Статья является продолжением работы, опубликованной ранее 2



Дата17.07.2016
өлшемі242.65 Kb.
#204411




Д.В. Деопик, М.Ю.Ульянов

К предыстории царств У и Юэ: Нижняя Янцзы после Лянчжу (II тыс. до н.э.)1
Данная статья является продолжением работы, опубликованной ранее2. В ней была предпринята попытка составить историко-археологическое описание заселенных аустроазиатскими народами (вероятнее всего — предками вьетов) земель историко-культурной зоны Нижняя Янцзы, одного из очагов древней государственности Старого Света. Здесь с III до начала II тыс. до н.э. на севере исторического региона Юго-Восточная Азия («прото-ЮВА»), который еще не стал югом Восточной Азии (это произойдет в I тыс. до н.э.), в землях в районе оз. Тайху, возник целый ряд ранних государственных образований номового типа, из которых одним из самых крупных и лучше всего изученным является Мо (по названию памятника Моцзяошань, далее ― царство Мо)3. Их существования приходится на время, когда уже давно произошел распад аустрической общности (реконструируемый ориентировочно для IX тыс. до н.э., на момент разделения хмонго-аустроазиатской от аустронезийско-тайской групп). Здесь, у моря, локальные сообщества принадлежали не только аустроазиатам, но и, с большой долей вероятности, и аустронезийцам, которые в VI тыс. до н.э. начинают переселения по морю4.

Современные данные археологии позволяют расширить представления об истории ранних государств, не описанных в письменных источниках предков китайцев (собственная письменность этих государств пока не дешифрована). В рассматриваемом районе, как и в других областях, расположенных в ареале распространения серии родственных, сменявших друг друга, культур, в настоящее время называемых «культурой Лянчжу» (3300-1900 гг. до н.э.), в начале II тыс. до н.э. существовали культуры ранней бронзы, которые продолжали ее традиции.

В предлагаемой статье будут описаны земли восточной части Нижней Янцзы с эпохи ранней бронзы (1800–1400 гг. до н.э.), до времени возникновения государств У и Юэ; археологически это культуры периода «пост-Лянчжу» (1800-1600 гг. до н.э.) и культура Мацяо (1600-1300 гг. до н.э.), а также время «пост-Мацяо» (1300-1000 гг. до н.э.). Очаги, сравнимые по уровню развитию технологии, в это время зафиксированы и в западной части Нижней Янцзы ― это культуры Бэйиньянин (2 и 3 периоды, ок. 1600–1100 гг. до н.э.)5 и распространенная к югу от оз. Поянху в бассейне реки Ганьцзян 赣江 культура Учэн (ок. 1600–1200 гг. до н.э.)6, с письменностью, восходящий к письму культуры Лянчжу, но еще более сложной и разнообразной (см. Таблицы № 9 и № 10)7. Своя традиция государственности развивалась и в соседней историко-культурной зоне — Шаньдун8.

Культура Мацяо на первый взгляд выглядит проще культуры Лянчжу. Есть концепция «угасания» культуры Лянчжу (занимавшей бòльшую площадь), и появление на части ее территории, на первый взгляд более «скромной» культуры Мацяо. Число выявленных памятников культуры Мацяо пока меньше, чем культуры Лянчжу; но и общая раскопанность Нижней Янцзы, если сравнивать с территорией юга России, тем более, Ближнего Востока, еще сравнительно невелика. Тем не менее, авторы специальных работ обращают внимание на то, что происходили значительные климатические изменения, морской берег отступил в этот период на значительное расстояние на восток. Но это не помешало совершенствованию технологий — наступил бронзовый век. Мацяо крупное сельское поселение этого времени9.


I. Пост-Лянчжу («пред-Мацяо», 1800-1600)

Период представлен слоями на нескольких памятниках, расположенных в районе г. Шанхай: Гуанфулинь, Хуйшань (1790±60)10, Цзянхай江海(1730±150)11, Тинлинь亭林 (1890±95 лет до н.э., 1690±150 лет до н.э.)12 и др. Рассмотрим период «пост-Лянчжу» на примере одного из памятников.



Памятник Гуанфулинь 广富林, расположенный в районе г. Шанхая (Сунцзян), является переходным от позднего Лянчжу к Мацяо13. Интересующие нас слои находятся на нем между слоями культуры Сунцзэ (3600–2700 гг. до н.э.) и Мацяо (1600-1300 гг. до н.э.). Под ними — слой позднего Лянчжу (2400-1900 гг. до н.э.), материал следующего слоя, который был отнесен публикаторами к специфическому, отличному от Лянчжу «типу Гуанфулинь». Об этом говорят и полученные здесь радиокарбонные даты (здесь и далее — некалиброванные) этого слоя: 1770±60; 1780±60 гг. до н.э14.

Погребения этого периода не обнаружено, керамические сосуды и орудия труда из камня получены из хозяйственных ям (всего 15).



Керамика. Ряд сосудов связан с поздним периодом Лянчжу и в целом характерен для Нижней Янцзы. Это прежде всего триподы на плоских ножках на основе круглодонного горшка (таблица № 1, рис. 6,7), а из столовой посуды — чаши на среднем широком и высоком поддоне (рис. 4,5). Массовая форма — чаши на низком сплошном поддоне (рис. 2). Обращает на себя внимание чаша с вогнутым дном, на которое с внешней стороны нанесен встречающийся в Шуандуне иероглиф — круг, разделенный на четыре заштрихованные сектора (рис. 3). Многочислена тарная посуда. Есть горшки и корчаги разной формы. Часть из них покрыта росписью (рис. 9-10).

О связях с Шаньдуном, возможно, говорит наличие своеобразной «кружки» — сосуда с дугообразной ручкой на низком поддоне.



Орудия из камня и кости. Набор небольшой, но характерный. Подпрямоугольный узкий топор правильной формы с отверстием (Таблица № 2. Рис. 1). Тесла короткие широкие и узкие удлиненные (Рис. 2,3,6). Нож (Рис. 4). Набор черенковых стрел различной формы (Рис. 5,7,8). Наконечник копья (Рис. 10).

***


В целом, переход от Лянчжу к Мацяо был плавным и сравнительно длительным. Время Мацяо здесь — это вторая половина эпохи ранней бронзы и начало периода средней бронзы. Напомним, что 2-3 периоды Лянчжу приходились на энеолит и начало ранней бронзы15.

II. Культура Мацяо 马桥 (1600-1300 гг. до н. э.)


В ранней бронзе традиции государства Мо продолжаются одно-этническими носителями культуры Мацяо, только памятников ее пока обнаружено значительно меньше16. Крупнейший из них — собственно Мацяо. Это не город, а крупное село; городские поселения и крупные некрополи этой культуры пока не найдены, но это «село» явно было связано с каким-то городом, поскольку есть и не деревенская по технологии керамика — искусные престижные сосуды (кубки), и сосуды, изготовленные с применением гончарного круга, и даже ранний фарфор. Поэтому Мацяо ни в коем случае не является упрощением Лянчжу. Набор столовых керамических форм и изделий из бронзы — богат, технологически сложен и стандартизован.

Описание эпонимного памятника


Ареал распространения. Число известных памятников невелико (поэтому весь район распространения оценить пока сложно). Они расположены к востоку от оз. Тайху на значительном расстоянии друг от друга, прежде всего в окрестностях г. Шанхая. Находятся выше уровня равнины, как везде в рисоводческих долинах рек, на небольших возвышениях, а не на четко выраженном холме, как центр царства Мо. Известен ряд других памятников культуры Мацяо: Чашань 查山 (уезд Цзиньшань 金山, р-н г. Шанхай), расположенный к юго-востоку от оз. Тайху в 5 км. от берега Ханчжоуского залива17; Туцзэ (близ совр. г. Пинху, пров. Чжэцзян), лежащий к северу от залива Ханчжоувань и др. 18

Поселение. Само Мацяо ― это сравнительно крупное, но сельское поселение. Здесь нет жреческого прихрамового некрополя, характерного для окрестностей столичного центра царства Мо19. Вместе с тем, это поселение развитого общества, которому, вероятнее всего, соответствовали еще не обнаруженные города уровня Мо. Именно такие города и поставляли высококачественную керамику в Мацяо; и находились они, по-видимому, сравнительно недалеко.

Слои и периоды. На памятнике раскопано два, отстоящих друг от друга участка. На первом участке выделено семь слоев: 2 и 3 слои относятся к Мацяо, 4-7 — к Лянчжу. На втором — четыре: 2 слой содержит материал средневековья, 3 относится к Мацяо, а 4 — к Лянчжу. Преемственность — очевидна20. Найдено сравнительно много колодцев, хозяйственных ям21, а также 11 значительных скоплений фрагментов керамики22.

Сооружения. Выявлено сравнительно большое число углублений от опорных столбов домов на сваях, как везде в прото-ЮВА. Выделены четыре сооружения квадратной формы: три однокамерных и одно- и двухкамерное с вытянутым входом23.

Погребения. Все погребения обнаружены на втором участке. Их немного; всего четыре, из которых одно значительно повреждено. Все без какого либо сопроводительного инвентаря. В одном (М201) — трупоположение вытянутое, на спине, ориентация на юго-запад. Второе такое же, но сильно повреждено поздней ямой. Третье погребение — необычное, тело было уложено в ямку с неровным дном, с углублениями; лежало головой ближе к середине, так что ноги оказались поджатыми24.

Керамика и орудия труда


Большая часть материала получена из слоя и из мест скопления керамики.

Керамика. Сложный керамический комплекс Мацяо развивает традиции культуры Лянчжу и содержит высококачественную городскую посуду с массой вариантов, которых, видимо, требовал рынок. Многочисленны сосуды с надписями, на разных формах — разные (на горшках одни, а на крышках, кружках и мисках — иные, более сложные).

Рассмотрим таблицу № 4 (см. Приложение). Кухонная посуда представлена сосудами нескольких видов, внутри каждого из которых могут быть выделены отдельные категории. Немногочисленные кувшины с округлым туловом с вогнутым дном, (Таблица № 4. Рис. 1). Массовой формой является сравнительно простой трипод на основе круглодонного горшка на плоских ножках с четко профилированным венчиком. Выделено три категории, каждая из которых отличается в первую очередь по форме ножек (рис. 7-9). На отогнутом бортике венчика этих сосудов встречаются знаки письма (см. ниже). Основные различая между горшками-триподам не столько в форме сосуда, сколько в форме ножек. Обратим внимание на то, что горшков-триподов с полыми ножками, характерных для северной части Восточной Азии (по-видимому, один из этнокультурных признаков хуася), здесь нет. Вторая разновидность триподов — это триподы на основе уплощенных круглодонных чаш на сплошных округлых в сечении или выгнутых ножках (рис. 5,6). Есть также двухчастные триподы с высоким верхним сосудом и слегка уплощенным нижним (рис. 10). Горшки также разнообразны. Две категории сосудов отнесены к горшкам с округлым туловом и с вогнутым дном. Для первой характерно сильно вогнутое дно (рис. 11), для второй — слабо (рис. 12). На них также встречаются знаки письма. Есть еще две категории горшков (рис. 13,14). Среди единичных сосудов можно отметить «чайники» (рис. 15). Нет мисок, нет чаш на низких полых поддонах.

Набор «парадных» сосудов сравнительно велик ― это высококачественная керамика. Многие из них сложной технологии, которая применялась только при их изготовлении. Для сельской «парадной» керамики глина отмучивалась не всегда тщательно, есть и толстостенные сосуды (в городских комплексах Лянчжу парадная керамика — из тщательно отмученной глины). Очень важно обратить внимание на наличие фрагментов раннего фарфора25. Напомним, что изделия из него обнаружены на синхронных памятниках к югу от оз. Поянху — Учэн и Синьгань.

Есть неорнаментированные плоскодонные чаши, и чаши на низком сплошном поддоне (Таблица № 3. Рис. 1-3). Большинство парадных форм орнаментированы. Это различные чаши на средних полых поддонах (рис. 4,5), а также чаши с округлым, плоским и вогнутым дном (рис. 6-8). Орнамент нанесен на центральную часть тулова.

К числу наиболее массовых относятся чаши на широких средних (рис. 9-10) и сравнительно узких высоких поддонах (Рис. 11). Особое внимание привлекают высокие широкогорлые кубки, расширяющиеся книзу. Часть из них орнаментированы (рис. 14), а часть нет (Рис. 12,13). К ним примыкает еще одна категория — орнаментированные кубки с ручками (рис. 15,16). Примечательны и одноручные кувшины с ассиметричным корпусом. Для них характерны широкие ручки, которые широко встречались и в Лянчжу (рис. 17,18). Редкой формой является кувшин-трипод на полых ножках со сливом и ручкой — известны только два фрагмента (рис. 15,16). В Мацяо также большие число крышек, одни покрыты теми же росписями, что и парадные сосуды, другие геометрическим декором (Таблица № 4. Рис. 2-4).

Орнамент. На столовой и кухонной керамике (горшках, триподах, кувшинах) штампованный, в основном в виде грубой штриховки, «плетенки» и «сеточки». А на парадных формах распространены различные орнаменты на базе двойной ромбовидной и округлой спирали. Это характерный признак сакральной культуры аустроазиатских народов, распространенный исключительно широко в «прото-ЮВА» (на юге Восточной Азии и в Юго-Восточной Азии). Помимо двойных спиралей и «арабеска», есть ряды ассимметричных знаков различной конфигурации и последовательности, некоторые из которых, на наш взгляд, могут быть связаны с «прото-у-юэским письмом» (см. ниже). Поскольку такое будет встречаться на бронзовых сосудах Шанского нома, то здесь мы только обозначим данное явление как научную проблему, которую еще предстоит разрешить.

Также нельзя не обратить внимание не то, что среди ряда форм, прежде всего кубков, можно проследить прообразы бронзовых сосудов, находимых позднее в погребениях на территории Шанского нома (ок. 1300-1027 гг. до н.э.). В частности описанные выше кубки, бесспорно, могут считаться «предшественниками» бронзовых кубков с утолщением в нижней части, которые характерны для Шан. Чаши на средних полых поддонах также дают сходство с Шан.

Важнейшая специфика исторического процесса в Восточной Азии II тыс. до н.э. заключается в том, что некоторые сакральные сосуды (прежде всего кубки) получают широкое распространение у различных этносов, постепенно переходя из одной историко-культурной зоны в другой — из Нижней Янцзы на Среднюю, а затем и в те районы, окружающих место выхода Хуанхэ на Великую китайскую равнину сначала к югу (в бассейн р. Ло), а затем — к северу (район Шанского нома).

В целом, керамические комплексы всех секторов Шанского нома иные, чем керамический комплекс Мацяо26. В Шан наиболее массовой формой, характерной для всех выделенных к настоящему времени секторов (южного, юго-западного, юго-восточного, северо-восточного) на территории нома вокруг городища Иньсюй, являются вытянутые чаши на низком полом поддоне, некоторые с треугольным орнаментом27. В Шан, каки везде в бассейне Хуанхэ, есть отсутствующие в Мацяо, горшки-триподы и кубки-триподы с полыми ножками.

Наличие сходств по ряду форм, на наш взгляд, свидетельствует о реализации «верхушечных» связей между этносами. Мацяо и Шан нельзя считать родственными — в том числе из-за разделенности в пространстве и во времени, различая также во многом обусловлены различными типами земледелия: «заливное» рисоводство в Мацяо (субтропики) и «суходольное» просоводство в шанской политии, расположенной к северу от выхода Хуанхэ на Великую равнину в «Аньянском аграрном очаге» (в зоне умеренного климата). Но одна из частей шанского общества могла происходить из «контактной» зоны на юге Великой равнины с Нижней Янцзы. Именно, они и принесли с собой в Шан кубок.

Такова специфика керамического комплекса южной части Восточной Азии (севера «прото-ЮВА»). Прейдем к рассмотрению орудий труда из бронзы и камня.



Орудия из бронзы. Они не многочисленны, но очень совершенной формы, что также является одним из подтверждением того, что и предшествующий этап развития Нижней Янцзы, поздний период культуры Лянчжу, также уже «знал» бронзу28. На эпонимном памятнике найден один топор-кельт четкой формы (Таблица № 5. Рис. 1). Напомним, что кельт — это основное орудие труда и оружие эпохи развитой и поздней бронзы всей прото-ЮВА. Есть нож с прямой спинкой, явно переходящей в рукоятку (рис. 2). Сохранился фрагмент клевца (рис. 3). Наконечник черешковой стрелы — очень сложной конструкции (рис. 4). Топор-кельт и стрела говорят об очень высоком уровне развития металлургии бронзы на Нижней Янцзы в это время.

Орудия из камня. Все изделия тщательно отшлифованы со всех сторон. Это комплекс оружий земледельческого населения с древними традициями; камень эпохи металла, некоторые формы которого воспроизводятся в бронзе. Рассмотрим Таблицу № 5. Есть симметричные и асимметричные плечиковые топоры (это один из этно-культурных признаков аустроазиатских народов, они широко распространены в прото-ЮВА), но их немного (1,2). А выделяются различные тесла, в том числе тонкие удлиненные (1) и «денталевидые» с четким профилем (2), что может быть аргументом в пользу того, что здесь могло оставаться и аустронезийское население. Есть топор с отверстием сравнительно большого диаметра. Из оружия (пока сложно сказать боевого или ритуального) есть секира с характерными выступами (1) и клевцы двух видов (2,3), которые в будущем будут иметь аналоги в бронзе. Много «резаков» (ножей с рукояткой) различной формы. Выделяются ножи с двумя отверстиями в верхней части. Много серпов клювовидной формы. Также есть большое количество наконечники стрел различной формы (черенковые, подтреугольные с выемчатым основанием и др.) – для охоты на крупных животных, соответственно, из тугого лука. В целом этот набор был характерен и для позднего периода. Хотя часть изделий исчезла, по этому признаку также заметна преемственность между Лянчжу и Мацяо. В целом, прогресс в технологиях и в социальных отношениях очевиден. Продолжает развиваться и «элитарная» и простонародная культура.

***


Поселение Мацяо по социальной структуре общества более «простое», чем синхронный город в зоне расселения аустроазиатов близ оз. Поянху, Учэн (ок. 1600–1200 гг. до н.э.), но это не разница этапов развития, а разница между двумя одновременными типами поселений: «городом» и «деревней». В Учэне тоже существовала сложная письменность — наследница аустрического письма V тыс. до н.э. из Шуандуня (уезд Бэнбу, пров. Аньхой) на Средней Хуайхэ29. Нельзя исключить возможности того, что часть носителей культуры Лянчжу переселились туда, в западную часть Нижней Янцзы.

Письменность Мацяо


В Мацяо, по-видимому, бытовало два вида письменности, один широко распространенный в быту — встречается в виде отдельных массовых стандартных иероглифов и коротких фраз на хозяйственных сосудах (Таблица № 7), другая носила элитарный характер и встречается в виде текстов на фрагментах «парадной» посуды — кубках и чашах (Таблица № 8. Рис. 5, 6). Рассмотрим имеющийся в нашем распоряжении материал. Сначала рассмотрим иероглифы первого вида письма30.

Значительная часть из них размещена на отогнутых венчиках, остальные на плечиках сосудов. Распределим иероглифы по группам. Всего было выделено 28 «морфологических групп» иероглифов, объединенных в 6 типов. Назовем их и укажем иероглифы, которые имеют параллели со знаками письменности из других памятников и других эпох.

1. «Кресты» — две категории («прямые кресты» и «косые кресты»), это очень продуктивные иероглифы; 2. «Комбинации прямых линий» — семь категорий («Z-образный знак», «гантели», «забор», «треугольник» и «треугольник с дополнительной чертой», «квадрат», «разомкнутый прямоугольник», «прямоугольник с вертикальными полосами»); 3. «Дуги» — две категории (горизонтальные и вертикальные), они почти не образуют сочетаний, дают простые сочетания; 4. «Сочетание прямых линий под углом» — 7 категорий («галочки» — сочетания прямых линий под углом, «стрелы», «гарпун», «шеврон» несколько прямых линий под углом, «вертикальная» и «горизонтальная елочка»). Они дают сочетания, которые семантически значимы; 5. «Сочетание изогнутых и прямых линий» — три категории («горизонтальная изогнутая с пересекающей вертикальной линией» — этот иероглиф встречается на большом числе сосудов из фарфора в Синьгане 31, «лапка трехпалая», «лапка на прямой ручке», прочее — ряд этих знаков были обнаружены в Иньсюй32); 6. «Сочетание прямых линий и дуг» — шесть категорий («сочетания дуг», по-видимому, включает сочетания иероглифов — фразы, их мало, поскольку пометы не керамике не предполагали развернутых текстов; «дуги и вертикальные линии», «валюты», «сочетание прямых лини», «прочее»).

Дух Мацяо здесь виден и в написании, и в вариантах написания иероглифа — чувствуется свобода и развитость системы письма.

Фраз мало, состоят они из двух-трех иероглифов. «Просто черт» (1-3 линии) почти нет — это именно иероглифы; хотя они в основном «простые», при этом много модификаций одного и того же. Примечательны «сложные» (т.е. неразлагаемые на составляющие) иероглифы. Их по самой природе надписей, носящих хозяйственный характер, немного.

По месту нанесения это «экономически-бытовые» надписи, на массовых высококачественных сосудах. Одиночные иероглифы, нанесенные в одних случаях — гончарами, в других — обладателями сосудов, могли быть хозяйственными маркерами, которые обозначали принадлежность хозяину или были формой оберега. Это написано не для храмов¸ они использовались именно в быту, поскольку, как уже говорилось выше, погребений на памятнике Мацяо обнаружено мало и в них нет сопроводительного инвентаря. На тех же памятниках, где надписанные сосуды извлечены из погребения, они выполняли сакральные функции, сопровождая умершего на его пути в иной мир.

Гончар, метивший в таком обилии, «уверенным» и устойчивым по форме иероглифом, не мог не принадлежать к обществу, имевшему уже сложившуюся и многим понятную письменность. Большая часть знаков очень уверенная, часть менее уверенная, но все они прочерчены по готовому сосуду. Феномен этого массива в том, что знаки простые, но их много; соответственно грамотность, даже в «селе» была распространена широко.

В нашем распоряжении также есть несколько изображений на фрагментах керамических сосудов, которые напоминают орнаменты, но при сохранении декоративной функции, очевидно, содержат знаки письменности Нижней Янцзы (Таблица № 8). Это раздельное строчное (как и в Учэне) письмо, знаки которого располагались в одну линию внутри четких изображений птицы и рыбы (Рис. 1 и 2), в два ряда (Рис. 3), а также очень интересны изображения (Рис. 5 и 6), которые требуют отдельного изучения, поскольку будут широко встречаться на шанских предметах. Вряд ли это орнаменты — знаки не симметричны, велико вариативное разнообразие, мало повторов. С определенной степенью уверенности можно предположить, что это сложившаяся разновидность «у-юэского письма», по-видимому, родственного двум надписям на одном из сосудов из политического центра Шанского нома холма Иньсюй (см. Таблица № 13).


Иероглифы на керамике также были обнаружены на уже упомянутом выше памятнике Чашань (1600-1300 гг. до н.э.). В основном это те же и там же, что на памятнике Мацяо33. Четыре из пяти надписей — тоже на отгибе венчика. И фраза из трех иероглифов (разное число вертикальных линий, знаки состоящие из нескольких черт) — очень узнаваема, скоропись, сделанная грамотным человеком. Материал этого памятника важен потому, что показывает, что здесь и на Мацяо, расположенном в нескольких десятках километров к северу, существовал один и тот же набор иероглифов и одна и та же традиция подписывать ими сосуды.
***

Все это позволяет говорить о том, что письменность Мацяо уже очень развитая, но использовалась она в основном для очень простых текстов. Это — высший этап развития геометрического аустрического письма возникшее еще в V тыс. до н.э. Шуандуня. И это — «городское» письмо.

Признаков шанской иероглифики цзягувэнь (надписи на панцирях черепах и костях животных) — здесь нет, а продолжает развиваться своя система письменности, тесно связанная с предыдущей местной традицией. И она имеет большое будущее, поскольку будет обслуживать общество на протяжении большей части II тыс. до н.э. Одновременно существовало несколько своих письменностей и на Шаньдуне. В дальнейшем разные формы письма были, по-видимому, синтезированы в Шан, и давшего то, что называется древней китайской иероглификой.
III. Пост-Мацяо (1300–1000 гг. до н.э.)

Из памятников следующего периода лучше всего изучен Пишань毘山, расположенный значительно западней эпонимного памятника культуры Мацяо — недалеко от южного берега оз. Тайху в низовьях р. Шаоси. Напомним, что в средней части ее течения располагался ном царства Мо (с его хорошо известными памятниками Лянчжу, Фаньшань, Яошань и др.)34. Это деревня грамотных людей. Здесь была получена радиокарбонная датировка (некалиброванная): 1030±40 гг. до н.э.35

Это могилы, хозяйственные ямы и сооружения на двух холмиках, между которыми проходил заброшенный в древности водоотводной канал. Здесь есть материал поздней Лянчжу, Мацяо и «пост-Мацяо». Ниже приведем материал «пост-Мацяо»36.

Керамические сосуды в основном те же, что и в Мацяо, что говорит об их преемственности. Характерно разнообразие триподов на основе круглодонных горшков с плоскими и округлыми сплошными ножками37. Также встречаются ассимитричные кувшинчики с широкой ручкой-душкой — менее искусные, чем в Мацяо, но вполне узнаваемые38. Сохранились и чаши на высоком узком поддоне с орнаментом, характерным для Нижней Янцзы — ромбовидные спирали, есть и другие примеры сложного орнамента. Каменные орудия немногочисленны, но также вполне узнаваемы — клювовидный серп, нож с округлой спинкой и двумя отверстиями, а также тесла с выступом, резаки разной формы и плечиковый топор. Также есть наконечники копий и стрел. Есть и более сложные орудия — по мнению публикаторов, часть плуга 39.

Здесь были обнаружены текст и сочетание знаков (См. Таблицу № 11, 1 и 3) и сравнительно большое число знаков на керамике, близких к известным на Мацяо, но более позднего времени. Благодаря этому стало ясно, что своя письменность продолжала здесь применяться и развиваться и во второй половине II тыс. до н.э. (Таблица №12).

***


Выше кратко описан материал по археологии Нижней Янцзы, зоны расселения предков вьетов, в один из самых малоизученных периодов их истории. Мацяо — это крупный сельский памятник. Развитие продолжалось, между культурами Лянчжу и Мацяо нет разрыва, одна приходит на смену другой. Это культура представлена пока лишь сельскими поселениями — в этом ее основная специфика, Если сравнить позднее Лянчжу с ранним Мацяо, то об упрощении, применительно к Мацяо, говорить не приходится; это уже ранний бронзовый век. По всей видимости, Мацяо всегда было крупной деревней; которую необходимо сравнивать с деревнями эпохи Лянчжу. Для деревень характерно малое количество изделий из нефрита и других атрибутов высшей власти и особого социального престижа. Однако здесь есть и «парадная керамика», представленная массовыми и стандартизированными формами — гончары Мацяо были не менее искусны, чем прежде.

Культура Мацяо, как наследница Лянчжу, была одним из источником социального опыта для различных государственных образований последней четверти II тыс. до н.э. Так традиции Лянчжу и Мацяо шли на север, в бассейн Хуанхэ и в западные районы формировавшейся тогда Великой равнины. Часть из них была воспринята носителями культур Эрлитоу 2 и 3 (ок. 1800–1500 гг. до н.э.), а также Эрлиган (ок. 1400–1300 гг. до н.э.) и Шан (ок. 1300–1027 гг. до н.э.), создателями там Ранних государственных образований. Действительно, для Мацяо характерен ряд новых изделий, который будет существовать и позднее в разных районах бассейна Янцзы и севернее. Некоторые такие предметы, связанные с ритуальной сферой (прежде всего кубки с орнаментами), перешли и в Шан. Это — яркое проявление «верхушечных» связей между жителями различных зон Восточной Азии40.

Мацяо продолжает традиции Лянчжу, но заметны и изменения, связанные с наступлением на Нижней Янцзы эпохи ранней бронзы. Без высокоразвитой предшествующей родственной культуры (Лянчжу) такой культуры появиться не могло. И уровень стандартизации, и богатство разновидностей керамических форм, свидетельствуют об установке на массовое производство высококачественной продукции, которая изготавливается серийно (а также и по индивидуальному заказу, судя по иероглифам на сосудах). Об упрощении рафинированной городской культуры можно будет судить только после раскопок городов, откуда и поступали высококачественные сосуды.

В следующем, I тыс. до н.э., на этих землях возникнут крупные аустрические царства У и Юэ, которые в V в. до н.э. на некоторое время становились гегемонами Восточной Азии. В I тыс. до н.э., в после-шанский период, продолжалось интенсивное расширение «верхушечных» связей между жителями Нижней Янцзы и «северянами» сино-тибетцами Средней Хуанхэ (чжоусцами) — наличие бронзовой ритуальной утвари позволяет определить, что эти связи начинают значительно влиять уже на государственное устройство древних народов исторического региона Восточная Азия.



История их как самостоятельных государств не прервалась и с включением их земель во второй половине IV в. до н.э. в состав царства Чу. Вдоль морского побережья до устья реки Ма на Индокитайском п-ве возникает гирлянда вьетских государств, из которых самые крупные — Донгвьет, Манвьет, Намвьет входят в состав китайской империи только в конце II в. до н.э. Их история и культура являются важной темой науки при изучении древней истории Восточной и Юго-Восточной Азии.

1 В основу данной статьи легли материалы исследований, которые проводятся в рамках научного проекта «Неолит, энеолит и ранняя бронза Восточной и прото-Юго-Восточной Азии». Он был начат Д.В.Деопиком в 2004 г. при участии М.Ю. Ульянова (им же выполнены переводы с китайского языка, составлены керамические и другие таблицы, карты).

2 Деопик Д.В. Царство Мо — первое государство Восточной и Юго-Восточной Азии (прото-ЮВА). — Губеровские чтения. Выпуск 1. М. 2009.

3 Государственность на Нижней Янцзы в период энеолита (2500-1800) сейчас широко обсуждается в науке, высказываются разные точки зрения, но в целом, если отбросить идеологический характер некоторых публикаций, возможность появления здесь государственности под сомнение не ставится. Одна из первых работ о Моцзяошань как о центре раннего государства: Чжан Сюэхай. Лунь Моцзяошань гуго (Исследование древнего государства Моцзяошань). ― Лянчжу вэньхуа яньцзю. П., 1999; См. также: Чанцзян вэньмин дэ шу гуан (Расцвет цивилизации р. Янцзы). ― Эр ши шицзи Чжунго бай сян каогу да фасянь, П., 2001; Чжао Хуа. Иньме гуго гуду: Лянчжу ичжи гайлунь (Уничтожение древней столицы старинного государства: исследование памятника Лянчжу), Ханчжоу, 2007; Чжан Ли, У Цзянпин. Чжэцзян Юйхан Пинъяо, Лянчжу гучэн цзего дэ яогань каогу (Археологическое описание древнего города Лянчжу у населенного пункта Пинъяо, уезд Юйхан, пров. Чжэцзян). ― Вэньу. 2007, № 2, с. 77.

4 Археологические находки и антропологические реконструкции дают свидетельства проживания аустронезийцев на Западе Нижней Янцзы (район г. Нанкин) в IV тыс. до н.э. См. http://news.qq.com/a/20071118/000575.htm

5 На эпонимном памятнике, давшем большое число сложных изделий из нефрита, выделены слои синхронные Мацяо и Учэну: 1540±90 и 1195±105 гг. до н.э. См. Бэйиньянин: Синьшици шидай цзи Шан Чжоу шици ичжи фацзюэ баогао (Бэйиньянин: доклад о раскопках на памятнике неолита, периодов Шан и Чжоу). Пекин, 1993. С. 161.

6 Цзянси Цинцзян Учэн Шандай ичжи фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках на памятнике Учэн, уезд Цинцзян, пров. Цзянси). ― Вэньу. 1975, № 7, с. 56–57; Пэн Минхань. Учэн вэньхуа (Культура Учэн). П., 2005, с. 99. Тан Лан. Гуаньюй Цзянси Учэн вэньхуа ичжи юй вэньцзы дэ чубу таньсу (О первых шагах в исследовании памятника культуры Учэн пров. Цзянси и знаков письма). ― Каогу. 1975, № 7. Учэн — 1973-2000 нянь каогу фацзюэ баогао (Учэн — 1973-2000 гг. Отчет об археологических раскопках). П., 2005. Пэн Минхань. Учэн вэньхуа (Культура Учэн). Пекин, 2005. С. 99.

7 Учэн — 1973-2000 …, с. 375-390.

8 Xiaoneng Yang. Reflection of Early China; а также статьи: Фэн Ши. Шаньдун Дингун луншань шидай фэньцзы цзеду (Прочтение письменных знаков периода Луншань из Дингун, пров. Шаньдун). ― Каогу, 1994, № 1; Цай Фэншу. Чэнчжи, вэньцзы цзи вэньмин циюань (Происхождение города, письменности и цивилизации). ― Чжунго ши яньцзю. 1997, № 1.

9 То, что происходили климатические изменения, было установлено на основе анализа цветочной пыльцы, листвы деревьев, изменения состава почв, изменения площади оз. Тайху и др. Климат по сравнению с периодом Лянчжу, стал более холодным и сухим, как и везде в мире в суббореальный период. Рисоводство осталось основой экономики носителей культуры Мацяо, но условия земледелия ухудшились. Сун Цзянь. Лянчжу вэньхуа сян Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Исследование перехода от культуры Лянчжу к культуре Мацяо) ― Шанхай боугуань цзикань, 1990, № 5, с. 64; Q. Zhang, C. Zhu, C.L. Liu, T. Jiang. Environmental change and its impacts on human settlement in the Yangtze Delta, P.R. China. — Catena 60, 2005, с. 267-277. Chen Zhongyuan, Wang Zhanghua, J. Schneiderman, Tao Jin and Cai Yongli. Holocene climate fluctuations in the Yangtze delta of eastern China and the Neolithic response. — The Holocene 2005, № 6, сс. 915- 924.

10 Шанхайши Минсин цюй Мацяо ичжи 1993-1995 нянь фацзюэ баогао (Доклад от раскопках 1993-1995 гг) на памятнике Мацяо в районе Минсин города Шанхай). — Каогу сюэбао, 1997, № 2, с. 220.

11 Шанхай Фэнсяньсянь Цзянхай ичжи 1996 нянь фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках 1996 г. на памятнике Цзянхай в уезде Фэнсянь, г. Шанхай) – Каогу, 2002, № 11

12 Шанхайши Минсин цюй Мацяо ичжи 1993-1995 нянь фацзюэ баогао (Доклад от раскопках 1993-1995 гг.) на памятнике Мацяо в районе Минсин города Шанхай). — Каогу сюэбао, 1997, № 2, с. 218.

13 Шанхай ши Сунцзянсянь Гуанфулинь синьшици шидай ичжи шитань (Изучение неолитического памятника Гуанфулинь, уезд Сунцзян, район г. Шанхай). — Каогу, 1962, № 9; Шанхай Сунцзян цюй Гуанфулинь ичжи 1999-2000 нянь фацзюэ цзянь бао (Краткое сообщение о раскопках 1999-2000 года на памятнике Гуанфулинь района Сунцзян, г. Шанхай). – Каогу, 2002, № 10.

14 Шанхай Сунцзян цюй Гуанфулинь …., с. 47.

15 См. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Основные этапы исторического процесса в регионе Восточная Азия в IX–I тыс. до н.э. ― Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель 2009. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2009, с. 91-95; Деопик Д.В., Комиссаров С.А., Ульянов М.Ю. Китай: Древнейшие археологические культуры на территории Китая. — Большая Российская энциклопедия, Т. 14, М., 2009, с. 86–90.

16 Раскопки на эпонимном памятнике, расположенном примерно в 30 км. к юго-западу от г. Шанхай, проводились в 1960, 1966, 1993-95, 1997 гг. Культура Мацяо была выделена в 1978 г. Сначала ее отнесли к позднему периоду культуры Лянчжу. См.: Мацяо: 1993-1997 нянь фацзюэ баогао (Мацяо: доклад о раскопках 1993-1997 гг.). Шанхай, 2002. В этой монографии отражены результаты раскопок указанных годов. Часть материалов, обнаруженных в более раннее время, опубликовано в отдельных статьях: Шанхай Мацяо ичжи ди, эр цы фацзюэ (Первые и вторые раскопки на памятнике Мацяо в районе г. Шанхай) — Каогу сюэбао. 1978. № 1. См. также: Лянчжу вэньхуа сян Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Начало исследования влияния культуры Лянчжу на культуру Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань. 1990. № 5. С. 61.

17 Сяо Вэйчан. Шанхайши Цзиньшань сянь Чашань и Тинлинь ичжи шицзюэ (Пробные раскопки на памятниках Чашань и Тинлинь в уезде Цзиньшань, р-н г. Шанхай) — Наньфан вэньу, 1997, № 3. С.3.

18 К собственно Мацяо относится не менее 50 памятников. См. Гао Мэнхэ. Чанцзян ся ю каогу дили (Археологическая география Нижней Янцзы). Шанхай, 2005, с. 92-94.

19 Мацяо: 1993-1997 нянь …., с. 29, 37-39.

20 Ниже слоя Лянчжу в отдельных местах обнаружены раковинные кучи (без какого-либо инвентаря).

21 См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 74-110.

22 См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 111-114.

23 См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 69-74.

24 См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 117.

25 См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, иллюстрации, с 58 (рис. 7,8).

26 См. Аникушина Е.С. О внутренней структуре шанской политии: к проблеме неоднородности «Шанского нома». — XLI научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. М., 2011. С. 19-23.

27 Эти сосуды также имеют возможных предшественников на Нижней Янцзы, в частности на памятнике поздней Лянчжу (2400-1900 гг. до н.э.) Цаосешань (уезд Усянь, в южной части совр. пров. Цзянсу). См. Лянчжу вэньхуа «юй ляньцзан» шулюэ (Краткое описание «погребений с нефритовыми изделиями» культуры Лянчжу). — Вэньу, 1984, №2.

28 Деопик Д.В. Царство Мо …. С. 39.

29 Радиокарбонные датировки, полученные на памятнике Шуандунь (некалиброванные): 4465±145, 4370±140, 4250±105, 4130±110, 3985±160 гг. до н.э. См. инъюань сянь Хоуцзячжай синьши ци шидай ичжи фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках на неолитическом памятнике Хоуцзячжай, уезд Динъюань) — Вэньу яньцзю. 1989. № 5. С. 161; Кань Сюйхан. Шилунь Хуайхэ лююй дэ Хоуцзячжай вэньхуа (Предварительное исследование культуры Хоуцзячжай в районе реки Хуайхэ) — Чжунго каогу сюэхуэй ди цзю цы нянь хуэй луньвэнь цзи. 1993. Пекин, 1997. С. 126.

Полностью массив иероглифических текстов (ок. 600) был опубликован в монографии: Бэнбу Шуандунь. Синьши ци шидай ичжи фацзюэ баогао (Памятник Шуандунь. Доклад о раскопках на неолитическом памятнике). Пекин, 2008.



30 В китайской науке им было посвящено несколько статей. Приведем важнейшие. Сун Цзянь. Лянчжу вэньхуа, Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Предварительное исследование процесса рахвития культуры Лянчжу и культуры Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань, 1990, № 5. Сун Цзянь, Чжоу Лисюань. Лунь Мяцяо вэньхуа дэ таовэнь (Исследование надписей на керамике культуры Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань, 2000, № 8.

31 Синьган Шандай даму (Большое погребение шанской эпохи из Синьгана). Пекин, 1997. С. 170.

32 Многие эти иероглифы встречаются на керамике, найденной в ходе раскопок и на территории Шанского нома (ок. 1300-1027 г.), см. Ли Цзи. Иньсюй таоци яньцю (Исследование керамики Иньсюя). Ш., 2007.

33 Сяо Вэйчан. Шанхайши Цзиньшань сянь Чашань и Тинлинь ичжи шицзюэ (Пробные раскопки на памятниках Чашань и Тинлинь в уезде ЦЗиньшань, р-н г. Шанхай) — Наньфан вэньу, 1997, № 3. С. 7-8.

34 См. Деопик. Д. В. Царство Мо — первое государство Восточной и Юго-Восточной Азии — Губеровские чтения. Сб. 1. М., 2009.

35 Пишань (Памятник Пишань), П., 2006, с. 489.

36 В китайской науке этот период называют «разновидностью Гаоцзитай». См. Пишань … 2006.

37 См. Пишань… с. 317-322.

38 См. Пишань… с. 331.

39 См. Пишань… с. 343-344, 365.

40 Есть основания предполагать, что население шанского нома было еще не все сино-тибетским, заметная часть его весьма вероятно была представлена и аустроазиатами — на центральной территории Шан уже выявлено несколько «секторов», жители которых были носителями разных традиций, хотя подчинялись верховной власти шанского монарха. См. Аникушина Е.С. О внутренней структуре шанской политии … . С. 23-25.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет