Сравнительный анализ религиозно-правовых основ регулирования брака в монотеистических религиях



бет1/8
Дата28.06.2016
өлшемі0.75 Mb.
#164377
түріДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
Академия наук Республики Таджикистан

Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова


Раджаби Захра
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАКА В МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ

Специальность: 09.00.14 – философия религии и религиоведение

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель:

кандидат философских наук Мирзоев Г.Дж.



Душанбе 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Философские аспекты анализа проблемы заключения брака и его

форм в монотеистических религиях

1.1. Вопросы заключения брака и его регулирования в исламе……….…...13

1.2. Брак и его формы в христианской интерпретации………………………21

1.3. Сущность и значение брака в вероучение иудаизма…………...………51


Глава II. Светские и религиозные формы регулирования брака

в современном Иране и других странах мира
2.1. Брак и семья в социально-правовой системе Исламской Республики

Иран…………………………...………………………………………..……..66

2.2. Нравственно-правовые основы регулирования брака в современных

государствах мира……………………………………………………...…..141


Заключение……….…………………………………………………….……….166
Список использованной литературы………….……..……………….………175

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации и происходящие социальные изменения в современном мире, которые сопровождаются разрушением духовно-ценностных ориентаций и изменением традиционных форм отношений в обществе, оказывают самое серьезное влияние на семейно-брачные отношения. Совершенно очевидно, что во всех странах мира в нынешних условиях происходят кардинальные изменения в брачных процедурах и семейных взаимоотношениях. Увеличение количества разводов, развитие многобрачия, полигамии, сокращение рождаемости в некоторых странах, появление однополых браков и, на этом фоне, разделение определённых обществ на их сторонников и противников, разрушение семьи как основа общества и т.д. говорят о кризисе и деградации традиционных устоев общества в этой сфере. А семья, как социальный институт и главный носитель духовности, также среда формирования личности должна сохранять своё значение на всех этапах развития человеческого существования. Всё это требует осмысления процесса эволюции и развитии данного социального феномена и поиска путей решения существующих и связанных с ним вопросов. Характерно, что, несмотря на все изменения, которые претерпевают семья и брак за последние годы, они по своему назначению и необходимости существенно не меняются и продолжают оставаться важными элементами формирования человеческого бытия. Безусловно, будущее человечества во многом зависит от целостности и святости этих институтов.

Как известно, на формирование семьи, а также её легитимизации в процессе заключения брака определённую роль сыграли различные факторы. Однако, вне всякого сомнения, основную роль в этом процессе принадлежит, прежде всего религиозно-правовым нормативам и ценностям. Этот фактор по сей день не утрачивает свои значение потому, что, несмотря на все успехи секуляризации, религиозные устои и нормативы всё ещё напрямую или косвенно в подсознании различных народов составляют стержень их духовной культуры. А для традиционных мусульманских обществ, к числу которых относится и Иран, влияние религиозного фактора в брачно-семейных отношениях имеет определённое значение. Исходя из этого, сравнительный анализ религиозно-правовых оснований регулирования брака в современных мировых и национальных религиях, таких как ислам, христианство и иудаизм, является востребованным.

Актуальность темы исследования также подтверждает то, что развитие системы международного отношения и права, двусторонних договоров по вопросам семейного отношения, расширение контактов иранцев с гражданами других государств, становлении большей открытостью иранского общества, семейно-правовые нормы, действующие в иранском традиционном обществе, подвергаются анализу и переосмыслению с выработкой дальнейших предложений по его совершенствованию.

Регулирование брачных отношений, вопросы семьи и воспитания потомства, как уже было отмечено, затрагиваются не только и не столько законодательством всех государств в разных исторических эпохах, сколько соответствующими религиозными системами. Потребность в упорядочении этих отношений послужили исторически объективными причинами возникновения религиозных норм, как особой сферы общественного регулирования. Более того, появление мировых религий соответствует относительно высокому историческому уровню развития семейного права, переходу его от норм обычного отношения к развернутым сложным кодифицированным системам. Субстантивный характер монотеистических религий, их происхождение от единого корня раннеиудейских воззрений, естественно, привело к наличию ряда общих воззрений в них, идентичности норм, установленных в соответствующих канонических системах.

В последние годы в различных странах мира, в том числе и в Иране, происходит серьезная трансформация социального института семьи. Активно обсуждаются вопросы ранних браков, увеличение числа разводов, защиты прав детей и женщин в семье, государственной и социальной поддержки семьи и т.д. Все эти дискуссии выходят в морально-духовное и правовое поле, затрагивают нормативное регулирование и упорядочение брака и семьи.

Движение за равноправие женщин, феминизация общества, юридическое признание прав женщин и их защита, ещё более актуализирует дискуссии о временном браке, многоженстве (полигамии) и другие формы многобрачия в современном Иране.

Обсуждение указанных выше вопросов существенно активизировалось в связи с разработкой и принятием Закона Исламской Республики Иран «О защите семьи», предусматривающим как ряд нормативных актов, так и укрепление ряда традиционных норм регулирования семейных отношений. В этой связи, принятие Закона «Об ответственности родителей за воспитание детей» в Республике Таджикистан также подтверждает необходимость усовершенствования и укрепления семейно-правовых и воспитательных норм в таджикском обществе.

Тем самым, чтобы адекватно осмыслить ценности и интересы современного общества, в том числе и иранского, процессы глобализации и расширения действия международного гуманитарного права, философско-сравнительное исследование проблем заключения и расторжения брака, прав и обязанностей супругов, вопросов полигамии и многобрачия в различных мировых религиях становится актуальным и практически значимым.



Степень изученности темы. Проблемы брака, семьи и других семейно-правовых отношений всегда являлись объектом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей, которые представляют различные научные школы и направления. Абсолютное большинство из них в своих разработках рассматривали разрушительные для брака и семьи явления в структуре общего кризиса человеческой цивилизации. Например, в работах Л. Г. Моргана, М. С. Верба, Т. М. Афанасьева и В. В. Бойко1 и др. сложные социально-статусные проблемы брака и семьи определяются одинаковыми для всех стран, которые совершают переход к новому типу цивилизации.

Однако, если взглянуть на эту проблему через призму исламской культуры, то она всегда находилось в центре внимания мусульманских богословов и правоведов. Вопросам брака и семьи посвящены отдельные фрагменты в толкованиях Корана и сборниках хадисов. Соответствующие положения и комментарии имеются и в общих работах, посвященных фикху и исламской этике, а также в различных нравственно-дидактических произведениях. В этой связи особый интерес вызывает истолкование брака и семьи в произведениях классиков арабо-персидской философии XII-XVI веков.

Необходимо подчеркнуть, что в иранской научной литературе анализу культурного и социального института брака, а также регионально-племенным особенностям реализации его морально правовых норм посвящены работы Амида Тегари, Амини, Ашери, Бихнама, Саадата Дарбанди, Дерузхони, Огул Джураби, Ясина Камеля, Юсефа аль-Кардави, Джафари Лангруди, Ибади, Абу аля аль-Маудуди, Саида Мохаммади, Маниси, Неста Рамазани, Сайид Муджтаба Рукни, Сабри, Саргари, Самир ат-Тайяр, Таризи2 и других.

В работах этих исследователей существующие проблемы брака и семьи рассматриваются в контексте нарушения и изменения духовно-ценностных отношениях в современном мире. Несмотря на то, что взгляды этих учёных на проблемы брака и семьи в какой-то мере отличаются друг от друга, тем не менее в них наблюдается некоторые общие положения. Прежде всего, их мнения сходятся в понимание брака и семьи, как непреходящие общечеловеческие ценности, которые во всех ситуациях и условиях остаются основой человеческого бытия и человеческого счастья.

Ряд вопросов религиозно - нормативного содержания брака изучены и западными исследователями истории ислама и мусульманского права. К числу таковых можно отнести Дж. Андерсона, Р. Дареста, И. Голдциера, Г.Э. Грюнебаума, В. Дугласа, И. Эджа, Э. Майера, Джамаль Насира, Б.Х. Джеральда, Й. Шахта, Р. Шарля1 и др.

В этом плане особый интерес вызывает монография Бернарда Дж. Вайсса «Дух мусульманского права», которая является, своего рода общетеоретической и содержит ряд принципиальных моментов, раскрывающих содержание шариатского института семейно-правовых отношений. К числу монографических работ, имеющих методологическое значение для данного исследования, можно отнести монографии французского исследователя Р.Давида и российского учёного Л.Р. Сюкияйнена2.

Научно-философский анализ отдельных аспектов проблемы основ регулирования брака в мировых и национальных религиях можно встретить и в работах Бартольда В.В., Вигуру Ф., Крывелева И.А., Лафитского В.И., Наливкина В., Радугина А.А., Периханяна А.Г., Першица А.И., Смирновой Э.С., Л.Грэнама, М.Элиаде, Цыпина В.А., М.Вебера, З.Фолька,3 которые носят аналитический характер, и они выполнялись в ракурсе востоковедческой и исламоведческой исследовании.

Проблемами брака, семьи и их регулирования посвящены, также публикации таджикских исследователей, к числу которых можно отнести работы М.Махмудова, Б.Маджидовой, Г.Абиловой, Ш.Шоисматуллоева, З.Диноршоевой1 и других. Хотя в них, в основном, отражены новые процессы на постсоветском пространстве в области семейно – брачных отношениях, однако сравнительный анализ религиозно-правовых регулирований брака в различных религиях в исследованиях этих авторов отсутствует.

Таким образом, краткий анализ существующих исследований по данной проблематики показывает, что специальных работ, посвящённых сравнительному философскому анализу регулирования брака в исламе, христианстве и иудаизме отсутствуют, и данная проблема пока остаётся весьма малоизученной.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является сравнительный философско-религиоведческий анализ канонических учений ислама, христианства и иудаизма на условия и порядок заключения брака, моногамию, полигамию и полиандрию.

В соответствии с основной целью, в работе решается ряд конкретных и важных задач, среди которых необходимо выделить следующее:

- исследование фактического материала из основополагающих положений религии ислама, христианства и иудаизма по вопросам брака, условий и порядка его заключения, приемлемости различных форм брака в современном обществе;

- определение и анализ эзотерических и экзотерических оснований брака в мировых религиях, сопоставив их с дуальными основаниями, предусмотренными законодательством;

- изучение нормативного материала законодательства Исламской Республики Иран по теме исследования, и осуществить сравнительный его анализ с законодательствами других государств.

- сопоставить и выявить особенности нормативного регулирования брака в религиозном и в светском законодательстве Исламской Республики Иран, в католическом каноническом праве и в других законодательствах на примере Итальянской Республики и Российской Федерации;

- установить способы и содержание обоснования допустимости различных форм брака в изучаемых религиозно-правовых системах, выявить и научно обосновать общее и специфическое в нормах и представлениях религиозно-правовых систем о допустимости различных форм брака;

- на основе проведенного анализа определить пути и выработать стратегию укрепления семьи, защиты прав её членов, особенно женщин при различных формах брака и предлагать рекомендации по их нормативному регулированию.



Объектом исследования выступает система представлений ислама, христианства и иудаизма о различных формах брака и их реализация в соответствующих религиозно-канонических установках.

Предметом исследования выступает общее и специфическое в религиозных и светских правовых системах, регулирующих вопросы заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов в их различных формах.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые через призму возможностей философской науки проводится сравнительное изучение религиозно-правовых систем ислама, христианства и иудаизма в вопросах регулирования брака, порядка его заключения, допустимости и жизнеспособности форм брака с точки зрения вышеуказанных систем.

На основе этого впервые осуществляется попытка аргументировано обосновывать следующие идеи, которые могут вступать в качестве новизны диссертационной работы:

- Определены основные особенности брака, и проведен сравнительный анализ религиозно-канонических оснований его различных форм в исламской, христианской и иудейской религиозно-правовых системах;

- Выявлена и определена тенденция мировых религий к формированию моногамии, как единственной формы брака при фактическом существовании и допущении полигамии и временного брака, хотя в исламе полигамия признаётся, однако приоритет отдаётся моногамии;

- Осуществлена попытка наряду с моногамии и полигамии, обосновать допустимость полиандрии, как самостоятельной, но не единовременной формы брака, а которая совершается по истечению промежутка времени в реалиях семейно-бытовых отношений;

- Обосновано определенное преимущество шариатского регулирования брака по сравнению с нормами христианской и иудейской канонических систем;

- Установлено и утверждено положение о том, что, хотя приемлемость различных форм брака в современном обществе в какой-то мере зависят от сложившихся традиций, систем вероучений и нормативных предписаний, тем не менее, в большинстве случаев она зависит от способности супругов исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, содействовать своим поведением сохранению и укреплению семьи, ее материальной и духовной основы.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Основные формы регулирования института брака, порядка и условий его заключения, установления различных его форм в современном обществе, несмотря на все успехи секуляризации, во многом зависят от господствующей в том или ином обществе религиозно-правовой системы, которая складывается на умонастроении людей.

2. Все религиозные системы мировых религий предусматривают подробные нормативные конструкции заключения брака, установления взаимных прав и обязанностей супругов, порядка развода, раздела и наследования имущества. В их основе лежит идея святости брака, его священного характера, как таинства. При этом во всех мировых религиях отмечается тенденция к установлению моногамии, как единственной формы брака, отражающей их монотеистический характер. В то же время, отдельные мировые религии предусматривают, в той или иной мере, полигамию или временный брак.

3. Шариат, как религиозно-правовая система ислама, уделяет значительное внимание браку и связанными с ним вопросами. Нормативное регулирование брачных отношений в шариате является системным, логически единым и достаточно подробным. При этом шариат предусматривает в качестве легальных такие формы брака, как временный брак и полигамия.

4. Полигамия не является продуктом исламской религиозно-правовой доктрины, а она существовала ещё задолго до появления ислама. Ислам лишь сократил её численность в определённо возможном количестве. Он не отрицает полигамию, но приоритет отдаёт моногамии.

5. Во всех рассмотренных религиозных системах содержится запрет на полиандрию, что является отражением представлений о господствующем положении мужчины в обществе, его ведущей экономической функции, а также об интересах защиты права наследства и собственности.

6. В отличии от религии ислам, христианство не предусматривает иных форм брака, кроме моногамии, но оно отличается скрупулёзным вниманием к определению прав и обязанностей супругов, и их детей, а также способом защиты их интересов.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основе предлагаемой диссертационной работы заложено применение совокупности методов религиоведческого и правового исследования. Основной методологической базой исследования выступает историко-диалектический и системный методы. В ходе анализа проблемы были широко применены метод нормативного толкования, историко-текстуальный и сравнительный методы, а также метод восхождения от частного к общему.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы в качестве аналитического материала в процессе законотворческой и правоприменительной деятельности в Иране, в разработке программ различного уровня по укреплению семьи и предотвращению разводов, в идеологической деятельности по соответствующим направлениям.

Результаты проведенного исследования могут быть также применены в лекционных курсах и при подготовке к практическим занятиям по курсам религиоведения, правоведения, семейного права, социологии семьи и т. д.



Апробация работы. Основные результаты и выводы работы представлены в монографиях и статьях автора, а также в её выступлениях на различных научных конференциях.

Диссертация была обсуждена в Отделе истории и философии религии Института философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите.



Структура работы. Структура и объём работы подчинены основным целям и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

.


ГЛАВА I
Философские аспекты анализа проблемы заключения

брака и его форм в монотеистических религиях

1.1. Вопросы заключения брака и его регулирования в исламе

Как известно, в религиозно-правовой и нравственной системе ислама, вопросы заключения брака и регулирования представляют собой значительный компаративистский интерес, так как они в наименьшей мере подверглись влиянию европейских, в этом отношении традиций и сохранились почти в неизменном виде с момента возникновения данного вероучения. Эти вопросы, содержащиеся в Коране, Сунне и произведениях исламских правоведов и философов, обладают однозначностью и конкретностью формы изложения, независимостью своего применения от среды и выражают глубинные неизменные интересы мусульманского общества.

Безусловно, возрождение ислама и возвращение к его традиционным ценностям делают актуальным как сравнительный, историко-философский анализ этих норм и практики их применения, так и религиоведческо-юридическое сравнительное изучения. Без подобного анализа, практическое применение указанного нормативного пласта, его инкорпорация в существующем нравственно-правовом пространстве мусульманского общества может вызвать серьезные недоразумения и ошибки.

Если рассмотреть данный вопрос через призму системы мусульманского права, то в ней нормы семейного права, в отличие от Европы, выделяются в качестве такой отрасли лишь условно. В самом шариате они составляют достаточно значительный, но все-таки структурный элемент отрасли личного правового статуса1. К этой отрасли относятся и нормы, касающиеся отношений людей друг с другом, нормы наследования, опеки и попечительства, создания и деятельности вакфов, а также ряд других норм. В подобном отнесении правового материала прослеживается пристальное внимание ислама к личности, к вопросам гарантирования соблюдения ее прав и защиты от возможных как юридических, так и вне легистских нарушений1.

Согласно учению Корана, мужчина и женщина являются равными перед Всевышним Аллахом существами, сотворенными Им, подчиненными Ему. «Он- тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокоиться в ней»2. Четкой позиции по вопросу наличия души у женщины, ее равенства с мужчиной перед Богом, христианство, в отличие от ислама, не содержит. Этот вопрос в европейской церкви был решен путем многочисленных доктринальных диспутов лишь к 18 веку3. В Коране, кроме приведенного аята, принцип равенства мужчины и женщины фиксируется и во многих других, в частности: «О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и страшитесь его особенно в отношении родственных душ. Истинно Аллах блюдет за Вами!»4.

Универсализм исламского учения о браке вытекает из его источников и исторических предпосылок его появления. В создании исламского концепта данного феномена широкое применение нашли исторически предшествующие нормы и представления. В первую очередь, это христианские и иудейские представления, опыт их применения, нравственные положения зороастризма и законодательства Сасанидского государства, обычное понимания, как арабов, так и других народов, принявших ислам, включая персов и, даже, тюрков. В раннем исламе социально-правовые институты ещё были в недостаточной степени скоординированы с другими элементами вероучения, сохраняли в себе отличительные генетические черты5.

Семейно-правовые нормы изложены в Коране рядом блоков, касающихся проблем отношений к женщинам, детям, сиротам и родителям. Последствия правомерного действия не упоминаются и, как правило, не требуют доказательства. В Коране, как религиозном тексте, практически отсутствуют собственно четкие формулировки и определения, весьма характерные для зороастризма и религиозных учений Индостана. Подавляющее большинство санкций, предусмотренных Кораном, относится, говоря современным языком, к санкциям моральным. Отличительной особенностью коранического изложения вопросов брака и семьи выступает то, что в Коране устанавливаются не базовые их принципы, как в Торе или Библии, а правила поведения, относящиеся к некоей «модельной» личности. Интегрировано сочетающие в себе морально-этический компонент с компонентом правоведческим и даже, социально-политическим и историко-эсхатологическим1. Данное обстоятельство привело к тому, что, собственно мусульманское понимание брака является не столько богоданным, сколько продуктом творчества выдающихся людей по комментированию и интерпретации божественного текста. Если деятельность средневековых мыслителей Европы была направлена на постижение скрытого божественного смысла в светском постановлении, то деятельность исламского факиха, фактически была противоположной: установление светского правового содержания в божественном или традиционном тексте2. В период праведных халифов, главы мусульманского государства действовали одновременно и как высшие духовные лица, и как высшие органы законодательной власти, административная, духовная власть были не разделены, и выполняли общие функции, охватывая собой не отдельные аспекты поведения верующего, а все поведение в целом, как показатель силы его имана, т.е. веры.

Отличительной особенностью ислама выступает основополагающее значение Сунны при принятии решения по любому вопросу, касающиеся брака и семьи. По своему менталитету, арабы были весьма консервативным народом, стремящимся избежать каких-либо новшеств. Это нашло хорошее отражение в теологической категории ислама — бида'. Однако путь для инноваций в обществе не может быть закрыт совершенно. Тем самым, важнейшее значение приобретает толкование и следование Сунне, как способ регулирования тех видов поведения, которые ранее не встречались в социальном опыте мусульманской общины. Последнее привело к большему вниманию формальной стороне поведения, выявлению его формы, а не к содержанию.

Традиционные принципы построения и существования мусульманской семьи, в законодательстве современных «исламских» государств, практически не закреплены. Они предполагаются всеми известными и общеобязательными, в силу предписаний Корана, не требующими дополнительного нормативного регулирования.

В рамках ислама, семья обладает одной из наивысших ценностей, а ее создание является прямой обязанностью мусульманина. Согласно мнению ученых-правоведов, «лицам, которые стремятся избежать создания семьи, основываясь на чрезмерных или фальшивых ожиданиях, делается строгий выговор и выражается порицание за любую форму отговорки, к которой они прибегают, чтобы отвратить Богоданную силу секса от ее должного использования»1.

В этой связи Р.Шарль подчеркивает, что «в исламе, брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие — прискорбным состоянием»2.

Исламский институт брака характеризуется чрезмерной строгостью и однозначностью правовых формулировок. По мнению ученых-богословов, свобода в регулировании семейно-брачных отношений оказывает отрицательное влияние на общество и порождает в нем множество социальных аномалий. С их точки зрения, половая распущенность подрывает основы человеческой цивилизации и влечет за собой постепенное вымирание рода людского. Для иллюстрации своих положений они ссылаются на статистические тенденции Западной Европы и США.

В то же время они отмечают, что удовлетворение сексуальных инстинктов является естественной потребностью и правом человека, которая при ее подавлении наносит вред полноценному его развитию и самореализации.

Если мусульманин собрался жениться и определил для этого конкретную девушку, то он может увидеть ее до помолвки. Сунна не определяет, до какой степени «он может увидеть ее». Большинство исследователей сходятся во мнении, что это несколько больше, чем обычно доступно в повседневной жизни1.

В исламских традициях, для помолвки необходимо наличие двух свидетелей и гласности. Не допускается тайное проведение данного обряда.

Очевидный факт, что отличительной и важнейшей чертой исламского брака выступает выплата предполагаемым супругом жене махра, установленной денежной суммы, предоставляемой ей в качестве гарантии соблюдения ее прав в браке и возвращаемого ей в случае расторжения брака. Необходимо сразу отметить, что в современных государствах отмечается тенденция к увеличению размера махра и приданного, что противоречит, в определенной степени, собственно религиозным нормативам2. Существенным моментом выступает то, что махр определяется не только исходя из внешних данных девушки, принадлежности ее к определенной семье (роду), а также из индивидуальных, социально-значимых ее качеств. В этом проявляется то, что ислам видит в ней не просто объект удовлетворения половой страсти и «машину для рождения детей», а основу самовоспроизводства общества, его культуры и социальной структуры.

Одним из существенных признаков правового института брака выступает минимальный и максимальный возраст, в котором возможно заключение брака. Максимальный возраст бракосочетания не в светских, и не в религиозных системах не установлен. Что касается минимального возраста, во всех религиозно-правовых системах отмечается большее разнообразие подходов к его определению, чем в светских. Светские правовые системы связывают минимальный возраст вступления в брак с возможностью деторождения, готовностью исполнять супружеские и родительские обязанности, ответственно относиться к экономическому содержанию семьи. Все рассматриваемые религиозные системы различают минимальный возраст вступления в брак для мужчин и женщин, делая его более высоким для мужчин, что отражает большую экономическую и социальную ответственность мужчины за семью. Данное различение перешло и в светские системы. Что касается минимального возраста вступления в брак женщины, то исламские ученые исходят из Сунны, согласно которой, одной из жен Мухаммада, Аише, было 9 лет, когда она вышла замуж. Этот возраст и рассматривается большинством факихов как минимальный.

Заключение брака, сама церемония в религиозных текстах не прописана, она осуществляется на основании сложившихся обычаев того или иного этноса, за исключением легитимирующей формулы, содержание которой передается как в адате, так и сборниках Хадисов (сборниках изречений, действий и правил Пророка Мухаммада, который фактически равнозначен сборнику Сунны). Церемония бракосочетания организуется обычно родителями, их голос является решающим для одобрения супружеского выбора. Сунна содержит указание на то, что благовоспитанный ребенок не должен проявлять чрезмерную инициативу в вопросе своего бракосочетания, так же, как и постоянно находить причины, чтобы избежать его1.

Уместно отметить, что широкое распространение выкупа невесты остается, в настоящее время, только в Афганистане, арабских государствах. В подавляющем же большинстве государств, калым рассматривается как альтернативное действие. При этом надо иметь в виду, что калым, в отличие, от махра, прямо Кораном не предусмотрен. Он перешел в шариат из системы арабского обычного права.

Необходимо подчеркнуть, что для большинства государств мира характерно этноцентризм брака. Брак традиционно принято заключать между представителями своего собственного этноса, причем желательно, чтобы родители, вступающие в брак, были знакомы друг с другом длительное время. С одной стороны, подобное правило сильно консервирует социальную структуру, снижает социальную мобильность и ведет к установлению местничества и родственничества в политике, но, с другой, препятствует размыванию этнической идентичности и является серьезным инструментом урегулирования будущих внутрисемейных конфликтов.

Заслуживает внимание такой интересный обычай, подтверждающий равноправие мужчины и женщины, который сложился в Афганистане. Этот обычай называется «кегневыль». Согласно ему, девушка сама может обратиться к юноше с призывом заключить брак. При этом, юноша, уважая честь девушки и уважая нормы своего народа, не имеет права отказаться от заключения брака. То же самое относится и к юноше.

Сама церемония заключения брака в исламе предельно проста: невеста, вслед за имамом повторяет слова «дуа» (исламской молитвы). Выражает свое согласие вступить в брак с данным человеком. После этого происходит обмен подарками, получение махра. Перед церемонией заключения брака их родственники встречаются у кого-либо из уважаемых людей по тексту договора, величины, составляющей сумму махра, «платы за молоко» (являющейся своеобразным возмещением расходов родителей невесты) и калыма.

В ходе церемонии обязательно устное, ясно высказанное, согласие невесты на заключение брака. Молчание, плач, смех или иные подобные реакции невесты не считаются высказанным ее согласием на заключение брака. Сами же эти реакции считаются проявлением Шайтана, препятствующего исполнению ею самой важной богоугодной функции ее жизни1. Раньше, согласие невесты не требовалось в случае ее несовершеннолетия. В завершение церемонии выдавалось официальное свидетельство, содержащее сведения о сторонах брака, свидетелях, мулле, осуществлявшем церемонию, перечне имущества, составляющего приданное невесты и величине махра.

При значительной величине махра, выкупа и приданного, сложившихся в той или иной местности, социальная практика нашла несколько путей избежать этих «трудностей». Одной из таких практик является «хановати», когда девушек выдавали замуж в семью, из которой брали невесту для своего сына. С точки зрения исламской доктрины, такая практика является абсолютно необоснованной и греховной, так как полностью игнорирует волю будущих супругов, а также гарантии успешности брака, как перед Господом, так и перед Людьми.

В мусульманском обществе брачный сговор, как и в Европе, происходил как непосредственно между родителями, так и с помощью посредников. При этом уже на данном этапе отдельно обговаривалось то, что молодые приносят с собой в семью, и что получит каждый из них при расторжении брака.

Важно констатировать, что в европейском сознании сложилось представление о мусульманском браке, как полигамном. Однако, такая трактовка в корне не правильна. Во-первых, полигамия никогда не являлась господствующей формой брака в исламе. Во-вторых, кроме полигамии, в исламе распространены и иные формы брака: временный брак, брак-умыкание, брак-отработка, сорорат (брак с сестрой умершей жены), левират (брак с вдовой умершего брата). В-третьих, необходимо отметить, что собственно исламская теологическая наука, полностью находится на стороне моногамии, считая ее наиболее богоугодной формой.

При анализе положений исламской доктрины о браке необходимо учитывать, также и такие моменты, как-то, что в исламе впервые было закреплено в мировых религиях право женщины на развод, четко оговорены условия предоставления развода и процедура его осуществления. Стоит обратить внимание и на то, что в Коране было зафиксировано, а затем раскрыто в Сунне и богословской литературе, положение о том, что развод является худшим из всего разрешенного Аллахом. Данное обстоятельство позволяет говорить об опережении исламской социально-нравственной мыслью западноевропейской, как минимум на несколько столетий1.

Важным моментом, характеризующим институт брака в исламе, является и разрешение брака, между представителями различных религий, хотя мусульманское население, в большей мере, тяготело к этнической и территориальной замкнутости, поддерживаемой соответствующими формами брака, о чем будет идти речь в последующих разделах исследования.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что Исламский институт брака характеризуется чрезмерной строгостью и однозначностью нравственно-правовых формулировок.

Что касается Шариата (религиозно-правовая система ислама), то он уделяет значительное внимание браку и связанным с ним вопросам. Нормативное регулирование брачных отношений в шариате является системным, логически единым и достаточно подробным. При этом Шариат предусматривает в качестве легальных такие формы брака, как временный брак и полигамия, что в некоторой степени, отличает мусульманскую систему брака от других, в частности от христианской.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет