Семинар №9 Философская антропология: основные проблемы и понятия Задание для самостоятельной работы: Подготовить доклады



Дата26.06.2016
өлшемі56 Kb.
#158964
түріСеминар
Семинар № 9 Философская антропология: основные проблемы и понятия
Задание для самостоятельной работы:
1.Подготовить доклады:

Предмет философской антропологии (сравнить с антропологией)

Проблема человека в истории философии

Науки, изучающие человека, их предмет и функции

2.Подготовить презентации


  • Антропогенез в представлениях материалистической философии

  • Антропогенез в представлениях религиозной философии

3. Выписать обозначенные понятия.

4. Подготовить ответы на все вопросы, поставленные в тексте


Вопрос 1. Предмет философской антропологии

Человек – сложная целостная система, которая является компонентом биологической и социальной систем. Он обладает специфическими качествами, выделяющими его из мира природных явлений. Его выделяют не только уникальные признаки ( какие? ), но и сама сущность: имманентные способы бытия, внутренние законы его существования.

Главный сущностный признак человека – его способность к трудовой деятельности ( Дайте определение труда).

Человек – это существо разумное ( поясните с помощью развернутого ответа)

производящее( поясните с помощью развернутого ответа)

культурное( поясните с помощью развернутого ответа)

нравственное( поясните с помощью развернутого ответа)

политическое ( поясните с помощью развернутого ответа)

результат общественно-исторического развития( поясните с помощью развернутого ответа)

единство субъекта и объекта( поясните с помощью развернутого ответа)

И. Кант сформулировал основные проблемы человека


  • что я могу знать? (знание)

  • что я должен делать? (мораль)

  • на что я могу надеяться? (вера)

  • что такое человек?

Человек – единство трех основных начал: биологического социального и психического. При этом ни одно из начал нельзя изъять: потому что уничтожается сама сущность человека.

Основные подходы к изучению человека в философской антропологии

-Гносеологический: пределы познания мира человеком

-Онтологический: человек в мире природы, биологическая сущность человека

-Аксиологический: ценность жизни и жизненные приоритеты

-Социально-философский: человек в мире общества и культуры



Вопрос 2. Проблема антропогенеза:

В настоящее время проблема происхождения человека – одна из самых актуальных: идут поиски антропологических феноменов путем раскопок, изучается возможность занесения жизни из других миров Вселенной, в религиозных представлениях не меняется убеждение в сотворении человека. Итак, сотворенность, палеовизит, эволюция – основные предположения происхождения. ( Выскажите мнение относительно доказательности этих теорий)

В материалистическом мышлении важна теория Ч. Дарвина (Кратко изложите сущность учения Ч.Дарвина)

Вопрос 3. Проблема человека в истории философии

В цивилизациях древней Индии, Китая, Греции -человек это часть Космоса (единого порядка), малый космос, микрокосм, который входит в макрокосм (поясните состоятельность этого суждения и его значение для современного миропонимания)

Человек содержит (по представлениям древних) в себе все стихии, все первоначала ( справедливо ли это утверждение?)

В античной философии утверждалось, что человек – 1) это две части единой реальности – тело и душа ( у Аристотеля); 2) две различные субстанции – тело и душа ( у Платона)

Человек в религиозном представлении господствует идея креационизма, сотворенности человека Богом, идея сотворенности только одной пары людей, впавших в грех непокорности и непослушания. В религиозной философии присутствует идея возможности искупления греха, идея бессмертия души через воскресение, идея Царствия небесного (какой социальный и нравственный смысл имеют эти идеи?)

В религиозном представлении человек обладает душой - непознаваемым божественным началом. Душа в психологии и медицине – психическая данность человека: память, эмоции, особенности мировосприятия, система ценностных приоритетов. ( Выскажите мнение о возможности познания такого явления, как душа)

В материалистической философии ( в основных чертах) человек – это часть природы, человек имеет биологическую сущность, сознание человека – продукт развития природы, социальность человека – необходимое условие его существования, а человеческая сущность рассматривается как совокупность общественных отношений ( К. Маркс). (Что кажется вам несомненном в этих утверждениях, и что лично вам хотелось бы добавить в это определение?

4. Современные проблемы философской антропологии

Наиболее значимой является биологизаторская концепция. Её основные положения: Она допускает «конструирование» человека : вживление чипов, клонирование с целью получения человека с особыми возможностями и использование такого человека в нужных целях, утверждает, что поведение человека зависит от его биологических основ



Усложнение проблем изучения человека обусловлено тем, что обнаруживаются следующие типы кризисов:

Глобальные политические кризисы ( каковы их причины, по вашему мнению?)

Экологический кризис ( поясните его сущность)

Энергетический кризис ( поясните его сущность)

Социально-экономический кризис( поясните его сущность)

Демографический кризис( поясните его сущность)

Существуют и специфические кризисы как факторы риска для жизни и здоровья:

Отчуждение от труда ( в чем состоит угроза сущности человека)

Отчуждение от коллектива ( в чем состоит угроза сущности человека,

Отчуждение от семьи( в чем состоит угроза сущности человека)

Отчуждение от традиционной культуры ( в чем состоит угроза сущности человека)

Влияние генной инженерии( в чем состоит угроза сущности человека)

Особенности развития личности в условиях информационного пространства( в чем состоит угроза сущности человека)

В современной философской антропологии неизбежно возникают вопросы:

Общественный и технический прогресс: благо или зло?

Необходима ли смена антропоцентрической парадигмы на иную

Есть ли общие ценности для всех?

Играет ли социальное положение на определение смысла жизни?

Является ли индивидуальное самосохранение смыслом жизни?

Определяет ли религия смысл жизни?

Современная научная концепция человека состоит в следующем: :

человек - биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек - живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного



Специфическая задача медицины - преодоление биологической и патофизиологической ограниченности медицины, её соматического направления и возрастание внимания к социально-экономическим, технико-культурным и морально-психологическим условиям жизни людей, определяющим нормальное существование человека в современном мире.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет