Тема: Расширение России на восток в XVII в. Сибирь



Дата17.06.2016
өлшемі143.34 Kb.
#143276
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тема: Расширение России на восток в XVII в. Сибирь.

Цели урока

Выяснить: 1. Причины продвижения России на Восток

2. Какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь

3. Что способствовало быстрому продвижению русских на Восток


  1. Каково значение присоединения Сибири


ТАБЛИЦА № 1

Причины продвижения русских в Сибирь

экономические

политические

социальные










ТАБЛИЦА № 2

Присоединение Сибири

Дата

События

Имена

Понятия

Значение

Способ присоедине-ния





































































ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Присоединение было добровольным.
В составе Кузнецкого гарнизона была сформирована группа служилых татар из числа абинцев.

1. «Скаска» кузнецкого сына боярского Евтихия Савинова 1681 г.

«В 160г. (1651-1652г) … привёрстан отце мой в Кузнецком к кузнецким служилым татарам головою»

Служилые абинские татары получали только денежное жалование. «В 1660-х – 1680гг оклад «старший» равнялся 3 руб; а «младший» - 50 копеек»
2. Из наказа Кузнецкому воеводе Баскакову

«А однолично тебе, будучи в государевой службе в Кузнецком остроге, с ясачных людей ясаки и всякие государевы доходы, какие собираются в кузнецком остроге, собирати с великим радением и расправу меж всяких людей чините в правду, по государеву крестному целованию, и татар и остяков от русских людей от обид от насильства оберегати и к ясачным людям ласку и привет держити и воров от воровства унимати и наказания и обороны чинити и ясаков лишних с ясачных людей не писати и у ружников и оброчников хлеба на себя не покупати…»


3. Кузнецов Ф.С. история Сибири

«и русские и телеуты имели общих, более опасных, противников на юге: Джунгарию, государство Алтынханов в Монголии и енисейских киргизов».


4. Кацюба Д.В.

«Когда в середине 18 века над шорцами и телеутами, нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1755 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и «принять всех до единого в русскую протекцию». Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.

Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа, в том числе и шорцев и телеутов»
5. Кузнецов «История Сибири»

Коренные жители края ненцы и эвенки к приходу русских отнеслись спокойно.

Главная цель аборигенов – олени – не интересовали русских пришельцев. Охота на соболя, ради которой прибыли русские, не представляла интереса для местных жителей. У всех племён Сибири, живших изолированно, до прихода русских наблюдалось пренебрежительное отношение к пушнине, так как её хозяйственное значение было невелико: для изготовления одежды гораздо практичнее олений мех, тёплый и прочный.
6. Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651г.

«…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые руских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.


7. Якуты сразу признали власть русских, потому что нуждались в защите от набегов воинственных соседей - ламутов и юкагеров.
8. У Дежнёва была жена якутка по имени Абакаяда. Семён Иванович позаботился о том чтобы перевести жену в православную веру, иначе брак считался бы незаконным. От этого брака у него вырос сын Любим.
Концепция «завоевания» Сибири
1. О набегах алтайских зайсанов и киргизских князцов на деревни Кузнецкой земли.

«Засайсан Духар с четырьмя тысячами черных и белых калмыков в 1710 г. напал на кузнецкие деревни Митину, Бедарёву и другие. В восьми деревнях было сожжено 94 двора, выжжены хлеба, угнано 266 лошадей, 839 голов крупного рогатого скота и 949 овец. Много людей было убито и взято в плен. Пленные обращались в рабство»


Вслед за Кузнецким острогом для охраны государевой и крестьянской пашни и пути из Томска в Кузнецк были поставлены Верхотомский (1657 г), Сосновский (1696г.) и Мунггатский (1715г) остроги.
2.Из ст. Оружие А.Ю. Огурцов

«В острогах концентрировались войска, хранилось оружие и боеприпасы, здесь спасалось окрестное население от разорительных набегов аборигенов»


Основной формой борьбы кочевников с Россией по всей Сибири являлись набеги конных летучих отрядов

3. Из отписки казака Алтынова:

«Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…»




  1. В верховьях Енисея служилые люди встретились с упорным нежеланием платить ясак и тогда брали заложников.

У ненцов и эвенков собрать ясак было не так-то просто. Они занимались кочевым оленеводством, перемещаясь по тундре и тайге. Поэтому иногда служилые казаки, чтобы ускорить сбор ясака, брали в плен заложников. Это вызывало протест у местных жителей. И происходили конфликты.

  1. «Тунгусы – люди воисты, боем жестоки», - писали казаки, - в бой выступают с луками и копьями, в специальных защитных доспехах: «куяках и шишаках, в наручнях и со щитами»

  2. «Воистыми» называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами» (пальма- тяжёлый нож на длинной рукоятке)


4. Из отписки С.И. Дежнёва

На реке Анадырь встретились с коренными жителями воинственными юкогерами. Стычка закончилась победой казаков, захватили двух пленных. Племя вынуждено было заплатить первую дань русскому царю


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
НАРОДЫ СИБИРИ
На огромных просторах Сибири жило много различных народов. Численность каждого из них была невелика. Их основным оружием были каменные топоры, лук и стрелы.

На Енисее жили уже принявшие русское подданство ханты и манси. Охота и рыболовство явились основными видами деятельности у всех народов таёжной зоны Сибири. У манси охота и рыболовство дополнялись примитивным земледелием. У хантов была распространена обработка кожи крупных рыб. Они умели делать из крапивных волокон грубый толстый холст.

Далее к востоку обитали ещё неизвестные русским людям восточносибирские народы.

По верховьям Ангары и Витима – обитали буряты. В XVII в. у них было хорошо развито скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, овец и коз. Западные буряты знали земледелие. Оно было примитивным, сеяли только просо и гречиху. Ещё буряты промышляли охотой и рыболовством.

В южном Забайкалье и Приамурье жили дауры

К востоку от Енисея вплоть до Охотского побережья жили эвенки. Основное занятие у них было оленеводство. Эвенки, для того чтобы выжить в сильные морозы, закаливались с раннего детства. Летом и мужчины и женщины ходят нагими и прикрывают лишь некоторые части поясом шириной в три ладони. Эвенки большие любители красоты и поэтому очень тщательно украшают себе лицо – лоб, щёки и подбородок.

Общественные отношения у эвенков можно определить как патриархально-родовые. Племена делились на роды, во главе которых стояли старшие по возрасту люди.

На северо-востоке Сибири, вплоть до Берингова пролива проживали – коряки, чукчи, юкагиры, а на Камчатке – ительмены. В бассейне реки Лены, Яны, Индигирки и Колымы жили якуты. Скотоводство – главное их занятие. Наряду с коневодством существовало разведение крупного рогатого скота.

Якуты, один из немногих народов Сибири, кто умел выплавлять железо в примитивных горнах. Якутские кузнецы изготовили топоры, ножи, котлы и др. Известно якутское оружие: стрелы, кольчуги и шлемы. Якуты знали примитивное гончарное дело. Самым распространённым видом ремёсла была обработка мехов и шкур животных. Ещё одним видом хозяйственной деятельности было рыболовство. Якуты в XVII в. делились на 35-40 племён, во главе их стояли тойоны - знатные люди. Основой производственной жизни была семья. Главой являлся мужчина.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Основной вид занятий телеутов – скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Скотоводство носило экстенсивный характер, корма на зиму не заготовлялись, и скот круглый год содержался на подножном корме. Охота – второе по важности занятие телеутов в прошлом. Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве телеутов. Обычно рыбу ловили сетями, намётками, а крупную били острогами. Немаловажную роль в жизни телеутов играло и собирательство. Ранней весной, когда с продуктами питания было особенно тяжело, они копали корни декоративных трав – кандыка, сараны, собирали дикий чеснок, лук, употребляя их в пищу. У телеутов были развиты различного рода промыслы: обработка продуктов скотоводства, дерева. Из кожи изготовливали обувь, одежду (тулупы, дохи, рукавицы).

Денег телеуты не знали, и торговля носила меновой характер. Почти с самого начала XVII века устанавливаются взаимовыгодные торговые, экономические и политические отношения с русским населением и администрацией Кузнецкого и Томского уездов. Они испытали на себе положительное влияние более передовой культуры русского народа, приобщали и другие алтайские племена к её достижениям.

Продукты скотоводства шли в обмен на продукты сельского хозяйства и ремесла. У шорцев они охотно выменивали железо и изделия из него: таганы, котлы, предметы вооружения и другие. Появлялись капканы и первое огнестрельное оружие – пищали, приобретаемые у русских.
У ТАТАР СИБИРСКИХ же традиционные занятия – земледелие, скотоводство, речное рыболовство и охота. Они разводили крупный рогатый скот и лошадей. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. Ремёслами были- кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом. Общественный уклад – соседская территориальная община. В 17 веке в качестве жилищ – землянки и полуземлянки. Но издавна татарам сибирским известны наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты 17-18 веках были низкие, имели небольшие двери (пролезли в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше.

В обстановке большинства жилищ большое место занимали нары, покрытые коврами, войлоком. Нары заменяли всю необходимую мебель. Отапливались дома печами – чувалами с открытым очагом. Нательной одеждой служили рубахи и штаны. И мужчины и женщины сверху надевали бешметы – длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы – безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шёлковых тканей, а зимой пальто и шубы. Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твёрдой, общитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпаки). Широко были распространены мягкие кожаные сапоги – ичити, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др. Многочисленны женские украшения – браслеты, кольца, перстни. Серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты.

По данным переписи населения 2002 ода численность татар сибирских, проживающих на территории России, составляет 10 тысяч человек, и около того телеутов.

Освоение Кузнецка
XVII век ознаменовался тем, что русские землепроходцы достигли реки Томи. В 1604 году на ней был основан город Томск, ставший центром освоения реки Томи. Отряды казаков устремились в её верховья. В 1617 году из Москвы последовал указ о строительстве острога.

Острог возвели в 1618 году в землях абинцев, в то время здесь жили татары, которые плавили железо из руды и занимались его ковкой, чем и добывали себе средства для пропитания. Поэтому-то это селение и получило такое название – Кузнецкий - его первыми жителями были кузнецы.

Стены крепости сделаны из толстых брёвен. В три стороны по стенам стоят башни. В центре церковь во имя Преображения Господня. Кузнецк был вначале построен лишь как маленький острог, в котором посланные ясачные сборщики могли быть в безопасности от любого нападения. Позже, однако, когда увидели, как удобен этот край и для поселения русских жителей, то маленький острог начинает расширяться.

В 1717 году на самом верху берега Томи, севернее острога – на Вознесенской горе, была заложена ещё одна цитадель – деревоземляная крепость. Позже была построена крепость с каменными бастионами.

Кузнецк играл важную оборонную роль на южных рубежах Русского государства, он неоднократно отражал набеги немирных кочевых племён Южной Сибири, которые наносили не малый ущерб и местным жителям. Они обратились к русскому царю с просьбой о защите. И в 1756 году был издан специальный указ, в котором говорилось, что весь алтайский народ, в том числе шорцы и телеуты, приняты в русское подданство.

Благодаря присоединению края к Русскому государству коренное население избавилось от разорительных грабительских набегов кыргызских феодалов, стало сближаться с более передовым, в отношении хозяйства и культуры, русским народом. Русские люди научили шорцев и телеутов обрабатывать землю плугом, сеять злаковые культуры, заготовлять на зиму сено для скота при помощи косы, применять на охоте огнестрельное оружие, вести промысел кедрового ореха, обучали пчеловодству, птицеводству. Местные жители, глядя на русских, оставляли свои дымные юрты и переселялись в рубленые избы с глинобитными печами и деревянным полом.

Но влияние было взаимным. Русские высоко оценили большое искусство шорских мастеров по выплавке металла и изготовлению из него изделий. Русские крестьяне переняли у шорцев и телеутов некоторые приёмы охоты на зверя, сбора и употребления в пищу ряда дикорастущих съедобных растений, стали носить местную меховую обувь, использовать лыжи.

2 марта 1932 года город Кузнецк перестал существовать, он вошёл в состав города Новокузнецка. Сегодня в Новокузнецке проживает около 560 тысяч человек. На его территории находится большое количество памятников истории и культуры. Одним из них является Кузнецкая крепость, полностью отреставрированная. Она считается историко-мемориальной зоной, где разместился исторический музей и многое другое.


Василий Поярков.
Экспедиция по Амуру.

В 30-е годы у служилых людей Восточной Сибири имелись неясные сведения, что на юге есть большая «хлебная река», имелся в виду Амур. Первые достоверные сведения об Амуре были получены в результате похода в 1643-1644 гг. под руководством Василия Пояркова. Отряд в 132 человека проделал путь вверх по Алдану. Часть отряда была оставлена на зимовку, а с остальными Василий Поярков налегке ушел вперёд и поставил зимовье. Эта зимовка оказалась неудачной: от голода и болезней гибли люди, тунгусы враждебно встречали пришельцев.

Перезимовав, поредевший отряд Пояркова на ладьях спустился вниз по Амуру. Пройдя немного вперёд, мореплаватели послали в разведку 26 человек – узнать, далеко ли до моря. На обратном пути разведчики подверглись нападению и были перебиты. Путешественники решили не зимовать на Амуре и продолжили плавание. Вторая зимовка была в устье Амура, где сумели даже взять ясак с обитавших там племён. Следующим летом плыли вдоль берегов Охотского моря на север. Весной, оставив 20 человек для сбора ясака, Василий Поярков сушей вернулся в Якутск.
Семен Иванович Дежнев.

Семён Иванович родился в городе Великий Устюг в Поморье. Он был вольным человеком и в 1631 году нанялся для службы в Сибирь. Дежнёв начал службу рядовым казаком и в Якутске выполнил первое ответственное поручение: предотвратил войну между двумя якутскими племенами, которая могла бы на многие годы затруднить сбор ясака.

В 1646 году в Нижне-Колымске узнали от промышленного человека Исая Игнатьева о драгоценном «рыбьем зубе». Редкая и дорогая находка. Семён Дежнев подал челобитную, в которой просил разрешения возглавить отряд торгового человека Федота Алексеевича Попова для похода в неизведанные земли по морю. Выплатить доход правительству от приведения в русское подданство новых народов, сбора с них ясака и заготовки «рыбьего зуба» - было целью похода Дежнёва. Но в этот год поход в море оказался неудачным, и его решено было повторить на следующий год.

20 июня 1648 года в поход по великому морю-океану в неведомые земли ушло на 7 кочах 100 человек. Семёна Ивановича добровольно избрали вожаком. Отряд вышел из устья реки Колымы Северного Ледовитого океана и плыл на восток. Затем мореплавателей настигла буря, и кочи разметало во все стороны. Выбравшихся на берег людей перебило местное население - чукчи. Три коча во главе с Дежневым продолжали путь. Он первым дошел до северо-восточного выступа Азии, который местные жители называли Большим Каменным носом (позднее мыс получил имя Дежнёва), и прошел Беринговым проливом, отделявшим Азию от Америки. В Тихом океане не стихала буря. Вскоре мореплаватели потеряли друг друга. Семёна Ивановича несло к юго-западу от Чукотского полуострова и 1 октября «выбросило на берег в передний конец на Анадырь реку» - писал в своей отписке Дежнёв. Что стало с Федотом Поповым, никто не знает. Где пристал коч Семёна Ивановича, точно неизвестно, до устья реки Анадырь по берегу моря шли они на лыжах 10 недель. Спасаясь от холода, землепроходцы ночевали в вырытых снежных ямах. С трудом добрались они до реки Анадырь, надеясь, что она выведет их к людям.

К весне 1649 года с Дежнёвым осталось 12 человек. На самодельных лодках они плыли вверх по реке Анадырь. Встретились с коренными жителями края - воинственным кочевым племенем, и, по словам Дежнёва, стычка закончилась победой казаков. Племя было вынуждено заплатить первую дань российскому царю. Совершая плавания по Анадырю, открыли отмели с большим количеством моржовой кости. Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана.

Ерофей Павлович Хабаров очень много занимался изучением края: собирал и записывал сведения о каждой новой реке, расспрашивал, где ее истоки, какие народы живут в этих местах. Хабаров первым открыл знаменитые соляные источники в устье реки Кут, сам построил первую соляную варницу.

Братья Хабаровы создали в устье реки Кут хорошее хозяйство, но воевода Петр Головин узнал об этом и захотел отнять у них землю, но получил отказ. За это Ерофея Хабарова посадили в тюрьму и подвергли жестоким пыткам. Освободившись из тюрьмы, он опять взялся за дело. Рядом с Хабаровым поселилось несколько семей, пришедших из России. Так возникла деревня Хабаровка. Но, услышав о походах Василия Пояркова и Атласова, Хабаров больше не мог спокойно жить.

Первый поход на Амур был разведывательным. У Хабарова был отряд в 70 человек. В путь отправились осенью 1649 года по речке Олекше, притоку Лены. Среди дауров распространились слухи о приходе большого отряда русских, и первые дауровские крепости были покинуты жителями. Жизнь на Амуре была неспокойной. Часто совершали набеги местные жители. После выяснения обстановки Ерофей Хабаров понял, что присоединить Амур силами своего отряда не сможет, нужна помощь. Он съездил в Якутск и объявил новый набор в свой отряд. Еще 177 человек прибыли на Амур вместе с Хабаровым. Хабаровцы заняли город-крепость Албазин на Амуре и сделали его центром своих владений. Когда занят был еще один город, дауровцы приняли русское подданство и обязались тянуть тягло, т.е. платить ясак, но вскоре они нарушили присягу на верность и ушли в неизвестном направлении. Оставаться в этих землях не было смысла. Отряд Хабарова отправился вниз по Амуру и стал собирать ясак мягкой рухлядью, действуя по грабительским законам.

В 1653 году казакам и Хабарову были розданы денежные награды от имени царя. Была решена основная задача - Приамурье присоединено к России.


Владимир Васильевич Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог, возглавил первый поход на Камчатку. Зимой 1697 года отряд из 60 русских казаков и 60 юкагиров выступил в поход, который продолжался три года. На Камчатке отряд, разделенный на две части, прошел по западному и восточному побережьям. Атласов первым из русских людей составил описание Камчатки.

Малообразованный, но любознательный, с пытливым природным умом, он собрал много интересных и ценных для науки сведений, описал жизнь и быт камчадалов. «Ростом они невелики, с бородами средними, одежду носят из соболей, лис, оленьих шкур и украшают собачьим мехом», - писал Атласов. Это описание характеризует и его самого: перед нами встает образ человека не только любознательного, но и способного этнографа. За два года Атласов тщательно обследовал полуостров. В Якутск поступили первые сведения о Курильских островах, об острове Сахалин, о Японии и Американском континенте.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет