Сражение мирового масштаба



Дата29.06.2016
өлшемі85.92 Kb.
#166225
Сражение мирового масштаба

Никто не может научно доказать, что хризотил-асбест опасен для здоровья, но зарубежные конкуренты требуют повсеместно запретить его применение. Восторжествует ли справедливость?

В пресс-конференции, которую на днях провели руководители «Хризотиловой ассоциации», приняли участие Клемен Годбу, председатель Международной Хризотиловой ассоциации, директор Института хризотила Канады, Борис Курляндский, директор Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ Министерства здравоохранения РФ, Николай Измеров, директор НИИ медицины труда РАМН, Еркин Татишев, сопрезидент НО «Хризотиловая ассоциация». Обстоятельный разговор шел, по сути дела, о судьбе асбестодобывающей и асбестоцементной промышленности.

В промышленности строительных материалов предприятия асбестодобывающей и асбестоцементной отрасли зарекомендовали себя как наиболее стабильно работающие производства. Более того, хризотиловый асбест, выпускаемый ими, давно приобрел статус основного материала в отрасли, идущего на экспорт. Свыше 70 процентов добываемого сырья используется в асбестоцементной промышленности. Номенклатура выпускаемой ею продукции насчитывает около 3000 наименований изделий и материалов.

Среди них — асбестоцементный шифер, которым покрыто примерно 60 процентов крыш в России, напорные и безнапорные асбестоцементные трубы, тормозные колодки и фрикционные накладки, спецодежда для пожарных и металлургов, средства защиты от радиационного излучения и фильтры самого широкого применения, ответственные узлы самолетов и космических спутников, атомных реакторов и подводных лодок. И над всем этим производством возникла угроза полной ликвидации.

Наша страна обладает крупнейшей в мире сырьевой базой хризотил-асбеста. Основные месторождения его, а всего их 11, расположены на Урале. К примеру, Баженовское — в городе Асбесте Свердловской области, разрабатывается с 1889 года. Киембаевское вступило в строй в 1979 году. Выйдя в последние годы по добыче сырья на первое место в мире, Россия 46 процентов добываемого асбеста поставляет на внутренний рынок и 54 процента экспортирует в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. Прирост объемов производства в минувшем году составил 7 процентов, а за последние 5 лет—15 процентов. Все виды продукции рентабельны. Важнейшим их преимуществом признана экономичность применения: по сравнению с аналогичными изделиями они в 4-5 раз дешевле.

За минувший год на предприятиях отрасли выпущено продукции более чем на 10 млрд. рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за тот же период превысили 5,4 млрд. рублей. Экспорт этой продукции ежегодно приносит нашей стране 90-100 миллионов долларов. В отрасли непосредственно занято около 40 тысяч человек. А если взять во внимание все население, проживающее в городах и поселках, где базируются предприятия отрасли, то эффективное использование хризотил-асбеста затрагивает интересы свыше 400 тысяч человек.

Хризотил-асбест — минерал, имеющий волокнистую структуру, обладающий исключительными свойствами: прочностью, химической стойкостью, упругостью, высоким коэффициентом трения, радиационной безопасностью, низкой теплопроводностью, огнестойкостью, применяется более 100 лет. Современные технологии, отработанные десятилетиями правила применения позволяют организовать безопасное, строго контролируемое производство.

Использование асбестосодержащих изделий для конечного потребителя безопасно, так как асбест находится в связанном состоянии и выделение пыли практически исключено. Асбестоцементные материалы прошли испытание временем и в условиях жесткой конкуренции с альтернативными материалами подтвердили, что они — самые долговечные, надежные и экономичные. Более того, они экологичные и комфортные. Уникальное сочетание химических, физических и механических свойств хризотил-асбеста пока не позволяет найти ему достойный заменитель. И может быть, это и есть то самое главное, из-за чего разгорелся весь сыр-бор и чему свидетелями мы являемся.

Проблема асбеста до сих пор в мировом сообществе не снята с повестки дня. В свое время на Западе широко применялся асбест амфиболовой группы. Более 20 лет назад он был запрещен как оказывающий вредное влияние на здоровье человека. Страны Запада, не имеющие собственных месторождений безопасного хризотила, были вынуждены искать альтернативные материалы и бороться за рынки сбыта своей продукции.

В 90-е годы прошлого столетия конкуренция приобрела характер экономической войны, начатой европейскими химическими и металлургическими концернами. Ее результатом стало принятие Еврокомиссией Директивы о запрете использования асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий с 1 января 2005 года в странах Евросоюза. В дальнейшем сторонники запрета намерены распространить его по всему миру.

Вместе с тем надо отметить, что такие авторитетные международные организации, как МОТ (Международная организация труда) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), подтвердили лишь один запрет — действительно опасного для здоровья человека амфиболового асбеста. Для хризотил-асбеста был определен порядок контролируемого использования при уровне концентрации 1 волокно на сантиметр кубический.

В условиях такой конкуренции, способной исказить истинное положение вещей, вполне естественным стало появление «Хризотиловой ассоциации» — некоммерческой организации, объединившей 45 асбесто-добывающих и асбестоцементных комбинатов России и других стран СНГ, технологических институтов, НИИ медицины труда РАМН, научных медцентров профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий. Сегодня ассоциация владеет большой базой данных научных исследований, выполненных отечественными и зарубежными учеными.

На их основе с учетом международного опыта была создана новая межотраслевая нормативная база. Но основной своей задачей ассоциация считает координацию деятельности предприятий и организаций для обеспечения безопасного использования хризотил-асбеста и изделий, содержащих этот минерал.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство РФ приняло Постановление № 869,в котором излагалась позиция России по вопросу использования хризотил-асбеста. В нем предлагалось для выработки окончательного и согласованного решения, продиктованного заботой о благополучии людей, провести совместные с другими странами дополнительные исследования.

До получения результатов рекомендовалось воздержаться от введения запрета на использование хризотилового асбеста. По распоряжению правительства к защите интересов страны, отечественных товаропроизводителей в международных организациях были подключены МИД, МВЭС, Минздрав и другие министерства и ведомства. И это не случайно, так как вопрос «быть или не быть хризотил-асбесту?» обсуждался на заседаниях Европарламента, Совета Европы, в ООН и других организациях.

В качестве усиления противодействия антиасбестовой кампании два года назад в Екатеринбурге была проведена международная конференция «Безопасность и здоровье при производстве и использовании асбеста и других волокнистых материалов», в которой приняли участие представители 19 стран. Группой экспертов во главе с академиком РАМН Николаем Измеровым был подготовлен доклад «Мнение российской группы экспертов по проблеме тотального запрета асбеста». Материалы конференции и доклад были направлены в Еврокомиссию, ВОЗ, МОТ и основным импортерам асбеста.

Минтрудом России в рамках целевой программы с учетом международного опыта была создана новая нормативно-правовая база. Минздрав России в 2000-2001 годах утвердил перечни асбестосодержащих материалов и изделий, разрешенных к применению (асбестоцементных и асбестотехнических).

Исследования, проведенные за последние 15 лет по асбесту и другим волокнам, подтвердили тот факт, что размеры волокон, скажем, длина, диаметр и доза, оказывают определенное влияние на организм человека, так как эти факторы связаны с вдыханием волокон. Совсем недавно с помощью использования самой современной технологии сделаны новые открытия, в частности, минеральный анализ, проведенный на легочной ткани. В результате был дополнительно определен еще один фактор влияния на организм человека.

Он признан как параметр, представляющий особую важность, имеется в виду биологическая стойкость, то есть длительность нахождения волокон (живучесть) в легочной ткани. Исследования биологической стойкости вдыхаемых частиц показали, что существует огромная разница между видами вдыхаемых частиц материалов, используемых в настоящее время в промышленности. И самым безопасным из них является хризотил-асбест.

Результаты проведенных исследований трех ведущих токсикологических лабораторий в Швейцарии, Германии и США говорят о том, что полупериод очистки легких от волокон хризотил-асбеста составляет приблизительно 14 дней. Для сравнения: период полураспада амфиболового асбеста длится 466 дней, что, кстати, является главным доказательством его опасного влияния на здоровье человека. Если сравнить хризотил с наиболее широко используемыми искусственными волокнами-заменителями, то результат опять же будет в его пользу. К примеру, керамическое волокно имеет период полураспада 60 дней, арамидное волокно — до 90 дней, целлюлозное волокно — более 1000 дней.

Тщательное рассмотрение результатов исследований позволило зарубежным и отечественным специалистам сделать следующий вывод: контролируемое использование хризотил-асбеста целесообразно и безопасно, чего не скажешь о других натуральных и искусственных волокнах. Они-то как раз представляют большую опасность, чем хризотил. Стало быть, деятельность транснациональных компаний по дискредитации хризотил-асбеста не имеет никаких реальных экологических оснований, но представляет явную угрозу экономической безопасности стран СНГ и прежде всего ведет к развалу асбестодобывающей отрасли таких крупнейших производителей, как Россия и Казахстан.

К сожалению, история знает примеры подобных войн, подоплекой которых служит, как Правило, конкурентная борьба на международных рынках. К примеру, подписание в 80-х годах XX столетия Венской конвенции и Монреальского протокола, ограничивающих использование озоноразрушающих веществ, содержащих фреоны в производстве холодильной техники и аэрозолей, послужило причиной практически полной ликвидации производства холодильного оборудования и аэрозолей в нашей стране.

Есть и другие факты, когда недостаточно жесткая позиция России в отстаивании своих интересов нанесла в ряде случаев серьезный ущерб экономике страны, привела к потерям рынков сбыта и сфер влияния отечественных производителей товаров и услуг. Дело вовсе не в том, что мы не желаем поднимать на более высокий уровень производство отечественных товаров. Речь идет о другом: от подобных тенденциозных кампаний, развернутых по тому или другому поводу, тормозится технический прогресс и страдает экономика в целом.

Сейчас конкуренты наших предприятий предпринимают шаги по распространению дискриминационных мер в отношении хризотил-асбеста по всему миру через различные международные соглашения, в частности, Роттердамскую конвенцию. Она декларирует благородные цели, направленные на защиту здоровья человека и окружающей среды от потенциального вреда различных химических веществ, регламентируя применение процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

В начале 2002 года Европейский союз и Чили предложили Конвенции рассмотреть все формы асбеста, включая хризотил. В результате экспертный комитет Конвенции в феврале того же года сделал вывод, что включение хризотила и других видов асбеста на рассмотрение отвечает всем критериям Конвенции. Однако на прошедшей в Женеве в ноябре прошлого года 10-й сессии Межправительственного переговорного комитета все виды асбеста, кроме хризотила, были включены в процедуру предварительного обоснованного согласия. В отношении хризотила решение о включении было отложено до следующей встречи, которая состоится в сентябре текущего года.

В этой связи «Хризотиловая ассоциация» обратилась с открытым письмом к Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой поддержать усилия отрасли, поставленной на грань ликвидации. Специалисты, ученые, медики убеждены, что до сентября необходимо подписать и в дальнейшем ратифицировать Роттердамскую конвенцию. Не присоединившись к ней, Россия не сможет влиять на процесс исключения хризотил-асбеста из списка опасных материалов.

Желательно, чтобы в переговорном процессе о вступлении России во Всемирную торговую организацию учитывалась бы необходимость защиты интересов асбестодобывающей и асбестоцементной отрасли. А в целом, конечно же, должна быть разработана единая государственная политика по защите ее интересов. Как записано в обращении: «Проиграть в этой войне — значит потерять целую отрасль российской промышленности, от которой зависит благосостояние более 400 тысяч россиян».

Строительная газета »

Марина Косолапова, Николай Матвеев



No. 27
05.07.2004

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет