Типовая учебная программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов уровня начального образования



жүктеу 337.05 Kb.
Дата03.07.2016
өлшемі337.05 Kb.

Типовая учебная программа по предмету «Музыка»
для 1-4 классов уровня начального образования 1. Пояснительная записка


1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства от 23 августа 2012 года № 1080.
      2. Предмет «Музыка» в начальной школе относится к числу основных предметов, формирующих духовный и нравственный мир учеников. Музыка положительно влияет на развитие чувств ученика, его отношение к окружающей действительности, любви к ближнему, к своему народу, к Родине.
      3. Музыка способствует развитию творческого мышления, детского воображения, памяти, внимания, которые приводят к активизации познавательной деятельности учеников.
      4. Цель обучения:
      1) формирование музыкальной культуры учеников;
      2) воспитание художественного вкуса, развитие творческой личности.
      5. Задачи обучения:
      1) воспитать интерес к музыкальному искусству, развить эстетические чувства учеников средствами музыки;
      2) научить слушать музыку и выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
      3) развить активное и осознанное восприятие учениками лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
      4) сформировать практические навыки в учебно-творческой деятельности: слушании музыки, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движениях.
      6. Содержание программы базируется на традиционной культуре казахского народа, на музыкальном творчестве народов нашей республики, классических произведениях мировой музыки, современном казахстанском искусстве. Программа направлена на постижение закономерностей развития музыкального искусства в его связях с жизнью.
      7. Отбор содержания учебного материала опирается на следующие педагогические принципы:
      1) принцип доступности учитывает возрастные особенности учеников и позволяет отобрать доступный для изучения, слушания, исполнения учебный материал, который будет способствовать музыкальному развитию обучающихся;
      2) принцип преемственности означает связь между всеми классами обучения на уровне содержания и художественной деятельности обучающихся;
      3) принцип деятельности является главным способом практического освоения специальных музыкальных терминов и понятий, получения исполнительских навыков пения и игры на музыкальных инструментах;
      4) принцип творчества предполагает раскрытие способностей и склонностей учеников, способствует созданию ситуации успеха, радости общения с искусством.
      8. Основные виды музыкальной деятельности на уроках музыки:
      1) слушание музыки нацелено на формирование художественного вкуса учеников: накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия выразительными интонациями – звукоподражание голосам природы, интонации речи человека, голоса-тембры музыкальных инструментов; произведения или их фрагменты, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух минут в 1-2 классах, трех-пяти минут в 3-4 классах;
      2) изучение музыкальной грамоты включает следующие понятия: звуки высокие, средние и низкие; звучание громкое – тихое, темп быстрый – умеренный – медленный; характер музыки веселый – грустный, нежный – торжественный; элементарные представления об основных средствах музыкальной выразительности, жанрах, форме;
      3) пение – ведущий вид исполнительской деятельности направлен на развитие навыков певческой культуры; задача учителя добиться выразительного исполнения разнохарактерных песен, когда ученики поют напевными голосами и естественным звуком; исполнение казахских песен как способ овладения государственным языком;
      4) инструментальное музицирование представляет коллективные формы игры на музыкальных шумовых инструментах; использование на уроках музыки детских ударных инструментов – палочек, деревянных ложек, бубнов, колокольчиков, тұяқ тас, асатаяқ и др. – позволит создавать ритмические аккомпанементы; игра на музыкальных инструментах и движения под музыку развивают ритмические способности, помогают детям почувствовать общий характер, темп и тембровые особенности произведения; данные формы работы содействуют развитию эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
      9. Творческие задания опираются на детскую фантазию и воображение; творческие импровизации являются способом закрепления знаний о музыке; на уроках могут быть использованы следующие виды заданий: ритмические игры и аккомпанементы, выразительные движения под музыку; рисунки на музыкальные образы и сюжеты; инсценирование песен, кюев-легенд и сказочных сюжетов.
      10. В процессе изучения предмета «Музыка» осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
      1) «Казахский язык»: пополнение словарного запаса при разучивании песен на казахском языке; работа над произношением специфических звуков казахского языка в процессе исполнения казахских песен;
      2) «Литературное чтение»: соотнесение прочитанного литературного, поэтического текста и прослушанного музыкального произведения; развитие умений подбирать музыку к прочитанному тексту;
      3) «Изобразительное искусство»: использование изобразительных произведений при работе над музыкой; развитие связной речи на основе сравнения иллюстрации и музыкального произведения; изображение детских музыкальных впечатлений в рисунках;
      4) «Познание мира»: использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе работы над музыкальным произведением; соотнесение образов природы, названий местностей и животных, встречающихся в музыке, с окружающим миром;
      5) «Математика»: использование элементарных математических понятий при анализе музыкального произведения (метр, ритм, количество слогов, количество куплетов и др.);
      6) «Трудовое обучение»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; использование поделок художественного труда для иллюстрации музыкальных произведений;
      7) «Физическая культура»: использование элементов ритмической гимнастики под музыку; подвижные игры под музыку.
      11. Объем учебной нагрузки по предмету «Музыка» на начальной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет:
      1) 1 класс – 1 час в неделю, всего 33 часа;
      2) 2 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа;
      3) 3 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа;
      4) 4 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа.

2. Базовое содержание учебного предмета для 1-класса


12. «Путешествие в страну сказок и легенд» – 9 часов:
      1) музыка рисует;
      2) музыка передает голоса животных («Ақсақ құлан», «Нар идірген», «Тепеңкөк», «Жетім бала»);
      3) музыка разговаривает;
      4) музыка поет и танцует.
      13. «Голоса волшебных инструментов» – 7 часов:
      1) сыбызғы – голос степей;
      2) шаңқобыз и голоса природы;
      3) рожденный из глины сазсырнай;
      4) легенда о жетыгене;
      5) как появился қобыз;
      6) волшебный инструмент, открывший дорогу добру.
      14. «Мои любимые песни» – 9 часов:
      1) мои животные – ягненок, верблюжонок, цыплята, гусята;
      2) мои друзья – Антошка, Айголек, маленький Мук;
      3) мои любимые праздники – Новый год и Наурыз;
      4) мы маршируем и танцуем.
      15. «Родина начинается с родного очага» – 8 часов:
      1) колыбельная;
      2) моя мама;
      3) любимая бабушка;
      4) первый букварь;
      5) первый учитель;
      6) казахский дастархан;
      7) Государственный гимн Казахстана.
      16. В процессе пения рекомендуется:
      1) ознакомить учеников 1 класса с правилами пения и освоить певческие приемы: правильное дыхание, дикцию, интонирование;
      2) соответствие репертуара песен диапазону детских голосов: на начальном этапе – в диапазоне сексты, к концу года – в диапазоне октавы;
      3) выразительное пение с передачей характера песен: весело, громко, подвижно, грустно, мягко, спокойно;
      4) формировать навыки бережного отношения к своему голосу.
      17. Программа рекомендует песенный репертуар: Калдаяков Ш., Назарбаев Н., Нажимеденов А. Государственный Гимн Республики Казахстан; Шаинский В., Энтин Ю. «Антошка»; песня-игра: «Если весело живется»; Качурбина М. «Мишка с куклой», песня-танец; Бушивов А., Жиенбаев С. «Қошақаным» – «Мой ягненок»; Гусейнли Г., Муталибов Т. азербайжанская песня «Мои цыплятки»; Еспаев А., Дуйсенбиев А. «Ақтайлақ» – «Верблюжонок»; Умеров Е., Елубаев К. «Қаздарым» – «Гусята»; Шилдебаев К., Исаев И. «Көкек» – «Кукушка»; Дуйсекеев К., Сариева Ш. «Жау-жау, жаңбыр» – «Дождь»; Шаинский В., Матусовский М. «Вместе весело шагать»; Аманжолов Б., Утетлеуов Е. «Наурыз – тәуір қыз»; Бекман Л., Кудашева Р. «В лесу родилась елочка»; Красев М., Александрова З. «Маленькая елочка»; Куатбаев К., Токмагамбетов А. «Ақша қар» – «Снегурочка»; Моцарт В.А., Свириденко С. «Спи, моя радость усни»; Островский А., Петрова З. «Спят усталые игрушки»; Оразбаев М. «Бала уату» – «Колыбельная»; Тлендиев Н., Макатаев М. «Құттықтаймын, мама, туған күніңмен»; Буржоа Ж., Энтин Ю. «Песня про маму»; Шаинский В., Непомнящая Д. «Песня Мамонтенка»; Гизатов Б., Нажимеденов Ж. «Әліппе» – «Букварь»; Шаинский В., Пляцковский Ю. «Чему учат в школе»; Ярушина С. «Первый раз в первый класс»; казахская народная песня «Еркем-ай».
      18. Игра на музыкальных инструментах предполагает:
      1) освоение шумовых музыкальных инструментов - ложек, бубнов, асатаяқ, сылдырмақ, тұяқ тас, маракасов, ксилофона, бубенцов, металлофонов, барабанов;
      2) исполнение простых ритмов в ансамбле на слух;
      3) развитие ритмического слуха.
      19. В процессе слушания музыки формируются:
      1) навыки слушания музыки, накопления музыкальных впечатлений, умение воспринимать музыку эмоционально;
      2) умение отличать основные музыкальные интонации и ритмы – звукоподражание голосам природы, речевые интонации, танцевальные и маршевые ритмы;
      3) распознание тембров музыкальных инструментов;
      4) произведения звучат не более одной - двух минут.
      20. Программа рекомендует репертуар для слушания музыки: народные кюи: «Ақсақ құлан» - «Хромой кулан», «Наридірген» - «Доение верблюдицы», «Тепеңкөк» - кличка коня, «Жетім бала» - «Мальчик-сирота», «Аңшының зары» - «Печаль охотника», «Қасқыр» - «Волк», «Сыбызғы сыры» - «Тайна сыбызгы», «Қос мүйізді Ескендір» - «Двурогий Ескендир», «Салкүрең» - кличка коня, «Бозінген» - «Верблюдица»; Римский-Корсаков Н. «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»); Чайковский П. «Детский альбом» («Песня жаворонка», «Вальс», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков»); Сен-Санс К. «Карнавал животных» («Куры и петухи», «Аквариум», «Черепаха»); народные песни «Қара жорға» - «Иноходец», «Қамажай» - имя девушки; Калдаяков Ш., Кайырбеков Г. «Ана туралы жыр»; Майкапар С. «Бирюльки» («Полька», «Менуэт», «Маленький командир»); Кабалевский Д. «24 легких пьесы для детей» («Клоуны», «Зайчик дразнит медвежонка»); Прокофьев С. «Детская музыка. 12 легких пьес.» («Вальс», «Шествие кузнечиков»); Шильдебаев К. «Вальс»; Жубанов А. «Би кюй» - «Танцевальный кюй»; Жубанова Г. «12 пьес для детей и юношества» («Кюй», «Аңыз»); Ильясов М., Боранбаев Ж. «Қазақ дастарханым»; Сарыбаев Т. «Наурыз-думан»; французская народная песня «Танец утят»; Минков М., Энтин Ю. «Дорога добра»; Паулс Р. «Бабушка рядом с дедушкой»; Шаинский В., Танич М. «Когда мои друзья со мной»; Баснер В., Матусовский М. «С чего начинается Родина?»; Омаров М., Казыбекулы К. «Әнші, күйші, биші балапан».
      21. В процессе обучения музыкальной грамоте изучаются: звук, его свойства: шумовой, музыкальный; высота – высокий, низкий; продолжительность звука – короткий, длинный; громкость – громкий, тихий; интонация – речевая, музыкальная; динамика – громко - тихо, форте-пиано; темп – быстро – медленно – спокойно; первичное представление о жанрах песня, кюй, танец, марш; композитор – исполнитель – слушатель; музыкальные инструменты – домбыра, қобыз, сыбызғы, жетіген, дауылпаз; скрипка, труба, фортепиано, барабан; тембр – голоса людей, музыкальных инструментов, «музыкальные краски» окружающего мира.
      22. Творческие задания включают следующие формы:
      1) передача детских впечатлений о музыке в рассказах, рисунках, движениях;
      2) проговаривание основных музыкально-речевых формул;
      3) передача через движения изобразительных моментов в музыке, умение двигаться в соответствии с характером музыки.

3. Базовое содержание учебного предмета для 2-класса


23. «Кюйши – композиторы» – 9 часов:
      1) кюи рассказывают о жизни Курмангазы;
      2) мастер шертпе кюев – Таттимбет;
      3) музыкальные портреты в кюях Даулеткерея;
      4) изобразительность кюев Казангапа;
      5) арнау-кюй;
      6) Дина – мастер кюев.
      24. «Вокруг света с музыкальными инструментами» – 7 часов:
      1) что есть общего у кобыза и скрипки?
      2) чей инструмент звонче: домбра, комуз, шертер или балалайка?
      3) для чего нужны были ударные инструменты: асатаяқ - ложки, қоңырау - бубенцы, сақпан - трещетка, даңғыра - дойра, дабыл – барабаны;
      4) сигнальные музыкальные инструменты;
      5) народные арфы – жетіген, гусли, цимбало;
      6) сыграй гармонь.
      25. «Посещение концертных залов» – 10 часов:
      1) посещение театра;
      2) знакомство с концертным залом филармонии;
      3) концерт камерной музыки;
      4) специальное здание для органа;
      5) в каких залах поют хоры?
      6) выступает квартет. народные танцы;
      7) концерт эстрадной музыки.
      26. «Родной край» – 8 часов:
      1) степные просторы;
      2) березовый край;
      3) живой родник;
      4) вечерний звон;
      5) любимый город;
      6) родной край;
      7) родная земля.
      27. В процессе пения рекомендуется:
      1) развитие вокально-хоровых навыков: правильное дыхание, чистота интонирования, ритмическая четкость;
      2) работа над выразительностью исполнения разнохарактерных песен; умение передавать голосом изменения динамических оттенков;
      3) разбор содержания песен, умение определить настроение музыки представление о запеве и припеве песен;
      4) исполнение песен на казахском и русском языках.
      28. Программа рекомендует песенный репертуар: Калдаяков Ш., Назарбаев Н., Нажимеденов А. «Государственный Гимн Республики Казахстан»; Тажибаев Б. «Ақ бұлақ» – «Родник»; русская народная песня «Во поле березка стояла»; Кабалевский Д., Пришелец А. «Край родной»; Шаинский В., Танич М. «Когда мои друзья со мной»; Савельев Б., Хайт А. «Песня кота Леопольда»; Островский А., Леднева Ю. «Новогодняя хороводная»; Еспаев А., Ыдырысов К. «Кел, балалар, ойнайық» – «Будем играть»; Байкадамов Б., Алимбаев М. «Кел, билейік!» – «Будем танцевать»; Байкадамов Б. «Айголек»; Шилдебаев К., Асылбеков А. «Жаңа жыл» – «Новый год»; Дуйсекеев К., Сариев Ш. «Туған жер» – «Родная земля»; Гершвин Д. «Хлопай в такт»; французская народная песня «Танец утят».
      29. Игра на музыкальных инструментах предполагает: исполнение простых ритмических аккомпанементов на шумовых музыкальных инструментах в ансамбле; игра на слух ритмической партитуры.
      30. В процессе слушания музыки формируются:
      1) навыки внимательного слушания музыки;
      2) умение определить характер музыкального произведения, назвать элементарные средства музыкальной выразительности;
      3) умение на слух различать тембры музыкальных инструментов, голоса людей;
      4) навыки передачи полученных от музыки впечатлений в рассказе, в рисунке, движениях.
      31. Программа рекомендует репертуар для слушания музыки: Курманғазы «Қайран шешем», «Аман бол шешем», «Машина», «Түрмеден қашқан», «Кісен ашқан», «Бұқтым-бұқтым»; Таттимбет «Саржайлау», «Сылқылдақ»; Даулеткерей «Қосалқа», «Құдаша», «Қор-оғлы»; Казангап «Көкіл», «Шынаяқ тастар», «Құс қайтару», «Өттің дүние»; Дина «Әсем қоңыр»; Ыхлас «Аққу», «Жез киік»; народный кюй «Сал күрең»; русская народная песня «Коробейники» (исп. на балалайке); Римский-Корсаков Н. «Садко» (Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»); народный кюй «Сары өзен»; народная песня «Қараторғай»; народная песня «Бір бала»; Мусоргский М. «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках», «Старинный замок»); Чайковский П. «Времена года» («Масленница», «Подснежник», «Осенняя песнь»); Моцарт В.А., Глоба А. «Весенняя песня», переложение для хора; Рубинштейн А., Лермонтов М. «Горные вершины», переложение для хора; Алябьев А., Козлов И. «Вечерний звон», переложение для хора; Чайковский П. «Да исправится молитва моя», переложение для хора; Мухамеджанов С. Оратория "Голос веков", фрагмент; Рахмадиев Е. «Концертное скерцо для трубы с оркестром», фрагмент; Моцарт В.А. Квартет, ор.10., ре минор, фрагмент; Жубанова Г. Квартет для струнных № 1, фрагмент; Жайымов А. «Шалқыма», обработка для квартета А.Жайымова, фрагмент; Бах И.С. Органная Токката и фуга, ре минор, фрагмент; Каччини Дж. «Аве Мария», для голоса и органа; Алябьев А., Дельвиг А. «Соловей»; Хамиди Л., Алимкулов Н. «Бұлбұл» – «Соловей»; Варламов А., Лермонтов М. «Белеет парус одинокий»; Туркеш «Көңіл ашар»; Курмангазы «Сары-арқа»; Алябьев А., Козлов И. «Вечерний звон»; Тлендиев Н. «Алатау»; Мухамеджанов Т., Назарбаев Н. «Мой город Астана»; Кайым К. «Ел жүрегі – Астана»; Коразбаев А. «Сағындым Алматымды» – «Скучаю, люблю Алматы»; Шаинский В., Добронравов В. «Беловежская пуща»; Лагидзе Р., Квалиашвили М. «Мой Тбилиси»; Соловьев-Седов В., Матусовский М. «Подмосковные вечера»; Фрадкин М., Пляцковский М. «Увезу тебя я в тундру»; Тлендиев Н., Мырзалиев К. «Өз елім» – «Мой край»; Крылатов Е., Дербенев Л. «Песня о родном крае»; Тажибаев Б. «Туған жер» – «Родная Земля»; Хасангалиев Е. «Атамекен».
      32. В процессе обучения музыкальной грамоте изучаются: звук, его свойства: высота – высокий, низкий; продолжительность звука – короткий, длинный; громкость – громкий, тихий; мелодия – главный музыкальный образ; форма – куплеты и припевы в песнях, буыны в кюях, законченное произведение; ритм – простые ритмические рисунки; тембры народных музыкальных инструментов; композитор - исполнитель-слушатель; основные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая (общие представления); хор – детский, мужской, женский, смешанный; музыкальные инструменты: асатаяқ - ложки, қоңырау - бубенцы, сақпан - трещетка, даңғыра - дойра, дабыл - барабаны, жетіген - гусли, цимбало, домбра - дутар - балалайка, сырнай - гармонь.
      33. Творческие задания включают следующие формы:
      1) движения под музыку в соответствии с разнообразным характером музыкального произведения;
      2) исполнение простых равномерных ритмических рисунков, отдельных танцевальных движений, несложных музыкально-ритмических композиций;
      3) перевоплощение в музыкальные и игровые образы.

4. Базовое содержание учебного предмета для 3-класса


34. «Песни, перешагнувшие через столетия» – 9 часов:
      1) любимец народа – Ахан-сері;
      2) почему песня «Манмангер» до сих популярна?
      3) гордость степи – Биржан-сал;
      4) назидание потомкам;
      5) прекрасная Гакку;
      6) как Жаяу Муса остался пешим;
      7) песни Абая живут вместе с нами.
      35. «Новая жизнь казахских народных инструментов» – 7 часов:
      1) как создавался оркестр народных инструментов?
      2) сколько инструментов в оркестре?
      3) реконструкция народных инструментов. роль дирижера в оркестре;
      4) Болат Сарыбаев вернул потерянные инструменты;
      5) голоса ушедших времен – оркестр «Отрар сазы»;
      6) новая жизнь древних инструментов.
      36. «Музыка в нашей жизни» – 10 часов:
      1) настроение праздника создает духовой оркестр;
      2) эстрадно-симфонический оркестр телевидения;
      3) джаз – дух нашего времени. в кукольном театре;
      4) кино и музыка;
      5) эстрада всегда вместе с нами.
      37. «Музыка современных композиторов» – 8 часов:
      1) А.Затаевич – собиратель казахской музыки;
      2) голубь мира Ахмета Жубанова;
      3) мэтр казахской оперы – Мукан Толебаев;
      4) основоположник симфонической музыки – Евгений Брусиловский;
      5) уйгурский композитор – К.Кужамьяров;
      6) вокальная музыка Б.Байкадамова;
      7) пришла весна А.Зацепина.
      38. В процессе пения рекомендуется:
      1) развитие вокально-хоровых навыков: умение передавать голосом изменения динамики, темпа; выработка легкого звучания в быстрых песнях укрепление навыков кантилены;
      2) представление о жанровых разновидностях песен, работа над характером исполняемых песен;
      3) навыки пения ансамблем под управлением дирижера, пение без музыкального сопровождения в унисон.
      39. Программа рекомендует песенный репертуар: Калдаяқов Ш., Нажимеденов Ж., Назарбаев Н. «Государственный гимн Республики Казахстан»; Ахан сері «Манмангер»; Бейсеуов А., Молдағалиев Т. «Ұстазым» – «Учитель»; Жубанов А., Баймухамедов Н. «Ақ көгершін» – «Белый голубь»; народная песня «Жар-жар»; казахская народная песня «Сәулем-ай»; Паулс Р. «Бабушка рядом с дедушкой»; французская народная песня «Танец утят»; Минков М., Энтин Ю. «Дорога добра»; Омаров М., Казыбекулы К. «Әнші, күйші, биші балапан»; Струве Г., Соловьева Н. «С нами друг»; Чичков Ю., Пляцковский М. «Мама»; Шаинский В., Пляцковский М. «Дважды два четыре»; Калдаяков Ш. «Ана туралы жыр» – «Песня о матери»; Минков М. «Старый рояль»; народный кюй «Салкурен»; Курмангазы «Балбрауын (Бас буын)»; чешская народная песня-полька «Аннушка».
      40. Игра на музыкальных инструментах предполагает: развитие навыков игры на ударных инструментах; освоение исполнительских приемов – тремоло, глиссандо, акцент-удар; исполнение простых мелодий и ритмов.
      41. В процессе слушания музыки формируются:
      1) умение внимательно слушать музыку, определять ее характер, жанр, средства музыкальной выразительности;
      2) умение различать характерные черты народных и профессиональных жанров;
      3) навыки элементарного анализа звучания одного и того же произведения в разном исполнении (в вокальном и инструментальном, сольном и оркестровом исполнении).
      42. Программа рекомендует репертуар для слушания музыки: Ақан сері «Маңмаңгер», «Балқадиша»; Біржан сал «Адасқақ», «Теміртас»; Үкілі Ыбырай «Гәкку»; Жаяу Мұса «Ақ сиса»; Абай «Көзімнің қарасы»; Туркеш «Көңіл ашар»; Джуманиязов «Серпін»; Чайковский П. «Пляска скоморохов»; Тлендиев Н. «Ата толгау», «Көш керуен»; Глинка М. «Камаринская»; Бернстайн Л. «Дивертисмент», «Военный марш»; Ортеке биі Секіртпе» - «Танец Ортеке»; Жубанов А. «Ақ көгершін» - «Голубь»; Тулебаев М. «Биржан-Сара», танцы из оперы; Кужамьяров К. Симфоническая поэма «Ризвангуль»; Брусиловский Е. «Бозайғыр»; Жубанова Г. «Романс для скрипки»; Байкадамов Б., Шакенов Н. «Су тасушы қыз» – «Девушка-водовоз», a capella для хора; Байкадамов Б., Шакенов Н. «Пошташының әні» – «Песня почтальона»; Брусиловский Е. 3-я симфония "Сары Арқа". Скерцо; Группа «Музарт» «Үш қоңыр»; Гладков Г., Энтин Ю. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»; Дунаевский М., Олев Н. «Ветер перемен», песня из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»; Зацепин А. Музыка к фильму «Мой милый доктор», «К нам пришла весна»; Блюз «Сегодня я пою блюз»; Гершвин Дж. «Любимый мой»; Миллс И., Эллингтон Д. «Караван»; Браун Джеймс. Танцевальный джаз.
      43. В процессе освоения музыкальной грамоты изучаются: жанровые разновидности песен – колыбельные, лирические, жар-жар, сынсу, беташар; маршевые, эстрадные, джазовые; музыка народная и профессиональная; профессиональный композитор и народный композитор - күйші, сал, сері; оркестр – казахских, русских народных инструментов, духовой, эстрадно-симфонический; ансамбли – дуэт, трио, квартет.
      44. Творческие задания включают следующие формы: сочинение ритмического аккомпанемента на шумовых ударных инструментах; сочинение коротких рассказов на тему прослушанной музыки; инсценирование песен.

5. Базовое содержание учебного предмета для 4-класса


45. «Продолжение традиции» – 9 часов:
      1) Кали Жантилеуов – ученик Курмангазы;
      2) певец, композитор – Манарбек Ержанов;
      3) Жусипбек Елебеков – хранитель аркинских песен;
      4) Жаппас Каламбаев вернул кобызовую музыку;
      5) чарующий голос Гарифоллы Курмангалиева;
      6) Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд;
      7) Толеген Момбеков – ученик, достойный великого Учителя.
      46. «Симфонический оркестр – вершина европейской культуры» – 7 часов:
      1) как появился симфонический оркестр?
      2) струнные инструменты – фундамент оркестра;
      3) разноцветные краски симфонического оркестра;
      4) когда возникли медные инструменты?
      5) ударные – самая разнообразная группа инструментов;
      6) сколько лет арфе?
      7) король инструментов – рояль.
      47. «Знаменитые театры мира» – 10 часов:
      1) история оперного театра;
      2) колыбель оперного искусства – Ла-скала;
      3) Метрополитен-опера – ведущий театр в США;
      4) театральные сезоны Большого театра;
      5) Венский оперный театр – центр европейской культуры;
      6) Сиднейский оперный театр – символ Австралии;
      7) Байретский театр Вагнера.
      48. «Вместе - дружная семья» – 8 часов:
      1) русская плясовая;
      2) в гопаке – вся украинская душа;
      3) корифей киргизских музыкальных инструментов;
      4) узбекский карнай зовет на праздник;
      5) уйгурские мукамы;
      6) корейский театр – центр культуры;
      7) лезгинка – сердце Грузии;
      8) немецкий лендлер;
      9) татарские зажигательные такмаки.
      49. В процессе пения рекомендуется:
      1) закрепить полученные вокально-хоровые навыки с соблюдением певческих правил;
      2) сформировать умение петь ансамблем, хором, индивидуально под управлением дирижера и самостоятельно;
      3) определять музыкальные средства выразительности и уметь передавать характер исполняемого произведения;
      4) исполнять песни на казахском и русском языках.
      50. Программа рекомендует песенный репертуар: украинская народная песня «Соловейко»; грузинская народная песня «Светлана, светлячок»; белорусская народная песня «Бульба»; русская народная песня «Калинка»; армянская народная песня «Ласточка»; итальянская народная песня «Санта Лючия»; Абай «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай»; Жаяу Мұса «Ақсиса»; Омаров И. «Анасы бар адамдар, еш қашан қартаймайды»; Жубанов А., Матаков И. «Карлыгаш» – «Ласточка»; Сагатов А., Бабаева А. «Мой Казахстан»; Мухамеджанов С., Жумабаев Г. «Қазақстан»; Оралулы Б., Асылбек А. «Астана»; Нусипбаев И., Елубаев Е. «Достық» – «Дружба»; Гладков Г., Энтин Ю. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»; Савельев Б., Жигалкин А., Хайт А. «Большой хоровод»; Струве Г., Соловьева Н. «Так уж получилось»; Шаинский В., Танич М. «По секрету всему свету»; Дунаевский М., Олев Н. «Ветер перемен», песня из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»; Хасангалиев Е., Мырзалиев К. «Атамекен» – «Родина»; Тухманов Д., Харитонов В. «День Победы».
      51. Игра на музыкальных инструментах предполагает:
      1) закрепление исполнительских навыков игры на ударных инструментах;
      2) ритмические аккомпанементы к песням и фрагментам из музыкальных произведений по слуху.
      52. В процессе слушания музыки формируется:
      1) понимание значения основных средств музыкальной выразительности в создании образа;
      2) знание характерных черт народных и профессиональных жанров, умение на слух различать основные жанры музыки;
      3) умение определять на слух тембры музыкальных инструментов; умение различать по звучанию музыки ее национальную принадлежность;
      4) умение сравнивать музыку с жизненными явлениями.
      53. Программа рекомендует репертуар для слушания музыки: Курмангазы «Адай»; Естай «Құсни-Қорлан»; Мади «Қарқаралы»; Ыклас «Жез киік» – «Медная сайга»; Мухит «Үлкен айдай»; Сугур «Бес жорға» – «Пять иноходцев»; Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и волк»; Бетховен Л. Симфония №3, экспозиция 3 части, фрагмент; Бетховен Л. «К Элизе»; Вивальди А. «Времена года» («Осень», «Зима»), фрагменты; Верди Д. «Аида» («Марш»); Бородин А. «Князь Игорь» («Половецкие пляски»); Григ Э. «Пер Гюнт» («Утро», «В пещере горного короля»); Равель М. «Болеро», фрагменты; Рахманинов С. Фортепианный концерт №2, экспозиция 1 части; Сен-Санс К. «Карнавал животных» («Слон. Лебедь»); Хачатурян А. «Гаянэ» («Танец с саблями»); Чайковский П. «Щелкунчик» («Вальс снежинок», «Вальс цветов»); итальянская песня «О, соле мио» - Солнце мое; Бизе Ж. «Кармен» («Хабанера Кармен»); Чайковский П. «Евгений Онегин» (Ария Ленского «Куда, куда вы удалились»); киргизский народный кюй «Ақ тамақ – көк тамақ»; узбекская народная песня «Ялла»; уйгурская народная песня «Аппақ-аппақ тошканларым»; уйгурский народный танец «Тап усул»; корейская народная песня «Мунген тауы»; украинский народный танец «Гопак»; грузинский народный танец «Лезгинка»; немецкий народный танец «Вайс, я вайс» - «Белый-белый»; греческий народный танец «Сиртаки»; русская народная плясовая «Камаринская»; татарская народная песня «Су бойлары».
      54. В процессе освоения музыкальной грамоты изучаются: звук, его свойства: шумовой, музыкальный; высота – высокий, низкий; продолжительность звука – короткий, длинный; громкость – громкий, тихий; средства музыкальной выразительности – мелодия, ритм, регистр, темп, динамика, тембр, лад; композитор – исполнитель – слушатель; народный композитор - күйші, сал, сері; музыка народная и профессиональная (композиторская); исполнители: артист, домбрист, кобызист, пианист, скрипач, флейтист, певец; основные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая; народные танцы – лезгинка, гопак, сиртаки, мавриги, лендлер, полька, мазурка, вальс, полонез; жанры профессиональной музыки: песни, романсы, инструментальные пьесы, прелюдия, сюита, поэма, симфония, балет, опера; оркестры – симфонический оркестр, состав оркестровых групп; музыкальные инструменты – скрипка, альт, виолончель; флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, туба, барабан, литавра.
      55. Творческие задания включают следующие формы: передача своих впечатлений о музыке в рассказах, рисунках; выполнение домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним; участие в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни.

6. Требования к уровню подготовки учащихся


56. Уровень подготовки обучающихся оценивается с позиции предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
      57. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
      58. Учащиеся 1 класса должны знать:
      1) основы музыкальной грамоты: музыкальные и шумовые звуки; высокие и низкие звуки; короткие и долгие звуки; интонации речевые и музыкальные;
      2) основные средства музыкальной выразительности: темпы быстрые, умеренные, медленные; динамические оттенки;
      3) названия изученных жанров (кюй, песня, танец, марш);
      4) названия музыкальных инструментов (домбра, кобыз, сыбызгы, жетыген, дауылпаз, балалайка, гусли, свирель);
      5) основные правила пения.
      59. Учащиеся 1 класса должны уметь:
      1) определять тембр музыкальных инструментов;
      2) определять настроение музыкальных произведений;
      3) выполнять правила слушания музыки;
      4) пересказать содержание музыкальных произведений из репертуара программы;
      5) узнавать по интонациям знакомые песни и инструментальные наигрыши;
      6) уметь петь под дирижерские жесты;
      7) играть простые ритмические рисунки на ударных шумовых инструментах.
      60. Учащиеся 2 класса должны знать:
      1) Государственный Гимн Республики Казахстан;
      2) элементарные музыкальные понятия и термины (звук и его свойства – высота, длительность, громкость), основные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, тембр, мелодия, аккомпанемент, лад) и применять их в беседах о музыке;
      3) музыкальные инструменты: асатаяк-ложки, қоңырау-бубенцы, сақпан-трещетка, даңғыра-дойра, дабыл-барабаны; жетыген - гусли, цимбало; сырнай-гармонь, домбра-дутар-балалайка;
      4) правила этикета в театре, на концерте;
      5) иметь элементарные понятия о форме: куплеты и припевы в песнях, буыны в кюях, законченное произведение.
      61. Учащиеся 2 класса должны уметь:
      1) объяснить понятия: народная музыка, народная песня, народный кюйши-композитор;
      2) различать основные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая, танцевальная, эстрадная;
      3) определять по тембру звучание народных инструментов (казахских, русских);
      4) петь под дирижерский жест, уметь вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении;
      5) играть простые ритмы на шумовых музыкальных инструментах.
      62. Учащиеся 3 класса должны знать:
      1) определение жанра, различать жанровые разновидности народной и профессиональной музыки;
      2) названия изученных произведений и их авторов;
      3) значение средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа;
      4) состав оркестра казахских народных инструментов;
      5) иметь представление о духовом и эстрадном оркестре;
      6) иметь представление о роли музыки в кино, детском театре;
      7) знать имена современных казахстанских композиторов.
      63. Учащиеся 3 класса должны уметь:
      1) объяснить понятие: композитор – исполнитель – слушатель;
      2) объяснить понятия народная и профессиональная музыка;
      3) сравнить различные образцы народной и профессиональной музыки;
      4) определять жанр и характер прослушанных произведений;
      5) внимательно слушать музыку, высказываться о музыкальном произведении, используя музыкальную терминологию;
      6) рассказать о музыкальных традициях родного края;
      7) выразительно исполнить песни на казахском и русском языках;
      8) музицировать на шумовых музыкальных инструментах.
      64. Учащиеся 4 класса должны знать:
      1) определение жанра, различать жанровые разновидности народной и профессиональной музыки;
      2) ведущих представителей национальной музыкальной культуры;
      3) состав симфонического оркестра, названия струнных, деревянных и медных духовых, ударных инструментов;
      4) названия знаменитых театров мира;
      5) основные театральные и концертные организации республики;
      6) иметь представления о главных событиях музыкальной жизни страны, о традициях родного края;
      7) определять на слух знакомые произведения и соотносить их с национальной принадлежностью;
      65. Учащиеся 4 класса должны уметь:
      1) высказывать оценочные суждения о музыкальных произведениях и исполнителях, прослушанных на уроках, на концертах, по радио и телевидению;
      2) проявлять музыкальную воспитанность, использовать элементарные музыкальные термины в разговоре о музыке, в общении с другими людьми;
      3) выразительно исполнять песни в соответствии с их характером на казахском и русском языках;
      4) иметь опыт музыкально-творческих выступлений, участвовать в коллективном пении, ансамблевом музицировании, театрализованных инсценировках.
      66. Личностные результаты. Ученики должны проявлять:
      1) уважение к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа;
      2) способность чувствовать красоту окружающего мира;
      3) понимание многообразия культуры народов Казахстана, умение находить общие культурные связи с музыкой народов, живущих в Казахстане;
      4) понимание связи музыкального искусства с жизнью;
      5) интерес к музыкальным событиям своего города, района, аула;
      6) выражение своего настроения средствами музыки.
      67. Системно-деятельностные результаты. Ученики должны применять:
      1) полученные музыкальные знания в оценке музыкальных произведений;
      2) музыкальные термины в разговоре о музыке;
      3) элементарный анализ музыки, которая звучит на дискотеках, по радио и телевидению;
      4) навыки самостоятельного слушания музыки;
      5) умение вести диалог на темы музыкального искусства.

Приложение 10        


к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету «Музыка»
для 5-6 классов уровня основного среднего образования

1. Пояснительная записка


      1. Учебная программа «Музыка» составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденным  постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
      2. Предмет «Музыка» формирует личность ученика, его культуру, художественный вкус, систему ценностных ориентиров. Изучение музыкального наследия воспитывает бережное отношение к традициям своего народа, уважение к музыкальному искусству разных народов мира.
      3. Целью изучения курса является:
      1) формирование музыкальной культуры обучающегося;
      2) развитие творческой личности;
      3) освоение музыкальной картины мира.
      4. Задачи обучения:
      1) расширить и систематизировать теоретические знания по традиционной казахской музыке, ее связях с жизнью народа в прошлом и в современности, ее роли в профессиональном композиторском творчестве;
      2) сформировать интерес учеников к музыкальным явлениям современной жизни;
      3) сформировать художественный вкус и ценностное отношение к музыке;
      4) воспитать нравственные качества обучающихся средствами музыкального искусства;
      5) сформировать и развить навыки оценивания произведений разных жанров музыкального искусства;
      6) сформировать умения размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
      7) сформировать потребность в общении с музыкой;
      8) расширить умения и навыки видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
      5. Содержание программы базируется на традиционной культуре казахского и тюркских народов, на классической музыке Востока и Запада, шедеврах мировой музыки, современном казахстанском искусстве.
      6. Методы музыкального образования и воспитания в основной школе отражают цели, задачи и опираются на следующие педагогические принципы:
      1) принцип непрерывности означает преемственность между начальными и основными классами обучения, представляющий повторение главных тем на расширенном культурологическом уровне;
      2) принцип интегрирования включает межпредметные связи музыки с литературой, казахским и русским языком, изобразительным искусством, историей, что позволяет дать представление о взаимной обусловленности различных видов искусства;
      3) принцип самостоятельности представляет формирование личностного отношения к явлениям музыкального искусства, развития диалога между учителем и учеником, учеником и сверстниками;
      4) принцип творчества предполагает включение обучающихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей;
      5) принцип деятельности является главным способом получения исполнительских навыков пения и игры на музыкальных инструментах;
      6) музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет занятия одной четверти;
      7) в программе реализуется целостный подход к видам музыкальной деятельности, которые включают изучение основных средств музыкальной выразительности, слушание и обсуждение музыки, хоровое пение и игру на музыкальных инструментах, творческие задания. Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ученика, проявляется его творческая активность.
      6. Основные виды деятельности на уроках музыки:
      1) слушание музыки как вид деятельности представляет активное слушание музыкальных произведений, включает анализ основных средств выразительности, обсуждение услышанного, формирование умения высказывать свою точку зрения на различные виды, жанры, стили музыкального искусства, уважительное отношение к мнению своих одноклассников;
      2) исполнительская деятельность охватывает совершенствование вокально-хоровых навыков пения, знание о жанровых разновидностях песен, работу над характером исполняемых произведений, исполнение песен на казахском и русском языках;
      3) образовательная деятельность продолжает изучение основных средств музыкальной выразительности, новых видов, жанров, стилей музыкального искусства.
      7. Учебный курс «Музыка» завершается в 6 классе, необходимо совместно с обучающимися сделать обобщения полученных знаний: систематизировать фольклорные и профессиональные виды музыкального искусства, классифицировать музыкальные инструменты по группам, соотнести классические произведения Востока и Запада.
      8. В процессе изучения предмета «Музыка» осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
      1) «Казахский язык»: развитие культуры речи учащихся; изучение основ традиционного стихосложения; взаимообусловленность стиха и напева; развитие музыкально-поэтических способностей учащихся;
      2) «Литература»: формирование представлений о средствах выразительности музыки и поэзии; влияние литературы на становление и развитие музыкальных жанров: вокальных (песен, романсов, кантаты), сценических (оперы, балета), инструментальных произведений программного содержания;
      3) «История Казахстана»: представление о взаимосвязи музыкального искусства с историческими событиями; развитие музыкального инструментария как отражение исторических эпох; формирование представлений об историческом развитии музыкального искусства;
      4) «География»: выявление различий между видами и жанрами музыкального искусства, обусловленных географической средой обитания разных народов; формирование представлений о культуре Востока и Запада;
      5) «Изобразительное искусство»: развитие образного мышления учащихся; представления об изобразительных свойствах музыки; образы природы в творчестве музыкантов и художников; музыкальные портреты; сцены музыкальной жизни в изобразительном искусстве;
      6) «Технология»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, использование поделок художественного труда для иллюстрации музыкальных произведений.
      9. Объем учебной нагрузки по предмету «Музыка» на основной ступени школы в соответствии с Типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю.

2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса


      10. На изучение курса «Музыка» в 5 классе выделено 34 часа. Содержание курса включает следующие разделы.
      11. «Шедевры музыкального искусства. Великое искусство народов мира» (9 часов):
      1) айтыс – состязание акынов;
      2) искусство русских скоморохов;
      3) почему ханы верили жырау;
      4) Кер-оглы – чей батыр?
      5) олонхо - якутский эпос;
      6) киргизский героический эпос Манас;
      7) скандинавская сага о Нибелунгах;
      8) Садко – герой новгородских былин.
      12. «Музыкальные инструменты народов мира» (7 часов):
      1) история тюркской двухструнки;
      2) удививший весь мир шан кобыз;
      3) гордость башкирского народа – курай;
      4) как возникла легенда «Нар идирген» (Доение верблюдицы);
      5) история древней арфы и китайского циня;
      6) кобыз и скрипка - родственные инструменты;
      7) чей ударный инструмент древнее?
      13. «Классическая музыка Востока и Запада» (10 часов):
      1) индийская рага – музыка души;
      2) кюй – классическое искусство тюркских народов;
      3) маком рассказывает о жизни;
      4) музыкальное искусство страны Восходящего солнца;
      5) итальянская классическая опера;
      6) венская классическая симфония;
      7) русский классический балет;
      8) музыкальное искусство романтизма.
      14. «Традиция и современность в музыкальном искусстве» (8 часов):
      1) образ Родины в прошлом и настоящем;
      2) картины природы в творчестве народных и современных композиторов;
      3) энергия жизни в кюе Даулеткерея и в симфонии Г.Жубановой;
      4) образ акына Абая в опере А.Жубанова «Абай»;
      5) образ Кыз-Жибек в эпосе, опере и кино;
      6) симфонический кюй – продолжение традиции;
      7) музыка в нашей жизни.
      15. В процессе слушания музыки ученики знакомятся с классической традиционной и профессиональной музыкой казахского народа, а также с музыкальной культурой стран ближнего и дальнего зарубежья – Киргизии, Туркмении, Якутии, Башкирии, Хакасии, Азербайджана, Ирана, Индии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Италии, России, Польши, Венгрии. Через слушание и анализ музыкальных произведений формируются основы художественного вкуса учеников, определяются ценности мировой музыкальной культуры.
      16. В программе рекомендован репертуар для слушания музыки: Айтыс Кулыншака и Майлыкожи; Актамберды «Обращение жырау к воинам»; Бухар жырау «Слова назидания»; Актан жырау терме «Что плохо»; фрагмент дастана «Коруглы», исполняет Бидас Рустембеков; фрагмент олонхо, исполняет Кирилл Никифоров; фрагмент эпоса «Манас», исполняет Нурак Абдрахманов; Вагнер Р. «Кольцо нибелунгов» («Полет валькирий», «Марш на смерть Зигфрида»); Римский-Корсаков Н. Опера «Садко» (Песня Садко «Высота ль, высота поднебесная», «Песня индийского гостя»); Римский-Корсаков Н. «100 русских народных песен» («Про Добрыню»); Курмангазы «Сары-арка», исполняет К.Ахмедияров; Вивальди А. Концерт для лютни, ре мажор; Вивальди А. Largo из двойного концерта для лютни; якутская народная мелодия «Утро в лесу», исполняет Спиридон Шишигин; хакасское сказание «Алыпты нымах», исполняет Е.Улукбашев; китайская традиционная музыка «Цинь – два голоса»; башкирская народная мелодия «Жау тобе», исполняет И.Ильбаков; Ыхлас «Айрауыктын ашы кюй», исполняет Ж.Каламбаев; Паганини Н. «Каприс»; африканские барабанщики и японские тайко; фрагмент раги, исполняет Рави Шанкар; фрагмент спектакля японского театра «Кабуки»; фрагмент азербайджанского макома Раст; киргизский народный кюй «Каразгой», исполняет Н.Абдрахманов; Туркменский кюй «Бал саят»; Моцарт В.А., Симфония № 40, соль минор, экспозиция I части; Бетховен Л. Симфония № 3 «Героическая» ми-бемоль мажор, экспозиция I части; Чайковский П. «Лебединое озеро» («Адажио», «Танец маленьких лебедей»); Верди Дж. «Аида» («Романс Радамеса», «Триумфальный марш» и хор, финальный дуэт Аиды и Радамеса); Верди Дж. «Травиата» («Застольная», «Ария Виолетты», «Ария Жермона»); Шопен Ф. Полонез Ля мажор; Лист Ф. Рапсодия № 2; казахская народная песня «Туган жер», исполняют Ришат и Ринат Абдуллины; Калдаяков Ш. «Мой Казахстан»; Таттимбет кюй «Сарыжайлау»; Тлендиев Н. Песня «Сарыжайлау»; Даулеткерей «Жигер», исполняет К.Жантилеуов; Даулеткерей «Кудаша», исполняет К.Жантилеуов; Жубанова Г. Симфония «Жигер», экспозиция I части; Жубанов А. Опера «Абай» («Ария Абая»); фрагмент эпического сказания «Кыз-Жибек»; Брусиловский Е. Опера «Кыз Жибек» («Ария Кыз Жибек»); Рахмадиев Е. Симфонический кюй «Кудаша думан».
      17. В процессе пения совершенствуются вокально-хоровые навыки, полученные учащимися в начальной школе. Происходит осмысление содержания песен. Формируются навыки выразительного пения с учетом динамических оттенков. Осваиваются основные типы дыхания, формируется умение использовать цепное дыхание для поддерживания непрерывности звучания, умение тянуть звук, петь легато, нон легато и стаккато. Выработка четкого произношения согласных, протяжное пение гласных.
      18. В программе рекомендован песенный репертуар: Баснер В., Матусовский М. «Березовый сок»; Крылатов Е., Дербенев Л. «Три белых коня»; Окуджава Б. муз. и сл. «Песенка об открытой двери»; Закиров Ф. муз. и сл. «Чайхана», исполняет ансамбль «Ялла»; Закиров Ф., Березяков Е. «Шахризабз», исполняет ансамбль «Ялла»; Мигуля В., Гин В. «Поговори со мною, мама»; Колмановский Э, Ваншенкин К. «Алеша»; Коразбаев А. «Әгугай, домбыра»; Абай. «Желсіз түнде жарық ай».
      19. В разделе «Музыкальная грамота» изучаются:
      1) виды и жанры традиционной музыки: айтыс, жыр, олонхо, каргыра, хоомей, сыгыт, былина, рага, маком, раст, шур, чаргях, гагаку, бугаку;
      2) жанры и формы западноевропейской музыки: симфония (сонатное allegro, главная и побочная темы); опера (увертюра, ария, ариозо, каватина, дуэты, хор); балет (па-де-де, adagio, кордебалет); полонез, мазурка, рапсодия, каприс;
      3) музыкальные инструменты: курай, шоор, туйдук, зурна, екобуэ, най, ней, вина, ситар, сямисэн, моринхур, кяманча, гиджак, гусли, чатхан, цинь, цитракото, тайко, дутар, комуз, саз, тар, тамбур, рубаб, лютня, гитара.

3. Базовое содержание учебного предмета для 6 класса


      20. На изучение курса «Музыка» в 6 классе выделено 34 часа. Содержание курса включает следующие разделы.
      21. «Современное музыкальное искусство Казахстана. Музыка и поэзия» (9 часов):
      1) великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина;
      2) Махамбет – батыр, акын, кюйши;
      3) кюи Курмангазы в поэме Хамита Ергалиева;
      4) образ тулпара в музыке и поэзии;
      5) картины природы в музыке и поэзии;
      6) литература и музыка.
      22. «Музыка и живопись» (7 часов):
      1) наскальные рисунки открывают свою тайну;
      2) образы батыров в музыке и гравюрах;
      3) размышление;
      4) картины природы в творчестве музыкантов;
      5) застывший миг казахского вальса;
      5) музыкальный портрет;
      6) степная баллада.
      23. «Музыкальные портреты современников» (9 часов):
      скрипичная школа Казахстана;
      1) где рождается музыка?
      2) ансамбль, возвысивший искусство;
      3) фортепианное искусство Казахстана;
      4) портреты дирижеров;
      5) искусство танца;
      6) голос соловья;
      7) великий кюйши современности.
      24. «Современное искусство эстрады» (8 часов):
      1) первая звезда казахской эстрады;
      2) тебе пою, родная земля;
      3) нестареющие песни Нургали Нусипжанова;
      4) подвиг Алии воспела Роза Рымбаева;
      5) «Дос-Мукасан» всем поднимает настроение;
      6) песни Алтынбека Коразбаева;
      7) казахстанская рок-группа «Улытау».
      25. В программе рекомендован репертуар для слушания музыки: Дина «Ананың бұйрығы» («Наказ матери»); Дина «Жеңіс» («Победа»); Махамбет «Жұмыр-Қылыш»; Курмангазы «Сары арқа», исполняет оркестр им.Курмангазы; Ахан-сері «Құлагер»; Ахан-сері «Маңмаңгер»; Қазанғап «Көкіл», исполняет Бахыт Басыгараев. Қазанғап «Көкіл», исполняет группа «Улытау»; Жанболатов М., сл. Айтулы Н. «Ән –домбыра», исполняет Ж. Карменов; Сүгір «Боз інген», исполняет оркестр «Отырар сазы»; Даулеткерей «Кор-оглы»; Қарасай «Қарасай күйі»; Курмангазы «Торемурат»; Таттимбет «Косбасар»; Таттимбет «Сары жайлау»; Жубанова Г. Три прелюдии для фортепиано; Хамиди Л. «Казахский вальс», исполняет Б. Толегенова; Мендыгалиев Н. «Поэма о домбре», исполняет Ж.Аубакирова; Хамзин М. «Жайлау»; Тлендиев Н. «Сары жайлау»; Абай «Айттым салем, Қаламқас»; Жубанов А., Хамиди Л. Опера «Абай» (Свадебная сюита из 3 акта); Брусиловский Е. «Боз айгыр», исполняет А.Мусаходжаева; Бетховен Л. «Крейцерова соната», исполняет А.Мусаходжаева; Вивальди А. «Времена года», исполняет «Камерата Казахстана», художественный руководитель Г. Мурзабекова; Шопен Ф. Вальсы, полонезы, исполняет Ж. Аубакирова; Рахмадиев Е. Симфоническая поэма «Дарабай»; Кажгалиев Т. Степная легенда «Кыз куу»; Жубанова Г. Балет «Легенда о белой птице» («Адажио»); Верди Дж. Опера «Травиата» («Ария Виолетты»), исполняет Н. Усенбаева; Тулебаев М. Опера «Биржан – Сара» («Ария Сары»); Калдаяков Ш. «Ақмаңдайлым», «Ақсұнқарым»; Хасангалиев Е. «Атамекен», «Аулым-әнім»; Бейсеуов А., Алимкулов Н. «Армандастар». Исполняет Н. Нусипжанов; Еспаев А. «Ұстазым»; Байтереков С. «Жан досым», «Алия»; Тлендиев Н., Молдагалиев Т. «Куә бол»; народная песня «Қудаша», исполняет ансамбль «Дос-Мукасан»; Коразбаев А. «Әгугай, домбыра», исполняют Канат, Айткул Қудайбергеновы; Коразбаев А. «Сағындым Алматым», исполняет группа «МузАрт»; Дина «Булбул», исполняет К. Ахмедияров.
      26. В процессе пения рекомендуется:
      1) ясное понимание средств художественной выразительности и осознанное выполнение технических приемов, благодаря которым музыкальное произведение приобретает художественную форму и наполняется смысловым содержанием;
      2) в работе над хоровым произведением осмысление единства художественного и технического этапов в создании музыкального образа;
      3) учитывать на данном этапе мутационные проявления голоса у мальчиков.
      27. В программе рекомендован песенный репертуар: Пахмутова А., Добронравов Н. «Надежда»; Антонов Ю., муз. и сл. «Крыша дома твоего»; Крис Кельми «Замыкая круг»; Митяев О., муз. и сл. «Как здорово!»; Бейсеуов А., Алимкулов Н. «Армандастар»; Закиров Ф., Энтин Ю. «Учкудук - три колодца», исполняет ансамбль «Ялла»; Байтереков С. «Жандосым»; Тлендиев Н., Молдагалиев Т. «Куә бол»; Коразбаев А. «Сағындым Алматым»; Минков М., Синявский П. «Песенка на память»; Визбор Ю., муз. и сл. «Наполним музыкой сердца»; Боярский М. «Зеленоглазое такси»; Макаревич А., муз. и сл. «Пока горит свеча»; Шаинский В., Добронравов В. «Беловежская пуща»; Шаинский М., Островский С. «Дрозды»; Тухманов Д., Харитонов В. «День Победы».
      28. В разделе «Музыкальная грамота» рекомендуется изучить:
      1) сравнение музыкальных и художественных средств выразительности: музыкальная форма – композиция картины; музыкальные жанры (симфония, концерт, этюд, каприс, прелюдия, фуга и др.) – жанры живописи (картина, портрет, пейзаж, натюрморт и др.); музыкальный темп – покой или движение в картине, ритм изображения; тембр – цвет; лад – колорит цветочных тонов; мелодия – линия; аккорд – пятно; фактура – штрихи, мазки;
      2) сравнение художественных образов в музыке и литературе: музыкальный и литературный жанры произведений, стиль композитора, поэта, писателя;
      3) жанры домбровых кюев - толгау, косбасар, акжелен; жанры европейской музыки - вальс, прелюдия, полонез, песня, романс, эстрадная песня;
      4) эстрадные инструменты: гитара-соло, бас-гитара, электрогитара, синтезатор, ударная установка.

4. Требования к уровню подготовки учащихся


      29. Уровень подготовки обучающихся оценивается с позиции предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
      30. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать. Учащиеся 5 класса должны знать:
      1) основные жанры народной и профессиональной музыки;
      2) место традиционной музыки в современной культуре, роль народной музыки в профессиональном композиторском творчестве;
      3) имена выдающихся композиторов Казахстана;
      4) лучшие образцы эпического творчества народов мира;
      5) классификацию музыкальных инструментов;
      6) отличительные особенности музыки тюркских народов;
      7) высшие достижения классической музыкальной культуры Востока;
      8) имена известных композиторов русской и западноевропейской музыки;
      9) характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
      10) крупнейшие музыкальные центры мирового искусства – театры оперы и балета, концертные залы.
      31. Учащиеся 5 класса должны уметь:
      1) определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности;
      2) слушать и оценивать народную музыку, современные аранжировки народных песен и кюев;
      3) выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о музыкальных жанрах и стилевых направлениях;
      4) определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыке классической, народной, современной;
      5) размышлять о музыке, анализировать ее, высказывать собственное мнение относительно прослушанной музыки;
      6) выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов;
      7) организовывать самостоятельную работу над дополнительным материалом по темам.
      32. Учащиеся 6 класса должны знать:
      1) основные средства художественной выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства;
      2) жанры инструментальной, вокальной и сценической музыки, находить параллели между музыкой и другими видами искусства;
      3) имена известных композиторов, музыкантов, исполнителей, артистов эстрады современного Казахстана;
      4) значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени.
      33. Учащиеся 6 класса должны уметь:
      1) понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства, находить связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
      2) оценивать произведения разных видов музыкального искусства, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
      3) ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значение массовой музыкальной культуры;
      4) исполнять песни разных жанров - народные, классические, современные;
      5) передавать свои музыкальные впечатления в рассказах, беседах о музыке.
      34. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:
      1) уважение к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
      2) высокую культуру человеческого общения, соблюдение этических норм;
      3) способность к самообразованию, саморазвитию и самореализации;
      4) умение отличать подлинные ценности казахстанского музыкального искусства;
      5) понимание многообразия музыки народов мира, умение находить общие культурные связи с музыкой других народов;
      6) понимание нравственного значения произведений музыкального искусства; умение использования музыки как способа выражения своего отношения к друзьям и близким.
      35. Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны применять:
      1) знания об основных средствах музыкальной выразительности;
      2) навыки выполнения элементарного анализа музыкальных произведений;
      3) навыки поисково-исследовательской и творческой деятельности;
      4) умение анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию о музыкальных явлениях;
      5) умение вести диалог на темы музыкального искусства.

Приложение 45       


к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет