Савиных в. П. Умельцу о поделочных материалах



бет1/16
Дата23.06.2016
өлшемі2 Mb.
#154947
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
САВИНЫХ В.П. УМЕЛЬЦУ О ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ.



Савиных В.П.

Умельцу о поделочных материалах. - Мн.: Полымя, 1997. 320 с.: ил.



В доступной форме рассказывается о назначении, свойствах, достоинствах и недостатках таких поделочных материалов, как глины, воски и пластилин, гипс, древесина, бумага, лаки, краски, эмали и др.
Описываются приемы работы с ними, используемые при этом инструменты и приспособления, приводятся рецепты, технологии изготовления некоторых поделок. Домашним умельцам и всем тем, кто хочет научиться мастерить своими руками.



Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛИНЫ

Глины - материал древний и современный



Лепка из глины

Приготовление глины для лепки.

Процесс лепки.

Способы лепки.

Изготовление керамических изделий

Подготовка глины и приготовление массы.

Инструменты и приспособления.

Формование керамических изделий.

Декорирование керамики.

Ангобная роспись.

Обжиг керамики.

Обработка керамики после обжига.

Приготовление эмали.

ВОСКИ И ПЛАСТИЛИН

Воски и восковая живопись

Материалы, необходимые для энкаустики:


Энкаустика горячим способом.

Энкаустика холодным способом.

Приготовление пластилина

ГИПС


Гипс, его свойства и применение

Лепнина из гипса

Оборудование, инструменты и приспособления.

Вытягивание гипсового профиля

Крепление деталей лепнины

Изготовление форм и отливка изделий

Тонирование изделий из гипса

ДРЕВЕСИНА

Древесина - традиционный поделочный материал

Пластические и декоративные свойства древесины

Характеристики древесных пород

Хвойные породы

Лиственные породы кольцесосудистые

Лиственные породы рассеяннососудистые

Заготовка древесины

Обработка древесины

Способы соединения элементов деревянных конструкций

Отделка изделий из древесины

Крашение древесины.

Шпатлевание и грунтование.

Лакирование

Вощение


Фанерование

Роспись по дереву

Хохломская роспись

Городецкая роспись

Полхов-майданская роспись

Роспись гуашью

Художественное выпиливание и выжигание

Точение древесины

Мозаика из дерева

Инкрустация соломкой

Обработка капа

Обработка бересты

Плетение из лозы, корня, рогоза

Подготовка к плетению

Плетение из рогоза

Плетеные изделия

Плетение из соломки

Виды и способы плетения

Соломенная скульптура

БУМАГА


Виды и свойства бумаги

Бумага для печати

Бумага для письма

Ватманская (ватман)

Бумага впитывающая

Крашеной

Основные приемы работы с бумагой

Резание


Вырезание узоров из сложенной бумаги

Мозаика из бумаги

Окраска и декоративная обработка бумаги

Серовато-зеленый цвет

Декоративная обработка бумаги

Обои под облицовочный камень

Декоративные рамки

Изготовление изделий из папье-маше

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лакокрасочные материалы и их свойства

Система обозначений лакокрасочных материалов

Олифы


Клеи

Пигменты и наполнители

Растворители, разбавители, сиккативы

Грунтовки, шпатлевки, подмазки

Краски и эмали

Лаки


ЛИТЕРАТУРА



ПРЕДИСЛОВИЕ
Наша жизнь не ограничивается только работой или учебой. Весьма важно то, что окружает нас в остальное время, и в первую очередь быт, который, по существу, должен помочь нам отвлечься от производственных проблем и заняться делом по душе. Неразумно тратить все свое свободное время на рутинные домашние хлопоты. Но грамотно организовать быт, сделать свое жилище уютным, теплым, светлым, чтобы в нем можно было полноценно отдыхать и нормально жить, надо уметь. Кстати, это не так уж и трудно. И по силам каждому из нас.

Вот и давайте сами займемся украшением интерьера, создадим оригинальные и красивые вещи для дома, для себя, для близких и друзей. Бесспорно, при этом надо помнить одну истину: любое дело, каким бы простым оно ни казалось, требует определенных знаний, практических навыков и умения.

Что касается опыта, то он накапливается постепенно, от работы к работе. А вот хорошее знание назначения, свойств, достоинств и недостатков поделочных материалов, умение обоснованно выбирать их и правильно использовать имеют первостепенное значение для домашнего мастера, как, впрочем, и для специалиста.

Книг на эту тему написано немало. В предлагаемом издании как бы обобщается богатый практический опыт, освещенный в литературе. Из всего многообразия поделочных материалов отобраны наиболее распространенные: глины, воски и пластилин, гипс, древесина (в том числе и такие древовидные растения, как лоза, рогоз, солома злаковых), бумага, а также лакокрасочные материалы. За основу системы отбора и расположения материалов взято одно из главных и ценных их качеств - пластичность.

О каждом материале в книге даются краткие исторические сведения, подробные характеристики, описываются приемы работы с ними, используемые при этом инструменты, приспособления, оборудование. Изготовление предлагаемых в книге поделок доступно каждому. А некоторые из них по силам смастерить даже детям.

Книга может стать хорошим подспорьем тем умельцам, которые хотят освоить лепку из глины, изготовление керамики, поделок из древесины (украшая их росписью, резьбой, выжиганием, мозаикой, инкрустацией), плетение из лозы, бересты, рогоза, соломки и т. д.

Разумеется, самостоятельное овладение приемами работы с поделочными материалами по специальной литературе - дело вполне реальное, хотя, заметим, рассчитывать на успех может скорее всего тот, кто настойчиво и терпеливо стремится делать все своими руками.

Хочется надеяться, что опыт и чувство красоты, присущие нашим предкам, не будут утеряны безвозвратно. И хочется верить в то, что эта книга поможет кому-то в приобретении умения, мастерства и даст возможность получить удовлетворение от результатов своего труда.


ГЛИНЫ

Глины - материал древний и современный

Глины - это слои осадочных горных пород, способных образовывать с водой пластичную массу, которая сохраняет придаваемую ей форму, а после сушки и обжига становится твердой и прочной. В глинах преобладают частицы меньше 0,01 мм. При увеличении количества более крупных песчаных частиц глины постепенно переходят в пески.

В составе глин главную роль играют каолинит, монтмориллонит, гидрослюды и другие глинистые минералы. Кроме них обычно присутствуют и примеси: кварц, полевые шпаты, окислы железа и т. д. По преобладанию того или иного глинистого минерала выделяют минералогические типы глин: каолинитовые, монтмориллонитовые, гидрослюдистые и др.

Глины бывают пластичные (жирные), умеренно пластичные и непластичные (тощие). По составу, свойствам и практической ценности они подразделяются на четыре основные группы:

Грубокерамические - разнообразные железистые глины, распространенные почти повсеместно;
- огнеупорные - каолинитовые, обладающие высокой пластичностью;
- каолины - менее пластичные, чем огнеупорные, глины; содержат незначительное количество красящих окислов, вследствие чего после обжига они приобретают белый цвет; применяются в производстве фарфора и фаянса; монтмориллонитовые - очень пластичные глины, обладающие высокой связующей способностью.

Из природных поделочных материалов глина - самый податливый, точно фиксирующий движения руки мастера, позволяющий достигать большого разнообразия пластичных и живописных эффектов.

Первые изделия из глины - фигурки людей, животных - появились еще в эпоху палеолита (древний каменный век). А уже в эпоху неолита (новый каменный век), по утверждению археологов и историков, человек умел лепить из обычной глины посуду. И наверное, как-то раз погасив костер, он случайно обнаружил, что нечаянно попавший в огонь глиняный сосуд стал твердым, как камень. Так был изобретен обжиг, чтобы придать изделию прочность, водо- и огнестойкость, и применение глины как сырьевого компонента значительно расширилось. Зародилось самое древнее ремесло - гончарное.

Один из ранних способов изготовления посуды заключается в обжиге сосуда, сплетенного из какого-нибудь гибкого материала, а затем обмазанного глиной. Или же сосуд выдалбливали в куске глины (либо лепили из него) и обжигали на костре. Такие сосуды имели яйцевидное или круглое дно, толстые стенки и вдавленный орнамент.

Применив в гончарном деле одно из великих открытий человечества - огонь, мастера затем освоили и другое выдающееся изобретение - колесо. Так около III тысячелетия до н. э. на Древнем Востоке появился гончарный круг - станок для формовки глиняной посуды. Стенки сосудов, изготовленных на нем, получались одинаковой толщины, более прочными. Древнейший гончарный круг вращался рукой, более совершенный имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами, что дало возможность стремительно вытягивать изделие из одного куска глины, держа одну руку внутри изготавливаемого сосуда, другую - снаружи.

За изобретением гончарного круга последовал гончарный горн - печь для обжига глиняных изделий. Существовали одно-, двух- и трехъярусные горны. Обжиг осуществлялся горячими газами (температура 700-900°С), выделяющимися при сгорании топлива на первом ярусе.

Изделия и материалы, полученные спеканием компонентов из глин, минеральных добавок, окислов и других неорганических соединений, стали называть керамикой (от греч. keramos - глина, keramike - гончарное искусство). Название произошло от наименования местности в Греции, славившейся обильным месторождением хорошей гончарной глины и поэтому бывшей в глубокой древности центром гончарного производства античности.

Керамика - первый неорганический материал, который человек структурно видоизменил.

Благодаря художественно-декоративным, физико-механическим качествам и экономичности производства керамика с давних пор широко применяется в архитектуре и строительстве. Керамические плитки встречались в скифских сооружениях и в русских храмах IX-X вв. Примерами настоящего керамического искусства являются облицовка "Теремка" над въездными воротами Крутицкого подворья Новоспасского монастыря (XVII в.) в Москве, декоративная отделка часовни-усыпальницы (XIX в.) в дворцово-парковом ансамбле Гомеля и многие другие сооружения.

Основные виды керамики - терракота, майолика, фаянс, фарфор и каменная масса.

Терракота (от итал. terra cotta - обожженная земля) - неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. После обжига они имеют цвет от светло-кремового до красно-коричневого и черного.

Фактура - от грубозернистой до гладкой полированной. Скульптурные фигурки, саркофаги, статуи, орнаментально-рельефные детали из терракоты были распространены почти во всех неолитичных культурах Греции, Китая, Индии, Америки, Средней Азии. Особенно ценились терракотовые фигурки Танагры. Производство тонких, совершенных изделий древнегреческих мастеров оказало большое влияние на дальнейшее развитие искусства керамики. С XV в. терракота применялась при декоративной отделке зданий в Киевской Руси.

Для устранения дефектов керамического изделия и придания ему какого-либо цвета на поверхность сырого глиняного черенка наносится декоративное покрытие из белой или цветной глины - ангоб. Чтобы получить цветное покрытие, в жидкие, высокодисперсные растворы беложгущихся глин добавляют окрашенные окислы металлов в порошках. Роспись ангобами дает чистый цвет, пластичный рисунок.

Майолика (от названия острова Майорка) - керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

Существуют разные виды майолики, но собственно майоликой является изделие, которое покрывают росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури. В дальнейшем, соединяясь при обжиге с красками, такая глазурь образует своеобразную цветную поверхность майоликового черепка. Производят и так называемую полу майолику, которую готовят, нанося рисунок на белую обмазку изделия, после чего покрывают свинцовой глазурью и обжигают.

Глазурь (от нем. glas - стекло) - стекловидное тонкое защитно-декоративное покрытие на керамике (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное). Представляет собой щелочные, щелочно-земельные, алюмосиликатные и алюмоборосиликатные стекла, закрепленные обжигом. Кроме красоты это покрытие придает изделию блеск, предохраняет от влаги, загрязнений, действия кислот и щелочей. В древних Египте, Вавилонии, Ассирии, Иране глазурь наносили на бусы, амулеты, предметы быта, придавая им излюбленный тогда цвет малахита, лазурита. Позднее появилась глазурь темно-синего цвета. В Средней Азии в X-XIII вв. поливным глазурованным кирпичом, преимущественно небесно-голубого цвета, украшали купола мавзолеев, мечетей. Изделия из глазурованной керамики используются и в декоре современных сооружений (жилые дома на Крещатике в Киеве, станция метро пл. Я. Коласа в Минске и др.).

Широкое распространение получила архитектурная майолика в России в XVII в. Наличники окон, порталы, фризы, изразцы, фигурки святых выпускал с монохромной росписью по белому фону завод Гребенщикова в Москве. В мастерских Гжели изготавливались изразцы с полихромным покрытием. Их называли поливами, зеленые поливы - "муравлеными". Кроме того, в Гжели выпускалось такое количество разнообразной майоликовой посуды, что она заменила оловянную и продавалась не только в Москве, но и в Киеве, Харькове и других поселениях. Кумганы, квасники, сосуды в виде двуглавого орла, кувшины, кружки, расписанные цветными красками, украшенные лепными фигурками музыкантов, солдат, мужчин и женщин, были подлинными украшениями праздничного стола. Гжельцы умели придавать глиняным изделиям вид металлических, например медных. Заглаженные галькой или костяной палочкой изделия пропитывались дымом' при малом доступе кислорода и становились серебристо-черными.

На рубеже XIX-XX вв. прекрасные работы в майолике были выполнены русскими художниками М. А. Врубелем, В. М. Васнецовым, А. Я. Головиным, С. В. Малютиным. Много работали в декоративной майолике французские живописцы Ф. Леже и П. Пикассо.

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, славившегося своими изделиями в XV в.) - керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или непрозрачной глазурью. Место и время зарождения фаянсового производства точно не установлены. Известно, что похожие на фаянс изделия изготовлялись еще в Древнем Египте, Китае (IV-V вв.). В Европе производство фаянса началось в середине XVI в. во Франции, а самого большого подъема достигло после того, как английский гончар Астбери, добавив жженый молотый кремний к фаянсовой массе, добился окраски фаянса от желтой до "цвета сливок".

Фаянс всегда успешно конкурировал с позднее появившимся фарфором. Лучшие изделия европейского фаянса так и называли: непрозрачный фарфор. Собственно, для неопытного глаза в этом и заключалось единственное отличие фаянса от прозрачных фарфоровых изделий. Да еще мелодичный долгий звук при легком ударе о фарфор, которого нет у фаянса. Зато прелестная цветная роспись по фаянсу не знает себе равных.

Для фаянса, как правило, применяют прозрачную глазурь, которая по химическому составу близка к обычному стеклу. В основном это борные или борно-свинцовые глазури, а также глазури на основе полевого шпата. После нанесения глазури фаянсовое изделие украшают керамическими красками. В этом случае их называют надглазурными, но можно делать и подглазурные росписи.

Фарфор (от тур. farfur) - керамика, получаемая из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Изделия из фарфора (посуды, вазы, статуэтки, архитектурные детали и др.) имеют белый спекшийся, непроницаемый для воды, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Как уже упоминалось чуть выше, при легком ударе по краю фарфоровые изделия издают мелодичный звук.

Фарфор появился в Китае в IV-VI вв. В Европе с XVI в. производился так называемый мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в начале XVIII в. алхимиком И. Бетгером при содействии математика Э. Чирнгауза в Саксонии, где вскоре возникло производство знаменитого мейсенского фарфора (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, бюсты), отличающегося необыкновенной пластичностью форм, изысканной росписью. Хорошо известны также художественные изделия Севрского фарфорового завода (близ Парижа), основанного во второй половине XVIII в. Это посуда с яркой, сочной росписью, скульптура (обычно бисквит, т. е. неглазурованная) в стиле рококо, с 1770-х гг. - в стиле классицизма (по моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.). И в наши дни Севр остается центром производства французского фарфора.

В России состав фарфоровой массы разработал около 1747 г. Д. И. Виноградов. На Петербургском фарфоровом заводе (первом в России, ныне он носит имя М. В. Ломоносова) изготовлялись изящные по форме сосуды, табакерки с декоративным изображением птиц, животных, пейзажей, портретов, гербов, монограмм, жанровых сценок. Позднее возникло множество других частных предприятий, из которых особенно прославились заводы М. С. Кузнецова. Русский фарфор не единожды получал призы на всемирных выставках в Париже, Реймсе, Льеже.

Каменная масса - керамический материал, близкий к фарфору, но непрозрачный, имеющий плотный, почти без пор черепок (обычно серого или коричневого цвета). Изделия из каменной массы покрывают прозрачной или матовой глазурью, украшают тонким рельефом. В Китае каменная масса появилась раньше фарфора. Сначала применялась в производстве посуды, сейчас используется в основном для декоративных целей.

Особое место среди изделий из глины занимают игрушки - одни из самых популярных современных сувениров. Их делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Лепили для себя, забавы ради, к ярмаркам, веселым народным праздникам. Некоторое время изделиями кустарей-игрушечников не пренебрегала даже знать, пока в Россию не стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии. Но у простого народа глиняная игрушка была популярна во все времена. В XVIII-XIX вв. окончательно сложились основные центры по изготовлению игрушек на продажу, сохранившиеся и в наши дни. Например, в Архангельской области славятся каргопольские игрушки, в Кировской - дымковские, в Тульской - филимоновские, в Калужской - хлудневские и т. д.

Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе, по существу, везде одинаковы, хотя и имеют местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивают с мелкопросеянным песком и разводят водой, превращая в вязкое тесто, из которого и лепят игрушки. Затем их просушивают на ветру, через несколько дней обжигают. В зависимости от качества и состава местных глин и песка поверхности игрушек приобретают определенный цвет, фактуру, которые играют немалую роль в их декоративных свойствах. Украшают игрушки цветными глазурями или росписью.

Тульские, воронежские, курские, орловские игрушки лепят из белой глины, обжигают и расписывают затем полупрозрачными красками, точками и кружками, прямыми и пересекающимися линиями большими крестами. Женские фигурки здесь словно древние изваяния: высокие, столбообразные, с маленькими головками и глубокими дырочками глаз.

Касимовские, городецкие и дымковские игрушки лепят из красной глины, которую перед росписью забеливают и уже потом разрисовывают плотными яркими красками или поливают свинцовой глазурью. Так, дымковские мастера после сушки и прокаливания в печи белят игрушки мелом, разведенным на снятом молоке, затем расписывают гуашью, растертой на яичном желтке. На одной фигурке применяют от 4 до 8 цветов. Кони, всадники, птицы, барыни с зонтиками, дамы с собачками, няньки, водоноски расписываются яркими геометрическими узорами - кругами, клетками, полосками, точками разных цветов и размеров, украшаются листочками сусального золота.

О технике лепки из глины и изготовлении керамических изделий в домашних условиях речь пойдет в следующих главах.


Лепка из глины

Приготовление глины для лепки. Глины различных месторождений бывают разного цвета. Чаще встречаются окраски глин от белого цвета через желтый до красного, от белого через серый до черного, от красного до бурого цвета: Но глина различается не по своему натуральному цвету, а по тому, какой она становится после обжига, - обожженная глина меняет свою окраску. Например, если натуральная черная глина после обжига становится белой, ее так и называют - белой. Следует помнить, что сухая глина светлее сырой.

Глина есть почти всюду. Удобно брать ее из карьеров. Для улучшения пластичности глину укладывают грядками и оставляют на воздухе на несколько месяцев. За это время под воздействием атмосферных условий органические примеси разлагаются, и глина приобретает более тонкое строение. Иногда для повышения пластичности и водоудерживающей способности глины в нее добавляют растительное масло - до 20% от массы глины.




Рис. 1. Станки для лепки (а) и крышка с подшипником (б).

Глина для скульптора - его палитра, в которой должна быть целая гамма плотности и пластичности. Например, в начале работы нужна более мягкая глина, в конце - более твердая, что позволяет отрабатывать мелкие детали скульптуры. Поэтому лучше всего воспользоваться следующими рекомендациями. Глины должно быть заготовлено больше, чем нужно для данной работы. Сухая глина насыпается в ящик и заливается водой настолько, чтобы отдельные куски выступали островками. Через три дня с этой глиной можно работать. Извлекать ее из ящика нужно так, чтобы после этого оставались углубления, заполненные водой: тогда в ящике будет лежать глина разной твердости - от самой мягкой до самой твердой.



Процесс лепки. Хотя лепка в основном осуществляется руками, необходимо иметь и специальное оборудование. Станки для лепки можно приобрести готовые (металлические) или сделать самим. На рис. 1, а представлен образец такого станка: толщина ножек - 4x4 см, толщина крышки - 2-3 см, толщина оси крышки - 3 см, размер плоскости крышки - 20x20 см. Чтобы крышка лучше вращалась, в нее можно врезать подшипник (рис. 1, б). Для защиты от влаги деревянную крышку покрывают линолеумом или пластиком.


Рис. 2. Модель головы.

Каждая скульптура должна иметь постамент той или иной формы, пропорционально соответствующий данной скульптуре. Постамент необходим как для опоры отдельных частей скульптуры, так и с точки зрения общей композиции. Он как бы обособляет скульптуру от окружающего мира и этим подобен раме в картине. Работать начинают снизу, а не сверху. Скульптура строится, подобно дому, с фундамента, а не с крыши. Распределив массы соответственно натуре и придав им соответствующее движение, приступают к их оформлению. Формы должны быть обобщенными, слитыми одна с другой, вытекать одна из другой.




Рис. 3. Каркасы для модели головы (а) и фигуры (б).

Маленькие фигуры до 10 см лепятся без каркаса. Для фигуры или головы человека делают каркасы, которые их поддерживают.

Лепка головы (рис. 2) осуществляется на деревянном каркасе: для этого из нескольких досок сколачивают легкий щиток и к нему крепят вертикальный стержень, высота которого должна быть на 1 см ниже предполагаемой высоты головы. Стержень следует крепить не по центру щитка, чтобы скульптура не потеряла равновесие. Если модель головы лепится с наклоном или поворотом, деревянный стержень нужно сделать вдвое короче, прикрепить к нему металлическую проволоку, фиксирующую положение модели, и на нее привязать тонкие проволочки с небольшими свисающими деревянными крестовинами (рис. 3, а).


Рис. 4. Глаголь-основа каркаса фигуры.

Каркас для бюста (рис. 3, б) отличается от предыдущего только тем, что к вертикальному стержню крепится горизонтальный - для поддержания плеч. При лепке фигуры высотой более 20 см делается каркас с учетом расположения фигуры в пространстве: это как бы проволочная схема фигуры. Для каркаса сначала изготавливают глаголь по форме буквы Г, только с концом, загнутым вверх (рис. 4), из проволоки диаметром от 5 до 12 мм в зависимости от размера фигуры. Глаголь прибивают гвоздями к середине щитка. Проволока для каркаса должна быть прочной, но мягкой, чтобы хорошо удерживала глину и легко гнулась. Сначала делают каркас для торса в форме треугольника, расположенного основанием вверх. Его прикручивают к глаголи; расстояние стержня от основания треугольника до загнутой петли (для головы) не должно превышать расстояния от пересечения стержня с основанием до одного из его концов. Проволоку для рук прикрепляют к концам основания торсового треугольника до середины бедер предполагаемых ног фигуры. Проволоку для ног крепят к малому стержню и, не доводя ее до щитка на размер глиняного плинта, загибают в сторону ступней.




Рис. 5. Щит-мольберт для рельефа.

Для лепки рельефных скульптур применяются иные каркасы (рис. 5): щит с деревянной рамкой обивают изнутри дранкой или гвоздями с торчащими шляпками (удерживающими глину) и закрепляют в вертикальном положении на специальном мольберте. Вся конструкция устанавливается на станке, вращение ее не обязательно.

Начинают лепку фигуры с прокладки глиняного плинта, затем делают общую прокладку всей фигуры с уточнением пропорций и отношений масс. Последняя стадия - конкретизация рельефа поверхности формы. Набивка глины на каркасы производится деревянными молотками из березы или сосны.


Рис. 6. Стеки и кольца для работы по пластическому материалу.

В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны фигуры, поможет более органично все связать в единое целое.

В помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты - стеки, кольца (рис. 6). Стеки вырезают из твердых пород дерева - самшита, груши, яблони, бука, для влагостойкости протирают льняным маслом. Кольца делают из латуни, нержавеющей стали или любой жесткой проволоки. Стекой так же, как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая. Основное назначение этих инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.


Рис. 7. Конструктивный способ лепки.

Фактура лепки может быть гладкой и шероховатой в зависимости от образного и композиционного строя работы. Разнообразная фактура обогащает скульптуру. Например, лицо, руки можно решать гладкой, мягкой фактурой, одежду - более шероховатой с учетом характера и рисунка ткани, а элементы растительного мира - декоративными, в обобщенной манере.

Если работа не закончена сразу и откладывается на следующий день, изделие необходимо закрыть полиэтиленовой пленкой: под нею глина сохранится сырой и не испортится поверхность.

Сушат работу из глины на стеллаже, защищенном от прямых солнечных лучей, при комнатной температуре, в течение нескольких дней. По сухой глине для подчеркивания деталей рекомендуется поработать металлическим инструментом, шлифовальной шкуркой. Затем можно раскрасить акварельными красками, либо тонировать под бронзу или другие металлы, втирая сухие порошки бронзы, алюминия, графита кистью, либо покрыть прозрачным или подкрашенным лаком.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет