Теоретико-методологический подход к исследованию этнической идентичности и межэтнических отношений



Дата24.07.2016
өлшемі174.67 Kb.
#220382
түріРеферат




Содержание

Оглавление

Введение...5

Глава 1. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической идентичности и межэтнических отношений...16

1.1. Исторический анализ особенностей межэтнического взаимодействия в Северной Башкирии...16

1.1.1. Исторические особенности заселения региона башкирским населением...18

1.1.2. Переселение в регион татарского населения. Мишари и тептяри...22

1.1.3. Основные этапы заселения региона удмуртским населением...28

1.1.4. Формирование восточнославянского населения региона...30

1.1.5. Особенности межэтнического взаимодействия в Северной Башкирии...32

1.1.6. Историческая ретроспектива возникновения исследуемых деревень Янаульского и Аскинского районов...41

1.2. Особенности формирования этнической идентичности населения

севера Республики Башкирия...48

1.2.1. Динамика численности населения севера Башкирии...48

1.2.2. Формирование этнической идентичности населения севера Башкирии...:...60

1.2.3. Двойственная этническая идентичность как характерная особенность исследуемого региона...73

1.3. Этническое самосознание — этничность — этническая идентичность: общее и особенное...81

1.3.1. Проблема соотношения понятий «этническое самосознание, этничность, этническая идентичность» в гуманитарных науках...81

1.3.2. Структура и виды этнической идентичности в поликультурном обществе...90

1.4. Основные факторы этнической толерантности в межэтническом взаимодействии...106

1.4.1. Теоретический анализ факторов, влияющих на межэтническое взаимодействие в поликультурном регионе...106

1.4.2. Взаимосвязь этнической идентичности и толерантности в межэтническом взаимодействии...117

1.4.3. Теоретико-методологический подход к исследованию межэтнического взаимодействия в Северной Башкирии. Гипотезы

полевого эмпирического исследования...126

Глава 2. Эмпирическое исследование этнической идентичности и установок межэтнического взаимодействия севера

Башкирии...136

2.1. Характеристика объекта исследования. Методы исследования и основные показатели...136

2.2. Результаты исследования этнической идентичности и установок межэтнического взаимодействия...148

2.2.1. Результаты исследования этнической идентичности представителей населения севера Башкирии...148

2.2.2. Результаты исследования этнической толерантности в межэтническом взаимодействии...166

2.2.3. Анализ основных этнокультурных установок представителей населения севера Башкирии...176

2.3. Взаимосвязь этнической идентичности и этнической толерантности. Корреляционный анализ результатов исследования...182

2.4. Факторный анализ установок межэтнического взаимодействия представителей населения севера Башкирии...195

2.5. Выводы по результатам эмпирического исследования этнической идентичности и установок межэтнического взаимодействия в

Северной Башкирии...213

Заключение...215

Список литературы...218

Приложение...241

Введение.

Актуальность исследования. Для России XXI века наряду с множеством проблем социально-экономического характера чрезвычайно актуальными остаются вопросы межэтнического взаимодействия. В этой связи особое значение приобретает поиск возможностей для сбалансированной интеграции российского общества. Среди ученых и политиков не прекращаются споры о том, какой путь оптимален для достижения согласия и гармонизации общественных отношений - нивелирование этнокультурных различий или сохранение социального и этнического разнообразия при разделяемых всеми единых системных целях. Рассмотрение интеграционных процессов, разворачивающихся в российском обществе, предполагает их анализ на разных уровнях - уровне складывания общероссийской идентичности, ступени формирования региональных общностей, уровне проявлений внутри- и межэтнической консолидации и др.

Башкирия является одним из поликультурных регионов, исторически сложившихся на территории современной России. Население республики, особенно ее северных районов, отличается чрезвычайной мозаичностью этнического состава, причем чересполосное проживание представителей разных этнических групп является скорее правилом, чем исключением. Такая картина расселения сформировалась исторически в результате различных процессов: миграции представителей разных народов на территорию края в течение последних четырёх столетий, урбанизационных процессов XX века и др. [Кузеев, Танеева, 1989; Кузеев, 1992]. Интенсивность межэтнических контактов в данном регионе очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями.

Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок. Особенно важной и недостаточно изученной темой является связь между

проявлениями этнической идентичности и установками межэтнического взаимодействия. Данная проблематика находится на стыке интересов этнологии, истории, социологии, социальной и этнической психологии и в последнее время пользуется популярностью у отечественных исследователей (Толерантность и согласие, 1997; Идентичность и толерантность, 2002; Этническая толерантность в поликультурных регионах России, 2002; Психологические исследования этнической толерантности, 2003; Толерантность в межкультурном диалоге, 2005). В изучении проблем этнической идентичности и этнической толерантности - интолерантности в поликультурном обществе особенно продуктивным оказывается комплексный междисциплинарный подход. На наш взгляд, кросс-культурный анализ подобных явлений с использованием социально-психологических методов позволяет вскрыть невидимые глазу процессы и явления, порождающие различные формы взаимных реакций контактирующих этносов, выявить общие и специфические факторы, влияющие на толерантность -интолерантность межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия.

Состояние научной разработанности проблемы. Постановка и осуществление поставленной задачи сделались возможными благодаря накопленным в отечественной науке теоретическим и эмпирическим исследованиям в области этнологии и социальной антропологии [С.А. Абашин, Э.Г. Александренков, С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Б.Е. Винер, Р.Ш.

'* Джарылгасинова, Д.М. Исхаков, В.И. Козлов, А.Д. Коростелев, М.В. Крюков, Р.Г.

Кузеев, П.И. Кушнер, В.В. Пименов, СЕ. Рыбаков, Ю.И. Семенов, З.П. Соколова, СВ. Соколовский, В.А. Тишков, С.А. Токарев, Д.А. Функ, Н.Н. Чебоксаров, СВ. Четко, В.А. Шнирельман], этносоциологии [А.Р. Аклаев, Ю.В. Арутюнян, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Н.Р. Маликова, В.К. Малькова, М.Г. Савва, А.А. Сусоколов], межкультурной коммуникации [М.Ю. Мартынова, СГ. Тер-Минасова], социальной и этнической психологии [B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова,

* В.В. Гриценко, В.Ю. Хотинец, П.Н. Шихирев], заложившим основы для

реализуемого в этой работе теоретического и эмпирического подхода к

исследованию этнической идентичности и этнической толерантности в поликультурном регионе, а также факторов, влияющих на их формирование. Важное методологическое значение для данного диссертационного исследования имели труды ученых, разрабатывающих проблему особенностей идентичности и культуры населения регионов со сложным этническим составом, «пограничных областей» [П.И. Кушнер, Л.Н. Чижикова, Р.А. Григорьева, Р.Н. Игнатьев, А.С. Мыльников, М.Я. Берзина, Р.Ш. Джарылгасинова].

В последние годы в отечественной социальной и этнической психологии активно ведутся исследования проблем межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия [А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Л.И. Науменко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, П.Н. Шихирев, Е.И. Шлягина]. Отечественными исследователями также выявлены факторы, способствующие формированию этнической толерантности-интолерантности. Прежде всего, это валентность этнической идентичности, культурная дистанция, разделяющая этнические группы, воспринимаемая дискриминация и уровень религиозной идентичности [Н. М. Лебедева, 1993, 1997, 2003; Н.М. Лебедева, А.А. Выскочил 2002; N. Lebedeva, A.Viskochil, 2002, 2003; Н.М. Лебедева, А. Н. Татарко, 2003, 2005].

Изучение проблем этнической идентичности и межэтнического взаимодействия во многом базируется на трудах зарубежных ученых, исследовавших данные феномены в культурном контексте [М. Banks, F. Bart, J.W. Berry, S. Bochner, Т.Н. Eriksen, D. Gorenburg, W.B. Gudykunst, G. De Vos, H. Tajfel, H.C. Triandis, J.C. Turner]. Попытки изучения факторов, влияющих на толерантность - интолерантность межэтнических отношений, предпринимались зарубежными исследователями в области кросс-культурной психологии [S. Bochner, 1982; J. Berry & М. Pleasants, 1984; М. Brewer & D. Campbell, 1976; R. Kalin & J. Berry, 1980; F. Moghadam & D. Taylor, 1987; D. Taylor, 2002; W. Stefan & C.Stefan, 1985,2000].

На региональном уровне проблемами межэтнического взаимодействия и этнической идентичности в Северной Башкирии занимались в основном

этнологи, историки и лингвисты, рассматривая этностатистические, этнолингвистические и этнические аспекты данной проблематик [А.З. Асфандияров, И.М. Габдрафиков, А.Р. Танеева, Д.М. Исхаков, М.М. Кулынарипов, Р.Г. Кузеев, М.И. Роднов, Ф.Г. Сафин, А.А. Юлдашев, Р.И. Якупов, Р.З. Янгузин].

Целью исследования является выявление взаимосвязи этнической идентичности и характеристик межэтнического взаимодействия у представителей этнических групп, проживающих в Северной Башкирии.

Объект исследования - представители сельского населения четырёх основных этносов, населяющих Северную Башкирию: башкир, татар, русских и удмуртов. Всего в ходе основного исследования (весна-лето 2001 г.) автором было опрошено 380 человек (каждая выборка включает по 95 человек). Выборка уравнивалась по гендерному составу и включала в себя 190 женщин и 190 мужчин. Диапазон респондентов по возрасту: башкиры - от 19 до 75 лет, русские - от 18 до 78 лет, татары - от 18 до 75 лет, удмурты - от 18 до 72 лет. Образование респондентов - среднее, среднее специальное и высшее.

Предмет исследования - взаимосвязь между характеристиками этнической идентичности и установками межэтнического взаимодействия у представителей народов, населяющих Северную Башкирию.

Задачи исследования:

1. Провести анализ подходов к изучению этнической идентичности и межэтнических установок в поликультурных обществах в отечественной и зарубежной этнологии и психологии.

2. Определить особенности этнической идентичности населения Северной Башкирии: значимость этнической принадлежности, чёткость -неопределенность этнической идентичности, позитивность - негативность этнической идентичности и др. (этнолингвистический аспект, конфессиональная принадлежность).

3. Определить у представителей исследуемых этнических групп: установки межэтнического взаимодействия (этнические авто- и гетеростереотипы

и др.), показатели культурной и социальной дистанции, степень этнической толерантности - интолерантности по отношению к представителям групп Северной Башкирии.

4. Исследовать и охарактеризовать факторы, влияющие на формирование толерантных - интолерантных установок в процессе межэтнического взаимодействия в Северной Башкирии.

Источники исследования.

В ходе написания диссертационного исследования автором использованы два вида источников: 1) опубликованные и архивные материалы, содержащие информацию о динамике численности населения Северной Башкирии по этническому признаку; 2) данные социально-психологического опроса представителей башкирского, татарского, русского и удмуртского населения Северной Башкирии, проведенного автором в 2001 г. в ходе полевого исследования.

Источниковедческой базой исследования послужили следующие архивные и статистические материалы:

1) Материалы переписей населения (Российской империи 1897 г., Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. и Всесоюзных 1926,1959,1970,1979 и 1989 гг.).

2) Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. V. Бирский уезд. Оценочно-статистические материалы по данным местных исследований 1897 г. Издание Уфимской Губернской Земской Управы под редакцией С.Н. Белецкого, заведующего статистическим отделением управы. Уфа, 1899.

3) Крестьянское хозяйство Уфимской Губернии. Подворная перепись 1912-1913 гг. Статистический отдел Уфимской Губернской Управы. «Печать». Уфа, 1914.

4) Историко-статистические и экономические таблицы по Автономной Башкирской Советской Социалистической Республике. Уфа, 1923.

5) Бюллетень Башкирского центрального статистического Управления. № 6-7, март-апрель 1924 г. Уфа, 1924.

6) Башкирский краеведческий сборник. Материалы Общества по изучению Башкирии под ред. Ш.Х. Сюнчелей. N 1. Уфа, 1926.

7) Материалы Башкирского центрального статистического управления. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Предварительные итоги по Башреспублике. Уфа, 1927.

8) В.П. Шибаев. Этнический состав населения Европейской части Союза ССР, Издательство АН СССР, Ленинград, 1930.

9) Подворные карточки Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. Центральный государственный исторический архив РБ. Р-473, опись № 1, Р-274, опись №1.

10) Западные Башкиры. По переписям 1795-1917 гг. Уфа, 2001.

11) Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926. Уфа, 2002.

Данные источники явились основой для исследования этнодемографических процессов в северной части Башкирии и в республике в целом по различным категориям, включая этническую принадлежность, что позволило проследить динамику этнических и этнокультурных процессов.

Эмпирическую базу исследования составил опрос с помощью социально-психологического опросника представителей четырех наиболее многочисленных этнических групп, населяющих север Башкирии: башкиры, татары, удмурты и русские. Опрос проводился в селах Новый Артаул, Кисак-Каин, Янбарисово, Зайцево, Чераул, Шудек, Вотская Урада (Янаульского района) и в селах Аскино и Кашка (Аскинского района). Села в районах преимущественно однородны по этническому составу. Так, Новый Артаул, Кисак-Каин, Янбарисово и Кашка - татаро-башкирские села, Зайцево, Чераул и Аскино - русские, Шудек и Вотскую Ураду населяют удмурты. Работа с опросником и используемыми методиками заняла у респондента от 50 минут до 1 часа 20 минут.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В

данном исследовании комплексно используются историко-архивные материалы и Л данные этнопсихологического опроса представителей башкирского, татарского,

русского и удмуртского населения северной части Башкирии.

Впервые в отечественной науке было проведено кросс-культурное исследование этнической идентичности и межэтнических установок у представителей разных этнических групп севера Республики Башкирия с целью выявить, в какой степени характеристики их этнической идентичности взаимосвязаны с межэтнической толерантностью/интолерантностью в данном поликультурном регионе.

Результаты комплексного этнопсихологического исследования вносят новые данные в систему научных знаний об указанных этнических группах, населяющих северную часть Башкирии, а также создают предпосылки для научного прогнозирования развития межэтнических отношений в исследуемом регионе и для последующих исследований в данной предметной области.

Практическая значимость результатов настоящего исследования заключается в том, что его основные выводы и результаты могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера по осуществлению национальной политики в Российской Федерации в целом и в республиках Башкирия и Татарстан в частности. Эмпирические данные

• и выводы исследования можно использовать при разработке учебных программ по этнологии, этносоциологии, этнополитологии, а также этнической и кросс-культурной психологии.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной методики исследования с привлечением апробированных социально-психологических методов исследования, обоснованностью выборки, применением методов математической статистики

* при обработке и оценке достоверности полученных результатов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, социальных психологов, специалистов по истории, этнографии, этносоциологии и этнопсихологии, в которых прямо или косвенно были поставлены и проанализированы важнейшие проблемы развития этнических групп и межэтнических отношений, этнического сознания и самосознания. В их числе - исследования, посвященные изучению этносов как субъектов межэтнических отношений [С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, Ю.В. Бромлей, С.А. Арутюнов, В.И. Козлов, СВ. Чешко], этносоциологические [Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.Н. Губогло], социально-психологические исследования [Л.С. Выготский, Г.Г.Дигиленский, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Б.Ф.Поршнев, Г.М. Андреева], исследования межэтнических отношений в русле психологии межгрупповых отношений и кросскультурной психологии [B.C. Агеев, П.Н. Шихирев, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова]. Изучение межэтнических отношений во многом базируется на трудах зарубежных ученых, разрабатывавших проблематику психологии межгрупповых отношений [J.W. Berry, M.Pleasants, D. Horowitz, H. Tajfel, J.C. Turner].

В связи с большой сложностью, многозначностью, противоречивостью и динамизмом изучаемых в диссертации явлений этнической идентичности и этнической толерантности в поликультурном обществе, в основу работы были положены такие методологические принципы как принцип историзма, развития, комплексности. Особое внимание уделено положениям и выводам современной отечественной науки о социально-психологической природе межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия, этнической идентичности и этнической толерантности.

Методы исследования. Специфика объекта и предмета исследования, характер исследовательских задач обусловили выбор методов диссертационного исследования. Главным познавательным инструментом в процессе анализа архивных и статистических данных стали следующие эмпирические методы: сравнительно-исторический метод, метод сопоставления, метод статистического

анализа (в нашем случае статистический анализ данных переписи населения) и метод включенного этнографического наблюдения.

В ходе исследования автором также использовалась совокупность методов, направленных на изучение социально-психологической специфики этнической идентичности и установок на межэтнические взаимодействия исследуемых групп. В процессе эмпирического исследования наряду с анализом архивных и историко-этнографических материалов использовались методы социально-психологического опроса и стандартизированного интервью.

В авторский опросник вошли: метод этнических авто- и гетеростереотипов [Д. Катца и К. Брели D. Katz, К. Braly, 1933]; шкала социальной дистанции Е. Богардуса, [Е. Bogardus, 1959], тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» [М. Kuhn, Т. McPartland, 1954]; шкала культурной дистанции, разработанная в отделе этносоциологии и этнопсихологии Института этнологии и антропологии РАН); вопросы из анкет этнопсихологических исследований Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, СВ. Рыжовой, О.Л. Романовой, нацеленные на выявление взаимосвязи этнической идентичности и установок межэтнического взаимодействия. Социально-психологическая специфика межэтнических контактов складывается из установок членов этнической группы по отношению к своей группе, иным (иноэтничным) группам и из воспринимаемого отношения представителей других групп к группе респондента. Поэтому основные методы, использованные в эмпирическом исследовании, направлены на актуализацию социально-перцептивных образов в межкультурном взаимодействии.

Результаты эмпирического исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу на основе стандартных методов математической статистики (пакет Statistica 5.1 фирмы StatSoft) в целях выявления устойчивых связей между основными параметрами социально-психологического измерения.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Основой этнической толерантности в поликультурном регионе является социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку. Показателем существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции у представителей разных этнических групп, основанная на их культурном сходстве.

2. Этническая толерантность в поликультурном регионе взаимосвязана с позитивной этнической идентичностью (позитивные автостереотипы и позитивные чувства, связанные с этничностью) представителей этноконтактных групп.

3. Этническая интолерантность в поликультурном регионе взаимосвязана с негативной этнической идентичностью (негативные автостереотипы и негативные чувства, связанные с этничностью) представителей этноконтактных групп и с выраженными установками на дифференциацию по этническому и религиозному признакам.

4. Представителям разных этнических групп свойственна разная степень выраженности этнической самоидентификации. Так, русские, татары и удмурты продемонстрировали более выраженную, четкую и определенную этническую самоидентификацию по сравнению с башкирами.

5. Как определенность, так и неопределенность этнической идентичности может быть взаимосвязана с показателями этнической толерантности в межэтническом взаимодействии.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международной научно-практической конференции «Толерантность и проблема идентичности» (Ижевск, 26-29 июня 2002 г.), Первом Международном Конгрессе «Толерантность и ненасилие в современной цивилизации» (Екатеринбург, 15-17 августа 2002 г.), Первой Всероссийской научно-практической конференции грантополучателей программы "Межрегиональные исследования в общественных науках" (Санкт-Петербург, 18-20 декабря 2002 г.), а также XVI Международном

конгрессе кросс-культурных психологов «Единство в разнообразии: рост миролюбия в мире» (Индонезия, г. Джокьякарта, 15-19 июля 2002 г.), VI Европейском региональном конгрессе кросс-культурных психологов «Взаимодействие культур» (Венгрия, г. Будапешт, 12-16 июля 2003 г.). Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях отдела этносоциологии и этнопсихологии Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук (2001-2003 гг.). Результаты исследований отражены в одиннадцати публикациях автора, непосредственно посвященных теме диссертации, общим объемом 18,7 печатных листа.

Структура и объем диссертации определяется общей концепцией, целью и исследовательскими задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложений, Списка источников и использованной литературы.

1. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической идентичности и межэтнических отношений.

1.1. Исторический анализ особенностей межэтнического взаимодействия в Северной Башкирии.

В первом параграфе мы рассматриваем особенности заселения севера Башкирии, а также анализируем специфику межэтнического взаимодействия в регионе.

Длительное и интенсивное межэтническое взаимодействие является одной из характерных особенностей исследуемого нами региона. Северная Башкирия в течение нескольких столетий была зоной интенсивных межэтнических контактов, которые повлияли на национальное самосознание и на все стороны материальной и духовной культуры населяющих его народов - башкир, татар, удмуртов, марийцев, чувашей, русских. Эти контакты носили различный характер. Преимущественно они были мирными, проявлялись во взаимодействии в области хозяйства и материальной культуры, затрагивая нередко языковую сферу и духовную культуру в целом [КузеевР.Г., 1992].

Согласно данным переписи населения 1989 г., население Республики Башкирия имеет, следующий этнический состав: башкиры - 21,9% населения республики, русские - 39,3%, татары - 28,4%, чуваши - 3,0%, марийцы - 2,7%, украинцы - 1,9%, мордва - 0,8%, удмурты - 0,6%, другие национальности -1,4%. [Подсчитано по: Национальный состав населения Башкирской АССР по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 года. Уфа, 1990, с. 62-103]. На севере Башкирии процентное соотношение этнических групп отличается от соотношения по Башкирии в целом. Так, по той же переписи 1989 г. сельское население Янаульского района состоит на 39,7% из башкир, на 25,1% из татар, на 20,8% из удмуртов, марийцы составляют - 10,1%, русские -3,9%, другие - 0,4%. В Аскинском районе башкиры составляют - 42,5%,



русские - 29,9%, татары - 26,0%, другие - 1,6%. Особенностью севера Республики является то, что здесь находится основная территория расселения удмуртов и марийцев в Башкирии.

Заселение севера Башкирии было достаточно сложным процессом. На раннем этапе в формировании населения региона участвовали финно-угорские и тюркские народы. Во II - VII вв. на территории северной и северозападной части Башкирии, в Южной части Пермской области на средней Каме обитали племена бахмутинской культуры. Она сформировалась как культура угорских племен. Кроме того, некоторые исследователи допускают, что в формировании племен бахмутинской культуры V-VII вв. участвовало и пришлое, тюркское, население [Мажитов Н.А., 1968, с.75-76; 1969, с. 23]. Древнее, угорское, население региона, несомненно, принимало участие и в этногенезе северных башкир, что подтверждается и тем, что в VIII — IX вв. в культуре населения края, которое исследователи определяют уже как башкирское, сохранились элементы, восходящие к культуре местных племен V - VII вв. [Мажитов НА., 1969, с. 24-25]. Смешение их предков с аборигенным населением отразилось в различных этноисторических преданиях [Кузеев Р.Г., 1971. Т.4., с. 60-63].

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет