; подчас стремительная и бурная манера живописи; страстное ,живое восприятие



Используемые произведения

Живопись

Жан Оноре Фрагонар

"Выигранный поцелуй", "Проигрыш", "Дети Фермера" ,"Отдых на пути в

Египет", "Поклонение пастухов", "Христос,омывающий йоги апостолам",

"Качели", "Портрет живописца", "Портрет д'Аркура", "Счастливое

изобилие", "Дама с собачкой", "Поцелуй украдкой", "Посещение

кормилицы", "Колыбель", "Счастливая мать", "Урок чтения".

Тема 6 "Певцы третьего сословия - Жан Батист Шарден и Жан Батист Грёз"

Шарден и Грёз -яркие представители сентиментализма, прославившие патриархальные добродетели третьего сословия. Их творчество - вызов легкомысленному придворному искусству, породившему гедонистическое искусство рококо. Жанровые картины проникнуты лиризмом, утверждением достоинства простых людей, жизненной непосредственностью, задушевностью.

Изображение буржуазной мелодрамы (сцены семейной жизни, становившиеся своего рода притчами, всегда включавшие элементы поучения) в произведениях Грёза. Работам, мастера присущи: идеализация натуры - вечный поиск красоты, сентиментальность, морализаторство, яркая художническая индивидуальность, самобытность живописи.

Реалистические тенденции в творчестве Шардена. Характерные черты живописи художника (сдержанная, спокойная манера повествования; ясность и простота композиции; умелая передача воздуха; гармоничность неярких красок, подчинённых общему тёплому тону; красочные тончайшие соотношения; изображение естественных людей и естественной жизненной среды; отсутствие нравоучений, чувствительности, умильности в показе "простой жизни").

Шарден - блестящий мастер натюрморта (композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью, продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, в произведениях чувствуется ощущение органической связи вещей с интимным и трудовым бытом человека). Детские образы в картинах мастера. Жан Батист Грёз проповедует буржуазную мораль в открытой и назидательной форме, Жан Батист Шарден утверждал красоту "обыденной", "прозаической" действительности.

Используемые произведения:

Жан Батист Грёз

«Балованное дитя», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», «Выбор бобового короля», «Портрет графини Е.П. Шуваловой», «Женский портрет» 4

Жан Батист Шарден

«Прачка», «Молитва перед обедом», «Чистильщица репы», «Пускание пузырей», «Натюрморт», «Натюрморт (атрибуты искусства).

Тема 7. « Жак Луи Давид - певец французской революции» Жак Луи Давид - основоположник революционного классицизма.

Произведения художника - героизированное театральное зрелище, патриотическая ода революции. Сюжет античной истории созвучные современным событиям в предреволюционной живописи Давида. Воплощение классицистического представления о волевом, деятельном человеке, стремящемся изменить существующий порядок в изображении реальных героев (период французской революции ). Реализм портретов мастера. Автопортрет Жака - Луи Давида - откровенный разговор самим с собой. Трагическое звучание, суровая жизненная правда, в картине «Смерть Марата». Поиски высокого гармонического идеала в женских образах.

Характерные черты творчества (барельефность, сценическая торжественность образного строя; преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом; публицистическая направленность; простота, лаконизм композиции; жёсткие контуры, локальные цвета.)

Используемые произведения

Живопись

Жак Луи Давид.

«Клятва Горациев», «Лекторы приносят Бруту тела его сыновей», «Смерть Марата», «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», «Врач А. Леруа», «Автопортрет», «Портрет Мадам Рекамье», «Портрет химика Лавуазье», «Портрет драматурга Седена», «Брут», «Сократ», «Гораций».

Скульптура



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет