Султан Ураз-Мухаммед: жизнь и деятельность (1572-1610 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история



бет1/3
Дата24.02.2016
өлшемі482.8 Kb.
#14539
түріРеферат
  1   2   3

УДК 951/ 959 (5 каз.) На правах рукописи





МУХАМАДЕЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА




Султан Ураз-Мухаммед:

жизнь и деятельность (1572-1610 гг.)

07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Республика Казахстан

Караганда, 2009

Работа выполнена на кафедре истории Казахстана и методики преподавания исторического факультета Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Абуев К.К.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Игибаев С.К.

кандидат исторических наук,

Габдулина Б.А.

Ведущая организация: Евразийский гуманитарный институт
Защита состоится: « » 2009 г. в часов на заседании Объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Кара­ганда, ул. Университетская, 28. ( аудитория № 204 Главного корпуса КарГУ им. Е.А. Букетова).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.


Реферат разослан «___» _______________2009 г.

Ученый секретарь Объединенного

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор Т.А. Алимбаев


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. На современном этапе наблюдается повышенный интерес к историческому прошлому народа. В условиях становления новой государственности люди хотят осмыслить и понять логику исторических процессов, знать правду о многих героических и драматических страницах, так называемых «белых пятнах» истории, а также иметь достоверную информацию о биографиях видных общественных и государственных деятелей, выдающихся личностей, славные деяния которых были известны не только в Великой Степи, но и далеко за ее пределами.

Сегодня ученые получили возможность исследовать закрытые и малоизученные в прошлом темы, обратившись к недоступным ранее материалам исторических архивов. Особое внимание привлекают судьбы исторических личностей, имена которых в недалеком прошлом замалчивались. В этих условиях перед историками поставлена задача, на основе достижений современной исторической науки, вырабатывать новые подходы к исследованию сложных проблем и не до конца изученных вопросов. К числу таких проблем и относится исследуемая нами тема.

Судьбы уникальных, знаковых исторических личностей, героев своего времени, славных сынов своего Отечества являются неотъемлемой частью истории. Их роль в политической истории кто-то склонен преувеличи­вать, кто-то - преуменьшать, но очевидно, что они заслужи­вают особого к себе внимания не только со стороны народа, но и ученых. С их именами и деятельностью связаны значимые страницы исторического прошлого, не случайно они окружены в памяти народной почетом не меньшим, чем имена великих ханов. Народы по праву гордятся великими предками. Каждая историческая эпоха дала миру великих людей – ученых, поэтов, архитекторов и др. Жизнь великих людей представляет для истории большой интерес и ценность. Все это составляющая часть нашей исторической памяти, культуры народа, которая никогда не исчезнет, если мы ее зафиксируем. Эти знания помогут в формировании исторического и национального самосознания, при выборе нового исторического пути.

Таким образом, объективное и аргументированное освещение фактов истории Казахстана, в частности исследование жизни и деятельности такой уникальной личности, как Ураз-Мухаммед, имеет не только историко-познавательное, но и практическое значение.

Актуальность темы не исчерпывается только научно-исследовательскими задачами, а имеет и политические мотивы. Казахстан и Россия, являясь главными стратегическими партнерами, связаны как географически, так и исторически. И от того, как сложатся отношения между двумя государствами, во многом зависят судьбы народов, населяющих эти сообщества. Поэтому исследование данной темы в контексте казахско-российских отношений дает возможность еще раз проследить истоки дружеских отношений наших народов. А тот факт, что казахский юноша, оказавшись в чужой стране, не превратился в изгоя, а стал видным политическим деятелем, говорит о многом.

В частности, это свидетельство того, что он получил у себя на родине образование, достаточную жизненную, в том числе и военную подготовку. Прибыв в Москву в качестве пленника, Ураз-Мухаммед не затерялся, стал воеводой, а в 1600 году ему было пожаловано Касимовское царство. Конечно, в этом помогло и его знатное происхождение, но как показывают исследования, не оно было определяющим в его карьере. Особенно впечатляют его поразительные успехи в ратном деле. Многочисленные факты подтверждают его замечательные качества: благородство, проницательный ум, военный талант и глубоко развитое чувство долга и чести.

Отсутствие в казахстанской науке сколько-нибудь значительного исследования о богатой драматическими событиями жизни и деятельности султана Ураз-Мухаммеда – еще одно свидетельство правоты высказывания академика М.К. Козыбаева о том, что «слабо разработанным звеном в историографии Казахстана остается также создание исторических портретов видных деятелей прошлого» [1].

До последних лет по данной теме в казахской советской историографии не было специальных публикаций или серьезных научных трудов. Исключение составляла статья академика А.Х. Маргулана «Күміс сандықтың құпиясы» [2]. В академическом издании «Истории Казахстана» имя Ураз-Мухаммеда упоминается лишь в одном случае: в связи с посольством, направленным ханом Тауекелем в Москву [3].

В советский период немногие авторы осмеливались писать подлинную историю, а те, кто решался на это, подвергались репрессии и гонениям. Следует учитывать и тот факт, что долгие годы в центре внимания советских историков были крупные социально – экономические и политические конфликты, классовая борьба, а личность или, другими словами, «человеческий фактор» играли второстепенную роль. Личностное начало в истории если не игнорировалось вовсе, то, во всяком случае, находилось на периферии исследований.

В советской историографии этот вопрос рассматривался с позиций марксизма, в котором наиболее последовательно отстаивается главенство общественных законов над другими факторами исторического развития, а известный принцип так называемого классового подхода привел к обезличиванию истории, к сужению представлений роли личности в ней. Наиболее системно высказал марксистские взгляды на эту проблему Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» [4]. Признавая развитие производительных сил главной, наиболее общей исторической причиной, автор представляет общественные законы неумолимыми, вечными, неизменными, отсюда и принижение роли личности.

Кроме того, в советское время историческая наука была излишне идеологизирована, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, к формированию искаженного исторического сознания, на основе которого не могли делаться объективные выводы и реальная оценка действительности. При этом следует подчеркнуть, что мы не предъявляем обвинения в адрес советских историков, ибо в условиях жесткой цензуры думать, тем более писать подругому было невозможно. С наступлением новой исторической эпохи вопрос о роли личности в истории освещается иначе, делается акцент на человека в истории, его характер, проблемы его повседневной жизни, превратности судьбы и обстоятельств, учитывается «фактор ситуации» - всех типичных причин, определяющих роль личности.

Современные представления о роли личности «антропологически» ориентированного историка предполагают проникновение в умы и души тех, кто творил историю, тесную взаимосвязь и взаимовлияние политической истории и личности, которая может оказать важное воздействие на общество и оставить заметный след в истории самим фактом своего существования, своими идеями, действиями или бездействием, прямо или косвенно, в период своей жизни или даже после смерти. Неоспоримо, что в ходе исторического прогресса роль человеческого фактора постоянно возрастает. Общество не может развиваться отдельно от личности, а тех, кого мы называем историческими личностями в отдельности от своей эпохи.

Основополагающую мысль о цели исторического познания высказал французский историк Люсьен Февр: «История наука о Человеке; она, разумеется, использует только факты, но это факты человеческой жизни. Задача историка: постараться понять людей, бывших свидетелями тех или иных фактов, позднее запечатлевшихся в их сознании наряду с прочими идеями, чтобы иметь возможность эти факты истолковать» [5, с.14, 19].

Сегодня исследователи рассматривают личность не просто как совокупность общественных отношений, социальных ролей или результат развития общественного устройства. Ведь многогранность и неоднозначность проблемы роли личности в истории требует адекватного и многостороннего подхода к ее решению с учетом как можно большего количества причин, определяющих место и роль личности в том или ином моменте исторического развития, многообразие вариантов которого вынуждает исследователей обратиться к изучению изменений в обществе, на фоне которых проявляется личность.



Степень разработанности темы диссертации. Необычайно насыщенная яркими событиями жизнь и полная драматизма судьба султана Ураз-Мухаммеда давно привлекает внимание ученых. Исследования, изучающие его жизнедеятельность, с известной долей условности можно разделить на несколько типологических групп, различающихся между собой по методам, уровню организации, подаче конкретного исторического материала, а также и по хронологической последовательности.

Первую группу составляют труды русских и западных исследователей, содержащие сведения о казахском султане. К их числу, прежде всего, относится капитальный труд Г.Ф. Миллера «История Сибири», созданный в 1750 г. на основе архивных и этнографических материалов. В первом томе этого уникального издания содержатся данные и по истории Северного Казахстана, в частности, имеются сведения о пребывании Ураз-Мухаммеда в Сибирском ханстве, а также освещается поход Ермака в Сибирь и борьба с ним хана Кучума. В своей работе автор не давал однозначной и общей оценки перемен в жизни коренного населения Сибири, связанных с русским воздействием, хотя и акцентировал внимание на положительном влиянии русского населения в сфере хозяйственной деятельности и материальной культуры.

С точки зрения исследуемой нами проблемы, наибольшую ценность представляет четырехтомный труд русского историка-востоковеда, археолога, лингвиста, нумизмата, академика В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1894) «Исследование о касимовских царях и царевичах», где впервые поднимается проблема комплексного изучения истории Касимовского ханства. Автор ввел в российское востоковедение особую методику исследования, рассматривая историю Касимовского ханства во взаимосвязи с другими государственными образованиями того периода. В монографии проведена работа по выявлению, классификации и анализу источников, впервые помимо русских архивных и литературных материалов, привлечены оригинальные сведения из восточных первоисточников. В то же время следует признать, что недостаток источников и отсутствие прямых доказательств, по некоторым вопросам, оставляют их до сегодняшнего дня не до конца изученными.

Автор собрал почти все, что можно было найти в восточных и европейских источниках об Ураз-Мухаммеде, создав уникальный труд, посвященный биографии Касимовского хана. Эту монографию можно назвать своего рода энциклопедией тюркских народов России.

Много интересных и ценных сведений по нашей теме содержит книга франкоязычного историка польского происхождения Казимира Валишевского, едва ли не самая лучшая, написанная на основе документальных источников и свидетельств очевидцев описываемых событий, до сих пор является непревзойденной по яркости изложения, поражает своей содержательностью, обилием малоизвестных фактов.

Неординарная личность султана Ураз-Мухаммеда вызвала чрезвычайный интерес Ч.Ч. Валиханова - выдающегося ученого – просветителя. В исследованиях «Письмо профессору И.Н. Березину», «Извлечения из «Жами ат-таварих» он одним из первых помимо сибирских летописей обращался к работе воспитателя и советника султана «Казачьей Орды» - Кадыр-Али бека Жалаири, подверг глубокому анализу текст книги, сравнивая его с трудами других восточных авторов, комментировал многие страницы, восхищался языком и стилем изложения.

С точки зрения исследуемой нами проблемы определенный интерес представляет книга известного историка А.И.Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Это первый монографический труд, целиком, посвященный исследованию истории и этнографии Казахстана.

История завоевания Сибири и последующее присоединение этого обширного и богатого края к России имеет солидную историографию. Поход Ермака, положивший начало завоеванию Сибири, нашел отражение в сочинениях дореволюционных ученых, писателей России: М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, К.Ф. Рылеева, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского. Этой же теме посвятили свои труды историки Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, И.Г. Фишер, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.В. Радлов, В.В. Бартольд. В некоторых исследованиях нашли отражение отдельные моменты жизни и деятельности казахского султана Ураз-Мухаммеда. При этом отдельные авторы тенденциозно интерпретировали события, исследуемого нами периода.

Многие из перечисленных выше исследователей, будучи на государственной службе, напрямую связывали расширение территории Российской империи с
укреплением её могущества и выступали проводниками политики царского правительства. В то же время следует отметить, что трудам многих присущ гуманизм, стремление объективно разобраться и осмыслить историю народов, включённых в состав империи.

Интересующие нас сведения также содержатся в изданиях энциклопедического характера.

Вторую группу литературных источников по изучаемой нами теме составляют труды восточных авторов: Шади, Хафиза Таныша, Камал ад-Дина Муртазы, Махмуда Вали, Искандара Мунши, Мухаммеда Хайдар Дулати. Далеко не все, из перечисленных произведений восточных авторов, содержат сведения об Ураз-Мухаммеде. Тем не менее, они представляют большую ценность, поскольку жизнь и деятельность Ураз-Мухаммеда мы рассматриваем в контексте политических процессов в Казахском ханстве в.п. XVI – нач. XVII веков.

Для исторических исследований наследия восточных авторов и расширения казахстанской источниковедческой базы большое значение имеет сборник материалов в серии «История Казахстана в арабских источниках», изданный в рамках Государственной программы «Культурное наследие», инициированной Президентом РК Н.А. Назарбаевым.

В ходе исследований данной работы были использованы сведения источников из первого тома этого издания «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (Извлечения из арабских сочинений, собранных В. Г. Тизенгаузеном)», подготовленного к новому изданию академиком НАН РК, доктором исторических наук Б.Е. Кумековым и доктором исторических наук А.К. Муминовым. В данном издании текст рукописных источников пересмотрен на основе последних достижений мировой науки в области изучения памятников мамлюкской историографии.

Третью группу литературных материалов по нашей теме составляют труды тех советских историков, которые занимались исследованием российской истории времен Смуты, восстания Болотникова и завоевания Сибири. К их числу относятся труды таких исследователей, как З.Я. Бояршинова, С.В. Бахрушин, М.Н. Бузукашвили, П.П. Бушев, Б.О. Долгих, Л.Р. Кызласов, В.Н. Матюшинков, В.Г. Мирзоев, Р.Г. Скрынников, И.И. Смирнов, А.Г. Маньков, Е.П. Подъяпольская, В.В. Мавроди, В.И. Корецкий. В исследованиях перечисленных авторов содержатся хотя и разрозненные, но, тем не менее, ценные сведения о деятельности хана Касимовского царства Ураз-Мухаммеда.

Четвёртая группа литературы по изучаемой нами проблеме представлена исследованиями современных авторов.

Принципиально важное значение в изучении данной темы имеет работа академика М.К. Козыбаева «Правда и мифы о Ермаке», опубликованная в Алма-Ате в 1991 году, в ситуации сложного переходного периода, начального этапа формирования новых подходов к изучению Отечественной истории, восстановления исторической правды и справедливости. Автор первым из казахстанских историков подверг критике традиционные взгляды советских историков на проблемы, интересующей нас эпохи.

Заметным вкладом в разработку некоторых аспектов изучаемой нами темы стала монография С.К. Игибаева «Казахстан в источниках и материалах» и его же статья «Историография истории Казахстана XVI – XVII», где исследованы различные виды источников в длительной исторической ретроспективе, а обширная источниковая база сопровождается тщательным авторским анализом.

В последнее время в Казахстане наблюдается повышенный интерес к личности и судьбе султана Ураз-Мухаммеда. Опубликованы статьи историков Я.Г. Солодкина, М. Абдирова, Б. Абдировой [6], в которых можно отметить стремление авторов отойти от традиционных схем изложения биографии исторической личности.

Большой интерес, как в историческом, так и фактическом плане представляет исследование Т.И. Султанова «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана». В своей работе автор на основе научного обобщения архивных и исследовательских материалов излагает ситуацию рождения в XIII веке новой властной элиты «золотого рода» Чингиз-хана, одним из представителей которой был племянник казахского хана Тауекеля - султан Ураз-Мухаммед.

Внимание исследователей привлекает и работа Б.М. Абдрахмановой «Борис Годунов – Ораз – Мухаммед – Хан Тауекел: к вопросу об истоках имперской идеи Российских государей», целью которой является освещение некоторых вопросов, связанных с русско-казахскими отношениями конца XVI в. и специфических аспектов исследуемой нами темы, а также рассмотрение цельного проблемно-понятийного комплекса.

Итак, обзор исторической литературы позволяет прийти к выводу, что жизнь и деятельность казахского султана Ураз-Мухаммеда и ряд вопросов истории Казахстана, относящихся к его эпохе, изучены и освещены недостаточно.

Источниковая база исследования состоит из архивных документов и материалов, а также опубликованных архивных источников, в различных сборниках документов и документальных работ. Они включают, прежде всего, указы и грамоты российских правителей, распоряжения и переписку правительственных органов и местных учреждений друг с другом, с казахскими ханами, султанами и старшинами, а также рапорты чиновников различного ранга, отчеты дипломатических миссий, направляющихся в ставки ханов и султанов.

Основную базу наших исследований составили архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве древних актов России, фонд 122 [7], а также документов из других фондов [8]. Часть материалов из этого фонда опубликована в сборнике «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках» [9]. Интересующие нас документы содержатся и в фондах Архива внешней политики Российской империи при МИД РФ [10].

Изучены и использованы различные документальные сборники, своды летописей, опубликованные в дореволюционный период, материалы, систематизированные в советское время, в том числе, своды записей Разрядной книги, где фиксировались правительственные назначения на военную, государственную и придворную службу в Русском государстве в XVI - нач. XVIII вв.

Заложили основы сибирского летописания и заняли особое место, среди этих документальных материалов, летописи, составленные на территории Сибири и содержащие ценнейшие фактические сведения о завоевании и присоединении к Московскому государству этого региона.

Важным источником явились записки, дневники и воспоминания современников той эпохи как русских, так и иностранцев.

В работе использовались собственно казахские источники. Одним из немногочисленных и главных источников по исследуемой проблематике является труд казахского историка к. XVI в. Кадыр-Али бека Жалаири. Эта работа первая, написанная представителем казахского народа в средневековый период, на основе устных исторических преданий, шежире и трудов восточных ученых, в частности, на работу историка Рашид ад-дина.

К собственно казахским источникам относятся и казахские шежире, первые дошедшие до нас образцы, датируются началом XVII века. В XVIII в. вербальные предания со слов шежиреши записывали первые русские исследователи Казахстана П.И. Рычков, А. Тевкелев, И.Г. Андреев, Н.А. Аристов и другие. Исследования этих ученых показывают, что они придавали казахскому шежире значение источника.

Важную историческую информацию содержат и другие виды устного народного творчества – героические песни, эпос, сказания, поэтические размышления – толгау, предания и легенды, песни, пословицы. Все они имеют особую значимость, так как многие крупные исторические события в памяти народа сохранились благодаря фольклору.



Цель и задачи исследования. Приступая к исследованию данной темы, в качестве основной цели мы поставили - комплексное изучение этапов жизни и деятельности Ураз-Мухаммеда. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • через призму жизни и деятельности Ураз-Мухаммеда углубленно рассмотреть и реконструировать важнейшие события политической жизни Казахского, Сибирского ханств и Русского государства в конце XVI – начале XVII вв.;

  • изучить исторические условия и обстоятельства становления личности султана Ураз-Мухаммеда и пребывания его в Сибири;

  • описать жизнедеятельность и роль в воспитании и обучении казахского султана Ураз-Мухаммеда его атаке - Кадыр-Али-бека Жалаири и его труд «Жами ат-таварих»;

- исследовать жизнь Ураз-Мухаммеда в Москве (1588-1600 гг.) и его избрание ханом Касимовского царства;

  • охарактеризовать роль Ураз-Мухаммеда в становлении и развитии дипломатических связей Казахстана с Россией;

- проанализировать участие Ураз-Мухаммеда хана Касимовского царства во всех общественно значимых событиях времен Смуты, значимость и влияние его смерти на судьбу России;

Объектом диссертационного исследования является личность казахского султана Ураз-Мухаммеда, а предметом – его жизнь и деятельность, пребывание его в Сибирском ханстве, избрание Касимовским ханом и участие в событиях времен Смуты в истории России конца XVI и начала XVII веков.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-х XVI в. до первого десятилетия XVII в., то есть время активной политической деятельности султана Ураз-Мухаммеда. Это период трудного внутреннего и внешнего положения для Казахского ханства и так называемое «Смутное время» для России. Вполне понятно, что некоторые задачи диссертационного исследования предполагают обращение к историческим фактам и событиям, выходящим за пределы указанного периода.

Территориальные границы исследования охватывают территорию, которую занимали в этот период Казахское ханство, Сибирское ханство и Московское государство.

Методологические основы исследования составили такие основополагающие принципы научно-исторического познания, как объективность, историзм, системность и конкретность, а также применяемый в исторических исследованиях ценностный подход. Ценностный подход существует объективно и основывается на необходимости получения об изучаемом объекте двух типов информации: научной и ценностной. С ценностным подходом связана реализация некоторых социальных функций истории, в частности социальной памяти, воспитательной и политико-идеологической.

Принцип объективности в исследовании был реализован в привлечении широкого круга источников по изучаемой теме. Известно, что рассматривать исторические события с позиций абсолютной объективности невозможно, но стремление к этому должно быть. В соответствии с требованиями современной исторической науки в работе делается акцент на человека в истории, его характер, проблемы его повседневной жизни, превратности судьбы и обстоятельств и т. д.

В историческом плане изучение жизненного пути выдающихся исторических личностей связано с давней традицией биографического подхода в социальных науках. Жизненный путь таких личностей может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития. Применение в данном исследовании цивилизационного подхода в плане общетеоретического осмысления данной концепции позволяет представить исторический процесс в контексте цивилизации.

Важнейшая роль в научной работе отводится специальным методам исторического исследования, которые представляют собой различное сочетание общенаучных методов, приспособленных к изучению исторических объектов, а также заимствованных и адаптированных из других наук. Среди них такие, как

проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы, применяемые при анализе документов и фактов.

Большое значение в нашем историческом исследовании имеет творческое решение научных проблем, которое допускает методы аналогии и правдоподобных умозаключений, наглядные и вербальные модели и образы, а также мысленные эксперименты и т.п.

Таким образом, в основе теоретико-методологической базы поставленной проблемы необходимо отметить радикальное теоретико-методологическое перевооружение исторической науки, связанное с поисками нового социального статуса истории, которая превращается в широкую социокультурную дисциплину, изучающую человека во времени и тем самым способствующую его лучшему пониманию.

Научная новизна работы. На основе изучения архивных материалов и использования перечисленных выше источников и литературы, предпринята попытка комплексного изучения жизни и деятельности славного сына нашего народа, достойно представлявшего свою страну в далеком в те времена Московском государстве, – Ураз-Мухаммеде, образ которого воплотил весь драматизм и противоречия эпохи конца XVI – начала XVII вв.. По существу, освобождение казахского султана из почетного, но все же плена, стало одной из главных причин установления официальной посольской связи между Казахским ханством и Московским государством в конце XVI века.

Ураз-Мухаммед оставил глубокий след в истории России, участвуя во многих значимых событиях времен Смуты. Даже сама смерть касимовского хана Ураз-Мухаммеда оказала влияние на судьбу России. Петр Урусов, отомстив за друга, убивает Лжедмитрия II, а Смута, перейдя в завершающую стадию, закончилась народной войной против иноземных захватчиков и избранием на Земском Соборе в 1613 г. царем Михаила Романова, родоначальника новой династии, правившей Россией более 300 лет. Все эти события ознаменовали собой начало новой исторической эпохи.

Юный султан, прибыв в Москву в качестве пленника, впоследствии выдвинулся в число крупных военачальников, впервые в политической действительности средневекового казахского нобилитета получил титул правителя подмосковного Касимовского ханства в Российском государстве.

В данном исследовании освещена в доступной мере жизнь и деятельность представителя казахского народа Кадыр-Али бек Жалаири, автора пока единственного известного исторического труда эпохи средневековья «Жами ат-таварих». Кадыр-Али бек Жалаири долгие годы сопровождал молодого султана в качестве аталыка.



Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования научно-практических и теоретических выводов и рекомендаций как историко-теоретической базы для научного исследования вопросов истории Казахстана и Российской Федерации, при чтении спецкурсов и подготовке вузовских и школьных учебников, в краеведческой работе. Результаты исследования могут быть использованы в изучении курса отечественной истории в высших и специальных учебных заведениях и школах Казахстана.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях, среди которых 7 в материалах научных конференций республиканского и международного уровней, а также 5 статьи опубликованы в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Исторические предпосылки и социальные условия были благоприятны для формирования личности казахского султана Ураз-Мухаммеда. Свидетельство тому тот факт, что казахский юноша, получив у себя на родине достаточную жизненную, в том числе военную подготовку и образование, оказавшись в чужой стране в качестве пленника, не превратился в изгоя, а стал видным политическим деятелем.

2. Для освещения роли и места хана Кучума в истории Казахстана с позиции исторической правды, конкретных знаний и фактов нужно учитывать следующее. Хан Кучум и его соплеменники защищали свою родину, свой очаг, стало быть, вели справедливую, освободительную войну и более чем на сто лет задержали продвижение царских воевод и казаков на казахские степи. Непосредственное отношение к этим событиям имело прибытие в Сибирское ханство в 1587 году Ураз-Мухаммеда, казахского султана, чингизида, который имел все права на престол, в то время как тайбугинец Сейдяк, не будучи таковым, не мог быть самостоятельным правителем.

3. Большая часть сознательной жизни султана Ураз-Мухаммеда приходится на московский период жизни, когда он проявил себя как государственный деятель, полководец и хан Касимовского царства. В это время в 1594 г. при хане Тауекеле впервые была установлена официальная посольская связь Казахского ханства с Московским государством. Одной из главных причин тому была попытка освободить Ураз-Мухаммеда, удерживаемого в Москве. Но казахский султан и его семья не были отпущены назад в Казахское ханство. Одна из основополагающих причин заключалась в том, что такие военачальники, как Ураз-Мухаммед, прекрасно знающие не только военное искусство русских, но и всю внутреннюю и внешнюю политику России, не могли быть возвращены на родину. Иначе говоря, пользуясь современным языком, можно сказать, что султан Ураз-Мухаммед стал «невыездной персоной».

4. Прибыв в Москву в 1588 г. в качестве пленника, не зная языка, быта и русских традиций, султан Ураз-Мухаммед не затерялся, вскоре выдвинулся в число видных политических деятелей России. Конечно, в этом помогло и его знатное происхождение, но не это было определяющим в его карьере. Особенно впечатляют его поразительные успехи в ратном деле. Участвуя в многочисленных военных походах, Ураз-Мухаммед становится одним из крупных военачальников. К примеру, вступив в войну со Швецией в качестве воеводы «сторожевого полка», заканчивает ее воеводой «полка левой руки», третьего по значимости воинского соединения русской армии того времени, а ведь ему тогда едва исполнилось 24 года. В 27 лет казахский султан становится воеводой самого крупного соединения русских войск – «большого полка», насчитывавшего в своем составе несколько десятков тысяч стрельцов, пеших и конных воинов.

5. Царствование Ураз-Мухаммеда в Касимовском ханстве длилось ровно 10 лет с 1600 по 1610 год. Он возродил по возможности и обновил древнюю систему правления страной, максимально использовал выгодные стороны географического расположения своих владений, большое внимание уделял совершенствованию военного искусства, усилению боеспособности и мощи хан-керменской армии, а сам поднялся до уровня виднейших полководцев.

6. Деятельность хана Ураз-Мухаммеда не ограничивалась пределами Касимовского ханства, он принимал активное участие в общественно-политической и государственной жизни всего Русского государства. Когда в Московском царстве разразился политический кризис и началась Смута, хан Ураз-Мухаммед не отсиживался у себя в Касимовском царстве. Он был в гуще всех политических событий, до конца был предан прогрессивному государственному деятелю, царю Борису Годунову, принимал активное участие в восстании И. Болотникова, вместе со многими известными политическими деятелями выступал против Василия Шуйского, боярского царя, олицетворявшего реакционные силы. Ураз-Мухаммед трагически погиб от рук самозванца Лжедмитрия II. В течение 22 лет он верно служил Российскому государству, сполна разделив его судьбу в смутную годину. Даже сама смерть касимовского хана Ураз-Мухаммеда оказала влияние на судьбу России. Неизвестно, как бы повернулась история России, если бы ногайский мурза Петр Урусов, отомстив за смерть друга, не покончил с Лжедмитрием II. После чего, Смута перешла в свою завершающую фазу, и все закончилось избранием на Земском Соборе 1613 г. царем Михаила Романова, родоначальника новой династии, правившей Россией более 300 лет.

Структура диссертации состоит из определений, сокращений и обозначений, введения, трех разделов, девяти подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет