Рабочая учебная программа по дисциплине «История культурологической мысли»



Дата21.06.2016
өлшемі360.61 Kb.
#151055
түріРабочая учебная программа


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии


Рабочая учебная программа


по дисциплине «История культурологической мысли»

по специальности «050403.65 - Культурология»

по циклу СД.Ф.4 дисциплины предметной подготовки,

федеральный компонент


Очная форма обучения

Курс – 3, 4

Семестр – 5, 6, 7, 8

Объем в часах всего – 288 ч.

В т.ч. лекции – 82 ч.

практические занятия – 62 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоят. работа – 144 ч.

Зачет – 8 семестр

Экзамен – 5, 6 семестр



Заочная форма обучения

Курс – 5, 6

Объем в часах всего – 288 ч.

В т.ч. лекции – 26 ч.

практические занятия – 12 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоят. работа – 250 ч.

Зачет – 6 курс



Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «История культурологической мысли»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. – 27 с.
Составитель: Осетров В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ
Протокол № 1 от 27 августа 2012 г.
Зав.кафедрой _____И.Я. Мурзина

Директор ИФКиМК __________ Н.И. Коновалова


I. Пояснительная записка

Цель курса: «История культурологической мысли»: знакомство студентов с историей зарубежной и отечественной культурологической мысли, с проблемами становления и развития культурологии как отрасли научного знания, с особенностями современных концепций культуры.

Задачи курса:


  • рассмотреть донаучные представления о культуре;

  • проанализировать историю становления предмета и методов культурологии;

  • рассмотреть основные этапы формирования культурологии как науки;

  • дать представление о кризисе классической философии культуры и рождении новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, психологического, социологического, филологического характера;

  • представить основные культурологические школы современности.


Специфика содержания программы

Изучение истории культурологической мысли как самостоятельной науки является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «050403.65 – Культурология».


Курс «История культурологической мысли» обращает внимание студентов в первую очередь на становление и развитие взглядов отдельных мыслителей исследовавших проблемы культуры в разные исторические эпохи, на формирование разнообразных направлений и научных школ. Курс находится в тесной связи с курсами «Теория культуры», «Философия культуры», «Социальная и культурная антропология». Важным элементом программы является наличие семинарских занятий, в процессе которых большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов непосредственно с текстами и работами зарубежных и отечественных культурологов.

Курс состоит из лекционных, практических, контрольных занятий и самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.

Формы и методы реализации практического
компонента дисциплины

Практические занятия, проводимые в форме семинарских, предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов.

Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый – в ходе проведения экзамена.
Рекомендации по формам контроля и
организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных занятиях.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение, анализ и конспектирование рекомендованных источников.

II. Учебно-тематическое планирование

II. Учебно-тематическое планирование


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п

Наименование темы,

Раздела


Всего

Трудоемкость



Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1.

Проблемы становления наук о культуре

8

4

4




4

2.

Истоки культурологии как науки

12

6

4

2

6

3.

Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века

28

12

12

4

14

4.

Философские основания культурологии.

12

6

4

2

6

5.

Этнографическо-антропологические основания культурологии.

16

6

8

2

8

6.

Западная культурология XX века.

Антропологическая традиция.



12

4

6

2

6

7.

Западная культурология XX века.

Психологическая традиция




16

4

8

4

8

8.

Западная культурология XX века.

Философская традиция.



24

12

8

4

12

9.

Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция.

16

8

6

2

8

10

Западная культурология XX века. Социологическая традиция.

12

6

4

2

6

11.

Западная культурология XX века. Историческая традиция.

12

6

4

2

6

12.

Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция

12

6

4

2

6

13.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция

24

12

8

4

12

14.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.

24

8

12

4

12

15.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция.

16

6

8

2

8

16.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция

8

4

2

2

4

17.

Отечественная культурология XX века. Зарубежная.

16

8

4

4

8

18.

Отечественная культурология XX века. Советская.

20

6

10

4

10




Итого

288

144

82

62

144

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование темы,

Раздела


Всего

Трудоемкость



Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1.

Проблемы становления наук о культуре

8

2

2




6

2.

Истоки культурологии как науки

12

2

2




10

3.

Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века

28

2

2




26

4.

Философские основания культурологии.

28

2

2




26

5.

Этнографическо-антропологические основания культурологии.

16

2

2




14

6.

Западная культурология XX века.

Антропологическая традиция.



16

2




2

14

7.

Западная культурология XX века.

Психологическая традиция




24

4

2

2

20

8.

Западная культурология XX века.

Философская традиция.



24

4

2

2

20

9.

Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция.

24

2

2




22

10

Западная культурология XX века. Социологическая традиция.

12

2

2




10

11.

Западная культурология XX века. Историческая традиция.

12

2

2




10

12.

Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция

12

2




2

10

13.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция

24

2

2




22

14.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.

24

4

2

2

20

15.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция.

16










16

16.

Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция

8










8

17.

Отечественная культурология XX века. Зарубежная.

16

2




2

14

18.

Отечественная культурология XX века. Советская.

16

2

2




14




Итого

288

38

26

12

250

III. Содержание дисциплины


Тема 1. Введение. Проблемы становления наук о культуре.

Донаучные представления о культуре. История становления предмета и методов культурологии. Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры. Различие методов исследования культуры. Место частных культурологических наук. История культурологии как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.



Тема 2. Истоки культурологии как науки

Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. Исследование культуры в классической немецкой философии.

Развитие представлений о культуре в XIX в. Кризис идеи европоцентризма и осознание необходимости объективного изучения всего многообразия культур.

Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, филологического характера.

Общее состояние гуманитарного знания и влияние на него естественнонаучных методов исследования в XIX веке. Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки. Претензии культурологии на объективизм.

Тема 3. Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века

Античные представления о культуре: cultura и paideia (Катон, Цицерон, Платон, Аристотель). Средневековые представления о культуре (Блаженный Августин), влияние христианства на понимание места и роли культуры: культура как долг и культура как грех. Экзегетика. Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека (Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский).

Осознание феномена культуры и его рациональное прочтение Френсисом Беконом, Томасом Гоббсом и Джоном Локком.

Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Европейское Просвещение: проблемы философии истории, культура и цивилизация. Естественное право и общественный договор, линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука» Дж. Вико – наука об историческом мире культуры. «Идеи к философии истории человечества» Иоганна Готфрида Гердера, своеобразный итог философии истории XVIII в., целостная философия культуры национального своеобразия. Теория народной поэзии Гердера и ее влияние на европейский романтизм («Буря и натиск»).

Исследование культуры в классической немецкой философии. Немецкая классическая философия и изучение культуры. «Критика способности суждения» Иммануила Канта – культура, как последняя цель природы в отношении человека. «Культура воспитания» и «культура умений». Человек как культурное (моральное) существо. Эстетизация культуры Фридрихом Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Фридрихом Шеллингом («Философия искусства»). Философия культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Влияние идей Гегеля на Вильгельма фон Гумбольта: язык как форма выражения национального духа. Марксистская трактовка проблем культуры: необходимость преодоления отчужденности человека; культура – сфера практической деятельности человека.

Тема 4. Философские основания культурологии.

Становление антропологического знания. Методология эволюционизма. Диффузионизм. Структурный функционализм. Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века. Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм. Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм. Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.



Позитивистские основания культурологии.

Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной. Применение Ипполитом Тэном методов социологии и позитивистских идей О. Конта в культурологии и искусствоведении. Искусство как социальный феномен и обобщение «основного характера» эпохи. Причинно-следственная обусловленность мира и отражающего его художника.



Неокантианские основания культурологии.

Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт – разделение наук о природе и наук о культуре (духе). Выделение ценностей (истины, красоты, блага и святости) как внеисторических, «надбытийных» принципов на которых основывается человеческое существование.



Иррационализм в культурологии («философия жизни»).

Эстетизм и иррационализм Артура Шопенгауэра. Культура как способ религиозно-этического преодоления жизни. Развитие Фридрихом Ницше идей иррационализма. Культура как следствие счастья, а счастье как результат страдания. «Рождение трагедии из духа музыки, или эллинство и пессимизм» Ницше – гимн греческой культуре. Неприятие фигуры Сократа, и апология аристократизма. Роль трагедии в становлении культуры. «Утренняя заря», и «Антихристианин».

Вильгельм Дильтей. Разработка принципов герменевтики как «искусства истолкования письменных текстов». Георг Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».

Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.

Тема 5. Этнографическо-антропологические

основания культурологии

Материализм Л.Г.Моргана, «дикость», «варварство» и «цивилизация» в истории человечества. Эволюционизм Э.Б.Тайлора, культура как процесс непрерывного поступательного развития и превращения продуктов человеческой мысли и труда, из менее совершенных в более совершенные. Д.Д.Фрейзер: «Золотая ветвь». Ф.Боас – основатель школы исторической этнологии. Приоритет полевых исследований, в противовес спекулятивным теоретическим обобщениям. М.Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф. Боаса.



Тема 6. Западная культурология XX века. Антропологическая традиция.

Американская (Л.Уайт, А.Кребер, Д. Мердок, Д.Фейблман) и британская (Б.Малиновский, А. Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард) антропологическая школы – культурная и социальная антропология. Дискуссия о выделении науки о культуре: «культурология» Уайта, «метаантропология» Бидни и «наука о культуре» Фейблмана. Концепции эволюции культуры (неоэволюционизм Л.Уайта). Фундаментальные характеристики культуры Дж.Мердока. Идеальные модели культурных типов Дж.Фейблмана.



Тема 7. Западная культурология XX века. Психологическая традиция

Культурно-исторический метод и физиологическая психология В.Вундта. О.Вейнингер: жертвенность «объективной» культуры, и культовый характер «субъективной» психической культуры. Фрейдизм и психоанализ. Биологическая обусловленность культуры. Материализм и атеизм З. Фрейда. Культура как механизм подавления внутреннего мира индивидов, подавление природных страстей. Религия – «особая форма коллективного невроза». Критика К.Г. Юнгом «пансексуализма» Фрейда. Культурные архетипы и коллективное бессознательное. К. Хорни и Э.Фромм. Социальная психо-культурология. «Одномерный» человек и «одномерная» культура современного общества – Г. Маркузе.



Тема 8. Западная культурология XX века. Философская традиция.

Продолжение традиций «философии жизни» в «Закате Европы» О.да Шпенглера. Отрицание единства исторического процесса, полицентризм. «Гениальная органология» (Трельч) Шпенглера.

Символизм Кассирера – попытка преодолеть кризис неокантианства за счет выхода в новое, культурологическое проблемное поле. Миф как важнейшый объединительный элемент культуры, иллюзорность мифа.

Структурализм и постструктурализм. Семиотический подход. Культура как язык, культурные изменения как обмен сообщениями. К.Леви-Строс и Р. Барт. Культурообразующая роль мифа.

Феноменология и экзистенциализм. «Жизненный мир» Э. Гуссерля. «Язык дом бытия», метод «деструкции» М. Хайдеггера. Необходимость преодоления метафизического взгляда на мир. Герменевтический метод: Х.-Г. Гаддамер и П. Рикер.

Тема 9. Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция

Собственно этические представления о культуре. Оптимизм А.Швейцера. Протестанские доктрины культуры. Универсализм П.Тиллиха, и «демифологизация» Р. Бультмана. Творческий характер человека современности, человека эпохи «безрелигиозного христианства» в работах Д. Бонхеффера. Проблема соединения культуры и Христа у братьев Нибур. Католическая доктрина культуры. Католический экзистенциализм (неосократизм) Г.Марселя. Противоречивость, дегуманизация современного общества. Требования христианизации всех областей духовной жизни и интегральный гуманизм в работах Ж.Маритена. Тейяр де Шарден о христогенезе и ноосфере. Православная доктрина культуры. Влияние русской эмиграции на развитие экуменизма и религиозной мысли Европы и Америки. О. Г.Флоровский и С. Булгаков, Н.Бердяев и Л. Карсавин. О. Серафим (Роуз) о судьбе культуры и православия в XXI веке.

Ф. Розенцвейг и М. Бубер. Проблема веры и неверия, диалог культур и диалог людей.

Тема 10. Западная культурология XX века. Социологическая традиция.

Концепция социокультурной динамики П.Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная культуры. Классическая работа М.Вебера «Протестанская этика и дух капитализма». Понимание культуры и цивилизации в творчестве А. Вебера. Кризис европейской культуры. Х.МакЛюэн: коммуникационная теория развития исторических эпох. Идея «глобальной деревни».



Тема 11. Западная культурология XX века. Историческая традиция

История и культурология (Школа «Анналов»). «Новая историческая школа» во Франции. Влияние психоанализа на разработку понятия «ментальность». Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж. Дюби, Л. Февр и М. Блок. Философия истории Й. Хейзинги и К. Ясперса, игровая культура и осевое время. А. Тойнби: развитие культуры как ответ на «вызов истории».



Тема 12. Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция

Традиционализм Р.Генона. Критика оккультизма, разочарование в западной культуре и преклонение перед Востоком. Понятие крипторелигиозности в философии М.Элиаде. Исследование мифа и религии. Критика христианства. Западноевропейская увлеченность собственной историей, как свидетельство кризисного состояния общества. Консервативно-революционный мифологизм Ю. Эволы.



Тема 13. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция

Критика многовекового развития русской культуры в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева, и реакция русского общества на них.

Концепция «культурно-исторических» типов Н.Я.Данилевского. Циклизм развития культур. Четыре сферы культурной деятельности: религиозная, собственно культурная, политическая и социально-экономическая.

«Византизм» К.Н.Леонтьева. Развитие европейской культуры по пути гибельной уравнительности, и «смесительной» упрощенности.

Культурологические взгляды Л.П. Карсавина. Культура как особая симфоническая личность. Два принципа развития культуры: всеединства (статика) и триединства потенциальности – становления – актуальности (динамика).

Тема 14. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.

Соловьев В. С. о природе красоты и роли искусства. Идеи: Истины, Добра и Красоты, и их раскрытие в природном, материальном мире. Историческое развитие через религиозное. Богочеловечество и всеединство в понимании Соловьева. Пессимизм последних лет.

Исследования фундаментальных проблем культуры представителями русского позитивизма и эмпириокритицизма: культура и природа, принципы целостности культурных типов, типология культурно-исторических общностей, проблемы искусства, религии и морали и т. п. Организационная теория культуры А. А. Богданова, культура как творчество в эмпириосимволизме П. С. Юшкевича, эврология П. К. Энгельмейера (всеобщая теория творчества).

Понимание культуры как творчества языка в лингвистической теории искусства (харьковская школа последователей А. А. Потебни: Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А. Лезин и др.).

Философия творчества Николая Бердяева. Культура и цивилизация. Октябрь как неизбежный результат развития русской культуры.

«Аморализм» Льва Шестова. «Экзистенциалист до экзистенциализма». Афины и Иерусалим, как две культурных парадигмы. Процесс творчества – переход от одной неудачи к другой.



Тема 15. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция

Священник П. Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией, требование покончить с «игом возрожденческой цивилизации». Принцип противопоставления. Близость к символистам.

И.А.Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры. Проблема веры как акт личного выбора и пути национальной культуры.

С.Н.Булгаков о возможных путях становления христианской культуры. о. Г.Флоровский о вере и культуре.



Тема 16. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция

В.В.Розанов о развитии культуры от простого к сложному: сложность явления символ жизни, простота – умирания. Женственность русской культуры. Роль литературы в развитии культуры страны (Пушкин и Гоголь). Ответственность русской литературы. Особое место Ф. М. Достоевского.

Андрей Белый о мистическом характере культуры. Кризис русской и всей европейской культуры. Символизм Белого и символизм культуры в понимании Белого.

Вячеслав Иванов: символизм и религиозное творчество, проблемы мифотворчества и искусства.


Тема 17. Отечественная культурология XX века. Зарубежная (в изгнании).

Русская философская мысль в изгнании. Богословская традиция: Париж - Нью-Йорк. Булгаков С.Н., Флоровский Г.В. Литературная эмиграция. Евразийство Русского Зарубежья: Карсавин Л.П., Трубецкой Н. С., Савицкий П. Н..


Тема 18. Отечественная культурология XX века. Советская и постсоветская.

Марксизм как основа советской культурологии. Плеханов Г.В., Ленин В.И. и Сталин И.В. – основоположники концепции «двух культур».

Ницшеанство 20-х годов. Горький о культуре как «организованном разумом насилии над зоологическими инстинктами людей». Аксиологический (Карпов Г. Г., Зворыкин А. А.), деятельностный (лично-деятельностный: Коган Л. Н., Межуев В. М., Арнольдов А. И. и коллективно-деятельностный: Каган М. С., Маркарян Э. С., Давидович В. Е.), семиотический (Лотман Ю. М., Успенский, Топоров), морфологический (Орлова), диалоговый (Бахтин М. М., Библер В.), социодинамический (Кондаков И. В.) подходы в исследовании культуры в нашей стране.

Религиозная культурология С.С. Аверинцева. Космо-психо-логос и национальные образы мира экзистенциальной культурологии Г.Д. Гачева. Культурогенез А.Я. Флиера. Философия культуры В.М. Межуева. Смыслогенетическая культурология А.А. Пелипенко.


IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

  • Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры.

  • Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.

  • Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико.

  • Кризис идеи европоцентризма и осознание необходимости объективного изучения всего многообразия культур.

  • Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки.

  • Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека (Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский).

  • Осознание феномена культуры и его рациональное прочтение Френсисом Беконом, Томасом Гоббсом и Джоном Локком.

  • Естественное право и общественный договор, линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука»

  • Теория народной поэзии Гердера и ее влияние на европейский романтизм («Буря и натиск»).

  • Эстетизация культуры Фридрихом Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Фридрихом Шеллингом («Философия искусства»). Философия культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

  • Влияние идей Гегеля на Вильгельма фон Гумбольта

  • Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм.

  • Современная философия культуры.

  • Постструктурализм и постмодернизм.

  • Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной..

  • Иррационализм в культурологии («философия жизни»).

  • Эстетизм и иррационализм Артура Шопенгауэра.

  • Георг Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».

  • Материализм Л.Г.Моргана, «дикость», «варварство» и «цивилизация» в истории человечества.

  • М.Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф. Боаса.

  • Концепции эволюции культуры (неоэволюционизм Л.Уайта).

  • Фундаментальные характеристики культуры Дж.Мердока.

  • Идеальные модели культурных типов Дж.Фейблмана.

  • Культура как механизм подавления внутреннего мира индивидов, подавление природных страстей.

  • Религия – «особая форма коллективного невроза».

  • Культурные архетипы и коллективное бессознательное. К. Хорни и Э.Фромм.

  • «Одномерный» человек и «одномерная» культура современного общества – Г. Маркузе.

  • К.Леви-Строс и Р. Барт.

  • Культурообразующая роль мифа.

  • «Жизненный мир» Э. Гуссерля.

  • «Язык дом бытия», метод «деструкции» М. Хайдеггера.

  • Герменевтический метод: Х.-Г. Гаддамер и П. Рикер.

  • Протестанские доктрины культуры.

  • Католическая доктрина культуры.

  • Тейяр де Шарден о христогенезе и ноосфере.

  • О. Г.Флоровский и С. Булгаков, Н.Бердяев и Л. Карсавин.

  • О. Серафим (Роуз) о судьбе культуры и православия в XXI веке.

  • Проблема веры и неверия, диалог культур и диалог людей.

  • Х.МакЛюэн: коммуникационная теория развития исторических эпох.

  • А. Тойнби: развитие культуры как ответ на «вызов истории».

  • Консервативно-революционный мифологизм Ю. Эволы.

  • «Византизм» К.Н.Леонтьева.

  • Развитие европейской культуры по пути гибельной уравнительности, и «смесительной» упрощенности.

  • Культурологические взгляды Л.П. Карсавина.

  • Соловьев В. С. о природе красоты и роли искусства. Идеи: Истины, Добра и Красоты, и их раскрытие в природном, материальном мире.

  • Организационная теория культуры А. А. Богданова, культура как творчество в эмпириосимволизме П. С. Юшкевича, эврология П. К. Энгельмейера (всеобщая теория творчества).

  • Понимание культуры как творчества языка в лингвистической теории искусства (харьковская школа последователей А. А. Потебни: Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А. Лезин и др.).

  • Афины и Иерусалим, как две культурных парадигмы.

  • Священник П. Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией.

  • И.А.Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры.

  • о. Г.Флоровский о вере и культуре.

  • Андрей Белый о мистическом характере культуры.

  • Евразийство Русского Зарубежья.

  • Марксизм как основа советской культурологии.

  • Ницшеанство 20-х годов.

  • Космо-психо-логос и национальные образы мира экзистенциальной культурологии Г.Д. Гачева.

  • Культурогенез А.Я. Флиера.

  • Философия культуры В.М. Межуева.

  • Смыслогенетическая культурология А.А. Пелипенко.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение, анализ и конспектирование рекомендованных источников.


Темы контрольных работ:

  1. Сultura и paideia (античные взгляды на культуру).

  2. Представления о культуре в трудах Блаженного Августина.

  3. Естественное право и общественный договор (линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо).

  4. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука» Дж. Вико – наука об историческом мире культуры.

  5. «Идеи к философии истории человечества» Иоганна Готфрида Гердера как своеобразный итог философии истории XVIII в.

  6. Культура, как последняя цель природы в отношении человека (И. Кант).

  7. Эстетизация культуры Ф. Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Ф. Шеллингом.

  8. Философия культуры Г. В. Ф. Гегеля.

  9. Марксистская трактовка проблем культуры

  10. Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной.

  11. В.Виндельбанд и Г.Риккерт – разделение наук о природе и наук о культуре (духе).

  12. Эстетизм и иррационализм А.Шопенгауэра.

  13. Развитие Ф.Ницше идей иррационализма.

  14. В.Дильтей. Разработка принципов герменевтики как «искусства истолкования письменных текстов».

  15. Г. Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».

  16. «Культурология» Л.Уайта.

  17. «Метаантропология» Бидни.

  18. «Наука о культуре» Фейблмана.

  19. Британская антропологическая школа (Б. Малиновский, А.Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард)

  20. Культурно-исторический метод и физиологическая психология В.Вундта.

  21. О. Вейнингер: жертвенность «объективной» культуры, и культовый характер «субъективной» психической культуры.

  22. Материализм и атеизм Зигмунда Фрейда.

  23. Критика К.Г. Юнгом «пансексуализма» Фрейда.

  24. К. Хорни и Э.Фромм: система взглядов.


Вопросы к экзаменам и зачету по «Истории культурологической мысли»
Вопросы к экзамену 5 семестр:

  1. Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры.

  2. История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.

  3. Античные представления о культуре: cultura и paideia (Катон, Цицерон, Платон, Аристотель).

  4. Проблемы культуры в Древнем Китае.

  5. Место человека в философско-этических концепциях Древнего Китая.

  6. Человек и культура в философии и религии Индии.

  7. Сравнительные характеристики философско-этических концепций Конфуция и Будды.

  8. Идеальное устройство общества у Платона и Аристотеля.

  9. Искусство в философии Платона и Аристотеля.

  10. Человек в философии Платона и Аристотеля.

  11. Значение личности Сократа в античной истории.

  12. Представления о культуре в древнегреческой философской традиции.

  13. Представления о культуре в древнеримской философской традиции.

  14. Арабо-исламская традиция понимания культуры.

  15. Суфии о месте и предназначении человека в мире.

  16. Влияние христианства на понимание места и роли культуры (Ориген, Блаженный Августин, Тертуллиан).

  17. Средневековые представления о культуре (Фома Аквинский).

  18. Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека.


Вопросы к экзамену 6 семестр:

  1. История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.

  2. Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки.

  3. Утопические представления в философии Европы позднего Возрождения.

  4. «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы.

  5. Зарождение «культа разума» и появление либерализма в Англии и Франции.

  6. Эпоха Просвещения и изменение представлений о культуре и человеке. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескьё).

  7. Ж.-Ж. Руссо о человеке, воспитании и культуре.

  8. "Новая наука" Джамбаттисты Вико – наука об историческом мире культуры.

  9. "Идеи к философии истории человечества" Иоганна Готфрида Гердера.

  10. Культурологические идеи в философских системах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.

  11. Критика европейской культуры в иррациональных философиях Шопенгауэра и Ницше.

  12. Этнографическо – антропологические основания культурологии.

  13. Франц Боас – как основатель школы исторической этнологии.

  14. Маргарет Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф.Боаса.

  15. Западная культурология XX века. Американская и британская антропологическая школы – культурная и социальная антропология.

  16. Дискуссия о выделении науки о культуре: "культурология" Л.Уайта.

  17. "Метаантропология" Бидни.

  18. "Наука о культуре" Дж.Фейблмана. Идеальные модели культурных типов.

  19. Концепция неоэволюционизма Лесли Уайта.

  20. Фундаментальные характеристики культуры Дж. Мердока.

  21. Паттерны Альфреда Кребера.

  22. Функционализм Бронислава Малиновского.

  23. «Метод в социальной антропологии» Альфреда Радклифф-Брауна.

  24. Марксистская трактовка культуры. Классический марксизм (Маркс К., Энгельс Ф.) и русский марксизм XIX века (Плеханов Г.В., Аксельрод)

  25. Марксистская трактовка культуры. Троцкий и Луначарский о новой и старой культуре.

  26. Марксистская трактовка культуры. Ленин и Сталин о пролетарской и буржуазной культуре.

  27. Критика марксизма. Бердяев Н.А и Булгаков С.Н.

  28. Критика марксизма. Вышеславцев Б.П. и Новгородцев П.И.

  29. Современная апологетика марксизма. Ильенков Э.В., Кагарлицкий Б.Ю., Межуев В.М.

  30. Неомарксизм и евромарксизм. Грамши А., Лукач Д., Маркузе Г.



Вопросы к зачету 8 семестр:

  1. История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.

  2. Проблемы культуры и место человека в философско-этических концепциях Древнего Китая.

  3. Человек и культура в философии и религии Индии.

  4. Сравнительные характеристики философско-этических концепций Конфуция и Будды.

  5. Арабо-исламская традиция понимания культуры. Суфии о месте и предназначении человека в мире.

  6. Идеальное устройство общества у Платона и Аристотеля.

  7. Искусство в философии Платона и Аристотеля.

  8. Человек в философии Платона и Аристотеля.

  9. Влияние христианства на понимание места и роли культуры (Блаженный Августин, Тертуллиан).

  10. Средневековые представления о культуре (Фома Аквинский).

  11. Утопические представления в философии Европы позднего Возрождения («Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы).

  12. "Новая наука" Джамбаттисты Вико – наука об историческом мире культуры.

  13. "Идеи к философии истории человечества" Иоганна Готфрида Гердера.

  14. Культурологические идеи в философских системах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.

  15. Этнографическо – антропологические основания культурологии.

  16. Франц Боас – как основатель школы исторической этнологии.

  17. Маргарет Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф.Боаса.

  18. Западная культурология XX века. Американская и британская антропологическая школы – культурная и социальная антропология.

  19. Дискуссия о выделении науки о культуре: "культурология" Л.Уайта, "Метаантропология" Бидни и "Наука о культуре" Дж.Фейблмана. Идеальные модели культурных типов.

  20. Концепция неоэволюционизма Лесли Уайта и фундаментальные характеристики культуры Дж. Мердока.

  21. Паттерны Альфреда Кребера.

  22. Функционализм Бронислава Малиновского и «Метод в социальной антропологии» Альфреда Радклифф-Брауна.

  23. Традиционализм как философская, культурологическая и политическая теория.

  24. Рене Генон: от спиритуализма к суфизму. Запад и Восток как два пути духовного и материального кризиса.

  25. Юлиус Эвола о людях традиции и разрушении современного мира.

  26. Мирча Элиаде – единство религиозного и мифологического становления разных культур.

  27. Современный традиционализм. Консерватизм как разновидность традиционализма.

  28. Современный традиционализм. Ал. Дугин и Гейдар Джемаль.

  29. Современный традиционализм. Юрий Мамлеев и Евгений Головин – литература и традиционализм.

  30. Организационная теория культуры А.А.Богданова.

  31. Марксистская трактовка культуры. Троцкий и Луначарский о новой и старой культуре.

  32. Марксистская трактовка культуры. Ленин и Сталин о пролетарской и буржуазной культуре.

  33. Советская культурология второй половины ХХ века.

  34. Деятельностный подход в исследованиях культуры (М.С. Каган, Л.Н. Коган).

  35. Семиотические концепции культуры (Ю.М. Лотман).

  36. «Культурогенез» А.Я. Флиера.

  37. Культурологические идеи Георгия Гачева.

  38. Национально-этническое своеобразие культур (Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»).

  39. Франкфуртская школа. Т. Адорно и М. Хоркхаймер о новоевропейской культуре.

  40. Франкфуртская школа. Ю. Хабермас и Э. Фромм – проблемы культурной коммуникации.


V. Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе

По окончании изучения курса «Философия культуры» студенты должны:



знать

  • историю зарубежной культурологической мысли в основных работах исследователей;

  • историю отечественной культурологической мысли в основных работах исследователей;

  • представлять проблемы становления и развития культурологии как отрасли научного знания;

уметь

  • анализировать концепции культуры.


VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендованная литература

Основная литература:

Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. М.: Юрайт, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3608

Засурский Я. Н. К мобильному обществу: утопии и реальность. М.: МГУ, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/56892_K_mobilnomu_obschestvu_utopii_i_realnost.html

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. 474 с. [2 экз.]



Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник.. М.: Юнити-Дана, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/115402_Kulturologiya_Teoriya_filosofiya_istoriya_kultury_Uchebnik.html
Дополнительная литература:

Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 720 с. [6 экз.]

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М. : Изд-во РГТУ, 1998. 239 с. [46 экз.]

Бердяев Н. А. Избранные труды. - М. : РОССПЭН, 2010. - 648 с.

Бердяев Н. А. Самопознание. - М. : Вагриус, 2004. - 232с.

Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. – М., 1994.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.

Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира [Текст] / Георгий Гачев. - М. : Акад. Проект, 2007. - 511 с.

Гачев Г.Д. Ментальности народов мира [Текст] / Г. Гачев. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2008. - 544 с.

Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа : взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому . - М. : РОССПЭН, 2010. - 664 с.

Дианова В.М. Культурология: основные концепции: Учебное пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 280 с.

Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1995. 283 с. [3 экз.]

Иванов В. И. Родное и вселенское. – М., 1994.

Ильин И. А. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. // Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 1.– М., 1993.

Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры. //Москва, 1996, № 1-12.

Каган М. С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.

Карсавин Л. П. Философия истории. – СПб., 1993.

Киреевский И. В., Хомяков А. С. Избранные сочинения. - М. : РОССПЭН, 2010. - 544 с.

Кондаков И. В. Культура России : Учеб.пособие для студентов вузов. - М. : Университет, 1999. - 360с.

Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 447 с.

Леонтьев К. Н. Избранное. - М. : РОССПЭН, 2010. - 728 с.

Малиновский Б. Научная теория культуры. - М. : ОГИ, 2005. - 184 с.

Межуев В.М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.

Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М. : Академический проект, 2003. 400 с. [23 экз.]

Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории: Учебное пособие. М. : МГУКИ, 2007. 434 с.

Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система . - М. : Яз. рус. культуры, 1998. - 376 с. 6 экз.

Рэлклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. - М. : КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 416с.

Соловьев В. С. Избранное. - М. : РОССПЭН, 2010. - 791 с.

Трофимова Р.П. История русской культурологии. М. : Академический проект, 2003. 608 с. [15 экз.]

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре - М. : РОССПЭН, 2004. - 1064 с.

Философия культуры. Становление и развитие. СПб. : Лань, 1998.448 с. [25 экз.]

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М. : Айрис-пресс, 2003. - 496 с. 5 экз.

Чаадаев П. Я. Избранные труды.– М. : РОССПЭН, 2010. - 968 с.

Шпенглер О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Т. 1 : Образ и действительность / Освальд Шпенглер; пер. с нем. И. И. Маханькова. - М. : Акад. Проект.- 2009 .- 648 с. 2 экз.

Шпенглер О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. - М. : Акад. Проект, 2009 .- 764 с. 2 экз.


6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Культурология: классические труды: раздел представляет собой обширное собрание классических трудов по теории и истории культуры выдающихся русских и зарубежных мыслителей: Р. Барта, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, А. Белого, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Х. Г. Гадамера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского и др. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/60/

Современная философская мысль. В раздел включены произведения современных российских и зарубежных мыслителей, охватывающих весь спектр проблем древней и новой философии. Анализируются и критически осмысливаются теоретические положения и развитие различных направлений философской мысли - религиозной философии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, аналитической философии, постмодернизма и др. В состав раздела вошли труды по всем основным философским дисциплинам – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии науки, этики и др. Основу коллекции составило собрание трудов сотрудников Института Философии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/75/
VII. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины:

Тесты по курсу.

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать


  • Тексты источников;

  • Тестовые задания;

Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru)

Научная электронная библиотека eLibrari (http://www. elibrari.ru);



  • Ресурсы сети Интернет:

Электронные библиотеки:

Культурология: классические труды: раздел представляет собой обширное собрание классических трудов по теории и истории культуры выдающихся русских и зарубежных мыслителей: Р. Барта, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, А. Белого, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Х. Г. Гадамера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского и др. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/60/

Современная философская мысль. В раздел включены произведения современных российских и зарубежных мыслителей, охватывающих весь спектр проблем древней и новой философии. Анализируются и критически осмысливаются теоретические положения и развитие различных направлений философской мысли - религиозной философии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, аналитической философии, постмодернизма и др. В состав раздела вошли труды по всем основным философским дисциплинам – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии науки, этики и др. Основу коллекции составило собрание трудов сотрудников Института Философии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/75/

Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info;

Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». Режим доступа: http://imwerden.de/

Библиотеки «Ихтик» (Уфа) и «Философия.ру». Режим доступа: http://ihtik.lib.ru;



http://www.Philosophy.ru

Рабочая учебная программа


по дисциплине «История культурологической мысли»

по специальности «050403.65 - Культурология»

по циклу СД.Ф.04

Пописано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет