Россия для всех: толерантность молодых



Дата13.06.2016
өлшемі469 Kb.
#133439
түріВнеклассное мероприятие
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/2014 учебный год)



Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Название работы: Внеклассное мероприятие на тему «Россия для всех: толерантность молодых»

Автор: Винокурова Наталья Александровна

Место выполнения работы: МБОУ « Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»

_____________________________________________________________________________






Тема: Россия для всех: толерантность молодых.

Цель: способствовать социальному и политическому развитию молодого человека.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

  2. Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

  3. Формировать свое отношение к таким вопросам, как развитие межнациональных отношений в России и мире, толерантности и основах человеческого общежития.

  4. Воспитывать толерантную личность, готовую жить и полноценно взаимодействовать в коллективе.

Форма: Переговорная площадка.

Технология: Технология развития критического мышления.

Методы: «Толстый и тонкий вопросы», «Тренинг», «Ролевая игра», «Синквейн».

Ход:

I. Вступление.

  1. Создание благоприятного микроклимата и положительного эмоционально-психологического настроя в аудитории. Приветствие аудитории.

  2. Постановка целей и задач классного часа. Главная задача сегодняшнего разговора – попытаться понять, что все люди разные, но тем они и прекрасны, задуматься о своём отношении к окружающим людям.

II. Основная часть.

  1. Сегодня мы будем говорить о толерантности, о понятиях «толерантная личность», «толерантное поведение». И первый вопрос, на который нам нужно ответить: что же такое толерантность?

  2. Беседа с участниками по темам:

    • Понятие толерантности.

    • Неблагоприятные факторы, противостоящие развитию толерантности.

    • Тайна Талейрана Перигора.

    • Три основных составляющих толерантности.

    • Черты толерантной личности.

    • Правила толерантного поведения

  3. Просмотр фильма. Вашему вниманию предлагается анимационный фильм Гарри Бардина «Адажио» (2000), получивший на различных конкурсах и фестивалях десять наград, в том числе Гран-при, приз «Выборгский счет» (2000), Приз Российско-Европейской киноассоциации на VIII фестивале российского кино «Окно в Европу» (2000), Гран-при Международного правозащитного фестиваля «Сталкер» (2000), Специальный приз жюри МКФ в Марита (2000), Золотой приз на МКФ в Нью-Йорке (2000), Премия Российской киноакадемии «НИКА» (2001), Гран-при МКФ в Руане (2001), Приз жюри МКФ в Тегеране (2001), Приз МКФ в Каиаре (2001).

  4. Беседа по вопросам:

  • О чем этот фильм?

  • Какие ассоциации он вызвал?

  • Какая участь ждет Черного? Почему?

  • Являются ли Белый и Черный в данной ситуации противопоставлением? Почему?

  • Кто, на ваш взгляд, является главным героем фильма?

«Адажио», по своей сути, раскрывает идею терпимости. С одной стороны это классическое повествование об Иисусе, однако, как говорит сам автор: «...это история не столько Христа, а история серой толпы, которая своей истории не знает, знать не хочет и каждый раз наступает на те же грабли»... Однако в современном ключе, его можно рассмотреть, как нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи – причину возникновения конфликтов.

Ведущий подводит к выводу: Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантными.



  1. Тренинг: «Давайте пофантазируем…» Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  • Хорошо или плохо, что мы все разные?

  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий подводит к выводу: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

  1. Опыт прошлого «Шкатулка мудрости». Давайте послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.)

  • Других не суди – на себя погляди. (Пословица)

  • Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)

  • И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Евангелие)

  • Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)

  • Огонь тушится не огнём, а водой. (Пословица)

  • Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)

  • Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость)

  1. Работа в группах. Вы видите на доске нарисованный кораблик. Это символ каждого из нас, плывущего по волнам человеческого общения. Что же, на ваш взгляд, надувает паруса нашему кораблику, облегчает ему путь? А что становится рифами на его пути и мешает свободному плаванию? Сейчас каждая группа напишет по одному самому главному условию, помогающему и мешающему нашему толерантному общению с окружающими. (Выполнение работы по группам, прикрепление листочков с надписями к доске).

III. Заключение. Рефлексия.

  1. Надеемся, что сегодня у нас разговор получился конструктивный и, безусловно, необходимый, а сейчас каждый из вас подведёт для себя итог этого разговора и создаст синквейн.

  2. И в завершении встречи хочется поблагодарить всех за этот интересный и содержательный разговор и напомнить вам девиз древности:

Если хочешь изменить государство, начни с провинций;

если хочешь изменить провинции, начни с городов;

если хочешь изменить города, начни с домов;

если хочешь изменить дома, начни с семьи;

если хочешь изменить семью, начни с себя!


Приложение.

Что такое толерантность.

В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Несмотря на то, что требование недискриминации является одним из основополагающих принципов международного права, дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального или иного происхождения сохраняется почти в каждой стране мира, в том числе и в России.

Волна терроризма, прокатившаяся с Востока на Запад, потом опять на Восток, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, путем заказных убийств, мордобоев и разборок, коррупция и чиновничий произвол несомненно препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре в Москве, война в Чечне наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть. Это сильнодействующий фактор, во многом определяющий степень интолерантности в российском обществе.

По мнению экспертов, развитию толерантности мешает также неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается пресловутая «шоковая терапия» и последовавшие за ней реформы, все возрастающее социальное расслоение, а отсюда - усугубляющееся раздражение против богатых, правительства, олигархов и т. д. На этой почве могут произойти социальные волнения, и, если не возобладает разум и терпение, ситуация обострится и перерастет в социальный взрыв, чего не хочет никто.

Одним из неблагоприятных факторов эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к евреям, цыганам, азербайджанцам, чеченцам, мусульманам вообще и др. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, сеются антисемитские настроения и проч. А это уже несовместимо не только с толерантностью, но и с нормами и принципами человеческого общежития в целом.

Среди факторов, препятствующих утверждению прав человека и развитию толерантных отношений в России, называются также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств; масштабные нарушения прав человека, особенно прав женщин, инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества. Кроме того, отмечается нетерпимость к частной собственности, предпринимательству, личному успеху.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

Итак, толерантность – это…



  • Признание – способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

  • Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям.

  • Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Черты толерантной личности:

    1. Расположенность к другим

    2. Снисходительность

    3. Терпение

    4. Чувство юмора

    5. Чуткость

    6. Доверие

    7. Альтруизм

    8. Терпимость к различиям  

    9. Умение владеть собой

    10. Доброжелательность   

    11. Умение не осуждать других 

    12. Гуманизм

    13. Умение слушать

    14. Любознательность

    15. Способность к сопереживанию


Правила толерантного поведения.

  1. Относись к окружающим с уважением.

  2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.

  3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.

  4. Не навязывай свое мнение другим.

  5. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.

  6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.

  7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

  8. Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным. 

Гарри Яковлевич Бардин и его работы.

Гарри Яковлевич Бардин – наш современник, родившийся в Оренбурге в первый год Великой Отечественной войны. Закончив школу-студию при МХАТе, первое время он работает актером, снимается в кино… А к 34 годам Бардин становится режиссером-мультипликатором «Союзмультфильма». За первые 15 лет работы, он снимает 15 мультфильмов (в т.ч. и всем известный «Летучий корабль»), которые отмечены многочисленными призами как у нас, так и за рубежом: четыре «Ники», «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и масса других престижнейших призов, собранных его фильмами по всему миру… Затем Бардин основывает свою студию – «Стайер», в которой и работает по сей день. Естественно, что и выпуски этой студии тоже удостоились многих наград.

Гарри Бардин, наиболее известный своими пластилиновыми работами, всё же завоевал настоящие признание и успех, используя в своих фильмах разнообразную технику и материалы: это и спички, и веревки, и проволока, и оригами…

В 1987 году Гарри Бардин делает фильм, принесший ему «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля – «Выкрутасы». Автор снова удивляет, экспериментируя с новым материалом, - проволокой. Примечательно, что всё существующее в мире «Выкрутасов» творится у нас на глазах. Вот из мотка проволоки выкручивается фигура человека, он оживает и начинает творить. Посадив деревья в своём саду, он строит дом, создает себе женщину. Вдруг на его мир покушаются внешние силы. Герой пытается охранять свой мир при помощи собаки, но и это не помогает. Тогда единственным выходом в уединённость становится забор. И, чтобы оградится со всех сторон, персонаж, из-за нехватки материала, уничтожает всё созданное. Но и забор не способен полностью оградить его от мира, и одичавший, одинокий человек так и не достигает счастья.

Эта идея смогла быть реализованной только в анимации, и именно проволока стала самым выразительным материалом. На наших глазах из длинного и тонкого творится нечто объемное и выразительное. А потом из живого и разнообразного герой делает глухой забор с железной проволокой. То есть сам материал, способный стать чем-то необычным, красивым и выразительным, возвращается в свое первое состояние, к тому, для чего он подходит по своему происхождению.

В 2000 году Бардин снимает анимационный фильм, который закрывает философский цикл, начатый «Спичками» и продолженный «Выкрутасами». Само название фильма музыкально: «Адажио». Это притча о серой толпе, которая не признаёт инаковых, отличающихся от них, выделяющихся из стройной однотонности. В рамки такой истории вписываются Данко, Христос и такие социальные явления, как суд Линча, культ личности. В итоге философского цикла ироничный шутник Гарри Бардин показывает себя пессимистом: он доказательно объясняет, что масса, толпа неспособна учиться на своих ошибках. И такой фильм Гарри Бардин снимает между созданием двух детских сказок о Чуче.

После сказок для взрослых Г.Бардин, задолжавший детям, снимает новогоднюю, добрую фантазию-сказку для всей семьи. «Чуча» - это няня, которую мастерит из старых вещей маленький мальчик. Он, так же как и старый хлам на чердаке, забыт родителями и обделён вниманием. Это история об одиночестве ребёнка – кукольный фильм, выполненный в классической технике объемной анимации. Но как тут работает материал: мальчик сам создает центрального персонажа истории, используя старую боксерскую грушу, подушку, ролики, которые становятся головой, телом и ногами Чучи. Эта героиня становится настолько дорога автору, что он не в силах расстаться с ней и снимает «Чучу-2» - о дружбе и взаимопомощи, и начинает создавать мультфильм «Чуча-3».

Гарри Бардин – один из немногих художников, которые постоянно, несмотря ни на что, держатся «на плаву». Мало того, Гарри Яковлевич является негласным лидером отечественной анимации и знаменитым и почитаемым мультипликатором во всем мире. Его фильмы время от времени демонстрируются на российском телевидении. Всенародно любыми «Летучий корабль», «Брэк», «Выкрутасы», «Серый волк…», «Кот в сапогах»… Но парадокс и феномен Гарри Бардина заключается в неизвестности его имени в России, при популярности созданных им картин.

Фильмы Гарри Бардина актуальны и востребованы, какие бы темы он не затрагивал. Бардин говорит о том, что его волнует, что ему интересно как человеку и художнику в данный момент. В итоге двадцатилетней работы, после экспериментов с различными материалами и создания философских притч, Гарри Яковлевич приходит к ребёнку. Детство проходит, но когда человек сохраняет в своей душе доброго ребёнка, который воспринимает мир восторженно, который сопереживает каждому существу; остро реагирует на всё злое и несправедливое, мечтает, фантазирует, играет в придуманные им самим игры, а иногда и шалит - это прекрасно.

«Адажио».

В символической форме фильм рассказывает о противостоянии героя и толпы, которого сначала принимают как изгоя и стремятся уничтожить, а после превращают в символ и увлеченно прославляют, демонстрируя приверженность его имени. Так было со времен Христа, так толпа принимала Данко...

Adagio - медленный музыкальный темп, отличающийся мелодичным звучанием и плавным тактом. Наибольшее распространение произведение получило, как музыкальный фрагмент «венецианского дилетанта» Томазо Альбиони, на основе которого в середине XX века Ремо Джадзотто написал музыку, ставшую классическим хитом в массах интерпретаций и вариаций, на которые певцы зачастую накладывали свои слова.

Томазо Джованни Альбинони (1671 – 1751 год, в этом году годовщины со дня рождения и смерти) – венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло – его не успели вывезти.

Эта неторопливая музыка сама по себе подталкивает к высоким раздумьям, потому и не удивительно, что известный советский мультипликатор Гарри Бардин взял ее в качестве музыкального сопровождения для своего короткометражного мультфильма-притчи, названного в честь этой волшебной музыки.

Сюжетно история гармонично переплетается с мелодией, и хоть ничего нового в плане философии со времени Нового Завета Бардин не показал, его бумажные птички дадут еще раз задуматься о старом, как мир желании уничтожать все чуждое. Белая птица играет роль миссии, чудесным образом обособляющийся от грязи, в которую его пытается втоптать толпа. Причем, что характерно, сначала нападают дети с неосознанной жестокостью, и лишь потом осмеливаются взрослые уже с обдуманным желанием уничтожить прекрасное, не принадлежащие им. А под конец режиссер подает занятную идею о том, что контраст белого и черного, не такой уж контраст в сравнении с серым, что относится более к социуму, нежели к палитре - явный намек на расовую нетерпимость, актуальную с самого сотворения мира.

Мотив уничтожения, воскрешения и вознесения в точности повторяет библейские придания. Мессия открывает темному миру свет, изображенный здесь голубым небом. А вот плакаты с изображением «святого» уже удел комичности. Здесь-то и проявляется тонкое различие с Библией, ведь получается, что Бардин не превозносит, а высмеивает веру, как часть философии серой массы. И в итоге пессимистичная концовка — окружение черной птички, из которого как бы само собой следует вывод — не всем мученикам быть святыми. Скорее оттого этот вариант музыки носит траурный характер.

«Адажио», по своей сути, раскрывает идею терпимости. С одной стороны это классическое повествование об Иисусе, однако, как говорит сам автор: «...это история не столько Христа, а история серой толпы, которая своей истории не знает, знать не хочет и каждый раз наступает на те же грабли». Поэтому, в широком смысле, это философская притча, история о трагедии новатора - вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как искажаются последователями поиски вечных истин. Однако в современном ключе, его можно рассмотреть, как нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи – причину возникновения конфликтов.

У этой работы с оригами есть довольно интересная история. Как-то раз довелось Бардину быть на круглом столе у Его Святейшества Ювеналия и речь зашла о воспитании молодежи. Гарри Яковлевич сказал, что долго говорить не стал бы, и просто показал «Адажио». Тогда, заинтересовавшись, все посмотрели фильм. И люди в рясах плакали. А Ювеналий попросил кассету с записью для себя и добавил: «Можно ли такую кассеточку для него? (патриарха Алексия)». Бардин - передал.

Позже, на гражданском форуме в России был Джордж Сорос, показывали «Адажио». «Он посмотрел его раза три подряд и плакал, и хотел со мной встретиться», - вспоминает автор. И встретился. И попросил разрешения дать в пять тысяч российских библиотек.


И вот однажды, к руководителю Библиотеки Иностранной Культуры приходит письмо от пресс-секретаря Иоанна Павла Второго с просьбой, что есть, мол, такой фильм «Адажио», нельзя ли выслать? Фильм высылается в Ватикан.

«Адажио» практически не показывают по телевидению. Точнее, показали, но всего несколько раз. Предлагаем вам посмотреть его. Но. Не ждите ничего эффектного: всё гениальное - просто.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет