Тема 3: Открытие объяснительных принципов – развития, детерминизма, системности



Дата22.06.2016
өлшемі44.82 Kb.
#153505
Тема 3: Открытие объяснительных принципов – развития, детерминизма, системности.

План.


  1. Гераклит и идея развития как закон.

  2. Демокрит и идея причинности.

  3. Анаксагор и идея организации.

 1. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1997 с. 5-20;

2.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985;

3. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. – М., 1990;
В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами) Такой взгляд называется анимизмом. Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в VI веке до н. э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психической деятельности. Труды древнегреческих мудрецов привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма. Древние греки называли душу «псюхе», которое и дало название нашей науке. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством – всеми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними.

Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Гелозоисту Гераклиту (конец VI – начало V века до н. э.) космос представлялся в виде “ вечно живого огня”, а душа (“психея”) – в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет “вечным живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими”. С именем Гераклита связано и выделение нескольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают “темное”, мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является “светлое”, отчетливое знание. Он также впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становиться все более «сухой и горячей». Степень влажности влияет на ее познавательные способности: «сухое сияние – душа мудрейшая и наилучшая», а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый человек. Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, управляет и развитием души и ее познавательных способностей. Термин «Логос», введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому «все течет», явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка. Следовательно, постигать себя (свою «психею») – значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов.



Идея Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н. э.). Демокрит родился в городе Абдеры, в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование, однако Демокрит счел необходимым предпринять несколько длительных путешествий, чтобы получить необходимые для себя знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. Написал книгу «Большой домострой» – лучшее его произведение, за что был награжден премией и в его честь воздвигали статуи. Сочинения дошли до нас только в отрывках. Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазу частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек как и вся окружающая природа состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Демокрит считал, что душа находиться в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств.(пример с принципом ощущений - «эйдолы»). Таким образом все наши ощущения – контактные. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный, который является результатом деятельности мышления. У Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущение и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не дают нам возможности увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании. «Теория истечений» Была признана в качестве основы формирования наших чувственных знаний о предметном мире всеми материалистами древней Греции. Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные это те качества, которые действительно существуют в предметах (вес, поверхность, гладкая или шероховатая форма). Вторичные качества – цвет, запах, вкус; этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства, т. к. «только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое». Таким образом, Демокрит первый сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по заранее заданной причине. Такой подход носит название детерминизма, а признание однозначной необходимости всех совершающихся в мире событий отрицает свободу воли человека. Он писал, что моральные принципы не даются от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Сам Демокрит считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался от брака и не желал иметь детей.

Анаксагор (V в до н. э.) «ум» как начало вещей. Он не принял ни Гераклитово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, возникает организованный космос. Таким началом Анаксагор признал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум). Он полагал, что от того насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. «Человек, – говорил Анаксагор является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Выходило, что не разум определяет преимущества, но его телесная организация определяет высшее психическое качество – разумность.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет