Т. К. Ибрагим разд. VI, гл. 1; Г. С. Кнабе разд. II (совместно с И. С. Свенцицкой), V, гл. 1; И. В. Кондаков разд. V, гл. 3, 4; Л. М. Косарева разд. IV, г



бет1/8
Дата23.07.2016
өлшемі0.77 Mb.
#216023
  1   2   3   4   5   6   7   8
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || АНОНС КНИГИ
update 18.12.06

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Под редакцией Т.Ф.Кузнецовой
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям
Москва
ACADEMIA 2003
УДК 008(075.8)
ББК 63.3-7я73
К906
Авторы:
Т. К. Ибрагим — разд. VI, гл. 1; Г. С.Кнабе — разд. II (совместно с И.С. Свенцицкой), V, гл. 1; И.В.Кондаков — разд. V, гл. 3, 4; Л.М.Косарева — разд. IV, гл. 2;
Т. Ф. Кузнецова — предисловие; И. С. Лисевич — разд. III, гл. 1; В.А. Луков —
разд. IV, гл. 4; Э. С.Львова — разд. VI, гл. 3; С.П.Мамонтов —
разд. VI, гл. 2; А.Н.Мещеряков — разд. III, гл. 3; Л. С. Мостова — указатель
терминов; Г.М.Пономарева — разд. V, гл. 2; В.М. Розин — разд. I; А.И.Уткин —
разд. IV, гл. 5; В. Г. Федотова — заключение; А. Я. Флиер — «Введение в историю
культуры»; И. О. Шайтанов — разд. IV, гл. 1, 3; Е.Н. Шапинская — разд. III, гл. 2
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор К. 3. Акопян доктор философских наук, профессор В. И. Самохвалова
Культурология: История мировой культуры: Учеб. посо-К906 бие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с.
ISBN 5-7695-0766-7
В учебном пособии рассматривается развитие культуры в разных регионах мира, таких, как Европа, Северная и Латинская Америка, страны Востока, Тропическая и Южная Африка, в различные временные периоды — от древности до современности, а также культура отдельных народов. Все это части целого — мировой культуры. Признавая особость каждой локальной культуры, авторы видят в ней влияние общечеловеческой, продолжение ранее существовавших и соседних культур, проявление их органической связи и преемственности. Специальный раздел посвящен культуре России, в которой наряду с яркой самобытностью находим отражение культур и Запада, и Востока.
Может быть полезно аспирантам, преподавателям и всем интересующимся вопросами изучения культуры.
УДК 008(075.8) ББК 63.3-7я73
ISBN 5-7695-0766-7
© Кнабе Г. С, Кондаков И. В., Кузнецова Т.Ф.
и др., 2003 © Издательский центр «Академия», 2003

Электронное оглавление


Электронное оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Контрольные вопросы и задания
Литература
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ
Становление культуры от анимизма до античности
Анимистические представления
Осмысление мира
Вера в богов
Египетские пирамиды как культурный феномен
Формирование индивидуальности и личности человека
Закат великой цивилизации и рождение личности
Контрольные вопросы и задания
Литература
РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал европейской культуры
Античный тип культуры
Конец античной эры
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА ВОСТОКА
ГЛАВА 1.ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Литература
ГЛАВА 2. ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Единство и многообразие индийской культуры
Истоки индийской цивилизации
Индоарийская культура.
Зарождение индуизма и формирование кастовой системы
Расцвет культуры. Возникновение буддизма
Религиозный плюрализм
Джайнизм
Мусульманское завоевание Индии
Взаимодействие культур
Сикхизм
Рост национализма и религиозного сепаратизма
Британская колонизация
Реформаторские движения и судьба индуизма
Преемственность индийской культуры
Преемственность и традиция
Тексты индийской культуры
Веды
Упанишады
Сутры и комментарии
Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
Бхагавад Гита
Рамаяна
Литература буддийского Канона
Типитака
Пураны
Роль ритуала в передаче культурного наследия
Связь религии и искусства
Связь чувственного и духовного опыта
Литература
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
Периодизация
Среда обитания
Хозяйственная адаптация к среде обитания
Природные ресурсы
Неагрессивный модус японской культуры
Островное сознание
Японская культура и материковая цивилизация
Концентрация населения
Интенсивные факторы развития
Культурная однородность
Синтоизм
Поэзия
Проза
Буддизм
Литература
Контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
ГЛАВА 1. ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Что кончилось и что начиналось?
От устного слова к письменной культуре
Миф
Неразличимость
Город, или горизонталь истории
Мораль
Собор, или вертикаль духа
Время национальных государств
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Новый человек — кто он?
Пределы гуманизма
Европейский мир XIV—XV вв.
Утопия и историческая реальность XVI в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ КАК ПАРАДИГМА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ1
Критика Лютером схоластической картины мира
Детерминическая картина мира Кальвина
Возникновение и социализация механической картины мира XVII в.
Образ мира в культуре XVII в.
Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в.
Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестантизма в социализации механистической концепции материи
Борьба за социализацию механицизма в Англии XVII в.
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: ОТ XVIII К XIX ВЕКУ
Европейская культура эпохи Просвещения
Европейская культура XIX века
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Независимая страна
Расширяясь на запад (1816—1860)
Позолоченный век
ХХ век
Контрольные вопросы и задания
Литература
РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРА РОССИИ
ГЛАВА 1. РОЛЬ И СУДЬБА АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Античность в культуре русского Средневековья (XIV-XVI вв.)
Период русского исихазма
Период Московского царства
Последнее обстоятельство приводило, уже начиная с конца
Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.)
Петр I. Проблема антично-русского синтеза
Пушкин и античность
После Пушкина
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX вв.): ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура русского Просвещения
Русская классическая культура XIX века
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Культура Серебряного века
Яркий период развития русской культуры модерна на рубеже
«Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной
После советской культуры
Контрольные вопросы и задания
Литература
РАЗДЕЛ VI. «СЕРЕДИННЫЕ» И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Религиозный контекст
Унитарианизм и профетоцентризм
Социально-этические принципы
Теократический идеал
Суфизм
Идеологическое многообразие
Городская доминанта
Культ знания
Научные достижения
Теология калама
Мутазилиты
Ашаризм
Восточный аристотелизм
Теософия суфизма
Торжество поэзии
Каллиграфия
Арабеска
Миниатюра
Архитектурный стиль
Музыка в исламе
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Многообразие в единстве и единство в многообразии
Объединяющие факторы
Факторы многообразия
Контрольные вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ТРОПИЧЕСКОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ
Системы миропонимания африканских народов
Традиционные верования и культы
Сущность традиционных систем миропонимания. Время и пространство
Жизнь и смерть
Обряды жизненного цикла
Афрохристианские секты и церкви
Афрохристианские секты
Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий
Особенности политической культуры в африканских обществах
Традиционные власти (вожди и верховные правители)
Традиционные власти в колониальном и постколониальном обществе
Обычное право и современные правовые нормы
Фольклор и литература
Музыка и танцы
Декоративно-прикладное искусство
Традиции в архитектуре
Контрольные вопросы
Литература
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК МЕТОД АНАЛИЗА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Таблица 1*. Дистанция власти
Таблица 2. Избежание неопределенности
Таблица 3. Индекс индивидуализма
Таблица 4
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебное пособие по истории культуры имеет цель ознакомить студентов с основными типами культур, показать, какой образ человека формируется в них, какое место они занимают в миро­вой истории.
Нам хотелось представить историю культуры в концептуальном соответствии с теорией культуры, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только человеческий (не­природный) мир, но и самого человека. Это можно сделать поэтапно. На первом этапе прослеживаются две особенности. Один и тот же исторический материал (сохранившиеся исторические тексты, свидетельства, философские размышления) допускает не одно, а множество теоретических истолкований, в результате чего разные ученые воссоздают несовпадающие (а иногда и взаимоисключающие) истории. Поэтому для историко-культурологического знания характерна такая особенность: недопустима монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитетной теоретической позиции. Напротив, каждая достаточно отчетливая культурно-историческая точка зрения должна иметь право на свое выражение, право защиты, право на публикацию, право быть представленной.
Другой особенностью истории культуры является ее «понимающий характер», тесная связь с живыми проблемами культурной жизни, ответственность ученого-гуманитария, как говорил М.Бахтин, перед жизнью культуры. Выбранная исследователем точка зрения на объект изучения, а также интенция на его понимание образуют те исходное пространство и условия, в которых разворачивается интерпретация историко-культурного процесса.
Если на первом этапе отдельные характеристики и описания культуры практически не соотносятся друг с другом, никак не связаны и, кроме того, неоднородны, то на втором этапе культуролог пытается преодолеть это. Здесь мы переходим к характеристике еще одной особенности культурологического исследования. Она состоит в попытке задать «ведущие» для культуры структуры и отношения, т.е. те, которые определяют основной строй культуры, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособность, в значительной мере выявляют в культуре особенности и характер всех прочих структур и отношений.
3
Культура в качестве предмета конкретного социально-исторического анализа рассматривается, как правило, в форме стабильного, устойчиво функционирующего образования. Однако в исто­рико-культурной динамике особый интерес могут представлять также кризис и распады, трансформации культурных институтов и форм деятельности, формирование новой культуры. Поэтому задача теоретической презентации истории мировой культуры состоит не только в сопоставлении одних культур с другими, не только в описании культурного многообразия и построении ти­пологий, осуществляемых, как правило, на основе компаративистского и описательного подходов, но и в изучении процессов становления, изменения, переходных и кризисных периодов. При анализе этих явлений культуролог должен опираться на аналитический метод, предполагающий, в частности, использование понятий, характеризующих универсальность культуры, т.е. общность ценностно-нормативных оснований, на которые ориентируются общества и народы мира. Кроме того, вся история мировой культуры свидетельствует о формировании общечеловеческого содержания в локальных культурах и нарастании тенденций универсализации.
Среди таких понятий следует выделить прежде всего «общечеловеческое в культуре», «мировая культура» и «глобальная культура», различающиеся степенью возрастания их универсально­сти. Под общечеловеческим в культуре понимаются значимые для всего человечества достижения культур отдельных этнонациональных образований, обществ. Степень вклада народов в общечеловеческое содержание культуры является, как правило, основанием и критерием прогресса культуры каждого общества, а прогресс культуры всего человечества определяется соответственно, увеличением объема универсальных достижений. На этой идее линейного накопления культурных ценностей строится одна из наиболее распространенных концепций мирового развития культуры, которая легла в основу так называемой кумулятивной модели прогресса. Ряд теоретиков культуры и обществознания в целом критически относятся к данной модели, ибо в соответствии с таким подходом народы разделяются на тех, кто внес существенный вклад в мировое культурное развитие, и тех, кто оказался не в состоянии сделать это. Сегодня очевидна несостоятельность концепции линейного развертывания социальных процессов. Неоднородность, многообразие, калейдоскопичность современного культурного пространства предполагают в качестве критериев прогресса отдельных культур их уникальность, неповторимость, своеобразие, отражающие традиции национально-культурной идентичности. С этой точки зрения общечеловеческая культура формируется не только в результате интеграционных тенденций, выдающихся достижений, имеющих универсальное
4
31
для многих русских дореволюционных историков и филологов (Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, П.Н.Милюкова, А.А. Потебни, А. Н. Веселовского и др.), стремившихся в своих работах к системной реконструкции повседневного быта и образа жизни людей минувших эпох. Мировое признание это направление получило в трудах уже упоминавшейся группы корифеев «новой исто­рии» (школы «Анналов»): Л. Февра, М. Блока, Ф. Броделя и пр. Среди современных отечественных ученых к этому течению примыкают А.Я.Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая, Г. И. Зверева, Л. В. Беловинский и др. Этот подход в основном характерен и для современного отечественного востоковедения (В.И.Брагинский, В.В.Малявин и др.). Отчасти близки к такого рода реконструкциям и исследователи московско-тартуской семиотической школы (Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, Б.А.Успенский и др.), хотя они сами и не относят себя к числу исторических культурологов.
Можно выделить в самостоятельную школу и новую культурную историю (Ж. Ле Гофф, Э. Валлерстайн, Г. С. Кнабе, А. Я. Флиер и др.), а также некоторые иные, еще только зарождающиеся направления исторической культурологии (культурогенетика, историческая социология культуры, историческая психология и др.).
Несмотря на то, что эта отрасль знания ведет свою историю с середины XIX в., как самостоятельная научная дисциплина историческая культурология начала оформляться только совсем не­давно, и сейчас еще трудно предсказать, какую структуру она получит. Пока еще неизвестно, какие цели и задачи поставит перед ней логика развития гуманитарных наук в будущем.

Контрольные вопросы и задания


1. Что такое «культура» для историка?
2. В чем состоят социальные функции культуры?
3. Охарактеризуйте культуру как технологию жизнедеятельности людей.
4. Дайте характеристику культуры как социального опыта.
5. Определите значение культуры как повседневности.
6. В чем состоят историко-типологический и эволюционный подходы к исторической динамике культуры?

Литература


Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1996.
История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. — М., 1999.
Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. — М., 1999.
Культурология ХХ в.: Энциклопедия: В 2 т. — СПб., 1998.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2001.
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ

Становление культуры от анимизма до античности


Воззрения людей древнего мира прошли два основных этапа: веру в души и духи (эпоха анимизма1) и веру в богов (собственно религиозные представления). Эпоха анимизма относится к самой первой культуре — архаической, а эпоха веры в богов к следующим культурам — древних царств и античности. Собственно культура возникает, когда складываются первые социальные образования (институты) — племя (род), семья, вождь и шаман, человек научается воспроизводить полезный и осмысленный опыт, и то и другое выражается в культурных текстах (мифах, представлениях о душе и богах и т.п.). Для культурологического объяснения одним из центральных представлений является понятие «культурного сознания». В этом понятии культуролог старается свести воедино различные характеристики изучаемой культуры, отнесенные к человеку данной культуры, его сознанию. При этом он следит за тем, чтобы не приписывать древнему человеку способностей и мироощущения, характерных для современного человека. Другими словами, культурное сознание — это теоретическая конструкция культуролога. Изложенные дальше представления о душе и богах как раз и представляют собой подобные теоретические конструкции. Хотя, конечно, эти представления эмпирически вери­фицируются (т.е. подтверждаются эмпирическим материалом), тем не менее необходимо понимать, что их особенности и «логика» определяются прежде всего теоретическими соображениями.

Анимистические представления


Если иметь в виду культурное сознание человека, то главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, животные, растения имеют душу. Представление о душе у примитивных обществ (а они до сих пор находятся на стадии развития,
1 нимизм — 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
33
38
ния практической пользы (например, в какой степени лечение реально помогает человеку, правда, нередко человек выздоравливает именно потому, что верит в лечение).

Осмысление мира


Для нас сегодня естественно разделение живого и неживого, человека и природы. Для архаического человека живым было все, что менялось, двигалось, от чего он зависел, что давало ему пищу или другие жизненные блага. Живой была Земля (время от времени она содрогалась от землетрясений), она же дарила воды и пищу. Живым было небо, оно менялось, посылало дождь, гневалось громами и молниями. Живой была вода, она текла, бежала, умирала (испарялась), временами, во время наводнений, становилась страшной. Короче говоря, для архаического человека вся природа (планеты, солнце, луна, звезды, вода и земля, огонь и воздух, леса и озера) была живая. Но раз так, все природные стихии наделялись душой. Эти души назывались или собственно душами, или «духами» и «демонами». Самые сильные и мощные, от которых существенно зависела жизнь архаического человека, постепенно стали выделяться и называться богами. Но, пожалуй, только сила и мощь отличали богов архаической культуры от простых духов (реки, озера, леса). В этом смысле это еще не боги, как их будут понимать в последующих культурах, они не являются еще «демиургами» (творцами) мира, не поддерживают мировой порядок (мироздание), как это делает, например, египетский бог солнца Ра или вавилонский бог Мардук.
С появлением представлений о душе, духах и богах архаический человек оживляет всю природу и оказывается в совершенно новом мире. Теперь его окружают не только люди и животные, но и бесчисленные души и духи, от которых зависит вся его жизнь: охота, здоровье, удача. Как же человек может влиять на этот новый сакральный мир духов и душ? Или прямо обратившись с речью или просьбой к нужному ему духу, или одаривая духа (это архаическая жертва). Постепенно формируется практика обмена: архаический человек уверен, что духи (души) помогают или не мешают (не вредят) только в том случае, если человек им что-то дарит (жертвует). Таким образом, жертва — это своеобразные деньги архаической культуры. На папуасском острове Таппа, где «богами» являются души умерших предков, покровительствующие произрастанию плодов, вождь племени, действующий в качестве верховного жреца, после приношения первых плодов среди безмолвствующего собрания громогласно произносит следующую молитву: «Сострадательный отец! Вот пища для тебя: ешь ее и надели нас ею!» Индеец племени нутка, собираясь на войну, молится так:
39
42
она же — Турум-щань, имеющая вообще много имен и эпитетов: «общая мать», «мать земли», «мать нижнего неба», «пробуждающая И рождающая», «бабушка земли» и др. Подобно Мир-сусне-хуму, Калтац-эква, кроме своих, так сказать, прямых обязанностей — помогать роженицам и детям, чтобы те были здоровы и не совершали плохих поступков, заботилась также о тех людях, которые были несчастны или бедны.
Манси верят и еще в одну категорию сакральных существ — богатырей Отыров, отличающихся гигантской силой и умом. Отыры пришли с неба, все время воевали друг с другом, и поэтому почти все погибли. Те же из них, кто остался в живых, стали тотемами («пупыхами»), т.е. родоначальниками (предками) родов [1]. И опять же вспоминаются параллели, например: титаны в древнегреческой мифологии, богатыри в русском фольклоре.
Мы специально привели эти воззрения, чтобы показать, что осколки архаической культуры можно найти даже в наше время. Но и в целом архаическая культура не исчезла бесследно. Она пе­релилась в мифы народов мира, в фольклор, в глубинные «архетипы» человеческой психики. Архаическая культура оказала непосредственное влияние и на последующую культуру — древних царств и государств Ближнего Востока, Египта, Индии, Китая.

Вера в богов


Древний Египет, Шумер и Вавилон, древняя Индия и Китай — это истинная колыбель современной цивилизации. Именно в этот период — от V—VI до II— I тысячелетий до н.э. складываются огромные империи и государства, не менее замечательные искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии. В недрах культуры древних царств к концу ее существования появляются очаги новой культуры, из которых последующие эпохи черпают и новое мироощущение человека как личности.
Люди эпохи древних царств верят в богов, но это уже настоящие боги, а не просто более могущественные духи эпохи архаической культуры. Кажется, что внешне многое переходит в куль­туру древних царств из предыдущих эпох: вера в души, демонов, богов, идеи жертвоприношения и молитва, одухотворение природных стихий. Да, многое переходит, но даже то, что перешло, понимается в культуре древних царств по-новому. И прежде всего сами боги. С одной стороны, многие боги так же, как и раньше, являются природными стихиями и явлениями — это солнце, луна, океан, небо, земля, огонь и т.д. Но с другой — эти же боги теперь не могущественные духи, а сакральные существа, напоминающие царей, правителей, верховных жрецов. Они весьма похожи
43
45
Фараон изображен: на войне — он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте — поражает из лука львов, в своем дворце — принимает иностранные посольства, в быту — отдыхает вместе с женой. Поскольку фараон имеет приближенных и слуг, а те, в свою очередь, своих и т.д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила и сущность распространяются через священ­ного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от нее к периферии волнами расходятся изображения дру­гих людей: царицы, приближенных царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных.
Аналогично можно показать, что элементы астрономии были созданы (изобретены) вавилонянами и египтянами, когда они искали способы восстановления нарушенного с их точки зрения миропорядка. Геометрия, например, была изобретена, когда нужно было восстанавливать границы полей, смываемых каждый год Нилом и Ефратом. И как еще, как не катастрофу, мог шумер понимать такой разлив?!
Вода унесла межевые камни, какой теперь брать налог — неизвестно, а если налог не будет вовремя получен, боги разгневаются и отвернутся от человека, да и сама жизнь будет под угрозой. Но если бы шумерскому писцу, впервые нашедшему формулу вычисления площади прямого поля, сказали, что он что-то там сочинил или придумал, он бы все это отверг как кощунство и неверие в богов. Выводя данную формулу, он считал, что всего лишь описывает, как нечто было устроено богом, что сам бог открывает ему знание этого устройства.
Описывая общие закономерности религиозных воззрений людей древнего мира, мы не хотим сказать, что во всех культурах древнего мира все было одинаково. Напротив, каждая культура давала что-то свое. Например, древнеегипетская — обожествление царей и пирамиды. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим древнеегипетские воззрения подробнее.

Египетские пирамиды как культурный феномен


Эти гигантские сооружения древних до сих пор поражают воображение людей. В древнем мире их считали одним из чудес света, сегодня — загадкой. Для могил, даже фараонов, они слишком велики, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов. Но и многое другое: утварь, скульптурные изображения, настенные росписи — целый музей. Какие только объяснения ни давали исследователи происхождению пирамид за последние два века, начиная с самых обыденных: да, мол, действительно, это все-таки гробницы фараонов и символы их власти — до крайних,
46
55
лезни и неудачи объясняются отсутствием такой защиты». Во всех культурах, кроме современной, и воля, и ум, и желания, да и сама жизнь считались привходящими, они овладевали душой человека независимо от его усилий. Сам человек мог лишь способствовать или сопротивляться этим силам, не более того.
Так как многие боги — это одновременно планеты и звезды, которые постоянно можно было наблюдать на небе, и так как именно боги определяли судьбу человека, возникла естественная мысль, что наблюдение за небом, планетами и звездами есть ключ к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также «хороших» и «плохих» дней. Крайний вариант развития этих событий мы видим в практиковавшемся в Ассирии ритуале «подменного царя». «Солнечные и лунные затмения, — пишет И. Клочков, — предвещали смерть или во всяком случае опасность для жизни царя. В зависимости от положения светил астрологи могли объявлять опасным весьма продолжительный период времени, до ста дней. Царя на это время отправляли в загородную резиденцию, где его именовали "землевладельцем" и подвергали различным ограничениям, тогда как во дворце поселяли подставное лицо, наделенное всеми внешними атрибутами власти. По миновании опасного периода "подменного царя" убивали (должно же предсказание сбыться!), а истинный царь возвращался в свой дворец».
Однако вспомним, что и сами боги имели судьбу, подчинялись ей. Что же тогда представлял собой расчет судьбы отдельного человека? Вероятно, некоторый индивидуальный сценарий функ­ций человека, составленный, что принципиально, на основе знания общих функций. Другими словами, судьба отдельного человека — это вариация на тему «жизни человека данного сословия, положения, богатства». Впрочем, кое-что зависело и от самого человека. «Некоторые, — читаем мы в текстах жрецов народа Нагуа, — несмотря на благоприятный знак, под которым родились, вели себя лениво — они жили несчастливо». В другом тексте про двух людей читаем:
Он имел заслуги, сам себе выговаривал:
«Дела у него шли хорошо...»
Он был вне себя, ничего не осуществлял,
Ничего не был достоин: он заслужил только
Унижение и уничтожение.
Первый из этих людей делал все, чтобы его судьба подтвердилась, второй, очевидно, «был ленив, был вне себя» (т.е. не следовал судьбе, которую ему определили жрецы).
Именно в период культуры древних царств возникли первые школы и учителя. В древнем Вавилоне учитель (он же одновременно и писец) учил детей писать на глиняных табличках, считать,
56
вычислять площади полей, объемы земляных работ, вести наблюдения за движением планет и звезд. Учитель в те времена значил больше, чем теперь. Это был не только преподаватель предмета, но и человек «мудрый», «знающий» и прежде всего в делах божественных; ведь уже отмечалось, что и математика, и астрономия в той культуре понимались как дело божественное.
Анализ текстов показывает удивительную вещь: функции учителя и личного бога отчасти совпадают — это помощь, лечение, совет, знание, ум и т.п. Но учитель делает больше, он передает человеку «правильное лицо», развивает его. Человек становится «хозяином своего лица», он «видит себя в зеркале», он «мудр». Здесь мы имеем максимально возможное в древнем мире приближение к пониманию того, что такое культурный человек. Но и преувеличивать это приближение нельзя. В конце концов, учат соблюдать закон, дисциплину и лишь отчасти самостоятельности, активности, обращенной на самого себя. Основной мотив учительских наставлений: «Терпи, удерживай свое сердце, следуй примеру личного бога, поступай разумно, хорошо». Тогда к тебе будут хорошо относиться и боги, и люди, и все будут уважать тебя.

Закат великой цивилизации и рождение личности


Конец II — начало I тысячелетия до н.э. — это период упадка культуры древних царств. Например, «...военное и политическое могущество Вавилонии, — пишет И. Клочков, — идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилона... Ухудшилось и то, что современные социологи называют "качеством жизни": дома строились значительно хуже, менее разнообразной стала утварь и т.д. Одновременно с упадком городов шло запустение сельских поселений и сокращение возделываемых площадей... Все это неудивительно, если вспомнить о внешнеполитических событиях эпохи: беспрерывные войны и нашествия извне не могли не истощить страну». Нарушаются сословные и традиционные отношения между людьми, человек все меньше следует древним законам и не может, как прежде, быть уверенным в своей безопасности. Государство и царь становятся слабее, зато расширяется область личной жизни и свободы отдельного человека. Однако мироощущение человека пока остается прежним, и именно это рождает сложные проблемы и коллизии. Человек видит, что миропорядок рушится, он пытается это осмыслить и не может. Ведь за порядок в мире отвечают прежде всего боги, но они делают что-то непонятное. Распространенными становятся мотивы сомнения и горечи. В старова­вилонских поэмах о «Невинном страдальце» и «Вавилонской теодицее» можно прочесть: «Ты ведь стоишь на земле, замыслы бога
57
далече»; «Научишь ли бога ходить за тобой, как собаку? То он хочет от тебя обрядов, то не спрашивай бога, то чего-то иного».
Человек эпохи заката культуры древних царств не понимает, почему боги перестали выполнять свои обязанности, хотя человек делает все, что положено. Зато много других людей, прямо нарушающих божественные заветы и законы, живут припеваючи. «Понятно, — пишет И. Клочков, — когда страдают наказываемые богами нечестивцы, но почему участь их делит человек благочестивый?» Из текстов видно, до чего договаривается растерявшийся человек I тысячелетия до н.э.: один из героев поэмы говорит: «Что хорошо человеку, всегда плохо его богу». Для предыдущих эпох это было прямое кощунство, отрицание богов. Но в этот период человек как бы уже не может рассчитывать на богов, мироздание рушится, он остается один на один с собой. А это, как известно, — одно из условий рождения индивидуальности и личности человека. Если человек не может опираться на богов, он начинает искать самостоятельные опоры в себе (в своей душе) и вне себя — в поддержке других людей.
Но было еще одно обстоятельство, подталкивающее человека к осознанию своей личности. Это проблема послесмертного бытия. Архаический человек думал, что после смерти его душа про­сто переселяется в страну мертвых, где по сути все так же, как и в этой жизни. И древний египтянин мыслил сходным образом. Но вот шумеры и вавилоняне считали, что загробная жизнь не только безрадостна, но и просто ужасна. Раз жизнь после смерти так страшна, с одной стороны, складывается убеждение, что от жизни на этой земле нужно взять все (как говорили вавилоняне: «Небо далеко, а земля драгоценна»), а с другой — зарождается желание жить, как боги, т. е. вечно.
Вот эти два основных индивидуальных мотива («прожить, как хочется» и «жить вечно», как боги) начинают обдумываться человеком I тысячелетия до н. э. Однако в культуре древних царств эти проблемы только были поставлены. Свое разрешение они получают уже в следующей культуре — античной. В частности, великий философ античности Платон будет доказывать, что человек должен жить не как хочется, а справедливо и для блага (богов, государства и других людей), а его душа сможет обрести вечность, если человек, живущий для блага, будет к тому же заниматься философией и наукой.

Контрольные вопросы и задания


1. Назовите два основные этапа, которые в своем развитии прошли религиозные воззрения людей древнего мира.
2. Каковы представления архаических людей о душе и духах?
3. Чем представления о богах отличаются от анимистических представлений?
58
4. Каким образом архаический человек мог общаться с душами и духами?
5. Объясните, как анимистические представления способствовали формированию архаических практик.
6. Приведите пример архаических воззрений, сохранившихся в наше время.
7. Какие свойства в древних государствах приписывались богам?
8. Каково понимание смерти в архаической культуре и культуре древних царств.
9. Охарактеризуйте мироощущение человека древних царств.
10. Почему египетские пирамиды имели форму пирамиды? Каково было их культурное значение?
11. Кризис религиозных воззрений на рубеже II — I тысячелетии до н.э.
12. Опишите ситуацию, обусловившую формирование в древнем мире индивидуальности и личности.

Литература


Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. — М.; Л., 1982.
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. — М., 1983.
Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. - М., 1977.
Тейлор Э. Первобытная культура. — М., 1939.
Хюбнер К. Истина мифа. — М., 1996.
Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. — 1996. — № 1.

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ


Если исходить не только из характера хозяйственного уклада, особенностей способа производства и государственно-политических структур, но также из состояния общественной жизни народа и его культуры, античностью надо называть эпоху, длившуюся примерно тысячу лет, с III в. до н. э. до III — IV вв. н. э., в которую происходили исторические события и вершились судьбы Древней Греции и Древнего Рима. В первые столетия новой эры эти два общественно-политических и культурных массива объединились в составе Римской империи — грандиозного государственного образования, раскинувшегося от Шотландии до порогов Нила и от Гибралтара до Персидского залива. На протяжении полутора или двух веков Римская империя обеспечивала развитие производительных сил и духовных ценностей не только обоих объединившихся в ней народов, но и грандиозного комплекса наций и племен, покоренных греками и римлянами, включенных ими в империю и более или менее принявших ее формы организации и ее культурные традиции. Потом начался упадок. Ослабленное внутренними социальными конфликтами, непомерными расходами на бюрократию и армию, чудовищно разбухшее государство не могло долго сдерживать натиск отовсюду надвигавшихся на него племен и народностей, которых греки и римляне называли варварами. К V—VI вв. н.э. все было кончено. Греческие города встраивались в Византийское государство, представлявшее собой систему, в принципе отличную от античной. Храмы лежали в развалинах, на форуме Рима паслись козы, и лишь руины акведуков, дворцов и амфитеатров напоминали о той блистательной цивилизации, что некогда была здесь.
И тут начинается самое удивительное. Исчезнув с карты Европы, греко-римский мир ожил в ее культуре. Веками античные светотени лежат на европейской государственности, на обществен­ных движениях и революциях, античные образы наполняют живопись, литературу, архитектуру, латинский язык звучит в соборах, в университетских аудиториях, со страниц ученых сочинений. Проблема наследия как особой формы бытия, развития и взаимодействия культур встает здесь во всей своей значительности, непреложности и трудности. Как — хотя бы предварительно,
60
в самой общей форме — выглядит в культуре Западной Европы и России наследие античности? Что представляет собой это наследие, каковы, другими словами, основные черты и свойства античного общества и античной культуры, переданные последующим векам? Каков механизм усвоения наследуемых культурных форм местной национальной традицией? Наконец, в какой осо­бой мере и в специфической форме вошло античное наследие в культуру России, какую роль оно в ней сыграло?
Ответом на последний вопрос должны явиться все материалы, составляющие настоящую книгу; попытаемся ответить вкратце на три первых.

Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал европейской культуры


Западная Европа — это конгломерат стран и народов, который занимает земли, некогда входившие в состав Римской империи, и который в течение первых веков новой эры подвергался мощному общественному, культурному и лингвистическому влиянию, которое принято называть «романизацией». Один известный лингвист как-то сказал, что неверно, будто французский язык произошел от латыни: он не произошел от латыни, а представляет собой самую латынь, пережившую историческое развитие. В известном смысле то же можно сказать о цивилизации, более тысячи лет существовавшей на землях империи: это Рим, переживший историческое развитие, вобравший в себя множество инородных элементов, обретший новое историческое содержание, но непрестанно ощущавшийся не только в развалинах амфитеатров и акведуков, покрывавших эту землю, в пересекающих ее и доныне используемых римских дорогах или в латинском языке богослужения, но и в самой общественной жизни и общественном мышлении, культуре и искусстве.
Короли тех самых германцев, что некогда сокрушили Рим, уже в X в. объявляют себя римскими императорами и создают на территории Италии, Германии и Австрии Священную Римскую им­перию германской нации. Она просуществовала до XIX в. Правда, уже Вольтер говорил, что в его время она не была более ни священной, ни империей, ни римской, но, во-первых, не всегда было так, и в Средние века она представляла собой грозную, вполне реальную силу, а во-вторых, что-то же заставляло европейских монархов тысячу лет рядиться в облачение разоренного, поверженного, навсегда уничтоженного Рима. Как мы упоминали выше, язык Рима, латинский, на котором после падения города не говорил ни один народ, стал международным языком церкви, права, науки, обеспечивавшим взаимопонимание стран и поколе-
61
62
дия античного Рима, при котором граница между этим наследием и актуальной практикой стиралась и возникал некоторый синтез — вторая жизнь античного искусства в составе искусства со­временного и национального. Так, знаменитый итальянский архитектор Андреа Палладио (1508—1568) создал классический стиль европейской архитектуры XVI — XVIII вв. на основе, как он искренне и совершенно справедливо был убежден, архитектурного наследия Древнего Рима. «Я избрал себе в руководители Витрувия», — писал он во вступлении к своему сочинению «Четыре книги о зодчестве». Но описания Витрувия не давали никакой возможности представить себе внешний вид римских зданий, а остатки античных построек сохранились лишь в виде нижней части стен и также не позволяли восстановить реальный облик былых сооружений. Представление о римском доме возникало как амальгама античных свидетельств и актуальных эстетических представлений. Дворец Фарнезе, выполненный современником Палладио Антонио да Сан-Галло, виллы, построенные самим Андреа, по своему облику весьма мало напоминают подлинные римские здания, какими мы их представляем себе теперь после двух веков тщательного научного исследования. Но многочисленные римские детали выступают здесь в новом сочетании. Зритель чувствует и воспринимает Рим, имеет дело не с его плотью, но с его духом — подлинным, живым, растворенным в атмосфере времени.

Античный тип культуры


Античная культура, история античного мира, сама жизнь античного общества строятся вокруг единой основной и исходной общественной формы — самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначается греческим словом «полис» или латинским словом «цивитас». Первое слово переводится как «город», второе — как «гражданская община», но сущность самого явления не исчерпывается ни одним из этих названий. Полис (давайте пользоваться этим словом условно для обозначения как греческой, так и римской разновидности города-государства) — это, разумеется, город, т.е. определенная застроенная территория с известным количеством жителей, сложившейся административной структурой и производственным потенциалом, но для грека или римлянина этим дело никогда не исчерпывалось. Полис был тем местом на земле, где человек чувствовал себя человеком, он находился под покровительством богов или бога, именем или изволением которого город создан, — Юпитера в Риме, Афины Паллады в Афинах. Бог принимает свои меры к тому, чтобы этот город был сохранен, процветал, развивался, и за пределами полиса человек лишен связей с богами как духовной инстанцией
63
74
грек или римлянин, конкретный поступок, воплощающий гражданскую доблесть?
Общие свойства и процессы, по словам Аристотеля, стремятся воплотиться, стать чем-то непосредственно данным, т.е. обрести форму, ибо лишь через нее общий принцип становится конкретностью и индивидуальностью. Общие начала — материя, жизнь, творчество, ум и т.д. — несут в себе не только возможность, но и потребность воплощения и необходимую для этого энергию, они внутренне динамичны и, обретши форму, обретают свое подлинное бытие. «Материя, — пишет Аристотель, — есть возможность, форма — энтелехия». Человек имеет своей энтелехией душу: «Она есть его сущность как форма».

Конец античной эры


. В поздней Античности, когда полисы оказались включенными в обширные державы (сначала в эллинистические монархии, а затем в Римскую империю), происходят существенные сдвиги в мироощущении жителей городов империи, прежде всего восточного Средиземноморья. Для этого времени характерно, в частности, разрушение полисного мироощущения. Если в центре этических ценностей некогда был гражданин, то теперь таким центром становится человек вообще. Уже у софистов можно найти высказывание о естественном равенстве людей, что явилось великим достижением греческой мысли. Стоики утверждали, что разделение людей по городам, областям, пользование разными законами несущественно и всех людей нужно рассматривать как сограждан. Поэт I в. н. э. Мелеагр, уроженец палестинского города Гадара, писал, что родина у всех одна — Космос. На рубеже эр это представление становится достоянием не только элитарного, но и массового сознания. В небольшие религиозные товарищества входят люди из разных стран и городов, разного социального положения. В одной из надписей I в. н.э. из маленького малоазийского городка Панамары говорится, что город приглашает на свой местный праздник граждан и неграждан, рабов и свободных и «всех жителей населенного мира». Но ослабление гражданской солидарности, распад узких локально-общинных связей не могли быть восполнены абстрактным экуменическим братством. Ощущение дисгармонии, неустроенности пронизывает многие художественные произведения эллинистическо-римского времени. Александрийский поэт Посидипп свои размышления о бессмысленности всех дел, в том числе и общественных, заканчивает словами: «Право, одно лишь из двух остается нам смертным на выбор — иль не родиться совсем, иль поскорей
умереть».
75
78
но в этой нетождественности, по мнению Августина, и заключается истинность искусства.
Все эти особенности мировосприятия связаны с процессом постепенного разрушения гражданской общины, ее духовного климата. Уходящие своими истоками в античную культуру и отрицавшие ее, они были восприняты средневековой Европой и своеобразно возрождались в отдельные периоды истории нового времени, в том числе, как будет показано ниже, в русской философии и художественной культуре.

Контрольные вопросы


1. В чем состоит объективно-историческая основа консервативности античного мировоззрения — политического и нравственного?
2. Каковы основные черты античного города-государства? В чем отличие его от государств Древнего Востока?
3. Почему гражданская доблесть и героический патриотизм стали одними из главных ценностей, завещанных античным миром позднейшим поколениям? Приведите примеры.
4. Как соотносились в античном мире гражданский идеал и общественная практика? Чем объяснялось такое соотношение?
5. Что такое классический принцип в исторической жизни античного мира и в его искусстве? Приведите примеры.
6. Каковы основные черты античной культуры?
7. Известны ли вам какие-либо предметы античного быта? В большинстве своем они эстетически совершенны. Почему? Чем вызвано было у античных мастеров стремление к такому совершенству?
8. Почему античный мир уступил — и должен был уступить — свое место средневековому?
9. Каковы причины перехода поздней античности от многобожия к единобожию?
10. Что вы знаете об учениях неоплатоников и гностиков? Каково их влияние на искусство поздней античности и последующих веков?

Литература


Аристотель. Политика (любое издание).
Геродот. История (любое издание) — Кн. 1. — § 30—32.
Платон. Апология Сократа (любое издание).
Платон. Государство (любое издание). — Кн. VII.
Фукидид. История (любое издание). — Кн. II. — §38 и сл.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет