Сборника его стихов и поэм:



Дата23.06.2016
өлшемі34.67 Kb.
#155643
түріСборник
Вознесенский

Андрей Андреевич
1933

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич [12.V.1933, Москва] — поэт. Родился в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 г. В 1960 г. вышли первые два сборника его стихов и поэм: «Парабола» — в Москве и «Мозаика» — во Владимире. Далее последовали «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), «Аксиома самоиска» (1990), «Россiя, Poesia» (1991) и др.

Тема женственности широко представлена в поэзии Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Сидишь беременная, бледная...», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т. д., причем раскрывается она чаще всего драматически. Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы — реакционны». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского, с ней связаны «Баллада 41-го года», позднее озаглавленная как «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя», «Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом», «Доктор Осень» и др. произведения. Поэма «Ров» посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.

Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 80-е — первую половину 90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей (см., напр., «Рапсодию распада»). Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство («Поэтарх»), подвижническую деятельность русских интеллигентов — «прорабов духа» и возрождение христианских ценностей. Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными, начиная с поэмы «Андрей Полисадов» (1979), повествующей о жизни священнослужителя — прапрадеда поэта. С тех пор Вознесенский часто пишет о грехах, молитвах, покаянии.

Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции «Парабола» и «Мозаика», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин — «Поэторию», А. Нилаев — ораторию «Мастера», В. Ярушин — рок-ораторию «Мастера».

Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (см. цикл «Распятие»). По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным.


Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: в 2-х ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 1: А-Л. - 784 с., ил.
Рекомендательный список к выставке в отделе художественной литературы


  1. Вознесенский, А.А. Ахиллесово сердце: стихи / А.А. Вознесенский. - М.: Художественная литература, 1966. - 280 с.

  2. Вознесенский, А.А. Витражных дел мастер: стихи / А.А. Вознесенский. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 336 с.

  3. Вознесенский, А.А. Выпусти птицу: стихи и поэмы / А.А. Вознесенский. - М.: Современник, 1974. - 247 с.

  4. Вознесенский, А.А. Избранное / А.А. Вознесенский. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 384 с.

  5. Вознесенский, А.А. Не отрекусь. Избранная лирика / А.А. Вознесенский. - Минск: БелАди, 1996. - 320 с.

  6. Вознесенский, А.А. Прорабы духа / А.А. Вознесенский. - М.: Советский писатель, 1984. - 496 с.

  7. Вознесенский, А.А. Ров. Стихи, проза / А.А. Вознесенский. - М.: Советский писатель, 1989. - 688 с.

  8. Вознесенский, А.А. Соблазн: стихи / А.А. Вознесенский. - М.: Советский писатель, 1979. - 208 с.

  9. Вознесенский, А.А. Собрание сочинений в 3-х т. / А.А. Вознесенский. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 1: Стихотворения. Поэмы. Мне четырнадцать лет. Рифмы прозы. - 463 с., ил.

  10. Вознесенский, А.А. Собрание сочинений в 3-х т. / А.А. Вознесенский. - М.: Художественная литература, 1984. - Т. 2: Стихотворения и поэмы. Структура гармонии. Рифмы прозы. - 543 с.

  11. Вознесенский, А.А. Собрание сочинений в 3-х т. / А.А. Вознесенский. - М.: Художественная литература, 1984. - Т. 3: Стихотворения и поэмы. Рифмы прозы. - 494 с., ил.

  12. Вознесенский, А.А. Стихотворения / А.А. Вознесенский. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 176 с.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет