Сборник 3 2-е издание, перераб и доп. Караганда 2015



бет1/8
Дата02.07.2016
өлшемі1.86 Mb.
#172964
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ

И САМОБЫТНОСТЬ
В помощь кураторам студенческих групп
Сборник 3
2-е издание, перераб. и доп.


Караганда 2015

УДК 168.522 (524)

ББК 71 (5 Каз)

К 90
Под редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева



Авторы-составители: Сулейменов Т.И., Сарекенов К.З., Матвеенкова Л.Г., Мубаракова А.К., Даниярова А.Е., Сулейменова М.Ж., Калыбекова К.С., Шабденова К.Ж., Кенжегалиев С.А., Смагулова Н.А., Байпелова Г.С., Хасен М.М., Абилкасов Г.М., Жетписбай Ш.А., Иманбаева С.Б., Тусупбекова Э.К., Аубакиров Н.М., Нуржанова К.К., Оспангалиева М.Т.

К 90 Культура, традиции и самобытность. В помощь кураторам

студенческих групп. Сборник 3 / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. – 2-е издание, перераб. и доп. – Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2015. – 97 с.

Сборник содержит статьи, раскрывающие основные вехи культуры, традиций и самобытности.

Материалы сборника рекомендуются кураторам для подготовки кураторских часов и других мероприятий в рамках реализации Концепции патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма».

УДК 168.522 (524)

ББК 71 (5 Каз)

© Карагандинский государственный



технический университет, 2015

Введение
Интеграционным компонентом национального и государственного самосознания в современном обществе является историко-культурное наследие которое, сохраняя и восстанавливая историческую память народа, объективно обеспечивает ему место в общечеловеческой культуре. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева «Казахстан 2050: Новый политический курс состоявшегося государства», определяя направления реализации политики по патриотическому воспитанию, в качестве основных факторов Глава государства отметил культуру, языковую политику, роль национальной интеллигенции и роль религии. При этом он отметил, что Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы.

Традиции и культура – это генетический код нации. Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность. Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплен.

Безусловно, глобализация как естественный процесс развития человеческого общества имеет не только негативные, но и позитивные стороны. Однако безусловным является и то, что ее следствием в духовной сфере становится размывание индивидуальности не только отдельных личностей, но и целых народов, утрата ими своей уникальности и неповторимости, забвение сложившихся веками культурных традиций, в том числе поведенческих, моральных. Электронные средства массовой информации, с одной стороны, делают любую информацию более доступной, а с другой – утверждают новые массовые стереотипы, ведущие к глобальной стандартизации образа жизни, системы ценностей.

Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.

В данном сборнике представлены подготовленные преподавателями Карагандинского государственного технического университета материалы, характеризующие основные этапы историко-культурного развития Казахстана с древнейших времен до настоящего времени, а также основные направления культурной политики Республики Казахстан в современный период в контексте глобализации. Они окажут информационную помощь кураторам при подготовке и проведении кураторских часов по теме «Культура, традиции и самобытность».



Азильханов М.А.,

председатель Агентства Республики Казахстан

по делам религий


CОГЛАСИЕ – ОСНОВА НАШЕГО РАЗВИТИЯ
Республика Казахстан, которую отличает религиозное и культурное многообразие, складывавшееся в течение многовекового исторического периода, уже более 22 лет своей независимости демонстрирует всему миру пример уважительного и добрососедского сосуществования различных конфессий и этносов.

Мир, диалог культур и религий в Казахстане справедливо признаны мировым эталоном. Формула межконфессионального согласия казахстанского народа также признается всем прогрессивным человечеством, сама же модель стала образцом для примера и подражания многих зарубежных государств, предметом научного изучения для экспертов, ученых и политиков мирового масштаба.

Феномен казахстанского успеха заложен в особенностях истории нашей Родины и его народа, а развитие межконфессионального согласия напрямую связано с процессами многовекового взаимопроникновения различных типов цивилизаций на срединной части Великой Евразии.

В свою очередь традиционная толерантность, присущая государство-образующему этносу, его доброжелательное отношение и уважение к представителям других культур и конфессий обусловили строительство крепкого и надежного фундамента для созидательного развития и дальнейшего процветания молодого светского государства в новом тысячелетии.

За прошедшие годы была создана незыблемая основа сплоченности народа на основе взаимопонимания, толерантности и согласия. Во многом именно эти духовные скрепы стали основой формирования состоявшегося Казахстана.

Истинное представление о масштабности и глубине этих успехов подтверждаются словами Президента страны Нурсултана Назарбаева, озвученными на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Казахстанский путь стал образцовой моделью национального успеха. Это результат трудолюбия и сплоченности всех казахстанцев, это настоящий пассионарный взрыв нации, это великая способность только сильных народов». Данное определение особенно актуально на фоне процессов глобализации, появления различного рода радикальных концепций будущего мироустройства и расшатывания основ международного права.

На ХХ, юбилейной, сессии АНК в апреле 2013 года Лидер нации особо подчеркнул: «Мы стали таким народом и должны оставаться на высоте! Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее… Впереди у нас большие планы. Их реализация будет проходить в непростых условиях глобальных трансформаций. К этому надо быть готовыми уже сегодня и всеми силами обеспечивать единство народа».

Прошел год со дня принятия стратегического программного документа «Казахстан-2050», в котором поставлены четкие цели и задачи по продвижению нашей страны в число 30 конкурентоспособных стран мира.

За последнее время мы стали свидетелями возникновения в современном глобализирующемся мире множества разделительных линий: региональных и конфессиональных, социальных и культурных, языковых и этнических, которые преобразовались в источники новых конфликтов внутри государств, общества. В этих сложных условиях, когда народ Казахстана приступил к реализации Стратегии, мы, памятуя об утверждении известного исследователя евразийства Льва Гумилева, что «этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества», должны обратить многообразие конфессий казахстанского общества на его же пользу.

Лидер нации, формулируя будущее Казахстана, акцентировал внимание на необходимости поиска эффективной модели взаимодействия государства, общества и религии, особо отметив, что «обеспечивая гражданам свободу совести, государство, тем не менее, будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязывать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством». Поэтому перед госорганами и широкой казахстанской общественностью стоят серьезные и ответственные задачи по воплощению идеи дальнейшего созидания светского, толерантного общества на основе межэтнического и межконфессионального согласия.

Глубокие по содержанию и яркие по форме мысли Главы государства о том, что «…мы не должны забывать, что имеем традиции светского общества, что Казахстан – светское государство», делают понятной и объяснимой категорию «светскость» как самую глубокую константу многогранной общественно-социальной жизни всего казахстанского народа.

Как известно, эти же принципы, определяющие политические, культурные и духовно-нравственные приоритеты и ценностные ориентации в развитии казахстанского общества, заложены в статье 1 Конституции РК. Соответствующие разделы этого основополагающего документа содержат положения о свободе и праве человека жить в соответствии со своими религиозными представлениями.

Светский Казахстан характеризуется своими качественными признаками, вытекающими из норм действующего национального Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», такими как свобода совести, отделение религиозных объединений от государства, отсутствие государственной или общеобязательной религии, равенство религиозных объединений перед законом, взаимодействие между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость.

За годы независимости произошло возрождение духовных традиций и религиозных ценностей, построены новые и реконструированы старые культовые сооружения: мечети, церкви, молитвенные дома, синагоги. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

Созданы все предпосылки для того, чтобы религия в Казахстане выступала не в качестве конкурирующей идентичности, противопоставляющей себя этническим или политическим общностям, а как дополняющий элемент духовной культуры казахстанцев, придающий обществу неповторимое многообразие и в то же время уникальную самобытность.

Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции этносов Казахстана оказали решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций. Их важной отличительной чертой, как отмечают исследователи, выступает взаимное тяготение друг к другу.

Бесспорно, эти процессы стали закономерным и логическим следствием проводимой в государстве целенаправленной и взвешенной политики, выстроенной на таких фундаментальных скрепах-принципах, как светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям, уважение этнокультурных традиций, особенностей менталитета различных групп казахстанского населения, открытость в реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления.

Созданная сегодня в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Это, бесспорно, важнейший результат целенаправленной политики Главы государства.

Благодаря действенной политике государства, личной ответственности лидеров конфессий в республике нет места межэтническим конфликтам и религиозному противостоянию. Говоря об этом, важно иметь в виду, что религиозные объединения – это неотъемлемая часть социальной структуры светского Казахстана, один из важнейших институтов гражданского общества. Поэтому сегодня огромное значение имеют взаимопонимание, толерантность и сотрудничество, умение совместно преодолевать межконфессиональные барьеры и противостоять вызовам мультикультурного мира.

Вследствие этого государство поддерживает и поощряет верующих и религиозные объединения в их служении обществу и осуществлении социально полезной деятельности на благо людей. Поддерживается конструктивное сотрудничество при решении социальных проблем, в частности в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, профилактике преступности, формировании здорового образа жизни, укреплении семьи и создании благоприятного духовного и нравственного климата в обществе.

Государство помогает религиозным объединениям осуществлять реконструкцию, ремонт культовых зданий и сооружений, имеющих культурную и историческую ценность. В свою очередь религиозные объединения оказывают благотворительную помощь малоимущим, больным, инвалидам, пенсионерам и детским домам.

Более того, в условиях эскалации глобализационных процессов государство принимает серьезные меры по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. В этой работе важная миссия отведена и религиозным объединениям.

Президент Казахстана особо подчеркивает, что когда возникает вопрос соблюдения Конституции, законодательства, укрепления единства страны, то здесь не должно быть никаких делений. Поэтому государство продолжает развивать правовое пространство для функционирования всех конфессий республики и само строго придерживается законодательно оформленных норм взаимодействия с религиозными объединениями. Светский характер государства предполагает именно такую политику в религиозной сфере.

Работа уполномоченного государственного органа в сфере религии в предстоящие годы будет сосредоточена на дальнейшем утверждении в общественном сознании принципов светскости общества, достижении разумного баланса общественных и религиозных интересов. Нельзя допустить выключения отдельных групп населения от созидательных задач Стратегии «Казахстан-2050», необходимо нейтрализовать радикальную религиозную идеологию.

При реализации данных задач необходимо опираться на фундаментальные идеи, которые на протяжении более двух десятилетий выступают надежным каркасом нашего государства: единство, согласие и процветание – наши главные ценности; Казахстан – светское государство с толерантным обществом; патриотизм, национальные традиции и культура – духовный фундамент нации.

Духовно-религиозные ценности, обеспечивая толерантность в обществе и взаимоуважение между людьми различных конфессий, должны формировать основу для достижения целей развития Казахстана.


«Казахстанская правда», 2013, 28 декабря




Даниярова А.Е.,

к.и.н., ассоциированный профессор,

доцент кафедры истории Казахстана

Карагандинского государственного

технического университета,

e-mail: aina171173@mail.ru


ИНИЦИАТИВА Н.А. НАЗАРБАЕВА В СОЗДАНИИ

ПЯТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ.

100 КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ - РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общественно-политическая ситуация в ретроспективе и на сегодняшний день обосновывает закономерность воздействия на развитие общества социально-экономического фактора. Программа «100 конкретных шагов», предложенная Главой нашего государства Н.А. Назарбаевым с целью реализации Пяти институциональных реформ – это последовательные уверенные шаги на пути вхождения Казахстана в тридцатку развитых государств мира, комплексная программа модернизации государства, выступающая ответом на глобальные и внутренние вызовы, которая направлена на цивилизованное развитие казахстанского общества, на решение проблем человека, во имя которого осуществляются реформы. В настоящее время проводятся широкомасштабные мероприятия, рассчитанные на динамичное развитие социально-экономических и общественно-политических основ государства.

100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, обеспечат Казахстану долгосрочный рост во всех сферах. Эффективная реализация Плана нации требует активного взаимодействия государственных органов, экспертного сообщества и гражданского сектора.

Программы – это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Слово «программа» означает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей» [1].

«100 шагов, составляющих основу Плана нации, в первую очередь подразумевают укрепление процесса государственного строительства. Особенность Плана нации в том, что он принят в исторически важный период, когда процесс эволюции государственности переживает качественно новый этап. Второй составляющей успешной реализации 100 шагов являются доверие и потенциал казахстанского общества, созревшего для активных социально-экономических и политических преобразований», - считает доктор исторических наук, профессор, генеральный директор Международного института интеграции социогуманитарных исследований «Интеллект Орда», С. Мажитов [2].

Первая реформа – формирование профессионального государственного аппарата, согласно которой принимается новый закон о государственной службе, при отборе кандидатов на работу в государственные органы составляющим является компетентностный подход, и продвижение по карьерной лестнице будет осуществляться только на конкурсной основе.

Обеспечение верховенства закона включает переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой; усиление подотчетности судей, разработка нового этического кодекса судей; улучшение системы отбора сотрудников полиции на основе компетентного подхода; обеспечение прозрачности полиции за счет создания системы общественных советов и интернет-портала.

Индустриализация и экономический рост следующая реформа. Основные средства достижения этой цели - общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли (в перерабатывающий сектор, в сферу туризма, в энергосбережение, в развитие молочного и мясного производства), создание механизмов стимулирования экспорта, формирование жизнеспособных экспортных производств. В области образования – поэтапный переход на 12-летнее обучение в средней общеобразовательной школе, расширение академической и управленческой самостоятельности вузов. «Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора» [3].

Семь принципов «Мәңгілік Ел» в числе главных реформ программы, они отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана. Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса – приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение, любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, что порождает и формирует чувство патриотизма.

Дальнейшее развитие получила масштабная идея Общества Всеобщего Труда, в основе которой заложен реальный производительный труд, когда создаются условия для перехода от социальной защиты к социальному прогрессу. Идея Президента о построении Общества Всеобщего Труда по содержанию и смысловой нагрузке представляет собой руководство к действию как для государственных и общественных структур, так и для каждого казахстанца.

Ассамблеи народа Казахстана, как уникальной модели общественного согласия и национального единства, необходимо будет разработать и реализовать проект «Большая страна – большая семья», для укрепления казахстанской идентичности и гражданского единства.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма, для популяризации Отечественной истории создается итернет-проект «Энциклопедия Казахстана».

Формирование подотчетного государства – пятая реформа масштабного документа. На основе новых законов ««О государственном аудите и финансовом контроле», «О доступе к информации» будет введена новая система аудита и оценки государственного аппарата и произойдет внедрение «Открытого правительства». Руководители государственных органов ежегодно будут выступать перед населением с отчетами о результатах работы по стратегическому плану и программам развития территорий. Роль общественных советов при государственных органах будет усиливаться.

Разработка государственного Плана нации «100 конкретных шагов» будет содействовать реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц. Эта цель достигается путем обеспечения концентрации финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики; координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. Для достижения главной цели – улучшение жизни каждого казахстанца, укрепление гражданской идентичности и патриотизма, объединение казахстанцев, развитие общества и экономики, процветание государства и создание современного государства для всех!
Список литературы
1. Лапуста М. Г., Никольский П.С. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Турысбеков Е. Программа пяти институциональных реформ является конкретным шагом на пути реализации курса «Мәңгілік Ел» - С. Мажитов // КАЗИНФОРМ. – 2015, 8 мая.

3. План нации «Сто конкретных шагов» Президента Н.А. Назарбаева // Казахстанская правда. – 2015, 20 мая.




Сулейменова М.Ж.,

к.и.н., доцент

кафедры истории Казахстана

Карагандинского государственного

технического университета

е-mail: smj_46@mail.ru

ШАГ 85 – РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПАТРИОТИЧЕСКОГО АКТА «МӘҢГІЛІК ЕЛ». ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПОНЯТИЯ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
Президент Республики Казахстан – Лидер наций Н.А. Назарбаев в 100 шагах по реализации пяти институциональных реформ, в 85 шаге «Разработка проекта патриотического акта «Мәңгілік Ел» подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления казахстанской идентичности и отмечает, что консолидирующими ценностями на базе идеи «Мәңгілік Ел» являются - гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности [1].

Важно отметить, что краеугольным камнем сформулированной Президентом страны Н.А. Назарбаевым национальной идеи является признание того, что за годы суверенитета в полиэтническом Казахстане сформировалась надэтническая общность – народ Казахстана, казахстанцы, которая обладает единой системой ценностей, общей историей, общей судьбой и связана единой целью: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба – это наш «Мәңгілік Ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков». Эти слова Президента страны в полной мере отражают и основание, и всю глубину провозглашенной им национальной идеи, и позволяют утверждать, что сегодня у казахстанцев есть цель, которая их объединяет: строительство общего дома – Республики Казахстан, в которм царят благополучие и достаток, согласие и дружба [2].

Национальная идея «Мәңгілік Ел» провозглашенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым отражает глубокий смысл патриотизма, расцвета и укрепления независимости нашей Родины – Казахстан. «Мәңгілік Ел» - это путь пройденный историческим опытом казахского, казахстанского народа, Казахстаном за годы Независимости.

Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік Ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации. Чем глубже историческая память, характеризуемая как социальная-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно.

Как известно, главное кредо для исторической науки – это то, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Историческая наука способствует формированию научного мировоззрения человека и влияет на взращивание в нем гуманитарных идеалов. Воспитывает любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, что порождает и формирует чувство патриотизма.

В течение двадцати лет Независимости Казахстан не только смог уменьшить последствия духовного упадка, имевшего место в эпоху колониализма и тоталитаризма, но и вступил в новый период становления своей государственности. Тем не менее, хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік Ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация. необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание. Так как история связана с прошлым, человеческой памятью и социальным сознанием, возродить историческое сознание можно через изучение, исследование самобытной истории.



Философско-политические основы приведенного Лидером нации понятия «Мәңгілік Ел» берут свое начало со времен саков, гуннов, древних тюрок, империи Чингис-хана, государства Алтын Орда, и Казахстану идея «Мәнгілік Ел» переходит как бы в наследство от предков. Служение этой идее спасало нашу землю во все времена от захватчиков, и эта связь во времени и в истории не должна прерваться. Ибо, как отмечает Президент, только при условии сохранения преемственности между деяниями наших героических предков, достижениями нынешних и светлым будущим последующих поколений, мы можем стать «Мәңгілік Ел.

Древние тюрки образовав свое государство провозгласили его «Мәңгілік Ел». Название страны за три века каганата (V–VIII вв.) настолько пристало к этому региону, что после ухода тюрок на Запад (кочевье все-таки продолжилось), маньчжурские союзники, оставшиеся на той славной территории, имя страны стали воспринимать как свой этноним. Так, в каменных письменных памятниках, установленных в честь выдающегося государственного деятеля Великого тюркского Еля - Кюльтегина, появляется эта немеркнувшая в толще столетий идея о «Мәңгілік Ел», означавшая военно-политическое величие, экономическую самодостаточность, приверженность и верность национальным ценностям, толерантное отношение к окружающим народам, незыблимость, территориальное и политическое единство всего тюркского населения и государства. Призывы тюркской правящей элиты к умножению численности своих поданных, к достижению всеобщего благосостояния, к формированию толерантности к иным культурам и цивилизациям, к единству и монолитности народа перед возможными и явными угрозами, к взаимопониманию между каганами и простым людом, необходимости активного приложения сил и труда, сохранению государственности – в принципе и составляли сердцевину тогдашней «Мәңгілік Ел». К примеру, в малой надписи памятника в честь Кюльтегина впервые устами советника каганов и признанного жырау Тоньюкука отмечена идея вечности народа и государства. А в Онгинском памятнике в честь Бумын кагана также присутствуют призывы и вера в вечность тюркского народа. Благодаря этой могучей идее величественные тюрки и их тюркоязычные предки и потомки играли самую «первую скрипку» на всем евразийском пространстве. К примеру, они заложили основу для того времени уникального военного искусства, напрямую связанного с быстрой и маневрированной конницей, которая в свою очередь базировалась на устойчивой скотоводческой экономике, умелой политике и дипломатии, приверженности демократическим ценностям, практике здорового образа жизни, гуманистическим традициям, активным контактам с соседними народами, трудолюбию, стремлению раз и навсегда обезопасить себя от возможных набегов и атак. Так, арабский летописец IX века аль-Джазих подчеркивал огромную неуемную энергию и силу тюрков, кстати, также относящийся в одно время к противоборствующему лагерю. Таким образом получается, что о Вечном тюркском еле - «Мәңгілік Ел» не переставали думать самые лучшие умы и сыны Великой степи [3].

Идея «Мәнгілік Ел» всегда была тем мостом, который связывал имевшие славную историю великие кочевые империи с мировой цивилизацией. Она претворялась в жизнь на Великом шелковом пути, на пути развития кочевой цивилизации, которую характеризуют такие общечеловеческие качества, как гуманизм, сохранение единства народа с присущими ему широтой души и добросердечностью.

Мечтой древних тюрков были мысли о вечной жизни и сближение с Тенгри посредством понятия вечного существования и обращения в его любимых рабов. Эти мечты, слившись воедино, только по милости одного Создателя превратились в понятие вечности. Наши предки соответственно воспринимали в тесной взаимосвязи три сущности - Тенгри, человека и землю как проявление идеальной жизни. Из источников известно, что значение «Вечного Тенгри» (Мәңгілік Тәңірі) люди понимали как самое высшее и самое святое величие. Поэтому предки древних тюрков – гунны, динлины, саки, и многие другие, начиная свое происхождение от «Вечного Тенгри», стали зависимыми от образа Создателя.

Таким образом, избранные «Вечным Тенгри» каганы или ханы, а также их беки, считавшиеся всегда родичами Тенгри, боролись за создание «Вечного эля». Все каганы, потомки династии Ашина, создавая Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Западный и Восточный Тюркские каганаты, Караханидский каганат думали, что образовали «Вечный эль». И кочевники монголы верили, что их государство было «Мәңгілік Тәңір елі» (Вечным божественным элем).

Во времена манчжуро-язычных кочевых племен (сяньби, жужане, шивей, кидани или каракитаи и др.), подчинивших себе большинство тюркских народов, при создании собственного каганата была взята на вооружение их мечта об образовании Вечного эля. В этом смысле они не придумали ничего нового, поддержав влиятельных беков и биев из оседлых зависимых автохтонных народов, вместе с тем развивая прежние традиции и идеи кочевников тюрков, собирались создать мощное государство. Но такая политика стратегии и тактики не удовлетворяла цели и задачам попавших под влияние родоплеменных образований.

Так как для формирования Вечного эля необходимо было не только языковое единство коренных тюркоязычных и манчжуро-язычных племен, но и единство обычаев, традиций, ментальности. Такое положение вещей сложилось в результате вытеснения гуннов манчжуро-язычными племенами сяньби и разгрома тюрков киданями (государство Ляо), а затем эту политику продолжили монголы под предводительством Чингис- хана. Каждый из этих манчжуро-язычных племен, находящихся в меньшинстве, не просто достигли высокого могущества, но захватили власть на определенном историческом этапе над говорящими на других языках, численно преобладающими тюркоязычными племенами, расселявшимися на огромной территории Центральной Азии, а также смогли удержать эту власть на длительный период.

Глубокий след в истории оставила политика Чингис-хана по формированию Вечного эля (монгольского этноса) и Монгольского государства. Остановимся на этом вопросе более подробно. Некоторые исследователи подчеркивают, что хотя официальная история и называет созданную тюрками державу «Тюркским каганатом», сами тюрки её так не называли. Они своё государство называли «Ел», а когда оно превратилось в степную империю, дополнив ее словом «мәңгі» установили название «Мәңгі ел». Поэтому надо помнить, что официальное название степной империи, созданной тюрками в 552 г. н.э. в Центральной Азии, – Мәңгі ел. Значит, получается, что военные действия Чингисхана с тюркскими племенами, «намерение восстановить древнюю монголо-тюркскую империю ХІ века», было намерением кагана возродить государство Мәңгі ел. И поэтому «это имя было такое блестящее, что все с пробуждающимся национальным чувством стали гордиться им», так как Чингисхан на курултае 1206 года призвал восточно-тюркские племена – Қият, Жалайыр, Керей, Найман, Конырат и других – возродить государство, которое их предки создавали в VІ-VІІІ веках, то есть – Тюркский каганат. Но, видимо, слова «Мәңгі ел» превратились в «монгол», так как применяемые тогда алфавиты не смогли правильно их передать. Фонетическая разность языков тюркского и маньчжурского сказалась на произношении: мөңгі ел - мнгл - монгол.

В середине XV века в связи с образованием Казахского ханства под руководством Джанибек хана и Кирей хана вместо тюркского определения государственности «Мәңгі ел», стала образовываться новая государственность «Қазақ елі» - это синоним «Казак хандыгы». То есть это одно и то же, и если мы говорим «Қазақ елі», то подразумеваем «Казак хандыгы». В то же время, «Қазақ елі» воспринимается казахами как «Мәңгі ел», как эволюционное происхождение. Таким образом, суть одна, предводители Казахского ханства, которые образовали «Қазақ елі», хотели создать вечное казахское государство. С образования Казахского ханства, казахи стали себя называть казахами и записали свой народ, свое государство не «Мәңгі ел», а «Қазақ елі» и идею вечного и неприступного «Еля» пронесли через всю свою жизнь.

Действительно, этнонимы народов, проживавших один за другим на территории благодатного Казахстана, говорят сами за себя, когда идея «Вечного Еля» могла быть взята на вооружение только нашими мужественными и стойкими предками: слово «тюрк» означал - «руководитель», а казах – «человек, ведущий свободный и военный образ жизни». Арабы, до сих пор называющие всех казахстанцев кыпчаками, продолжают видеть в нас только «сардаров» (полководцев), начиная с эпохи султана Бейбарыса, выходца из нашей земли, без устали говоря, что арабы - народ пророков, персы - народ поэтов, кыпшаки – народ сардаров [4].

Несмотря на исторические потрясения ХІХ-ХХ вв., сегодня казахстанская историческая наука развивается и для современных исследователей открываются возможности для изучения всех сложных исторических перипетий «Мәңгі ел» под именем «казах»

Несомненно, что народ, прошедший через множество трагических потрясений и испытаний, ведущий свою историю со времен древних саков, гуннов, усуней, кангюй, выстоявший и достигший подлинной Независимости, может и достоин стать «Мәңгі ел» (Вечный эль) [5].

Сегодня светлое будущее казахского народа приравненного Елбасы Н.А. Назарбаевым с «Мәңгі ел», доказано достижениями годов Независимости. Поэтому шедший много веков к понятию «Мәңгі ел» многострадальный казахский народ готов к принятию этой идеологической концепции. При этом естественно, что для понимания перспектив будущего казахского народа как Вечного этноса, необходимо еще глубже изучить исторические корни этой идеологии, учесть исторические уроки и тем самым избежать ошибок прошлого. Только тогда мы можем понять и полностью показать роль казахского народа как основателя «Мәңгі ел». Если мы сможем превратить название «казах» в общенародное самоназвание всех проживающих на территории Казахстана этносов (как казахских украинцев, казахских русских, казахских уйгуров, казахских корейцев), если они придут к пониманию себя как части Вечного казахского народа, то, несомненно, будущее наше как единого народа будет прекрасным.

В сегодняшнюю эру глобализации, которая пожирает и обезличивает все на своем пути, идея «Мәңгілік Ел» является гарантией возрождения нашего древнего тюркского мировоззрения - бытия, основ цивилизации номадов в их современном виде, расцвета нашей страны как передового, сильного государства [6].

В современных же условиях Казахстану во главе с общенациональным Лидером и сильнейшей личностью современности Н.А. Назарбаевым удалось построить уникальное и уважаемое во всем мире государство – Республику Казахстан, вернув из небытия вековую мечту не одного поколения граждан страны о независимости, вечности народа и государства на этой древней и священной земле, подняв идею «Мәңгілік Ел» на совершенно качественный уровень. В Казахстане построено независимое и суверенное государство со всеми атрибутами современной демократической, светской и динамичной страны. Казахстан, занимая по территории 9-ое место в мире и имея всего лишь 17 миллионов человек населения, на глазах только лишь одного поколения граждан стал одним из сильнейших в экономическом плане государств, с триумфом войдя в ведущую пятерку самых быстрорастущих экономик мира со среднегодовым ростом ВВП в 5- 8 %. Казахстан стал ведущим эпицентром, излучающим всему остальному миру согласие, открытость, прозрачность, мир, толерантность и безопасность, благодаря активной евразийской внешней политике.

Глава государства, прекрасно осведомленный о традиционной тяге казахов и всех казахстанцев к знаниям, науке и легкой их обучаемости, развернул поистине научно-образовательную революцию, предложив еще в 1993 году свою программу «Болашак». Была принята программа «Культурное наследие». Президенту страны удалось сохранить мир и согласие между представителями разных этносов, объединенных вокруг нациообразующего казахского народа. В Казахстане заложены основы прочного сосуществования диалога между разными конфессиями. Наш общенациональный Лидер одним из первых на евразийском континенте воплотил на практике жизнеутверждающую и всегда востребованную идею - идею евразийства, которая во многом созвучна идее «Мәнгілік Ел», подняв его в начале в ранг главной государственной идеологии и далее – межгосударственных отношений.

С обретением независимости наша страна получила исторический шанс для претворения в жизнь этой идеи. Это означает, что у независимого Казахстана, известного мировому сообществу как стремящееся к добрососедству, миролюбивое, государство, есть огромный, и все еще не использованный в полной мере потенциал. А это означает, что идея «Мәңгі Ел» – это ключ к нашему национальному коду.

Таким образом, наряду с родным языком, пробуждающим людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа путем всесторонних исследований, формирование исторического самосознания – все это составляет духовную платформу Независимости.
Список литературы
1. 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства - Деловой портал. Капитал. кз

2. Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Казахстанская правда, 2014, 18 января.

3. А. Куркчи, С. Примбетов. Великий Тюркский Эль. // Казахстанская правда, 1997, 28 февраля.

4. Из истории казахов: Алматы: ТОО «Жалын» баспасы», 1999. - с. 528.

5. Т. Омарбеков. Шедший много веков к понятию «Мәңгі ел» многострадальный казахский народ достоин им стать // Zakon.kz, 2014, 21 февраля.

6. З. Кабульдинов. Великой степи достояние. Международный научно-популярный исторический журнал «Мәңгілік Ел» № 1(3) 02.2014. - с. 32-34.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет