С. В. Самовтор Этнические аспекты топонимики Краснодарского края



бет1/2
Дата09.07.2016
өлшемі400.88 Kb.
#187112
  1   2


С. В. Самовтор
Этнические аспекты топонимики Краснодарского края
Топонимика (от греч. topos – место и onima – имя, название) – раздел языкознания, изучающий географические названия (топонимы), их значение и происхождение, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Совокупность топонимов на какой-либо территории называется топонимией.

Находясь на стыке лингвистики, географии, истории, топонимика позволяет решать особые задачи, недоступные для решения методами только одной из вышеперечисленных наук. Невозможно дать правильную этимологию географического названия, только лишь переведя его с того или иного языка (задача лингвиста). Необходимо при этом учитывать привязку географического объекта к местности (задача географа), а также те исторические условия, в каких данный объект был наименован и переименован (задача историка). Кроме того, при изучении топонимии широко используются фактические данные и методологический аппарат целого ряда других наук – этнографии, демографии, статистики, археологии, даже биологии (например, выявляется ареал распространения растения, название которого легло в основу топонима). Таким образом, топонимическое исследование есть всегда исследование комплексное с привлечением сведений из самых разных областей знания.

Ни одно мало-мальски серьезное историческое исследование, от краеведческого очерка до научных монографий, не может обойтись без использования топонимических сведений.

Кубань (как и вообще Северо-Западный Кавказ) издревле была местом расселения многих и многих народов. Проходили века, тысячелетия, эпохи, одни народы сменяли другие. Какие-то из этих этносов исчезли, растворились в соседних этносах, ассимилировались, или же переселились на другие земли. Потомки иных и поныне проживают здесь, на территории современных Краснодарского и Ставропольского краев, республик Адыгеи и Карачаево-Черкессии. "Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана…" писал Иван Бунин. Слово, увековеченное в топониме, доносит до нас историю далеких эпох и тех народов, которые дали жизнь слову.

Рамки настоящей лекции, к сожалению, не позволяют охватить весь топонимический спектр нашего региона за без малого три тысячелетия, где первые кубанские топонимы встречаются уже в античных письменных источниках. Предлагаю посмотреть на топонимию Краснодарского края глазами современного русскоязычного его жителя. Т.е. речь пойдет о славянской и, прежде всего, казачьей топонимии Кубани и об иноязычном влиянии на нее.
Топонимия казаков-некрасовцев.

После подавления восстания Кондратия Булавина часть казаков-старообрядцев, участвовавших в восстании, переселилась с Дона на Кубань, где уже с конца XVII века имелись старообрядческие поселения. По имени их предводителя булавинского полковника Игната Некрасова эти казаки стали называться некрасовскими казаками и составили особую субэтническую единицу. Известны названия основанных ими городков: Блудиловский, Голубинский, Чирянский (Чирский) – и слобод: Ирла, Зольник и др. В 70-е годы XVIII века, теснимые русским правительством, некрасовские казаки переселяются в Турцию. Их поселения просуществовали около 90 лет, не оказав заметного влияния на формирование топонимии Кубани. При заселении Кубани черноморскими казаками в конце XVIII века одно из казачьих селений, основанное в низовьях Кубани на месте бывшего некрасовского городка, и было названо Некрасовским. В 1843 году на реке Лабе была основана станица, названная Некрасовской. По легенде здесь также находился городок некрасовских казаков. После Октябрьской революции часть некрасовцев вернулась из Турции на Кубань, где ими в Приморско-Ахтарском районе было основано два хутора – Новонекрасовский и Новопокровский.


Топонимия черноморских казаков. Украинский след в кубанской топонимии.

Итак, перейдем к рассмотрению топонимии Черноморского казачьего войска.

В 1775 году по приказу Екатерины II генерал-поручик П.А.Текели разрушает Запорожскую Сечь. Запорожское войско было расформировано. Попытки образовать из бывших запорожцев пикинерские полки лишь только подстегнули исход казаков за Дунай, в турецкие владения. Но начавшаяся в 1787 году очередная русско-турецкая война вынудила русское правительство вновь обратиться к боевому опыту запорожских казаков. В 1787-1788 годах из бывших запорожцев формировались волонтерские команды, которые постепенно оформились в новое казачье войско. “Сначало войско, в отличие от неверных запорожских казаков, принявших покровительство Турции, было названо просто “Войском верных казаков”, а позже оно переименовано было в “Черноморское войско” по месту своих военных действий и жительства”1. Первоначально черноморские казаки были поселены за Бугом. Затем по жалованной грамоте Екатерины II от 30 июня 1792 года они получают “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море служили границею войсковой земли”2.

Область расселения черноморских казаков на Кубани стала называться Черноморией. Наиболее значительное влияние на формирование славянской ойконимии (т.е. названия населенных пунктов) Черномории оказали названия запорожских куреней, в основном сложившиеся задолго до переселения черноморских казаков на Кубань. Большинство куренных названий возникло в XVII-XVIII веках. В Запорожском войске, согласно Реестру 1756 года, было 38 куреней3. Вот их названия в современной русской транскрипции: Батуринский (Батуринськый), Брюховецкий (Брюховецькый), Васюринский (Васюринськый), Медведовский (Ведмедивськый), Величковский (Величкивськый), Вышестеблиевский (Вышестеблиевськый), Деревянковский (Деревянкивськый), Джерелиевский (Джереливськый), Динской (Донськый), Дядьковский (Дядькивськый), Ивановский (Иванивськый), Ирклиевский (Ирклиевськый), Калниболотский (Калниботськый), Каневской (Канивськый), Кисляковский (Кислякивськый), Конеловский (Конеливськый), Кореновский (Коренивськый), Крыловской (Крыливськый), Корсунский (Корсунськый), Кущевский (Кущивськый), Леушковский (Левушкивськый), Минской (Минськый), Мышастовский (Мышастовськый), Незамаевский (Незамаивськый), Нижнестеблиевский (Ныжчестеблиевськый), Пашковский (Пашкивськый), Переяславский (Переяславськый), Пластуновский (Пластунивськый), Полтавский (Полтавськый), Поповичский (Поповичивськый), Роговской (Рогивськый), Сергиевский (Сергийивськый), Тимошевский (Тымошивськый), Титаровский (Тытаривськый), Шкуринский (Шкуриньськый), Щербиновский (Щербынивськый), Уманский (Уманськый).

Эти куренные названия по своему происхождению можно условно разделить на две группы:

1. Название куреня – производное от названий некоторых населенных пунктов. Принято считать, что каждый курень основывался выходцами из той или ной местности, откуда и получал свое название. Об этом пишет Д.И.Эварницкий: “Оставаясь на Низу, они (казаки - С.С.) мало-по-малу складывались в отдельные и небольшие группы, общины или курени, представлявшие на первых порах своего рода землячества: курень Батуринский, т.е. община земляков, вышедших из Батурина; курень Каневский, т.е. община земляков, вышедших из Канева; то же нужно сказать о куренях Крыловском, Переяславском, Полтавском, Уманском, Корсунском, Калниболотском, Стеблиивском, Донском и других”4.

2. Некоторые курени получили название по имени личности – чаще всего основателя куреня или атамана. Здесь представлена целая галерея выдающихся деятелей Сечи: Брюховецкий курень назван по имени Ивана Мартыновича Брюховецкого, избранного в 1663 году на “Черной раде” в Нежине гетманом5; Поповичевский курень назван в честь гетмана Ивана Самойловича, которого называли гетманом-поповичем, так “Иван Самойлович был сыном священника западной стороны Днепра из села Красного”6; Роговской курень - между ноябрем 1664 и февралем 1665 года “козаки... выбрали в кошевые Ивана Ждана или Рога”7; Шкуринский курень назван в честь кошевого атамана Леско Шкуры . В конце 1664 - начале 1665 года был смещен “за то, что он знался с московскими воеводами Хитрово и Косаговым и не позволял козакам громить калмыков”8. Его преемником становится атаман Рог.

Особо можно выделить Пластуновский курень. Пластунами назывались казачьи пехотинцы-разведчики. “По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью и вести наблюдение. Отсюда и название “пластуны”. Один из 38 куреней Запорожья имел, по-видимому, наибольшее число таких “охотников”, почему и получил название Пластуновского”9. Так пишет краснодарский историк В.Н.Ратушняк. По мнению Л.И.Лаврова, известного советского этнографа и историка, название куреня могло происходить от фамилии: “В 1649 году в четырех разных полках армии Богдана Хмельницкого служили казаки по фамилии Пластун. Казаки Пластун и Пластуновский известны в Запорожье в 1773 г.”10. На наш взгляд точка зрения Л.И.Лаврова выглядит более убедительно - название Пластуновского куреня также можно отнести к “именным названиям”.

По приходу на Кубань черноморские казаки (бывшие запорожские) сохранили свои прежние сечевые названия куреней, прибавив к ним два новых. “Тридцать восемь куреней были тех же самых названий, какие существовали в Запорожском войске, - писал П.П.Короленко, - а два добавлены вновь, первый Екатериновский - в честь Императрицы Екатерины, а последний Березанский - в воспоминание взятия черноморцами турецкой крепости Березани”11.

В марте 1794 года по жребию курени получают места для поселений. Первоначально эти поселения так и назывались куренями, или куренными селениями, а с 1842 года согласно новому “Положению о Черноморском казачьем войске” они стали называться станицами, так же как и в других казачьих войсках России. Куренные селения получали названия от названий соответствующих куреней, казаками которых заселялись.

Однако, первыми топонимами черноморских казаков на Кубани были не курени (куренные селения) и вероятно даже не войсковой град Екатеринодар, а стихийно создаваемые слободки. В дореволюционной историографии Кубани на процесс возникновения казачьих слобод существует три основных точки зрения.

Е.Д.Фелицын считал, что “на вновь пожалованной земле семейные черноморцы остановились таборами и образовали сперва восемь временных селений: Захаровку, Тимофеевку, Андреевку, Константиновку, Антоновку, Стояновку, Онуфриевку и Алексеевку”12.

Ф.А.Щербина указывает, что первоначально “войсковые правители приурочили местожительство населения... к 24 кордонам” и перечисляет эти кордоны: Александровский, Елинский, Ольгинский, Славянский, Протоцкий, Копыльский, Петровский, Андреевский, Фанагорийский, при Сладком лимане, у колодцев р.Сасык, в устье Куго-Еи, Константиновский, Александрин, Павловский, Марьянский, Григорьевский, Платоногорский, у Бурлацкого брода, Воронежский, Великомарьевский, Екатеринодарский, Елизаветинский, Новоекатерининский13. Но поскольку казачье население, считает Ф.А.Щербина, искони привыкло к хуторским заимкам, то оно уходило в глубь степей, подальше от Кубани, и образовывало там хутора и мелкие селения. “Возникли разного рода Андреевки, Константиновки, Стояновки, Алексеевки, Захарьевки, Онуфриевки, Тимофеевки, Антоновки и другия, названия которых утратились потом бесследно”14. Следует, однако, заметить, что далеко не все из названных слободок находились в “глубине степей подальше от Кубани и черкесов”. Захарьевка была основана на берегу Большого Карасуна, на месте будущего Пашковского куреня.

По мнению П.П.Короленко заселение пограничья проводилось войсковым правительством принудительным путем. “Прибывающие к Кубани переселенцы смешанных куреней становились таборами при кордонных постах, для лучшего обеспечения на случай набегов закубанских горцев... Вскоре таких таборов набралось десять. Кошевое управление назвало их селениями с наименованием: Онуфриевка, Константиновка, Стояновка, Киргизовка, Большая Киргизовка, Захарьевка, Тимофеевка, Чернолесска и Антоновка; для лучшего в них порядка, кошевой приказал жителям избрать в каждом селении атамана и писаря”15.

Архивные изыскания современных исследователей позволили выделить еще несколько подобных поселений. Б.Е.Фролов называет слободки: Журавлевка, Ангелинка, Видная, Малая Андреевка, Верхняя, Терновка, Шелестовка, Чернобровка, слобода “Бурлацкого броду”, слобода Васюринская и Некрасовское селение16. Б.Е.Фролов отмечает также наличие целой группы частных слободок, появившихся в это время в Черномории, например, слободы атамана Захария Чепеги17. В.А.Соловьев к первым черноморским слободкам относит основанную в 1793 году Ейскую слободку18, а В.И.Шкуро упоминает о временном Чернобродском селении при реке Ее, где проживали семейные казаки разных куреней19.

Когда в марте 1794 года состоялось распределение мест под 40 куренных селений, то некоторым из них достались для расселения места бывших казачьих слободок20. Так, куреню Роговскому определили место в слободе Видной, Некрасовское селение Фанагорийской округи “назначили куреню Титаровскому”, Полтавское куренное селение в 1795 году было переселено в Андреевку, Пашковское - в Захаровку. Слобода Онофриевка, по документам 1794 года, стала называться Васюринской21. По Б.Е.Фролову Васюринскому куреню в 1795 году “достались” также слободы Верхняя и Шелестевка22.

Б.Е.Фролов считает, что “создание куренных селений не привело к ликвидации всех первых казачьих слобод, часть из них продолжала существовать еще несколько лет”23. В 1799 году войсковой атаман Черноморского казачьего войска Т.Т.Котляревский санкционировал создание близ Темрюкского гирла такого рода поселение. Место для поселения он счел весьма удобным и поэтому рекомендовал привлечь к заселению нового населенного пункта казаков Фанагорийского округа “кроме куренных селений во оном состоящих”. Название Т.Т.Котляревский предложил - селение Павловское, в честь царствующего в то время императора24.

Согласно архивным сведениям, найденым В.А.Соловьевым, селение Захарьевка (Захаровка) получило свое наименование в честь кошевого атамана Захария Алексеевича Чепеги25. По аналогии можно сделать предположение, что селения Антоновка, Тимофеевка и Константиновка были названы соответственно по имени Антона Головатого, Тимофея Котляревского и Константина Кордовского. В основе большинства остальных названий слободок также лежит чье-нибудь имя. Здесь возможны два пути происхождения топонима: 1) название слободки имеет мемориальный характер, т.е. здесь увековечиваются имена ряда черноморских старшин и казаков в знак уважения; 2) название слободки имеет посессивный (владельческий) характер, т.е. здесь увековечиваются имена старшин и казаков именно как землевладельцев. Возможно, что во втором случае речь идет о частных слободках, упоминаемых Б.Е.Фроловым.


Влияние тюркской основы на формирование топонимии Черноморского казачьего войска.

В топонимии черноморского казачества происходила широкая адаптация иноязычных (прежде всего тюркских) географических названий. В подавляющем большинстве названий рек и лиманов Черномории казаки оставили тюркские корневые основы, лишь придав им славянские огласовки. Ряд казачьих станиц и хуторов получили свое название от тюркских гидронимов (названия водных объектов). Например, станица Ахтанизовская была основана в 1812 году на западном берегу одноименного лимана, откуда и получила название. Название Ахтанизовского лимана происходит от тюркского слова Акденгис, что означает “Белое море (озеро)”. К.К.Гёрц утверждает, что это название лиман получил т.к. “в спокойном состоянии белеет и блестит как полотно”26. Однако в тюркских языках существует глагол ак со значением “течь”, “истекать”27. В этом этом случае Акденгис правильно было бы этимологизировать как “Проточное озеро”. Учитывая, что Ахтанизовский лиман являет собой как бы расширенный рукав Кубани, несущий свои воды через Пересыпское гирло в Азовское море, то последняя версия выглядит достаточно убедительно. К.К.Гёрц упоминает различные варианты названия лимана: Афтанис, Акитенгиз, Ахденизовский, Ахтанизовский и Нижний Темрюкский лиман28. От лимана получили свои названия станица Ахтанизовская и Ахтанизовская сопка (или Ахтанизовская Блевака).

Тюркскую субстратную основу имеют и названия черноморских населенных пунктов Тамани и Темрюка. Датой основания Тамани принято считать 25 августа 1792 года, когда здесь высадились черноморские казаки под командой войскового полковника Саввы Белого. Дата присвоения статуса города Тамани неизвестна, можно только предположить, что это произошло вскоре после разделения Черномории на пять округов. В.В.Бондарь высказал мысль, что возможно изначально город выполнял функцию центра Фанагорийского округа29. После издания “Положения о Черноморском казачьем войске” в 1842 году Тамань управлялась Ахтанизовским станичным правлением, а в 1849 году была лишена статуса города30. В топонимике существует несколько основных версий происхождения топонима Тамань. К.Ф.Ган предлагает трактовку этого географического названия как турецкое изменение черкесского слова темен - “болото”31. Производное от тюркского географического термина таман - буквально: “подошва”, “ступня” можно также считать вполне продуктивным. В топонимии этим термином обычно обозначают дно реки или озера32. Топография Таманского полуострова с пересохшими руслами древних рукавов Кубани33 достаточно убедительно говорит в пользу этой гипотезы. По другим версиям в основе топонима Тамань лежит тюркское слово таман, означающее титул или звание34 или же топоним производится от названия средневекового города Тмутаракань35. К.Т.Живило говорит, что “прежде Тамань называлась Таматарха, а русские переделали в Тмутаракань”. Он приводит любопытную легенду, основанную на игре слов: Тмутаракань - “Тьма тараканов” (т.е. “10000 тараканов”). Князь Игорь, по легенде, сравнил князя Изяслава Владимирского со сверчком, который шумит за печкой и боится идти на бой. Изяслав обиделся, быстро перешел Днепр и наголову разбил многочисленное войско Игоря. Появилась пословица “Сверчок Тмуторакан победил”36. На самом деле связь топонима Тмутаракань с “10 тысячами тараканов” - ярчайший пример так называемой “народной этимологии”, когда название объясняется лишь на основании внешнего фонетического созвучия. Языковеды доказали, что Тмутаракань, Таматарха и современная Тамань производятся от одной основы - Тамантархан. Последнее означает, возможно, “город тархана Тамана”37. Ф.Арканников этот город называет Тематарха и переводит как “место соленой рыбы”38. От топоосновы Тамань производятся следующие географические названия: станица (город) Тамань, Таманский полуостров (в XVIII – XIX вв. считался островом), Таманский залив, Таманский лиман, Таманский (Фанагорийский) округ. С 1910 года Темрюкский отдел Кубанской области стал называться Таманским отделом.

Город Темрюк был основан в 1860 году на месте упраздненной Темрюкской станицы (1842-1860). Топоним Темрюк происходит от имени кабардинского князя Темрюка Идаровича, который в 1570 году возвел на этом месте крепость для защиты от захватнических действий Крымского ханства. Его имя осталось за поселением39. От этого топонима происходят названия многих географических объектов: Нижний Темрюкский лиман и Верхний Темрюкский лиман (Ахтанизовский и Курчанский), Темрюкское гирло, Темрюкский залив, Темрюкская гора (варианты: Темрюкская сопка, Темрюкская блевака), Темрюкский уезд, Темрюкский отдел.

Название Бугазского гирла происходит от тюркского богаз или бугаз, что означает “горло”. В топонимии обычно принимает значение “проход”, “пролив”40. Кроме названия пролива в этой местности известно еще несколько географических названий с топоосновой бугаз. В исследуемый период современный Бугазский лиман вместе с современным Кизилташским лиманом носили общее название Южный Кубанский лиман41. Современное озеро Соленое называлось в то время Бугазским. Существуют также Бугазское гирло и Бугазская (Джеметейская) коса.

Стоит особо сказать и о топонимах, непосредственно связанных с историей возникновения Екатеринодара. Так, например, название Карасунского кута, в котором и возник Екатеринодар, происходит от гидронима Карасу, или Карасун. Так называлась старица реки Кубань. В конце XIX - начале XX века русло старицы было большей частью осушено и от нее осталась лишь гирлянда одноименных озер. Карасу в переводе с тюркского означает буквально “черная вода”, “плохая вода”42. Однако В.А.Никонов предостерегает от буквального толкования названия. “В тюркской гидронимии термин карасу означает не цвет воды, а источник питания реки: река, образуемая грунтовыми водами; противоположно аксу (тюрк. ак “белый”) - река, образуемая таянием снегов; пара черный - белый соотнесена с цветом не воды, а земли и снега43. Различают Малый Карасун и Большой Карасун. Местный географический термин кут, участвующий в образовании топонима, на Кубани обычно обозначает “угол”, “часть”, “окраина” чего-нибудь (например, станицы, лимана и т.д.)44. В данном случае кут означает угол, мыс, образовавшийся при слиянии Кубани и Карасу.

Уместно здесь сказать несколько слов о гидрониме Кубань. Географы Г.А.Галкин и В.И.Коровин называют около 300 названий реки, считая вместе с вариантами и искажениями45. Наиболее же вероятным, на наш взгляд, представляется точка зрения, высказаннная Л.Г.Гулиевой. Согласно ей гидроним Кубань является “переплавленным” славянским населением карачаево-балкарским словом “къобан” - “взбешенная”, “взбушевавшаяся”, “мчащаяся”46.
Топонимия Старой линии.

Почти одновременно с Черноморией стала заселяться и восточная часть правобережья Кубани, так называемая Кубанская, или Старая линия. В отличие от Черномории, где были поселены украиноязычные казаки-черноморцы, славянское население Старой линии в основном было русскоязычным. В 1794 году донскими казаками здесь были основаны первые шесть станиц: Темнолесская, Воровсколесская, Прочноокопская, Григориполисская, Кавказская и Усть-Лабинская. Станицы располагались вдоль одной укрепленной линии, откуда и вся территория стала называться линией, а казаки линейными казаками или линейцами. Первые шесть станиц составили Кубанский полк. Полковой принцип сохранялся и в дальнейшем административном устройстве Старой линии. Каждая поселяемая или присоединяемая группа станиц образовывала казачий полк, имевший свою полковую территорию47.

На формирование славянской топонимии Старой линии значительное влияние оказали названия крепостей и укреплений, построенных в период с 1788 по 1791 год.

К началу 1792 года здесь числилась крепость Прочноокопская, укрепление Преградный Стан и 17 редутов: Барсукловский, Кубанский, Надзорный, Недреманный, Убежный, Державный, Григориполисский, Западный, Царицынский, Казанский, Тифлисский, Ладожский, Усть-Лабинский и Воронежский. “Названия некоторых редутов были даны по именам тех полков, которые здесь были расположены”48.

В 1802 году на Линии, при одноименных редутах, были основаны станицы Ладовская (Ладожская), Тифлисская, Казанская и Темижбекская, в 1804 году Воронежская, населенные екатеринославскими казаками. Эти станицы составили Кавказский полк49.

Третьим полком Старой линии стал Хоперский полк. Хоперские казаки еще в 1696 году ходили на Азов с Петром I. После участия в Булавинском восстании хоперцы жили несколькими слободами по реке Хопер. В 1775 году из них формируется Хоперский полк, который с 1778 по 1781 год переселяется на Кавказ. “Хоперцы первоначально по приходе на Кавказ, были поселены в Ставропольской губернии и основали здесь при при крепостях 4 станицы: Северную, Ставропольскую, Московскую и Донскую”50. В 1825 году Хоперский полк был переселен на Старую линию. Хоперскими казаками были основаны четыре станицы на реке Кубани - Баталпашинская, Беломечетская, Невинномысская и Барсуковская - и две на реке Куме - Бекешевская и Карантинная (с 1835 г. - Суворовская)51.

Уже в конце XVIII - начале XIX века на Старой линии кроме казачьих станиц было значительное крестьянское население, состоящее в основном из великороссов. Первыми крестьянскими селами были Новомарьинское, основанное в 1794 году, и Старомарьинское, основанное год спустя. В 1797 году были основаны селения Рождественское, Каменнобродское и Новотроицкое. В 1798 году - Расшеватское, Дмитриевское, Ильинское, Архангельское и слобода Малороссийская, или Бирючья. Высокий процент крестьянского населения был одним из отличительных признаков Старой линии. В дальнейшем многие села были преобразованы в станицы, а крестьяне записаны в казачье сословие.

В 1820-е-1830-е годы на Старой линии происходит ряд преобразований. Чтобы избежать чересполосицы некоторые станицы были перераспределены между полками. Станица Усть-Лабинская была перечислена в Кавказский полк, Темижбекская и вновь образованные Убежинская и Николаевская - в Кубанский, а Воровсколесская в Хоперский52.

В 1832 году из девяти линейных полков было образовано Кавказское линейное казачье войско. По указу от 2 декабря 1832 года ряд крестьянских селений был преобразован в станицы. К Кубанскому полку причислены селения Дмитриевское, Расшеватское, Успенское, Новоалексеевское, Новотроицкое53. К Старой линии были также причислены образовавшиеся из крестьянских селений станицы Новодонецкая, Новомалороссийская, Архангельская, Ильинская, Дмитриевская, Сенгилеевская, Каменнобродская, Рождественская, Новомарьевская и Старомарьевская54.

В 1848 году, с передачей Кавказскому линейному войску Тихорецкой волости, селения Новопокровское, Терновобалковское, Тихорецкое и Новорождественское также стали станицами Старой линии55.



Иноязычное влияние на формирование топонимии Старой линии.

Мемориальные топонимы.

Термин “мемориальная” топонимия в данном случае рассматривается как условный, ибо вообще все топонимы в той или иной степени являются “мемориальными”, как особая разновидность памятников истории, языка и культуры. Здесь же под словом “мемориальные” следует понимать те топонимы, в которых была зафиксирована информация о какой-нибудь исторической личности или памятном событии.

В мемориальной ойконимии (названия населенных пунктов) Старой линии были увековечены не только имена русских исторических деятелей, как Г.А.Потемкин (станица Григориполисская) или А.В.Суворов (станица Суворовская), но и имена достойных противников. Е.Передельский, говоря о станице Темижбекской, отмечает что станица “получила название от аула черкесского князя Темиж-Бека, жившаго на противоположном берегу Кубани, против самой станицы”56. Близким по происхождению к названию станицы Темижбекской является название Бекешевской станицы, основанной в 1825 году на берегу реки Кумы. Место поселения станицы, как пишет В.В.Васильков, “было намечено ниже аула Бекечева, который находился на реке Куме, выше того места, где эта река выходит из каменнаго русла и разбивается на рукава. На западе от этого места возвышался высокий курган Бекеч. На правой стороне реки Кумы возвышалась тоже довольно высокая гора, которая, в отличие от перваго кургана, называлась Закумский Бекеч. Верстах в 12-15 на север от места, отрезаннаго от станицы, устроен был Бекечевский пост, получивший свое название от имени черкесскаго аула; отсюда-же произошло и название новой хоперской станицы Бекешевской; прежде, говорят старики, она называлась Бекечевской”57.

Отдельно в этом ряду можно выделить название Баталпашинской станицы, основанной в 1825 году. Названа станица в память победы, одержанной в этой местности в 1790 году генералом И.И.Германом над турецким полководцем Батал-пашой58. Интересным в данном случае становится тот факт, что мемориальный топоним здесь сохранил историческую память не о победителе И.И.Германе, а о побежденном им Батал-паше.


Названия станиц Старой линии, производные от гидронимов.

На Старой линии, как и вообще на всей исторической территории кубанского казачества, населенный пункт, как правило, основывался на берегу реки или речки. В большей степени это вызвано хозяйственными запросами поселенцев, так вода являлась основой для ведения сельского хозяйства. Другим фактором основания казачьего поселения на реке (особенно крупной, например, Кубани) стали военно-пограничные особенности местности. Здесь река - водная преграда, граница. Таким образом, ряд станиц получил свое название от местных гидронимов.

Так, например, Барсуковская станица, была основана в 1825 году на реке Барсуклы, откуда и получила название. С.Н.Малахов считает, что “потапоним Барсуклы восходит к др.-тюрк. слову бор - “пахнуть, вонять” через форму борсук - “вонючий, вонючка”. Именно так древние тюрки называли зверька из семейства куньих, поскольку он имел анальные железы, издающие сильный запах. Но барсук - животное преимущественно лесное, поэтому совпадение ономастическое не более чем случайность. В название Барсуклы аффикс -сук/-сык показывает постоянный признак по глагольному действию + аффикс обладания -лы, т.е. “имеющая сильный запах, вонючая””59.

В названии же станицы Расшеватской, также производного от гидронима - реки Расшеватки, прослеживается, по мнению В.А.Колесникова, “калмыцкий след”60. Изначально речка носила название близкое к “Аршан”, что в калмыцком языке этимологизируется как “источник”, “вода”, “родник”61. В.А.Колесников приводит в своей работе и некоторые примеры “народной этимологии” ойконима Расшеватская. Так, согласно легенде “...одна партия беглых мужиков из Воронежской и Пензенской губерний остановилась у тихой речки. Впереди неоглядная степь, украшенная цветами, похожая на расшитый ватой огромнейший ковер, а рядом лес. Понравилось людям это место и назвали они его “расшитым ваткой”. С тех пор и стан, и речка стали называть Расшеваткой”62. Разумеется, это всего лишь народная трактовка, не имеющая под собой никакого реального основания.



Топонимия Новой (Лабинской) линии.

В 1841 году кордонная линия была перенесена с Кубани на Лабу. Равнина между этими реками была названа Лабинской, или Новой линией, в отличие от Старой (Кубанской) линии.

По территории Новой линии протекает множество рек и речек, наиболее значительные из них реки Лаба и Уруп со своими притоками. Гидронимия этой территории в значительной степени явилась субстратом при образовании казачьей ойконимии Новой (Лабинской) линии. Часть гидронимов (в основном в междуречье Лабы и Урупа) имеет тюркские корни, как, например, река Чамлык. Чамлык - по-ногайски “сердитая”, “резкая”63. От этого гидронима ведет свое название Чамлыкская станица, основанная в 1841 году.

Другие гидронимы адыгского происхождения. В этом ряду, пожалуй, можно назвать реку Уруп, левый приток реки Кубань. В.Б.Виноградов64, а также исследователи топонимии Приурупья В.В. и Е.В.Тёры65, ссылаясь на авторитет Дж.Н.Кокова, склонны видеть здесь адыгские корни. В 1841 году на реке Уруп была устроена станица Урупская.

До конца не ясным представляется на сегодняшний день и название реки Лабы, главной реки Лабинской линии, от которой она и получила свое название. От этого же гидронима получили свои названия станицы Лабинская и Новолабинская, а также станица Усть-Лабинская на Старой линии (см. 2.1.). Возможно, название реки происходит от сванского “лабна”, т.е. “источник”66.

Станицы Зеленчукская и Кардоникская наименованы соответсвенно по рекам Зеленчук и Кардоник.

На процесс образования казачьей топонимии Закубанья (как Восточного, т.е. Новой линии, так и Западного) самое непосредственное влияние оказал иноязычный топонимический субстрат. Если вести речь о собственно Новой линии, здесь таким иноязычным субстратом является тюркская топонимия, в меньшей степени - адыгская. Это и гидронимия (о чем уже говорилось выше), и оронимия, и названия каких-то иных географических объектов. К субстратным названиям относятся и названия местных племен и народов - этнонимы. На данной территории примером топонима с этнонимической основой может служить название Темиргоевской станицы, основанной на месте одноименного укрепления. “Укрепление же названо по адыгскому племени темиргоевцев, родоначальником которого был Болоток”67.
Говоря о мемориальной топонимии Новой линии, прежде всего, следует сказать о названии Зассовской (Засовской) станицы, основанной в 1855 году на реке Лабе, на месте бывшего Зассовского укрепления (1838-1853 гг.). Топоним увековечивает имя генерала-от-кавалерии барона Г.Х. фон Засса, основателя и самой Новой (Лабинской) линии, и целого ряда населенных пунктов на ней. По происхождению барон Г.Х. фон Засс – остзейский немец, здесь очевиден немецкий след в кубанской топонимии.
Топонимия Кубанского казачьего войска.

19 ноября 1860 года Черноморское казачье войско было переименовано в Кубанское казачье войско. В его состав вошли также первые шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска “с землею, которой они доселе пользовались”68.

После взятия аула Гуниб и пленения Шамиля основные военные действия переносятся на Северо-Западный Кавказ. Начинается активная казачья колонизация Закубанского края. Было выдвинуто несколько проектов заселения этих земель казаками.

В проекте по освоению земель Северо-Западного Кавказа, предложенного еще в 1857 году Начальником Генерального Штаба Д.А.Милютиным, предусматривалось заселить закубанские территории донскими казаками, предварительно выселив горцев на равнину.

В 1861 году свой проект освоения Закубанья вносит граф Н.И.Евдокимов, командующий войсками Кавказской линии. Согласно этому проекту в Закубанье должны были переселиться почти в полном составе казаки пяти станиц 1-го Хоперского полка и двух черноморских станиц - Старощербиновской и Канеловской. Но волнения хоперцев и протест ряда офицеров бывшего Черноморского войска заставили внести серьезные изменения в план графа Н.И.Евдокимова. Вводился принцип добровольности и материальной помощи переселенцам69. Недостающее количество людей определялось к переселению по жребию. Заселение новых земель осуществлялось казаками разных казачьих войск, в первую очередь бывшими черноморцами и линейцами, а также отставными солдатами и крестьянами, зачисленными в казачье сословие. Ежегодно на передовых линиях возводилось по десять и более станиц, а всего за 1861-1865 годы было основано более 80 крупных казачьих поселений70. Управление закубанскими станицами учреждалось по типу бывшего Кавказского линейного казачьего войска71. Из станиц создавались полки и бригады с полковым управлением и территорией. Лабинская линия в 1861 году была разделена на Верхнелабинскую, от станицы Псеменской до станицы Владимирской, и Нижнелабинскую, от станицы Владимирской до устья Лабы72. В это же время образовываются Абадзехская, Белореченская, Даховская и Адагумская линии73.

Из казачьих поселений в Закубанье в это время формируются 7 полков и Шапсугский береговой батальон74. Распределение станиц между полками и нумерация полков менялись, но сам принцип полкового устройства Закубанья (как и Старой и Новой линий) сохранился до 1871 года.


Иноязычная гидронимическая основа в казачьей топонимии Закубанья.

Как и на Новой линии, при имянаречении закубанских станиц широко используется иноязычная субстратная гидронимия. Поэтому многие станицы имеют названия с гидронимическими основами. Подавляющее большинство таких названий имеет адыгские корни, но построено при помощи словообразовательных элементов русского языка.

Некоторые станицы возникают на месте бывших укреплений. Абинская станица была основана в 1863 году на месте одноименного укрепления, построенного в 1834 году75. Названия и станицы, и укрепления происходят от названия реки Абин. Гидроним Абин Дж.Н.Коков связывает с абхазским словом абна - “лес”76. По названию реки наименован и Абинский полк.

На месте упраздненной станицы Николаевской (1836-1854 гг.) в 1862 году возникает Анапская станица. Название станицы Анапской как и название города Анапа не имеет единой этимологической трактовки. К.Х.Меретуков приводит шесть различных этимологий этого топонима77. Наиболее убедительными на наш взгляд представляются этимологии Дж.Н.Кокова и К.Х.Меретукова. Согласно Дж.Н.Кокову топоним Анапа происходит от адыгских слов Iанэ (ана) - “стол” и пэ (па) - “край”, Iанапэ (Анапа) - “край стола”78. К.Х.Меретуков считает, что слово Анапа состоит из двух основ: ана + па, где Ана (Анапка) название речки, в устье которой расположен город Анапа. Второй составляющий -па // пэ означает устье. Анапа - город в устье реки Ана79. Название станицы Анапская - вторичный топоним образованный от названия города Анапа. Л.Я.Апостолов указывает, что на бытовом уровне по крайней мере до конца XIX века сохранялось за станицей Анапской название упраздненной в 1854 году станицы Николаевской80. Можно предположить, что Николаевская станица была названа так в честь царствовавшего тогда императора Николая I.

От названия реки Гиага (левый приток Лабы) берет свое имя станица Гиагинская, основанная в 1862 году. Значение гидронима Гиага (по-адыгейски Джадже (Гяге)) не установлено81. В литературе зарегестрировано неофициальное, народное название станицы - Ягинская82.

В том же 1862 году, но в западной части Закубанья была обустроена станица Гостагаевская. Название происходит от названия речки Гостагай (Гостагайка), впадающей в Витязеский лиман. Гидроним Остыгъай по-адыгейски означает бувально “пихта”83, т.е название реки, в свою очередь, производится от местной флоры. Также от названия растения происходит гидроним Дах. И.В.Жерноклев и Е.И.Жерноклева, ссылаясь на П.У.Аутлева, говорят о значении гидронима Дах (Дахъо) как “Фундуковая река”84. Однако, признанный специалист в адыгской топонимике К.Х.Меретуков считает, что название реки образовано от родового имени Дахъо (Дахо)85. В том же 1862 году при впадении реки Дах (правый приток) в реку Белую была основана станица Даховская.

Этимология некоторых гидронимов носит чисто описательный (по внешним признакам) характер. Так, например, название река Марта, на которой в 1864 году была основана Мартанская станица, восходит, по мнению К.Х.Меретукова, к древнему абхазо-адыгскому слову амард (д чередуется с т), означавшему “Крутой склон”. Известно, что река Марта протекает вдоль склона правобережной возвышенности. “Склоновая” река86. Губская станица была основана в 1861 году на реке Губс, левом притоке реки Ходзь, который в свою очередь является левым притоком реки Лабы. Этимология гидронима возможно вытекает из адыгейского “гъопсы”, “гъо” - желтый, “псы” - вода87. По мнению К.Х.Меретукова “гъо” в аналогичном случае может означать “пещера” - “пещерная река”88.

Другие гидронимы невозможно этимологизировать без знания местных адыгских легенд и преданий. Это относится к реке Пшехе, от названия которой происходит название станицы Пшехской. Гидроним Пшеха (Пщыхьэ) происходит по одной версии от адыгейских слов Пщы - “князь” и хыын - “нести”. Легенда гласит, что в далеком прошлом адыге восстали против своих князей, разбили их и бросили в реку. По другой этимологии название реки происходит от словообразования пчы + хьэ, буквально “копье + нести”: в долине реки когда-то произошло ожесточенное сражение, где было сломано много копий89. От какого-то сражения, кровопролития происходит иназвание речки Неберджай. Гидроним в переводе с адыгейского буквально означает “хищный, кровожадный орел”90. На этой речке в в 1862 году была основана станица Неберджаевская.

Названия станиц Андрюковской, Кужорской, Хамкетинской и Ильской также происходят от названий рек и речек, на которых они основываются. Кроме того, в Закубанье существовали станицы, названия которых (преимущественно с гидронимной основой) в 1867 году были заменены на “полковые” (см. 3.1.5.).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет