Средневековая поэтика



бет1/2
Дата23.03.2023
өлшемі15.98 Kb.
#471032
  1   2
ораторское


На передний план в периоде средневековья постепенно выходит периферийное для античной литературы жанр - повествовательная проза, где сочетались исторический перевод, чудесное событие или удивительный случай, бытовой элемент и моральное увещевание ( "Деяния римлян" и т.п.). Прецедентом служила историческая проза поздней античности ( Тит Ливий, Светоний, Тацит, Плутарх) и многочисленные исторические компендиумы, которые составляли ученые.

Средневековая поэтика

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, выдающихся лирических поэтов средних веков, мы находим вполне сложившуюся новую поэтику. Произошло полное обновление лексики. Мнение обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к обыденной, как в Гомера, а по смыслу бесконечного, идеального, "романтического". Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарской эпохе стихия низкой действительности оказывается весьма отчетливо ( Тристан и Изольда) - происходит открытие нового приема: реальность находит скрытый смысл.
Средневековая лирика практически без остатка укладывалась в систему так называемых фиксированных жанров (рондо, баллада, королевская песнь, виреле и др.). Поэт, собственно, не создавал форму своего произведения; скорее наоборот, наперед заданная форма диктовала ему способы поэтической экспрессии. Он был не столько творцом, сколько мастером, которому надлежало овладеть до изощренности разработанной поэтической техникой, уметь любую тему изложить на языке выбранного им жанра. Более того, сами темы средневековой поэзии тоже обладали своего рода "фиксированностью". Существовал довольно ограниченный репертуар сюжетов: хитрости и проделки женщин, невзгоды одураченных мужей, похождения сластолюбивых монахов, споры тела с душой, тема бренности, тема судьбы ("колеса Фортуны"), воспевание Богоматери и т.п.
Средневековая поэзия располагала не только репертуаром сюжетов, но и репертуаром канонов и формул на каждый случай жизни из тех, что входили в сферу литературного изображения. Поэт наперед знал, как должна складываться та или иная сюжетная ситуация, как должен вести себя тот или иной персонаж в соответствии со своим званием, возрастом, положением. Что касается лирической поэзии, то больше всего в ней поражает образ самого лирического героя - какой-то наивный, на наш вкус, плоскостной характер его изображения, отсутствие психологической глубины, перспективы, отсутствие всякого зазора между интимным "я" поэта и его внешним проявлением. Средневековый поэт, словно не догадывается о неповторимости собственных чувств и переживаний: он изображает их такими, какими их принято изображать.
Наконец, средневековая поэзия знала не только канонические жанры, темы, образы и формы, она знала и канонических авторов - тех, у кого эти формы нашли наиболее удачное и совершенное воплощение. Поэтому понятно, почему средневековая поэзия буквально переполнена литературными и культурными реминисценциями, прямыми заимствованиями, переносом целых кусков из произведения в произведение. Но самое увлекательное заключается в том, что вся эта система, все жанры, сюжеты и образы средневековой поэзии были объектом постоянного и упоенного самопародирования, а оно в свою очередь было лишь частью всеохватывающей пародийной игры, которую вела с собой средневековая культура в целом.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет