Терминологический словарь истории русского искусства



бет1/3
Дата12.06.2016
өлшемі0.93 Mb.
#130674
  1   2   3
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА
А
АБАКА, абак (фр. abaque от греч. abakos, лат. abacus - доска) - в архитектуре в широком значении — верхняя часть капители .
АБРИС - очертания предмета; в иконописи - линия силуэта изображения.
АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. аdstractus) – беспредметное, нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. А. реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Как направление в искусстве А. возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке.
АВАНГАРДИЗМ (фр. avantgardisme от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование художественных движений и объеди­нявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разры­ву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений.

АВТОГРАВЮРА (гр. autos - сам + гравюра) - гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.


АВТОПОРТРЕТ (гр. autos - сам + портрет) - изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.
АКАДЕМИЗМ (фр. academisme) - направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматичес­ком следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закрепле­нию классических традиций, которые превращались им в систему «веч­ных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вне­временные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие клас­сические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз. В XX в. в ряде стран А. иногда проявлялся в обновленных формах неоклассицизма.
АКАНТ, аканф (греч. akanthos) — травянистое растение «медве­жья лапа»; декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травя­нистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринф­ских и композитных капителей, медальонов, акротериев; акантовый ор­намент характерен также для декора фризов и карнизов.
АКВАРЕЛЬ (фр. aquarelle от лат. aqua - вода) - краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими крас­ками. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в нача­ле XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета.
АКВАТИНТА (ит. acquatinta от acquaforte - офорт + tinto окрашенный, тонированный) - вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создает эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати.
АКРОТЕРИЙ (греч, akroterion) — скульптурное украшение (ста­туя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.
АКЦИОНИЗМ – обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса). Представители А. считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов, таких, как демонстрация различных жестов, акций, разыгрывание коротких представлений или провокация «событий». Главная их цель – стереть грань между искусством и действительностью.
АЛЕБАСТР (гр. alabastros) - 1) минерал, водный сульфат кальция, плотная мелкозернистая разновидность гипса; 2) обожженный строитель­ный гипс.
АЛЛА ПРИМА (ит. alia prima) - техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.

АЛЛЕГОРИЯ – 1) развернутое сравнение; 2) в изобразительном искусстве – олицетворение отвлеченных понятий, свойств и качеств в виде определенного персонажа, существа или предмета.


АЛТАРЬ - в православном храме восточная часть здания, отделенная алтарной преградой, с XV в. - иконостасом.
АМПИР (фр. empire - империя) - художественный стиль, созданный во Франции в период империи Наполеона Бонапарта, завершающий этап развития классицизма. Ориен­тирован на искусство архаики в Древней Греции, на римскую анти­чность (дорический и тосканский ордера), копирование образцов древ­неримского и древнеегипетского декора (военные трофеи, крылатые сфинксы и др.). В России получил распространение как самобытный вариант русского классицизма в первой четверти XIX в..
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - специфический тип искусства, разрушающий внешне жизнеподобие формы, стремящийся передать невидимые процессы, происходящие в ней. Создателем концепции и идеологии А. И. был П. Филонов. Элементы А. И. присутствуют в ряде авангардных направлений, в частности в кубизме.
АНГОБ (фр - engobe) - тонкий слой белой или цветной глины, на­носимый на поверхность керамического изделия до его обжига для залицовки неровностей и придания соответствующего вида и цвета.
АНДЕГРАУНД (англ. undeground - подпольный, нелегальный) - общее название специфически экспериментальных, «низвергающих основы», элитарных типов искусства. В СССР термин понимался буквально как «подпольное» искусство, противопоставлявше себя «официальному».
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР, анимализм - один из жанров изобразительного искусства, изображение животных в скульптуре, живописи и графике.
АНСАМБЛЬ (фр. ensemble - букв, вместе) - взаимная согласо­ванность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представля­ет собой вполне самостоятельное целое.
АНТАБЛЕМЕНТ (фр. entablement) - система верхних, горизон­тально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами. В классической архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и кар­низа.
АНТЕФИКС (лат. antefixum, от ante - спереди и fixum - прикреп­ленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продоль­ной стороны античного храма.
АНТИЧНОСТЬ (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Воз­рождения считаются образцовыми, классическими для всей европейской культуры.
АНТРЕСОЛЬ (лат. solum - основание) - верхняя часть внут­реннего помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или встроенная в объем основного этажа.
АНФИЛАДА (фр. enfilade) - принцип организации интерьера как ряда помещений, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси.
АПСИДА (гр. apsidos - свод, арка) - 1) полукруглый, овальный или многоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом; 2) восточ­ная часть христианского храма, в которой помещается алтарь.
АПТ-АРТ («квартирное искусство») – выставочное и эстетическое движение внутри московского неофициального искусства, одно из ключевых художественных явлений постмодернизма 1980-х гг. Было инициировано в среде московских концептуалистов (Н. Алексеев, Ю. Альберт, группа «Мухомор»). Выставки проходили на частных квартирах, их «домашний» и подчеркнуто несерьезный характер был программной эстетикой, а не вынужденной мерой. Деятели А.-А., как и концептуалисты, широко использовали картину–текст, ассамбляж с использованием готовых предметов, перформанс, но при этом выступали не в роли исследователей, а в роли клубных шоуменов.
АРАБЕСКА (ит. arabesco - арабский) - 1) разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплете­ний линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; 2) причудливый орнамент только из расти­тельных форм, в противоположность мореске.
АРКА (лат. arcus - дуга, изгиб) - 1) криволинейное, полукруг­лое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами, например, колоннами, устоями моста (конструктивное значение); 2) элемент орнамента, характеризующий тот или иной художественный стиль (декоративное значение). Различаются следующие типы А.: полуциркульная, или круговая (ренессансная); пологая; приподнятая; подковообразная (мавританская); стрельчатая (го­тическая); трехлопастная (готическая); стрельчатая сжатая; круговая плоская (лучковая); трехцентровая (коробовая); стрельчатая зубчатая; килевидная (древнерусская).
АРКАДА (фр. arcade) - ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой:
АРКАТУРА (нем. Arkatur) - ряд небольших арок, вплотную примыкающих к стене и образующих на ее поверхности орнаменталь­ный фриз (аркатурный пояс).
АРХАИКА (греч. archaikos - старинный, древний) - ранний этап в развитии какого-либо явления.
АРХЕТИП - первообраз. Важное понятие в средневековой христианской эстетике, согласно которому всеобщим первообразом является Бог. Применительно к практике иконописания А. считался объект изображения (священное лицо или событие). Икона должна была служить средством «возведения ума к первообразному». А. может служить изображение круга с вписанным в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами, составляя основу общечеловеческой символики.
АРХИВОЛЬТ (гр. archi - первый, главный и ит. volta - дуга) - наружное обрамление проема арки.
АРХИТЕКТОНИКА (гр. architektonike - строительное искусст­во) - тектоника, художественное выражение структурных закономер­ностей конструкции или постройки, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства. А. выяв­ляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых час­тей, в ритмическом строе форм, делающем наглядные статические уси­лия конструкции; отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведения и т.п. В более широком смысле А. — композицион­ное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
АРХИТЕКТОР (гр. architecton - главный, старший строитель) - зодчий, руководитель всех строительных работ, автор проекта.
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura) - 1) зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уров­ня художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. Иногда противополагается простому строительству, преследующему чисто утилитарные цели; 2) художествен­ный характер постройки.
АРХИТРАВ (гр. archi. - главный + лат. trabs - балка) - нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся не­посредственно на вертикальные колонны, столбы.
АССАМБЛЯЖ - в искусстве ХХ в. - произведение, составленное из нескольких реальных объектов, взятых из повседневной жизни. Не имеющие самостоятельного художественного смысла они приобретали смысл в новом сочетании в общем контексте. Первые опыты А. предложил классический авангард.
АТЛАНТ (гр. Atlas, Atlantos - несущий) - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие. См. так­же кариатида.
АТРИБУЦИЯ (лат. attributio - приписывание) - определение подлинности художественного произведения, установление его автора (или художественной школы), а также места и времени (датировка) его создания. Современное искусствознание при проведении А. опирается на анализ композиции, индивидуальной манеры мастера, техники исполнения и т.д. А. прибегает также к помощи достижений современной физики, таких как рентгенография, инфракрасное и ультрафиолетовое облуче­ние, микро- и макрофотосъемки.
АТТИК (гр. attikos - аттический) - 1) стенка прямоугольной формы с надписями или рельефами, расположенная над карнизом, вен­чающим сооружение; 2) надстроенный этаж.
Б
БАЗА (гр. basis - шаг, стопа) - основание, нижняя опорная часть колонны, пилястры, пьедестала. В зависимости от архитектурного ордера различаются Б.: тосканская, римско-дорическая, ионическая и коринфская.
БАЗИЛИКА (гр. basilike - дом царя) - 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами стол­бов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.
БАКАН - краска багряного цвета, добывавшаяся в старину из морены (южного травянистого растения) или червца (разновидности насекомого). Б. использовался в иконописи, а также для окраски тка­ней, кожи и т.д.
БАЛКОН (лат. balcus - балка) - площадка с ограждени­ем, расположенная на концах выступающих балок.
БАЛЮСТРАДА (фр. - balustrade) - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных сверху плитой, балкой, перилами.
БАЛЯСИНА (ит.- balaustro) - небольшой фигурный столбик, поддерживающий перила балконов, лестниц, оград.
БАРАБАН (тюрк. - daraban) - опирающаяся на своды цилиндри­ческая или многогранная часть здания (обычно с окнами), несущая ку­пол.
БАРЕЛЬЕФ (фр. bas-relief - букв. низкий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. См. также рельеф.
БАРОККО (ит. barocco - букв, причудливый, странный) - худо­жественный стиль конца XVI - середины XVIII вв. Для Б. свойст­венны контрастность, динамичность образов, эмоциональная экспрес­сия и живописность, сложные формы, стремление к величию и пышности. Возник в Италии, затем распространился в других евро­пейских странах. В первой половине XVIII в. Б. эволюционирует к грациозной легкости рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом. См. также нарышкинское Б., петровское Б.
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР - см. жанр батальный.
БАСТИОН (гр. basterna - наглухо закрытый) - пятиуголь­ное укрепление в виде выступа крепостной ограды — для обстреливания местности впереди и вдоль крепостных стен или рвов перед ними и как отдельное укрепление.
БАШНЯ (ит. bastia) - архитектурное сооружение, композиция которого строится по вертикали. С античных времен служила формой как самостоятельной храмовой или хозяйственной постройки, так и час­тью крепостных сооружений. Может входить в общую композицию зда­ния в качестве декоративного элемента.
БЕГУНЕЦ - вид орнаментально-декоративной кирпичной кладки, образующий на поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами попеременно верх и вниз.
БЕЛЬВЕДЕР (ит. belvedere – букв. прекрасный вид) - 1) площад­ка, помещение, надстройка или вышка на верху здания; 2) беседка, рас­положенная на возвышении, с которой открывается вид на окрестности.
БЕЛЬЭТАЖ (фр. bel - прекрасный + etage - этаж, ярус) - второй снизу и обычно главный, самый высокий, с наиболее богатой отделкой этаж здания (особняка, дворца).
БЕТОН (лат. bitumen - горная смола) - строительный матери­ал искусственного происхождения - затвердевшая смесь из трех компо­нентов: связующих (цемент, битумы и др.), наполнителей (песок, гра­вий, щебень, шлак) и воды.
БИЕННАЛЕ - международная выставка, проходящая каждые два года (напр. Венецианская Б.).
БИСЕР (араб. буера, мн.ч. бусер - стеклярус) - мелкие круглые или многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла (реже из металла) с отверстиями для низания. Употребляются преимуществен­но для вышивания на предметах быта, женской одежде.
БИСКВИТ (франц. biscuit) - дважды обожженный, непокрытый глазурью фарфор. С середины XVIII в. из Б. выполняли настольные скульптурные группы к дворцовым сервизам.
БИСТР (фр. bistre) - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Употреблялась европейскими художниками XV - XVIII вв. для рисования пером и кистью.
БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Су­ществует с XVI - XVII вв. в деревне Богородское Московской области. До конца XIX в. сохранялась традиционная для Б. Р. техника неглубоких прорезок, которыми выявлялись в фигурках людей, живот­ных и в игрушках с движением лишь детали, необходимые для характе­ристики персонажей. Нередко эти детали подчеркивались яркой раскрас­кой. В конце XIX - начале XX вв. техника прорезок сменяется более детальной проработкой фигур, объединенных в композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, стихов, исторических событий.
БОСКЕТ - декоративная парковая форма - густая группа деревьев или кустов, выстриженная в виде фигурных шпалер. Характерна для регулярных парков.
БОЧКА (древнерусск. бъчьвь) - в деревянной архитектуре славян криволинейное перекрытие в нижней, наиболее широкой части, напо­минающее бочку и заостряющееся кверху наподобие двускатной крыши; при этом в торце образуется килевидная арка, обшиваемая лемехом.
БРАТИНА - русский шаровидный сосуд (нередко с низким поддо­ном и конусообразной крышкой) для питья на братчинных пирах (крес­тины, именины и пр.). Золотые и серебряные братины с чеканными узо­рами известны в XVI -XVII вв., медные и деревянные - в народном быту XVI - XIX вв. В XIX - XX вв. братина - декоративный сосуд.
БРОВКИ - декоративное оформление стены над окном в виде выступающего, иногда профилированного, как архивольт арки, валика.
БЫТОВОЙ ЖАНР – см. жанр бытовой.
БЫЧИЙ ГЛАЗ - круглый или овальный оконный проем. Подобная форма окна широко использовалась в архитектуре барокко и рококо.
БЮСТ (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное, большей частью портретное (первоначально над­гробное) изображение человека в круглой скульптуре.

В
ВАЛЕР (фр. valeur - букв, цена, ценность) - в живописи и графи­ке оттенок тона, выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени. Служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Применение системы В. позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и перехо­дов.


ВЕДУТА - панорамный пейзаж, точно передающий вид определенной местности.
ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ - русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг, где стали изготовляться серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр. Изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.
ВЕНЕЦ (старослав. венецъ - от вить) - в деревянной архитектуре славян четыре связанных по углам бревна, образующих один горизон­тальный ряд сруба — клети.
ВЕРАНДА (инд. veranda) - крытый, застекленный балкон вокруг дома или одной из его стен.
ВЕРНИСАЖ - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица.

ВЕСТИБЮЛЬ (фр. vestibule) - большое помещение перед входом в главную внутреннюю часть здания.


ВЗДУТИЯ - ущербность лицевой стороны иконы, выражающаяся характерным отслаиванием левкаса и покрывающего его красочного слоя.
ВИДЫ ИСКУССТВА - исторически сложившиеся, устойчивые формы существования и развития искусства - архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, музыка, хореография, театр, кино и пр. В. И. отличаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим выразительным средствам. Каждый имеет собственные роды и жанры (внутренние разновидности).
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ - см. неорусский стиль.
ВИМПЕРГ (нем. wimperg) - высокий остроконечный декоратив­ный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зда­ний. Поле В. украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям В. обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивал­ся крестоцветом.
ВИНЬЕТКА - в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера), используемая в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.
ВИТРАЖ (лат. vitrum - стекло) - 1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах, скрепленные свинцовыми перемычками и допол­ненные росписью; 2) картина или орнаментальная композиция, выпол­ненная из цветного стекла.
ВОЗДУХ – шитый золотом и украшенный вышивкой прямоугольный платок, служащий покровом для литургической утвари, используемой во время подготовки таинства причастия.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области Рос­сии. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решетки» («сцепная» техника). Вологодское кружевное плетение восходит к XVI—XVII вв., но как промысел сложилось в первой четверти XIX в.
ВОЛЮТА (лат. voluta - букв, завиток, спираль) - 1) архитектур­ная деталь в виде завитка, спирали; 2) в искусстве Ренессанса, классицизма и барокко - часть орнамента и архитектурной детали кронштейна.
ВОСЬМЕРИК (древнерусск. осмъ - восьмой) - в архитектуре славян восьмиугольное в плане здание, перекрытое шатром или купо­лом, иногда устанавливается на четырехугольное основание («восьме­рик на четверике»).
ВОХРА (охра) - природная краска желтого или красного цвета. Вохрой покрывали лица святых на иконах. Вохрить - красить или нати­рать сухой вохрой.
ВЫШИВКА - вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цвет­ными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты ми драгоценными камнями, монетами и т.п. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Г
ГАРДНЕРОВСКИЙ ФАРФОР - изделия русского завода фарфора, основанного в 1766 г. Ф.Я. Гарднером в с. Вербилки Дмитровского уезда Московской губ.


ГЕММА (лат. gemma) - произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (ка­мея) изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом как броши, перстни.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ - картина, изображающая виды южной, среднеземноморской природы, оживленная античными строения­ми и фигурами из античной истории или мифологии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА - изделия керамических предприятий расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского р-на Московской области. Высокого художественного уровня Г. К. достигла во второй половине XVIII в,, когда производившиеся до сере­дины XVIII в. «черные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончар­ные изделия сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игруш­ки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщенными лепными фигурками, отмеченными богатст­вом фантазии и остротой видения народных мастеров.
ГИПС (гр. gipsos) - минерал, водный сульфат кальция, обычно бесцветный; обожженный и тонко размолотый обладает свойством за­твердевать после размешивания с водой.
ГИРЛЯНДА (гр. gerra - плетение) - декоративная форма, представляющая цепь из сплетенных цветов, стеблей, листьев и плодов. Характерный элемент искусства классицизма, барокко и рококо.
ГЛАВА - наружная часть купола в виде конуса, шлема или лукови­цы, венчающая здание православного храма.
ГЛАЗУРЬ (нем. glasur) - тонкий стекловидный слои, накладывае­мый на керамические изделия для придания им прочности и водонепро­ницаемости, а также для украшения.
ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (ка­меи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых пород (сердолик, халцедон, хрусталь) вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет