Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Каргасокская детская школа искусств»
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
МОУ ДОД «Каргасокская ДШИ»
___________/ П.Т.Власенко
Протокол
№___ от______________ «____»___________20___г.
ПРОГРАММА
по предмету Специальный инструмент ФОРТЕПИАНО
Срок реализации 7 лет
Автор (составитель)
Ермакова Галина
Николаевна, _________
преподаватель
фортепианного отделения ДШИ
Обсуждена и принята на заседании
методического совета ДШИ
Протокол № ____ от __________
с.Каргасок, 2011 г.
Введение
Музыка - искусство, обладающее огромной силой эмоционального воздействия на человека. Творчество детей и подростков – это сфера их духовной жизни, их самовыражения, раскрывающая индивидуальные способности каждого. Любой ребёнок, независимо от музыкальных способностей, может научиться играть на фортепиано. Это – удивительный по своим возможностям инструмент, инструмент- оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.
Сегодня, в условиях современного мира с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации, заложенных в ребёнке творческих начал и созданием условий для самовыражения. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано - это интенсивное развитие возможностей человека, причём не только музыкальных, но и тех, которые необходимы человеку в повседневной жизни:
-
Хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками
-
Приём педализации - подразумевает включение в исполнительское мастерство ног, этим самым получают развитие оба полушария головного мозга.
-
Развитие памяти: много произведений исполняется на память, усвоение множества музыкальных терминов.
-
Развитие перспективного мышления: мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения.
-
Развитие пальцевой моторики, которая связана с развитием речевых навыков детей.
Игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость мышления.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Специальный инструмент. Фортепиано» предлагается как новый вариант организации занятий с учащимися класса фортепиано в Каргасокской ДШИ. Необходимость в ее создании продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической направленности. Сегодня ДШИ нередко испытывают сложности с набором учащихся, педагоги отмечают неоднородность контингента учеников по способностям, наблюдаются и другие проблемы организационного и методического плана. С другой стороны, развивается и обновляется методика музыкального образования. Образовательные программы, изданные десятки лет назад, требуют обновления: репертуарных дополнений, новых подходов к образовательному процессу с позиций современных условий работы ДШИ. Поэтому написание данной программы актуально и своевременно.
Данная образовательная программа является модифицированной т.к. при ее написании автор опиралась на типовые программы: «Фортепиано», МК СССР, 1988 г.; Смирнова Т. Программа «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс» - М., 1997; Примерная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» - М., 2006; комплексная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» - М., 2008 г.
Новизна программы заключается в том, что автор при ее написании синтезировала свой накопленный педагогический опыт и опыт преподавателей фортепианного отделения Каргасокской ДШИ. Программа содержит изменения и дополнения, направленные на более эффективную организацию учебного процесса в ДШИ. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает произведения русской, зарубежной классики и современный классический материал, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ, позволяющих учесть индивидуальность учащегося, тип его психологического и музыкально-исполнительского дарования.
Предлагаемые автором репертуарные списки обновлены. Программа ориентирована на детей, поступающих в ДШИ в возрасте 7-8 лет, срок обучения по программе 7 лет.
Цель программы – общемузыкальное развитие учащихся с учетом их природных возможностей, обучение основам пианизма и исполнительского искусства, формирование музыкально-эстетического сознания, как части общей духовной культуры личности, оказание помощи обучающимся в поиске профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.
Заявленная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
Образовательные:
-
обучить основам пианизма и исполнительского искусства;
-
сформировать навык коллективного музицирования;
-
сформировать определенный уровень музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.
Развивающие:
-
выявить и развить музыкальные и творческие способности учащихся;
-
сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству, потребности активного музицирования на инструменте;
-
сформировать музыкальный вкус.
Воспитательные:
-
способствовать формированию общей культуры личности учащегося;
-
сформировать у учащегося навык самостоятельной работы;
-
способствовать формированию личных качеств личности: терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
Форма и режим занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок. Занятия проходят два раза в неделю, длительность – 40 минут. В содержание урока входит:
1. Проверка домашнего задания
2. Повторение пройденных пьес
3. Разбор нового материала
4. Отработка отдельных частей в произведениях и приёмов игры
5. Подготовка к концертному выступлению, к зачёту, экзамену.
Занятия в классе проводятся в соответствии с индивидуальными планами и с учетом возраста учащегося, его способностей.
Форма индивидуальных занятий создает для педагога и ученика чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач. Творческое использование педагогом различных форм общения (классные часы, родительские собрания с концертом, конкурсы, совместное посещение различных культурных мероприятий и т.д.) усиливает воспитательный аспект процесса обучения, благотворно сказывается на атмосфере взаимодействия педагога и ученика, а так же способствует более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям на инструменте.
Методические рекомендации
Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся
С музыкой, учатся её понимать, формируется их музыкальный вкус, они получают первоначальные навыки игры. С самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом - добиваться гармоничного развития технических навыков и художественных представлений у учащихся. Проникновение в содержание произведения предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, ладового и гармонического строения, формы, фактуры и других средств выразительности. Вслушивание в музыкальный язык сочинения- это процесс поиска смысла художественного повествования раскрытия его эстетической ценности. С первых же уроков необходимо приучать ученика к очень точному прочтению нотного текста, вслушиваться в своё исполнение, уметь анализировать технические трудности. Развитию пальцевой беглости способствует работа над гаммами, упражнениями и этюдами. Работа над техникой должна вестись планомерно. Уже с первых шагов обучения ученик начинает знакомиться с разными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонние технические навыки. В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями критерием является ровность, ясность звуковой линии и конечно же, аппликатурная точность. Большинство многочисленных этюдов композитора К. Черни служит развитию мелкой пальцевой техники- быстроты, ровности и отчётливого исполнения. Составление индивидуального плана очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы ярче и скорее « раскрыть» ученика. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие исполнительские возможности ученика. Выбирая репертуар важно учитывать музыкально- техническое развитие ученика, его индивидуальные особенности, а также расширять кругозор ученика, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством композиторов.
В процессе классной работы особое внимание уделяется чтению с листа, в ансамбле, а также важна взаимосвязь с теоретическими дисциплинами.
К третьему классу закончена установка игрового аппарата, начинается активная работа над техническим развитием ученика. Помимо пальцевой беглости ребёнок должен приобретать навыки исполнения произведений с различной фортепианной фактурой (аккордовое изложение, различные гармонические фигурации.) В этот период внимание педагога должно быть обращено на развитие мышление ученика, его музыкальности, умение слушать себя и оценивать своё исполнение. Репертуар, который даётся ребёнку должен быть в первую очередь ему интересен. Объём пьес не должен быть большим, поскольку на этом этапе ученику бывает трудно его охватить.
Контроль и учёт успеваемости
Основной формой учёта успеваемости учеников является оценка, выставляемая педагогом в конце четверти. Результаты занятий учащихся оцениваются на различных выступлениях: открытых или академических концертах, контрольных уроков, экзаменах, конкурсах и т. д. Контрольные прослушивания проводятся в соответствие с учебным планом один раз в полугодие. Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой, которая выставляется преподавателями отделения. Степень завершённости работы над произведением фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Критерии оценки
При выведении итоговой оценки учитывается уровень и качество работы ученика в течение года, а также оценки, полученные им на различных выступлениях. На выпускной экзамен по специальности выносятся 4 произведения различных жанров, форм и стилей. Для более гибкой оценки игры ученика применяются знаки « плюс» и « минус». Они вносят некоторый эмоциональный элемент в статистику цифровой оценки. Существование дифференцированного подхода в работе с учащимися, обладающими различными музыкальными способностями, предполагает и различный подход к оценке учащегося, т. е. оценка должна быть индивидуальной.
График контрольных точек
Класс
|
Срок проведения
|
Кол-во
недель
|
Отчетность
|
Время проведения
|
1 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Контрольный урок
(3 произведения)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Академический концерт
(3 разнохарактерных произведения)
|
май
|
2 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академечисекий концерт
(этюд, полиф. пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)
Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)
|
февраль
май
|
3 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академ. концерт (этюд, полифония, пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)
Академ. концерт (круп. форма, полиф., пьеса)
|
февраль
май
|
4 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академ. концерт (этюд, полифон., пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)
Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)
|
февраль
май
|
5 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Техн. зачет (гаммы по треб.. этюд)
Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)
|
февраль
май
|
6 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)
Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)
|
февраль
май
|
7 класс
|
1 полугодие
|
16
|
Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)
|
декабрь
|
2 полугодие
|
18
|
Выпускной экзамен (этюд, пьеса, полиф., круп. формы)
|
май
|
Содержание курса
Первый год обучения
На начальном этапе обучения педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок, знакомство с фортепиано, нотной грамотой. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки, формирование пианистического аппарата. За год учащийся должен пройти 20- 30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: нон легато, легато, стаккато. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также ( для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. За год учащийся должен познакомиться со строением гамм до, соль, ре, ля мажор каждой рукой отдельно в пределах одной октавы. Темп умеренный
Трезвучия с переносом через октаву каждой рукой.
Примерные программы контрольных уроков и экзаменов
Первое полугодие
1. Украинская народная песня;
2. Р.н.п. «Дождик»;
3. Гайдн Й. Тема из симфонии.
1. Лобачёв Г. «Ходит Васька»;
2. Берлин Б. «Пони Звёздочка»;
3. Абелев Ю. «Осенняя песенка».
1. Кабалевский Д. «Ёжик»;
2. Французская народная песня;
3. Р.н.п. «Мороз, Мороз».
Второе полугодие
1. Кригер И. Менуэт ля минор
2. Жилинский А.Этюд
3. Рюигрок А. «Горе куклы».
1. Гедике А. Этюд соч. 46
2. Б.н.п. в обработке Т. Салютринской «Что же мне не петь»;
3. Друшкевичова К. «Полька».
1. Николаев А. Этюд
2. Симонова Н. «Трудная задачка»;
3.Ч.н.п. «Аннушка».
Второй год обучения
Дальнейшее совершенствование, приобретённых знаний, игровых движений на более сложном музыкальном материале. Работа над техническим материалом направлена на развитие всех пальцев. Знакомство с анализом произведений (лад, тональность, характер и др.) Знакомство с кадансовыми оборотами: Т - Д – Т; Т - S - Т. В течении учебного года учащийся должен пройти 18-20 различных по форме музыкальных произведений. 5-6 различных по характеру пьес, 6 этюдов, 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 ансамбля. Повторение пройденных гамм, играть гаммы каждой рукой но в две октавы. Знакомство с минорными гаммами: ля минор и ми минор отдельно каждой рукой. Знакомство с хроматической гаммой.
Примерные программы академических концертов
Первое полугодие
1. Байер Ф. Этюд до мажор
2. Александров А. «Новогодняя полька»;
3. Моцарт Л. Менуэт
-
Любарский Н. Этюд соль мажор
-
Кригер И. Менуэт ля минор
-
Симонова В. «Ранняя осень».
-
Торопова Н. Этюд
-
Моцарт В. Менуэт
-
Торопова Н. «Баба- Яга».
Второе полугодие
1. Гайдн Й. Менуэт
2. Шмитц М. «Регтайм»;
3. Кулау Ф. Сонатина до мажор
-
Бах И.С. Менуэт ми минор;
-
Боровский А. «На опушке»;
-
Хаслингер Т. Сонатина
1. Бах И.С. Ария
2. Плейель И. Сонатина
3. Чайковский П. «Похороны куклы".
Третий год обучения
Продолжать обобщать и систематизировать ранее накопленные знания.
Дать такие понятия как форма (период, простые двух, трёх частные формы, вариационные, в крупной форме: сонатное аллегро, форма рондо).
Развивать технику, воспитывать образное восприятие музыки. Знакомство с педализацией. В течении учебного года учащийся должен пройти 18-20 различных по форме музыкальных произведений. 5-6 этюдов, 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 5-6- пьес различных по характеру, 2-3 ансамбля, 2-3 пьесы в порядке ознакомления. Подбор по слуху знакомых мелодий. С третьего класса учащиеся начинают сдавать зачёт по гаммам. За год учащийся должен выучить гаммы: до, соль, ре, ля мажор двумя руками, познакомиться с ля, ми минором двумя руками. Хроматические гаммы от всех клавиш каждой рукой. Короткие арпеджио каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями каждой рукой.
Зачёт: Приготовить 2 гаммы (мажорную и минорную). Арпеджио каждой рукой. Трезвучия с обращениями. Теоретические вопросы.
Примерные программы академического концерта
Первое полугодие
-
Бах И.С. Менуэт
-
Крылатов Е. «Прекрасное далёко»;
-
Бургмюллер Ф. Этюд до мажор.
1. Телеман Ф. «Танец»;
2. Лекуппэ Ф. Этюд до мажор;
3. Рекашюс А. «Марш дошкольников».
-
Бах И.С. Менуэт
-
Лемуан А. Этюд
-
Шмитц М. «Микки- Маус».
Второе полугодие
-
Бах Ф.Э. Менуэт фа минор;
-
Кулау Ф. Вариации на тему народной песни.
-
Чайковский П.» Немецкая песенка».
1. Моцарт В. Менуэт
2. Бетховен Л. Сонатина соль мажор;
3. Шашкин И. «Трёхцветная кошечка Дашенька».
1. Бах И.С. Менуэт
2. Гайдн Й. Соната соль мажор 1 ч.;
3. Чайковский П.» Утреннее размышление» из «Детского альбома».
Четвертый год обучения
Работая с учащимися над музыкальными произведениями дать более глубокие знания по анализу произведений: в полифонии (изучение таких форм как прелюдия, канон, фуга). В пьесах сложные трёх частные формы. В течении учебного года учащийся должен пройти 18-20 различных по форме музыкальных произведений. 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 5-7 пьес, включая 2-3 ансамбля, 5-6 этюдов. За год учащийся проходит до 4х знаков мажорные диезные гаммы, до трёх знаков бемольные. Минорные: ля, ми, ре (нат. гарм. Мел.). Арпеджио короткие двумя руками, Длинные каждой рукой. Хроматические гаммы двумя руками. Простейшие кадансовые обороты.
Зачёт: Приготовить 2 гаммы мажорную и минорную. Темп более подвижный, чем в 3м классе. Арпеджио, аккорды, хроматическая гамма, согласно требованиям. Несколько теоретических вопросов.
Примерные программы академического концерта
Первое полугодие
1. У.н.п. в обработке Лысенко Н. «Нет никому горше»;
2. Литовко Ю. «Мелодия старинного рояля»;
3. Черни К., Гермер Г. Этюд до мажор
1. Скарлатти Д. Менуэт
2. Сигмейстер Э. «Поезд идёт»;
3.Черни К. Этюд
1. Циполи Д. Фугетта
2. Тамберг Э. «Кошка крадётся»;
3. Бургмюллер Ф. Этюд
Второе полугодие
1. Майкапар С. Прелюдия и фугетта
2. Клементи М. Сонатина соч. 36 №2
3.Майкапар С. «Ноктюрн» соч.8.
1. Бах И.С. «Фантазия»;
2. Лихнер Г. Рондо
3. Гедике А. «Миниатюра».
1. Бах И.С. Прелюдия фа мажор
2. Дюссек Ф. Сонатина соль мажор 3ч. Рондо
3. Брамс И. «Венгерский танец» №5
Достарыңызбен бөлісу: |