Татышлинский район башкирские поселения



Дата27.06.2016
өлшемі327.88 Kb.
#162626
ТАТЫШЛИНСКИЙ РАЙОН

БАШКИРСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Татышлинский район, расположенный на севере Башкортостана, как любой район РБ, по этническому составу населения имеет свои особенности, связанные как природно-климатическими условиями, особенностями расселения башкирских племен, так и непосредственной близостью с сопредельными тюркоязычными государствами: Булгарским государством, Казанским ханством и предками современных финно-угорских народов. Эти и другие особенности оказали существенное влияние на этнодемографические процессы, происходившие на северной и северо-западной периферии исторической Башкирии в ХУ-ХХ веках.

Бассейны рек Бирь и Быстрый Танып, Буй, Низовая Белой в первой половине II тысячелетия были заселены племенами, входившими в икскую и нижнебельскую группу башкир. Основными жителями территории района были башкиры племен ирэкте, являвшиеся потомками восточных (кара-табынских) и западных табынцев, переселившихся в XV-начале XVI в. на границы Казанского ханства, где они несли военную службу. Родоначальниками ирэктинцев считаются сподвижник Чингиз-хана Майкы-бий и его потомок Кара-табын-бий. При сыне Кара-табын-бия Чулман-бие предки ирэктинских башкир переселились с долины р. Миасс на берега Камы и Ика. Об этом говорится в ирэктинских шежере. Термин «ирэк» означает «крепость», «укрепленное место», «кремль». Следовательно, ирэкте (ирэкте, ирэктелэр) означало «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость». Вождя ирэктинцев Ахмет-Шейех-бия (или Шайех-Ахмета) звали Ирэкте. В 1523 г. Шейх-Ахмет и его «близкие оланы» получили надельные земли, очевидно, в обжитой и плотно населенной Икской долине. С падением Казанского ханства и присоединением Башкирии к Русскому государству в конце XVI в ирэктинцы направляются в бассейн р. Танып. Здесь ирэктинские башкиры, имеющие довольно древние боевые традиции, потеснили племя Тазлар, заняв в основном его территорию. Позднее ирэктинцы «обосновали» захват земель сказаниями о женитьбе ирэктинских батыров на дочерях Таз-баба, за которыми в приданое они получили обширные земли. В фундаментальной книге Р.Г.Кузеева «Происхождение башкирского народа» приводится одно из таких преданий,. по которому предок ирэктинцев Исэн-баба (Асан-баба) был охотником на р. Ик. Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып. Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени таз Таз-баба. По приглашению последнего Исэн-баба поселился на Таныпе, а его сыновья женились на дочерях Таз-баба. Таз-баба в качестве приданого отдал ирэктинцам большую вотчину. Ученый Р.Г.Кузеев предполагает реальность личности Исан-баба. Его могила находится в окрестностях д. Ст.Сокор Татышлинского района, до настоящего времени содержится в порядке. Ирэктинцы закрепили занятые им земли получением жалованных царских грамот, став башкирами-вотчинниками.

До XVI в. на территории современного района жили только башкиры. Переселение татар началось после падения Казанского ханства русскими войсками в 1552 г. Массовое переселение русских, мишарей, марийцев и удмуртов началось в XVIII в. Все они заселились на вотчинных землях башкир на правах припущенников и за использование земли платили ясак башкирам-вотчинникам. Массовый приток небашкирского населения привел к сокращению масштабов земельных угодий башкир, росту количества этнячески смешанных населенных пунктов и постепенному освоению обширных лесных массивов региона.

Башкирские деревни района в основном расположены на вотчинных землях трех волостей: Ирэктинской, частично Урман-Гарейской и Кыр-Таныпской. Эти роды-волости входили в состав Осинской дороги Уфимского уезда, с 1744 г. - в Оренбургскую губернию. В 1798-1865 гг. территория Татышлинского района и других сопредельных районов входила в состав башкирских кантонов. Башкирские деревни составляли 16-18-ю юрты кантонов. Следует отметить, что кантонная (военно-служебная) форма правления распространялась тогда только среди башкирского и мишарского населения края, причем, как правило, кантоны были в этническом плане однородными.

Ирэктинской волости Осинской дороги принадлежали следующие башкирские деревни:
Савалеево


Савалеево — впервые упоминается в источниках за 1718 и 1729 гг. Название ее от антропонима. Имя Савалей — Ьэлэулэй — в этих краях в прошлом не редкость. Однако первопоселенец Савалей по опубликованным источникам не известен. Но известно, что почти все села и деревни носят имена видных общинников, представителей духовенства и других влиятельных людей. Савалей был безусловно из их среды. Следовательно, и его сын тоже. В 1747 г. башкир Ирэктинской волости Казанской дороги Рямгул Савалеев «с товарыщи» продал титулярному советнику Д. Л. Реутову часть вотчинной земли по р. Ик, находящейся в Мензелинском уезде с ориентирами: озеро Бакрай, рр. Шуран, Анабак-Елга, гора Тавбурун. Выше говорилось, что ирэктинцы Осинской и Казанской дорог владели общей вотчиной по левому берегу р. Ик. Рямгул Савалеев вполне мог быть сыном первопоселенца д. Савалеево, поскольку они были ирэктинцами.

В 1795 г. д. Савалеево состояла всего из 9 дворов, где проживали 23 башкира и 24 башкирки. VII ревизия 1816 г. вьшвила 8 дворов, 27 вотчинников м.п.10 54 человека показала VIII ревизия 1834 г.11 IX ревизия 1850 г. зафиксировала резкое увеличение количества жителей за счет переезда в 1849 г. 11 семей из дд. Старочукурово, Новочукурово, Маматаево, Аксаитово, Нижне- и Верхнекудашево, Ильметево 17-й юрты. Тогда в 20 дворах отмечено по 85 мужчин и женщин. До переселения сюда 11 семей здесь жили Абкадыр Мукачев, 47 лет в 1850т., его сыновья Ахметханнан, 20 лет, Абдулвали, 18, Абдулмухамет, 2 лет; племянник главы семьи Гафиулла Калимуллин, 38 лет; его сыновья Загидулла, 13, Муллаяр, 2 года. Мухаметкарим Курбангалиев, 42 лет; его брат Азимгул, 45 лет, с сыновьями Гизетуллой, 11, Хурматул-лой, 9, Сибагатуллой, 4, Зиганшой, 2 лет. Мусагит Баишев (1779-1838); его брат Мавлют (1800-1837) с 13-летним сыном Валимухаметом; второй брат Ярмухамет (1809—1845); третий брат Зайнибашар, 41 года. Гали-улла Тухватуллин, 35 лет; его сыновья Гамитман, 6 лет, Зейнур, 1 недели. Кунакбай Мухаметшарифов, 33 лет; в 1836 г. по суду отдан в солдаты; его брат Чувашбай, 45 лет, с сыновьями Давлетбаем, 22 лет, Давлетшой, 18, Бадамшой, 3 лет. Фаткулла Сайфуллин (1793-1849); его дети Гайнитдин, 25 лет, Гильмитдин, 23, Залялитдин, 18. Канзафар Суяргулов (1756—1842); первый сын Мухамет-ша, 44 лет; его сыновья Мухаметталип, 20, Мухаметсадык, 5 лет; второй сын Зиганша, 43 лет, с детьми Зиннатшой, 21, Хайдаршой, 8 лет; третий сын Давлетша, 41 года; его сын Насретдин, 4 лет. Шагамардан Шамсутдинов, 27 лет; его братья Гайнигашивар, 25, Шагиахмет, 21 года; его двоюродные братья Сахратулла Сагадиев, 31, Сахиулла, 29 лет; дядя главы семьи Аллаяр Сафаргалиев (1805-1836). Тимирбай Кузягулов, его сыновья: Хуснулла, 40 лет (его сын Ямалитдин, 5 лет), Фазулла, 39 лет. По X ревизии 1859 г. в 53 дворах проживало 298 башкир-вотчинников и в 5 дворах — 31 башкир-припущенник. Назовем одного долгожителя - Баима Алпау-това (1747- 1823). В 1870 г. 82-дворная д. Савалеево имела 455 жителей из башкир. И, наконец, в 1920 г. в составе Кызылъяровской волости Бирского кантона она зафиксирована как башкирско-тептярское поселение, состоящее из 111 дворов с 496 жителямй. Безземельные башкиры-припущенники, как видно, стали тептярями. Одним словом, в данной деревне жили только башкиры.

В 1843 г. на 54 башкира было засеяно всего 96 пудов озимого и 144 пудй ярового хлеба, примерно 4,4 пуда на человека16. Имели 14 лошадей, 40 коров, 30 овец.

В 1870г. В деревне имелась мечеть и при ней училище.

К 17-й юрте относилась точно такое же названия д. Савалеево. Причем обе деревни отстояли от Бирска в 82 верстах, т.е. располагались рядом, но жители и коли-чество скота и производимого хлеба учитывались по каждой в отдельности. В 1834 г. здесь проживало 58 человек, которые владели 19 лошадьми, 35 коровами, 30 овцами и 8 козами.
Янгыз-Нарат

Д. Янгыз-Нарат при р. Тибиль из той же 16-й юрты имела второе имя Хамитово. Она являлась выселком из д. Старочукурово, ставшим самостоятельным поселение между IV (1783 г.) и V (1795 г.) ревизиями. Во всяком случае, последняя учла этот выселок как деревню, где имелось 11 дворов с 67 башкирами-вогчинниками, т.е владельцами ирэктинских общинных земель-вотчин17.1 В 1816 г. она зарегистрирована в официальных ревизских документах как д. Нарат с 18 дворами и 47 мужчинами Указано наличие мечети. По VIII ревизии в Ялгыз-Нара было 145 башкир при 24 дворах. В 1859 г. в 44 дворах 1 взято на учет 242 вотчинника. По сведениям 1870 г. здесь было 52 дома 275 жителей. Действовала мечеть и при ней школа. Перепись 1920 г. в 146 дворах показала 744 башкира. Как видно, это селение было однонациональным. Что касается второго названия деревни, то оно несомненно, связано е Хамитом Шаршювичем Кииковым, жителем д. Чукурово. Он известен по источникам тем, что 5 декабря 1775 г. взял взаймы у уфимского купца! Подьячева товар на сумму 300 руб.

Один из жителей зауряд-сотник Зулкарнай Салимкаев сын Алпаев, 1783 года рождения, принимал участие в Отечественной войне 1812 г. На следующий год ощ в составе 10-го башкирского полка действовал на территории Пруссии. Имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Назовем имена его сыновей: Фазулла, Насибулла, Фаткрша, Галяутдин. Ветеран был еще жив в 1842 г., когда брали на учет участников войны.

О хозяйстве - сведения 1842 г. На 145 башкир было засеяно 240 пудов озимого и 264 пуда ярового хлеба. Имели 2 мельницы. На 22 двора (145 человек) приходи-1 лось 59 лошадей, 64 коровы, 78 овец, 72 козы. Занимались и пчеловодством.



Старый Кучурово, Ново Кучурово

Характеристику сел 17-й юрты начнем с д. Старочукурово. Это коренное поселение башкир-ирэктинцев, Даже было время, когда оно так и называлось — Ирэкте. Было известно и как Джирем. Здесь жили одни вотчинники. Об этом ясно говорят материалы ревизий и переписей. В 1795 т. здееь насчитывалось 165 башкир, в 1816 г. - 190, в 1834 г.'- 219, в 1859 г. - 325, в 1870 г. - 348, в 1920г. -588башкир.

Нарушение царским правительством условий добровольного подданства башкир вызвало их протест, породивший открытые вооруженные выступления. В 1735— 1740 гг. во время башкирского восстания наряду с башкирами северных волостей — Тайнинской, Уранской, Кыр-Таныпской, Балыкчинской — борьбу вели и вотчинники-ирэктинцы. В 1738 г. во главе 450 повстанцев стоял житель д. Чукурово Муртаза Халимов21. В Крестьянской войне участвовали жители 352 дворов всей Ирэктинской волости.

Чукурово — родина башкирского поэта второй половины XIX в. Гали Сокроя. Старшинами двух Ирэктин-ских волостей (Осинской и Казанской дорог) в 1738 г. с были Султук Назаргулов и Сурагул Дускяев, в 1742 г. — Илиш Азнагулов и Атнабай Тляков. В 1750—1797 гг. во главе обеих волостей стоял главный старшина Шариф(п) Кийков (Кейеков). Гали Сокрой — правнук башкирского старшины Шарифа.

Об этом свидетельствует шежере-родословная поэта. Вот это шежере: «Род Кара-Табын идет от Майкибия. Во времена Чингиз-хана Майки-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс; он Чингиз-хану возил подарки; став его спутником, ездил вместе с Чингизханом на одной повозке; дали ему имя Уйшин Майки-бий. Сын Майки-бия Илек-бий, его сын Алчэ-бий, его сын — Булгаирбий, его сын Кара-Табын-бий. Ему дали имя Кара-Газиз. Кара-Табын-бий, бросив старинные земли, переселился в долину реки Чулман. Его сын Чулман-бий родился, когда (Кара-Табын-бий) переселился сюда. Сын Чулмана Кулман, сын Кулмана — Дурмэн, сын Дурмэна — Бибэн, сын Бибэна Худайгул, его сын Худояр, его сын Давлетъяр, его сын Давлетбай, его сын Исен-хан; Исен-хан подчинялся Чуртмак-хану, который был из казанских ханов (наместников). Его владением была д. Джирем. Сейчас она известна как село Чукур. Около д. Чукур находилась всем известная местность «озеро Сырган», где Исен-хан с Чуртмак-ханом состязались в стрельбе из лука по цели.

Сын Исен-хана Бырак, сын Бырака Киик, сын Кийка Шариф, сын Шарифа Габдулла, сын Габдуллы (Габдес) Салих, сын Салиха (Мухамет) Гали. Гали есть сам Кийков». Сын Гали Гарифулла. По всему видно, что родословная была составлена самим поэтом Гали Сокроем. В другой родословной поэта между его прапрадедом Кийком и прапрапрапрадедом Быраком указано имя прапрапрадеда Кучугана.

Из предков Гали Сокроя (Гали Кийков взял имя родной деревни как псевдоним) по историческим источникам более известен его прапрадед Шариф Кийков. Он почти полвека служил старшиной Ирэктинской волости. В связи с тем, что отдельные авторы газетных статей сознательно искажают этническое происхождение башкирского поэта Гали Сокроя, следует подчеркнуть, что никогда и ни при каких обстоятельствах во главе башкирских родовых волостей не стояли небашкиры. Тем более должность волостных старшин была тогда наследственной, ими могли быть лишь потомки родовых старейшин или вождей-биев. Поэтому путь к этой должности был наглухо закрыт не только для представителей татар и мишарей, но и даже для башкир-чужеродцев. Поэтому приписывание Гали Сокроя к другому этносу не имеет под собой никакого основания, ибо противоречит историческим реалиям и источникам.

Шариф Кийков был одним из верных царскому правительству башкирских старшин. Во время подавления восстания 1755 г. и Крестьянской войны 1773—1775 гг. он был не только на стороне царизма, но и возглавлял карательные команды против повстанцев. Его преданность правительству и антинародная деятельность были высоко оценены Екатериной II, наградившей Шарифа Киикова серебряной и большой золотой медалями, на лицевой стороне последней был выбит профиль императрицы с надписью на обороте «Башкирский главный старшина Шариф Кийков жалован сей медалью за верность, за храбрость, за его службу. 1774 г.». Этой почести он добился благодаря ходатайству перед российским правительством одного из главных карателей подполковника И. И. Михельсона. По рекомендации последнего он удостоился чести быть принятым начальником секретных комиссий в Казани генерал-майором П. С. Потемкиным. В эти годы он добился должности главного старшины двух северных башкирских волостей (Гайнинской и Ирэктинской) и получил звание прапорщика. Тем не менее подвластные ему башкиры из 352 дворов были на стороне Е. И. Пугачева.

Он не отставал и в разбазаривании вотчинных земель ирэктинцев. Об этом можно найти сведения в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 5).

Его сыновья и внуки занимали высокие должности в башкирском обществе. Сын Нигаматулла стал юртовым старшиной во главе групп деревень, с 1825 г. — кантон-ным начальником 10-го башкирского кантона. В 1802 г. по получении чина 14-го класса он добился звания дворянства. В 50-х гг. XIX в. волостным старшиной был зауряд-хорунжий Дилявир Кийков.

Род Шарифа Киикова в первой половине XIX в. составлял значительную часть населения деревни. Продолжая родословную, о которой уже говорилось выше, назовем имена сыновей, внуков, правнуков и других родственников Шарифа Киикова.

У Шарифа Киикова было три сына: (Г)Абдулла, Бикташ и Нигаматулла. Поэт (Мухамет) Гали (Габдул) Салихович был внуком Абдуллы Шарипова, жившего в 1746—1828 гг. и служившего юртовым старшиной — главой нескольких башкирских деревень. Старший сын Абдуллы — Тухватулла Абдулов (1768—1842), долгие годы исполнявший должность походного старшины, в обязанность которого входили «отвод башкирской команды на Оренбургскую пограничную линию вдоль р. Урал (Яик) и привод ее обратно домой в свои жилища» (в первой половине XIX в у башкир-казаков, как людей военного сословия, пограничная служба, т.е. охрана юго-восточных рубежей России, и участие их в войнах и походах русских войск являлись главной их повинностью-обязанностью перед государством). Старший сын Тухватуллы Гибатулла (1790—1847). У него единственный сын Хи(с)метулла, 1826 г., и 5 дочерей. Второй сын Мухамет-гали (1793—1823). Третий Насибулла, 1798 года рождения, отданный по суду в солдаты в 1840 г. Его сыновья Сафи-улла, Мухаметсадык, Мухаметамин, Исмагил. Назовем имена остальных сыновей Тухватуллы: Хабибулла, Фат-кулла, Шаяхмет, Шаймардан, Гаймалетдин.

Курбангали Абдулов, второй сын Абдуллы, 1780 г., к середине XIX в. был отставным есаулом. Сыновья Курбангали Файруша, 1811 г. (его дети Вильдан, Абдулхан-нан, Исмагил, Музафар, Хусаин), Галиулла, 1814 г. (его сыновья Шагидулла, Хабибулла), Зайнулла (1819—1847), его сын Мухаметкаюм.

Третий сын Абдуллы Абдулхалик (1787—1816) долго служил юртовым старшиной. Его сыновья Абдулхаким, 1812 г. (его дети Гайса, Садрислам, Садритдин, Садыр-иксан), Зиганша, 1814 г. (его сыновья Мифаррах, Муха-метлатип, Мухаметсадык).

Четвертый сын Абдуллы Абдулсалих (Габдесалих), живший в 1797—1849 гг. У него 6 сыновей: Мухаметфа-зыл, 1825 г. (его сын Мухаметсафа, 1848 г.), Мухаметгали, 1828 г. (хотя его биографы указывают 1826 г.), Мухаметра-хим (1831 г.), Абдулла (1834 г.), Абдрахман (1836 г.). Мухаметзариф (1846 г.); жена поэта — Марфуга Земалит-динова, 1831 г. (биографы поэта называют другое имя ее отца — Залялитдин).

Пятый сын Абдуллы Гайнитдин, 1803 г.; его сыновья Камалитдин (1824 г., его сын Ямалитдин), Багаутдин (1826 г., его Даут, Яхъя), Султанахмет (1829 г.), Абдулму-савир (1831 г.), Якуп (1833 г.), Юсуп (1835 г.), Муса (1839 г.).

Шестой сын Абдуллы Халиулла, 1815 года рождения, и младший — Зайнулла, 1819 г.

Второй сын Шарифа Киикова — Бикташ (1752—1829).

Третий сын — Нигаматулла, в 1850 г. ему было 73 года. Тогда имел 4 жены 60, 50, 40, 30 лет, от которых родилось

10 сыновей. Старший сын из них Губайдулла (1794—1840, его сыновья Арсланбек, Арсланби, Хамидулла); второй зауряд-хорунжий, помощник кантонного начальника Мухаматша, 1810 г. (его сыновья Шагибал, Нурмухамет); третий Мухаметшариф, 1815 г., урядник, служил юртовым старшиной. И далее: Давлетша, 1823 года рождения (его сын Ахметша); Султанша, 16 лет в 1850 г.; Гайнулла, 16; Ахметша, 13; Шагингарей, 11; Султангарей, 9; Тимерша, 6 лет.

Одним словом, в 1850 г. родственники Шарифа Киикова составляли четверть жителей д. Старочукурово (т.е.11 семей, или 25% из 43 семей).

А сейчас по IX ревизии 1850 г. перечислим имена и фамилии башкир-ирэктинцев этой деревни, чтобы сегодняшние чукуровцы могли найти своих дальних и близких родственников.

1. Ярмухмамет Едыгаров (1766—1838); его сын Сейфульмулюк, 1794 года рождения (его сыновья Кутлуахмет, Ибрагим, Фазлыахмет с сыном Хузиахметом).

2. Гузаир Едыгаров (1784—1830), сыновья Абдулман-нан, Хуснумардан.

3. Его же сын Хуснутдин Гузаиров, 39 лет в 1850 г.; его дети Мухаметдин, Минниахмет, Кутлумухамет, Мухаметзариф.

4. Его же сын Абдуликсан Гузаиров, 35 лет.

5. Двоюродный брат Гузаира Ишнияз Юсупов, 52 лет; его сыновья Насретдин, Самагатулла, Назмитдин. 6. Мухаметрахим Едыгаров (1797—1837); его сыновья Рахматулла, 1803 г. (его дети Шарафислам, Шаяхитдин, Садрислам), Ахметзян, 1823 г.

7. Юлдаш Едыгаров (1751—1820).

8. Его племянник Мухаметша Ишмухаметов, 1813 г.; его сын Хайдарша.

9. Сын Юлдаша Галикей Юлдашев (1782—1840); его сын Габидулла.

10. Сын Юлдаша Азмухамет Юлдашев (1783—1840); его сыновья Мукминкул, 1809 г. (его Хамидулла, Муха-мет, Хасбитдин), Хайритдин, 1831 года рождения.

11. Шамкай Сафаров (1766—1850); сыновья Маулит, 1822 г., Мухат (отдан в солдаты в 1822 г.).

12. Сын,Шамкая Ибрагим Шамкаев (1794—1826); его сын Шагимурат, 1818 г.; его сын Шагивали.

13. Байрамгул Сафаров (1771—1843); его сын Файруз (1791—1845); сыновья Файруза Абдулнафик, 1812 г. (его Абдулшафик, Минигали); Абдулнасыр, 1818 г. (его Абдулбасир), Файруша, 1831 г.; Зиганша, 1832 г.; Шаги-мардан, 1835 г.

14. Губайдулла Шафиев, 1770 г.

15. Его сын Ахтям Губайдуллин, 1798 года рождения; его сын Ахметша, 1822 г. (его Ахмет и Мухаметшаих).

16. Худайгул Губайдуллин, 1808 г.; его сыновья Мул-лаяр, Гилмияр, Ахмадий, Ахмедша, Галимша.

17. Агадулла Губайдуллин, 1815 г.; сын Габдулатиф; родные братья Ахметулла, 1822 г. (его сын Ахметкалям), Сагадий, 1824 года рождения, Валиулла, 1828 г., Набиулла, 1834 г.

18. Мухаметгали Шафиев, 1799 г.; сыновья Хайритдин, Хисматулла, Галяутдин.

19. Айдыкай Абдуллин (1789—1825); сын Гумер.

20. Его же сын Хисматулла Айдыкаев (1809—1843); брат Гумер.

21. Исмагил Муртазин, 88 лет в 1850 г.; сыновья Гайса (1822—1835), Мухаметсадык (его Гайса, 2 недель).

22. Исхак Муртазин (1769—1820); сыновья Ашраф, 1804 г. (его сыновья Абдулшафик, Бадамша, Мухаметхафиз), Абдулфаварис, 1809 г. (сын Низаметдин, 1849 г.).

23. Мукмин Максютов (1772—1845); сын Каспран, 1793 г.

24. Его же сын Минлигул Мукминов, 1806 г.; сыновья Муллаяр, Абдулвахит, Муллагильды, Валиша.

25. Юмагул Максютов (1788—1821); сын Хисравшир, 1810 г. (его дети Хазиахмет, Фазулла, Гафиулла, Шира-хитдин, Гайзатулла, Намитдин).

26. Юмакай Максютов, 68 лет. Сын Шагимардан (его Шаймухамет).

27. Абдрашит Сагитов (1781—1824); его сыновья Фат-кулла, 1806 г. (его Нурмухамет, Валиахмет).

28. Его же сын Файзулла Абдрашитов, 1808 г. (его Хасан); родные братья Зайнулла, 1810 г., Зайнибашир, 1822 г.

29. Шагимардан Сагитов (1785—1842); его сыновья Мухамадияр, 1816 г. (его Давлетьяр, Давлетбай), Сайфут-дин, 1820 г. (сын Минлишайхитдин).

30. Амир Кузягулов (1774—1825); его сыновья Рахматулла (1807-1845), Файзулла, 1812 г., Курбанай, 1814 г.

31. Идрис Апасов (1783—1835); сын Агелитдин, 1818 г.

32. Гайнулла Абдулгафаров, 1786 г.; его сыновья Сах-ратулла, 1814 г., (сын Сибагатулла), Загидулла, 1825 г., Ахтарей, 1829 г.

33. Махмут Мавлюшев (1736—1819); сыновья Искандар Махмутов (1786—1848); сын Искандара Давлетша, 1814 г. (его Мухаметлатип, Мухаметнур); Хайрибашир Махмутов (1789-1842).

34. Афлятун Абдулманнанов (1800—1849); его брат Аюп (1813—1846), его сыновья Гиззатулла, Тохратулла.

35. Указной мулла из д. Улуаремы Уфимского уезда Мирхайдар Рахматуллин, назначенный сюда в 1848 г.24

Все жители — башкиры-вотчинники, т.е. владельцы общинных земель Ирэктинской волости, кроме М. Рахматуллина.

Завершая очерк о Старочукурово, хотелось бы привести некоторый цифровой материал о хозяйстве сельчан. В 1842 г. на 219 башкир-чукуровцев (численность их здесь и в дальнейшем дается по VIII ревизии 1834 г.) сеяли 840 пудов озимого и 848 пудов ярового хлеба, т.е. по 7,7 пуда на каждого. Тогда они имели 5 водяных мельниц (в 1870 г. их 3). На 1 двор из 42 приходилось лошадей — 2,3 (всего 98), коров — 2,6 (всего ПО), овец — 3,4 (всего 144), коз — 0,8 (всего 36 голов). На всю деревню имели 32 улья и 25 бортей.

Мусульманам принадлежала мечеть и школа при ней.

В начале XX в. деревня имела одноклассное земское училище из 4 отделений. В 1908 г. в первом отделении обучались 4 мальчика, 1 девочка, во втором — 2 девочки, в третьем-четвертом отделениях — 3 мальчика и 2 девочки, всего в нем занимались 7 мальчиков и 5 девочек. В тот год приняли 3 мальчиков и девочку. 1 мальчик выбыл. К концу учебного года обучались 9 мальчиков и 6 девочек, из них в следующие отделения были переведены 6 мальчиков и 3 девочки. 2 девочки окончили курс обучения29. Остальные были оставлены на второй год обучения.

Само название д. Новочукурово подсказывает свое происхождение. Она была основана выходцами из коренной д. Чукурово между 1776—1795 гг., поскольку до 1775 г. ее еще не было, а V ревизия 1795 г. зафиксировала ее как деревню, состоящую из 8 дворов с 20 мужчинами и 18 женщинами. Все жители были башкирами-вотчинниками. И в дальнейшем сохраняется однонациональное население. Так, в 1811 г. было 39, в 1816 г. — 45, в 1834 г. — 87, в 1850 г. - 105, в 1859 г.- 171, в 1870 г. - 206, в 1920 г. -482 башкира.

В 1842 г. на 87 башкир было засеяно по 168 пудов озимого и ярового хлеба, т.е. по 1,9 пуда на человека.

Молоть хлеб жители новой деревни ездили в коренное селение. На каждый из 16 дворов приходилось лошадей по 1,8, коров — по 5, овец — по 3,9, коз — по 0,3. Кто-то из жителей занимался пчеловодством (5 ульев) и бортничеством (5 бортей).

В 1870 г. зафиксирована мечеть.

Из коренного поселения Старочукурово выделилась часть жителей и основала д. Новые Иракты или Чукур. Это произошло в начале XX столетия. Перепись 1920 г. зафиксировала 161 башкира при 34 дворах.


Аксаитово


Д. Аксаитово (название от антропонима) по непонятным нам причинам не учтена V ревизией, хотя достоверно известно, что в годы Крестьянской войны 1773— 1775 гг. из числа жителей этой деревни, принадлежавшей Ирэктинской волости, были и пугачевцы. Среди них, кроме башкир, было и 4 ясачных татарина. По VIII ревизии 1834 г. здесь проживали 4 двора тептярей из 22 мужчин и 20 женщин. Предки их были приняты сюда по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 24 июня 1747 г. Вышеупомянутые 4 ясачных татарина-пугачевца, выходит, перешли в сословие тептярей, т.е. они вышли не только из своей общины (коллектива деревни — места их выхода), но и из своего сословия, в данном случае из ясачного. Они приняли на себя все права и обязанности нового — тептярского — сословия. Тептяри из татар проживали в Аксаитово «с башкирцами ... неотдельно сплошь». Деревня возникла задолго до этой указанной даты.

Назовем имена четырех семей тептярей из татар по ревизии 1834 г.

1. 53-летний Абдрахман Кантуганов, его братья 50-летний Абдрахим (его сын Зайнагабдин, 2 лет), 36-летний Байра(м)гул.

2. Ибрагим Мусин (1749—1832); его сыновья Хисамет-дин, 55 лет, Нигматулла, 43 лет (его сыновья Зайнулла, Ахметулла); их братья Галиулла, 35 лет (его дети Фазулла, 4 лет, Валиулла, 7 лет); Валиятмухамет, 30 лет; Галиша, 21 года (его сын Габдулшафик).

3. Рафик Мусин (1772—1819); сын Ардуван, 19 лет.

4. Курмангалий Рафиков, 39 лет; сыновья Мухамет-амин, 9 лет, Сафаргалий, 3 лет, Мухаметрахим, 2 лет; Фахритдин Рафиков, 53 лет (сыновья Мухаметсадык, 21 года, Давлетбай, 3 лет). Остальные — женская половина их семей.

О развитии деревни имеются итоги ревизий. В 1811 г. в 41 дворе показано 123 башкира (женщин VI ревизия не учитывала). По VIII ревизии отмечено 136 башкир и 147 башкирок. Количество тептярей указано выше: 42 человека, или 14,8% всех жителей. В 1850 г. башкир насчитывалось 280, в 1859 г. — 254 человека. Разницу в 26 человек между ревизиями можно объяснить возникновением д. Чургулды, куда в 1843 г. перебралось 8 семей. В дальнейшем их переезды сюда продолжались. 503 человека показано в 1870 г. Причем все отнесены к тептярскому сословию, что не соответствует действительности. В 1920 г. зафиксировано 1454 человека без определения их национальной принадлежности. Было 293 двора. Тогда деревня находилась в составе Уральской области. Через 5 лет показали лишь общее количество домохозяев — дворов (234).

Имеется в документах глухое упоминание о том, что аксаитовцы-ирэктинцы проживали на вотчинной земле другой башкирской волости — Уранской (ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 70).

Несколько слов о занятиях аксаитовцев. В 1842 г. на каждого из 283 человек было засеяно по 3,4 пуда озимого и по 3,9 пуда ярового хлеба. Если у них в это время еще не было мельницы, то она зафиксирована в 1870 г. Тогда же на каждый из 52 дворов приходилось лошадей — по 2,1, коров — по 2,8, овец — по 2, коз — по 1,7. Деревне принадлежало 10 ульев и 5 бортей.

Мечеть известна с начала XIX в. В 70-х гг. того же столетия в 90-дворном поселении действовали 2 «училища», т.е. 2 школы-мектебе при мечети.

Маматаево,

Источники дают противоречивую информацию по ранней истории д. Маматаево. В Осинской дороге в 1762 г. III ревизия зафиксировала д. Маматово при одноименной речке. Она попала в список деревень, где проживали тептяри или татары. Здесь взяли на учет 14 душ татар м.п. В том списке перечисляются поселения по р. Барда, как, например, Бардабаш, Барда, по р. Тулва — Султанаево, по р. Ермей — Танып. В другом списке сел за 1834 г. в составе 8-й юрты 1-го башкирского кантона, расположенного на территории Осинского уезда, оговорено, что среди сел, перечисленных из Бир-ского уезда в Осинский, наряду с дд. Старо- и Новокайпа-ново имеется и Маматаево (67 башкир и 23 тептяря). Если из них первые относились к Кайпановой тюбе Кыр-Таныпской волости, то последняя находилась в составе Ирэктинской. Жившие с башкирами тептяри имели на руках указ от 24 июня 1774 г. о вселении сюда. Таким образом, следует думать, что речь идет об одной и той же деревне. Затем военные топографы в 1841 г. объездили и описали башкирские и другие поселения. В их материалах эта деревня в Осинской дороге уже отсутствует. То же самое видим и в «Ведомостях о посеве хлеба по Башкиро-мещерякскому войску за 1842 год», т.е. по 8-й юрте 1-го башкирского кантона д. Маматаево нет среди других сел. Значит, д. Маматаево была возвращена в ведение Бирского уезда. В 1816 г. на территории Ирэктинской волости было две деревни: Маматаево и Новомаматаево (здесь имелось 10 дворов с 27 башкирами м.п.). Дан и ориентир расположения последней — р. Будум. Относительно времени основания Новомаматаево сказано, что она возникла после Генерального межевания земель уезда — т.е. между 1811 и 1816 гг. VI ревизия 1811 г. ее не зафиксировала, потому что новой деревни еще не было. Зато она попала на учет очередной ревизии — VII по счету. Само ее название свидетельствует о том, что жители коренной деревни основали новую. В последующем продолжали учитывать обе деревни в отдельности, как, например, в 1834 г., когда д. Маматаево в составе 1-го башкирского кантона состояла из 67 жителей, а другая, имеющая 52 жителя, находилась в ведении 10-го башкирского кантона, расположенного в Бирском уезде. Дальнейший учет фиксирует только одну деревню, находящуюся при р. Будум, недалеко от дд. Старо- и Новокайпаново. В 1859 г. в ней в 55 дворах проживал 261 человек. В 1870 г. показали количество дворов на 10 меньше, но жителей — на 26 человек больше. Всех жителей ошибочно отнесли к мишарям, хотя они раньше здесь вообще не были зафиксированы, и тептярям. В 1920 г. численность жителей дошла до 477 человек (94 двора). По этническому происхождению все башкиры.

Маматаевцы занимались земледелием: в 1842 г. на каждого из 52 башкир (по другим сословиям нет данных) было засеяно по 12,5 пуда ярового и озимого хлеба. Военные топографы в начале 40-х гг. XIX в. показали две одноименные деревни, отстоящие друг от друга в одной версте. Находились от Бирска 1-я в ПО верстах, 2-я — в111 верстах. В первой из них жили татары и тептяри в 4 дворах (24 человека), во второй — башкиры (52 человека при 13 дворах). Татары и тептяри владели 18 лошадьми, 27 коровами, 7 овцами, башкиры — 28 конями, 50 коровами, 10 овцами, 5 козами.

Была мечеть с конфессиональной школой («училище»).

Несколько слов о названии деревни. Оно, по-видимому, тесно связано с именем ирэктинца Мамета (Мамат, деревню раньше называли Маметево, Маметеево) Кузаева, после смерти которого его вотчину с бортевыми деревьями насильно захватил одновотчинник Смаил Темиркутов; против его неправого действия выступили родственники покойного Токайка Чурин hn , Уразайка Яппаров О, Иштерячка Карзяев hr , платившие за ту вотчину казенный ясак в объеме 18 куниц. По этому поводу в самом конце XVII в. они обратились с прошением к царям Петру и Ивану Алексеевичам35.

Д. Ильметово при р. Саугушты (Суягушты) возникла между 1795 и 1811 гг. V ревизия не зафиксировала ее, поскольку деревни еще не было. А вот VII ревизия 1816 г. показала ее 28-дворной с 85 башкирами-вотчинниками м.п. В 1834 г. их было 126 душ. Женщин насчитывалось 102 души. IX ревизия 1850 г. взяла на учет 141 мужчину и 154 женщины при 37 дворах. Из них 3 семьи переехали во вновь возникшую д. Чургулды. Тогда же в ней имелась мечеть. 196 мужчин и 207 женщин при 65 дворах отметила X ревизия 1859 г. 208 мужчин и 201 женщина (73 двора) было в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показала 565 башкир при 113 дворах.

Название деревни происходит от антропонима — имени ирэктинца, владельца общинных земель волости.

В 1842 г. на 228 башкир было посеяно 840 пудов озимого и 1024 пуда ярового хлеба, т.е. по 8,2 пуда на каждого из жителей. В 70-х гг. XIX в. была мельница. Каждый из 40 дворов владел лошадьми по 2,9, коровами — по 3,4, овцами — по 2,7, козами — по 0,6.

На всю деревню приходилось лишь 14 ульев и 19 бортей. При мечети функционировало 2 «училища», т.е. начальные религиозные школы.


Зиримзи

Из новых деревень, возникших после Генерального межевания земель Ирэктинской волости Бирского уезда, было поселение Зиримзи при одноименной речке. Оно было основано между 1811 и 1815 гг., так как попало в ревизские материалы только в 1816 г. Тогда д. Зиримзи состояла из 8 домов с 29 мужчинами и 26 женщинами. Все из башкир-вотчинников. Через 18 лет названные цифры возросли: первая на 8, вторая на 10. В 1850 г. в 12 дворах проживало 96 вотчинников. 115 башкир при 19 домах показала X ревизия 1859 г. В 1870 г. 20-дворная деревня имела 111 жителей. Все ошибочно названы мещеряками. 317 башкир (68 дворов) взято на учет переписью 1920 г.

В 1842 г. на каждого из 73 вотчинников засеяли 6,7 пуда хлеба (всего 168 пудов озимого и 320 пудов ярового хлеба). На каждый из 15 дворов приходилось лошадей — по 2,3, коров — по 2,6, овец — по 2,7 и коз — по 2,1.


Чургулды

После VIII ревизии возникло поселение башкир-вотчинников Чургулды при одноименной речке. В 1834 г. из д. Аксаитово в бассейн р. Чургулды переехали 18 башкир и основали деревню. Затем в 1841 г. сюда же по распоряжению губернских властей было переселено еще 8 мужчин из Ахсаитово, 4 мужчины из Нижнекудашево, 5 мужчин из д. Ильметово. Через 2 года из Аксаитово переехало сюда еще 8, из Нижнекудашево — 5, из Ильметово — 3 семьи. В итоге к 1850 г. новая д. Чургулды состояла из 16 дворов, где проживали 49 мужчин и 51 женщина. Все из числа башкир-вотчинников Ирэк-тинской волости. Эта деревня вошла в состав 18-й юрты башкирского кантона. 158 башкир при 28 дворах было в 1870 г. Они ошибочно названы тептярями, хотя по источникам их там не было.

Нижнекудашево, Верхнекудашево

Два одноименных поселения — Верхне- и Нижнекудашево — при р. Кудаш имели однонациональное население. В 1738 г. была одна деревня под этим названием. В документе о подавлении башкирского восстания говорится о развернувшемся народном движении в Уранской, Балыкчинской и Ирэктинской волостях. Башкир Мусала Чапаров из д. Кудашево возглавлял отряд из 480 повстанцев36. Но в 1795 г. уже показаны две деревни: Верхнекуда-шево с 21 башкирским двором (148 человек) и Нижнекудашево из 20 дворов с 154 жителями. В 1816 г. в первой из них был 241 человек (39 домов), во второй —167 жителей при 29 дворах. 331 человек в Верхне- и 253 сельчанина в Нижнекудашево фиксировано в 1834 г. IX ревизия в 1850 г. взяла на учет в первой деревне 367, во второй — 347 человек. При этом отмечены выезды 5 семей нижнекудашевцев в новую д. Чургулды. Все — вотчинники из башкир. 580 человек в Верхнекудашево (96 дворов), 491 житель в Нижнекудашево (76 домов) отметили в 1870 г. Причем жители обоих поселений ошибочно были отнесены к мещерякам. В 196 домах в 1920 г. проживали 1045 башкир в Верхней деревне, в 180 дворах — 910 вотчинников в Нижнем поселении. Все из числа владельцев общинных земель.

В 1842 г. по д. Верхнекудашево на 336 башкир засеяли 840 пудов озимого и 1040 пудов ярового хлеба (на одного — по 5,6 пуда), по д. Нижнекудашево на 264 человека — 840 пудов озимого и 976 пудов ярового хлеба (по 6,9 пуда на каждого). В Верхнекудашево имели 3, с 1870 г. — 4 мельницы. Тогда же по Верхней деревне каждому из 52 дворов принадлежало лошадей — по 2,7, коров — по 3,1, овец — по 2,6, коз — по 1,7; по Нижней деревне на 50 дворов приходилось лошадей — по 2,4, коров — по 3, овец — по 2,8, коз — по 1,5.

Отдельные хозяйства занимались пчеловодством. В Верхнекудашево на всю деревню имели 16 ульев и 15 бортей, в Нижнекудашево — по 6 ульев и бортей.

По сведениям 1834 и 1870 гг. мусульманам двух деревень принадлежало по одной мечети и по одной конфессиональной школе.

В Нижнекудашево работало министерское одноклассное училище, состоящее из 4 отделений. В 1908 г. в нем обучалось 11, в конце 1908—1909 учебного года — 20 учеников, из них 16 переведено в следующие отделения, 3 оставлено повторно в 1-м отделении, 1 — в 3-м отделении.

Из двух деревень в начале XX в. образовался выселок, переросший в д. Новокудашево. Она состояла из 30 дворов. В них в 1920 г. проживал 141 башкир.



Ильметово

Из них образовывались новые выселки, становившиеся самостоятельными поселениями.

Из ирэктинских башкир вышел выдающийся поэт-просветитель, мыслатель и религиозный деятель второй половины XIX в. Гали Сокорой (1828-1889). Благодаря родовому шежере, переданного им и опубликованного в энциклопедической работе казанского ученого Ш.Марджани еще в 1885 г., мы сегодня более глубже знаем историю Кара Табынского (Ирэкте) рода башкир. В одной из своих работ он с гордостью писал, что «мы из лесных башкир».

А какие деревни относятся к Урман-Гарейской и Кыр-Таныпской волостям?

На территории нынешнего Татышлинского района с XVIII в. начало формироваться смешанное население, но при численном превосходстве башкир. Так, например, по материалам переписи 1795 г., зафиксированным по архивным данным, в 25 населенных пунктах, находящихся в современных пределах района, лишь в двух - Буль-Кайпане и Арибаше зафиксировано небашкирское население. Причем, в первом из них проживало 147 башкир и 42 мишаря, во втором - только 65 удмуртов. Через 100 лет ситуация значительно изменилась. Со смешанным или полностью небашкирским населением стало 14 сел и деревень.



Кайпаново, Булегарт-Кайпаново, Новокайпаново

Коренным поселением башкир Кай Пановой тюбы была д. Кайпаново, расположенная при р. Будум. Название села — от антропонима; однако опубликованные и выявленные в архивах источники хранят о нем молчание.

Кайпаново впервые упоминается в источниках за 1703 г., когда башкир-кайпановец Янчура Янгильдин усыновил удмурта Янбета Яныкаева из д. Татышлы (эта поступная запись послужила впоследствии основанием для поселения удмуртов в Татышлах и владения башкирскими землями как своими). В 1710 г. башкир этой деревни Кульмет Туйчибаев тоже «поступился башкирцу д. Сараш Тайнинской волости Осинской дороги Муразмету Азменеву вотчиною деда своего». Последний получил право вотчинника на владение повытьем деда кайпановца с условием «всякие подати платить нам (т.е. башкирам д. Кайпаново) вопче».

Одним словом, ранняя история Кайпаново уходит в глубь XVII в. Время выделения части кайпановцев в такие отдельные новые поселения, как Ново- и Буле-гарт-Кайпаново, не известно.

В 1758 г. было две деревни Старо- и Новокайпаново. В 1795 г. все три деревни зафиксированы V ревизией. Тогда коренная деревня называлась Старокайпаново. Она имела 38 дворов с 55 мужчинами и 50 женщинами. Здесь проживали и тептяри, обосновавшиеся по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 24 июня 1747 г. Всего их было к 1834 г. 4 мужчины и 2 женщины46. В дальнейшем тептяри по этой деревне не учитывались в связи с переходом в дд. Ново- и Булегарт-Кайпаново. В 1834 г. в Старокайпаново в 30 дворах проживали 113 башкир в составе 10-го кантона и 164 башкира в подчинении 1-го башкантона. К 1850 г. дворов стало 60, а жителей — 346 человек. По X ревизии 430 человек проживали в 80 дворах. Все — вотчинники. 1870 г. показал деревню «мещерякской», хотя там не было ни единого мишаря. Всех жителей насчитывалось 420 человек при 84 дворах. 765 башкир и 154 их дома взяты на учет в 1920 г.

Несколько цифр о хозяйстве кайпановцев. В 1842 г. башкирами (277 человек) было засеяно 960 пудов озимого и 1176 пудов ярового хлеба, что составляет 7,7 пуда на одного человека. Кайпановцы и в конце XVIII в. занимались главным образом хлебопашеством, что отмечено в год проведения V ревизии. На каждый двор приходилось лошадей — по 3,8, коров — по 4,6, овец — 2,7, коз — по 1.

В начале XX в. на учет взята мечеть.

Житель д. Кайпаново башкир Аладин Бектуганов в чине атамана возглавлял в годы пугачевского движения повстанческий отряд из 400, временами из 1000 человек. Его отряд вместе с другими пугачевцами действовал в бассейне р. Танып и под Бирском, где участвовал в сражении с карателями. Впоследствии он был пойман верным царизму старшиной Ирэктинской волости Шарипом Кииковым и выдан властям.

Булегарт-Кайпаново — поселение башкир-вотчинников, принимавших к себе мишарей «з давних лет без документов из оброков». Они могли быть приняты между IV и V ревизиями (1783—1795 гг.), так как были учтены последней в XVIII в. ревизией. Их тогда насчитывалось 24 мужчины и 18 женщин при 14 дворах. В 1798—1865 гг. они вошли в состав 8-й юрты 4-го мишарского кантона, расположенного в Бирском уезде Оренбургской губернии. В 1811 г. было 20, в 1816 г. - 23, в 1834 г. - 37 мишарей-мужчин49. В дальнейших переписях мишари и башкиры учитывались вместе. В 1795 г. башкир насчитывалось 147 человек при 32 дворах. В 1812 г. из разных деревень Тайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии сюда было перечислено 35 башкирских семей. Всего башкирского населения из Кайпановой тюбы и Тайнинской волости в данной деревне было 165 мужчин и 178 женщин. Дворов — 65. По X ревизии всех жителей — башкир и мишарей — при 79 дворах было 426 человек. 490 человек и 84 двора показали в 1870 г. Причем башкиры (389 человек) ошибочно отнесены к мишарям, а мишари (111 человек) — к тептярям (последних здесь не было). Перепись 1920 г. правильно относит население деревни к башкирам и мишарям; всех насчитывалось 908 человек при 182 дворах.

Название деревни объясняют следующим образом: Булегарт от названия местности Булегарт — «залесное», а Кайпан — от антропонима. В XIX в. она была известна сначала как Новокайпаново, затем Большой Кайпан, а сегодня — Буль-Кайпаново.

Несколько данных о занятиях башкир (по мишарям

(нет сведений). В 1842 г. на 343 человека было засеяно 2040 пудов озимого и 2280 пудов ярового хлеба, т.е. по 12,6 пуда на каждого жителя. Каждый из 65 дворов имел лошадей по 1,4, коров — по 1,6, овец — по 1,4, коз — по 0,6.

Занимались и пчеловодством (23 улья и 2 борти было к 1842 г.).

В 1842 и 1870 гг. показаны 2 мечети, в последнем случае упоминается «училище» при мечетях. В 1816 г. была одна «ветхая мечеть».

Здесь жил юртовой старшина 18-й юрты Рахматулла Кансуяров. Булегартец Зайнибашир Бакиев сын Илипеев, 1793 г., к 1842 г. успел побывать 5 раз на Оренбургской линейной службе по р. Урал. Его сыновья Тайравитдин, Шагабутдин, Шавалей.

Д. Новокайпаново возникла как поселение башкир-вотчинников и впервые упоминается в документе за 1758 г.52 В 1795 г. здесь в 20 домах проживало 75 человек.

В 1816 г. их было 69, в 1834 г. - 101, в 1859 г. - 302, в 1870 г. — 382, в 1820 г. — 501 башкир. Как видно, относительно национальности жителей новой деревни единодушны все ревизии и переписи.

При мечети действовало «училище» (1870 г.).


Кальтяево

Д. Кальтяево находится при одноименной речке. Она относится, как и предыдущие поселения, к Кайпановой тюбе Кыр-Таныпской волости. В 1795 г. здесь зафиксировано 22 мужчины и 38 женщин. Все — вотчинники. Малочисленность населения свидетельствует о недавнем основании деревни. В одном документе говорится, что «башкиры этой деревни перешли сюда из разных мест». Однако все принадлежали к Кайпановой тюбе. Следовательно, только кайпановцы разных сел могли создать это новое поселение. В 1811 г. взято на учет 62 мужчины, в 1816 г. - 67, в 1834 г. - 185, в 1859 г. - 236, в 1870 г. -287, в 1920 г. — 766 башкир. В двух верстах от коренной деревни возник выселок под названием Нижнекальтяево. Первая стала называться Верхнекальтяево. В 1925 г. выселок стал поселком из 18 дворов башкир.

В 1842 г. 185 башкир засеяли 320 пудов озимого и 766 пудов ярового хлеба, т.е. по 6,3 пуда на человека. Тогда имели 2, в 1870 г. — 3 мельницы. Каждому из 36 дворов принадлежало лошадей — по 2, коров — по 3, овец — по 2,1, коз — по 2,3.

Отдельные хозяйства занимались и пчеловодством. В их руках насчитывалось до 25 ульев и 15 бортей.

С начала XIX в. действовала мечеть, в 1870 г. упоминается «училище» при ней.

Кальтяевцы при р. Шардак в середине XIX в. основали д. Чишмы, затем называли, как и речку, Шардак-Чишма, сегодня Старый Шардак.

В 1859 г. д. Шардак-Чишма состояла из 17 дворов с 80 жителями. 97 человек при 17 дворах отметили в той же деревне в 1870 г. Перепись 1920 г. показала д. Старый Шардак с 54 дворами (310 башкир) и Новый Шардак с 25 дворами (133 башкира).



Шулганово


Д. Шулганово при pp. Степной Гарей и Юрмияз в 1795 г. состояла из 22 дворов с 86 жителями из башкир-вотчинников. В 1816 г. дворов было 25, жителей — 91 душа м.п. 291 башкира при 53 дворах показала VIII ревизия 1834 г. В шести семьях была представлена полигамная форма брака, что составляет 11,3% всех семей57. В 1859 г. насчитывалось 567 башкир (92 дома). 297 мужчин и 280 женщин при 100 дворах отмечено в 1870 г. Советская перепись 1920 г. взяла на учет 1278 башкир при 253 дворах. В 1816 г. из 91 души м.п. на военной службе по охране Оренбургской пограничной линии находилось 18 человек, детей было 52, престарелых — 4, взрослых, ожидающих срока службы, — 17 человек. В 1842 г. на 291 человек засеяли 960 пудов озимого и 1448 пудов ярового хлеба, или по 8,3 пуда на жителя. В 1870 г. было 3 мельницы. На каждый из 53 дворов приходилось лошадей — по 3,4, коров — по 3,5, овец — по 4, коз — по 2,7. Занимались пчеловодством (деревня имела 155 ульев и 16 бортей). Мусульманам принадлежала мечеть.
Чишмы

Рядом с д. Шулганово ее жители основали новую деревню при р. Юрмияз под названием Чишмы. Это произошло в начале XIX в. В 1816 г. в ней проживало 50 башкир, в 1834 г. — 72, в 1859 г. — 57 человек. Перепись 1920 г. показала 79 башкир.
Кашкаково

Д. Кашкаково при р. Меяшъяды (Варъяз) в 1795 г. имела всего 30 дворов, где проживали одни башкиры (136 человек). VII ревизия учла столько же домов и 109 мужчин. 310 башкир при 62 дворах показала VIII ревизия. В 1850 г. насчитывалось 370 (60 домов), в 1870 г. - 570 (92 двора) и в 1920 г. - 1119 башкир (219 домов).

В 1842 г. на 310 жителей сеяли 840 пудов озимого и 816 пудов ярового хлеба, т.е. по 5,3 пуда на жителя. В 70-х гг. была и мельница.

По IX ревизии 1850 г. перечислим имена некоторых жителей Кашкаково: зауряд-есаул Мухаметгали Кузяше-вич (Кусяш) Мусеев, его сыновья урядник Мухаметша (его Давлетша), Мухаметкарим (его Мухаметсалим, Мухаметгалим); Сафаргали Кузяшевич Мусеев, его сын Исмагил; Мухаметамин Кузяшев сын Мусеев, его сыновья Муфаррах, Мухаметлатиф, Габдулфаттах, Муф-тахутдин, Мухаметсадык, Давлетбай, Хазиахмет; Курбан-гали Кузяшевич Мусеев, его сыновья Камалетдин (его Хайритдин, Шарафетдин, Мухаметсадык), Багаутдин (его Муса), Назмидин (его Ямалетдин), Мухаметзян (его Ситдык). Встречается любопытное имя Арменша Таръяулов60.

Башкиры-вотчинники дд. Кашкаково (2 семьи), Салихово (4), Югамаш (2), Тау (1), Кызыл-Яр (1) в 1849 г. в целях сохранения вотчинных земель от покушений образовали при одноименной речке новую д. Ачу-Елга61. Через год она имела 10 дворов с 70 жителями. 106 башкир при 19 дворах было в 1870 г. Перепись 1920 г. учла 302 башкира (62 двора).


Акбулатово, СтароАкбулатово, Новоакбулатово или Картык


Д. Акбулатово при р. Варзы в 1795 г. состояла из 7 дворов с 30 башкирами-вотчинниками. В 1870 г. урман-гарейцы приняли сюда тептярей, количество которых в 1834г. достигло 17душ, башкир— 166душм.п.62В 1816г. в Акбулатово в 16 дворах проживало 80 башкир и 20 тептярей. В 52 дворах X ревизия зафиксировала 323 башкира, в 4 дворах — 46 тептярей. 389 башкир и 45 тептярей было в 1870 г. В начале XX в. из Акбулатово выделились все тептяри и до 1908 г. образовали Новоакбулатово или Картык. В 1920 г. в 21 дворе тептярей насчитывалось 98 человек. В коренной деревне, названной Староакбулатово, остались одни вотчинники-урман-гарейцы. В то время их было 765 человек. Они имели 150 домов. Что касается названия этого поселения, то оно происходит от имени башкира Урман-Гарейской волости. По документам XVII в. известны его сын и внук. В 1696 г. Апас Акбулатов «с товарыщами» по указу царя Петра Алексеевича и по приговору стольника и уфимского воеводы В. Ф. Леонтьева получил подтвердительную память на владение «вотчиною лесом Бустою» в бассейнах pp. Варяш и Кочаш. Эта территория расположена в 20 верстах от Староакбулатово. Его сын Апаш(и) Апасев также стремился закрепить за собой и родственниками ту же самую вотчину. Интересно отметить, что имеется и р. Апаша. Видимо, все это неслучайные совпадения.

В 1842 г. только башкирами (166 человек) было засеяно 69 четвертей (552 пуда) озимого и 76 четвертей (608 пудов) ярового хлеба, т.е. по 6,9 пуда на каждого жителя. Имели 2 мельницы. 25 башкирским дворам принадлежало лошадей — 124 (около 5 на двор), коров -130 (по 5,2), овец - 210 (по 8,4) и коз - 114 (по 4,6). 27 тептярей проживали в 4 домах. На каждый тептярский двор приходилось лошадей — по 1,7, коров — по 3,7, овец — по 4,2, коз — по 5. Им были отведены по договору с башкирами по р. Варзы следующие угодья: по 300 десятин пашни, сенокосных угодий и неудобных земель, 800 десятин леса и 50 десятин находилось под усадьбой.Башкиры занимались пчеловодством: в 1842 г. имели 60 ульев и 9 бортей (у тептярей 4 улья). При мечети была конфессиональная школа («училище»). В д. Новоакбулатово в 1908 г. было известно одноклассное министерское училище. Тогда в 4 отделениях обучался 21 мальчик. В течение 1908—1909 учебного года вновь принято 7, выбыло 3, к концу года числилось 25, из них 12 учеников были переведены в следующие отделения, 8 оставлены на второй год и 5 окончили курс.

По всем другим башкирским поселениям материала мало. Это можно объяснить лишь их поздним возникновением и отсутствием выявленных и опубликованных источников. Поэтому чрезвычайно трудно установить генетические связи их с жителями более древних населенных пунктов.
Сикияз

д. Сикияз (затем получила название Нижнесикиязово) при одноименной речке была создана кыртаныпскими башкирами дд. Манагазово (6 семей) и Иликеево (7 семей). Последние ныне в Балта-чевском районе. Это произошло 30 июля 1839 г., когда последовало предписание командующего Башкиро-мещерякским войском66. В XIX в. по р. Сикияз была лишь одна деревня. Только в начале XX в. нижнесикиязовцы основали в верховьях одноименной речки новую деревню, названную ими Большой Сикияз или Верхнесикиязово, сегодня — Старый Сикияз. В 1920 г. она состояла из 154 домов. Проживали там башкиры (827 человек).

История д. Беляшево, ее основание не совсем ясны. Известно лишь, что деревни еще не было в 1834 и 1850 гг., поскольку тогда ее не взяли на учет. В 1859 г. там проживало 227, в 1870 г. - 239, в 1920 г. - 632 башкира.

Точно так же обстоит дело с сегодняшним селом Старый Курдем. Его не зафиксировали в 1870 г. В 1920 г. там в 124 дворах проживал 641 башкир.

По всем другим новым башкирским поселениям можно найти скудные сведения по итогам переписей 1920 и 1925 гг.

Впервые были зафиксированы переписью 1920 г. дд: Бизь (Устюбица) с 179 башкирами (37 дворов), Бад-ряшево (238 башкир при 48 дворах, могла возникнуть в конце XIX в.)67, Асавды (285 башкир), Савкияз (Малый Сикияз или Малый Савкияз, 475 башкир), Бургынбаш (425 башкир), Новый Курдем (77 башкир), Сараш-тыбаш (425 башкир), Юрмиязбаш (184 башкира), Кытки-Елга (280 башкир), Юсупове (301 башкир), Верхняя Салаевка (113 башкир), 1-й Зиримзибаш (39 дворов с 216 башкирами).

К 1925 г. были поселок Аук-Буляк (40 дворов башкир), дд. Байкибаш (18 дворов башкир и русских), Карманово (30 дворов башкир), Кардагушево (20 дворов башкир), 1-й Янаул (25 дворов башкир), 2-й Зиримзибаш (29 дворов башкир).

После переписи 1925 г. возникли следующие башкирские поселения: Арибаш, Артаулово, Зияктау, Куряш, Манагаз, Новотроицк, Сабанчи, Фанга.

Отличительной особенностью этнодемографической панорамы Татышлинского района, по сравнению с соседними Бураевским, Балтачевским, Янаульским районами, не говоря уже о западных и центральных регионах Башкортостана, является относительно малая заселенность его тюркоязычными припущенниками из числа казанских татар (как ясачных так и служилых), мишарей (в т.ч. тэмэнов - темэндэр), различных групп тептяро-бобыльского населения. Все это объясняется прежде всего недостаточностью плодородных земель, пригодных земледелию (памятуем: в основном пришлое население было земледельческим), отсутствием промышленных предприятий, отдаленностью от административных и торгово-экономических центров, которые явились бы притягательной силой для переселенцев.

Вместе с тем как и в других районах шел интенсивный процесс сближения башкирско-тептярского населения. Объективными факторами этого процесса были совместное расселение, общность языка, религии, исторического прошлого и др. Ускоряющим фактором сглаживания различий между башкирами, татарами, мишарами и тептярами стали участившиеся межэтнические браки. Все это вместе взятое, а также привилегии в землевладении, привели к тому, что существующие ранее этнические, языковые и социальные различия между ними к началу XX в. существенно сгладились. В первые десятилетия XX в., хотя у мишарей и тептярей было живо самосознание о своем происхождении, в социально-экономическом плане они вошли в состав башкирского народа. В ходе переписей 1920, 1926, 1939 гг. жители смешанных башкирско-мишарско-тептярских деревень считали себя башкирами. По данным переписи 1979 г. из 30148 чел., проживающих в районе, башкирами назвали себя 20298 чел., что составляла 67,3% всего населения, татарами - 2076 чел. (6,9%), удмуртами — 6511 чел(/ (21,6%), русскими — 698 чел. (2,3%), марийцами — 444 чел. (1,5%). Эти данные отражают объективную картину национального состава района, сложившуюся в годы Советской власти после крупных социальных потрясений: гражданская и Великая Отечественная войны, коллективизация, массовая мобилизация трудовых ресурсов на стройки пятилеток, освоение целинных земель и миграционный отток населения 50-70-х гг. в промышленные центры Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана.

На фоне логически объяснимого процесса миграции населения и взаимного сближения близкородственных народов явным противоречием выглядят результаты переписи 1989 г., когда часть жителей деревень, веками считавшие себя башкирами, записаны татарами. Здесь следует, конечно, сказать доброе слово моим землякам, сумевшим в подавляющем большинстве отстоять свою этническую и национальную принадлежность, т.к. по сравнению с соседними районами, в Татышлинском районе ситуация не столь тревожная. Но, в то же время численность башкир значительно сократилась. По переписи 1979 г. в районе проживало 26042 башкира, по данным 1989 г. — 13967. Таким образом, за 10 лет коренное население уменьшилось на 6331 чел. В результате удельный вес башкир снизился на 13,7%, в то же время татарское население «выросло» с 6,9 % в 1979 г. до 21,1 % в 1989 г. и составило 5487 человек. Для сравнения здесь укажем на русских и удмуртов. В 1979 г. в районе проживало 698 русских, в 1989 г. — 389, в те же годы численность удмуртов осталась довольно стабильной: в первом случае их было 6511, во втором — 5818.

Существенных изменений в районе не наблюдается и по отношению малых национальных групп: чувашей и марийцев.

По вполне объяснимым причинам в 1989 г. смешанными башкирско-татарскими названы жители таких традиционно башкирских населенных пунктов как Аксаит, Илмет, Нижний Кудаш, Зиримзибаш, Маматай, Старый Кайпан, Кыткы-Елга, Гарибаш, Кашкак, Ялгыз Нарат, Новый Кудаш. Случались и курьезы. Так, прежняя марийско-башкирская деревня Байкибаш названа башкирско-татарской, а районный центр Верхние Татышлы — башкирско-татарским селом. Неожиданно две небольшие деревни Курдымского сельсовета Ташкент и Юрмиязбаш стали чисто татарскими.



Национальная принадлежность — явление ответственное. Она не может периодически меняться от одной переписи к другой. Она охватывает многие стороны жизни человека, включая в себя живую связь десятков, сотен поколений предков, верность их священной памяти, уважительное отношение к своим истокам, традициям, культуре.













Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет