Республики казахстан



бет1/9
Дата16.06.2016
өлшемі1.62 Mb.
#141036
түріПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА г.Семей

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-14.1.71/03-2013

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине "История архитектуры"



Редакция № 1

от 30.09.2013





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

"История архитектуры"



для специальности 5B072900 – «Строительство»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2013


Предисловие



  1. РАЗРАБОТАНО

Составитель ___________________ «27» августа 2013 г. А.П. Коновалов, доцент кафедры «Геодезия и строительство»

2 ОБСУЖДЕНО

2.1. На заседании кафедры «Геодезия и строительство»

Протокол от «28» августа 2013 года, № 1
Заведующая кафедрой _____________ Н.А. Кудеринова
2.2. На заседании учебно-методического бюро факультета

Протокол от «21» сентября 2013 года, № 1


Председатель _______________ Р.С. Бекбаева

3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета



Протокол от «30» сентября 2013 года, №1
Председатель УМС _________________ Г.К. Искакова

4 ВЗАМЕН редакции № 1 от 29 сентября 2012 г.


Содержание




  1. Глоссарий

4

  1. Лекции

4

  1. Практические и лабораторные занятия

8

  1. Курсовая работа (проект)

8

  1. Самостоятельная работа студента

9


1 ГЛОССАРИЙ
Абака (лат. abacus - доска) — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка. Может быть украшена обломом. Как элемент классического архитектурного ордера появился в Древней Греции.

Акротерион (греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. Акротерионы на фронтоне здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах.В Древней Греции акротерионы обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм Афины на острове Эгина, храм Немезиды в Аттике).
Акротерионы используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерионы можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.
Синонимы — акротерий, акротерт

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.
Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса.
Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Анты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен здания, ограждающие обе стороны входа. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил наименование «храм в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) — один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях.

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός ) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

* * *


Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Основные элементы конструкции балюстрад:
Фигурные столбики (балясины) — монтируются на тумбе и поддерживают перила;
Тумбы — основной элемент балюстрады, на который ложится основная нагрузка;
Основание — нижняя балка, которая кладётся между тумбами;
Поручни или перила — фиксируют балясины между собой.

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы [1], т.е. нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Бегуне́ц — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Для этого ряд кирпичей ставится наклонно на ребро. Вместе с поребриком использовался в древнерусской архитектуре.

Бельведер (итал. belvedere «прекрасный вид») — вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид.

* * *


Веранда — неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к жилому дому, остекленное, не имеющее ограничения по глубине. При этом помещение, к которому она примыкает, кроме второго света через веранду, при необходимости должно иметь независимое естественное освещение.

Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть. При равных периметрах, восьмиугольная форма позволяет получить примерно на 20 % большую площадь строения. За счёт меньшей при равных объёмах поверхности достигается экономия строительных материалов, меньшее охлаждение зимой и нагревание летом, а кроме того — улучшение освещения.

* * *


Газебо (англ. Gazebo) — смотровая площадка, или бельведер, выполненная в форме башни, купола или садового домика на возвышенном месте для обеспечения широты обозрения прилегающей местности. Название происходит от шуточного слова XVIII века, в котором сочетаются англ. gaze (взгляд) и латинский суффикс лат. ebo (я буду). В качестве архитектурной формы газебо является ровесницей истории садовой архитектуры: это и китайский смотровой павильон, и летний домик на вершине садовой горки, упоминаемый философом XVII века Фрэнсисом Бэконом.
Данное наименование следует относить не ко всякому садовому домику, а лишь к тому, с которого открываются дальние виды, или даже к тому, с которого открываются виды во все стороны.

Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в класcической архитектуре. Гильоши втречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.
Гильош-элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки

Ги́рька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов.

Голубе́ц — двускатная, коробовая или килевидная крыша для защиты от непогоды икон и фресок на внешних стенах храмов.
Также — крыша на могильном или поклонном кресте, и вообще — надгробный памятник с схематической кровлей или в форме избушки. Символически — дом умершего человека. В этом значении — также «голбец». Были запрещены, но встречаются на старообрядческих захоронениях.

Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры.
Гульбище являлось обычной деталью русского частного дома и храма.


Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) — кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов; предназначался для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.

Денти́кулы (от лат. denticulus — зубец), или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Как характерный архитектурный элемент барокко получил широкое распространение в XVII—XVIII веке; парадные интерьеры дворцов этого периода почти всегда включают в себя десюдепорты. Часто встречаются в интерьерах классицизма и периода эклектики, в дальнейшем использование элемента становится редким. В современной архитектуре не применяется, если только речь не идёт о стилизации.


Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

Канелю́ра, каннелю́ра (фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Карни́з (от греч. κορωνίς ) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Как элемент орнамента картуш часто употреблялся в позднем ренессансе и барокко.

Кессоны (фр. caisson — ящик) — кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).

Кнорпельверк (нем. Knorpelwerk Knorpel - хрящ и Werk - работа), или «хрящевидный орнамент». Специфическая деталь немецко-голландского маньеризма второй половины XVI - XVII веков. представляет собой усложненный картуш, в котором угадываются очертания хряща, гребня морской волны или морды фантастического существа. Создателем кнорпельверка считается голландский скульптор Адам ван Вианен (1565-1627).

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Кóнха — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крабб (нем. Krabbe) — крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.

Крестоцве́т (нем. Kreuzblume), флеро́н — распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента. В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur — цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.

Курдонёр (фр. cour d'honneur — почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами.


Ламбреке́н (фр. lambrequin) — декоративная драпировка верхней части проёма окна, двери или алькова в виде короткой горизонтальной занавески во всю ширину карниза. Часто выполняется из плотной плиссированной ткани, может иметь дополнительные декоративные элементы в виде кистей, воланов, ритмически расположенных вырезов, например, в виде зубцов. В строительстве и архитектуре слово «ламбрекен» используется в качестве синонима термина «наличник», обозначая резные или кованые украшения окон или крыш.

Ле́мех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов.
Изготовливается из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Прибиваются рядами, внахлёст.

Лопа́тка (ли́зена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий, в отличие от пилястры, базы и капители.
Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).

Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.

Люне́т, Люнетта (фр. la lunette — диминутив от «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.

* * *


Манса́рда — жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принес француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. С начала XIX века, в связи с индустриализацией и урбанизацией, в мансардах жили преимущественно бедные люди.

Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

Мезони́н (итал. mezzanino — «промежуточный»), надстрой, вышка, полуярус, полужилье — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.

Мето́па (μετόπη — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже — живописью.

Модиль́он, модульо́н, модиль́она (ит. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модильон играет только декоративную роль.

Мутул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος ) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков из терракоты, созданные во исполнение обета и служившие в качестве домашних святилищ. Изображение наиска всегда имеет религиозную окраску в погребальных ритуалах древних греков.

Наос — (от греч. ναος — храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.

Ни́ша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, декоративное углубление в стене, используемое для установки статуй, ваз, купелей или других предметов. Своды ниш полукруглой формы часто украшены раковиновидным гофром.

* * *


Обло́мы — архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.


Пандус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.

Парапе́т (фр. parapet, итал. parapetto, от parare — защищать и petto — грудь) - невысокая стенка, ограждающая кровлю здания, террасу, балкон, набережную, мост и т. п. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй.

Патио (исп. patio на основе лат. pat через прованс. «pàtu») — открытый внутренний двор(ик) жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и/или кустарников. Патио включает:
- небольшие площадки для отдыха или хозяйственных нужд;
- бассейн/фонтан/пруд/
- дренажную систему и сосуды для аккумуляции дождевой воды, которая является редкостью в субтропиках
- озелененные участки в виде газона или цветника;
- коллекции растений, группы деревьев или кустарников.

Пилоны (от греч. πυλών, буквально — ворота, вход) - столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.
Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функции пинакль не имеет.

Пова́л — в русском деревянном зодчестве — плавное расширение верхней части сруба непосредственно под кровлей за счёт выпуска наружу венцов. При этом длина наружных остатков брёвен также увеличивается, образуя подобие карниза. Служит основанием для шатровых и скатных крыш. Покрытый кровлей, создаёт навес над стенами, и таким образом, выполняет задачу защиты их от влаги.

Поре́брик — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу). Использовался древнерусскими архитекторами, в частности, был популярен в Великом Новгороде и Пскове. Поребрик следует отличать от бегунца, вместе с которым он часто использовался.

Портал (лат. porta — ворота) — главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией. Понятие также применяется для обозначения "П"-образной рамы камина.

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.

Поте́рна (фр. poterne) — подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Вид потерны изнутри — длинный коридор с переборками на входе и выходе. Потерны небольших фортов могли использоваться, как казематы для отдыха солдат.

Притво́р, на́ртекс (позднегреч., от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

Ризали́т (перевод итал. risalita «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. Ризалиты вносят разнообразие в пространственную организацию фасада. В отличие от боковых корпусов они составляют единое целое с основной массой постройки.

Ростральная колонна (лат. columna rostrata, от лат. rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначено для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.

Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор. Средокрестие часто увенчано башней или куполом, причём башни характерны для романских и готических храмов, а купола — для соборов эпохи Возрождения.

Стереобат (στερεοβάτης ) в античной архитектуре — цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней.

Стилобат (στυλοβάτης ) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий.

Стоа (греч. στοά ) — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.


Табернакль в архитектуре — характерная преимущественно для готического церковного зодчества башнеобразная открытая пристройка или архитектурно оформленная ниша, предназначенная для размещения статуй

Терра́са (фр. terrasse — площадка) — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).

Тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом, внутреннее поле фронтона. Чаще всего оформляется скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного (или иного) сюжета. Впервые применение тимпана замечено в Древнем Египте в первой половине 3-его тысячелетия до н.э. Позже было заимствовано греческой, христианской и мусульманской архитектурными традициями.
Фигурная группа вокруг тимпана называется архивольтом.

Трансе́пт (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения. Переход от центрального или нескольких продольных нефов к трансепту оформляется подпружной аркой средокрестия.

Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glуphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.


Французский балкон — тип балкона, не имеющего собственно балконной площадки — ограждение устанавливается непосредственно в проеме с наружной стороны, прямо перед дверью. Возможен также вариант с площадкой, но очень узкой, достаточной лишь для того, чтобы можно было поставить ногу («выйти на балкон»).

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. В дорическом ордере полоса фриза членится чередованием триглифов и метоп. В других архитектурных ордерах фриз выполняется гладким либо украшается неглубоким скульптурным рельефом.

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения.

Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки каменных построек. Мотив повторяющейся перспективной прямоугольной рамки ширинки сближает этот вид декора с филёнкой.

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.
Более приземистые и широкие у основания пирамидальные завершения зданий принято называть шатрами, хотя в ряде случаев грань между этими терминами оказывается размытой.

Щипец — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется в современном языке.

Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом.

Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — сооружения в виде трибун или галерей в интерьерах средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют с хорами.

Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Наряду с курватурой является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре.

Эркер (нем. erker) — закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.

Эхин (др.-греч. ἐχῖνος — «морской ёж») — часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке. В дорическом ордере эхин лишён декора и имеет выпуклую форму; в ионическом ордере он имеет фигурный профиль.
2 ЛЕКЦИИ

2.1 Лекция 1

Архитектура Древнего Египта

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический (додинастический) период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений: пирамид обожествляемых фараонов и гробниц знати (мастаба), храмов с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами. Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, получают распространение полупещерные храмы, скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) - время расцвета египетской архитектуры - создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. Для архитектуры этого периода характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

В эпоху Позднего периода (XI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.

Среди монументальных построек Египта особенно выделяются грандиозные погребальные сооружения — пирамиды, строительство которых достигло своей вершины в эпоху Древнего царства, и храмовые комплексы, расцвет которых относится к периоду Нового царства.

Древнеегипетские строительные конструкции и формы

Основной строительный материал в Египте — камень (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.). Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Камень обычно высекался из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квадры доставлялся к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «насухо», т. е. без раствора.

Египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

В массовом строительстве основным материалом для построек служил кирпич-сырец. Кирпич размером 14 X 38 см и толщиной не менее 11 см изготавливался из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы, которыми заполняли деревянные формы, затем высушивали на солнце.

Дерево, которым была бедна страна, применялось экономно, чаще всего в конструкциях перекрытий, крыш и для опор галерей. Зачастую использовали стволы пальм, связки из тростника и камыша, в сочетании с конструкциями из кирпича-сырца. Между столбами из кирпича устраивались иногда решетчатые заполнения из дерева или стенка из вертикальных пальмовых стволов.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне использовали своды сравнительно редко, главным образом при возведении хозяйственных и складских построек. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Сложнейшей технической задачей при примитивных методах строительства являлось возведение самых грандиозныех сооружений Египта — пирамиды.

Массив пирамиды обычно возводился из грубо околотых камней или кирпича на растворе, внешняя часть — из отесанных квадров и плит уступами насухо. Вероятно, сначала возводилась внешняя уступчатая часть, а затем заполнялась внутренняя часть пирамиды, в таком случае уступы могли служить промежуточными площадками, необходимыми для подъема и складирования материалов. При такой последовательности работ окончательная облицовка пирамиды каменными шлифованными плитами становилась завершающим этапом.

Когда строили храмы, одновременно с каменными колоннадами возводились сплошные временные стены из кирпича, заменявшие дорогостоящие деревянные подмости, и снимавшие нагрузки с колонн при укладке блоков и плит перекрытия на них (5, стр. 187-189; 6, том 1, стр. 236-242; 8, стр. 9-12; 11, стр. 6-7; 12, стр. 8-9).


Древнеегипетский ордер

На протяжении истории развития рахитектуры Древнего Египта наиболее значительные изменения коснулись формы опор — столбов и колонн. На ранних этапах чаще использовали опоры геометрически правильной формы. Более сложные колонны, с использованием растительных форм, начали возводить в период Нового царства.



Древнеегипетский ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - массивные столбы квадратного сечения, без капителей, без мелких деталей, иногда покрытые рельефами, порой перед столбами помещали скульптуры.

Позднее, в период Среднего царства наблюдается тенденция к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Широко распространились колонны в форме 8- или 16-гранного цилиндра или с вырезанными желобами — каннелюрами. Также в древнеегиптских постройках были обнаружены колонны, ствол которых равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5—5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты — абаки.

Сохраняя геометрическую регулярнось форм, египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью, его также называют протодорическим, так как позже в Древней Греции получил распространение дорический ордер, своими формами несколько напоминавший египетский.

В храмовых сооружениях, начиная с периода Нового царства, ордер геометрически правильных форм вытеснился ордером, отображавшем в камне растительных форм, что во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы, в отличие от более ранних видов ордера.

Все типы колонн этого ордера создавались по единому принципу, являя собой стилизованное отображение в камне растений, чаще всего лотоса, пальмы или папируса, занимавших особое значение в культуре Древнего Египта. Исходя из этого принципа ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» - с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами», которые будто удерживали вместе «пучки стеблей». Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор (5, стр. 250; 6, том 1, стр. 135-136; 8, стр. 11-12; 11, стр. 65).



Древнеегипетские колонны

Храмы. Большой храм Амона в Фивах

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода — органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.), в связи с усилением могущества фиванского жречества, наступает период расцвета храмового строительства. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (начало II тыс.— I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV — середина XIII в. до н. э.).

Фасад храма обычно был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов (бараноголовых сфинксов) — мифологических животных, посвященных верховному богу Амону. Фасады храмов образованы двумя устоями — пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. За фасадным пилоном открывался перистиль — замкнутый квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами, обнесенный глухой стеной. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль — крытый колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкало сравнительно небольшое затемненное помещение - святилище, вокруг которого располагались помещения для жрецов и кладовые; чем дальше помещения храма располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Планы храмов были прямоугольными, главные части располагались по одной оси.



Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, массивность колонн должны были подчеркивать могущество богов, оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие, подговить к совершению мистического ритуала.

Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду по схеме жилого дома богатого египтянина.

Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца...»

Луксор — современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью. Сохранился главный вход во двор храма Амона в Луксоре, выполненный в виде монументального портала с пилонами. Грандиозный масштаб ордеров соответствовал идее всемерной монументализации храмовых сооружений. В храме Амона в Карнаке колонны гипостильного зала достигают высоты 20,4 м при диаметре 3,4 м.

Наряду с храмовыми сооружениями, возводимыми на поверхности земли, в верхнем течении Нила, например в Абу-Симбеле, в отвесных монолитных скалах вырубались пещерные храмы с богатым архитектурным внутренним убранством. На внешней стороне скалы фасад — это только гигантские скульптуры, а в глубину тянется анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями (5, стр. 219; 6, том 1, стр. 236-242; 7, стр. 10-11; 8, стр. 13-16; 11, стр. 21-22).

Храм Амона в Луксоре. Храм Амона в Карнаке. Реконструкция.

Аллея Сфинксов. Луксор
Гробницы и пирамиды Древнего Египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.



Мастаба (по-арабски — скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды. Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание - прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали (7).

Пирамиды фараонов — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .

Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона.

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун, стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания — она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) — пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения — не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,


в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Развитие древнеегипетского градостроительства

Города появляются в Египте уже в четвертом тысячелетии до н. э. как поселения ремесленников и торговцев. По сохранившимся развалинам двух городов — Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV (второе тысячелетие до н. э.) и Кахуна — видно, что их строили на основе единого плана.

Поскольку Египет был защищен с востока сплошной цепью укреплений, а с запада — непроходимой Ливийской пустыней, города страны обносились стенами только в периоды междоусобиц. Судя по ряду древних изображений, города имели регулярную планировку уже в конце IV тысячелетия до н. э. Археологические раскопки показали четкую организацию центральной части городов Древнего Египта с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома-усадьбы вельмож, на окраинах — дома ремесленников и хижины бедняков.

Кахун, построенный как временное жилище строителей пирамиды, имеет прямоугольную систему улиц с однотипными в плане домами. Кварталы, где жили инженеры, врачи, офицеры, охрана, были застроены домами, имевшими также однотипную, но более богатую планировку. Город был укреплен и имел канализацию.

Раскопки в египетских городах чрезвычайно затруднены, потому что над ними слой за слоем лежат остатки более поздних поселений, а на них, в свою очередь, — стены ныне живущих городов и крупных поселков. Для строительства жилых домов наиболее часто использовался кроме обожженного кирпича сырцовый, получаемый из смеси нильского ила и соломы. Этот материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. Вследствие этого развитие архитектуры приходится показывать прежде всего на примерах храмов, дворцов, крепостей и плотин, которые возводились из камня. Из древнеегипетских инженерных сооружений до настоящего времени сохранилась плотина из камня, удерживающая воду крупного водохранилища у сирийского города Хомс. Столица Эхнатона Ахетатон (Тель-эль Амарна) сохранилась в руинах потому, что фараон-отступник был проклят и все созданное при нем, разграблено и заброшено в песках.

О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами.

Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад.

Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. В состав гидротехнических комплексов входили водохранилища, плотины, шлюзы, колодцы для подъема воды и другие инженерные сооружения, снабженные примитивным механическим оборудованием. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем (5, стр. 191-193; 12, стр. 18).

Список использованной литературы к разделу "Архитектура Древнего мира"

1. Алпатов М.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Москва, «Просвещение», 1969.

2. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.

3. Асєєв Ю.С. Шедеври світової архітектури. Київ, «Радянська школа», 1982.

4. Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.

5. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. Том 1. Москва, Центрполиграф, 2003.

6. Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.

7. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.

8. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Том 1. Москва, «Стройиздат», 1984.

9. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. Москва, «Искусство»,1982.

10. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. Москва, «Искусство», 1970.

11. Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяков И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока. Москва, «Искусство», 1968.

12. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.



13. Чернихов. Як. Основы современной архитектуры. Ленинград, Издание ленинградского общества архитекторов, 1930.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет