Путь разума в поисках истины



бет1/19
Дата29.06.2016
өлшемі2.04 Mb.
#164861
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


А.И. Осипов.

Путь разума в поисках истины.



А.И. Осипов.

Путь разума в поисках истины.

Предисловие.



I. Понятие об апологетике.

1. Разделы апологетики.

2. Краткий очерк истории апологетики.

3. Русская апологетика



II. Религия.

1. Человек, мир, религия.

2. Что такое религия.

3. О чем говорит слово “религия.”

4. Основные истины религии.

5. Сущность религии.

6. Взгляды отдельных философов на религию.

7. Происхождение религии.

8. Первая религия.

9. Многообразие религий.

10. Что не есть религия.

11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм.



III. О бытии Бога.

1. Доказательство.

2. Бога нет, потому что…

3. Бог есть.



IV. Религия и человеческая деятельность.

1. Наука.

2. Путь разума в поисках истины.

3. Основа социального служения Церкви.

4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода.

V. Откровение

1. Виды откровений.

2. Общее Откровение и его признаки.

3. Индивидуальное откровение и его признаки.

4. Экзорцизм.

5. Оценка естественного богопознания [71].



VI. Язычество.

1. Натурализм.

2. Идолопоклонство.

3. Мистицизм.

4. Магизм.

5. Истоки и сущность язычества.

6. Оценка язычества.

VII. Ветхозаветная религия.

1. Учение.

2. Ветхозаветная религия и христианство.

VIII. Духовная жизнь.

1. Основы духовной жизни [1].

2. О святости в Православии.

IX. Происхождение мира.

1. Два взгляда на мир.

2. Христианское понимание мира.

3. Христианская экология.

4. Гипотеза антимира.

5. Границы Вселенной.

6. Творение или (и) эволюция.

X. Эсхатологическая проблема.

1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты.

2. Антихрист.

3. 666 и ИНН.

Вопрос о вечности адских мук (Юрий Максимов).

Краткая библиография по темам.



“Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога.…

Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве” Св. Григорий Богослов. Слово 43.

Предисловие.


Естественно для христианина знать “твердое основание того учения, в котором был наставлен” (Лк. 1:4). Но, как пишет апостол Петр, он должен быть готовым и “всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3:15). Ибо Сам Господь повелевает: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28:19-20).

Проповедь христианства — сложное и ответственное дело, поскольку от его успешности зависит спасение многих людей. Оно требует и знания вероучительных и нравственных истин христианства, и понимания духовной жизни, и определенного ознакомления с основными сторонами человеческой жизни и деятельности, прежде всего, с религиозной, философской, научной. Оно с необходимостью предполагает и знание ответа на главные и наиболее волнующие современников вопросы. Все это требует специальной подготовки, которой преимущественно и занимается апологетика (основное богословие).

Апологетика ориентирована на людей различных убеждений и уровней веры: и только что пришедших в ограду Церкви, у которых еще немало сомнений, и находящихся “около церковных стен,” но ищущих Истины, смысла жизни и интересующихся христианством. И тем и другим, как не имеющим, большей частью, духовного опыта, не “пережившим” в себе Бога, необходимо обоснование истин веры, нужны доказательства, поскольку они являются одним из естественных средств на пути приобретения и укрепления веры. Предлагаемая работа, рассматривая многие апологетические вопросы, как общерелигиозного, так и специфически христианского характера, ориентирована на эту цель.

Настоящее издание включает в себя следующие разделы:




  • Понятие об апологетике, ее цели, задачах и месте в системе богословских наук; также краткий исторический очерк истории апологетики (глава I).

  • Религия и ее происхождение. — Положительное раскрытие вопроса, и анализ отрицательных точек зрения (гл. II-III).

  • Бытие Бога. — Основные аргументы и анализ контраргументов (гл.IV).

  • Религия и человеческая деятельность. — Наука, философия, православие; проблема познания; социальная деятельность Церкви; свобода человека, Церкви и религиозная свобода; экзорцизм и отношение к нему отцов Церкви (гл.V).

  • Откровение. — Естественное и сверхъестественное богопознание; его виды, признаки и критерии истинности; святоотеческое учение об отношении к чудесам, видениям и т.д. (гл. VI).

  • Духовная жизнь. — Основы православной духовной жизни, святость. (гл. VII).

  • Язычество. — Происхождение, основные виды, оценка (гл.VIII).

  • Ветхозаветная религия. — Вера и жизнь; Ветхий и Новый Заветы (гл. IХ).


I. Понятие об апологетике.


АПОЛОГЕТИКА (греч.  — защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо;  — защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту) в общем смысле — это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном — раздел богословия, имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству. Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени. Как особый раздел богословия, или как отдельная наука, апологетика появляется с развитием школьного богословского образования. На протяжении истории объем и содержание ее очень менялись, и она выступала под разными названиями: апологетика христианства, естественное богословие, философская или основная догматика, умозрительное богословие, общее богословие, введение в богословие, основное богословие. Со второй половины XIX века из области апологетики постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины История религий, Библейская археология и текстология, Библейская история, Обличительное (или Сравнительное) богословие. В XIX — XX веках в богословских школах на Западе и в России апологетика входит в курсы основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина (например, И. Николин. “Курс основного богословия или апологетики.” Сергиев Пос. 1904).

Реформированная в 1996 году учебная программа духовных школ Русской Православной Церкви рассматривает апологетику и основное богословие как два отдельных предмета. Апологетика при этом сохраняет свою специфику и ориентируется, главным образом, на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззрений и систем мысли. В задачу же основного богословия входит рассмотрение и анализ главнейших христианских истин веры и жизни с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет