Статья и коммент. Н. Н. Акулиной. Спб.: Евразия, 1999. 432с



бет1/30
Дата11.06.2016
өлшемі2.26 Mb.
#127975
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

www.koob.ru


Маслоу Абрахам Гарольд.

Дальние пределы человеческой психики
/ Перев. с англ. А. М. Татлы-

баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

1999.-432с.

Abraham Harold Maslow


THE FARTHER

REACHES OF

HUMAN

NATURE
PENGUIN BOOKS



1971
Абрахам Гарольд Маслоу
ДАЛЬНИЕ

ПРЕДЕЛЫ


ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ПСИХИКИ
^"РАЗ"!"!


Санкт-Петербург

1999
За помогць в осуществлении издания данной книги

издательство <Евразия> благодарит
Кипрушкина

Вадима Альбертовича


Маслоу Абрахам Гарольд.
Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлы-

баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

1999.-432с.
ISBN 5-8071-0018-2
Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогово-

го труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В

основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и

высшими (растущими) потребностями.


Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей

и теорией психологии, науками о человеке.


ISBN 5-8071-0018-2
c Татлыбаева А. М., перевод с англ., 1997

c Лосев П. П., оформление, 1999

c Издательство <Евразия>, 1999
На путях вочеловечивания человека
Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ
1.0 гуманистической биологии
2. Неврозы как ошибка личностного развития
3. О самоактуализации и о том, что выходит

за ее пределы


Часть П. КРЕАТИВНОСТЬ
4. Креативность и готовность к ней
5. Холистичный подход к творчеству
6. Эмоциональные преграды креативности
7. Потребность в креативных людях
Часть Ш. ЦЕННОСТИ
8. Слияние действительного и ценностного
9. Заметки по психологии Бытия
10. Документы симпозиума по проблеме

человеческих ценностей


Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ
11. Познающий и познаваемое
12. Обучение и высшие переживания
13. Цель и значение гуманистического образования
Часть V. ОБЩЕСТВО
14. Синергизм в обществе и в человеке 211
15. Вопросы для нормативного социального психолога 224
16. Синанон и Евпсихея 238
17. О евпсихичном управлении 249

18.0 низших жало бах, высших жалобах и мета-жалобах 251


Часть VI. ВЫСШЕЕ ПОСТИЖЕНИЕ
19. Заметки о наивном познании 263
20. Дальнейшие заметки о познании 271
Часть VII. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И

ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ


21. Различные значения трансценденции 281
22. Теория Зет 292
Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ
23. Теория метамотивации: биологические корни
высших ценностей 313
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А: Комментарии к работе Values, and Peak-Experiences> 357
Приложение В: Некоторые аналогии между
сексуально-доминантным поведением низших
приматов и фантазиями пациентов
при психотерапии (А. Г. Маслоу,
X. Рэнд, С, Ньюмен) 365
Приложение С: Подростковая и юношеская

делинквентность в двух разных культурах

(А. Г. Маслоу, Р. Диас-Гуэро) 383
Приложение D: Критерии для отнесения потребностей
в разряд инстинктоподобных 393
Приложение Е: Абрахам Г. Маслоу:
Библиография 405
Примечания 416

Библиография 424


На путях

вочеловечивания

человека
Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке, США. Годичный

курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском

университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он

перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по

психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшее влияние преподаватели были

бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри

Харлоу. Его диссертационное исследование по доминантноеT и

сексуальности у приматов было сделано под руководством Харлоу.


После двухгодичной работы ассистентом у Торндайка в Колумбийском

колледже Маслоу занял место преподавателя в Бруклинском колледже и

оставил его только в 1951 г.
За годы, проведенные в Колумбийском и Бруклинском колледжах, Маслоу

общался с большим количеством ученых, преимущественно связанных с

Колумбийским университетом и Новой Школой Социальных Исследований. Он

познакомился с Фроммом, Коффкой, Вертхаймером, Хорни, с Салливаном,

Бенедикт, Хоркхеймером, Кардинером, Адлером, Гольдштейном, Анш-
бахером и попал под влияние их идей.
В конце 30-х гг. Маслоу проводил антропологические исследования в

индейской резервации и написал раздел межкультурной психологии в книгу

Росса Стагнера <Психология личности>. В середине 40-х гг. Маслоу

контактировал с Альфредом Кинси, известным сексологом, который

проводил медицинские исследования в Висконсине и планировал изучить

сексуальное поведение женщин в Бруклинском колледже. Но потенциальное

сотрудничество двух ученых было расстроено. Однако открытый Маслоу

способ исследования был использован Кинси позже.


Наиболее важный вклад в психологическую мысль Маслоу внес двумя своими

статьями, опубликованными в 1943 к, -<Динамика лично стнойоргани-


На путях вочеловечиванпя человека
зации> и <Теория человеческой мотивации>. Данная тема была им детально

разработана в книге <Мотивация и личность> (1954).


Абрахам Гарольд Маслоу - гениальный мыслитель, занимающийся вопросами

абнормальной психологии, человеческой мотивации и личности, известный

как основатель гуманистической психологии, как создатель теории

самоактуализации.


Его теория, сфокусированная на различии между низшими (несовершенными)

и высшими (растущими) потребностями не случайна. В то время в мировой

психологии господствовало два крупных течения: бихевиоризм, который

критиковался за механистичность подхода к психологии человека по

аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого

поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и психоанализ,

который считался наилучшей системой анализа для психопатологии и

возможной при этом психотерапии, но недостаточной для объяснения

человеческого мышления и поведения в целом, так как, по мнению Маслоу,

<человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают>.
Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказали труды

гештальт-психологов Макса Вертхаймера и Курта Гольдштейна, которому он

посвятил свою книгу <К психологии бытия>. В предисловии Маслоу писал:
<Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая

психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и

гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими

психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском

университете>.
Именно Курту Гольдштейну Маслоу обязан своей теорией, у него он и

позаимствовал сам термин. Курт Гольдштейн впервые ввел в науку понятие

самоактуализации, но, будучи нейрофизиологом, понимал под этим

определенное напряжение, <которое сделает возможной дальнейшую

упорядоченную деятельность> организма. Гольдштейн утверждает, что

нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и так

далее, если другие мотивы вызывают это. Для Гольдштейна, как и для

Маслоу, самоакгуализация не означает конца проблемам, напротив, рост

часто может принести определенную долю страдания. Гольдштейн писал,

что способности организма определяют его потребности, например,

наличие мышц требует движения и т. п.
Самоактуализацию Маслоу свободно определяет как <полное использование

талантов, способностей, возможностей и тому подобное>, как процесс

самореализации человеческих потенций. <Я представляю себе

самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому

что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято.

Средний человек - это некое человеческое существо, с заглушенными и

подавленными способностями и талантами>.
Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были

вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляю-

т/а путях ^очеловечивания человека
щих учителей -Рут Бенедикт, которая первоначально использовала термин

<синергизм> для обозначения степени межличностной кооперации и

гармонии в обществе, и Макса Вертхаймера, работа которого о

продуктивном мышлении была близка собственным исследованиям Маслоу о

познании и творчестве. Хотя это были очень не похожие друг на друга

люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу

чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в

профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у

других. Маслоу видел в них не только блестящих ученых, но и глубоко

совершенных, творческих людей. Он стал заносить результаты своих

наблюдений в тетрадь, чтобы понять, что же делает их столь особенными.

Это было его первым шагом в исследовании проблемы самоакгуализации,

которое впоследствии длилось всю оставшуюся жизнь.


<Дальние пределы человеческой психики> - одна из лучших работ
Абрахама Маслоу, его итоговый труд, книга о психическом здоровье,

творчестве, ценностях, образовании, обществе, трансценденции и

метамотивации.
Для того, чтобы исследовать пределы человеческих возможностей,

необходимо изучать лучших из индивидуумов; по мнению Маслоу, так,



<чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать

лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю

выборку" из
населения города>.
Абрахам Гарольд Маслоу был психологом-теоретиком. Он не проводил

крупных и тщательных экспериментальных исследований, по его словам,

ему на это просто не хватало времени. Он больше проводил <пилотажные

исследования>, но не для публикаций, а для подтверждения собственной

гипотезы.
Для своего первого исследования Маслоу выбирал людей, не имеющих
существенных личностных проблем, не подверженных неврозу и, главное,

наилучшим образом использовавших свои таланты и способности. Его

выборка состояла из восемнадцати человек, девять из которых были

современниками Абрахама Маслоу, и девять - историческими личностями:

Абрахам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме,

Олдос Хаксли, Барух Спиноза и др.


По словам Маслоу, самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не

были совершенны и не лишены были возможности совершать крупные ошибки.

Кроме того, им были свойственны многие проблемы обычных средних людей:

тревожность, чувство вины, внутренние конфликты и т. д.

Самоактуализация, по Маслоу, это не отсутствие проблем, а <движение от

преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным>.


Книга Маслоу <Дальние пределы человеческой психики> - кульминация его

размышлений о самоактуализации. В ней Маслоу описывает пути, которыми

индивидуум может самоактуализироваться:
10
На путях вочеловечивтия человека
- самоактуализация - это <переживание полное, живое, беззаветное, с

полной концентрацией и полным впитыванием>;


- принятие ответственности за свои действия;
-актуализироваться-значит существовать реально, физически, а не только

потенциально;


- актуализироваться - развить способности <лучшего жизненного выбора>,

выбора в пище, музыке, профессии, браке;


- самоактуализация - это не <вещь>, это длительный процесс, подобный

буддийскому пути просветления;


-самоактуализация-испытание <пик-переживаний>. <Пик-переживания> - это

переходные моменты самоактуализации, вершина наших переживаний,

которые возникают при сильном чувстве любви, исключительной красоты,

произведений искусства... <"Пик-переживания" - это обобщение лучших

моментов человеческой жизни>.
В результате изучения самоактуализации Маслоу выявил, что некоторые из

самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытать много



<пик-переживаний>, в то время как другие испытывали их крайне редко

или же вообще не испытывали. Он разделил людей самоактуализирующихся

на психически здоровых, продуктивных с незначительным опытом

<пик-переживаний> и вообще без такового, и на людей, для которых опыт

<пик-переживаний> являлся важным и центральным.
В главе <Трансценденция и психология Бытия> Маслоу описывает свыше

двадцати способов опыта трансценденции. Это Трансценденция времени,

культуры, прошлого, внутреннего Эго, базовых потребностей, любви,

чужого мнения, собственной слабости, собственной воли, дихотомии,

мистического опыта, Трансценденция порока и др. Маслоу утверждает, что

трансцендирующие личности склонны отождествлять себя со своими

способностями, профессией. Например, <я - врач>, <я - математик>.
Многие люди, которым доступны мистические переживания, не являются

психически здоровыми и не отличаются продуктивностью, что Маслоу

считал существенными свойствами самоактуализации, далее отмечая, что

он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов,

учителей, политиков, как и среди тех, кто считается ближе к этому -

музыкантов, поэтов, священников и т. д.


До Маслоу существовало множество самых различных по природе теорий

мотивации. Однако они не отличались необходимой законченностью. Маслоу

внес определенную ясность в данную проблему. Он предпринял попытку

иерархизации мотивов. Согласно его иерархии, основу составляют

физиологические потребности (пища, сон и т. д.). Далее идут уровни

более высоких потребностей: потребность в безопасности, любви и

уважении. Высший уровень занимают метапотребности - потребность в

совершенстве, справедливости, красоте, правде. По мере удовлетворения

низших потребно-
На путях вочеловечивания человека
11
стей сразу же появляются другие - высшие потребности, и начинают

доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, выходят на

сцену новые потребности, еще более высокого уровня, и так далее. В

основе метамотивации лежат потребности и ценности роста. Именно такая

мотивация, по Маслоу, присуща в большей степени самоактуализирующимся

личностям, у которых, по его мнению, удовлетворены более низкие

мотивы. Каждому уровню метамотивации соответствуют определенные уровни

жалоб. Жалобы, касающиеся отсутствия техники безопасности, произвола

начальства, ненормированности рабочего дня и т. п. - это жалобы уровня

фундаментальных потребностей. Уровни высших жалоб лежат в сферах

признания и самоуважения: на этих"уровнях важны проблемы гордости,

автономности, самоуважения, уважения со стороны окружающих, актуальны

чувства собственной значимости, поощрения, похвалы, доверия от

окружающих. Жалобы высшего уровня касаются того, что наносит ущерб

самооценке человека.
Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей. К ним относятся

потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде и т. д.



<Когда к вам врываются представительницы женского комитета и

возбужденно жалуются на то, что розы в парке недостаточно ухожены, это

само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни

жалующихся>.


В книге <Дальние пределы человеческой психики> Маслоу вводит новое

понятие - <психически здоровые индивидуумы>, которое следует понимать

как <люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации>, и развивает

теорию психически здорового общества, общества, которое

благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих

возможностей. Маслоу полагал, что общество должно состоять из

психически здоровых, <дочеловеченных>, самоактуализированных

индивидуумов. Однако, их не может создать даже идеальное общество. По

словам Маслоу, <учитель или культура не создают человека. Скорее они

дают возможность, благоприятствуют, побуждают стать реальным и

актуальным>.
Маслоу описывает психически здоровое общество в противоположность

авторитарному управлению бизнесом, где авторитарный менеджер считает,

что рабочие и руководство имеют совершенно противоположные,

несовместимые цели: рабочие хотят заработать как можно больше с

минимальными усилиями, и поэтому за ними надо хорошо смотреть.

Демократическое управление предполагает, что рабочие хотят быть

творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и

одобрении; люди же подозрительные, враждебно настроенные, может быть,

будут лучше работать в авторитарной системе и непродуктивно

использовать свободу. Теория психически здорового общества применима

лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться

самоуправлением. Поэтому психически здоровое общество должно состоять

из самоактуализированных людей.
12
На путях вочеловечивания человека
В главе <Синергия> (термин впервые был использован Рут Бенедикт и

обозначает объединенное действие) Маслоу пишет о синергии в

индивидуумах, когда успех других является основой полного

удовлетворения для индивидуума, а помощь предлагается свободно и как

должное. Таким образом, отождествление себя с другими способствует

высокой индивидуальной синергии.


Синергия может существовать внутри индивидуума. В перспективе человек

должен делать то, что ему надо делать, потому что он желает делать

это.
В своем труде <Дальние пределы человеческой психики> Маслоу

затрагивает проблемы образования. Он справедливо считает, что обучение

танцам, искусству или другим физическим средствам выражения - важный

момент традиционного образования: физически и чувственно

ориентированные учебные предметы требуют активного участия

обучающихся. По Маслоу, любовь, уважение, чувство безопасности, -

фундаментальные потребности, одинаково важные для всех, <но, к

сожалению, в большинстве учебников по психологии даже не упоминается

слово "любовь">.
Маслоу вводит новое понятие <плато-переживание>, <плато-познание>.

Ключевым является <плато-переживание>. Этот тип сознания имеет нечто

общее с <пик-переживанием>, но это другой тип переживания. Здесь автор

воспользовался образом <высокого плато>. По Маслоу,



<плато-переживание> означает <жить на постоянно высоком уровне в

смысле просветления или пробуждения, или дзэн, в легкости чудесного...

это значит принимать остроту и точность красоты вещей, но не делать из

этого большого шума...> Но в основе <плато-переживаний>,



<пик-переживаний> лежат, по мнению Маслоу, только позитивные эмоции.

Автор не рассматривает <пик-переживаний> и <плато-переживаний>,

например, под воздействием страха.
Теория самоактуализации Маслоу - это теория роста, последовательного

удовлетворения высших потребностей. Индивидуум не может начать путь к

самоактуализации, если не удовлетворены его низшие потребности: в

безопасности, любви, уважении.


Самоактуализация предполагает развитие способностей до максимально

возможного, самоактуализирующихся личностей привлекают трудные,

запутанные проблемы, которые требуют максимума творческих усилий.

Защитные механизмы Абрахам Маслоу рассматривает как препятствия

личностному росту, и сам добавляет еще два типа защит: десакрализацию

и <комплекс Ионы>.


Волевой компонент Маслоу конкретно не рассматривает; согласно Маслоу,

<самоактуализация означает работу - сделать хорошо то, что человек

хочет сделать. Стать второсортным врачом - не путь для

самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным, или настолько

хорошим врачом, насколько это для него возможно>. Маслоу считает, что


На путях вочеловечившия человека
13
психически здоровый индивидуум свободен от внутренних конфликтов, а

воля нужна для того, чтобы развить свои способности и таланты.


Абрахам Маслоу по праву считается лучшим специалистом в области

человеческой потенциальности. Его заслуга колоссальна, он основал

новое "ап^ение в современной психологии, предметом изучения которого

яв^тсТ^остныйч^ловеквеговысшихпроявлениях.^


-^изация личности, ее высшие ценности и смыслы, -б-^^^^^^ свобода,

ответственность, автономия, психическое здоровье, трансценден


ция и т. п.
АкулинаН.Н.
Часть I
Здоровье и патология
1
О гуманистической биологии*
Мои занятия психологией заставляли меня размышлять о многом, и

некоторые из этих размышлений не вписывались в рамки традиционной

психологии - по крайней мере в рамки той психологии, которой когда-то

обучался я.


Заинтересовавшись проблемами психологии в тридцатых годах, очень скоро

я обнаружил, что их невозможно решить, подчиняясь структуре

психологической науки, сложившейся к тому времени (бихевиористской,

позитивистской, <научной>, безоценочной, механоморфической

психологии). И тогда, вполне естественно, у меня возникли сомнения в

правильности самой структуры, и сомнения эти подтолкнули меня начать

поиск иных подходов к решению стоящих перед психологией проблем. Со

временем результаты моих исследований сложились в философскую

концепцию, которая вмещает в себя не только психологию, но и науку как

таковую, а также религию, производство, управление, а отныне и

биологию. По существу, я бы назвал ее мировоззрением (Weltanschauung).
Сегодняшняя психология не едина, она расколота на множество течений.

Если попытаться хоть как-то упорядочить текущее положение

психологической науки, то можно сказать, что существуют по меньшей

мере три психологии и, соответственно, три разобщенных группы ученых.

Первая из них - это бихевиористы1, объективисты, позитивисты,

механицисты. Вторая


* Это выдержки из заметок, написанных мною в марте-апреле 1968 года по

просьбе директора Salk Institute of Biological Studies, в надежде, что

они помогут отказаться от безопеночной концепции биологии и принять на

вооружение гуманистическую философию биологии. В этих заметках я

оставил в стороне вопросы явно пограничного в биологии и посвятил себя

тому, что, по моему мнению, до этого не рассматривалось, или не было

замечено, или было неверно истолковано - с моей, психологической,

точки зрения.


18
Здоровье и патология
включает в себя дружную поросль, взращенную на психоанализе2 Фрейда.

Третья группа - это психологи гуманистического направления3, или, как

ее еще называют, <Третья сила>, объединившая в себе ученых, которые не

смогли принять взгляды первых двух групп. Именно об этом, третьем

направлении в психологии, я собираюсь говорить. Я истолковываю эту

третью психологию как науку, впитавшую в себя достижения двух других

психологии, и потому буду пользоваться такими терминами, как

<эпи-бихевиоризм> и <эпифрейдизм> (<эпи> значит <после>). Эти термины

помогут нам избежать поверхностных противопоставлений, таких, как



<фрейдизм-антифрейдизм>. Я - фрейдист, и я же бихевиорист, и я же

гуманист, и если уж на то пошло, то вся моя деятельность направлена на

развитие четвертой психологии - психологии трансцендентного.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет