Об авторе
Степанов Александр Михайлович
Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, ФГУ «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения».
Дата и место рождения: 4.12.1943 в городе Мары Туркменской ССР.
Образование: высшее, 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, медико-биологический факультет, врач-биофизик.
Научное звание: доктор медицинских наук, профессор, действительный член РАЕН, Международных Академий Информатизации, Энергоинформационных наук.
Почетное звание: почетный член Международной Академии Энергетических Инверсий им. П.К. Ощепкова.
Награды: премия и медаль им. А.Л. Чижевского (1997 г) «За выдающиеся НИР в области энергоинформационных технологий» от Академии медико-технических наук; медаль «2000-Millennium» за выдающиеся разработки в области энергоинформационных технологий» Американского биографического института (2000 г); Международная медаль и премия им. И.И. Юзвишена Международной академии информатизации за разработку гомеостатических моделей терроризма и методов прогнозирования террористических угроз (2001 г); медаль и премия им. В. Вернадского (2003, 2004 гг.); медаль «Лауреат ВВЦ» (2005 г); Дипломом №2 и премияМеждународного комитета по Международным премиям в области энергоинформационного целительства за выдающиеся практические достижения энергоинформационного целительства в 2001-2005 годах, за разработку и успешные применения методов энергоинформационной диагностики и целительства при телесном и духовном оздоровлении людей; сертификаты и дипломы Международных конгрессов «Народная медицина и целительство России» (1991-2007 гг.) и пр.
Научные публикации: более 200 научных работ, в числе которых 15 научных монографий.
От Автора
В современной литературе одни и те же явления в области нетрадиционных взаимодействий обозначаются по-разному или одним и тем же понятиям придаются различные смысловые нагрузки в зависимости от вкусов и пристрастий авторов. Вместе с тем для создания единой базы данных необходимо обобщение понятий и терминов с целью их унифицированного применения. В данном словаре в алфавитном порядке приведены основные понятия и термины, используемые при исследовании паранормальных явлений. В настоящий глоссарий включены более 5500 терминов и определений, которые используются в различных мифах, народных поверьях, учениях, религиях и науках.
Отдельные термины, состоящие из нескольких слов, и которые даны в русской транскрипции без перевода, в различных источниках приведены по-разному (слитно либо через дефис), например, индийские или китайские термины. Кроме того, в данном словаре приведена не идентичная транскрипция одних и тех же слов, иногда употребляющихся в различных источниках, переведенных разными авторами с иностранного языка на русский. Например, Айн или Эйн.
А – первая буква большинства мировых алфавитов, исключая монгольский, японский, тибетский, эфиопский и некоторые другие. Это буква большой мистической силы и магического действия у тех народов, которые её заимствовали и у которых числовое значение её – единица. Это алеф евреев, символизируемый Быком или Тельцом; альфа греков – единица и первый; аз славян, означающий местоимение «я» (относится к «я есмь то, что я есмь»). Даже в астрологии телец (бык, или буйвол, или алеф) – первый знак зодиака, цвет его – белый и желтый. Священный алеф становится ещё более сокровенным у христиан-каббалистов, которые учат, что эта буква означает Троицу в единстве.
В русской нумерологии её значение равно единице. Вибрации буквы А происходят из цифры 1. А – ментальная. Так как А является первой буквой алфавита, она всегда показывает на все главенствующее. Она очень определенная и требует порядка от других; должна лидировать, вести за собой, а не следовать за кем-либо. А определяет независимость, предполагает оригиналов, новаторов, творцов. Она должна как можно больше учиться, набираться опыта; она зачинатель, ищет перемен и приключений. Её амбиции, вдохновение и самоопределённость ведут прямо к цели. Иногда А бывает очень агрессивна.
ААРТИ – (санскр.), процедура повышения энергетики человека, заключающаяся в помещении пламени светильника между ладонями.
АБ – (егип. сердце), сердце как центр сознания человека, место, где рождаются идеи-желания. Оно наиболее осведомлено о человеке и его жизни.
АБ – (бурят.).
1. Магическая сила или способность, вера в наличие такой силы.
2. Магические приёмы, колдовство шаманов. Главной решающей силой шаманов является их сверхъестественная способность воздействовать на исход болезни людей. По сравнению с этим магическим даром, полученным от духов-предков, другие качества шамана считаются второстепенными.
АБ-И-ХАЙТ – (араб.), мистическая вода бессмертия, возвращающая юность и приносящая вечную жизнь, арабский аналог алхимического эликсира. В символическом языке суфиев – совершенное вещество, вырабатываемое в организме верующего благодаря нисхождению божественной благодати.
АБААСЫ – (якут.), злые духи, олицетворяющие вредные силы природы.
АБАДДОН – (евр. уничтожение, прекращение бытия), ангел ада близкий ангелу смерти, соответствующий греческому Аполлиону. Олицетворение могилы и бездны преисподней. В христианских текстах Абаддон предстаёт особым духовным существом, ангелом бездны, царем саранчи, которую он ведет на людей в конце времен.
Синоним – Аваддон.
АБАДОН – (евр. уничтожение, прекращение бытия), ангел ада близкий ангелу смерти, соответствующий греческому Аполлиону. Олицетворение могилы и бездны преисподней. В христианских текстах Абадон предстаёт особым духовным существом, ангелом бездны, царем саранчи, которую он ведет на людей в конце времен.
Синоним – Аваддон.
АБАЛ ДЕ ГАРМИН – (евр.), согласно каббале, это есть тело воскресения; целем – образ, подобие умершего человека; внутренний основной духовный тип, остающийся после смерти. Это есть «дух костей», о котором упоминается в книгах Даниила, Исайи, в Псалмах и в Видении Иезекииля, где говорится об одевании сухих костей жизнью.
АБАСЫ – (якут.), злые духи, олицетворяющие вредные силы природы.
АБАСЫ ЫРАХТА – (якут.), царь злых духов, олицетворяющий злые и вредные силы природы.
АБАТУР – (гност.), термин, относящийся к системе назареев. Сокровенное имя отца Демиурга (Творца) Вселенной. Именуется как третья жизнь, что соответствует третьему Логосу.
АББА АМОНА – (евр.), буквально «отец-матерь»; оккультное название двух высших сефирот, хокмы и бины, из верхней триады, вершина которой – сефира кетер. Из этой триады исходит нижний септенер Древа сефирот.
АБДУКЦИЯ – временное похищение людей инопланетянами с последующим возвратом. Абдукция может происходить с согласия или без согласия человека.
АБЗУ – в древних шумерско-аккадийских мифах – мировой океан подземных пресных вод, место, совершенно скрытое от богов. Привязки к конкретной местности Абзу не имеет, хотя некоторые исследователи полагают, что прообразом для создания таких мифов послужили какие-то пещеры.
Синоним – Апсу.
АБИЙА – (браз.), кандидат в медиумы.
АБЛАНАХТХАНАЛБА – (гност.), термин, похожий на абракадабра, одинаково читается с обеих сторон; употреблялся в Египте как заклинание. Означает «ты Отче наш». Использовался в греко-египетской магии гностиков, а затем в европейском оккультизме. Считался мощным средством для заклинания духов и магического излечения от болезней.
АБО – (браз.), ритуальное очистительное омовение, которое совершается во время посвящения.
АБРАКАДАБРА – (гност.), символическое слово; впервые появляется в стихотворном медицинском трактате Самоника, который жил при императоре Септимии Севере. Происходит от Абра, или Абар, – бог в кельтском языке и над – святой; это слово употреблялось как заклинание и гравировалось на камеях в качестве амулета. Абракадабра следовало писать 11 раз таким образом, чтобы получился магический треугольник. Некоторые исследователи считают, что слово абракадабра происходит от халдейского заклинания «аб бада ке даабра» («сгинь как слово»). Перевернутый треугольник, в котором слово абракадабра читается по каждой из трех сторон, был чрезвычайно популярным амулетом от лихорадки. Европейские оккультисты пытались использовать абракадабру для вызывания злых демонов. Считалось, что с каждым вздохом при произнесении этого слова из ада вылетает один дух зла. Поздние оккультисты (в том числе Алистер Кроули) расшифровывали его как формулу алхимии.
АБРАКСАС – (от гност. abraxas – вечное Солнце), божество с человеческим телом и головой петуха, каждая из его ног оканчивается змеёй. Числовая символика имени равна 365. Символы строения тела означают соответствующие эманации: змеи – нус и лотос, то есть внутреннее чувство и быстрое понимание; голова петуха – олицетворение предвидения и бдительности; руки держат символы Софии и Динамика – броню мудрости и метлу власти.
АБРЕДА КРУГ – (кельт.), в религии друидов – материя; проявленный физический мир, состоящий из четырех стихий: ветра, моря, огня и камня. Символ стихии (круга) ветра – вырезанный из дубового дерева кадуцей, представляющий собой двух сплетенных змей, головы которых украшали три черных пера (символ бога Мата, ведущего умы в потусторонний мир). Олицетворяет живой разум всего человечества. Символ стихии моря – чаша из морской раковины, олицетворяющая пассивные, темные силы моря, эмоции всего человечества, которыми руководит тускло-жемчужный свет лунных таинств. Символом стихии огня является серп, олицетворяющий активные силы, которые рождают вдохновение и волю всего человечества. Символ стихии камня – голубая галька с дырочкой посредине для продевания кожаного шнурка, воплощает пассивные силы камня и является пантеоном Матери-Земли, символ покоя и прочих статических сил, которые сковывают человеческие движения.
АБРЕДА ЦАРСТВО – (кельт.), в религии друидов – материя; проявленный физический мир, состоящий из четырех стихий: ветра, моря, огня и камня. Символ стихии (царства) ветра – вырезанный из дубового дерева кадуцей, представляющий собой двух сплетенных змей, головы которых украшали три черных пера (символ бога Мата, ведущего умы в потусторонний мир). Олицетворяет живой разум всего человечества. Символ стихии моря – чаша из морской раковины, олицетворяющая пассивные, темные силы моря, эмоции всего человечества, которыми руководит тускло-жемчужный свет лунных таинств. Символом стихии огня является серп, олицетворяющий активные силы, которые рождают вдохновение и волю всего человечества. Символ стихии камня – голубая галька с дырочкой посредине для продевания кожаного шнурка, воплощает пассивные силы камня и является пантеоном Матери-Земли, символ покоя и прочих статических сил, которые сковывают человеческие движения.
АБСОЛЮТ – то, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой, ибо пустота есть нечто присущее материальному миру.
Его можно рассматривать как чистое сознание, так как сознание осознает материю, и разум; однако наше обычное сознание, воспринимающее их как два явления, а не как единое целое, не понимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этой двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию, в чем и заключается цель различных эзотерических практик. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум.
АБТАЙ БОО – (бурят.), шаман-колдун. По представлениям шаманистов, некоторые шаманы обладали способностью колдовать, что было обусловлено их шаманским происхождением.
Смотри Аб, Удха.
АБТАЙ ХУН – (бурят.), человек, обладающий магической силой, колдун. Им может быть не только шаман, но и любой человек из рода шаманов.
Смотри Удха.
АБТАЙ ЭЗЫ – (бурят.), женщина, владеющая магическими приемами, колдунья. Обычно такими волшебницами бывают шаманки.
АБТАХ – (якут.).
1. Колдун, который находит удовольствие в том, что вредит ближним.
2. Русский колдун.
АБХАВА – (санскр. отсутствующее), в вайшешике после прашастапады является седьмым родом реально существующего. Делится на четыре вида: 1) вещь (или иное сущее), отсутствующая до своего возникновения; 2) отсутствующее после своего разрушения; 3) отсутствующее в ином, не своем качестве – горшок в качестве циновки есть отсутствующее и 4) отсутствующее в данном месте. В терминологии «инструментов верного познания» абхава есть отсутствие любого из известных актов познания, что, согласно подшколе кумарилы в мимансе, системно понимается как особый акт познания, которым познается реальное отсутствующее. В иных даршанах отсутствующее познается либо выводом, либо восприятием.
АБХАМСЫ – (санскр.), мистическое название четырех классов существ (боги, демоны, питри и люди). Востоковеды иногда связывают это слово с «водами», но эзотерическая философия связывает его символику с акашей, – эфирными «водами пространства», так как именно в лоне и на семи планах «пространства» родились четыре класса низших существ и три класса духовных существ.
АБХАСА – (санскр. излучение, манифестация, эманация), способ, которым Шива творит мир и его обитателей из Самого Себя. Учение об эманации является центральной концепцией монистических школ (особенно кашмирского шиваизма).
Смотри также Таттва.
АБХАСВАРЫ – (санскр.), божества буддийского «медитативного космоса», к которым поэтапно восходит посвящённый по учению Арада Каламы и природа которых определяется самой этимологией имен: абхасвары, шубхакритсны, брихатпхалы – соответственно «лучезарные», «всеблаженные», «имеющие великие плоды».
Синоним – Абхашвары.
АБХАСЬЯ ЙОГА – (санскр.), работа с высшей духовной практикой; транс, дающийся религиозным рвением и духовным осознаванием божественности человеческого «Я», абстрактно-философские поиски истины и отречение от мира.
АБХАШВАРЫ – (санскр.), божества буддийского «медитативного космоса», к которым поэтапно восходит посвящённый по учению Арада Каламы и природа которых определяется самой этимологией имен: абхашвары, шубхакритсны, брихатпхалы – соответственно «лучезарные», «всеблаженные», «имеющие великие плоды».
Синоним – Абхасвары.
АБХАЯ – (санскр. бесстрашие).
l. Эпитет, даваемый каждому Будде, имеющий смысловое значение как неустрашимый. Одна из основных добродетелей. Бесстрашие – плод самореализации, состоящей в восстановлении чувства недвойственности.
2. Символ религиозной жизни, исполнения долга.
3. Мудра (положение рук), в которой пальцы правой руки подняты вверх, а ладонь обращена вперёд.
4. Свобода от страха, один из принципов дао.
АБХИДЖНА – (санскр.), состояние, достигнутое Шакьямуни Буддой в ту ночь, когда он приобрел качества истинного Будды. Считается, что это четвертая степень дхианы, которую должен достичь каждый архат. Абхиджна – высшее знание, которое можно достичь при медитации, а, достигнув, видеть все и понимать все языки, читать чужие мысли, знать свои прошлые жизни и жизни других.
АБХИДХАРМА – (санскр.), раздел палийского канона медитативной техники. Содержит описание способов достижения мудрости через устранение личного начала.
АБХИНИВЕША – (санскр.), чувство собственности, связанное с привязанностью к земной жизни. Абхинивеша проявляется как зависимость от вещей и страх перед смертью, которая означает потерю всего, что человек накопил в своей жизни.
АБХИРАТИ – (санскр. наслаждение), в буддизме махаяны – рай Будды Акшобхьи, находящийся на востоке. В абхирати все люди счастливы, нет пороков и болезней, нет гор, долин, деревья одинаковой высоты; всё равно всему.
АБХИЧАРА – (санскр.), то же, что Черная магия.
Стремление мага к оккультной власти во имя исполнения личных желаний, то есть эгоизма приводит его к наиболее опасному виду магии – черной магии. Процесс осуществления желаний выполняется с помощью демонического духа, который служит магу во время земной жизни мага, а после своей смерти маг становится слугой этого стихийного духа. По этой причине черный маг идет на все немыслимые меры для того, чтобы продлить собственную физическую жизнь, так как для него не будет ничего за порогом смерти. Злоупотребление аномальными силами может быть и ненамеренным, но всякий раз, когда что-либо произведено магом лишь ради собственной выгоды или удовольствия, это является проявлением черной магии. Черная магия включает почти все формы магии церемониальной, некромантию, ведьмовство, волшебство, вампиризм и другое.
АБХИШЕКА – (санскр. окропление).
1. Центральный момент ритуала царского посвящения раджасуя. Жертвователя (царя) окропляли водой из различных рек, налитой в четыре сосуда из разных пород дерева. Ему вручали лук и стрелы. Затем, воздев руки к небу, царь совершал по шагу в направлении каждой из сторон света, тем самым как бы магически овладевая горизонтальным пространством. Царь совершал также «три шага Вишну», символизируя овладение Вселенной в вертикальном делении (земля, воздушное пространство, небеса). На протяжении обряда царь постоянно отождествлялся с богами, особенно с Индрой, и сама абхишека, называемая также «абхишека великого Индры», мыслилась осуществляемой по образцу обряда посвящения Индры на небесное царство.
2. Церемониальное окропление ученика в акте посвящения (дикши), совершаемом гуру, или же в совершаемой священником церемонии благословения. Церемонии абхишек сопровождаются чтением специальных мантр и некоторых других обрядовых действий.
АБХИШТАДЭВАТА – (санскр.), личное божество, которому поклоняется индуист наряду с божествами местными (грамадэвата) и семейным, или родовым (куладэвата). В отличие от двух последних, определенных ему по рождению, абхиштадэвату индус выбирает сам из общего пантеона той ветви индуизма, какой он принадлежит. Поклонение абхиштадэвате совершается в домашнем алтаре, в изоляции даже от близких родственников; изображение божества скрывают от чужих глаз; небольшие по размеру изображения хранят при себе.
АБХУТАРАДЖАСЫ – (санскр.), класс богов и дэвов, находящийся в рамках развертывания пятой манвантары.
АБХЬЯСА – (санскр.), упорная практика, нацеленная на неуклонное и решительное освоение йоги.
АВАДДОН – (евр. уничтожение, прекращение бытия), ангел ада близкий ангелу смерти, соответствующий греческому Аполлиону. Олицетворение могилы и бездны преисподней. В христианских текстах Аваддон предстаёт особым духовным существом, ангелом бездны, царем саранчи, которую он ведет на людей в конце времен.
Синоним – Абадон.
АВАДХУТА – (санскр.), чистый человек, живущий в мире, но не принадлежащий миру.
АВАДХУТИ – (тибет.), то же, что Сушумна (санскр.).
1. Энергетический канал, который проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. Сушумна берет начало у основания позвоночника и заканчивается на макушке головы. Рядом с сушумной есть два других канала – питала и ида. Вместе, образуя Юкта-Тривени, они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой брахма-двар (дверь Брахмы). Сушумна имеет красноватый цвет. Относится к эфирному телу человека. Внутри нее, подобно матрешкам, вложенным одна в другую, проходят три ещё более тонкоматериальных канала – соответственно ваджра- или ваджрини-нади (сверкающая, как Солнце), бледная читтрини-нади и ещё более тонкая, сияющая неземным сверканием брахма-нади, по которой сила кундалини, пробуждаясь, восходит вверх к сахасрара-чакре.
2. Часть сутрамы, проходящая по телу человека.
3. Солнечный луч, первый из семи лучей.
АВАЛОКИТЕШВАРА – (санскр.), ипостась Будды, наиболее существенной характеристикой которой является его сострадание ко всему живому. Главный из бодхисаттв махаяны и ваджраяны, эманация Будды Амитабхи. Авалокитешвара принимает три воплощения, в том числе индуистских богов Вишну, Шивы и др., чтобы повсюду спасать страдающих. Его земным воплощением считается далай-лама. Изображается как в мужском, так и в женском облике, иногда с цветком лотоса в руке. В Китае авалокитешваре соответствует богиня милосердия Гуань-инь, в Японии – женщина-бодхисаттва Каннон.
Считается, что авалокитешвара превращается в Гуань-инь, когда испытывает глубокое чувство сострадания к детям. Затем он снова принимает мужской облик и становится во главе буддийского воинства.
АВАРАНА – (санскр. щит, покров).
1. Одно из основных понятий философии вирашайвов (приверженцев вира-шиваизма) и некоторых тантрических школ, в которых тело почитается как движущийся храм Господа. Для защиты тела применяется восемь щитов – аварана: гуру, линга, джангама (странствующий монах), падодака (вода, собранная после омовения линги или стоп гуру), прасада (священное приношение), вибутхи, рудракша (священные бусы) и мантра.
2. Смотри Майя.
АВАСТХА – (санскр.), одно из трех возможных состояний сознания:
джагат – бодрствование, во время которого человек находится в теле и в той или иной мере осознает происходящее;
свапна – сон со сновидениями, в котором фантазии разума смешиваются с реальностью, переживаемой в ходе неполноценного астрального путешествия;
сушупти – глубокий сон тела, при котором человек не видит сновидений, но способен осуществлять астральные путешествия.
Иногда упоминается четвертое состояние (турия). Считается, что во время третьего состояния, состояния сна, личность (джива), хотя и отдыхает в причинном теле (карана шарира), но все ещё отделена от своего подлинного «Я» собственным неведением. Однако в четвертом состоянии, турии, это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания (шуддха видья). Помимо этого существует также пятое состояние (турьятипа), в котором наступает полное единение и тождество Атмы (личного «Я») и Параматмы (общего Верховного «Я»).
АВАТАРА – (санскр. нисхождение), личность, для которой характерно отсутствие кармы. Аватара – сошествие божества на землю в воплощенной форме. Аватара необязательно является человеком, однако, как правило, принимает человеческий облик для того, чтобы помогать людям. Замечено, что аватара, будь это мужчина или женщина, всегда выше ростом, чем обычные люди. В христианстве – это ангелы, спускающиеся в глубины ада, чтобы помочь страдающему человечеству. Аватары появляются, когда миру угрожает опасность или когда все человечество находится под угрозой. Чаще всего аватара не опознается окружающими людьми из-за его страдания за состояние этого мира, которое другими понимается как страдание личности о себе. Аватара связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и других богов. Все аватары Вишну объединяет идея спасения и охраны миропорядка в разных её модификациях вплоть до близкой мессианству.
Учение вайшнавов выделяет шесть основных категорий-групп аватар:
пуруша-аватары,
гуна-аватары,
лила-аватары,
манвантара-аватары,
юга-аватары,
шактиявеша-аватары.
Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба выделяет также Пурна-аватару. Из всех человеческих аватар в последнюю эпоху Земли, как говорит Шри Сатья-Саи-Баба, лишь Кришна и Он были таким аватарами, так как Пурна-аватара должен обладать шестнадцатью отличительными признаками (кала).
Эзотерическая доктрина предлагает другую классификацию аватар имея ввиду, что каждый аватара – это луч, эманирующий из чистого духовного источника, и что самосознательная сущность заслуживает право на такую особую форму работы только благодаря достижениям в ряду предшествующих жизней:
космические аватары,
солнечные аватары,
межпланетные аватары,
планетные аватары,
человеческие аватары.
Все аватары – это в строгом смысле слова освобожденные души, но космические и солнечные аватары освободились от двух низших космических планов. Планетные и межпланетные аватары освободились от космического и физического планов, наших системных планов, человеческие же аватары добились свободы от пяти планов человеческого устремления. В чисто техническом низшем смысле учитель в воплощении на физическом плане представляет собой аватару, так как он – «освобожденная душа».
Достарыңызбен бөлісу: |