Сборник №35 г. Оренбург 2012 г. Бк 78. 39 Г 77



жүктеу 0.86 Mb.
бет1/5
Дата04.07.2016
өлшемі0.86 Mb.
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное учреждение культуры

«Областной методический Центр народного творчества»

ГРАНИ МАСТЕРСТВА

Информационный сборник № 35

г. Оренбург

2012 г.

БК 78.39


УДК 793

Г 77


Составитель: Помазанова О.Н.
Рецензент: Т. Ю. Скопинцева, кандидат философских наук

Компьютерный набор и верстка: Г.С. Захарова



Грани мастерства: информационный сборник / сост. О.Н. Помазанова; – Оренбург, 2012. – 76


Г 77

Информационный сборник «Грани мастерства» включает в себя материалы о: заключительном гала-концерте V межрегионального конкурса «Русская песня», проведении семинара в Тоцком районе, выставке «Самый северный край Оренбуржья», фестивале национальных культур «Венок дружбы», фестивале джазовой музыки «Рождественские встречи», клубный репертуар и т.д.

Сборник издается с целью оперативной информации о происходящих событиях в социально-культурной сфере, анализа и прогнозирования различных направлений культурно-досуговой деятельности, обобщения опыта работы лучших досуговых учреждений области, коллективов самодеятельного творчества и предназначен как для специалистов культурно-досуговой деятельности, так и для всех интересующихся проблемами сферы культуры.



Наши реквизиты: e-mail: onmc_cul@mail.ru

www.folkart.km.ru

Адрес: 460000 г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24

Телефон: 77-07-55 (факс); 77-03-29



УДК 793


ББК 78.39
© ГБУК «Областной методический

Центр народного творчества», 2012




ВОТ КАКОЙ У НАС ПЕВУЧИЙ КРАЙ!

В областной филармонии состоялся заключительный концерт

V межрегионального конкурса «Русская песня»

….Зрительный зал уже был полон, а люди все шли и шли. В проходах между рядами особо настойчивые пытались оспаривать друг у друга эксклюзивные права на последние свободные места, но расторопные администраторы спешили рассадить всех, ведь в этот субботний день сюда пришли истинные поклонники искусства, истоки которого уходят в глубь веков, когда Русь зарождалась как государство, а народ преобразовался в нацию. Давно замечено, что пение объединяет людей в общем эмоциональном порыве, образный строй, проникновенные мелодии настраивают исполнителей и слушателей на особое, возвышенное состояние души. Песня задевает за живое, заставляет думать, волнует, концентрирует созидательную энергетику.
Сделать все, чтобы сберечь
Именно в такой атмосфере еди­нения и сопереживания проходит ежегодный конкурс, ставший не­отъемлемой частью культурного пространства Оренбуржья. С тех пор как он приобрел статус меж­регионального, его учредителями выступают Государственный российский Дом народного твор­чества и наше министерство куль­туры, общественных и внешних связей, а все организационные хлопоты традиционно берет на себя отраслевой методический центр.

В приветственном слове, пред­варяющем концертную програм­му, министр Виктор Шориков ска­зал: «Глядя в переполненный зал, я искренне радуюсь, что русская песня так любима оренбуржцами. Это вдохновляет нас на то, чтобы мы еще больше оказывали под­держку десяткам тысяч молодых и не очень молодых, но всегда бескорыстных энтузиастов народ­ного творчества. Мы гордимся на­шими фестивалями и конкурсами, они вовлекают в свою орбиту все новых и новых единомышленни­ков по всей области. Поздрав­ляю вас с этим замечательным праздником любви к родному краю, верности нашему общему духовному наследию. Песня жива и будет жить, а мы будем делать все, чтобы ее сберечь и передать потомкам».

В настоящее время народное творчество приобретает характер более осмысленного, научно обо­снованного явления, в котором активно задействован областной методический центр народного творчества. Круглый год его специалисты колесят по городам и районам региона, сотни часов проводят за прослушиванием репертуаров каждого хора, ан­самбля, солиста, советуют, дают мастер-классы, оценивают, отби­рают лучшее, устраивают смотры и выставки. Этот многогранный процесс нашел отражение в недавно вышедшей книге «На­родное творчество Оренбургской области». Выступавшие на ее презентации уверены: материа­ла хватит на десяток изданий, а заместитель министра культуры Вик­тор Ренев надеется, что первая книга подвигнет руководителей муниципальных образований на участие в создании многотомной ретроспективной антологии.
Здесь огранивают самородки
Два с половиной часа продол­жался концерт, программа кото­рого была насыщенна до предела. А ведь в нее включили только ла­уреатов и дипломантов конкурса. Впечатляет представительство участников конкурса: на него съе­халось около 40 коллективов из 12 регионов, среди них четыре полно­весных хора, один из которых поет в сопровождении собственного оркестра, два с лишним десятка ансамблей, а еще дуэты, солисты.

Прослушивали самодеятельных певцов и подводили итоги конкурса авторитетные специалисты. В качестве председателя жюри была приглашена ученый секретарь Московского государственного института искусствознания про­фессор Ольга Пашина. По едино­душному мнению, очевиден рост исполнительского мастерства. Более оригинальным стал и репертуар, в активе самодеятельных певцов появились редкие и до­вольно сложные по музыкальному рисунку песни. Экспертам при­шлось изрядно потрудиться, даже поспорить, потому что многие пре­тенденты на призовые места были равнозначно высокого уровня. В результате лауреатские дипломы в рамках одной номинации при­суждались не трем, а гораздо большему числу конкурсантов. Организаторы постарались при­влечь дополнительные спонсорские силы, чтобы поощрить всех достойных участников.

Но самым отрадным для спе­циалистов и любителей вокаль­ного народного искусства стало открытие целого ряда новых звездочек в номинации сольного пения среди возрастной группы от 12 до 18 лет. Больше всех вос­торгов было адресовано юному солисту Андрею Кану, с которым в Доме культуры села Городища занимаются руководители Нина Рязанова и Наталья Колобоева. Мне уже доводилось слушать рус­ские песни в исполнении Андрюши - и где бы вы думали? - на корей­ском национальном празднике! Взрослых ценителей покоряет не только его голос, но и природная органичность, сочетающаяся с удивительным артистизмом. А ведь русский язык и русская ме­лодика не являются для мальчика родными, передаваемыми с гена­ми. Как тут не поразиться магии искусства!

Лично для меня и многих зри­телей бальзамом на душу стало выступление 14-летней бузулучанки Екатерины Киндеченко. Катя спела так называемую закличку «Ярило» - песенное обращение к мифологическому богу Солнца. Весенние заклички несут в себе отголоски древних верований сла­вян-язычников: обрядовое песен­ное заклинание, по их убеждению, способствовало скорейшему при­лету птиц, приносящих на своих крыльях тепло, долгожданное для народа-земледельца. С этим номером девочка уже участвовала в международном конкурсе, про­ходившем в Анапе, и завоевала там Гран-при. У себя на родине она, к сожалению, получила толь­ко диплом второй степени. В ко­ротком вокальном произведении Катя показывает все богатство своего голоса - широту диапазона, необычный тембр-сочный, мато­вый, глубокий. Хочется верить, что у юной певицы большое будущее.

...Перед самым концертом в фойе филармонии состоялся профессиональный разбор по результатам прослушивания. Он предназначался только для самих конкурсантов. Гостьи из Москвы и Самары беспристрастно проана­лизировали каждое выступление, начиная с вокального мастерства, степени сложности партитуры, манеры пения, артистизма и до внешнего вида исполнителя. Зву­чали и похвалы, и рекомендации, и веские критические замечания.
Живой организм со своими кодексами
После подведения итогов кон­курса мне удалось поговорить с членами жюри. Наталья Седова приезжает в Оренбург не впервые, она тесно сотрудничает с ОМЦНТ.

- Мне очень нравятся ваши специалисты, они просто заража­ют своей любовью к народному творчеству, - призналась Наталья Викторовна. - У вас так много кол­лективов, столько разных направ­лений! Пусть не все добиваются


больших успехов, но ведь люди занимаются художественной само­деятельностью не ради корысти, своим творчеством они возвышают над обыденностью собственную душу и дарят радость другим. При­ятно, что среди руководителей коллективов немало моих выпускни­ков, а среди оренбургских коллег я
встретила своих однокурсников. И по-хорошему завидно, что местные
власти, работники госструктур под­держивают народную культуру, аккумулируют все лучшее не только у себя в области, но и привлекают участников из других российских регионов. Нам сообщили, что в Оренбург приехали посланцы Самарской, Челябинской, Нижегородской, Курганской, Свердловской, Ульяновской областей, Республики Башкортостан.

Своими мыслями поделилась и Ольга Пашина. На мой вопрос, со­единимы ли в одной фестивальной программе чисто фольклорные ансамбли, строго следующие принципам аутентичного пения, и коллективы, которые привносят в свою исполнительскую манеру что-то современное, Ольга Алексеевна ответила:

- Это абсолютно нормально. Был такой известнейший музы­кальный этнограф профессор Евгений Владимирович Гиппиус, который говорил, что фольклор - это вовсе не какой-то закон­сервированный продукт или за­стывшая навсегда категория. В разные эпохи он функционирует в соответствии с новыми куль­турными, социальными, эконо­мическими условиями, чутко реагируя на все составляющие жизни народа, нации. Фольклор развивается как самостоятельное явление, как живой организм. Народное искусство комплексно по своей сути: это всегда отра­жение структуры определенного социального сообщества, это особые жанры - музыкальные в том числе. Главное, не нарушать основополагающих кодексов народной культуры. Что я имею в виду? К примеру, выходит на сцену десятилетняя девочка и поет руслановские «Валенки». Но надо же понимать, что ребенок не в состоянии прочувствовать глубину смысла слов «по морозу босиком к милому ходила»! Даже при наших, как говорят сейчас, продвинутых нравах, такое прене­брежение к морально-этическим канонам неприемлемо. И дело не только в национальной ментальности. Дети не должны исполнять взрослый репертуар, это калечит неустойчивую психику, деформи­рует их естественное личностное формирование. Во время встреч с участниками художественного творчества мы говорим и об этом.

Эмоциональное мнение вы­сказала наша землячка Юлия Учватова:

- Я всегда с радостью прихожу на смотры народного творчества: от самодеятельных певцов идет столько хорошей энергетики - это бесценно! А удивление было от ансамбля «Русская душа» из Кувандыка - прекрасный коллектив! И еще меня покорил вокальный дуэт «Казачья воля» из Курганской области - такая гармоничная пара! Не люблю, когда в народном ис­полнителе чувствуется некоторая наученность, причесанность, - меня больше греет самородность: бы­вает, совсем маленький кусочек мелодии, несколько звуков пропе­то, но так, что мурашки по коже...


Надежда Емельянова,

газета «Южный Урал»
* * *

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРА

В ТОЦКОМ РАЙОНЕ

(18-20 октября 2012)
Назначение современных культурно-досуговых учреждений заключается не только в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой деятельности людей, но и в том, чтобы этими процессами руководили грамотные работники, т.е. специалисты своего дела. Но, к сожалению, не все руководители имеют специальное образование. Чтобы повысить уровень профессиональной подготовки стало традицией проводить областные, зональные и районные творческие лаборатории, стажерские площадки, семинары-практикумы, как в областном центре, так и с выездами в районы области. С 18 по 20 октября 2012 года на базе МАУК РДК «Юбилейный» Тоцкого района проходил семинар-практикум, слушателями которого стали более 100 человек. Особенностью этого семинара было участие в его работе не только работников культуры (руководителей творческих коллективов, методистов, директоров СДК, СК), но и работников библиотек и учреждений дополнительного образования.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативных граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. И специалисты ГБУК «Областной методический Центр народного творчества» попытались на работе своих секций: методической (зам. директора ГБУК «ОМЦНТ» О.Н. Помазанова и гл. специалист Г.Г. Матакова), вокально-хоровой (гл. специалист Л.Р. Муратова), хореографической (гл. специалист И.В. Теличко) и театральной (гл. специалист Л.И. Толкачева) дать тот объем профессиональных знаний, который поможет в работе учреждения культуры как в целом, так и в работе с отдельным творческим коллективом.

Методическую секцию, в работе которой приняли участие методисты, директора сельских учреждений культуры Тоцкого района, возглавляла и была ответственной главный специалист ГБУК «ОМЦНТ» Матакова Г.Г. Программа секции включала как теоретические вопросы, так и практические занятия. На семинарских занятиях были рассмотрены следующие темы: «Планирование, учет, отчетность культурно-досуговых учреждений»; «Делопроизводство в клубе»; «Ресурсная база КДУ».

В соответствии с концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Оренбургской области на 2011–2015 годы, основными хранителями народных традиций в настоящее время являются учреждения культурно-досугового типа, т.е. клубы. Сохранение глубинных базовых основ многонациональной культуры Оренбуржья, значимых традиций, памятников фольклора, культурной самобытности народов Оренбургской области и создание условий для сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов Оренбургской области обо всем этом говорилось и обсуждалось на методической секции. Директора сельских домов культуры познакомились с методикой описания объектов нематериального культурного наследия.

Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования, информатизация сферы народного творчества и социально-культурной деятельности, повышение информационной культуры личности, поэтому другой важной темой стала «PR-инструменты и информационные технологии для учреждений культуры». Слушатели пришли к единому мнению, что для реализации социального заказа, проведения культурных мероприятий, привлечения внимания к учреждениям культуры необходимо уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию, но самое главное, умение сформировать информационное поле вокруг учреждения культуры и умело передать, распространить необходимую информацию.

Для методической секции был проведен мастер-класс «Оформление праздника» и деловая игра «Организуем праздник».

Итогом работы секции стал творческий показ фрагмента праздника, посвященного Дню матери.

Основной целью работы вокально-хоровой секции стала подготовка профессионально ориентированного педагога-руководителя творческого самодеятельного вокального коллектива, способного решить сложные художественно-педагогические задачи в работе для повышения исполнительского уровня. Руководитель этой секции Муратова Лилия Рафаэльевна. Она поставила перед семинаристами задачу не только развить индивидуальные вокально-педагогические способности руководителей коллективов, освоить педагогические принципы и приемы работы вокальной педагогики и изучения специфики певческого голоса, но и сформировать навыки работы с творческим самодеятельным вокальным коллективом (комплекс распевания, дыхательных упражнений по Стрельниковой, логопедический дыхательный тренинг, охрана и гигиена голоса).

75 % слушателей вокально-хоровой секции не имеют специального образования и поэтому материал, который был подготовлен главным специалистом, был разработан в соответствии с образовательной базой участников: знакомство с теоретическими знаниями в области музыкальной педагогики, апробация и закрепление данного материала на практике. С участниками разбирался и изучался музыкальный репертуар, в процессе которого разбирались принципы и методы репетиционной работы, участники совершенствовали свои вокальные навыки посредством артикуляционных и дыхательных упражнений (комплекс Стрельниковой, логопедический дыхательный тренинг), распевания (классический комплекс, методика Шаповаловой Н.Н., Емельянова). Получили базовые знания по сценической культуре, ознакомились с современными вокальными методиками, в том числе методиками в области эстрадного вокала (Шаповалова Н.Н., Сет Ригс).

С целью пропаганды местного культурного наследия, для работы были взяты «Ой, ты коваль, ковалечек», «Ой, да ты, калинушка» в обработке Татьяны Лебедковой. Для руководителей творческих коллективов, в том числе и вокально-хоровых очень важно увезти с собой репертуар (Сборники «Широка ты степь» - Песни оренбургских казаков в обр. В. Позднеева, «Ой ты, батюшка, Оренбург – город», «Мелодии степного края», «Песни Оренбуржья».

Хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры. Несмотря на популярность хореографического искусства, многообразие форм его существования, в Оренбургской области остро стоит кадровый вопрос – в сельской местности не хватает специалистов со специальным образованием и Тоцкий район не исключение - из 10 руководителей хореографических коллективов лишь 3 человека имеют специальное хореографические образование. Поэтому сегодня необходима практика семинаров для руководителей хореографических коллективов.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Руководитель хореографической секции главный специалист ГБУК «ОМЦНТ» Ирина Вячеславовна Теличко построила программу своей секции так, чтобы семинаристы смогли освоить приемы работы с детьми 3-6 лет (детский танец, включающий в себя различные виды разминок, этюды для детей), а также освоили методики русского танца, куда вошли различные элементы русского народного танца («гармошка», «веревочка», «моталочка», «молоточки», дроби), положения рук в русском танце и современного танца (для детей 8-15 лет).

На теоретических занятиях рассматривались вопросы состояния хореографического жанра в Оренбургской области, возрастные особенности детей и их учет в работе руководителя хореографического коллектива, видеопросмотр выступлений лучших коллективов России и анализ их творческой деятельности.

Современное режиссерское творчество является принципиально новым художественным явлением – системой, одновременно мировоззренческой, эстетической, методологической и технологической, и предполагает определенную систему знаний, умений и навыков. Отсутствие профессиональной режиссуры, во-первых, снижает художественный уровень театрального репертуара со всеми вытекающими отсюда последствиями, во- вторых, это верный путь к профессиональной деградации труппы (любительского театрального коллектива). В конечном счете, профессиональная режиссура необходима театру, т.е. развитие театрального искусства, зависит от качества художественной продукции, т.е. спектакля.

В работе театральной секции (руководитель - главный специалист Толкачева Любовь Ивановна) приняли участие 48 семинаристов, это: директора СДК, заведующие клубами, библиотекари, работники школы искусств, все те, кто руководит творческими коллективами театрального направления (театры драматические, моды, кукол, книги, малых форм и т.д.), режиссер народного театра. Но, к сожалению, не все руководители любительских театральных коллективов имеют специальное профессиональное образование. Из 48 семинаристов 2 имеют среднее специальное образование (Оренбургское областное училище культуры) и 2 – областные курсы повышения квалификации. Остальные же имеют не профильное образование.

Программа семинара включала в себя не только теоретические занятия «Мониторинг развития театрального жанра Оренбургской области», «Метод психоэлевации в работе с детским театральным коллективом», «Организация сценического пространства» и «Основы клубной драматургии и режиссуры», но и практические такие как: Школа актерского мастерства («Метод интервьюирования», «Импровизация» и «Пластическое решение спектакля. Освоение сценической площадки через мизансцену», а также тренинг по сценической речи.

Завершил работу семинара творческий показ: 4 этюда «Случай в регистратуре», «На даче», «Преступление и наказание», «Двадцать лет спустя» и радио-театр «Спасение - 911».

Такие семинары необходимо делать не только для руководителей театральных любительских коллективов, но и для работников культуры, т.к. они проводят массовые мероприятия по организации досуга и отдыха населения, а значит, в основе его лежит сценарий и режиссура. В связи с этим клубная драматургия также как и театральная требует знание законов жанра, что позволяет работнику культуры грамотно проводить массовые мероприятия, дают возможность правильно понять закономерности сценарной деятельности, создания образов через актерское мастерство, грим и использования технических средств.

Закончился семинар-практикум творческим показом каждой секции.

На круглом столе, в работе которого приняли участие директор ГБУК «ОМЦНТ» Г.И. Биушкин, зам. главы администрации МО «Тоцкий район» А.А. Соколов, зав. отделом культуры МО «Тоцкий район» Н.В. Аксенова, заместители директора ГБУК «ОМЦНТ» О.Н. Помазанова и О.В.Савенко, а также руководители секций – гл. специалисты: Матакова Г.Г., Муратова Л.Р., Теличко И.В., Толкачева Л.И., были подведены итоги 3-х дневной работы. Еще раз доказана значимости проведения таких семинаров – практикумов, и необходимость оказания методической и практической помощи творческим коллективам области на местах, повышению квалификации их руководителей.



Л.И. Толкачева,

главный специалист ГБУК «ОМЦНТ»

Выставка

«Самый северный край Оренбуржья»
Новая выставка, открывшаяся 26 ноября в Выставочном зале ГБУК «ОМЦНТ» – уже четырнадцатая в этом году и – еще не последняя. На этот раз прекрасной коллекцией живописи, графики, декоративно-прикладного искусства порадовали мастера и художники Северного района нашей области.
Содружество «художников-любителей», как они себя называют, существует с 2007 года. Совместные выставки, пленэрные поездки, взаимопомощь в оформлении, транспортировке работ, участие в районных и областных праздниках и конкурсах – вот для чего эти талантливые люди решили объединиться. Учителя и воспитатели, библиотекари и методисты, рабочие, предприниматели, учащиеся – люди разных возрастов, профессий… Организатором и руководителем коллектива стал Виталий Иванович Пиянзин – живописец и график, педагог, инициатор и активный участник многих интересных художественных проектов. Нужно сказать, что и наш Выставочный зал уже хорошо знаком «северянам» – их первая выставка состоялась в декабре 2007 года, и за пять прошедших лет они неоднократно принимали участие в областных выставках ГБУК «ОМЦНТ», в первую очередь – в наших традиционных выставках «Осенний вернисаж» и «Весна Победы».

В представленной коллекции есть работы, нам уже хорошо знакомые, и это вполне логично. Мы рады вновь увидеть незабываемые снежно-зимние, зеленые и синие летние пейзажи, чудо-коней – как будто с детства знакомую сказку рассказывает Виталий Иванович. Варьируя стилистические приемы – то стремясь к реализму, то восходя к наиву – художник заставляет и нас восхищаться многообразной и глубокой красотой нашего края.

Поэтизирует природу Сергей Иванович Милин. В его пейзажах нередко встретишь водопады, нагромождения скал, в его палитре преобладают романтика небесно-голубого, сиреневые, лиловые, нежные розовые дали… Оранжевым золотом согревает осень, березы праздничны, светлы и нарядны, никогда не нахмурится, не замутится ни небесная, ни водная гладь…

Оренбуржцам - любителям искусства, знакомы и работы, представленные художниками А.В. Чертопрудовым, А.В. Полосиным, А.С.Верещагиным…

Новое имя в нашем Выставочном зале – Михаил Федорович Колесников, архитектор. Серия из пяти графических листов, «Архитектурная живопись»… Башни, крепостные стены, храмы предстают не просто как архитектурные объекты, – как образы из легенд и сказаний о Древней Руси…

Есть в коллекции несколько работ, уже ставших реликвиями. Это полотна Магдана Фатыховича Гарипова и Петра Ивановича Продубнова. Как это правильно – не держать в запасниках, а показывать работы художников, уже ушедших, наряду с работами сегодняшними, новыми…


Приятно, что в коллективе немало молодежи: Фируза Сахапова, Айзира Мифтахова, Мария Ионова…


Много добрых улыбок подарили нам игрушки Татьяны Филипповны Стройкиной, Светланы Александровны Шмундяк, Юлии Александровны Шапошниковой, свистульки и барышни Владимира Васильевича Андреева.


С восхищением останавливались взрослые и маленькие посетители зала у витрин с работами Сергея Павловича Мудрякова (резьбы по дереву), Ларисы Васильевны Сардиной и Марины Львовны Овсейко (квиллинг), Галины Александровны Драполенко и Виктора Александровича Юдина (декорированные бутылки). Мастерство и художественный вкус – в каждой работе!

  1   2   3   4   5


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет