Смирнов А. А. А. Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма



Дата29.06.2016
өлшемі78 Kb.
#164921
Смирнов А.А.

А. ШОПЕНГАУЭР - ТЕОРЕТИК ВСЕЛЕНСКОГО ПЕССИМИЗМА
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г. в семье богатого коммерсанта. Получил хорошее образование, а в возрасте от 15 до 17 лет объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. Во время путешествия он ведет дневник, в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь - ее темные стороны особо привлекают его внимание; уже тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени.

В 1805 г. умер его отец; отношения с матерью были напряженными и в результате между ними происходит полный и окончательный разрыв.

Артур приступает к изучению философии ив 1813 г. защищает докторскую диссертацию, названную им «О четверояком корне достаточного основания». Диссертация была встречена сочувственными рецензиями, но литературного успеха в большой публике, на который рассчитывал Шопенгауэр, не имела, что глубоко огорчило его.

Последующие четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего главного труда "Мир как воля и представление". Его первое издание также не было успешным.

Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.П. Рихтера, который писал, что мировоззрение Шопенгауэра «обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину, подобно меланхолическому озеру в Норвегии, окруженному со всех сторон мрачными стенами из крутых скал, в которых никогда не видно солнца, а видно лишь в глубине звездное небо, никогда над этим озером не пролетали птицы, не пробежит и волна».

В августе 1831 года он перебрался во Франкфурт-на-Майне, где ведет необщительную и почти затворническую жизнь холостяка, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

В конце жизни к нему приходит известность, у него появляются последователи и ученики, в университетах читается курс его лекций.

Артур Шопенгауэр умер в расцвете громкой славы 21 сентября 1861 года.

Новое философское миропонимание, присущее наряду с другими философами 19 в. и А.Шопенгауэру, возникло в результате неприятия утверждения универсальности рационального метода познания. Абсолютизация такого метода была представлена в работах Г. Гегеля, где развитие культуры рассматривается исключительно как закономерный процесс, анализ которого требует применения рационального метода. Однако, не только и не столько разум отличает человека от всего остального мира, сколько дух и душа - феномены, постижение которых с позиции гегелевской философии невозможно. Жизнь человека в большей степени, чем кажется на первый взгляд, характеризуется алогичностью. Рациональная методология при осмыслении жизни не срабатывает, она наталкивается на



2

скорый предел своих возможностей, дальше которых особая область, ее познание требует иную методологию. Представители постклассической немецкой философии А.Шопенгауэр и Ф.Ницше заложили принципиально новые основы миропонимания. Философия жизни, экзистенциализм, интуитивизм, психоанализ многим обязаны учениям этих философов, у них единое мировидение. Шопенгауэр, Вагнер, Ницше - источник самого мощного в западноевропейской мысли направления - пессимистического.

В отрешении от злой воли, формирующей реальный мир, видит Шопенгауэр счастье. Поэтому наибольшие конфликты и столкновения возникали у него с Гегелем, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

3

Онтология.

«Мир есть мое представление»: вот та истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа ... Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю ... окружающий его мир существует лишь как представление ... Если какая-нибудь истина может быть высказана a priori, то именно эта ... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для взирающего - короче говоря, представлением». [«Мир как воля и представление», Т.1., § 1, с.27].

Т.е. все, что мы видим, слышим и т.д. - это наше субъективное восприятие, мы не можем иметь о мире объективного знания. Мир становится миром только для взирающего на этот мир человека. По этой же причине всякая истина по Шопенгауэру субъективна, потому что истиной человек называет то, что он воспринимает с помощью собственных органов чувств, т.е. свои субъективные представления; объективной и единственно верной истины существовать не может.

«Всякая действительность, т.е. всякое заполненное настоящее, состоит из двух половин, субъекта и объекта, хотя они и находятся между собой в столь же необходимой и тесной связи, как кислород и водород в воде». [«Афоризмы житейской мудрости», гл. I ]

И Шопенгауэр ставит своей целью найти некую точку, в которой объект и субъект сливаются воедино, некую первооснову бытия.

«Все, что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании и случается для этого последнего, поэтому наиболее существенное значение имеет природа самого сознания, и в большинстве случаев она играет большую роль, чем те образы, которые в нем возникают». [«Афоризмы житейской мудрости», гл. I ]

В результате апостериорного, т.е. послеопытного, познания рассудок имеет определенные образы и имена предметов. Чтобы рассмотреть сущностную первооснову мира необходимо иметь априорное познание.

Речь идет о том, что все полученные человеком представления — субъективны, и чтобы выявить сущность, первооснову бытия необходимо рассмотреть то, что имеет индивид a priori, т.е. изначально, когда у него еще нет каких-либо представлений, сформированных на основе личного опыта.

«Ибо в каждой вещи в природе есть нечто такое, чему никогда нельзя найти основания, указать дальнейшую причину, чего нельзя объяснить; это -специфический способ ее (вещи) действия, т.е. образ ее бытия, ее сущность.

«Априорное познание свидетельствует, что субъекту дано слово разгадки, и это слово — «воля». Именно воля открывает индивиду внутренний механизм его существа, его деятельности, его движений». [«Мир как воля и представление», Т.1., § 23, с. 165].

4

Абсолютным первоначалом бытия является Мировая Воля. Это сущность бытия, это некая первостепенная субстанция. Все происходящие в мире процессы - это акты проявления Мировой Воли.

«Воля - главная сила мира»,- утверждает Шопенгауэр. Он опровергает утверждение о том, что в основе бытия лежит Разум тем, что если бы всем руководил разум, то не было бы войн и иных потрясений, несущих негативные черты, все действия и события были бы рациональными и направленными на достижения положительного результата, блага.

«Мир и человек суть формы объективации воли», т.е. все сущее - это формы, в которых Мировая воля объективируется, формы, в которых она воплощается. [«Мир как воля и представление», Т.1., § 25,с.187].

Движения тела и движение души - это тоже объективированная воля, т.е. воля, ставшая объектом в представлении индивида. Первична - Воля, а чувства, рассудок и разум - вторичны и выполняют роль функций Воли.

«Воля, как сказано, выражается прежде всего произвольными движениями тела, ибо они не что иное, как видимость отдельных волевых актов». [«Мир как воля и представление», Т.1., § 20, с. 157].

«Миром правит слепая воля» - так характеризует Мировую волю Шопенгауэр. [«Мир как воля и представление», Т.1., § 27, с.211].

Воля - это "слепой бессознательный порыв". Она определяет природу всех поступков человека, поэтому они и уникальны для каждого индивида.

Шопенгауэр проводит различие между «сознательной» и «бессознательной» волей. Например, желание человека и его реализация -это относительная воля, она порождена его стремлением, желанием, но то, на основании чего это желание возникло, нечто бессознательное и невидимое -это воля безотносительная, т.е. абсолютная, это и есть Мировая воля.

Т.о. воля превращена Шопенгауэром в первоначало, в абсолют, мир в его понимании становится «волей и представлением».

Мировая Воля порождает все вещи и процессы, но изначально в ней коренится нечто ущербное, негативное. Она как бы вечно «голодна», Шопенгауэр подтверждает это примерами о постоянной потребности в пище человека и животных.

В связи с этим три категории бытия - время, пространство и причинность — также носят отрицательных характер: время всегда стирает результаты затраченных усилий, пространство разделяет близких друг другу людей, а причинность «подобно маятнику, перебрасывает людей от одних состояний к другим, им противоположным. Причинность - самая губительная основа человеческих горестей».

У Шопенгауэра Воля устремлена на реализацию своей мощи так, что в своих проявлениях сама себя разделяет, разрушает, однако вновь и вновь продолжает свои бесконечные искания и борения; в своих проявлениях она все более страдает и ощущает себя мучительно несчастной. Мировой Воле присуща «нелепость», она «лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом». Мировую Волю не интересует ни прошлое, ни

5

будущее. А происходящие во времени и пространстве события истории лишены связи и значения. Поток событий во времени — это просто смена одних случайных событий другими

Шопенгауэр вводит понятие «вины Мировой воли». Возникновение Вселенной и жизни в ней — это стихийное и не осознанное проявление Мировой Воли, это, можно сказать, грехопадение Воли, которое искупается теперь страданиями, выпадающими на долю всех живущих в мире существ.

В связи с этим философ приходит к заключению, ставшему основой его мировоззрения: «Наш мир—наихудший из всех возможных миров». С этих пор Шопенгауэр становится «теоретиком мирового пессимизма».

В главе «О ничтожестве и горестях жизни» А.Шопенгауэр развенчивает оптимизм: «Оптимизм, это - в сущности незаконное самовосхваление истинного родоначальника мира, т.е. воли к жизни, которая самодовольно любуется на себя в своем творении; и вот почему оптимизм - не только ложное, но и пагубное учение». [А.Шопенгауэр, Избранные произведения,-М.: Просвещ.,1992., с.76].

6

Методология.

В 1813 г. А.Шопенгауэр защитил докторскую диссертацию, которая была им озаглавлена «О четверояком корне закона достаточного основания».

Вообще основным постулатом закона достаточного основания является тезис: «Ничто не существует без основания того, почему оно есть». Шопенгауэр имеет в виду под действием этого закона связь причины со следствием в различных сферах действительности.

Философ выделяет четыре модификации этого закона: для физических объектов, то есть для связей и отношений материального мира, для связей логического мышления, для отношений математических и для психологической волевой обусловленности. Все эти связи существуют только как связи представлений, и сами являются не более чем представлениями. Первые три сферы опираются на последнюю и в конечном счете должны сводиться к основаниям психического характера, которые, в свою очередь, сводятся к волевым усилиям индивидов, а эти усилия проистекают из сущности всей действительности, т.е. из Мировой Воли. Т.о. в воле содержится сущность всякой причинности.

В материальном мире господствует строжайшая необходимость, здесь нет свободы воли, есть лишь причины действия: волевые решения субъектов определяют их поведение, которым в конечном счете является любая совокупность человеческих поступков. Т.о. всякая причинность сводится Шопенгауэром к актам воли, исходящим из первоосновы - Мировой Воли. «Волевые решения - это мотивации, а всякая мотивация - это «причинность, видимая изнутри». [«Мир как воля и представление», Т.1., § 24, с. 175].

Для свободы среди явлений действительности места нет:

«Остается, таким образом, вопрос: свободна ли сама воля? Здесь, стало быть, понятие свободы, которое до тех пор мыслилось лишь по отношению к возможности, было уже применено к хотению, и возникла проблема, свободно ли само хотение? Но при ближайшем рассмотрении первоначальное, чисто эмпирическое, и потому общепринятое понятие о свободе оказывается неспособным войти в эту связь с хотением. Ибо в понятии этом «свободный» означает «соответствующий собственной воле»; коль скоро, следовательно, спрашивают, свободна ли сама воля, то это, значит, спрашивают, соответствует ли воля сама себе; хотя это само собою, разумеется, однако это ничего нам не говорит. Эмпирическое понятие свободы выражает следующее: «Я свободен делать то, что я хочу», - причем слова «что я хочу» уже решают вопрос о свободе. Но теперь мы спрашиваем о свободе самого хотения, так что вопрос должен принять следующий вид: «Можешь ли ты также хотеть того, что ты хочешь?» - выходит так, как будто бы данное хотение зависело еще от какого-то другого, скрывающегося за ним хотения ... таким образом, пришлось бы подниматься все выше и выше в бесконечность, причем одно хотение мы всегда мыслили бы в зависимости от другого». [«Мир как воля и представление», Т.1., § 55, с.376].



7

Можно заключить, что в основе всякого познания лежат интуитивно формирующиеся и переживаемые мотивации человека, и познание есть просто-напросто функция биологических мотиваций люде, их воли.



8

Телеология.

Исходя из понятия «вины Воли» Шопенгауэр говорит о том, что искуплена она может быть только путем исчезновения этой Воли. Но так как Воля - это абсолют, получается, что она должна уничтожить сама себя, т.е. самоуничтожиться. Привести в исполнение этот приговор, а тем самым и избавить себя и людей от страданий сама Воля не в состоянии, это могут осуществить только люди как составные звенья мира явлений.

Высшие проявления Воли следует обратить на борьбу против ее ядра, что, по мнению Шопенгауэра, подсказывается тем фактом, что и в природе более развитые существа уничтожают менее развитых.

Эта их деятельность будет вполне морально оправдана, потому что она будет означать искупление Волей своей вины перед собой.

Жажда жизни есть проявление несвободы человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю.

Шопенгауэр предлагает свой «категорический императив»: принуждая себя ничего не делать из того, что хочется, следует делать все то, что не хочется. Смысл этого императива состоит в том, что подлежит подавить в себе волю к жизни или хотя бы все более и более ослаблять ее в себе.

Страдание, которым по сути является вся человеческая жизнь, есть продукт целенаправленной воли, а именно воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни. Это, разумеется, тесно связано с аскетизмом.

Аскетизм - это борьба с объективированной волей. «Индивид, который борется с волей, является истинно свободным».

Аскетизм, по Шопенгауэру, это «незаметная и тихая жизнь человека, осененного таким познанием, в силу которого он подавляет и отвергает всеохватывающую волю к жизни ... делая его поступки противоположностью обыкновенным», т.е. противоположностью воле - хотению и желанию».

Аскетизм - «преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного и поиски неприятного.... самобичевание ради полного умерщвления воли».

Но это не означает призыва к самоубийству, потому как самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того, что делает ее неприятной и мешает наслаждаться ее радостями. Задача же состоит в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над ее горестями, и над ее радостями.

Этого можно достичь только в духовной сфере, в эстетическом познании, при котором отсутствует всякий субъективный интерес индивида к познанию как к таковому, он сливается воедино с Волей, растворяется в ней, одновременно и отрекаясь от нее.

«Сущность субъекта должна быть направлена на единение и слияние с сущностью бытия».

Единственный возможный способ отречения субъекта от всего сущего, от повседневной житейской рутины — это искусство: «Ни наука, ни религия не

9

могут спасти нас, только искусство»; и в большей степени музыка: «...безграничная образность в музыке уникальна, она позволяет собственные фантазии и переживания вплетать в замысел автора. На иррациональном, интуитивном уровне музыка проникает в душу, соприкасаясь с таинственным и труднообъяснимым...».[А.Шопенгауэр, Избранные произведения, - М.: Просвещ.,1992., Гл.«Основные идеи эстетики» с.415].



Искусство должно утешать, но утешать, принося при этом и определенное духовное наслаждение; искусство вполне способно выражать общее и отвлеченное. Эстетическое переживание и созерцание, содержащие идеи красоты и возвышенного, приобщают тем самым человека к промежуточному между природой и Мировой Волей миру, который так же, как и сама Воля, находится вне времени и пространства.

Любители и ценители искусства освобождаются от своей индивидуальности, в их сознании проглядывает некий безличный, абсолютный субъект.

Люди искусства, растворяясь в собственном творчестве, становятся активно безвольными; страдания Воли если не исчезают совсем, то хотя бы ослабляются.

«Именно в музыке различие между творцом, исполнителем и потребителем искусства может стать весьма малозаметным, и постоянное сопереживание в творчестве в особенности усиливает приобщение к вечности. В своих высших достижениях музыка способна к мистическому соприкосновению с запредельной Волей»....».[А.Шопенгауэр, Избранные произведения, - М.: Просвещ.,1992., с.435].

Музыка и вообще те виды искусства, которые заставляют слушателя и зрителя духовно мучаться, но тем самым и очищаться от тех духовных установок, которые послужили источником этих мучений — это великое средство избавления и людей и самой Воли от себя как носителей жизни вообще.

Таким образом, наивысшей целью надо полагать освобождение от житейских пут жизни, духовное и моральное самосовершенствование, которое в конечном счете должно привести к избавлению от воли к жизни, к отрицанию Воли в принципе, что и должно повлечь за собой уничтожение основы бытия - Мировой Воли. Только после этого человека можно будут считать истинно свободным и независимым.

10

Аксиология.

О жизненных ценностях, о счастье Шопенгауэр подробно и вполне ясно

пишет в «Афоризмах житейской мудрости», отдельно им посвящена

последняя V глава «паренезы и максимы».

«Жизнь существует, собственно, не для того, чтобы ею наслаждались, а чтобы ее превозмогали, претерпевали.

Мы остаемся в барышах, если жертвуем наслаждениями, чтобы избежать страданий.

Поистине величайшая ошибка - желание превратить эту арену скорби в увеселительное место и ставить своей целью не возможно большую свободу от страданий, а наслаждения и радости, как это, однако, столь многие делают. Гораздо менее заблуждаются те, кто смотрит на мир слишком мрачным взором, видя в нем своего рода ад, и потому заботятся лишь о том, чтобы устроить себе в нем огнеупорное помещение».

Философ говорит о том, что главными и единственно верными являются наслаждения духовные, в частности, как уже было отмечено, искусство, занятие, при котором человек остается наедине с собой: «Главной наукой юности должно бы быть умение переносить одиночество. Ибо в самом лучшем положении находится тот, кто рассчитывает исключительно на самого себя и может быть для себя самого всем во всем» «Глупец гонится за наслаждениями жизни и приходит к разочарованию; мудрый старается избежать бед. В случае же, если ему это не удастся, он должен винить судьбу, а не собственную глупость. Пренебрежение этой истиной, поддерживаемое оптимизмом, служит источником многих несчастий».

Далее Шопенгауэр говорит о том, что все преходяще и относительно: «Счастье и наслаждение - мираж, который, будучи видим лишь издали, исчезает при приближении к нему; страдание и боль реальны, дают о себе знать непосредственно сами и не нуждаются ни в какой иллюзии, ни в каком ожидании».

Т.е. надо перестать гоняться за счастьем и наслаждением и начать думать о том, как бы по возможности оградить себя от боли и страданий».

И вот фраза, которая, на мой взгляд, выражает идеал Шопенгауэра:

«Мы узнаем тогда, что лучшее, чего можно ожидать от жизни, - это беспечальное, спокойное, сносное существование; им мы и ограничиваем наши притязания, чтобы тем вернее достигнуть его. Ибо надежнейшее средство не быть очень несчастным, - это не требовать для себя большого счастья».

Поэтому рекомендуется умерять свои притязания на наслаждение, обладание, ранг, честь и т.д. - до самых скромных пределов, ибо именно стремление и погоня за счастьем, блеском и наслаждением и сопряжены с большими несчастьями.

«Наше бытие нечто такое, чего лучше бы совсем не было; величайшая

мудрость заключается в самоотрицании и самоотказе»

«Человек с богатым внутренним миром, находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от смертельной скуки даже постоянная смена компаний, зрели, прогулок и увеселений». [«Афоризмы...», гл.1].

Можно заключить, что страдание Шопенгауэром осмысливается положительно, поскольку оно является продуктивным, оно является основой творческой деятельности. Однако плоды человеческого труда не приносят человеку счастья, он не может насытить свои потребности, так как всякая удовлетворенная потребность порождает новую, а удовлетворение - скуку. «Самый общий взгляд на жизнь укажет нам двух врагов человеческого счастья-боль и скуку». [«Афоризмы...», гл.II]. То есть человек навечно распят между страданием и скукой.

На мой взгляд, идеалом А.Шопенгауэра является обретение спокойного, не знающего большой нужды существования, когда созданы и могут реализовываться условия для творческой деятельности, удовлетворяющей духовные потребности личности.

12

Заключение.

Причиной, по которой из всех других философов для изучения я выбрал А.Шопенгауэра является то, что по своей натуре я оптимист, легко воспринимаю жизненные взлеты и падения, не жалуюсь на неудачи, если и виню в них кого-то - то исключительно себя.

Насколько мне было известно, за Шопенгауэром прочно закреплен титул «теоретика вселенского пессимизма».

И мне стало интересно, насколько обоснованы и прочны мои оптимистические убеждения, какие могут быть выдвинуты аргументы в пользу пессимизма.

Если говорить о том, какое влияние произвели на меня его работы, то впечатление двойственное.

Во-первых, я почерпнул большое количество мыслей, изречений, афоризмов, лежащих в области исключительно бытовой, повседневной нашей жизни. Я имею в виду, в первую очередь, конечно «Афоризмы житейской мудрости».

А во-вторых, я понял и уяснил для себя некие основы, фундамент, на котором базируется теоретическое обоснование пессимизма.

Весьма интересна идея о существовании Мировой Воли как первоосновы бытия. Но почему она «изначально негативна»? Шопенгауэр заявляет, что все действия, т.е. акты воли носят хаотичный, случайный характер без каких-либо признаков системности, и применяет данное утверждение и к истории. Но ведь история, как известно, «ходит кругами». Витки развития цивилизации повторяются, несмотря на то, что повторяются на качественно новых уровнях.

Почему Воля не может носить характера положительного?

«Лучше было бы избирать предметом своих дум многочисленные дурные возможности, так как это дает повод частью для мер к их предотвращению, частью для приятных сюрпризов, в случае если они нас минуют. Ведь мы всегда заметно радуемся после какой-нибудь устраненной тревоги. Хорошо даже представлять себе иногда большие несчастья, которые могут нас иногда постигнуть, - именно чтобы легче переносить действительно постигающие нас потом гораздо меньшие беды: мы находим утешение в мысли о худшем, которого не случилось». Это цитата из «Афоризмов житейской мудрости».

На мой взгляд, это слабоволие и неуверенность в собственных силах. Я считаю, что нужно всегда настраивать себя на положительный результат, главное - не идеализировать его, не создавать какого-то идеала, потому что идеал не достижим в принципе, на то он и есть идеал, он выполняет функцию путеводной звезды. Но надеяться и верить в лучшее, не слепо, но твердо и спокойно - это главное, это придает сил и энергии, это питает и дает жизнь последней надежде.

Я не берусь оспаривать или в какой-то мере исправлять великого, в полном смысле этого слова, философа, но, тем не менее, остаюсь при своих взглядах.



i 13

3

В заключение хотелось бы привести высказывание А.М.Горького: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы, да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек, а в нем - есть сила создать то, чего нет в ней!»



14

Библиография:

  1. Мир как воля и представление/ Пер. с нем. М.В.Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1998.-Т. 1.

  2. Мир как воля и представление/ Пер. с нем. М.В.Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1998.-Т. 2.

  3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1998.

  4. Избранные произведения/ Сост. И.С.Нарский. - М.: Просвещение, 1992

  5. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.2


Новосибирск, 2004

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет