Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2013; проверки требуют 17 правок



Дата28.06.2016
өлшемі148.77 Kb.
#163532
Сарты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2013; проверки требуют 17 правок.



«Старик сарт» (фотография С. М. Прокудина-Горского, январь 1907 г).





Сарт Юсуф-бай

Сарты — общее именование части населения Средней Азии живших в XV—XIX веках. Согласно БСЭ, до Октябрьской революции 1917 года название «сарт» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно киргизы и казахи. Исконно оседлое население Средней Азии, вошедшее в состав узбеков.

Происхождение слова "сарт"

«Сарт, первоначально древнетюркское слово, означавшее «купец»; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик (цит. у Радлова, Словарь, IV, 335) и у Махмуда Кашгарского(напр., 1, 286). В изданном Радловым уйгурском переводе (с китайского) Саддхарма пундарики санскритское слово sarthavaha, или sarthabaha, «купец, водитель каравана» переведено capmnay; это слово объясняется как «старший купец» (сатыкчи удугы). Отсюда Радлов заключает, что тюркское сарт заимствовано из индийского (Kuan-si-im Pusar, 37)»[3]

Версии этимологи слова «сарт» от названия реки «Яксарт» встречаются и у Шакарима Кудайберды-улы или у Зварницкого. Последний предполагал, что местный житель мог представиться: «Я с Яксарта». После ссылок на Валя и Коссовича, Зварницкий вывел название реки Яксарт (современная Сырдарья) из персидских «яка»-река или «стремиться» и «сартъ»-холодный, ледяной, замерзший[26]. Версии Шакарима и Зварницкого цитируются наиболее редко и, скорее всего, в силу противоречивых версий этимологии как самого слова Яксарт, так и возможной версии этимологии слова «Яксарт» от «река сартов».

По мнению Бартольда В.В. содержащее в "Работах по отдельным проблемам истории Средней Азии" Том 2 говорится следующее:

У писателей XV и начала XVI в., Неваи и Бабура слово сарт употребляется в смысле "перстаджик" и противополагается слову тюрк, а не слову казак (которое в смысле 'бродяга, разбойник' встречается уже у названных писателей). Нынешний киргизский, или, как он себя называет, казацкий народ (казахский народ) в то время еще только образовывался и не имел почти никаких сношений с населением тех местностей, из которых вышли Бабур и Неваи. Из этого видно, что термин сарт придуман во всяком случае не киргизами. Сведения о различных употреблениях слова сарт и о различных объяснениях этого термина с достаточной полнотой собраны Н. П. Остроумовым. Сколько-нибудь научных объяснений, на наш взгляд, до сих пор нет. Важнее всего факт, что слово сарт не встречается в сочинениях домонгольского периода и что оно впервые употреблялось монголами. По словам Рашид ад-дина, монголы употребляли слово сартакты в смысле "таджик"; по его же словам, они впервые применили это слово к Арслан-хану карлукскому, первому из мусульманских владетелей, с которыми пришлось иметь делоЧингиз-хану. Из этого можно заключить, что монголы называли этим именем всех мусульман без различия, тем более, что карлуки несомненно были народом тюркским, а не арийским. Итак, объяснения слова сарт, вероятно, следует искать в монгольском языке. Не зная этого языка, мы не можем предложить свое собственное объяснение; но что в языке монголов был соответствующий корень, это видно уже из имени второгозолотоордынского ханаСартака. Уже во время походов Чингиз-хана тюрки старались сближаться с монголами, в противоположность городскому населению, которое в то время было арийским по языку и происхождению; очень вероятно, что вследствие этого сближения монголы стали называть сартами не всех мусульман, а только сохранивших свою обособленность арийцев, и что от монголов этот термин перешел и к тюркам. По мере смешения с тюрками сарты утратили свой арийский язык и приняли тюркский. Каково бы ни было происхождение слова сарт, нельзя не согласиться с мнением Н. П. Остроумова, что исключить его из нашего этнографического словаря нет никаких оснований. Этимология слова «немец» известна каждому, и все-таки мы употребляем его как этнографический термин. Подобно этому термину и слово «сарт», хотя бы оно первоначально не имело этнографического значения, теперь употребляется для обозначения народа, представляющего как по типу, так и по языку особую этнографическую единицу. По словам Н. П. Остроумова, язык сартов «в основе тюркский, но отличающийся от киргизского, узбекского, татарского и турецкого и известный под именем сарт тили».[4]

Антропология сартов[править | править исходный текст]

Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у сартов мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие "алтайской" крови, но вообще "иранская" кровь берёт верх.

Язык сартов

О языке сартов энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона даёт следующее пояснение «сарты по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению П. И. Лерха, наречие сартов ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и казахов.»[5] Этнический атлас Узбекистана, подтверждая сведения из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, сообщает, что сарты говорили на особом сартском языке (так называемый сарт тили). Его можно считать продолжением или разновидностью чагатайского языка[6].

Согласно Советской исторической энциклопедии для сартов было характерно: «окающий» и «йокающий» говоры[7].

По мнению востоковеда и тюрколога Серали Лапина, жившего в конце XIX — начале ХХ века, «нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского»[8].

В начале ХХ века Н. Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский (узбек-тили)[9]

Численность



При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. при распределении населения по родному языку и уездам Российской Империи сарты учитывались раздельно от узбековкаракалпаков,киргиз-кайсаков(казахи), кашгарцев и кипчаков[10].

Области Российской империи 1897 г.,

сарты /чел.

узбеки/чел.

кипчаки/чел.

кашгарцы/чел.

Ферганская область

788 989

153 780

7 584

14 915

Сырдарьинская область

144 275

64 235

-

-

Самаркандская область

18 073

507 587

-

16 993

Семиреченская область

14 895

-

-

-

Закаспийская область

778

470

-

-

Семипалатинская область

495

-

-

-

Акмолинская область

368

313

-

-

Тургайская область

130

-

-

-

Всего согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 968 655 сартов, для сравнения совокупная численность сартов превышала численность узбеков(726 534 человек) и среди других народностей империи говорящих на турецко-татарских наречия (тюркских наречиях) была четвёртой по численности уступая лишь киргиз-кайсакам (казахам) (4 084 139 человек), татарам (3 737 627 человек) и башкирам (1 321 363)[10].

Согласно энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона общая численность сартов достигала 800 000 человек, составляя, по данным на 1880 г., 26 % всего населения Туркестана и 4,4 % оседлого его населения[11]. В Сырдарьинской области сартов свыше 210 тысяч, в Фергане около 350 тысяч, в прежнем Зеравшане (имп. Самаркандская обл.) свыше 150 тысяч. Многочисленные во всей юго-восточной полосеТуркестанского края сплошные поселения сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской области. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство[5].

Стоит отметить, что В. И. Бушков и Л. С. Толстова считают, что перепись в среднеазиатских владениях не точна и содержит ряд существенных недостатков. По их мнению, среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык «сартский», что неверно и не соответствовало действительности.[12] В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свои родоплеменное название и родоплеменную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением; 2) некоторые группы городских таджиков. Также они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменным делением и в значительной мере полукочевые по образу своей жизни.[12]

Сарты в настоящее время

Слово сарт в отношении нынешних узбеков и таджиков чаще всего используют их соседи каракалпакикиргизы и казахи.

В дореволюционный период Российской империи сарты выделялись как обособленный этнос и при переписи населения учитывались отдельно от других этносов Средней Азии, в том числе и узбеков.

Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году (в №№ 22, 23, 25 и 26) вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Для Бехбуди вопросы происхождения этнонима сарт были тупиковыми без глубокого этнографического научного анализа. Позже возникшая новая советская власть не признавала такое явление, как сарты, так как к тому времени между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и оставался один языковой барьер. По своему языку тюркоязычные сарты были определены под «узбекской национальностью». Считается, что в настоящее время они полностью ассимилированы узбеками.

Акад. В. В. Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как "сарык ит" (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).

По мнению известного советского ученого ориенталиста Семенова А.А., [13] сартами называют все вообще оседлое население Средний Азии. Это название особенно распространено среди русских живущих в крае. Каждого туземца, будь то таджик или узбек, русский без разбора называет сартом. Киргизы (примечание казахи) зовут сартами всех тех своих соплеменников которые бросили кочевой образ жизнь и стали заниматься земледелием с оседлыми таджиками и узбеками которые у киргизов (примечание казахи) тоже сарты. Оседлые же узбеки сартами называют смешанных таджиков – тюркское население некоторых мест Средний Азии (напр. Хивы, Ферганы и других), которые говорят на тюркском языке с громадною примесью персидских слов. У кочевых узбеков слово сарт, по видному, имеет другое значение помню -говорит Семенов А.А.- мне пришлось однажды вечером возвращаться с развалин Термеза в Патта-Хисар вдвоем с узбеком-кочевником из племени Дурвал. Случайно в разговоре пришлось его спросить, знает ли он таджикский? Узбек отвечал, что он сарт. Когда я его попросил объяснять что это значит, он ответил мне до словно следующее: сарт по – узбекский означает того человека который ни какого другого языка, кроме своего родного, не знает (сарт узбек)[14][15]

По мнению этнолога, доктора исторических наук Н. Э. Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если «ваши родители казахи, но вы живете в городе Испиджабе, вы — сарт».[16] По мнению ученого ориенталиста П. Кузнецова "Вследствие постоянного общения с турками таджик с младенчества усваивает сартовский язык наравне со своим родним... При смешанном брак, возмёт ли таджик, положим, сартянку за себя, или таджичка выйдет за сарта, господствующий языком в семье делается конечно, сартовский. В таких случаях большинство детей даже не научается таджикскому наречию.

Но последнее значение в сартизации таджиков имеет неустойчивость их в своем родном и податливость на все чужое. Характерным примером этого может служит кара-мазарский имам, чистокровный бухарский таджик из Куляба. Он прибыл в Карамазар молодым человеком не зная тюркского языка, женился на сартинке, и дети его уже не знают по таджикски: отец не учил их родному языку. Наблюдая за туземцами в их обществе вы видите, что если между 10 таджиками сидит хот один сарт или киргиз, разговор непременно ведется на сартовский языке.

К своему превращению в сартов таджики относятся совершено равнодушно, мне сдается, даже охотно, потому что сделавшись сартами, они избавляются от позорной елички раба, *** (кул), данной им тюрками. Многие жители кишлаков Хиссарака, Сангинака и Искента ни за что не хотели сознаться мне в своем таджикском происхождении именно потому что, не их имению, назвать себя потомками таджиков значит признал себя рабами."[17]

Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизовказаховкаракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и без племенной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения без племенной аффилиации использовали название тат. Сам термин сарт сложно интерпретировать в этническом смысле. В Кокандском ханстве, судя по письменным источникам, термин сарт или «сартия» использовался в значении «оседлый, городской житель» — как противопоставление термину «кочевник».[18]. То же значение вкладывали в понятие «сарты» русские исследователи середины XIX века. Так, Л. Н. Соболев писал:

Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя



[19]. Л. Ф. Костенко отмечал, что слово «Сарт» означает:

названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин



В. Бартольд придерживался противоположного мнения и считал сартов отдельным этносом оседлых тюрков, отличающихся от таджиков языком, а от кочевых тюрков - образом жизни.

На территории Бухарского эмирата, то есть в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и южном Таджикистане название сарт для обозначения населения в XVIII — начале XX века не использовалось.[20]

Очень любопытным отзвуком старого обозначения слова «сарт» является, возможно, то обстоятельство, что население верховьев реки Пяндж, то есть шугнанцырушанцываханцы и др., до сих пор ещё между собою, говоря о населении равнин Туркестана, обозначают словом «сарт» как равнинных таджиков, так и сортов, то есть таджиков отуреченных. Живущих же рядом с ними узбеков верхне-пянджцы отделяют и называют юзбак, то есть «узбек».[21]

В советской историографии сарты как обособленный этнос не выделяется.

Известные сарты[править | править исходный текст]

Якуб-бек[22] — правитель государства Йеттишар («Семиградье») в Восточном Туркестане.

Интересные факты[править | править исходный текст]

Создатели чагатайской литературы Бабур и Алишер Навои в своих письменных работах отмечали существование народности сарт наряду с другими народами, населяющими среднеазиатский регион, но сами не относили себя к этому этносу[6].

Бабур в своих произведениях если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргиане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. В чем Бабур видел разницу между таджиками и сартами, неизвестно; едва ли имеется в виду разница в языке, так как при перечислении языков, на которых говорили в Кабульской области, не упоминается ни сартовский язык, ни таджицкий, а только персидский (фарси) - вероятно, общий язык таджиков и сартов. В других местах сочинения Бабура таджики не упоминаются; при описании, например, Ферганы туркам и их языку противополагаются только сарты и их язык.[23]

Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским.

Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче.

П.И. Пашино в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Далее, Пашино дискутируя с Южаковым, писал, что сарт "очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком", поскольку считает таджик рабом и "в душе" шиитом, т.е. неверным" Поэтому Пашино скорее, согласен" признать сартов "за особый народ арийского происхождения", чем смешивать их с таджиками[24].



Арминий Вамбери в своем произведении "Путешествие в Среднюю Азию" описывает и дает сартам следующую оценку: Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки.[25] В другой части своего произведения Арминий Вамбери описывает происхождение сартов как -отюреченных по языку потомков древних хорезмийцев.[26]

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет