«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций учащихся»



жүктеу 433.55 Kb.
Дата24.07.2016
өлшемі433.55 Kb.
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

Қостанай қаласы әкімиятының білім бөлімінің № 5 орта мектебі” мемлекеттік мекеме


«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»

ГУ “Средняя школа № 5 отдела образования акимата г.Костаная”


Материалы областного семинара

для учителей русского языка и литературы

по теме:


«Современный урок с позиции

формирования жизненных навыков

и ключевых компетенций учащихся»

г. Костанай, 2006 г.









Сборник «Материалы областного семинара для учителей русского языка и литературы по теме: «Современный урок с позиции формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся», 2006 г., г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная

Сборник «Материалы областного семинара для учителей русского языка и литературы по теме: «Современный урок с позиции формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся» определяет тенденции в организации учебно-воспитательного процесса по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся в рамках современного урока; факторы, обуславливающие повышение качества образования по русскому языку и литературе, оптимальные пути повышения качества подготовки учащихся к ЕНТ.

В данном пособии представлены теоретические и практические аспекты формирования и развития ключевых компетенций учащихся по русскому языку и литературе, детальное изучение которых позволит учителям русского языка повысить уровень жизненных навыков учащихся.

© методический кабинет г.Костаная





СОДЕРЖАНИЕ








Стр.

Программа областного семинара учителей русского языка ……………………………

4

«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций». Стадниченко С.В., методист горОО ……………………………………

5


«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций». Шевцова С.Н., руководитель МО ………………………………………

7


Открытый урок русского языка в 7 «Р» классе: «Слова, озаряющие нашу речь».

Шитова С.И., учитель русского языка и литературы …………………………………...


9


Открытый урок русской литературы в 11 классе: «А душу можно ль рассказать?» (урок – исследование художественного мира С. Есенина). Шевцова С.Н., учитель русского языка и литературы ………………………………….………………………….

12


Открытый урок русского языка в 8 «А» классе: «Односоставные предложения».

Углова Т.В., учитель русского языка и литературы…………………………………….


18


Методические рекомендации семинара ………………………………………………….

20

Приложение ………………………………………………………………………………..

21


Орыс тілі мұғалiмдерiнiң облыстық семинары бағдарламасы

Программа областного семинара учителей русского языка
Семинар тақырыбы/тема семинара: «Современный урок с позиции формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся»

Семинар мақсаты/цель семинара: ознакомление участников семинара с опытом работы учителей по воспитанию творческой, самоответственной личности, обладающей жизненными навыками и ключевыми компетенциями

Семинардың өткізу орны/место проведения семинара: средняя школа № 5

Өткізу уақыты/время проведения: 9.00 – 13.20.
Знания – дети удивления и любопытства

Луи де Бойль

9.00. – 9.40. - выступление по теме семинара «Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций».
Стадниченко С.В., методист ОО,

Шевцова С.Н., руководитель МО

9.45. – 10.30. - Открытый урок русского языка в 7 «Р» классе: «Слова, озаряющие нашу речь».

Шитова С.И.



10.40. – 12.15. - Открытый урок русской литературы в 11 классе: «А душу можно ль рассказать?» (урок – исследование художественного мира С. Есенина).

Шевцова С.Н.



12.20. – 13.05. - Открытый урок русского языка в 8 «А» классе: «Односоставные предложения».

Углова Т.В.



13.05 – 13.20. - Рефлексия. Завершение семинара.


«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций»
Стадниченко С.В., методист ОО

Под личностно-ориентированной пара­дигмой образования можно понимать ис­ходную концептуальную схему, где признаются уникальная сущность каж­дого ученика и его индивидуальность.

Основная функция личностно-ориентированного образования — обеспечивать и отражать становление системы лично­стных образовательных смыслов учени­ка. Технология решения этой задачи пред­полагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопре­деляется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историчес­кими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личност­ный смысл по отношению к объектам и зна­ниям о них.

Личностный смысл образования зави­сит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

• личностное творчество ученика по отно­шению к изучаемым объектам, распределён­ным в соответствии с образовательными об­ластями;

• самоосознание личного опыта, знаний, обнару­жившихся в процессе познания образова­тельных объектов и общекультурных сведе­ний о них;

• соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достиже­ниям человечества, связанным с изучаемы­ми объектами (отношение к общекультур­ным знаниям и социальному опыту).

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле­ментов его образовательной деятельности, можно назвать образовательными компетен-циями. Образовательная компетенция пред­полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каж­дого направления присутствует соответствующая совокупность образова­тельных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

«Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает позна­ниями и опытом. Компетентный в опреде­лённой области человек обладает соответст­вующими знаниями и способностями, позво­ляющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность — владение, обла­дание человеком соответствующей компе­тенцией, включающей его личностное отно­шение к ней и предмету деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред­мета), можно предположить трёхуровневую иерар­хию компетенции:

— ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

— общепредметные — относятся к опре­делённому кругу учебных предметов и обра­зовательных областей;

— предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.

Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео- и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы.

Ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловая

2.Общекультурная

3.Учебно-познавательная

4.Информационная

5.Коммуникативная

6.Социально-трудовая

7.Личностного самосовершенствования

I.Создание условий для формирования ценностно-смысловой компетенции на уроках русского языка и литературы, связанной с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и пони­мать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, неразрывно связано с формированием понимания взаимосвязи процессов и явлений в природе. Традиционные методы работы в этом направлении, безусловно, обогатились с внедрением в практику работы учителя технологии мультимедиа.

2.На уроках русского языка и литературы можно создавать условия для продуктивного формирования общекультурной компетенции, рассматривающей круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культу­ры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, явлений и тра­диций, роль науки и религии в жизни чело­века, их влияние на мир, компетенции в бы­товой и культурно-досуговой сфере.

Через реализацию принципа наглядности, учитель на своих уроках может использовать любой редкий или очень мелкий иллюстративный материал. По возможности лучше использовать местный материал.

3. Учебно-познавательная компетенция.

Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логи­ческой, методологической, общеучебной де­ятельности, соотнесённой с реальными по­знаваемыми объектами. Сюда входят зна­ния и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, само­оценки учебно-познавательной деятельнос­ти. Использование в образовательной деятельности инструктивных карт урока, обучающих и контролирующих игр, проблемных вопросов и задач, тестов, позволяет формировать и эту компетенцию. Такие формы контроля стимулируют учащихся, учат их анализировать, сравнивать, искать нужную информацию, самостоятельно делать выводы.

4. Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электрон­ная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализиро­вать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

5. Коммуникативная компетенция.

Вклю­чает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалён­ными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальны­ми ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дис­куссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция оз­начает владение знаниями и опытом в граж-данско-общественной деятельности (выпол­нение роли гражданина, наблюдателя, изби­рателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потреби­теля, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанно­стей, в вопросах экономики и права, в про­фессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и об­щественной выгодой, владеть этикой трудо­вых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенция личностного самосовер­шенствования.

Направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоцио­нальную саморегуляцию и самоподдержку. Перечень клю­чевых компетенции представлен в общем виде. В каждом учебном предмете (образовательной облас­ти) важно определить необходимое и до­статочное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируе­мых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих со­держание определённых компетенции.

Проектируемое на такой основе обра­зование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образова­тельные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих про­изводственных отношениях.


«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций»

Шевцова С.Н., руководитель МО

Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это хорошо, потому что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей.

Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно – просветительского подхода, которые показывает вою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования.

Что же такое жизненные навыки?

Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях.

Какой же вклад может внести литература и русский язык.

К таким навыкам мы отнесли:

1. Навыки учебной деятельности;

2. Навыки постановки целей и принятия решений;

3. Навыки критического мышления;

4. Навыки коммуникативные.



На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения: «не убий», «не укради» и т.д. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом.

Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка:

1. Межличностное общение;

2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы;

3. Мыслить критически и творчески;

4. Эффективно общаться;

5. Строить здоровые взаимоотношения.

6. Сопереживать другим людям;

7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой.



Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же:

Интеллектуально – нравственные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка. Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера, и которые можно развить у учащихся в процессе обучения на русском языке и литературе. К ним относятся следующие умения и способности:



  • Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал;

  • Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией;

  • Классифицировать материал;

  • Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии;

  • Аргументировать, доказывать;

  • Пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т.ч. Интернетом;

  • Слушать, делать выводы, оценивать;

  • Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т.п.;

  • Писать рефераты, составлять и проводить презентации;

  • Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью.

Компетенция – это возможность установить связь между знанием и ситуацией, найти, обнаружить процедуру (т.е. знания и действия), подходящую для решения проблемы.

Ключевые (т.е. открывающие дверь другим) компетенции – компетенции, которыми важно вооружить выпускников общеобразовательных школ, следующие:

1. Политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в современном принятии решении, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, - это прежде всего межкультурные компетенции как понимание различи людей, уважение друг к другу, способность жить по-добрососедски с представителями других культур, языков и религий и др.

3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества.

Заключение.

Таким образом, мы учителя – словесники, просто обязаны воспитать на своих уроках творческую, самоответственную личность, обладающими жизненными навыками и ключевыми компетенциями.

Сегодня вам предстоит увидеть, как формируются жизненные навыки и ключевые компетенции, на уроках русского языка и литературы в средней школы №5.

Открытый урок русского языка в 7 «Р» классе: «Слова, озаряющие нашу речь».
Шитова С.И.,

учитель русского языка и литературы СШ № 5



Тема: Слова, «озаряющие» нашу речь. Употребление причастий в речи.

Цель:


Обучающая: познакомить учащихся с местом и ролью причастий и причастных оборотов в языке (русском, казахском, английском), в текстах разных стилей;

Развивающая: активизировать самостоятельную деятельность учащихся, подготовить его к дальнейшему самостоятельному обучению;

Воспитательная: воспитывать нравственные и гражданские ценности, ученик должен чувствовать, что он живет в Казахстане.
Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: урок-семинар.

Оборудование: мультимедийный комплекс, схемы урока, репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

Структура урока: 1. Орг.момент.

2. Работа с эпиграфом.

3. Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи».

4.Отчет 2-3 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».

5. Разноуровненные задания. Лингвистический эксперимент.

1в. Творческий диктант.

2в. Творческая работа по картине И.И.Шишкина.

6. Отчет 4-5 группы по теме: «Употребление причастий в каз.яз. и англ.яз.»

7. Диктант-перевод. Работа в группах.

8. Отчет 6 группы по теме: «Ошибки, возможные при употреблении причастий».

9. Поисковый диктант. Работа в парах.

10. Устная работа по учебнику. Упр.122

11. Тест.

12. Сказка «Что нас ждет впереди?»

13. Р\р. Составить предложения, используя причастия.

14. Подведение итогов урока.

15. Домашнее задание.

План семинара.


  1. Употребление причастий в устной речи (видеозапись на уроках истории, биологии, физики).

  2. Употребление причастий в письменной речи:

а) анализ сочинений учащихся;

б) анализ текстов разных стилей (худ-ый, научный, публицистический);

3. Употребление причастий в каз.яз. и англ.яз.

4. Ошибки, возможные при употреблении причастий.




Ход урока.

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола

силу. М.В.Ломоносов.


1. Орг.момент.

2. Работа над темой, эпиграфом.

- Как вы думаете, что это за слова, «озаряющие» нашу речь?

- Почему они «озаряющие»?

Озарить – ярко осветить.

Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в разных стилях, в разных языках. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.

- Прочтите эпиграф к уроку. Как понять смысл этого высказывания?

- Записать эпиграф как прямую речь по схеме: «П», - а.

3. Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи».

- Насколько часто учащиеся нашего класса употребляют в своей устной речи причастия?

- Просмотр видеозаписи на уроке. Найти причастие в речи ученика.

4. Отчет 2-3 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».

а) анализ сочинений учащихся.

Вывод: причастия более употребительны в письменной речи. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А.С.Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»

б) анализ текстов разных стилей.

5. Разноуровневые задания.

Проведем эксперимент, посмотрим, какова роль причастий в тексте? Как они меняют текст? Какие вносят дополнительные сообщения?

1в. Творческий диктант (вставить причастный оборот).

На опушке леса.

Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. Прижались к земле кусты … .

Лес … молчит.

Может быть, воодушевит вас на создание текста это стихотворение о зиме:

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней,

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней. Г.Скребицкий.

- Когда причастный оборот обособляется запятыми?

- Прочесть текст без причастий и с причастиями. Как причастия меняют текст?


2в. Творческая работа по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (заменить оборот «который + глагол» причастием).

На картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, которая наслаждается утренней прохладой в лесной чаще. Два медвежонка, которые вскарабкались на ствол сосны, играют, а мать-медведица смотрит на них. Третий, который залез на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз.

- прочесть текст сначала с оборотом «который + гл.», затем с причастием, как изменился текст?

Вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной, «озаряет» текст. Можно доказать справедливость слов М.В.Ломоносова.

6. Отчет 4-5 группы об употреблении причастий в каз.яз. и англ.яз.

Многоязычие востребовано временем. Современному человеку нужно знать не меньше 3-х языков. Если человек знает 2 языка, у него интеллектуальный уровень выше.

- Есть ли причастия в каз.яз. и англ.яз.?

- Как образуются причастия в каз. и англ.яз.?

7. Работа в группах. Диктант-перевод. Перевести казахскую пословицу с казахского языка на русский язык, употребляя причастия. Найти причастия в казахском и русском тексте.

Адамга үш нәрсе абырой береді: жапан далада қазылған құдық, өзенге салынған көпір, жолға отырғызылған ағаш.

(Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.)

8. Отчет 6 группы по теме: «Ошибки, возможные при употреблении причастий»

1. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали.

(надо, отправляемые)

Действительное вместо страдательного.

2. Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.

У причастий нет категории наклонения, не может быть и условного.

3.Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит пятерку.

(написавший)

Нарушение видовременных отношений, нет будущего времени.

9. Работа в парах. Поисковый диктант. Найти и исправить ошибки в употреблении причастий.

1. Девочка, воспитывающаяся бабушкой, была послушна и скромна.

(воспитываемая) \Действительное вместо страдательного\

2. Доклад, обсуждавшийся бы сегодня, мог быть опубликован.

\Нет наклонений, нет и условного наклонения\

3.Цветы, замерзнущие за ночь, постепенно оживут.

(замерзшие, нет будущего времени)

10. Устная работа по учебнику. Упр.122, стр.63.

- Всегда ли уместно употребление причастий?

Прочесть текст. Какой стиль речи пародирует автор? Почему текст вызвал улыбку? Д\з. 1в – отредактировать текст.

М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».

11. «Прочти схемы». Устная работа.

Чтобы причастия «озаряли» вашу речь, нужно их правильно писать и употреблять.

- О чем нам могут рассказать эта схемы? Какие правила правописания причастий мы можем вспомнить?

12. Тест.

13. Что нас ждет впереди? Чтение заключительной главы сказки из кн. Т.Рик «Привет, причастие!»

14. Р\Р Вырази себя в слове!

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь? (Тютчев. Silentium! Молчание.)

Несколько предложений. Что вам хочется сказать, что хочет высказать ваше сердце?

Пусть в вашей речи причастия включатся в работу! Пусть причастия «озаряют» вашу речь, освещают вашу речь, делают ее яркой и выразительной.

15. Итоги урока.

Работа групп + работа в тетрадях.


Д\з. Разноуровневое.

1в. Упр.122. Отредактировать текст.

2в. Упр.131. Определить стиль текста, выделить причастия.
Открытый урок русской литературы в 11 классе:

«А душу можно ль рассказать?» (урок – исследование художественного мира С. Есенина).

Шевцова С.Н., учитель русского языка и литературы СШ № 5


Цель:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой С. Есенина, её тематикой, проблематикой;

Выявить черты поэтической индивидуальности, расширить представление о лирическом герое С. Есенина и художественном своеобразии его поэзии;



Развивающая: развивать ЗУН анализа лирического произведения, выразительное чтение, умение обобщать, делать выводы, ассоциировать, проводить параллели, давать связный монологический ответ, вести исследование проблемы;

Воспитывающая: интерес к поэзии С. Есенина, учиться на примере его лирики любви к родине, «братьям нашим меньшим», вниманию к внутреннему миру человека.

На доске:

Знать: поэзию Есенина, его осмысления природы, родины, человека.

Уметь: аргументировать свои мысли, понять философский диалог Я с Миром в лирике С. Есенина; выразительно читать.

Метод: частично-поисковый с постановкой проблемных вопросов, групповая поисковая деятельность, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание лирического текста и глубину восприятия.

Учитель: Ребята, вы уже выпускники. У вас богатейший ученический опыт, потому что за 11 лет вы посетили не одну сотню уроков. Предлагаю вам самим определить задачи урока. Пожалуйста. Исходя из цели урока, определите его задачи.

Задачи (учащиеся): 1) Разгадать секреты поэтического мастерства С. Есенина;

2) Проникнуть в мастерскую стиха поэта, осознать его необыкновенный поэтический дар.



Быть поэтом - это значит то же

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

3) Познать законы и своеобразие художественного мира С. Есенина, его понимание поэтического места.



4) Определить образ лирического героя.

Ход урока.

Есенин, дай на счастье нежность мне

К берёзкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим.

Е. Евтушенко


Проблемная ситуация:

- Как вы понимаете слова, взятые эпиграфом к уроку? Ваше мнение? (ответы учащихся).

- А какой эпиграф к уроку вы подобрали?

Учащиеся:

1) «Поэзия Есенина есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» (А. Толстой). (Обоснуйте свой выбор).

2) «Оттого и дороги мне люди

Что живут со мною на земле». (С. Есенин). (Обоснуйте свой выбор).

3) «И не жалость – мало жил

И не горечь – мало дал

Много жил – кто в наши дни жил

Всё дал – кто песню дал. (М. Цветаева). (Обоснуйте свой выбор).

II . Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы открыть для себя художественный мир Сергея Есенина. Мир необычайно богатый, сложный и необыкновенно прекрасный. Сам Есенин неоднократно признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызвать ответного душевного волнения и сопереживания.

Ах, увял головы мой куст,

Засосал меня песенный плен

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

Трудно найти поэта, который с такой, предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник.

Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь, и пел, чтобы жить. «Пусть вся жизнь моя за песню продана» - сказано не ради красного словца. То же самое повторит поэт перед смертью и не в стихах: « Остались одни лишь стихи. Я всё отдал им»

Итак, мы сегодня с вами собрались для того, чтобы:

1) в дозволяемых обстоятельствами пределах определить лица необщее выраженье» поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства;

2) попытаться разгадать секреты песенного слова» поэта;

3) проникнем в мастерскую его стиха;

4) познаем своеобразие и законы его поэтического мира;

- Поэтому у нас на уроке сегодня будет много ассоциативных связей, сопоставлений, отступлений;

Основной метод нашей работы групповой, исследовательский.

- Что ж в путь, вперёд к познаниям великим и прекрасным.

Учитель: «Визитная карточка С Есенина».

Какое задание было дано на дом?

1. Разделиться на группы и каждой группе представить поэта программным с точки зрения всей группы стихотворением, своеобразным литературным памятником, выражающим сокровенный смысл творчества, проанализировать, обосновать свой выбор. Это должно быть стихотворением – квинтэссенций.

Квинтэссенция - самое главное, важное, наиболее существенное.

2. Выписать выдержки из работ исследователей творчества С.Есенина.

3. Приготовить каждой группе «подарок».

Учитель: Не бойтесь параллелей, духовных озарений! Смело идите по пути поиска решения следующей проблемы:

Проблемный вопрос №1


- Приступайте. (5 минут). Ответ -8 минут.

Музыка! (Е. Дога «Портрет»)

В чём сила есенинской поэзии? В пронзительной искренности чувств, в постановке острейших социальных и философских проблем, или в чём– то другом. Попытаемся же разобраться. Итак, каждая группа представляет своего Есенина!

I – группа «Любовь к природе и «братьям нашим меньшим».

- Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? С души, распахнутой навстречу всем «впечатленьям бытия»? Кто знает. Но без умиленья видеть мир по –своему, без способности сопереживать, без впечатлительности и искренности нет поэта! (Выступление II группы).

II – группа. Тема Родины. «О красном вечере задумалась дорога …».

Учитель: Для Есенина песня – высшая ценность по сравнению с «просто стихами», это синоним подлинной поэзии: «Пусть вся жизнь моя за песню продана», -искренне писал С. Есенин о песне, которая была для него самым дорогим, дороже чести, любви и жизни!

Сыпь тальянка, звонко, сыпь тальянка, смело!

Вспомнить, что ли юность, ту, что пролетела?

Не шуми, осина, не пыли дорога.

Пусть несётся песня к милой до порога!

Раз для Есенина самым святым было песенное слово, так почтим же память великого поэта его же песней!



Маэстро, прошу!

Звучит романс «Отговорила роща золотая» - весь класс.)

«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют лужу, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Так начинался Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный и многозвучный мир: весенние зори, запах смолистой сосны, песнь тальянки.

III –группа. Философская лирика.

Учитель: «В стихах моих читателей должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам».

«Буду петь, буду петь, буду петь!

Не обижу ни козы, ни зайца.

Если можно о чём скорбеть

Значит, можно чему улыбаться!

Выступление IV –группы. Тема: «Любовная лирика» - «Заметался пожар голубой …»



Вывод:

Учитель: Дайте связный ответ, в котором бы «приоткрылись» тайны поэтического мастерства С. Есенина, то есть нужно будет обобщить работу всех групп и дать связный монологический ответ на проблемный вопрос! Ответ будет общим итогом группового исследования художественного мира Есенина.

Работа с кластером «Дерево»

- Итак, вы вели исследование: определяли «лица необщее выраженье» поэзии С. Есенина, «стиль его словесной» походки, образ лирического героя. Так каков лирический герой Есенина! Каждая группа определяет черты лирического героя, которые она исследовала, можно цитировать.

Учитель: А почему дерево?










«Зверьё .. не бил

По голове»



«оттого и доги мне люди, что живут со мною на земле»







Любит «братьев наших меньших»

хулиган




философ

Тонкий лирик







Любит Родину, землю, женщин

Ищет гармонию в душе и мире

Любит жизнь


природу



Учитель: Итак, задачей следующего этапа нашего урока будут корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта. Поэтому мы вновь у истоков его творчества. На дом было задано: выписать из работ исследователей – литературоведов выдержки о своеобразии творчества С. Есенина, которые станут органичным дополнением к нашей работе. – Обоснуйте свой выбор.

Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает, своего МАСТЕРА. Есенин выбрал Блока.

15 марта 1925г. В доме на пряжке 20 летний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.



Вопрос к классу:

Почему в Серебряном веке, когда столько хороших разных поэтов Есенин выбрал именно Блока? Примерный ответ: «Я уже знал, что он хороший добрый, когда прочитал «Стихи о Прекрасной Даме». «Блок научил меня лиричности».

- Но это лишь оболочка!

- Где можно найти родство душ поэтов, глубинные точки их соприкосновения в творчестве.

- Что роднит Блока и Есенина? (тема Родины, России).



Учитель: Да два голоса сливаются в любовь сложную и беспредельную.

Вспомните, что Блок говорил о своей главной теме в творчестве? (высказывание поэта): «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь Россия. Вот здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

Учитель: Чтобы не быть, голословными давайте проведём сравнительный экспресс – анализ блоковского стихотворения «Россия» и есенинского «Запели тесаные дроги».

-В чём внутреннее сходство этих стихотворений?




  1. Сходство разительное: в том и другом стихотворении звучит мотив дороги;(1-я строфа).

  2. Состояние души: «И крест свой бережно несу» - Блок;

«И не отдам я эти цепи» - Есенин;

Найдите в стихах Есенина строфу, похожую на блоковскую (4 строфа)

- Почему это строфа похожа на блоковскую? (в ней есть блоковская музыка, блоковская таинственность, загадочность и даже космизм, блоковская страстная вера в любовь)

- Так в чём же сходство и в чём различие поэзии Блока и Есенина?

Сходство – тема Родины, лиризм, музыкальность, напряжённость, искренность, цветопись.

Различие:


  1. Нет блоковской «загадки вещей», «туманность;

  2. Для Блока поэзия – средство постижения тайны мироздания. Для Есенина поэзия – средство самовыражения.

  3. Нет символистского блоковского подтекста, все просто и ясно, нет тоски по «звёздной высоте»

- А какая Русь у Есенина и Блока? Одинаковая или разная?

Вывод (учащиеся)

Учитель: Как создаёт Есенин образ Родины?

Чтение и экспресс – анализ «Я покинул родимый дом».

Учитель: Итак, переходим к главному: анализу поэтического строя есенинской лирики.

- Только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки» - это слова Есенина о Пушкине. Эти слова мы попытаемся применить к самому Есенину и определить стиль есенинской «словесной походки».



Учитель: Какое основное художественное средство использует Есенин в этом стихотворении? Назовите их? Назовите саму удивительную метафору.

Учитель: Непреложный закон Есенина «каждый поэт должен иметь свою рубашку». Постараемся постичь этот закон в стихотворении « Я покину родимый дом».

- Но у нас новая задача: доказать, что есенинская простата обманчива. Возьмём для анализа маленький кристаллик поэтического текста:

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

- Что это? Мир природы или мир человеческого чувства?

- Чтобы приблизиться к сокровенной сути, отойдём от него далеко в пространстве и во времени:

- Вспомните, на какое лирическое стихотворение, которое состоит полностью из развёрнутой метафоры, похожа эта есенинская метафора?



Послушайте: Как свищет ветер осени

Тогда поймете мои стихи,

Когда заночуете в поле

Басё


- Правильно, в 7 классе изучали японские трёхстишья, которые: как назывались? (хокку или хайку). Они целиком состоят из развёрнутой метафоры, но прямое значение хокку скрыто в подтексте.

- Это ассоциация не для того, чтобы примерить на Есенина чужую рубашку, но чтобы через сжатую поэтическую формулу древнейшего, но настоящего искусства вглядеться в есенинскую метафору. Истина познаётся в сравнении.

- В чём сходство есенинской метафоры и хокку? (ответы учащихся)

1). Общий корень: общечеловеческий, одинаковое мировосприятие.

2). И в хокку и в есенинской метафор мысли об изначальном родстве человека и природы;

3). Глубокое понимание национальной народной души;

4). Сходство в том, что хокку и есенинская метафору нужно толковать, извлекать тайную мысль, оставшуюся за пределами слов.

-Давайте попробуем понять, истолковать есенинскую метафору. Приведите пример есенинских метафор.

1. «Изба старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш».

2. «В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть».



Обоснуйте.

Имажинисты бы сказали, что это сгусток образов, сотканный из метафор.



Вывод: (учащиеся) В есенинской метафоре емкой и лаконичной, как в хокку скрыта безмерная глубина: в его лирике земля и небо – два опрокинутых друг в друга мира и «человек», по выражению Есенина, есть не больше, не меньше, как чаша космических обособленностей.

Учитель: И, поверяя «алгеброй гармонию», можно бережно разъять на подобные кристаллики все стихотворения.

- Найдите в стихотворении «Я покинул родимый дом …» ещё подобную метафору».

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге. (Обоснуйте).



Исполнение под гитару «Письмо матери» (класс)

Учитель: Мы выяснили, что главным художественным средством в поэзии Есенина является метафора. А теперь посмотрим, как используется цвет. Мы уже сегодня пытались говорить о цветописи, когда сравнивали поэзию Блока и Есенина. По тому, как использует, цвет в своей поэзии Есенин у нас работает эксперт. Слово эксперту.

(Анализ цвета в поэзии и демонстрация аппликации)



Вопрос к классу:

- «Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне»

-Ребята, что необычного в этой стихотворной строчке? (розовый конь).



Учитель: Оказывается, цвет у Есенина работает очень точно. Об этом говорит, например, К. Ваншенкин «И вот мне попались его стихи, и я прочитал:

Словно …


Розовый конь? Это показалось немногим, неестественным, я с удивлением перечитал эти строчки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины … ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый …И всё вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

Работа в группах.

- Исследуйте, как «работает цвет» в стихах С. Есенина.

- Какая группа больше приведёт примеров с цветовой символикой? Примеры из текстов.

1. «О, Русь Малиновое поле»;

2. «Я покинул, родимый дом Голубую оставил Русь»

3. «Не жаль души сиреневую цветь».

4. «Горит костёр рябины красной»;

5. «Заметался пожар голубой»;

6. «Всё равно остался я поэтом



Золотой бревенчатой избы»;

7. «Облетевший тополь серебрист и светел»;

8. «Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым»;

9. «Друзья поставят серый камень»;

10. «Отгорела ли наша рябина

Осыпаясь под белым окном»;

11. «Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнём»;

12. «Голубая родина Фирдоуси»;

13. «Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют»;

14. «Свищет ветер, серебряный ветер».

- Скажите, какой вид искусства напоминает любимая цветовая гамма Есенина (золотой, малиновый, синий).



(Фресковую, древнерусскую живопись Рублёва, Дионисия)

- Рассмотрим «Троицу» Рублева.

Заключение.

Учитель: Сегодня на уроке каждая группа постаралась представить «своего» Есенина, определила особенности художественного мира Есенина.

- А вот теперь будет интересно узнать, а какие ассоциации, рефлексии возникли у каждой группы в связи с творчеством Есенина.

«Подарок классу» (группы)

Домашнее задание: 1. Читать «Анна Снегина»;

2. Мини – сочинение «Лирический герой поэзии Есенина».
Открытый урок русского языка в 8 «А» классе: «Односоставные предложения».

Углова Т.В., учитель русского языка и литературы СШ № 5



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Тема урока: «Типы односоставных предложений. Односоставное назывное предложение». Открыли тетради, записали число и тему урока.

Задача урока:


  1. Осмыслить, запомнить, сколько типов односоставных предложений, что такое назывное односоставное предложение, и научиться применять эти знания на практике.

  2. Будем рассуждать о смысле жизни. У каждого у нас есть свое понятие о смысле жизни. И это замечательно. Я предлагаю, чтобы каждый в ходе урока высказал свою точку зрения. Возможно, поспорим, но я надеюсь, придем к приемлемому для нас решению. Согласны? Свою точку зрения я высказала в эпиграфе к уроку: «Веселый, радостный и горестный мир». Кто согласен, запишите, кто не согласен – давайте по-доброму поспорим, по ходу урока выясним истину.

Итак …

  1. Перед вами таблица «Типы простых предложений по составу грамматических основ». Предполагаю ее расшифровать, опираясь на уже знакомое.

Что вам уже знакомо? Правильно, мы знаем, что такое двусоставное предложение. В тетрадках запишем и разберем предложение-высказывание Михаила Кузьмина об Анне Ахматовой.

Поэты особенно должны иметь острую память любви и широко открытые глаза на веселый, радостный и горестный мир (Пов.; невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными определениями и однородными дополнениями)



[ ].

Молодец!


Теперь будем осмысливать односоставные предложения. Сколько типов односоставных предложений? Перечислите их.

С этой таблицей будем работать несколько уроков. Сегодня осмысливаем назывное предложение.

Инструктаж:


  1. читаем правило на стр.118

  2. осмысливаем его

  3. и схематично отображаем его в первой колонке таблицы.

[ существительное ].


[ кол-им словосочетание ].
[ целное словосочетание ].

Две елочки, ряд зубов, две капли, столько дней.

Емки, лаконичны, динамичны.


  1. что запомнили из изученного правила? Расскажите, опираясь на таблицу!




  1. применяем полученные знания.

В синее небо ширя глаза –

Как восклицаешь : Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь-

Как восклицаешь: -Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи:-

Так восклицаю: -Будут стихи!

(Марина Цветаева)

Предлагаю поразмышлять. Мое мнение: стихотворение о веселом, радостном и горестном мире. Я буду рассуждать. Очень хочу, чтобы нашлись согласные со мной. Если такие есть, то помогайте мне.

Начинаю с того, что, опираясь на текст стихотворения, буду создавать односоставные назывные предложения. Я записываю их на доске, а вы – в тетради. Помогайте мне.

Синее небо.

Кто поможет доказать, что это односоставное назывное предложение?

Гроза. Доказательство.

Какие картины возникают перед вами? Что хотела Марина Цветаева, поэтесса, человек, тонко чувствовавшая природу и жизнь, сказать нам, читателям, этим двустрочием? Рассуждаем вместе.



  1. Прямое значение двустрочия? (Синее небо- это признак хорошей погоды. Но Цветаева и мы знаем, что в природе не бывает только хорошей погоды. За солнечным, ясным днем приходит ненастье-гроза. Надо ли пугаться ненастья? Нет, у природы нет плохой погоды. Если будет все время только солнечная погода, то благо это для природы или наоборот? – каждодневное солнце иссушает все живое. Поэтому гроза, а это и дождь, - это тоже для природы благо).

  2. Давайте поговорим о переносном значении, осмыслим, что подразумевала поэтесса, чему она нас хотела научить.

(Жизнь – это не только радости и праздники. Жизнь – это и жизненные грозы. Вопрос в том, нужны ли нам жизненные «грозы»? А если нужны, то зачем?)

2) Осмысливаем второе двустишие. Выписываем ключевые слова, создавая назывные предложения. Кто такой проходимец? – человек, который своими поступками приносит нам горе, боль, обманывает нас. О чем говорит фраза «вскинувши бровь»? Это плач от обиды? Или желание выстоять? Что помогает выстоять? Вера в любовь. Как в природе за грозой обязательно взойдет солнце, так и в жизни не все люди проходимцы. Да и только в классицизме люди или только положительные, или только отрицательные. Во-первых, люди меняются. Недобрые люди - это люди, которые подсознательно не просто хотят, а жаждут любви. И если они полюбят, если их полюбят, то есть шанс, что в человеке проснется все доброе. «Будет любовь!», - восклицает Цветаева.

Во-вторых, ну обманут нас, ну оскорбят, ну принесут нам только нехорошее – не оскорбимся, не сникнем, ибо знаем: жизнь продолжается, впереди встречи с людьми любимыми и любящими.

Итак, что у нас получилось?

Синее небо. Гроза

Проходимец. Любовь.

Четыре односоставных назывных предложения. Ребята, вы убедились, что эти предложения лаконичны и емки?

А теперь ваши ассоциации. Представим, что вот это сердце – мое, твое, наше. Сердце – это мы, это наша жизнь, наше понятие о жизни. Давайте поразмышляем, куда мы эти назывные предложения, которые мы с вами только обговорили, впишем?

Почему?

Вывод: что бы ни случилось с нами, в нашем сердце должны быть синее небо и любовь. Все остальное приходит и уходит. С плохим в нашей жизни мы должны расставаться. Вопрос: как? С обидой, злостью, желанием отомстить? Или прощание должно быть светлым, с любовью, в первую очередь, к самому себе?



Прослушивание стихотворения.

Вывод:


Найдите в тексте односоставное предложение.

Запись предложения.

Неделя, другая, и мы успокоимся.

Вывод: односоставное предложение может входить в состав сложного.

Итог урока. Молодцы!

Мы сегодня осмыслили, запомнили односоставные назывные предложения.

Оценка за урок.

Домашнее задание: стр.22, упр. 44

Открываем учебник на стр 22.

Читаем слова упр. 44

Можно ли сказать, что эти слова – односоставные назывные предложения? Ваши ассоциации? Да, конечно, это характеристика сторон человеческой жизни.

Задание. Используя слова – предложения для начала, написать мини- сочинение. «Я выбираю…».


Методические рекомендации:

•в условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность образования, которые напрямую зависят от профессионализма и творчества учителя;

•признать необходимость создания условий для формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся как фактора повышения качества образования;

•обеспечить условия для реализации современных требований к развитию ключевых компетенций учащихся как к внешней оценке качества образования;

• внедрять в процесс обучения технологии, методы и приемы, формы деятельности, способствующие формированию жизненных навыков учащихся при подготовке учащихся по сложным темам и разделам русского языка.

Приложения

Структурная карта урока


Тема: Слова, «озаряющие» нашу речь (употребление причастий в речи). Урок-семинар.
Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени и глагола

силу.

М.В.Ломоносов.



План семинара.

  1. Употребление причастий в устной речи (видеозапись на уроках истории, биологии, физики).

1гр. Поленко, Яковенко, Зайцев, Бургарт.

  1. Употребление причастий в письменной речи:

а) анализ сочинений; 2гр. Чупилко, Прояненко, Ли, Холинова.

б) анализ текстов разных стилей (худ-ый, научный,

публицистический); 3гр. Игнатова, Денисова, Сковпень.

3. Употребление причастий в каз.яз. и англ.яз.

4гр. Бородкина, Ерланов, Лизунова, Альмагамбетов.

5гр. Репецкая, Подлягаева, Хабибуллина.



  1. Ошибки, возможные при употреблении причастий.

6гр. Прозоровская, Козицкая, Тизилов, Кожемякина.

Ход урока.



  1. Записать эпиграф по схеме: «П»,- а.

  2. Разноуровневые задания. Лингвистический эксперимент.

1в. Творческий диктант (вставить причастный оборот)

На опушке леса.

Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. Прижались к земле кусты…. Лес … молчит.

Речка … заснула.

2в. Творческая работа по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Заменить оборот «который + глагол» причастием.
На картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, которая наслаждается утренней прохладой в лесной чаще. Два медвежонка, которые вскарабкались на ствол сосны, играют, а мать-медведица смотрит на них. Третий, который залез на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз.





  1. Работа в группах.Диктант-перевод. Перевести казахскую пословицу с казахского языка на русский язык, употребляя причастия. Найти причастия в казахском и русском тексте.

Адамға үш нәрсе абырой береді: жапан далада қазылған құдық, өзенге салынған көпір, жолға отырғызылған ағаш.

  1. Работа в парах. Поисковый диктант. Найти и исправить ошибки.

    1. Девочка, воспитывающаяся бабушкой, была послушна и скромна.

    2. Доклад, обсуждавшийся бы сегодня, мог быть опубликован.

    3. Цветы, замерзнущие за ночь, постепенно оживут.

  2. Тест.

    1. В каком причастии -ащ-, -ящ-?

1в. 2в.

А) бор..щиеся спортсмены а) пиш..щий человек

Б )шепч..щиеся соседки б) сверка..щий снег

В) стро..щийся стадион в) пен..щийся поток

Г) кол..щийся предмет г) скач..щие кони

2. В каком причастии -ущ-, -ющ-?

А) леч..щий врач а) вер..щий всему

Б) терп..щий боль б) служ..щий чиновник

В) тревож..щий шепот в) люб..щая дочь

Г) стел..щийся туман г) колыш..щийся камыш

3. В каком причастии –ем-?

А) колебл..мый а) чита..мый

Б) слыш..мый б) вид..мый

В) множ..мый в) муч..мый

4. В каком слове н?

А) исправле..ая работа а) сброше..ая тяжесть

Б) краше..ая рама б) ране..ый боец

В) ране..ый в бою в) организова..ый отряд

5. Какое причастие пишется с не раздельно?

А) (не)отправленное письмо а) (не)проверенная работа

Б) (не)замечена ошибка б) (не)проверенная учителем

В) (не)выполненное задание в) (не)прочитанная книга

6. Составить и записать предложения, в которых есть причастия.

Д\з. Разноуровневое.

1в. Упр.122. Отредактировать текст.



2в. Упр.131. Определить стиль текста, выделить и посчитать причастия.






©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет