Работа 48. Из письма Н. Д. Нюберга к Н. В. Лобановой (1956 г.) о природе аномальной трихромазии [цитирование по книге Е. Н. Юстовой «Цветовые измерения



Дата10.07.2016
өлшемі49.3 Kb.
#189061
Работа 48. Из письма Н.Д. Нюберга к Н.В. Лобановой (1956 г.)

о природе аномальной трихромазии

[цитирование по книге

Е.Н. Юстовой «Цветовые измерения (Колориметрия)»

СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000].


В последнем письме Вы высказались более ясно, и теперь я могу аргументировать.

Первый пункт касается того, почему данные Елиз. Ник. начисто опровергают гипотезу Вышецкого или, более определенно, почему в случае ее справедливости простые отношения и должны были бы с длиной волны изменяться в разные стороны. Поясню это в возможно более наглядной форме. Представим себе систему из трех фотоэлементов, изображающих нормальный глаз, и допустим, мы уравняли монохроматические излучения Sλ смесью трех цветов прибора (которые для простоты можно считать монохроматическими: λк λз, λс, хотя это и не обязательно). Допустим теперь, что мы изменили спектральную чувствительность только одного, например, зеленочувствительного фотоэлемента, что всегда можно представить себе, как постановку перед этим фотоэлементом (но не перед двумя другими) некоторого светофильтра, Это будет соответствовать аномалу согласно гипотезе Вышецкого. В результате этого прежнее равенство нарушится, причем нарушится только за счет показаний зеленочувствительного приемника, Допустим для определенности, что сумма основных цветов прибора К + З + С, прежде равная по действию на зеленый приемник Sλ, после его изменения стала действовать на него слабее, чем Sλ (на два других приемника, поскольку они не изменились, действие обоих излучений осталось одинаковым), Чтобы восстановить равенство, необходимо увеличить долю зеленого в сумме К + З + С, заменив ее, например, на К + (1 + ε)З + С так, чтобы равенство по зеленому приемнику восстановилось. Однако, так как зеленый основной цвет прибора действует не только на зеленочувствительный приемник, но и на другие (в первую очередь, на красночувствительный), то суммарное излучение К + (1 + ε)З + С и Sλ будет одинаково возбуждать зеленый приемник, но для других приемников, в частности



R

на красночувствительный приемник, сумма К + (1 + ε)З + С будет действовать теперь уже сильнее, чем S1(λ?) Чтобы восстановить это равенство, необходимо уменьшить в сумме К + (1 + ε)З + С долю красного, а чтобы не нарушить при этом равенства для зеленого приемника, – еще слегка увеличить ε 1. Поэтому смесь излучений, дающих равенство по обоим приемникам, будет иметь вид: (1 – η)К + (1 + ε1)З + С. При этом изменения коэффициентов при З и при К будут обязательно в разные стороны, что и отмечено знаком (как η, так и ε положительны). Это следует из того, что зеленый основной цвет имеет положительную слагающую по красной оси. Само собой разумеется, что, кроме того, зеленый З, основной цвет прибора, все же лежит ближе к физиологической зеленой оси, чем цвет К, или в более точном выражении, прямые, проведенные в треугольнике из точки С через точки З и К, пересекутся со стороной треугольника RGВ в точках З' и К', расположенных так, что З' лежит между G и К', а К' лежит между З' и R (см. рисунок). (Поэтому уравнивать возбуждение зеленого приемника надо изменением З, а красного – изменением К).

Из приведенного рассуждения мы видим, что если изменяется только один приемник, то для восстановления равенства полей сильнее всего необходимо изменить отсчет в отношении соответствующего основного цвета прибора, а отсчеты по другому основному необходимо изменить немного, но обязательно в обратную сторону.

Я здесь несколько упростил рассуждение, фактически выключив из них третий синий приемник, так как компоненты по синей оси как зеленого, так и красного цветов прибора малы по сравнению с компонентой зеленого цвета прибора по красной оси и красного цвета прибора – по зеленой оси. Фактически придется, может быть, изменить также и отсчет С, в какую именно сторону – зависит от величины компонент по синей оси зеленого и красного основных цветов прибора. Для тех цветов, какие обычно применяются, коэффициент при С, когда изменен зеленый приемник, также должен измениться в сторону, обратную коэффициенту при З. В случае, если изменился красный приемник, сказать трудно, как изменится коэффициент при С; без детального подсчета не скажу, это слишком сильно зависит от того, каковы цвета К и 3. Однако при отклонении от нормы одного только зеленого или одного только красного приемников коэффициенты при К и З обязательно должны изменяться в разные стороны.

Но ординаты кривых сложения являются коэффициентами цветовых уравнений, выражающих цвета спектра через цвета прибора, т. е. отсчетами на приборе при промерах монохроматических излучений. Из сказанного непосредственно следует, что отношения и 2 должны обязательно меняться в разные стороны. При этом для тех значений λ, для которых и более отклоняется от нормы, также должно больше отклоняться, но в противоположную сторону. Поэтому, если возрастает с λ, то должно убывать, и обратно, ЧТД (что и требовалось доказать).

После этого не остается никаких сомнений, что данные, приведенные Елиз. Ник., во всяком случае начисто опровергают гипотезу Вышецкого.

Собственно, на этом можно было бы и кончить, но для большей ясности продолжу.

Теперь относительно пресловутого «лежания точек на прямых неразличимых дихроматом цветов». Этот способ гораздо менее подходит для решения вопроса о выборе между гипотезой Вышецкого и гипотезой фильтра, чем сравнение отношений и . Последние, как я только что показал, дают в зависимости от того, какая, резко разные результаты. В одном случае кривые должны иметь обратный ход, в другом случае они должны иметь согласный ход. Даже при очень значительных ошибках опыта одно от другого различается без труда. Совсем другое дело с «лежанием точек на прямой». Если имеется фильтр, то это не исключает возможности того, что этот фильтр значительно сильнее влияет на один приемник, чем на другой. Поэтому излучения, визуально не различимые для аномала, могут для нормала ложиться не очень далеко от линии, параллельной одной из осей. (Кстати сказать, меня интересует вопрос о том, о каких прямых Вы говорите? О прямых в трехмерном пространстве или, сохрани Бог, о прямых в треугольнике? Если о последних, то и разговаривать нечего.) Но это между прочим. Допустим, что дело идет о прямых в пространстве. Что бы Вы ни писали о том, что равенства аномалов дают цвета, «сильно различающиеся» для нормала ("сильно" различающиеся с субъективной точки зрения), в цветовом пространстве это всё же точки, относительно близкие, позволяющие определять направление прямой очень неточно (это не то, что сине-зеленое и пурпурное поля, которые уравнивают дихроматы). То, что это точки всё же относительно близкие, показывает кривая предполагаемого "фильтра" или фильтра, через который нормал дает аномальное равенство (или близкие к таковым). Поэтому отличить указанным способом «точное лежание на прямой дихромата», требуемое гипотезой Вышецкого, от неточного, ее бесповоротно опровергающего, практически невозможно.



Такой опыт годился бы для опровержения гипотезы Вышецкого, но не для ее доказательства, так как она была бы опровергнута, если бы нашлась хотя бы одна точка, заведомо не ложащаяся на прямую дихромата. Но если таких точек не обнаружено, это еще не доказывает справедливость гипотезы Вышецкого.


1 Так как уменьшение К снизит несколько возбуждение зеленого приемника смесью К, З, С.

2 Значки "а" и "н" обозначают, собственно, найденные из опыта аномальные и нормальные кривые сложения.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет