Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодежи



Дата06.03.2016
өлшемі301.75 Kb.
#44654
түріАвтореферат диссертации


На правах рукописи

Долгова Юлия Александровна



СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ

В КУЛЬТУРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

(НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 22.00.06 – Социология культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Саратов 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Саратовский государственный технический университет»



Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Ловцова Наталия Игоревна





Официальные оппоненты:



доктор социологических наук, профессор

Понукалина Оксана Викторовна


доктор социологических наук, профессор

Яковлев Лев Сергеевич










Ведущая организация:

Волгоградский государственный университет

Защита состоится « 23 » июня 2011г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Автореферат разослан « 23 » мая 2011 г.


Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru « 23 » мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.В. Печенкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена лавинообразным распространением культуры потребления в мировом сообществе, что позволяет говорить о современном обществе как организованном вокруг потребления, основной идеей которого является не только удовлетворение многообразных потребностей людей, но и конструирование новых. Социологическая рефлексия потребления обширна, чаще всего общество консюмеризма и связанные с ним феномены подвергаются критике, тем не менее потребление и окружающие его атрибуты реальности становятся значимым культурным и социальным феноменом.

Консюмеризм в культуре повседневности отражает стратификационную модель приобретаемых товаров и услуг, вершину которой занимают статусные товары и услуги, середину – сетевая продукция (одинаковая, не уникальная), низшими являются товары вторичного пользования (сэконд-хэнд). Сегодня развитие рынка товаров и услуг, с одной стороны, формирует установки на потребление, с другой – размывает представления об объекте потребления, вызывая либо хаотичное покупательское поведение, либо фрустрацию из-за невозможности удовлетворить неопределенное желание. Значимыми становятся внешние стимулы.

Развитие различных тенденций, таких как массовость, обезличенность, потенциально ожидаемый карьерный рост, финансовая обеспеченность, в обществе будущего позволяет говорить о дальнейшем развитии культуры массового потребления, где потребитель становится центральной фигурой. Одну из характеристик современного консюмеризма составляет стремление к статусному потреблению, образованию не только личного набора необходимых вещей, а также формирование и следование определенному стилю жизни с использованием «правильных» вещей и потреблением «правильных» услуг, где правильность определяется господствующими на локальном уровне ценностями и ожиданиями. Потребительское поведение молодежи носит противоречивый характер. Прежде всего, это связано с тем, что молодежь, как и все российское население, жестко поляризована. Расслоение молодежной общности обусловливает классификацию стилей потребления в зависимости от гендерных, возрастных различий, социального статуса. Локальные ценности, в свою очередь, зависят от глобальных ориентиров. Данные ориентиры формируют так называемые потребительские гиды, наиболее распространенной формой которых является глянцевая продукция. Эти гиды также приводятся в соответствие идеологии статусного потребления.

Распространяя идею потребления, такой журнал, в свою очередь, является желанным предметом консюмеризма. «Глянец» транслирует определенные ценностные установки, основу которых составляет примат материального благополучия. Его страницы открывают яркую беззаботную жизнь, делают, хотя бы виртуально, доступными материальные символы достатка, приобщают к сообществу успешных людей. Феномен глянцевого журнала интересен тем, что, будучи задуманным как культурный проводник элитарного стиля жизни, с течением времени, с общественными и экономическими трансформациями «глянец» все больше приобретает черты потребительского гида, сохраняя, тем не менее, характер социально значимого проекта. В стремлении привлечь больше потребителей глянец расширяет свое информационное поле, становясь более «глубоким» и содержательным.

Таким образом, изучение феномена глянцевого журнала имеет не только гносеологический смысл, но и практическое значение, являясь одним из наиболее значимых информационных каналов печатной продукции для большей части молодежи, важным ресурсом формирования социально значимого поведения.

Степень разработанности проблемы. Культура рассматривается как рационализация общественной и духовной жизни (К. Манхейм). Определенная культура складывается из многообразия ценностей (П. Сорокин) и социальной реальности (Л. Коган), главной из которых является повседневность (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шютц). Культура изменяет жизнь индивида (Л. Ионин, Л. Коган, М. Мнацаканян, Г. Триандис). Личности необходима помощь в создании культуры и ее развитии, где общественное поведение трансформирует личность (Г. Блумер), что способствует бессознательному принуждению, которое считается социальным действием (Э. Дюркгейм). Эти положения социологической теории позволяют понять сущность общества потребления. Общество потребления представляет собой органический синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и желаний, потребностей, обеспечивающих их реализацию (В. Голиков, В. Ильин, А. Темницкий, Л. Уманская). Потребление рассматривается как использование определенного блага с удовлетворением личных потребностей (И. Ильина, Ф. Ильясов, Л. Кураков, А. Маслоу, В. Радаев, Е. Таракановская, С. Цирель). Общество «выживает» среди огромного количества благ (Г. Спенсер), что приводит к структурной системе взаимодействия общества и вещей (Т. Парсонс). Повседневность следует интерпретировать через призму знаковой системы (Ж. Деррида, Ю. Лотман, М. Фуко), в которой потребляемые вещи и/или услуги становятся значимым символом (Дж. Мид). Самосознание и ценностные ориентации личности зеркально отражают реакции окружающих людей на них (Ч. Кули).

Общество замещает свои социальные отношения вещами, которые являются символами культуры, такой процесс называется товарным фетишизмом (К. Маркс). Человеческие отношения заменены вещами, то есть овеществление подменило духовные отношения во взаимодействии между индивидами (Д. Лукач). С течением времени происходит увеличение потребительских привычек, что приводит к распространению культуры потребления (Э. Гидденс, С. Левикова), которая составляет биполярную структуру: получение удовольствия во время потребления товаров или услуг (О. Гурова, И. Иванова), и отказ от потребительских практик (Л. Ростовцева, А. Темницкий). В повседневности в обществе потребления вещи выстраивают некую систему при взаимодействии с социальными общностями. Это можно назвать «культурным капиталом» (П. Бурдье). Вещи в повседневности являются знаками, выступающими в реальности функционального мира. Идея заключалась в бесконечном обладании вещами, то есть знаками (Ж. Бодрийяр). Позиционирование личности через атрибуты повседневности и роскоши исследовано Т. Вебленом. Обладание можно проинтерпретировать как прикрепленность, то есть материальный мир «прикрепляется» к обществу и повседневной жизни, тем самым становится неким знаком, без которого уже немыслимо существование общества (Л. Тевено).

В прошлом вещи были полезным предметом, сегодня они считаются знаками статуса (Э. Фромм), где большое значение имеет мода (А. Гофман, К. Руан). Обмен информацией происходит не только как языковой процесс, но может быть игрой в социуме с определенными правилами и законами (Г. Зиммель). Консюмеристское общество следует рассмотреть на макро- и микроуровнях, что составляет основу интегративного подхода (Дж. Ритцер).

Неотъемлемой частью культуры потребления считается глянцевый журнал – это журнал с лакированной обложкой и множеством фотографий (И. Савичева, В. Чернышова). Понятие гламура, трансформируемое глянцевыми изданиями, исследуется в работах Р. Гусейнова, Д. Иванова, З. Калмыковой, А. Куликовой, Н. Куницыной, С. Михейкиной, Л. Рудовой, О. Савельевой, П. Сафронова, Ю. Якутина. Хотя глянец – феномен общества потребления, ассоциирующийся с современностью, тем не менее история глянца довольно длительна и изучена (Е. Ласкина, Н. Малышева, А. Овчинников).

Экономический кризис значительно сказался на социальном настроении граждан. Социологическая интерпретация социального настроения прослеживается в работах Ж. Тощенко, С. Харченко, В. Ярской. Развитие глянцевых журналов в период экономического кризиса рассмотрено В. Колташовым. Модернизация глянцевой продукции происходит благодаря финансовому кризису: изменяются объем, тираж журналов, уменьшается количество рекламных полос, а некоторые перемещаются во всемирную сеть (В. Вяткин, Я. Милюкова, М. Старожицкая). Существенным феноменом повседневности является медиапотребление (Е. Дзякович, А. Королев, И. Савичева, М. Хевеши). Как правило, данные информационные ресурсы повседневности использует молодое поколение.

Современная молодежь различается по возрасту, гендеру, материальной обеспеченности и социокультурным ценностям (А. Волков, О. Карпухин, М. Лисаускене, Г. Мкртчян, Е. Таракановская). Определенным отличием среди молодого поколения считаются стилевые особенности в повседневной жизни. Под стилем жизни понимаются типичные формы действия, используемые молодежью в конструировании жизненных и профессиональных стратегий (Е. Омельченко, Г. Осадчая, Я. Рощина), в том числе с помощью глянцевых журналов.

Глянец отражает определенный стиль жизни, базовой жизненной установкой которого считается отсутствие проблем (А. Слепцова). Регулярное чтение глянцевой продукции позволяет предметно ощущать возможность идеальной жизни, в которой исполняются желания (В. Гут). В чтении глянцевых журналов люди переживают некую жизнь, то есть журнал заменяет им реальность (Е. Доценко, А. Захаров). Критика глянцевого журнала заключается в том, что он не является неким «серединным» атрибутом стиля жизни. Глянец либо нацелен на общественную элиту, либо – на гипермассовую читательскую аудиторию (А. Дедюхина).

Таким образом, в культуре и социологии потребления считаются малоизученными практики потребления социокультурного феномена глянцевого журнала среди молодежных групп. Исследования ресурсов глянцевой продукции важны для формирования социально значимого поведения. Глянцевый журнал как социокультурный проект не получил достаточного освещения в современных социологических исследованиях. Наше исследование позволяет восполнить этот пробел.



Целью диссертационного исследования является изучение роли глянцевого журнала как социально-культурного агента в мире товаров, услуг, развлечений.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:



  1. провести теоретико-методологический анализ глянцевой продукции в культуре потребления;

  2. представить «глянцевый журнал» как феномен современного потребительского общества и проследить его историю, культурные трансформации и ресурсы;

  3. на основе эмпирического исследования продемонстрировать социальную значимость журналов в условиях экономических и социальных реформ на социальные настроения населения, в первую очередь на молодежь;

  4. провести эмпирическое исследование среди молодежи с целью выяснения ключевых значимых сфер повседневности и влияния глянцевых журналов на их стилевое поведение в этих сферах;

  5. обосновать феномен глянцевого журнала как значимый социокультурный проект и продемонстрировать его ресурсы для формирования потребления социально одобряемого поведения молодежи.

В качестве объекта исследования выступают потребительские практики, детерминированные глянцем.

Предметом исследования являются социальные и культурные ресурсы влияния глянцевых журналов на поведение молодежи.

Гипотеза исследования. Глянцевый журнал представляет собой постмодернистский проект практик современного общества. Культурные и социальные трансформации обусловливают превращение глянцевого журнала в наиболее значимый канал информации о стиле жизни для современной молодежи, который обладает ресурсами социального влияния.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа феномена глянцевого журнала в культуре потребления и может быть сформулирована следующим образом:

  • по-новому обоснован теоретико-методологический анализ глянцевого журнала в культуре консьюмеризма;

  • представлена авторская рефлексия глянцевого журнала как феномена современного потребительского общества;

  • продемонстрирована социальная значимость глянцевой продукции в условиях влияния финансового кризиса на социальные настроения молодежи;

  • проведено авторское эмпирическое исследование, целью является выяснение влияния глянцевых журналов на стилевое поведение молодых потребителей;

  • обоснован феномен глянцевого журнала как значимый социокультурный проект и продемонстрированы его ресурсы для формирования элементов социально одобряемого поведения молодых людей.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования определяется использованием теоретических и эмпирических методов, непротиворечивостью теоретических положений, сопоставленных с интерпретацией данных, полученных качественной и количественной методологиями, а также апробацией выводов и результатов.

Теоретические и методологические основы исследования. Идеи символического интеракционизма оказали общее влияние на проведенное исследование. Положения о символическом потреблении легли в основу исследования потребительских практик молодежи в повседневности (Дж. Мид, Ч. Кули), понимание того, как вещи отражают социальный статус потребителя, опиралось на работы Р. Барта, Т. Веблена. Идеи о культурном уровне личности и его влияний на выбор потребительских практик П. Бурдье применялись для анализа социокультурного ресурса глянцевых журналов, критический подход к изучению массовой потребительской культуры Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, М. Хоркхаймер лег в основу анализа влияния глянцевых журналов на стилевое поведение молодежи. Контекстуальный анализ молодежного потребления опирался на идеи о том, как временное пространство и исторический контекст изменяют отношение к потребляемым продуктам в обществе (Э. Фромм, М. Фуко), теории риска (У. Бек, Э. Гидденс).

Эмпирическая часть исследования базируется на трудах и разработках по стратегии, принципам и методам проведения социологических исследований отечественных авторов: И. Девятко, В. Ядова, В. Ярской, Е. Ярской-Смирновой.



Эмпирическую базу диссертационной работы составляет комплексное исследование, которое осуществлялось в 4 этапа. На первом этапе проведено пилотажное анкетирование на тему: «Потребительские привычки современной молодежи» (N=81; апрель 2008 г., г. Саратов; студенты СИ РГТЭУ, СГАП, учащиеся колледжа ВГКСМГС, сотрудники ООО «Персонал-Консалтинг»); на втором этапе выполнен контент-анализ периодических изданий в докризисное время и в период финансовой нестабильности: глянцевый журнал ELLE (N=4, 2002 г.; N=12, 2009 г.), глянцевый журнал MINI (N=7, 2005 г.; N=11, 2009 г.), газета «Комсомольская правда» г. Саратова (N=3, 2007 г.; N=12, 2010 г.); на третьем этапе осуществлен опрос методом анкетирования, определена культура потребления глянцевых журналов современной молодежью (N=400, декабрь 2009 г. – февраль 2010 г., г. Саратов; учащиеся МОУ Гимназии №1, Студенты СИ РГТЭУ, ПИ СГУ, СГМУ им. В.И. Разумовского, сотрудники ООО «Персонал-Консалтинг», Саратовское отделение №8622 Сбербанка России, Банк «Экспресс-Волга», ОАО ВНИПИгаздобыча, сотрудники медицинских и дошкольных учреждений); на четвертом этапе проводилась серия стандартизованных интервью молодежи г. Саратова (N=10, сентябрь 2010 г.; учащиеся МОУ Гимназии №1, студенты ПИ СГУ, СИ РГТЭУ, сотрудники медицинских учреждений), в ходе которых был определен и структурирован феномен «глянцевый журнал».

Вторичному социологическому анализу были подвергнуты: статистические данные опроса («Поколение Next – версия 4.0», N=1500), проведенного Фондом «Общественное мнение» октябрь 2009 г.; статистические данные опроса («Зачем вам компьютер?», N=1500), проведенного Всероссийским центром исследования «Общественное мнение» 24-25 июля 2010 г.

В ходе проведения прикладного и теоретического социологического исследования получены следующие результаты и выводы, формулируемые автором как положения, выносимые на защиту:

1. Молодежь, как и все российское население, жестко поляризована. Расслоение молодежной общности обусловливает классификацию стилей потребления в зависимости от гендерных, возрастных различий, социального статуса. В настоящее время молодежь стремится обладать завышенными потребительскими стандартами качества: статусными атрибутами. Консьюмеризм следует считать сферой самовыражения общества, в которой со временем изменились ценностные приоритеты. Потребители более тщательно стали изучать рынок потребления, где консьюмеризм товаров и услуг отражает социальный статус покупателя. Расширение потребительских привычек прослеживается благодаря лавинообразному распространению массовой медийной индустрии. Продвигая концепцию консьюмеризма, глянцевый журнал становится желаемым предметом потребления.

2. Ярким представителем масс-медиа является глянцевый журнал, представляющий собой одновременно гид и объект статусного или элитарного потребления для значительной части молодежи, вне прямой зависимости от возраста, гендерной и социальной принадлежности, дохода. Будучи задуманным как культурный проводник элитарного стиля жизни, с течением времени, общественными и экономическими трансформациями «глянец» все больше приобретает черты потребительского гида, сохраняя характер социально значимого проекта, то есть востребованности потребителями. Культурный потенциал глянцевого журнала амбивалентен: с одной стороны, он продвигает иллюзорную реальность, способную сформировать ложные или утопические представления о действительности, с другой – глянец является оппонентом большей части медийной продукции, создавая позитивный эмоциональный настрой и влияя на оптимистические социальные настроения населения, в первую очередь молодежи.

3. Социальные настроения молодых потребителей в современной повседневной жизни таковы, что последние мировые события (экономический кризис, теракты) приводят к изменениям, требуя более детального планирования расходов и сокращения потребительских привычек. Консьюмеризм как в сфере потребления, так и в сфере социальных отношений стал предметом публичного обсуждения. Фактически обсуждение потребления вещей, услуг, отношений лежит в основе масс-медиа, причем медийная продукция влияет на формирование стиля жизни людей различных социальных групп. В настоящее время издательства глянцевых журналов переосмыслили его актуальность, сместили акценты в сторону преодоления глобальной проблемы – экономического кризиса. Многие глянцевые журналы поддерживают своих потребителей, делая вновь «модными» практики повседневной жизни, которые в докризисный период не рассматривались в качестве таковых, поощряя и реконструируя моду на более экономные виды досуга (например, семейный домашний), продвигая идеи творчества, ценности недорогих, но уникальных вещей или услуг, созданных самостоятельно.

4. Представители молодежных субкультур менее ориентированы на потребление тиражированных СМИ, используя специфические, значимые для каждой конкретной субкультуры источники информации, благодаря чему и формируется соответствующее стилевое поведение и потребление, которое не является массовым. Исследованная нами молодежь является скорее представителем «универсальной публики, потребляющей одинаковую информацию», приводящую к усредненному, массовому стилевому поведению, продвигаемому глянцевыми журналами. «Индивидуальные» идеи формируются благодаря мнению родителей, друзей, сотрудников, безусловно, оказывают влияние СМИ (журналы, телевидение, интернет). Решающим влиянием считается улица, под воздействием которой завершается формирование «собственного» мнения. Молодые потребители глянцевой продукции вне зависимости от пола в равной степени выбирают журнал в качестве руководства к определенному формату потребительского поведения (культурному, социальному, психологическому, материальному), а выбор определенной практики совершается индивидуально.

5. Основными потребителями глянцевой продукции являются подростки и молодежь, которые в качестве наиболее значимых для себя тем выбирают: «Деньги», «Карьера», «Досуг», «Психология», «Потребление: вещи». Принимавшие в исследовании участие молодые люди демонстрируют довольно активную ориентацию на информацию, полученную из журналов, для воплощения в поведенческих практиках. «Деньги» формирует представления об отношении к деньгам, предостерегает о возможности потребительской зависимости. «Карьера» мотивирует молодое поколение на значимость и успешность в общественной жизни, которая формирует ценностные установки личности. Оценка этих тем амбивалентна: с одной стороны, содержание ориентирует молодых людей на статусное потребление, часто не соответствующее их возможностям, с другой – формирует определенный уровень притязаний. «Досуг» предлагает молодежи варианты развлечений свободного времяпрепровождения. «Психология» помогает решить межличностные и внутриличностные проблематичные вопросы молодого поколения. «Потребление: вещи» осуществляет иллюзорное представление потребительских привычек молодежи, которая пытается следовать модным тенденциям, тем самым приобретая знаки статуса. При отсутствии финансовой возможности молодые люди стараются приобретать подобие статусных предметов. Данные стандартизованных интервью и анкетного опроса показали высокую значимость предлагаемых глянцевыми журналами стратегий поведения для потребителей глянцевой продукции. Исследование также позволило обнаружить четкие стилевые предпочтения или ориентации молодых людей на ту или иную из пяти сфер повседневной жизни.

6. В глянцевом журнале отмечается очевидное продвижение социально значимых идей (семья, традиции, культура, ответственность, благотворительность, позитивное моделирование) через концепцию «доступное – модно». В отличие от общественно-политических изданий, телевидения, интернета, формат журнала в большей степени способствует фиксации на продвигаемых идеях, не позволяя «перескакивать с канала на канал». Заметно внимание к качеству журнального текста – отсутствие сленга, ненормативной лексики, грамотно изложенный текст, его доступность, в отличие от интернет-текстов, прямой телевизионной речи, сложных аналитических текстов, общественно-политических изданий. При сокращении интереса к чтению среди молодых людей журнал часто оказывается среди немногочисленных «прочитанных» текстов. Полученная информация из журнала служит ориентиром и применяется в повседневной жизни. При сохранении стиля и формы подачи материала (превалирование визуальных образов) и интересной тематики глянцевый журнал обладает характеристикой значимости социально-культурного проекта и может применяться для формирования элементов социально одобряемого стиля жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении феномена «глянцевый журнал», досуговых предпочтениях современной молодежи, потребительских привычек общества. Основные положения, выводы и результаты, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы в мониторинговых исследованиях, разработке курсов по социологии культуры, социологии повседневности, социологии потребления, социологии молодежи, молодежным субкультурам.

Выявление влияющих на идеи и поведение молодежи источников информации может оказаться полезным при разработке мероприятий молодежной политики на региональном или федеральном уровнях, данные выводы можно учитывать при разработке социальной рекламы и иных форм продвижения социально значимых идей.



Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ (2008-2011), на межвузовских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: VI Международная научная конференция «Потребление как коммуникация – 2010» (Санкт-Петербург, 2010), межвузовская научно-практическая конференция «Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности» (Саратов, 2010), международная научная конференция «Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли» (Саратов, 2009), Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, 2009), IV Всероссийская научная конференция – Сорокинские чтения «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Саратов, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 3,95 п.л.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи, представлены методологические основы диссертации, сформулированы положения, отражающие новизну и теоретико-практическую значимость работы.



В первом разделе «Глянцевые журналы в ракурсе социологии культуры» анализируется концептуальная база, рассматриваются основные подходы в данной проблематике. Мы придерживаемся двух методологических направлений: теория символического интеракционизма и теория микроуровня (Дж. Ритцер). Идея символизма (Дж. Мид, Ч. Кули, К. Маркс, Д. Лукач, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье) заключается в желании обладать вещами и заменять ими духовную культуру и ценности социальных групп. В настоящее время заметным явлением стали повседневные практики потребления в обществе. Помимо обладания вещами, также существенным является подражание одних личностей другим в социальных группах. Как правило, социальные группы рассматриваются на микроуровне, что, тем самым, подтверждает нашу идею о двойном подходе в культуре потребления. Такие понятия, как «культура потребления» и «общество потребления», являются ключевыми для рассмотрения некоторых вопросов современного общества, где потребление как стиль жизни стало приоритетнее работы и хобби. По мнению И. Ивановой, В. Ильина, И. Ильиной, Ф. Ильясова, В. Радаева, потребление определяется неуемным желанием поглощения социальных благ. Консьюмеризм и потребительское поведение составляют культуру общества консьюмеризма. Под культурой потребления мы подразумеваем приобретение товара или услуги с позиции общества. Можно сказать, что развитие различных тенденций, таких как массовость, обезличенность, финансовая обеспеченность в обществе будущего, позволяют говорить о дальнейшем развитии культуры массового потребления. Культура играет значительную роль в жизни индивида, изменяя ее, как считают Л. Коган, М. Мнацаканян, Г. Триандис. Личности необходима помощь в создании культуры и ее развитии. Этими помощниками могут быть глянцевые журналы. Доказательство можно найти в том, что глянцевый журнал через эксплуатацию «модного» продвигает не только вещественный, но и определенный комплексный жизненный стиль. Как утверждают А. Дедюхина, И. Савичева, В. Чернышова, «глянцевый журнал» представляет собой все журналы с лаковой блестящей обложкой и яркими страницами. Думается, что это не единственная, а главное, не определяющая характеристика изданий. Отличительной особенностью глянцевых журналов является то, что их основу составляет гламур. Согласно идеям Р. Гусейнова, Д. Иванова, З. Калмыковой, А. Куликовой, Н. Куницыной, Л. Рудовой, О. Савельевой, П. Сафронова, Ю. Якутина, модель идеологии гламура заключается в следующем: максимальный акцент на внешнем, избегая внутреннее. Основная задача глянцевых журналов – влиять на потребителя через рекламируемый потребительский бренд, то есть пропаганда, благодаря которой издательские дома и торговые компании, размещающие рекламу, получают сверхприбыль. Есть у глянца и отрицательные стороны: формирование ложных представлений о действительности и завышенных ожиданий «другой» жизни, приукрашивание реальности. Наиболее негативно это сказывается среди молодежи в условиях ограниченных материальных возможностей. Гламур как таковой и глянцевые журналы как проводники гламура нередко опровергают истинные этические и эстетические ценности общества. Глянец преимущественно пропагандирует товары статусные и нацелен на определенный круг читателей. Такими читателями является молодежь, которая дифференцирована по нескольким признакам (гендеру, возрасту, образованию, социальному статусу), определяющим ее потребительское поведение, которое носит противоречивый характер.

О. Ромах и А. Слепцова утверждают, что в основе «глянцевой» жизненной установки заключено принципиальное отсутствие проблем. Глянцевые журналы ориентированы на определенную читательскую аудиторию, в которой существуют гендерные различия. Мужские журналы рассказывают о новых модных тенденциях, статусных аксессуарах, а также о взаимоотношениях с противоположным полом. Женские журналы рассказывают о модных тенденциях, решении вопросов, касающихся карьеры, уходу за домом, взаимоотношениях в семье, а также публикуют статьи, направленные на сохранение красоты и молодости. Помимо глянцевых журналов, классифицирующихся по гендерным различиям, существуют журналы профильные, с определенной тематикой, журналы, нацеленные на семейное чтение, и политико-коммерческие издания.

Таким образом, глянцевый журнал представляет собой модный журнал, с красивой обложкой, глянцевыми страницами, отражающий определенный стиль жизни. Журнал направлен на определенную читательскую аудиторию, которая подразделяется по гендерным различиям и по определенной спецификации. Одной из базовых функций глянцевого журнала является развлечение читателя, формирование досуга.

Второй раздел «Стилевые разнообразия жизни современной молодежи (по материалам глянцевых журналов)». На формирование повседневности социальной группы и/или личности оказывает воздействие стиль жизни, который воспроизводит вкусы, манеры, склонности. Наиболее социально мобильной считается современная молодежь, которая является активной частью общества. Как правило, современная молодежь отличается определенными статусными приоритетами и считается более подверженной влиянию. Культура потребления является одним из основных факторов формирования стиля жизни потребителя. Значительным фактором трансформации потребительских практик в общественной жизни явился экономический кризис. Необходимо заметить, что современная повседневная жизнь значительной части населения, в первую очередь молодежи, в контексте кризиса неизбежно меняется, требуя более детального планирования расходов и соответственно сокращения потребительских привычек. Потребление – феномен не индивидуальный. Он стал предметом публичного обсуждения. Фактически потребление лежит в основе медийной индустрии. СМИ активно обсуждают практики консьюмеризма, направляют потребителей товаров, услуг, формируют стиль жизни различных социальных групп. Наиболее заметным явлением в медийной индустрии, ориентированной на потребление, являются глянцевые журналы. Возникает закономерный вопрос: на что ориентируются люди, структурируя свою повседневность в новых экономических условиях, и каким образом глянцевая продукция влияет на потребительские привычки. Поэтому мы считаем закономерным выяснить: отразилась ли кризисная ситуация в мире на глянцевой продукции, как изменились потребительские привычки во время финансового кризиса у читателей, трансформировалась ли досуговая сфера молодежи.

Глянцевая индустрия ориентирована на определенную социальную группу. Исследование основано на анализе глянцевых журналов ELLE и MINI. Для того, чтобы проанализировать глянцевые журналы, проведено сравнение их с газетой «Комсомольская правда». Суждения автора исходили из цены и рекламы товаров, представленных в данных журналах. Глянцевый журнал ELLE ориентирован на более элитарную аудиторию, а MINI – на читателя со средним достатком. Одной из представительниц бульварной прессы считается газета «Комсомольская правда». Данное издание представляет собой ежедневную газету, получившую маргинальный статус; с одной стороны, она изобилует общественно-политическими материалами, а с другой – завоевала статус бульварной (желтой) прессы. В данном случае информационность носит не только общественно-политический характер, но также в газете публикуются рубрики, посвященные личностным взаимоотношениям, моде, существует рубрика досуговой сферы, рассказывающая о последних событиях в кинотеатральной индустрии. Можно сказать, что газета приобрела статус «гламурности» в качестве текстуальной насыщенности, то есть газета становится некой теневой стороной глянцевого журнала. Контент-анализ проводился по названиям статей и по эмоциональному контексту. Нас интересовали тематические группы, связанные с деньгами, карьерой, досугом и взаимоотношениями, были выделены следующие разделы, которые мы объединили в пять групп: «Деньги», «Карьера», «Досуг», «Психология», «Потребление: вещи». Количественный контент-анализ отражает названия статей в количественном эквиваленте по определенной тематике обсуждения среди молодежи, а качественный контент-анализ – используемую терминологию масс-медиа. Гипотеза контент-анализа – в настоящее время глянцевые журналы иллюзорно помогают в сложившейся кризисной ситуации в отличие от прессы, которая изобилует негативным информационным потоком. Первый раздел – «Деньги». С течением времени отношение к денежным средствам начинает изменяться, редакционный отдел журнала подводит читателя к рациональному подходу при потреблении. С одной стороны, журнал манипулирует потребителем, а с другой – общество понимает финансовую нестабильность и требует разумного отношения, что и предлагает глянец. Газета изобилует информацией, по прочтении которой возникают негативные впечатления. Значительное различие между статьей в газете и статьей в глянцевом журнале заключается в том, что газетная статья информирует читателя, знакомит с жизненными фактами, происходящими в городе и области. Ситуация с глянцевыми журналами обстоит иначе. Статьи в журналах рассказывают читателям о насущной проблеме, демонстрируют пути решения в сложившейся ситуации.

Во втором разделе «Карьера» глянцевые журналы помогают посмотреть на проблему с различных сторон, оценить и переосмыслить ситуацию. Газета также предлагает читателям решения проблемной ситуации. Третий раздел – «Досуг». В докризисное время журнал направлял читателя на гиперпотребление вещей (одежды), в том числе на облачение и маскировку женской красоты одеждой без акцента на телесную красоту. С другой стороны, само потребление немного размыто, либо глянцевый журнал позиционирует большее потребление вещей, тем самым подавляя ориентацию на активный образ жизни (посещение фитнес-клуба) консьюмеристскими привычками. Автор считает, что издательство глянцевого журнала для смягчения кризисной проблемы заключает в некоторые заголовки статей слова, связанные с достатком, доходом, потребительством. Необходимо отметить, что в газетах также присутствуют статьи о сфере досуга. Некоторый положительный момент содержится в газете, которая предлагает несколько статей о развитии досуга.

В четвертом разделе «Психология» анализ полученных интерпретаций говорит нам о том, что позитивное направление в статьях (по сравнению с 2002 г.) сменилось негативным. Как меняются настроения в обществе, так изменяются и заголовки статей в негативную сторону. Названия статей направляют читателя на поиск положительных качеств в себе, которые провоцируют возникновение изменений в данной ситуации. Заголовки статей показывают, что журнал поддерживает читателя в проблемной ситуации и стремится решить возникающий проблемный вопрос. В печатной продукции, в частности в газетах, названия статей кратко характеризуют их содержание. Зачастую в глянце заголовки статей в содержании журнала не совпадают с названием при открытии данной статьи на странице, заявленной в содержании. В настоящее время издательства переосмыслили актуальность глянцевого журнала, сместили акценты в сторону преодоления глобальной проблемы – экономического кризиса. Сегодня глянцевые журналы помогают и пытаются решить проблемы в российском обществе, связанные с финансовым кризисом. В свою очередь, газетная продукция различает более значимые и острые вопросы, преподнося информацию читателю без каких либо вариантов решений.



Пятый раздел – «Потребление: вещи». В докризисное время заголовки статей убеждали и навязывали читателей быть изысканными, а для этого, следует тратить достаточно денежных средств. Следует отметить, что названия в глянце точны и лаконичны, ориентируют читателей на гиперуспешность и уверенность в себе. Газетная индустрия рассказывает о новых тенденциях моды, но не настолько подробно и наглядно, как глянец. Влияние на сознание потребителей происходит за счет глянцевых изданий, распространяющих и навязывающих модные тенденции. Отражение экономического кризиса на доходе покупателя свидетельствует о том, что покупатель более внимательно и аккуратно относится к потребляемой продукции, анализирует приобретаемые средства, обращает внимание на такое качество продукта как универсальность. Консьюмеристская продукция становится экономически разумной, когда общество тщательнее ее продумывает. Не случайно в период кризиса продвигается идея эко- или биомоды, пропагандируя простоту не только вещей, но и повседневной жизни.

Третий раздел «Социальные практики потребления глянцевых журналов и ресурсы влияния в молодежной среде». Сегодня во время всемирного массового потребления меняется культура потребительских привычек. Как правило, культура консьюмеризма формируется при благоприятных условиях, одним из которых считается финансовая состоятельность потребителей. В ходе работы было проведено социологическое исследование методом анкетирования с целью изучения культуры потребления глянцевых журналов, а также выяснения гламурных предпочтений современной молодежи города Саратова. В исследовании использовалась простая случайная выборка, в рамках которой была опрошена молодежь города Саратова (N=400). Исследование проводилось в декабре 2009 – феврале 2010 гг. Данные исследования обрабатывались с помощью программы SPSS.13.0. В ходе исследования были выделены респонденты по возрасту (от 14 до 35 лет) и гендерным различиям, которые показали, что в большинстве своем журналы предпочитает читать (листать) женская аудитория. Нас интересовали потребители, следящие за гламурными предпочтениями, поэтому были выделены респонденты по половому признаку. Распределение опрошенных по месту учебы показало, что в опросе приняли участие студенты и школьники, а также работающая молодежь, получившая образование в средних и высших учебных заведениях. Работающая молодежь распределилась по сферам занятости. Следует заметить, что сфера образования, сфера услуг и банковская сфера являются подразделениями общественной деятельности, то есть публичными сферами. Поэтому сотрудники этих сфер стараются следить за гламурными тенденциями современной жизни. Сотрудники других сфер: дошкольная, промышленная и сфера здравоохранения относятся к «закрытой» деятельности, то есть подвержены работе в специальной одежде, скрывающей все достоинства и недостатки гламурной роскоши и приводящей к некоторой скудости потребительских привычек и предпочтений. В период финансового кризиса культура консьюмеризма в значительной степени остается неизменной. Потребителями глянцевой продукции является современное молодое поколение, жители города. Преобладающими читателями глянцевой продукции считаются молодые люди: подростки (14-17 лет) и молодежь (18-21 год). На наш взгляд, молодежь этих возрастов наиболее чувствительна, потому что старается быть наиболее самостоятельной, что зачастую не всегда получается. Однако старается прислушиваться к мнению родителей, друзей, отчасти к глянцевым журналам. Необходимо сказать, что социальное положение семьи респондентов – это люди со средним и ниже среднего достатком. Значимым моментом является то, что современная работающая молодежь в зависимости от общественного характера работы более тщательно следит за гламурными тенденциями, а чтение глянцевой продукции считается одним из видов досуга. По результатам нашего исследования можно выделить следующие закономерности потребления глянцевых журналов: преимущественно журналы покупают и читают девушки, для которых характерно чтение отдельных статей или рассматривание образов, а юношам свойственно покупать журналы регулярно и читать их полностью.

Молодежь не осознает, что их «собственное» мнение сформировалось под воздействием обобщенных мнений: родителей, друзей, знакомых (сокурсников, сотрудников). Безусловно, оказывает влияние медийная продукция (журналы, телевидение, интернет). Решающим влиянием считаются уличные практики потребления, под воздействием которых завершается модернизация «собственного» мнения. Таким образом, «собственное» мнение является продуктом массового мнения, приводящего к массовому консьюмеризму.

Основными информационными источниками, которые использует молодежь, считаются телевидение и интернет. По результатам нашего исследования современная молодежь использует два основных и популярных источника информации: телевидение (60,3%) и интернет (57,5%). По результатам опросов Фонда «Общественное мнение», молодежь получает информацию по телевидению (79%) и интернет-ресурсам (46%). Возможно, поэтому некоторые информанты не покупают журналы и, как следствие, не интересуются ими. Респонденты выделяют две главные причины в отсутствии чтения журнала: глупость (пустая трата денег) и отсутствие интереса. Юноши считают, что одной из причин отказа от покупки журнала существует отсутствие свободного времени. Девушек пугает цена журнала.

В заключении приводятся основные выводы и результаты проведенного исследования, формулируются рекомендации.

В приложении представлен контент-анализ глянцевых журналов ELLE, MINI и газеты «Комсомольская правда», визуальная интерпретация образов газеты «Комсомольская правда», глянцевых журналов: ELLE, MINI, относящийся ко второму разделу «Стилевые разнообразия жизни современной молодежи (по материалам глянцевых журналов)»; макет анкеты, таблицы и графики, полученные путем обработки программы SPSS.13.0, а также гид стандартизованного интервью, относящиеся к третьему разделу «Социальные практики потребления глянцевых журналов и ресурсы влияния в молодежной среде».

Содержание диссертации отражено в публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
1. Долгова Ю.А. Стилистика репрезентаций глянцевых журналов на примере ELLE и MINI / Ю.А. Долгова // Обсерватория культуры. 2010. №6. С. 113-121 (1 п. л.) ISSN 2072-3156

2. Долгова Ю.А. Репрезентация потребления в глянцевых журналах в условиях социально-экономического кризиса / Ю.А. Долгова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. №3 (24). С. 197-201 (0,35 п. л.) ISSN 1682-2358

3. Долгова Ю.А. Рецензия на книгу: Г.К. Триандис «Культура и социальное поведение»: учеб. пособие / пер. В.А. Соснин. М.: ФОРУМ, 2007. 384 с. / Ю.А. Долгова // Регионология. 2009. №3 (№ 68). С. 297-298 (0,1 п. л.) ISSN 0131-5706
В материалах международных и российских конференций
4. Долгова Ю.А. Феномен «моды» в культуре потребления / Ю.А. Долгова // Потребление как коммуникация – 2010: материалы VI Междунар. конф. / под ред. В.И. Ильина, В.В. Козловского. Санкт-Петербург, 25-26 июня 2010 г. СПб.: Интерсоцис, СПбГУ, 2010. С. 106-108 (0,2 п. л.)

5. Долгова Ю.А. Концепт «стиль жизни» в понимании современной молодежи / Ю.А. Долгова // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. статей Междунар. науч. конф.: в 3 ч. Ч. 3. Сборник статей молодых ученых и аспирантов. Саратов, 15-23 апр. 2010 г. Вып. 5. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2010. С. 244-250 (0,5 п. л.) ISBN 978-5-91630-036-9

6. Долгова Ю.А. Дискурсивный обзор глянцевых журналов в культуре потребления / Ю.А. Долгова // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. статей Междунар. науч. конф. : в 3 ч. Ч. 3. Сборник статей аспирантов и молодых ученых. Саратов, 15-24 апр. 2009 г. Вып. 4. Саратов: Изд-во Сарат. ин-т РГТЭУ, 2009. С. 109-113 (0,3 п. л.) ISBN 978-5-91630-006-2

7. Долгова Ю.А. Репрезентация стиля потребления у молодежи на страницах глянцевых журналов / Ю.А. Долгова // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. статей Междунар. науч. конф.: в 3 ч. Ч. 2. Саратов, 15-24 апр. 2009 г. Вып. 4. Саратов: Изд-во Сарат. ин-т РГТЭУ, 2009. С. 83-85 (0,1 п. л.) ISBN 978-5-91630-006-2

8. Долгова Ю.А. Потребительское поведение современной молодежи: социальный аспект / Ю.А. Долгова // Сорокинские чтения: отечественная социология: обретение будущего через прошлое: тез. докл. IV Всерос. науч. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Т. 2. С. 99 (0,1 п. л.) ISBN 978-5-98227-475-5 ISBN 978-5-292-03844-3

9. Долгова Ю.А. Роль СМИ в формировании потребительского поведения (через призму классической социологии) / Ю.А. Долгова // Социально-гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч. конф. / СГТУ. Саратов, 2009. С. 202-204 (0,2 п. л.) ISBN 978-5-91818-002-0



Публикации в других изданиях
10. Долгова Ю.А. Содержание глянцевого журнала как отражение эпохи социально-экономического кризиса / Ю.А. Долгова // Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности: теоретические вопросы и современные реалии: материалы науч. межвуз. конф. Саратов 05.11.2009 / под общ. ред. Г.Н. Долговой. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2010. С. 40-45 (0,5 п. л.) ISBN 978-5-91630-034-5

11. Долгова Ю.А. Глянцевый журнал как репрезентативное поле материального благополучия / Ю.А. Долгова // Четвертые Ковалевские чтения: материалы науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2009 года / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 221-222 (0,1 п. л.)

12. Долгова Ю.А. Потребительство глянцевых журналов как отражение предпринимательской деятельности / Ю.А. Долгова // Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности: теоретические вопросы и современные реалии: материалы межвуз. науч. конф. Саратов, 06.11.2008 / под общ. ред. Г.Н. Долговой. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2009. С. 91-96 (0,5 п. л.) ISBN 978-5-91630-002-4

Подписано в печать 20.05.11 Формат 6084 1/16

Бум. офсет. Усл. печ. л. 1,16 (1,25) Уч.-изд. л. 1,0

Тираж 100 экз. Заказ 95 Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Тел.: 24-95-70; 99-87-39, е-mail: izdat@sstu.ru





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет