Теория трех ступеней детского развития Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса раз­вития



жүктеу 35.98 Kb.
Дата17.07.2016
өлшемі35.98 Kb.
. Теория трех ступеней детского развития

Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса раз­вития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер свя­зывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается пе­реход удовольствия "с конца на начало". По его мнению, первый этап — инстинкты —характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть по­сле выполнения действия. На уровне навыков удовольствие перено­сится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: "функциональное удовольствие". Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия "с конца на начало", по К. Бюлеру — основная движущая сила развития поведе­ния. К. Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келлер проводил на шим­панзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления ору­дий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого, В. Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение.К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. В его рабо­тах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды — еще более глубокое проявление концепции рекапиту­ляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступеня­ми развития животных [18]. Как подчеркивал Л. С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологи­ческого и социокультурного развития и игнорировал принципиаль­ное своеобразие развития ребенка. К; Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологиче­ский по своей природе процесс [33 ].Много позднее критический анализ концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречит истине. По мнению К. Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие на определенном этапе животного цар­ства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессу­ра не предшествует интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и ста­дией дрессуры нет непроходимой грани. Навык — это форма сущест­вования интеллектуальным образом приобретенного поведения, по­этому может быть иная последовательность развития поведения: сна­чала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка. В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным — ребенка надо учить даже сосать!К. Бюлер глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях биогенетиче­ского подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже не
не имеет сторонников, ее значе­ние в том, что она, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального разви­тия.Истоки возникновения человечества утеряны, также утеряна и история детства. Памятники культуры в отношении детей бедны. Правда, послужить материалом для исследования может то, что на­роды развиваются неравномерно. В настоящее время есть племена и народы, которые находятся на низком уровне развития. Это откры­вает возможность проведения сравнительных исследований для изу­чения закономерностей психического развития ребенка.Исследования антропологов и этнографов Х1Х-ХХ веков показы­вают, что ребенок с самого раннего детства — в подлинном смысле слова член общества. Он рано становится реальной частью произво­дительных сил общества, и к нему относятся как к работнику. Так, например, известный исследователь аборигенов Австралии Фреде­рик Роуз, сообщает, что девушки некоторых австралийских племен выходят замуж в возрасте 8-9 лет, то есть до наступления половой зрелости. Этот парадокс объясняется тем, что аборигены относятся к браку совершенно иначе, чем европейцы. Ф. Роуз писал, что причина женитьбы мужчины на девушке, еще не достигшей половой зрелости, была экономической. Девочка входила в коллектив жен и обучалась у них выполнять возложенные на нее хозяйственные функции. Цель включения девушки в таком раннем возрасте в коллектив жен состо­яла не в немедленном предоставлении мужу дополнительных поло­вых контактов, а в обучении ее старшими женами в той среде, где ей в будущем предстояло выполнять социальные и экономические зада­чи [134]. Точно также многодетная семья, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, имела не только биологические, но и социальные причины. Содержание детства, считал он, определяется тем положе­нием, которое ребенок занимает в системе общественных отношений, оно различно в разные исторические эпохи. Историческое происхож­дение периодов детства свидетельствует о невозможности примене­ния биогенетического принципа к характеристике детства. Преодо­ление биогенетических подходов к психике, ее развитию у ребенка происходило довольно длительное время.







©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет