Т. Ж. Макалаков роль казбек би кельдибекулы в формировании казахской государственности



Дата11.07.2016
өлшемі93 Kb.
#191026
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет
НИИ патриотического воспитания

Т.Ж. МАКАЛАКОВ

РОЛЬ КАЗБЕК БИ КЕЛЬДИБЕКУЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


Караганда 2014



ПРЕДИСЛОВИЕ

Термин «бий» происходит, вероятнее всего, от древнего тюркского слова «билиг», имевшего два значения: «править» и «знать». В период монгольских завоеваний оно приобретает также смысл «изречений», «афоризмов», «притч». Мастеров по части их рассказа и поучения и решения вопросов на основе прецедента ценили чрезвычайно высоко. Красноречие, остроумие, умение дать отпор, было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающей по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сражения. Бий – человек, умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел не в меньшей мере, чем ханы и законные правители.

Суд биев как суд высокой морали строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения, ориентированность суда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев – в его духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало, бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся в обществе.

Помимо законодательной и судопроизводственной деятельности биев необходимо отметить и философскую составляющую, которая проявлялась в разносторонности, широком кругозоре, ораторском искусстве, понятий, постулатов и функций казахского института биев.

Таким образом, бии должны были знать широкий круг источников, огромный объем различных норм обычного права. Но, кроме этого, к биям предъявлялось еще одно требование – красноречие и ораторское мастерство. Бийские суды в то время были основным судебным органом, в который обращались тяжущиеся. Целью суда был не столько поиск истины, а сколько примирение сторон и прекращение конфликтов. Но эти судебные органы, как видно из вышеизложенного, не были государственными органами, хотя и выполняли судебные функции в казахском обществе. Это были общественные суды, организация деятельности которых не подвергалась регулированию со стороны государственной власти. То есть судебная система казахского общества состояла из двух уровней: общественные суды (суды биев), которые составляли основу судебной системы и были судами первой инстанции; и ханский суд – суд высшей инстанции.

Никто не должен покидать своего ближнего,

когда тот в беде.

Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего,

если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.

Мартин Лютер
У каждого народа есть имена, которыми они гордятся, которым они будут благодарны за их подвиги, победы, достижения и т.д. Немало великих личностей взрастила наша казахстанская земля, и мы вечно будем хранить имена тех, в чьих сердцах никогда не угасала надежда. Чьи пытливые умы вперед вела великая вера, вера в будущее нашей страны, любовь и преданность своему родному народу. На земле где мы ныне живем, когда-то сражались батыры, отстаивая независимость своего народа, при помощи книг мы путешествуем в различных эпохах, от каменного века до наших дней. История рассказывает нам о наших предках, известных исторических личностях: вождях племен, правителях, батырах, биях, сказителях, общественных и государственных деятелях, которые внесли огромный вклад в развитие казахского народа и повлияли на исход будущего истории. Они веками стремились к единству, целостности и не уставали к этому призывать. Сплоченность, духовность, нравственность, благосостояние и стабильность народа являются основой своеобразного кодекса духа степи. Так, бии выступали как объединители народа в государство, а хан в свою очередь олицетворял собой государство. Бий – представитель народа, гонения против них считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнению биев. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII - начале XVIII вв. связана деятельность выдающихся биев, которые сыграли огромную роль в общественной жизни казахского народа.

В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718 гг.), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности, его власть признавали племена всех трех жузов. Осознавая реальную угрозу со стороны Джунгарского ханства, он предпринимал попытки создания военно-политического союза с соседними государствами. С этой целью Тауке хан отправил несколько посольств в Российскую Империю и Среднеазиатские ханства, к сожалению, безрезультатно. Для укрепления центральной власти внутри страны, им была проведена реформа в управлении казахскими жузами. Управленческие функции, которыми обладали султаны чингизиды, были переданы биям, на которых он опирался. Однако смерть хана Тауке усилила действия центробежных тенденций, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. Постепенно у каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе – (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе – Абулхаир хан, а в Ташкенте ханом себя объявил Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.

Еще более тяжелым в этот период было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с севера сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.

Об этой сложной исторической эпохе Ч. Валиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами» [1, с. 98].

В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическая цель джунгарских правителей была – подчинение огромных просторов Казахстана.

Итак, отсутствие устойчивых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения.

В этот судьбоносный для всего казахского народа исторический момент, когда стояла угроза полного истребления, роль объединителей взяли на себя, три великих бия.

Имена трех знаменитых казахских биев – Толе бия Алибекулы (1663-1765), Казыбек Келдибекулы (1665-1765) и Айтеке Байбекулы (1682-1766) – по значимости их государственной и общественной деятельности, по силе ораторского искусства и поэтического мастерства на века сохранились в памяти народа и получили признание не только в Казахстане, но и далеко за ее пределами.

«Легенды века», с именами которых связана целая эпоха истории Казахского ханства. Именно так, академик С. Зиманов называл трех великих мудрецов казахской степи: Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Три великих наших предка в тяжелую пору истории казахского народа сумели внушить народу великую истину: «Тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни». Этим выдающимся личностям суждено было стать первыми, кто заговорил о единении казахов. «Впредь жить в согласии и мире» — призывал великий бий Среднего жуза Казыбек Би Калдибекулы, обладавший невероятным ораторским даром, который во многом предопределил его судьбу. «Казыбек би рос и воспитывался в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку. Его готовили в общественные деятели, учили освоению устного духовного богатства народа, основам и технике красноречия, овладению мудростью» [2, с. 256].

На берегах Сыр-Дарьи, в начале 1667 года в заснеженной Каркаралинской степи у бия Келдибека из племени аргын, рода каракесек, родился сын, которому дали имя Казыбек. Счастливая мать Токмеил тогда предрекла:

Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово [3, с. 12].

Слово – вот что наиболее ярко выделяло его от других биев. Во все времена искусство слова несло с собой огромную власть, а людей, обладающих особым даром убеждения, очень почитали и даже побаивались. Благодаря своей прекрасной родословной он с рождения получил ораторский дар. Деда Казыбека по отцовской линии звали Шанкар. Имя Шанкара было настолько известно и популярно среди казахов среднего жуза, что дед по материнской линии – Сулеймен издалека прикочевал к Шанкару, которого за начитанность, мудрость прозвали в народе Абыл. Отец его Кельдибек был бием племени аргын. Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, но могли ли предположить родители, что из этого неуемного мальчишки вырастет не только знаменитый судья, но и большой политик, к советам которого будут прислушиваться единовластные ханы и влиятельные султаны чингизиды.

Выдающийся деятель национальной культуры Казахстана С. Сейфуллин, воспитанный в традициях Степного края на рубеже XIX - ХХ вв., наиболее полно описал натуру и особенности судьи - бия, формировавшегося на менталитете земли казахов. Он утверждал: «Биями становились те, которые были предельно преданы завещаниям и наследию мудрых предков, освоили прошедшие историческую селекцию древних правил и норм обычаев и традиций, законов - ереже и прецедентные судебные решения, высказывания и суждения мудрецов, знали их наизусть и обладали даром красноречия» [4, с. 8].

Известный казахский мыслитель и писатель Ч. Валиханов в своем труде «Записки о судебной реформе» пишет: «Возведение, в звание, бия не обуславливалось у киргиз каким–либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия нужно было киргизу не раз показать перед народом свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем звания своих отцов. Впрочем, из этого всего не следует думать, что звание биев было у киргиз когда–либо наследственным. Мы знаем много киргиз, отцы которых, были известными биями, но которые сами не носят этого звания» [5, с. 56–57].

В устном народном творчестве казахов сохранилось немало ораторских изречений, о которых можно прямо сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком». Многие из них посвящены единению казахского народа.

Казыбек би — великий казахский бий, известный в народе как Каз дауысты Казыбек (Казыбек с непревзойденным голосом). Как гласит легенда, так прозвал его заклятый враг казахов, правитель джунгар, Контайчи Галдан Церен, пораженный и загипнотизированный его красноречием, при первой их встрече, когда Казыбек би будучи 19-летним юношей, прибыл в ставку к джунгарам вместе с другими казахскими послами.

Высокоэрудированный, с феноменальной памятью (некоторых, с кем судьба сводила лишь на мгновение, он узнавал через много лет), вспыльчивый и гневный, дисциплинированный и порой азартный, готовый для собственного народа в буквальном смысле «костьми лечь», и вместе с тем, для других эгоистичный, — таков был Казыбек би — непревзойденный оратор, вожак и фактически многолетний блюститель государственности и закона в Среднем Жузе.

Известность бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Меткое слово и умение дать отпор в словесном поединке — качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей — посредником. Но они оказались востребованными и для дипломатической службы. Не уступая по храбрости прославленным батырам, бии — дипломаты нередко определяли и ход политики государства. Не случайно мир между казахским и джунгарским народами был установлен в первую очередь благодаря усилиям Казыбек би. Так, первая посольская миссия к джунгарскому правителю, в составе которой был и девятнадцатилетний Казыбек, принесла удачу: из плена были освобождены соплеменники и возвращен угнанный джунгарами скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы — казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы — мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы — народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо — схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты — леопард-каблан, я — лев-арыстан. Ты — скакун-тулпар, я — горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли — добром ответь! Не хочешь мира — получишь войну!» [6, с. 102].

Затем последовало еще несколько посольских миссий, результатом которых стало соглашение с джунгарами «впредь жить в согласии и мире». В 1742 году состоялась еще одна, судьбоносная для казахского государства поездка, Казыбек бию удалось вызволить из джунгарской неволи Абылая, ставшего впоследствии ханом Казахского ханства. Видя в Абылае большую будущность, ценя крепость его характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Абылая на родину. Два условия выставил ему Галдан Цэрен за его освобождение: во-первых, известные люди казахской степи должны дать джунгарскому предводителю по одному сыну в аманаты-заложники; во–вторых, казахам следует порвать всякие связи с Россией и перейти в подданство Джунгарии. Казыбек би собрал всех представителей казахских родов. Хорошенько подумав, они решили пойти на уступки джунгарскому хонтайчи: послать к нему заложников и воздержаться пока от подданства — и российского, и джунгарского. И еще предупредили: если Галдан Цэрен не согласится с таким решением, то казахи, объединившись с русскими, пойдут войной на джунгар. Это была хитрая уловка. Казыбек би решил таким образом припугнуть джунгарского хана. Батыра Абылая вызволили из плена. Вернули славный город Туркестан и еще тридцать два поселения, вернули народу мир и благоденствие.

О роли Казыбек би в судьбе казахского народа можно сказать, то что он являлся одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. При хане Тауке в 1680 году он был признан главным бием Среднего жуза. Вместе с Толе бием и Айтеке бием Казыбек би вошел в историю как ярый сторонник объединения трех жузов, в числе 7-ми главных биев Ханского совета в Туркестане принял участие в составлении «Уложения хана Тауке» — свода законов «Жеті-Жаргы». В данном своде законов было семь основных уложений:

1. Земельный Закон.

2. Семейно-брачный Закон.

3. Военный Закон.

4. Положение о судебном процессе.

5. Уголовный Закон.

6. Закон о куне.

7. Закон о вдовах.

В данном законопроекте нашли свое конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов.

Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку период правления хана Тауке, вошел в историю Казахского ханства как «Золотой век», и в этом нет никакого парадокса, это период когда весь народ подчинялся единым законам. Вот что пишет об этом периоде академик Зиманов: В «Золотом веке» правопорядка в истории Казахстана главную, важнейшую структуру представлял суд во главе с биями-судьями, имевшими специальную подготовку по освоению арсенала и этики степного права, и безупречные личные нравственные качества с человеческим лицом. Они должны были пройти и проходили путь испытаний перед умудренными опытом старших и перед народной коллегией прежде, чем стать бием-судьей. Суд биев был символом казахского кочевого общества и правосудия одновременно [2, с. 148].

Верно оценивая историческую обстановку, Казыбек би неустанно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к добрососедским отношениям с джунгарами, узбеками и русскими. «Достойны ли мы быть народом? - спрашивал Казыбек би. Народ славит ханов, когда они справедливы и сильны, и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны, смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой меж родными племенами. Ничто не вечно под небом аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом…» [7, с. 81].

После того как во второй половине XVIII века джунгары были полностью истреблены китайскими войсками, появляется новая угроза независимости Казахского Ханства. Циньская империя (Китайская Империя) постепенно стягивает к казахским границам свои войска, заселив опустевшие джунгарские земли. В 60-х годах XVIII века империя Цинь с целью переманить на свою сторону Казыбека би, посылает ему множество ценных подарков через своих послов. Но Казыбек би, будучи человеком чести и слова, а также великим патриотом, защищавшим интересы своего ханства, отказался от поднесенных ему даров. Он призывал Абылай хана не строить никаких отношений с Циньской империей, так как обладал хорошей интуицией и даром предвидения, помогавшим ему в самые сложные и ответственные моменты как на дипломатическом, так и на судебном поприще. В итоге все закончилось формальным принятием китайского подданства Абылаем, которое его ни к чему не обязывало. Абылай продолжал вести себя как независимый правитель, независимого государства, прислушиваясь к советам своих преданных биев. Будучи одним из советников хана, Казыбек би по прежнему занимался судебными тяжбами, выполняя функции третейского судьи.

Судебные решения, принимаемые им, отличались не только справедливостью, но и афористичностью, превращались в поучительные, актуальный и по сей день пословицы и поговорки. Не случайно в народе Қаз Дауысты Казыбек был справедливо прозван «правдиво рассуждающим».

Прожив долгие, просто замечательные и полные событий 96 лет жизни, Казыбек би умер в декабре 1763 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Как прекрасный общественный деятель, искусный дипломат, чья мудрость не знала границ, а красноречие не знало врагов, он был похоронен в городе Туркестане, в прекраснейшем мавзолее Ходжа Ахмеда Ясауи, там где похоронены многие выдающиеся правители Казахского ханства.

Следовательно, немало великих людей взрастила казахская степь, мудрый бий Среднего Жуза Қаз Дауысты Казыбек тому подтверждение. Его великие заслуги в формировании мировоззрения казахского народа безграничны. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Он - один из организаторов освободительной борьбы против джунгарских завоевателей, совместно с батырами Кабанбаем из рода каракерей и Богенбаем из род канжыгали создал народное ополчение, активно участвовал в управлении государством во времена ханов Тауке, Самеке, Абилмамбета и Абылая. Казыбек Би также оказывал влияние на внешнюю и внутреннюю политику Казахского ханства, тем самым только подтверждая свой закрепившийся статус мудрого дипломата и прекрасного манипулятора. Он проводил переговоры весьма своеобразно и умел своевременно сразить своим острым умом и точным словом любого собеседника, даже самого грозного врага.

И здесь следует вспомнить слова нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, произнесенные им на заре демократических преобразований 28 мая 1993 года. Это было близ города Шымкент, на горе Ордабасы во время его встречи с Президентами двух соседних государств – Кыргызстана и Узбекистана: «Мы знаем имена трех великих сынов народа, трех славных мудрецов: Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из Священных книг. Их историческое значение для казахского народа, их значимость в нашей истории невозможно переоценить. И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, что водрузили ныне знамя независимости, в том, что на священной земле предков проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов, всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной благословенной памятью» [8, с. 203].

Нам, потомкам великого Казахского ханства, предстоит проделать еще много работы по восстановлению в исторической памяти народа страниц выдающего исторического прошлого. Иначе, только памятью жив народ, жива современная казахстанская государственность. Так пусть же благодарные потомки слагают легенды о великом бие Среднего Жуза, и всего Казахского ханства, чьи фразы так крылаты и независимы, как беркуты, пронзают они горизонты и разносятся по великой степи казахского народа.

Сегодня во многих городах Казахстана установлены памятники великому сыну казахского народа. В Караганде открытие бронзовой скульптуры состоялось 10 октября 2012 года. В торжественном открытии приняли участие аким области Серик Ахметов, председатель Верховного суда республики Бектас Бекназаров, прямые потомки Казыбек бия, чиновники, студенты, школьники и их преподаватели. Во время выступления, аким области сказал, что открытие памятника знаменитому государственному деятелю – «большое событие в общественной и культурной жизни не только нашей области, но и всей страны». Автором памятника является скульптор из Астаны Мурат Мансуров.


Список использованной литературы
1. Валиханов Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. – Алма-Ата: 1985. - 432 с.

2. Зиманов С.З. Древний мир права. - Алматы: Деректер мен зерттерлер, 2003. - 460 с.

3. Нуркеева С. Токмеил и ее знаменитый сын Казыбек би //Аружан. № 10. - Алматы: 2008. - 36 с.

4. Сейфуллин С. Қазақ Әдебиеті.- Қызылорда: Литература, 1932. - 34 с.

5. Судебная власть Казахстана. - Астана: Дидар, 2004. - 200 с.

6. История Казахстана: народы и культуры: Учебное пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 302 с.

7. Бельгер Г.К. Рассказы о биях. — Астана: Аударма, 2004. –189 с.

8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Жеты Жарғы, 1999. – 244 с.










Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет