Структурирование пространства в доме у болгар



Дата12.07.2016
өлшемі0.6 Mb.
#195559
түріИсследование
Феденок Ю.Н.
Структурирование пространства в доме у болгар

(по материалам экспедиции в селе Криничное)

// Полевые исследования студентов РГГУ: этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. Вып.2.М., 2007. С. 39-43.


Структурирование пространства – одна из универсалий человеческого поведения. Во всех культурах существуют этикетные нормы, регламентирующие расположение индивидов в зависимости от статуса, возраста, пола и степени родства. Потребность в поддержании определенной дистанции и этикетные нормы структурирования пространства отчетливо проявляются в характере традиционного жилища, его размерах и внутренней структуре. Нормы совместного проживания, определяющие место каждого члена семьи в пределах дома отчетливо отражают культурную специфику [см. 2, стр. 223-224].

Исследование структурирования пространства в семье было одним из аспектов нашего полевого исследования в селе Криничное. С этой целью мы посетили 10 болгарских домов и взяли 10 формализованных интервью у жителей села разного возраста. Для понимания изменения традиций в структурировании пространства в доме нами также был проведен анализ литературы по данной теме.

В настоящее время болгарский дом в селе Криничное, как и в других болгарских поселениях, в целом представляет собой однолинейный ансамбль, включающий жилые помещения и загоны для скота [см. 3, стр. 110; 4, стр. 33; 7, стр. 21]. Дом ориентирован так, что парадная комната является торцом дома и примыкает к улице. Такая ориентация дома обусловлена географией района. При постройке дома болгарские поселенцы ставили лицом к югу, независимо от положения улицы. Главные улицы села Криничное, как и в других болгарских селах Бессарабии, идут с севера на юг или с северо-запада на юго-восток (вдоль балок), поэтому дома оказались повернутыми к улице торцом, что сейчас стало нормой при строительстве дома [см. 5, стр. 2-3; 6, стр. 3-4].

Количество комнат в современном болгарском доме по нашим наблюдениям доходит до двадцати. Жилой дом делится на две части: къщту – парадные комнаты для приема гостей и кухню – жилые комнаты семьи.

Разделение дома на жилую и парадную части отражает историю развития дома бессарабских болгар. Переселившись в этот район из Болгарии, колонистам первое время пришлось жить в примитивных жилищах – бурдейках (землянках) [см. 4, стр. 32; 5, стр. 3; 9; 10, стр. 182]. Называть эти временные тесные жилища домом болгары не могли, так как была жива память о настоящих домах, которые они оставили на родине. Временным жилищам было присвоено название кухня, куда в последствии была перенесена летняя кухня - лятна кухня [см. 4, стр. 32; 5, стр. 3; 10, стр. 182].

По мере роста достатка семьи, к таким жилым кухням, пристраивались не отапливаемые парадные комнаты къщта, гулямата къщта. В этих комнатах принимали гостей, гуляли свадьбы, но никогда не жили в них [5, стр. 4; 10, стр. 183]. Когда вырастали дети и сыновья приводили в дом невесток, отец строил для каждой новой семьи свою кухню, зачастую просто пристраивая комнаты к дому и делая отдельный вход в них [см. 4, стр. 33; 5, стр. 5].

Четкое разделение дома на жилую кухню и парадную къщту мы встретили и в современном селе Криничное. В ходе интервью десятилетняя девочка Инна Георгиева сообщила нам, что «у бабушки и дедушки своя кухня», то есть в доме у ее семьи имеется несколько комнат с отдельным входом1.

Рисунок 2. Вид современного болгарского дома с постройками (Фото Е.А. Печинкиной)
По нашим наблюдениям, современная болгарская семья, по большей части состоящая из отца, матери, сына (чаще всего младшего, как положено по традиции), его жены и их двух – трех детей, использует в качестве жилых спальных комнат две – три, остальные являются комнатами для приема гостей. Эти комнаты держатся в чистоте и порядке и, как и прежде, являются визитной карточкой достатка каждого хозяина, служат для его престижа [см. см. 1; 3, стр. 110]. Гостевые комнаты изначально достраивались к жилой кухне и не отапливались, что сейчас стало нормой и все большие гостиные комнаты, используемы при больших торжествах, являются холодными.

В жилой кухне до сих пор сохраняется глиняное возвышение для сна - под, на который стелют тканый набитый шерстью матрас. Под строят вдоль стены, примыкающей к печи, внутри пода оставлены протоки, по которым поступает горячий воздух из печи и обогревает его. Еще в 60-е годы XX века, по словам наших респондеток шестидесятилетней Елены Мариновой и восьмидесятилетней Марии Мариновой, на таком поде дети спали вместе с родителями до 18–20 лет. Пожилая супружеская пара спала в более престижной и чистой комнате в къщте. Как нам удалось выяснить, в настоящее время пожилая супружеская пара спит в кухне, что, возможно, связано с тем, что культурная норма почитания старших постепенно отходит, а старики предпочитают спать в более теплом помещении2.

Дети уже спят отдельно от родителей, но, как рассказали нам респонденты – зачастую внуки спят вместе с бабушкой и дедушкой. Такое поведение не определяется реальной необходимостью, а, скорее отражает традицию спать всей семьей на одном поде. Также мы выяснили, что братья и сестры продолжают в наши дни спать в одной комнате примерно до 13–15 лет и старше, в этом также прослеживается изменившаяся традиция спать детям вместе с родителями.

Рисунок 3. Возвышение для сна – под в современном болгарском доме (Фото Е.А. Печинкиной)

Со слов наших респондентов понятия главы стола, почетного места в настоящее время практически отсутствует. У большинства членов семьи есть свое определенное место за столом. Отец чаще всего садится рядом с детьми3. Младших детей усаживают посередине стола между старшими детьми или родителями. По нашим наблюдениям пищу на стол подает обычно невестка или ее подросшие дочери.

Интересным является традиционный порядок раздачи пищи, рассказанный нам восьмидесятилетней Марией Мариновой и сорокалетней Ритой Денковой: «каждый член семьи знает свое место. Например, когда курицу режут, то голову и ножку отдают хозяину, вторая, если сын большой, вторую ножку. Если младший сын есть, то ему крылышко с белым мясом, девочкам - крылышки. Мать берет себе верх спинки. Каждый знает свой кусочек»4. Разделение пищи традиционно определялась по старшинству. Молодые респонденты не отметили это правило, что, возможно, связано с отмиранием данной этикетной нормы.

Гостей усаживают в комнату в къщте, которую уже нередко называют на русский манер залом. По нашим наблюдениям гостям могут предложить сесть на те места, которые хозяева им отводят, а также нередко хозяева просто предлагают гостю сесть на то место, которое он сам выберет.




Рисунок 4. Парадная къщта в доме середины XX века (Фото Е.А. Печинкиной)
На больших торжествах в застолье соблюдается семейность: муж, жена и их взрослые дети садятся рядом. Маленьких детей сажают отдельно или оставляют играть в другой комнате. Гостей на ночь укладывают спать в отдельные комнаты, а в случае нехватки спальных мест дети ложатся вместе с родителями или родители уступают свое место гостям.

Интересной на наш взгляд является следующая культурная норма: гость никогда не заходит во двор без разрешения хозяина, – приоткрыв калитку с улицы, он кричит имя того человека, к которому он пришел, не переступая порог. Сами жители объясняют такое правило, тем, что у всех есть собаки. Однако, по нашим наблюдениям, большинство собак привязаны. Скорее всего, это связано с тем, что у болгар традиционно очень высоко уважение к хозяину и заходить во двор без его ведома было непозволительным.

Другие же этикетные нормы или же значительно трансформируются или отмирают. Так, к примеру, происходит с обычаем при встрече кума целовать его руку. Известно, что у болгар статус кума, который одновременно был и крестным, всегда был почетен и высок. Кум почитался как один из ближайших к семье людей, кумовство было приравнено к кровному родству и передавалось по наследству [см. 4, стр. 72; 8, стр. 24; 9]. При встрече с ним его крестники должны были целовать ему руку. Но как мы выяснили, в настоящее время сами кумовья при встрече со своими крестниками отказываются подавать руку для поцелуя (сообщение сорокалетней Домникии Миховой)5.

Таким образом, структурирование пространства в доме у болгар села Криничное четко отражает специфику данного региона. В структурировании пространства прослеживаются как нормы, принесенные с исторической родины переселенцами, так и нормы, возникшие в Бессарабии, под влиянием местных географических, исторических и этнических реалий.

Кроме того, данные о характере жилища, пространственном поведении членов семьи в пределах дома и традиционном болгарском этикете, собранные нами в ходе полевого исследования в селе Криничное, позволяют говорить о том, что у бессарабских болгар в настоящее время социальные отношения не имеют ярко выраженной иерархичности, как в возрастной, так и в гендерной стратификации.

Литература




  1. Будина О.Р. Жилище болгар, греков, албанцев // Материальная культура компактных этнических групп на Украине. М., 1979. с. 83-150.

  2. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М., 2004.

  3. Иванова Ю.В., Маркова Л.В. Этнографические заметки о болгарах и албанцах Северного Приазовья (по материалам экспедиций 1993-1994-х годов в Приморский и Приазовский районы Запорожской области Украины) // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. М., 2004. С. 102–117.

  4. Киссе А. Возрождение болгар Украины. Одесса, 2006.

  5. Маркова Л.В. Поселение и жилище болгар-переселенцев в Бессарабии // Краткие сообщения Института Этнографии АН СССР. М., 1953. Вып. 24.

  6. Маркова Л.В. Некоторые тенденции развития культуры и быта болгар юго-западных районов СССР (К вопросу об устойчивости этнических традиций). Первый конгресс балканских исследований (София, 26 августа – 1 сентября 1966 г.). Сообщения советской делегации. М., 1966.

  7. Маркова Л.В. Типы сельского жилища в Болгарии // Типы сельского жилища в странах Зарубежной Европы. М., 1968.

  8. Маркова Л.В. Особенности этнического развития болгар СССР // Болгаристика в системе общественных наук. Вторая Всесоюзная конференция по болгаристике. Харьков, 1991. С. 23-24.

  9. Маркова Л.В. Эволюция этнической традиции болгарского населения Молдовы и Украины // Страницы истории и этнографии болгар Молдовы и Украины. Кишинев, 1995. С. 72-84.

  10. Маркова Л.В., Маруневич М.В. Жилище народов Пруто-Днестровского междуречья // Традиционное жилище народов России: XIX – начало XX в. М., 1997. С. 163 – 196.




1 Архив полевых исследований и материалов УНЦСА.2006. Тетрадь группы 4 Стр.

2 Архив полевых исследований и материалов УНЦСА.2006. Тетрадь группы 4 Стр.


3 Архив полевых исследований и материалов УНЦСА.2006. Тетрадь группы 4 Стр.

4 Архив полевых исследований и материалов УНЦСА.2006. Тетрадь группы 4 Стр.


5 Архив полевых исследований и материалов УНЦСА.2006. Кассета №2 Группа 5Б







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет