Рабочая учебная программа по дисциплине «История и теория дизайна» для студентов специальности 050421



Дата28.06.2016
өлшемі190.43 Kb.
#164407
түріРабочая учебная программа
Лист утверждения Форма

к рабочей программе Ф СО ПГУ 7.18.3/34

дисциплины, разработанной

на основании каталога

элективных дисциплин

по специальности



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

____________ Н.Э. Пфейфер

«___»_____________20__г.

Составители: старший преподаватель ____________Агулярна Е.В.
Кафедра «Архитектура и дизайн»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «История и теория дизайна»

для студентов специальности 050421 «Дизайн»


Рабочая программа разработана на основании рабочих учебных планов и каталога элективных дисциплин специальности, утвержденного

«___» __________ 20__ г., протокол № ___

Рекомендована на заседании кафедры от «___»___________20__ г.

Протокол №_____.


Заведующий кафедрой _____________ Ж.А. Темербаева
Одобрена методическим советом архитектурно-строительного факультета «_____»______________20__г. Протокол №____
Председатель МС___________ Таниева Ж.К.
СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета ___________ М.К. Кудерин «____»____________20__ г.


Одобрено :

Начальник ОПиМОУП ________ А.А. Варакута «____»____________20__ г.


Одобрена учебно-методическим советом университета

«___»______________20__ г. Протокол №_______



Титульный лист рабочей Форма

учебной программы Ф СО ПГУ 7.18.3/30


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский Государственный Университет им. С. Торайгырова
Кафедра «Архитектура и дизайн»


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «История и теория дизайна»

для студентов специальности 050421 «Дизайн»


Павлодар


1 Цели и задачи дисциплины

Целью курса является ознакомление студентов с теорией, историей и достижениями различных стран в области дизайна в различных сферах человеческой деятельности – техники, интерьера, потребительских товаров и др., а также краткое знакомство с историей техники как одного из основных объектов дизайнерских решений.

В результате изучения данной дисциплины студент должен

знать: основы теории дизайна, историю дизайна, влияние изобразительного искусства на развитие дизайна, основные стили в дизайне, крупнейших дизайнеров и их работы, особенности национальных школ дизайна, сферы деятельности дизайнеров;

уметь: классифицировать образцы дизайнерской проработки по стилям и направлениям дизайна

Изучение дисциплины непосредственно базируется на знании следующих дисциплин: «История культуры и искусств». Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы для выполнения учебных практических работ, при сдаче государственного экзамена по специальности и выполнения дипломной работы.



2 Пререквизиты

«Элементы и процессы архитектурного дизайна», «Цветоведение», «Компьютерное проектирование», «Рисунок», «Живопись», «Современный дизайн», «История дизайна», «Архитектурная графика и макетирование», «Дизайн архитектурной среды».


3 Постреквизиты

«Производство объектов дизайна», «Эргономика», «Проектирование объектов профильного дизайна», «Конструирование объектов дизайна».


4 Содержание дисциплины


    Темы и содержание дисциплины

    Раздел программы

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий.

    3.1, темы 1, 2

    Технический прогресс ХIХ – начала ХХ веков и примитивность форм промышленной продукции

    3.1, темы 3, 4, 6

    Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках

    3.1, тема 5

Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

    3.1, тема 9

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства.

    3.1, тема 10

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна.

    3.1, тема 11

Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италии, Германии, Японии и др. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

    3.1, тема 12-16, 22

Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

    3.1, тема 21

Современный дизайн: особенности и проблемы.

    3.1, тема 18



4.1 Тематический план дисциплины


Тематический план дисциплины для специальности 050421 «Дизайн»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

Лаб.

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий.

1

1




5

2

Виды дизайнерской деятельности.

1

2




5

3

Из истории техники, великих открытий и изобретений.

2

2




10

4

Технический прогресс ХIХ – начала ХХ веков и примитивность форм промышленной продукции. Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения. Всемирные промышленные выставки.

2

2




10

5

Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках

1

2




15

6

Зарождение промышленного дизайна.

1

2




15

7

Зарождение функционализма.

1

2




15

8

Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Стримлайн. Арт-Деко.

1







15

9

Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.




2







10

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства.




2







11

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна.




2







12

Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха.




2







13

Скандинавский дизайн.

1










14

Немецкий дизайн

1










15

Итальянский дизайн.

1










16

Японский дизайн

1










17

Дизайн 60-х. Поп-Арт, «космический дизайн».

1










18

Радикальный дизайн. Антидизайн. Хай-тек. Современный дизайн: особенности и проблемы.




2







19

Автомобильный дизайн.

1










20

Дизайн одежды.

1

1







21

Советский дизайн. Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

1

2







22

Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

1

2







ИТОГО:

15

30




90


4.2 Содержание лекционных занятий


Лекция

Тема, содержание


Объем (часы)



Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий.

1



Виды дизайнерской деятельности.

1



Из истории техники, великих открытий и изобретений.

Технический прогресс ХIХ – начала ХХ веков и примитивность форм промышленной продукции. Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения. Всемирные промышленные выставки.


1






Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках

1



Зарождение промышленного дизайна.

Зарождение функционализма.


1






Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Стримлайн. Арт-Деко.

1



Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

1



Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства.

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна.


1






Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха.

1



Скандинавский дизайн.

Немецкий дизайн

Итальянский дизайн.

Японский дизайн



1










Дизайн 60-х. Поп-Арт, «космический дизайн».

Радикальный дизайн. Антидизайн. Хай-тек. Современный дизайн: особенности и проблемы.



1






Автомобильный дизайн.

1



Дизайн одежды.

1



Советский дизайн. Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

1



Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

1




итого

15



4.3 Содержание практических занятий

На практические занятия выносятся следующие темы:




Раз­дел

Тема

Форма контроля

Неделя

1-7

История техники и дизайна

Коллоквиум

6

8, 9

Баухауз и интернациональный стиль

Контрольная работа

9

8-20

Темы рефератов приведены в разд. 3.6

Реферат

14

Рекомендуемая литература: [1], [4], [5], [8].
4.4 Содержание самостоятельной работы студента

Самостоятельно студенты работают с источниками информации об образцах дизайна: сеть Интернет (сайты известных музеев и дизайнерских компаний); посещение выставок дизайна; работа с монографиями и альбомами, имеющимися в библиотеке университета и кафедры.


4.4.1 Перечень видов СРС
Перечень видов СРС для специальности 050421 Дизайн,

5В042100 «Дизайн»




Тема

Содержание самостоятельной работы (темы реферата)

Литература или источник информации

Объем, час.

Форма
контроля **


8

Написание реферата на тему: «Углубленное изучение закономерностей и развития интернационального стиля в дизайне»

[1,2]

10

Р, КР

8

Написание реферата на тему: «Закономерности и развитие стиля арт-деко»

[1,2]

10

Р

9, 10

Написание реферата на тему: «Сравнение особенностей преподавания дизайна в немецком Баухаузе и советском ВХУТЕМАСе»

[1,2]

10

Р, КР

11

Написание реферата на тему: «Ведущие американские дизайнеры»

[1,2], И

10

Р

13

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы скандинавского дизайна»

[1,2], И

4

Р

14

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы немецкого дизайна»

[1,2], И

4

Р

15

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы итальянского дизайна»

[1,2], И

6

Р

16

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы японского дизайна» с эскизами

[1,2], И

4

Р

18

Написание реферата на тему: «Закономерности и развитие стилей антидизайн, хай-тек

[1,2]

4

Р

19

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы автомобильного дизайна» с эскизами

[1,2], И

8

Р

20

Написание реферата на тему: «Примеры и образцы дизайна одежды» с эскизами

[1,2], И

8

Р

21

Изучение примеров советского дизайна, работы Всероссийского научно-исследова­тельс­кого института технической эстетики

[1,2]

8

КЛ

1-7

Подготовка к контрольным мероприятиям

[1,2]

8

РК1, РК2




Всего



90



Примечание: И – ресурсы сети Интернет, Р – реферат, КЛ – коллоквиум, КР – контрольная работа, РК1, РК2- рубежный контроль


4.4.2 Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение студентами

Тема1 Скандинавский дизайн.(тема13)

Тема2 Немецкий дизайн.(тема14)

Тема3 Итальянский дизайн. .(тема15)

Тема4 Японский дизайн.(тема16)
5 Список литературы
Основная литература

  1. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006 (4 экз.)

  2. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие для вузов. М., 2005 (12 экз.)

  3. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Пер. с англ. – М.: Арт-родник, 2006

  4. Воронов Н.В. Суть дизайна. – М.: Грантъ, 2002

  5. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. –М.: Мол. гвардия,1994.

  6. Новикова Е.Б. “Интерьер общественных зданий“.

  7. Новосёлова Т.А, Павлоградский С.А. Современный интерьер. –Ростов на Дону: Феникс, 2002.

  8. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. - М: Архитектура-С, 2004 – 365 с., ил.

  9. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М: Архитектура-С, 2004– 325 с., ил.


Дополнительная литература

  1. Лазарева Н. Дизайн интерьера: хобби или профессия. –М.:Офис, 2002.

  2. Лисициан М.В. Архитектурное проектирование жилых зданий – М.: Стройиздат, 1975 – 325 с.

  3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. –М.: СВАРОГ и К, 2000.

  4. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с.



Выписка из рабочего учебного плана специальности(ей)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/32





Выписка из рабочего учебного плана специальности 050421 Дизайн,

Наименование дисциплины История и теория дизайна




Форма обучения

Трудоёмкость дисциплины

Формы контроля по семестрам

Семестр

Объём работы студентов по семестрам

кре-дитов

академических часов

кредитов

аудиторных занятий

(ак. часов)



СРС

(ак. часов)



всего

ауд

СРС

экз.

зач.

кп

кр

всего

лек

пр.

лаб

всего

СРСП

очная на базе ОСО

050421 Дизайн



3

135

45

90

6










6

3

45

15

30




90





Заведующий кафедрой ________ Ж.А. Темербаева «___» ________20__г.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет