Режиссер драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца ХIХ хх веков



бет1/3
Дата26.06.2016
өлшемі427.71 Kb.
#159069
түріАвтореферат
  1   2   3




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
На правах рукописи
СЛЕСАРЬ

Евгений Александрович

РЕЖИССЕР – ДРАМАТУРГ: МОДЕЛИ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ КОНЦА ХIХ – ХХ ВЕКОВ

Специальность 17.00.09 – Теория и история искусства
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2006

Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского

Гуманитарного университета профсоюзов


Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор



Гительман Лев Иосифович

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор



Ступников Игорь Васильевич

доктор философских наук, профессор



Махлина Светлана Тевельевна
Ведущая организация:

Российский институт истории искусств

Защита состоится 28 декабря 2006 г. в 16.00 на заседании Диссертационного совета К 602. 004.01 по присуждению ученой степени кандидата наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
Автореферат разослан 28 ноября 2006 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат культурологии, доцент А.В.Карпов



Общая характеристика работы

Актуальность темы. Проблема взаимоотношений режиссуры и драматургии возникла в истории театра еще задолго до формирования режиссуры, как самостоятельного вида художественного творчества в театральном искусстве на рубеже XIX–ХХ столетий. Становление и последующее развитие сценического искусства проходило различные исторические периоды, в каждом из которых существовала своя художественная доминанта, которая брала на себя функции постановщика спектакля. Наиболее распространенными были «авторская» и «актерская» режиссура, где функции постановщика в первом случае брали на себя драматурги. Во втором — ведущие актеры театра, которые ставили спектакль на основе собственной адаптации той или иной пьесы.

Появление режиссерской профессии во второй половине ХIХ века создает новые предпосылки для взаимоотношений между режиссером и драматургом, которые стали отстаивать свое право на художественное лидерство в театре. Именно на этом этапе развития театра возникает потребность в спектакле, как художественно-целостном явлении искусства, в котором все компоненты сценического действия: пьеса, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение, существовавшие прежде, чаще всего, независимо друг от друга, могли бы быть на содержательном и художественном уровне объединены творческой волей одного человека. Этим человеком и стал режиссер, постановщик спектакля, выдвинувшийся в лидеры театрального искусства в конце XIX века.

Система взаимоотношений режиссер – драматург оставалась актуальной на всем протяжении исторического развития режиссерского театра как отечественного, так и зарубежного, была краеугольным камнем художественных поисков многих режиссеров, которые уделяли вопросам взаимосвязи режиссуры и драматургии особую роль, что находило свое отражение в их практической деятельности и теоретических работах.

Общеизвестно внимание К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко к проблеме драматург – режиссер, в которой первый (драматург) всегда ведущий, а последний (режиссер) лишь ведомый автором пьесы. Правда, на практике это у них не всегда получалось, чтобы они неукоснительно следовали за автором пьесы, за его эстетикой и художественной формой.

Поиск новой модели взаимоотношений между режиссурой и драматургией продолжает Вс. Э. Мейерхольд, уделяя ей особое внимание в своей режиссерской деятельности. Заявляя о новых правах режиссуры на пьесу, он начинает позиционировать режиссера, как «автора спектакля». Для Мейерхольда модели взаимосвязи, которые он выстраивает по отношению к пьесе и её автору, являются художественно определяющими на различных этапах его художественной практики (символистский, традиционалистский, конструктивистский). Именно режиссер формирует структуру, композицию спектакля, его сценический язык. Особенно это стало для него очевидным в 1920-1930-х годах.

Заметное место в системе взаимоотношений между драматургией и режиссурой уделено в теоретических трудах английского режиссера Г.Крэга, отстаивающего абсолютное доминирование режиссера в театре.1

В начале ХХ столетия высокая степень актуальности проблемы была обусловлена тем, что к этому времени окончательно утвердилась на мировой сцене «новая драма», которая рождалась вместе с режиссурой, а подчас и в симбиотической связи с ней. Привнеся в театр понятие подтекста, «новая драма» потребовала от театра новых «правил игры», нового аналитического мышления, способного соединить текст и подтекст в единое художественное целое, сохраняя при этом авторство каждого – как режиссера, так и драматурга.

Оставаясь актуальной в 1920-1930- годах, проблема режиссер-драматург обрела новую степень актуальности в отечественном театре 1950-1970-годах. Многообразие ярких режиссерских индивидуальностей, рождало ряд новых подходов в работе с пьесой, расширяя границы театральной выразительности в области построения спектакля и его сценической интерпретации. Проблема крайне обострилась, когда поиск универсальной модели взаимоотношений между режиссером и драматургом вылился в художественный спор между Товстоноговым и Охлопковым в 1959-1960 годах в журнале «Театр»2, центральной темой которого стала функциональная роль режиссера и драматурга в театре и их характер творческой взаимосвязи в работе над спектаклем. В центре театральной полемики встал вопрос: должен ли театр следовать каждому слову пьесы или имеет право с помощью сценических средств дать свободную интерпретацию драматургическому произведению, иногда даже в споре с его автором. Несмотря на то, что в дискуссии участвовала вся театральная общественность, проблема так и не получила однозначного решения.

Для современного театроведения вопрос взаимоотношения режиссуры и драматургии остается чрезвычайно актуальным. Поскольку его решение позволит найти новые пути диалога театра с современной и классической драматургией. Важным элементом диссертационного сочинения является, то, что его автор изучает как практический опыт режиссеров с постановкой пьес, так и их теоретические высказывания, касающиеся исследуемой проблемы, которые далеко не всегда совпадают с результатами их сценической деятельности.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что современный отечественный театр развивается в условиях, когда рамки между режиссером и драматургом размыты или достаточно условны, где режиссер выполняет функции драматурга, а драматург, в свою очередь, берет на себя функцию режиссера спектакля. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:



  • необходимостью искусствоведческого анализа моделей взаимоотношений между режиссурой и драматургией, как художественного явления, позволяющего оценить эволюцию режиссерской профессии.

  • осмыслением функций режиссера и драматурга и тех границ, которые определяют их влияние на интерпретацию спектакля, как художественно целостного театрального произведения.

  • необходимостью анализа режиссерских методологий и различных подходов к драматургическому тексту (причинно-следственный и поэтический подходы).

Степень разработанности проблемы

Научное осмысление творческого характера взаимоотношений режиссера и драматурга в процессе работы над спектаклем требует обращения к широкому кругу научной и специальной литературы, посвященной истории и теории режиссуры, истории и теории драмы и театрального искусства в целом.

Рассматривая различные модели взаимоотношений между режиссером и драматургом, которые сложились в режиссерском театре необходимо выделить несколько групп источников. Во-первых, философско-эстетические работы, которые повлияли на формирование художественных принципов, как в режиссуре и театральной эстетике, так и в драматургии. Во-вторых, многочисленные театроведческие труды, а так же обширный пласт театральной критики, так или иначе посвященных осмыслению и анализу проблем театральной режиссуры, историко-теоретических аспектов драматургии. Данные источники позволяют обнаружить не только систему художественных взаимосвязей между двумя лидерами театра — режиссером и драматургом, но и проследить эволюционные тенденции в характере их взаимоотношений на протяжении длительного времени. В-третьих, особая роль отведена практико-методологическим источникам, раскрывающим специфику данной проблемы. В эту группу источников входят фундаментальные труды отдельных режиссеров, посвященные практическим и теоретическим аспектам режиссуры и теории драмы, изучение которых позволяет провести сравнительный анализ практических опытов режиссеров с их теоретическими работами и вскрыть методологические принципы работы режиссеров с драматургическим материалом.

Среди философско-эстетических работ, важных в аспекте рассматриваемой нами темы, значимыми представляются труды: М. Метерлинка,3 Э.Золя, 4 Р.Вагнера,5 У.Эко6 и др. Из отечественных исследователей внимание данной проблеме уделяется в работах: В. Брюсова, А.Блока,7 М. Бахтина8 и др. Так, например, в работах М.Метерлинка, В. Брюсова и А.Блока формулируются принципы символистской театральной эстетики. В трудах Э.Золя рождается и формулируется эстетика театрального натурализма и новые этические и художественные требования, как к драматургам, так и к молодой режиссерской профессии, возникшей во Франции не без участия натуралистической драматургии. Теоретические труды Р.Вагнера посвященные теории «тотального театра», поднимали важнейшие вопросы синтетической природы театрального искусства, способного существовать и воздействовать на зрителя через разные каналы восприятия. Работы М.Бахтина посвященные принципу «растущего значения» художественного произведения, позволяют по-новому оценить механизмы диалога между классическим произведением (пьесой) и его реципиентом (режиссером), который, вступая в диалог с пьесой, интерпретируя её, расширяет границы её художественно-семиотического пространства. На этот же принцип указывает У.Эко в своем труде, называя этот процесс - «актуализация художественного текста».

Особый круг научных исследований представляют театроведческие труды. Здесь необходимо отметить, фундаментальные труды по зарубежному театру исследователей Т.Бачелис,9 Л.И.Гительмана,10 А.Н.Образцовой,11 работы которых направлены на историко-театроведческий анализ тенденций театрального искусства определенных стран и разных хронологических периодов. Следует отметить, что Л. И. Гительман в своей работе «Русская классика на французской сцене» дает подробный анализ работы А. Антуана с текстом пьес русских писателей. В этой работе автор уделяет особое значение вопросу взаимосвязи режиссера с драматургом и пьесой.

Работы А. Образцовой и Т. Бачелис, очень подробно раскрывают специфику театрального синтеза и отличительные черты поэтики Г. Крэга, формулируя его принципы в работе с пьесой.

Следует отметить целый ряд работ, авторы которых исследуют обширный спектр театроведческих проблем, анализируя спектакли, творчество режиссеров, их театральную эстетику. К данной группе исследователей относятся М.Строева,12 С.Владимиров,13 К.Рудницкий,14 П.Марков,15 Ю. Юзовский,16Ю. Елагин,17 Ю. Рыбаков,18 Н. Волков,19 О. Мальцева,20 А.Ряпосов,21 И.Малочевская,22 Н. Велихова.23

Работа Строевой «Режиссерские искания Станиславского» в двух томах представляет собой уникальный труд, позволяющий проследить эволюционный характер режиссуры К.С.Станиславского. Анализируя модели взаимоотношений Станиславского с различными драматургами (А.К.Толстым, Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым и др.) автор исследования полноценно раскрывает художественную эстетику режиссера. Однако эта работа не способна проанализировать характер отношений режиссер — драматург на широком пространстве театрального искусства, поскольку ограничена рамками одного конкретного режиссера, в частности Станиславского, и определенного художественного течения, что лишает её возможности провести сравнительный анализ с моделями взаимоотношений других режиссеров и театральных эстетик.

Следует провести аналогию вышеназванного источника с уникальной работой К.Л. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд», в которой автор дает анализ режиссерской деятельности Мейерхольда, его эстетике, уделяя огромное внимание его методологии в работе с каждым из авторов. И вместе с тем данное исследование, так же, как и труд Строевой, ограничивается рассмотрением одного режиссера, что не позволяет провести сравнительный анализ и рассмотреть проблему в целом.

Ю.Рыбаков в своей книге «Проблемы режиссуры» поднимает вопрос о художественных границах и особенностях взаимоотношений между режиссером и автором пьесы, но данного вопроса автор касается лишь вскользь, говоря о нем в ключе анализа спектаклей, а, специально не рассматривая эту проблему. Важным в этой работе является подробнейший анализ автором работы режиссера Г.А.Товстоногова с пьесами Н.Гоголя «Ревизор» и М.Горького «Мещане». Говоря о режиссерских приемах в работе с текстами пьес, Рыбаков уделяет внимание процессу сохранения самобытности автора в спектакле при безусловной самобытности режиссера. Следует отметить идею сосуществования двух смыслов – режиссерского и писательского, о чем справедливо пишет исследователь. К проблеме взаимоотношений режиссер-драматург частично обращается в своей известной монографии Б.Зингерман,24 указывая на «связующую нить», которая объединяет эти два элемента.

Кроме того, в исследование интересующей нас темы внесли вклад научные работы и статьи С.М. Волконского,25 Б.Алперса,26 А. Смириной,27 А. Смирнова,28 Т. Шах-Азизовой,29 Н. Крымовой,30 В. Бебутова,31 А. Попова,32 П. Маркова,33 А. Смелянского,34 Ю. М. Барбоя35 и др.

В частности, в работе Шах-Азизовой: «60-е годы: классика и современность» дан развернутый анализ механизмов зависимости интерпретации классических пьес и кризиса в современной драматургии. В исследовании Крымовой, посвященной работе Любимова над постановкой пьесы Брехта «Добрый человек из Сезуана», справедливо указывается на соединение русской театральной школы с рациональной эстетикой Б. Брехта, посредством включения в ткань спектакля фрагментов поэзии М. Цветаевой и Б.Слуцкого.

Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертации являются научные труды, посвященные вопросам теории и истории драмы, без рассмотрения и анализа которых невозможен объективный анализ моделей взаимоотношений между режиссером и драматургией. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы жанра в театре и литературе, аспекты их эволюционного развития и художественного синтеза. Эти аспекты достаточно подробно раскрыты в работах В. Хализева, В. Фролова, М. Полякова и в особенности Э. Бентли.36 В данных работах, исследователи все же в большинстве случаев анализируют особенности взаимоотношений режиссер – драматург, апеллируя законами драматургии, подчас игнорируя художественное право режиссера и законы театрального искусства.

Большой интерес представляют книги В.Г. Сахновского «Работа режиссера» и М.Рехельса «Режиссер – автор спектакля», где раскрываются проблемы художественной автономности режиссера от драматурга, а режиссер, согласно концепции одного из исследователей, позиционируется «автором спектакля».37 При этом Сахновский впервые вводит понятия «авторский текст» и «режиссерский экземпляр»,38 разграничив понятия художественного пространства драматурга и режиссера, сформулировав, более предметно, основные аспекты взаимоотношений между ними, определяя режиссера и драматурга равными соавторами спектакля. Особое внимание следует уделить работе Дж. Н. Катышевой «Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр»,39 в которой автор осмысляет роль лироэпического в структуре драмы и дает подробный анализ ключевым понятиям (действие, жанр, композиция). Так же, автор диссертации отмечает работу известного философа и теоретика искусства Жиля Делёза «Кино»,40 в которой исследователь осмысляет механизмы образования образа и принципы визуализации.

Отдельную группу исследований представляют практико-методологические труды различных режиссеров, посвященные практическим аспектам взаимоотношений режиссера с текстом пьесы в процессе работы над спектаклем. Данные источники позволяют провести сравнительный анализ теоретических и практических подходов в работе с пьесой.

Многие отечественные и зарубежные режиссеры (К.С.Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, Вс. Мейерхольд, Г.А.Товстоногов, Н.П.Охлопков, Ю.П.Любимов, Г. Крэг, Г.Фукс, П. Брук и др.), осмысляя и систематизируя свой практический опыт в теоретических трудах, уделяли особое внимание вопросам взаимоотношения режиссера и драматурга. Так, в процессе своего творческого пути К.С.Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко не раз возвращаются в своих работах к проблеме драматург- режиссер, указывая на первостепенную роль драматурга в работе над спектаклем.41 Эти источники позволяют проанализировать первичные формы зарождающихся отношений между основателями отечественной режиссуры и драматургией.

Огромное внимание указанной теме уделяет в своих теоретических работах Вс. Мейерхольд и Г. Крэг.42

Анализ источников позволяет не только оценить высокую степень значимости проблемы режиссер-драматург, но и проследить уже образовавшиеся изменения между художественным пространством драматурга и режиссера за право лидерства в спектакле. Методы, обозначенные режиссерами, находят свою дальнейшую реализацию в последующей режиссерской практике Н. П.Охлопкова, Ю. П. Любимова.

Непосредственно связаны с тематикой и проблематикой настоящего диссертационного исследования теоретические работы Г.А.Товстоногова и Н. П. Охлопкова.43 Данные работы посвящены проблеме взаимоотношений между режиссером и пьесой непосредственным образом. Эти режиссерские труды позволяют оценить высокую степень значимости и актуальности поставленной проблемы. Все же полемика не нашла своего разрешения, поскольку каждый из участвующих в дискуссии рассматривал вопрос о границах авторства режиссера и драматурга через призму своих художественных установок. Сравнительный анализ ряда работ Товстоногова и Охлопкова, посвященные вопросам жанра и методам работы с текстом позволили автору диссертации выделить два основных подхода в работе с текстом (психологической причинно-следстведственной обусловленности и поэтической обусловленности).

Кроме того, важное место среди исследовательских работ занимают статьи Ю.П.Любимова, в которых режиссер говорит не только «о русском ключе», найденном им к пьесам Брехта и Шекспира, но и по-новому распределяет функциональные акценты в театре между режиссером и драматургом. Эти статьи имеют особую значимость для диссертационного исследования, поскольку в них рассматривается модель, в которой режиссер осмысляет свою связь с драматургом и с пьесой в контексте современной культуры постмодерна.

Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой диссертации, существует достаточно обширное число источников, в которых поднимается поставленная автором диссертационного исследования тема. Однако, в этих источниках, рассмотрение проблемы ограничивается либо хронологическими рамками, либо границами определенного режиссера или художественного направления. В ряде проанализированной научной литературы отсутствует комплексный взгляд на проблему. И целостного теоретико-театроведческого изучения моделей взаимоотношений между режиссером и драматургом в современном культурном пространстве не проводилось.

Цель диссертационной работы – проанализировать процессы формирования и эволюции различных моделей взаимоотношений между режиссурой и драматургией в зарубежном и отечественном драматическом театре и рассмотреть сложную систему художественных границ между автором спектакля и автором пьесы, которая, обуславливает степень художественности и актуальности драматического спектакля.

Основные задачи работы:


  1. Раскрыть принципы художественных взаимосвязей между драматургом и режиссером, выявляя основные модели взаимоотношений между ними.

  2. Проанализировать основные художественные модели взаимоотношений режиссер-драматург и проследить эволюционный характер зависимости режиссера от драматургии.

  3. Исследовать и структурировать ряд режиссерских приемов в работе с драматическим текстом.

  4. Определить границы авторства режиссуры и драматургии в рамках драматического спектакля в современных условиях постмодернистского пространства.

Объектом исследования являются зарубежные и отечественные драматические спектакли, наиболее полно отображающие особенности взаимоотношений между режиссером и драматургом.

Предметом исследования являются модели художественных взаимоотношений в драматических спектаклях зарубежных и отечественных режиссеров: Л. Кронека, А. Антуана, Г. Крэга, К. С. Станиславского, Вс. Мейерхольда, Н.П. Охлопкова, Г.А. Товстоногова, Ю.П. Любимова.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются фундаментальные труды по истории и теории режиссуры и истории и теории драмы, а так же работы выдающихся режиссёров К. С. Станиславского, Г. Крэга, Вс. Мейерхольда, Г. А. Товстоногова, Н. П. Охлопкова, Ю. П. Любимова и других, уделявших проблеме режиссер — драматург особое внимание.

Источники исследования:

  1. Научные труды по теме диссертации (теория и история драматического театра, теория и история драмы);

  2. Рецензии, статьи о драматических спектаклях и режиссерах;

  3. Анализ видеоматериалов драматического спектакля; современных драматических спектаклей; режиссерских экземпляров и архивных материалов театра.

Методы диссертационного исследования.

В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление проблем взаимоотношения режиссуры и драматургии в зарубежном и отечественном драматическом театре 50-х – 70-х годов ХХ столетия, в том числе:

1. Метод художественно-композиционного анализа сценических произведений. Цель – обоснование влияния систем взаимоотношений режиссер-драматург на художественно-целостное формирование ткани драматического спектакля.

2. Типологически-структурный метод. Цель – выявить и структурировать типологизации основных моделей взаимосвязи между компонентами режиссер и драматург.

3. Сравнительно-исторический метод. Цель – выявление особенностей развития моделей художественных взаимоотношений режиссер-драматург, сопоставление и анализ моделей взаимоотношений режиссер-драматург в различные исторические периоды.

4. Метод описания и анализа драматического спектакля. Цель – выявление и анализ художественных границ авторства драматурга и режиссера в рамках драматического спектакля.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет