Тема Введение в курс



Дата29.06.2016
өлшемі120.5 Kb.
#164683
түріРеферат

Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского


Национальный исследовательский университет

Учебно-научный и инновационный комплекс


«Социально-гуманитарная сфера и высокие технологии: теория и практика взаимодействия»

Н.Н. Грибов, Е.А. Молев


Реконструкция исторической информации данных археологии с помощью информационных технологий.
(Программа курса)

Мероприятие 1.2. Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса

Учебные дисциплины: «Археология», «История»
Специальности, направления: специальность 030401 – история, направление 030400 – бакалавр истории.

ННГУ, 2010

1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в курс

Начальные представления об информационных технологиях (ИТ). Виды информационных технологий. Возможности применения ИТ в исторических реконструкциях. Специфика ИТ. Специфика археологических данных. Археологическая информатика: история становления научного направления, основные проблемы и результаты.

Информационные технологии – способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании "ИТ" выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ей. Значение информационных технологий, по мере развития общества все возрастает. Это связано со все возрастающим техническим обеспечением человеческой деятельности. А любая технология, будучи включенной в систему общественных отношений, становится фактором различных социальных трансформаций, влияя на разнообразные структуры и подсистемы общества.

К ИТ относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Собственно интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась "вручную".

Так, изобретение печатного станка (традиционной ИТ), хотя и расценивается как революционный переворот в системе существовавших способов социального наследования, не затронуло способов переработки и использования информации, которые по-прежнему зависели от физиологических данных человека. Именно это свойство книгопечатания и породило противоречие между возможностями накопления информации и возможностями ее переработки и использования.

Специфика же современных ИТ (мультимедиа, искусственный интеллект и др.) заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда. В отличие от всех других технологий, реализуемых исключительно в сфере материального производства и предметной деятельности, и, соответственно, лишь опосредованно влияющих на духовную деятельность, современные ИТ являются культурогенными и гносеогенными. Реализуя свою культурогенную функцию, современные ИТ, проникая во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание, оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.

Кроме того, современные ИТ характеризуются эффектом автогенеративности, т.е. способностью к самопорождению.

Возникновение современных ИТ имеет своим следствием создание интеллектуальной технологии, то есть артефактов, программных продуктов и комплекса научных дисциплин, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества. Следовательно, роль современных ИТ не сводится к чисто количественным показателям. Основное значение от внедрения современных ИТ – радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества.

Археологическая информатика представляет собой отрасль знания, сочетающая изучение общих закономерностей археологической информации с разработкой подходов к применению информационных технологий в археологических исследованиях.

Задачи археологии в целом – реконструкция целого по неполным данным либо представление и выделение существенных черт целого из большого объема данных. В задачах первого типа происходит домысливание, индуктивное расширение информации на основе меньшего количества фактических данных. Второй тип задач характеризуется свертыванием, сжатием информации. Из большого объема фактических данных либо выделяется существенная часть, либо формируются обобщенные интегрированные показатели.

Благодаря этим задачам археология была в числе первых исторических наук, обратившихся к математическим методам и информационным технологиям. Методы вариационной статистики и геометрии, например, использовались в работах российских археологов уже в 20-х годах XX века. На Западе статистические методы при изучении палеолитических индустрий были применены Барнесом и Киддером в 1936 году. В 40-е годы математические методы стали применяться в Америке. Последующие работы Брейнерда и Робинсона показали, как можно формулировать и математически решать археологические задачи.

В настоящее время накоплен значительный опыт применения математических методов и компьютеров в археологии, имеется достаточное количество публикаций по этим вопросам. Однако говорить о них, как о полностью сформировавшихся научных направлениях станет возможным лишь только тогда, когда будет достигнуто определенное согласование предметной области и методов собственно археологии с соответствующими методами математики, компьютерной технологии обработки и анализа информации. Именно это и составляет главную проблему сегодняшних исследований в области применения информационных технологий в исторической науке в целом.



Тема 2. Археологическая информация и археологические базы данных.

Технологии создания археологической информации. Описание археологических объектов. Признаки. Значения признаков. Количественные и качественные признаки. Описание как кодировка. Описание вещей. Описание построек и погребальных сооружений. Описание памятников. Создание реляционной базы данных с использование стандартных средств MS Office.

Задача структуризации археологических данных с целью поиска и анализа информации существовала с момента появления археологии как науки. На современном этапе бумажные каталоги сменились электронными базами данных, что позволило оперировать большими объемами информации, вести поиск и сортировать данные по большому количеству критериев. Это, в свою очередь, привело к созданию баз данных разного профиля: появились административные и исследовательские регистры памятников, музейные каталоги, базы данных по раскопкам (находки с атрибутами, взаиморасположение в слоях и т.д.), базы по вещевому материалу, надписям, результатам анализов, библиографическим и библиотечным каталогам и т.д. Формализованные характеристики археологических объектов являются ценнейшим исследовательским материалом, на котором может прорабатываться широкий круг задач. Для их хранения и возможности применения в работе широким кругом исследователей и создаются базы данных.

Технологии создания археологической информации охватывают все этапы и стадии формирования первичных данных, сопровождающих процессы полевых и камеральных археологических исследований, включая работу с литературными источниками и описание находок. Наиболее важными критериями целесообразности подобных технологий является полнота, достоверность и адекватность формируемых в исследовательском процессе данных. Хотя использование этих технологий практически реализует традиционные формы и методы археологических исследований, однако важное значение, при этом, придается форме, в которой фиксируется археологическое знание. Здесь в первую очередь ставится задача обеспечить возможность использования современных компьютерных методов и средств. Важнейшей процедурой в такого рода технологиях являются модели данных, регулирующих не только форму представления фиксируемых (вводимых) данных (тексты, рисунки, снимки, чертежи, таблицы и т.д.), но и те материальные (бумага, кинопленка, аудио и видеокассеты, компьютерные средства) и логические (макеты данных) носители, на которых эти данные предусматривается размещать для их использования в последующих технологиях. Для этой цели служат разнообразные системы управления базами данных и знаний (СУБД), в частности, ориентированных на гипертекстную и мультимедийную форму представления данных.


Тема 3. Методы математической статистики в археологии и

информационные технологии обработки археологических данных.

Случайное событие. Вариационный и временной ряды и их характеристики. Оценки характеристик генеральной совокупности по выборочным данным. Ошибка выборки и доверительный интервал. Связи между признаками и их значениями. Корреляционный анализ. Пространство признаков и сходство объектов. Использование стандартного программного обеспечения в среде Windows для решения простых статистических задач при первичной обработке археологических данных.

Статистические методы используются тогда, когда экспериментальные данные представляют собой значительный объем результатов “измерений”, “наблюдений”. При этом структура совокупности исходных данных несет в себе определенную неоднородность, выражающую различные соотношения зависимости. Статистический анализ археологических данных позволяет выявлять скрытые в материале закономерности, которые в лучшем случае могут быть выявлены на интуитивном уровне.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне археологических исследований существенно повышает производительность труда, освобождает исследователя от большого количества рутинных операций, значительно ускоряет исследовательский процесс.

Технологии обработки данных археологических исследований являются наиболее важным и ответственным звеном в в структуре понятий археологической информатики. Они представляют собой фактически комплекс функциональных подсистем, под потребности и возможности которых должны подстраиваться другие типы технологий, выполняя для комплекса функции обеспечивающих подсистем. Разумеется, процедуры обработки данных и соответственно технологии, предназначенные для этих целей, рассредоточены по всем этапам формирования, представления, хранения, собственно обработки, передачи археологической информации, составляя в первых программно-техническое и технологическое ядро. Однако наиболее важную роль играет подсистема собственно обработки археологических данных, в которой сосредоточены и задействованы основные методы, модели, алгоритмы и технологии по современным формам проведения археологических исследований с использованием технических средств. Их использование дает возможность получать новые результаты и знания о жизни людей и природных процессах в далеком прошлом за счет обобщения имеющихся археологических данных и выделения в них наиболее важной информации методами информатики. Это дает полное право говорить, что технологии обработки информации суть технологии собственно археологических исследований.

Тема 4. Методы группировки археологических данных и объектов. Классификация и типология.

Группировки объектов и признаков. Графы и методы группировки. Построение эволюционных рядов и их синхронизация. Построение системы хронологии. Выделение локальных групп памятников или культур. Исследование структуры множества признаков. Факторный и кластер – анализы. Археологическая классификация и типология: сходство и различие понятий. Понятие типа в археологии. Математические методы построения классификации археологических объектов. Формирование пространства признаков. Понятие об информативности признака. Тип как статистически устойчивое сочетание признаков. Построение типологии.

Классификация – это стандартизированная процедура разбиения некой совокупности материала по системе заранее заданных жёстких принципов, выстроенных в некую последовательную иерархическую систему.

Целью построения типологии является выявление в материале скрытых неявных, но существовавших некогда в реальности объединений тех или иных объектов в группы, отражающие вполне определённые закономерности или традиции.


Тема 5. Компьютерное картографирование в археологии: источники, методика и технология.

Цифровые карты и методы их анализа. Компьютерное картографирование. CAПР-программы. Пространственное моделирование процесса формирования культурных отложений. Модель разрушения раскопанного археологического объекта. Формат полевой документации.

Процесс создания и использования цифровых карт в каждой из областей исторического знания имеет свою специфику с точки зрения определения базы источников, выбора методики и технологии формирования цифровой карты, а так же методов их анализа. Задача компьютерного картографирования заключается в реконструкции хронологии развития и функционально-исторической интерпретации археологических объектов на основе пространственного моделирования процесса формирования культурного слоя объекта. Решение поставленной задачи включает в себя три основных этапа.

На первом происходит формирование источника. Основной задачей этого этапа является извлечение и документирование археологической информации в форме, удобной для ввода в компьютер.Решение этой задачи связано с методикой раскопок и форматом полевой документации. Обязательные элементы разработанной методики – инструментальные замеры, начиная от дневной поверхности раскопа, и единая трехмерная система координат. Это позволяет сформировать исходные данные для представления археологических слоев, локальных 3D-объектов (напластования, прослойки) и точечных объектов (отдельные находки) в единой системе координат. Разработанный формат полевой документации определяет структуры баз данных слоев и находок.

Второй этап, этап компьютерного картографирования, предполагает создание компьютерной модели, максимально полно имитирующей пространство культурного слоя. Слои карты выделяются на основе цветности и состава почв. Отдельным слоем карты является слой находок. В процессе формирования компьютерной карты происходит преобразование набора "плоскостных" исходных данных (планиграфические срезы) до 3D-образа каждого объекта. Это позволяет максимально сохранить суть источника – пространственно-организованный культурный слой объекта.

Завершающий этап, связанный с интерпретацией, предполагает анализ развития и пространственно-временную реконструкцию объекта на основе модели накопления культурного слоя. При этом возможно выделение хронологических периодов развития археологического объекта и дополнительный анализ отдельного периода. Набор находок, пространственно привязанный к структуре слоя, обеспечивает решение в рамках данной модели задачи функционально-исторической реконструкции.

Применение технологии компьютерного картографирования археологического объекта позволяет решить ряд принципиальных задач: 1) полное извлечение, копирование и хранение информации об археологическом объекте; создание его виртуального образа решает противоречие между исследованием памятника и его полным уничтожением в процессе раскопок; 2) формирование полиинформативного источника за счет источнико-ориентированной технологии преобразования полевой информации в машиночитаемую форму; 3) возможность изучения археологического объекта не только на основе визуально фиксируемой информации, но и структурной (скрытой), выраженной во взаимном расположении элементов культурного слоя.

CAПР-программы могут применяться для реконструкции археологических объектов, например древних построек. У археологов большой популярностью пользуется AutoCAD, а также программы MicroStation, AutoCAD Map, Easy CAD и многие другие. Основной способ применения подобных программ археологами — подготовка полевых чертежей и трехмерные реконструкции раскопов, погребальных сооружений и поселений, а также архитектурных памятников и археологических находок..

До недавнего времени большинство важнейших архитектурных ансамблей прошлого документировалось в виде фотографий и чертежей ортогональных проекций сохранившихся структур, причем в этой информации было много нестыковок и ошибок. Сегодня 3D-реконструкция позволяет качественно изменить картину документирования древних архитектурных сооружений.

Когда вы строите 3D-модель, любая нестыковка сразу оказывается очевидной. В случае воссоздания архитектурных ансамблей прошлого CAПР используется для того, чтобы представить, как могла выглядеть некогда существовавшая структура, и чтобы в нее точно вписывались все элементы, дошедшие до наших дней. При этом CAПР-модели могут исходить не только из геометрических построений, но и из условий прочности, устойчивости и т.п.

Кроме того, трехмерные модели могут отображать как архитектурные сооружения, так и иные археологические объекты, доступ к которым ограничен, прежде всего, во избежание их порчи или разрушения.

Мощные вычислительные способности современных компьютеров привели к появлению новой научной дисциплины — виртуальной археологии.

Имея набор трехмерных моделей памятников старины, их можно объединить в виртуальную модель и поместить наблюдателя в этот виртуальный археологический экспонат. Такая модель может быть интерактивной, то есть она позволяет наблюдателю осуществлять навигацию в виртуальном пространстве, осматривая некогда существовавшие архитектурные ансамбли и целые древние города.

При этом вся ассоциированная информация (археологические, исторические и архитектурные данные, сведения о культуре) доступна по щелчку мыши. Пользователям представляется уникальная возможность увидеть архитектурный ансамбль в том виде, как он выглядел в прошлом, и тут же переключиться на модель современного состояния того же архитектурного комплекса.

На протяжении многих лет средствами полевой археологии собирались данные о некогда существовавших городах. Древние постройки, как правило, сохранились в виде обвалившихся стен, разрушенных войнами, пожарами, стихийными бедствиями. И только с появлением мощных компьютеров образы минувших эпох стали воссоздаваться виртуальными средствами в былом великолепии. Кроме того, внедрение технологии виртуальной реальности сблизило археологию с индустриями обучения и развлечений.

Постепенно становится выполнимой мечта археологов воссоздать все, что когда-либо было построено нашими предками: Стоунхендж, Колизей, Помпеи, афинский Акрополь... Многие проекты уже осуществлены. Различными коллективами выполнено уже довольно много реконструкций. В качестве виртуальной модели можно увидеть Колизей времен династии Флавиев (80-е годы н.э.), посетить виртуальную модель базилики Сан-Франческо в Ассизи, узнать, как выглядел Чатал-Гуюк — древнейший город мира, который когда-то существовал на юге Центральной Турции. Английский археолог Джеймс Мелларт раскопал его в 1950-1960-х годах. «С тех пор как был обнаружен Чатал-Хойюк, мы узнали, что одна из первых известных нам городских культур возникла на три тысячи лет раньше, чем мы предполагали, причем возникла не на берегах Евфрата и Тигра, не в Египте, а в Анатолии, столь пустынной в наши дни», — пишет немецкий археолог Генрих Клотц.



Тема 6. Геоинформационные системы (ГИС) и современные методы дистанционного зондирования земли в археологии.

Что такое ГИС. Археологическая картография. Особенности проектирование археолого-геоинформационных систем. Особенности редактирования и анализа данных в ГИС MAPINFO professional. Пространственный анализ археологических памятников по заданным параметрам. GPS и космические снимки. Основы геодезического обеспечения археологических исследований с применением спутниковых навигационных приёмников. Позиционирование археологических памятников с использованием GPS.

На современном этапе развития археологии в ее практику и теорию бурно проникают методы и технологии географических информационных систем (ГИС) и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса (GPS и космические снимки). Обладая рядом преимуществ (более точной и надежной географической привязкой, широким комплексом приемов автоматизированного анализа памятников археологии с возможностью визуализации результатов и др.), выше названные методы начинают вытеснять традиционную практику в археологических исследованиях и заставляют археологов все больше осваивать современные компьютерные технологии.

Когда количество исследуемых археологических памятников оказывается более 100, то работа с такой группой с применением традиционных методов очень затруднена, а возможности пространственного анализа резко снижаются. В таких случаях для археологических исследований необходимо применять ГИС-технологии.

Широкое привлечение последних было стимулировано привязкой археологических данных к местности. По сути дела, ГИС — это автоматизированная система обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. По структуре ГИС является СУБД, имеющей географическую привязку данных к определенной точке на местности и встроенную систему пространственного анализа. С помощью ГИС можно создавать археологические информационные системы отдельных географических регионов, планов раскопок археологических памятников, изучать древние карты и т.д.

Использование ГИС дает возможность не только фиксировать пространственное расположение археологических находок, но и прогнозировать местонахождение памятников на еще не исследованных территориях, основываясь на тенденциях их распространения. Например, карта нахождения артефактов позволяет составить схему расположения поселений.

Интересным примером использования ГИС в археологии является реконструкция изменения ландшафта на основе древних карт. Для этого карты сканируются, оцифровываются, переводятся в векторный формат и накладываются на современные цифровые карты. После идентификации определенных объектов, присутствующих на картах, осуществляется привязка старой карты к новой. Анализ совмещенных карт позволяет интерпретировать изменения ландшафта с течением времени. Структура поселений на древних картах часто коррелирует со структурой поселений на картах времен раннего средневековья. Это значит, что можно получить карту распространения древних поселений без проведения археологических раскопок.

Геоинформационные системы (ГИС) являются основой для формирования информационных систем работающих с пространственно-распределенными данными, они объединяют картографические материалы в растровом и векторном виде и семантическую информацию по объектам картографирования в виде базы данных (БД).

Проектирование ГИС обычно организовано в виде последовательности логических шагов, каждый из которых основан на предыдущем. Можно выделить три этапа проектирования ГИС:


  1. Разработка концепции проекта и сбор основных данных;

  2. Разработка логической модели проекта;

  3. Реализация проекта.

В геоинформационной системе каждый геометрический объект обязательно имеет атрибутивную (семантическую) информацию. Как минимум, это уникальный идентификационный номер. Для многих объектов также может указываться название, тип и другие, качественные и количественные характеристики.
Тема 7. АрхеологическийInternet.

Internet-технологии передачи археологических данных. Поиск археологической информации в сети Интернет. Археологические интернет-ресурсы. Создание информационного каталога сайтов по выбранной тематике. Методы телекоммуникаций, как средство научного общения, организации научных семинаров, конференций (форум, чат, электронная почта, Интернет-конференция). Публикация археологической информации в сети Интернет. Язык разметки HTML. Создание простого сайта. Создание мультимедийной презентации (MS Power Point).

Возможности современных информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности людей.

Технологии передачи данных в научных исследованиях вообще (а не только в археологии) появились лишь в последнее время. В значительной мере их появление и развитие обусловлены распределенной и удаленной обработкой и хранением информации. В первую очередь это связано с использованием сетевой технологии (прежде всего технологии локальных сетей) и удаленного доступа по каналам глобальных информационных сетей. Основные электронные ресурсы, связанные с археологической тематикой, включают в себя: а) электронные библиотеки на Web-сервере Института Археологии РАН, других организаций, на личных сайтах отдельных археологов, в портале «Археология России»; б) электронные журналы (журналы, обозрения, вестники, альманахи по археологии и этнографии); в) археологические форумы; г) виртуальные археологические музеи.


2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Артефакт. Программный продукт по археологии. М., 1991.

Археология и геоинформатика. Вып. 3. М.: ИА РАН, 2006.

Брайчевский М.Ю. Методы формализованного представления археологической информации // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970. С. 53 – 58.

Бреховских С.М., Прасолов Д.П., Солинов В.Ф. Функциональная компьютерная систематика материалов, машин, изделий и технологий. М., 1995.

Гарскова И.М. Количественные методы и ЭВМ для историка (Обзор англо-американских изданий) // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981. С. 334 – 353.

Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994.

Горелова Г.В., Кацко И.А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением EXCEL. Учебное пособие для вызов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 400 с.

Де Мерс, Майкл Н. Географические информационные системы. Основы. М.: Дата +, 1999.

Деревянко А.П., Холюшкин Ю.П. Методы информатики в археологии каменного века. Новосибирск, 1989.

Деревянко А.П., Холюшкин Ю.П. и др. Математические методы в археологических реконструкциях. Новосибирск, 1995.

Информационные технологии в гуманитарных исследованиях: Сборник трудов. Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998. 96 с.

Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. Вып. 5. Новосибирск, 2003. С. 67 – 99.

Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». № №1-36.

Каменецкий И.С., Маршак Б.И., Шер Я.А. Анализ археологических источников (возможности формализованного подхода). М., 1975.

Квирквелия О.Р. Краткий обзор советской литературы по вопросам применения статистико-математических методов исследования в археологии // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981. С. 318 – 333.

Ковалевская (Деопик) В.Б. Применение статистических методов к изучению массового археологического материала // Археология и естественные науки. М., 1965.

Ковалевская (Деопик) В.Б. Археологическая культура – практика, теория, компьютер. М.: НПБО «Фонд археологии», 1995.

Когаловский М.П. Технология Баз Данных на персональных ЭВМ. М., 1992.

Колпаков Е.М. Теория археологической классификации. СПб., 1991.

Компьютеры в археологии. М., 1996.

Круг идей: Модели и технологии исторических реконструкций. Труды XI конференции ассоциации «История и компьютер». Москва-Барнаул-Томск, 2010.

Лурье И. К. Основы геоинформатики и создания ГИС. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. М., 2002. 140 с.

Постнов А.В., Вергунов Е.Г. Применение спутниковых навигационнвх приёмников при проведении археологических исследований //

Постнов А.В., Вергунов Е.Г. Основы геодезического обеспечения археологических исследований с применением спутниковых навигационных приёмников. Новосибирск, 2003.

Савиных В.П. Геоинформационный анализ данных дистанционного зондирования. М. : Картгеоцентр, 2001. 228 с.

Фёдоров-Давыдов Г.А. О статистическом исследовании взаимовстречаемости признаков и типов предметов в археологических комплексах // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970. С. 123 – 131.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Археологическая типология и процесс типообразования // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М.: Высшая школа, 1987.

Фелингер А.Ф. Статистические алгоритмы в социологических исследованиях. Новосибирск, 1985.

Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 288 с.

Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М.: МГУ, 1988.

Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение. М.: МГУ, 2000.
б) дополнительная литература

Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ, 1998. 608 с.

Боровикова О.И., Булгаков С.В., Загорулько Ю.А., Сидорова Е,В., Холюшкин Ю.П. Разработка интеллектуального интернет-портала знаний для доступа к информационным ресурсам по археологии и этнографии // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. Вып. 7. Новосибирск, 2004. С. 31 – 39.

Бородкин Л.И., Деопик Д.В. Морфологические классификации и теория нечётких множеств // Задачи советской археологии в свете решений XVII съезда КПСС. Тезисы докладов. Суздаль, 1987. М., 1987. С. 48 – 49.

Бородкин Л.И. Компьютерное моделирование исторических процессов: ещё раз о математических моделях // Круг идей: развитие исторической информатики. Труды II конференции Ассоциации «История и компьютер». М., 1995.

Генинг В.Ф., Бунятян Е.П., Пустовалов С.Ж., Рычков Н.А. Формализовано-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников). Киев, 1990.

Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // Советская археология. 1973. №1.

Гинзбург Э.Х., Горенштейн Н.М., Ранов В.А. Статистико-математическая обработка шести мустьерских памятников Средней Азии // Палеолит Средней и Восточной Азии. История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1980. С. 7 – 31.

Дайменд С. Мир вероятностей. Статистика в науке. М.: Статистика, 1970.

Деопик Д.В. Соотношение статистических методов, классификаций и культурно-стратиграфических характеристик в археологическом исследовании / Методика археологических исследований и раскопки археологических памятников // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. № 148. М., 1977. С. 3 – 9.

Историческая информатика /Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. М., 1996.

Ковалевская В.Б., Погожев И.Б., Погожева Г.А. Количественные методы оценки степени близости археологических памятников по процентному содержанию массового материала // Советская археология. 1970. №3.

Клейн Л.С. Культурно-исторический процесс и теория коммуникации // Грани культуры. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 1997. С. 107 – 110.

Ковальченко И.Д. Моделирование исторических процессов и явлений // Вопросы истории. 1978. №8.

Лесман Ю.М. К применению методики распознавания образов для анализа керамического комплекса // Новое в применении физико-математических методов в археологии. М., 1979. С. 107 – 114.

Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972.

Математическое моделирование исторических процессов. М., 1996.

Миркин Б.Г. Группировки в социально-экономических исследованиях. М., 1985.

Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика. Л.: Недра, 1975.

Никитина Г.Ф. Анализ археологических источников могильника черняховской культуры у села Оселивка. М.: Наука, 1995.

Новое в применении физико-математических методов в археологии. М., 1979.

Румшинский М.З. Элементы теории вероятностей. М., 1970.

Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970.

Таллер М., Что такое "источнико-ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"? // История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. Goettingen, 1993.

Тарасенко В. Фрактальная логика. М., 2002.

Храмов Ю.Е. О классификации археологического материала с выделением переходных форм // Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях. М., 1989. С. 235 – 245.

Холюшкин Ю. П., Воронин В. Т., Штабной К. В., Воробьев В. В. Перспективы развития информационных технологий в Институте археологии и этнографии СО РАН // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998.

Цветков В.Я. Основы работы с MapInfo. Ч. 1. Начальный этап работы : метод. Указания. М., 1998. 56 с.

Чинхолл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ. М., 1983.

Шер Я.А. Алгоритм распознавания стилистических типов в петроглифах // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.



Янишевский Б.Е., Киселёв Д.И. База данных памятников археологии GRAVE. Опыт и перспективы применения // Компьютеры в археологии. М., 1996. С. 109 – 113.
3. Вопросы для контроля

  1. Понятие и возможности ИТ в построении исторических реконструкций.

  2. Специфика археологических данных и современные ИТ.

  3. История использования математических методов в археологии.

  4. Статистические методы обработки археологических данных.

  5. Археологические базы данных.

  6. Компьютерное картографирование в археологии.

  7. ГИС в археологии.

  8. Разработка классификации и типологии археологических объектов с помощью средств математической статистики и теории информации.

  9. Археологические интернет – ресурсы.

  10. Современные методы дистанционного зондирования земли в археологии.

  11. Публикация археологической информации в сети Интернет.







Название материала

Авторы

Объем




Мероприятие 1.2. Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса

1.

Реконструкция исторической информации данных археологии с помощью информационных технологий.

Грибов Н.Н., Молев Е.А.

14 с.







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет