Учебная программа по истории философии для 2-го курса Московской Православной духовной семинарии



жүктеу 130.73 Kb.
Дата12.06.2016
өлшемі130.73 Kb.


МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

для 2-го курса Московской Православной духовной семинарии

Составитель:

СТСЛ, 2009

Программа утверждена на заседании кафедры богословия МПДАиС

От

«__» ________________ 200______ г.



Протокол №_________
Заведующий кафедрой: М. С. Иванов, засл. проф.
Автор программы:
Рецензент: ФИО, звание, ученая степень (если есть)
Пояснительная записка к курсу «История философии» для II курса МПДС
Курс рассчитан на преподавание в течение года по 2 ч. в неделю. В случае необходимости преподавания курса в течение полугода, число часов уменьшается в два раза. По-возможности к лекционным часам добавляется такое же количество семинарских часов, в рамках которых производится закрепление материала путем работы с текстами первоисточников.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№ Тема Количество академических часов
I СЕМЕСТР

Тема 1. Введение в историю средневековой философии 4

Тема 2. Ранняя средневековая философия (X в.) 4

Тема 3. Ранняя средневековая философия (XI в.) 2

Тема 4. Ранняя средневековая философия (XIXII вв.) 2

Тема 5. Ранняя средневековая философия (XII в.) 4

Тема 6. Средневековая философия арабского Востока 4

Тема 7. «Арабское влияние на средневековую мысль XIII в



и схоластика 2

Тема 8. Францисканские и августинианские мыслители XIII в. 4


II СЕМЕСТР

Тема 9. Теология и философия доминиканцев 4

Тема 10. Латинский аверроизм (XIII в) 4

Тема 11. Иоанн Дунс Скот 2

Тема 12. У. Оккам. 2

Тема 13. Поздняя средневековая философия XIVXV вв. 4

Тема 14. Мистическая философия позднего средневековья 2

Тема 15. Вторая схоластика 4

Тема 16. Средневековая философия как предмет

научного исследования 2
Итого аудиторных занятий: 50

Самостоятельная работа в течение года: 50

Всего: 100
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1

Введение в историю средневековой философии
Особенности средневековой философии: тесная связь с христианской догматикой, зависимость от античной философской традиции. Периодизация средневековой философии. Идейная связь средневековой философии и патристики. Наиболее важные для латин­ского средневековья патристические труды: Августин, Боэций, «Ареопагитики», Иоанн Дамаскин.
Ист.: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990;

Блж. Августин. О граде Божием (любое издание);

Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания (любое издание).

Также см. общую литературу.


Тема 2

Ранняя средневековая философия (X в.)
Ранняя средневековая философия (X в.): общий обзор, главные темы и особенности метода. Иоанн Скот Эриугена: сочинение «О природе»; связь с греческими авторами (Ориген, свт. Григорий Нисский, «Ареопагитики»). Неоплатонические мотивы в учении Эриугены о мире и человеке. Проблема предопределения.
Ист.: PL. Vol. 122; Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995; О разделении природы (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 166–189.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.787-794.



Лит.: Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.


Тема 3

Ранняя средневековая философия (XI в.)
Ранняя средневековая философия (XI в.) Алкуин. Ансельм Кентерберийский. «Единственное доказательство» бытия Божия у Ансельма. Теологическая этика Ансельма: проблема свободы воли, происхожде­ние и природа зла.
Ансельм Кентерберийский. Ист.: PL. Vol. 158; Сочинения. М., 1995; Об истине. О свободном выборе // АСМ. Т. 1. С. 203–249.

Лит.: Фокин А. Р. Ансельм Кентерберийский // Православная энциклопедия (далее: ПЭ). Т. 2.
Тема 4

Ранняя средневековая философия (XI–XII вв.)
Ранняя средневековая философия (XI–XII вв.). Вопрос об универсалиях в раннем средневековье (Росцелин, Петр Абеляр). Логика Абеляра и ее применение к теологической проблематике. Рационалистиче­ская этика Абеляра: понятия «акт» и «интенция». Споры вокруг учения Абеляра.
Ист.: PL. Vol. 178; Петр Абеляр Тео-логические трактаты. М., 1995; Глоссы к «Категориям» Аристотеля // АСМ. Т. 1. С. 403–426.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.794-809.



Лит.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1994, 1996.
Тема 5

Ранняя средневековая философия (XII в.)
Ранняя средневековая философия (XII в.). Монашеская философия: Бернард Клервоский. Шартрская и Сен-Викторская школы (обзорно). «Сентенции» Петра Ломбардского и их значение для развития схоластической философии. Спекулятивная мистика раннего средневековья. Общие итоги раннего периода развития средневековой философии.
Бернард Клервоский: Ист.: PL. Vol. 182–185; Проповеди на Песнь Песней. О благодати и свободной воле // АСМ. Т. 1. С. 444–476; О благодати и свободе воли // Средние века. Вып. 45. М., 1982; Послание 190 к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра // Классическая филология на современном этапе. М., 1996.

Лит.: Мудрагей Н. С. Знание и вера: Абеляр и Бернард // Вопросы философии. 1988. № 10; Неретина С. С. Бернард Клервоский: сопряженность свободы и воли // Она же. Верующий разум: К истории средневековой философии. М., 1995; Фокин А. Р. Бернард Клервоский // ПЭ. Т. 4.

Гуго Сен-Викторский: Ист.: PL. Vol. 175–177; Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 294–351; О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 304–314.



Лит.: Фокин А. Р. Гуго Сен-Викторский // ПЭ. Т. 13.

Петр Ломбардский: Ист.: PL. Vol. 192; Четыре книги сентенций (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 477–493. См. также общую литературу.


Тема 6

Средневековая философия арабского Востока
Средневековая философия арабского Востока (обзорно). Основные направления: фальсафа и калам. Восточная философия как посредник между античностью и средневековьем. Платонистические (Ибн Сина) и аристотелианские (аль-Фараби, Ибн Рушд) тенденции в арабской философии.
Ист.: Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980; Ибн Рушд (Аверроэс). Опровержение опровержения. К., 1999.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.709-764



Лит.: Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Он же. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985; Смирнов Д. В. Ибн Рушд // ПЭ. 2009. Т. 20; Он же. Ибн Сина // Там же.
Тема 7

Арабское влияние на средневековую мысль XIII в и схоластика
Арабское влияние на средневековую мысль XIII в. Основание университетов. Аристотелизм: основные понятия (причина, сущность, акциденция, материя, форма). Понятие «схоластика» и особенности схоластического метода в период его расцвета. Монашеские ордена (францисканцы, доминиканцы, августинианцы) и связанные с ними философские направления. Оксфордская францисканская школа: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пекам.
Ист.: Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995; Гроссетест Сочинения. М., 2003; Об истине. Об истине высказывания. О знании Бога (фрагменты) // АСМ. Т. 2. С. 5–29. Бэкон Р. Избранное. М., 2005; Он же. Opus tertium // АСМ. Т. 2. С. 81–121. Также см. общую литературу.
Тема 8

Францисканские и августинианские мыслители XIII в.
Францисканские и августинианские мыслители XIII в.: Бонавентура, Матвей из Акваспарты, Александр Гэльский, Генрих Гентский. «Метафизика света» и учение о божественном озарении. Учение Генриха Гентского о человеческой воле.
Ист.: Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993; Он же. О возвращении наук к теологии // АСМ. Т. 2. С. 122–140.

Также см. общую литературу.




Тема 9

Теология и философия доминиканцев
Теология и философия доминиканцев. Перипатетизм Альберта Великого (обзорно). Фома Аквинский: корпус сочинений, основные темы. «Сумма теологии» — структура и тематика. Принцип аналогии. Учение о сущности и существовании. Доказательства бытия Божия у Фомы. Философская антропология и этика Аквината.
Ист.: Альберт Великий Об интеллекте и интеллигибельном // АСМ. Т. 1. С. 43–80.

Фома Аквинский: Opera omnia // http://www.corpusthomisticum.org/iopera.html [электронный ресурс]; Он же. Сумма теологии / Пер.: А. В. Апполонов. М., 2006–2008. Т. 1–3 [издание продолжается]; Сочинения. М., 2002; Он же. Сумма против язычников. М., 2004. Т. 1–2; Он же. Учение о душе. СПб, 2004.



Лит.: Жильсон Э. Томизм // Избранное. Т. 1. М., 1999; Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. СПб., 1999;
Тема 10

Латинский аверроизм (XIII в)
Латинский аверроизм (XIII в). Основные концепции: единство ра­зума, вечность мира. Боэций Дакийский и Сигер Брабантский. Теория «двойственной истины». Осуждения 1270 и 1277 гг. Последующая история аверроизма (XIV-XV вв.).
Ист.: Боэций Дакийский. Сочинения. М., 2003; Он же. О высшем благе. О вечности мира (фрагменты) // АСМ. Т. 2 . С. 252–282; Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // АСМ. Т. 2. С. 239–251.

Лит.: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; Смирнов Д. В. Двойная истина // ПЭ. М., 2006. Т. 14. С. 253–263

Тема 11

Иоанн Дунс Скот
Иоанн Дунс Скот. Соотношение естественного и сверхъестественного познания. Практический характер теологии. Теория познания и учение об очевидности. Принцип «однозначной предикации» сущего. Трактовка проблемы универсалий: общая природа, чтойность, этовость (haecceitas).
Ист.: Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001; Трактат о Первоначале. М., 2001; Ordinatio. Пролог. Часть первая: О необходимости откровенного учения. Вопрос единственный: Необходимо ли, чтобы человеку в силу нынешнего его состояния сверхъестественным образом было внушаемо некое особое учение? // Философия религии: альманах. 2006–2007 / Под ред. В. К. Шохина. М.: Наука, 2007. С. 348–392.

Лит.: Vos A. The Philosophy of John Duns Scotus. Edinburgh, 2006; The Cambridge companion to Duns Scotus / Ed. T. Williams. Camb., 2003.
Тема 12

У. Оккам.
У. Оккам. Номиналистические и волюнтаристские тенденции в философии Оккама. Учение о познании: теория интуиции.
Ист.: Оккам У. Избранное. М., 2002;

Лит.: The Cambridge Companion to Ockham / Ed. P. V. Spade. Camb.,1999.

Тема 13

Поздняя средневековая философия XIV–XV вв.
Поздняя средневековая философия (XIV–XV вв.): основные направления и идеи. Дуранд из Сен-Пурсена, Эгидий Римский, Григорий из Римини, Каэтан.
Ист.: Из сочинений  Эгидия Римского // Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. М., 2007. С.205-357.

Лит.: Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. М., 2007.

См. также общую литературу.


Тема 14

Мистическая философия позднего средневековья
Мистическая философия позднего средневековья (XIV–XV вв.). Немецкая мистика: Майстер Экхарт, Иоханн Таулер, Генрих Сузо. Церковная мистика: Дионисий Картузианец. Мистика и средневековые ереси.
Ист.: Майстер Экхарт Избранные проповеди и трактаты. СПб., 2001; Он же. Об отрешенности. М., 2001.

Лит.: Хорьков М. Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика. М., 2004.

Иоханн Таулер. Царство Божие внутри нас. СПб., 2001.



Сузо Г. Книжица истины // Вопросы философии. 2000. № 7.

Лит.: Смирнов Д. В. Дионисий Картузианец // ПЭ. М., 2007. Т. 15. С. 342–349.
Тема 15

Вторая схоластика
Вторая схоластика (XVI в.): основные идеи европейской реформации, контрреформация как ответ католической Церкви на вызов протестантизма, Тридентский Собор. Луис де Молина: учение о предопределении и свободе воли. Франсиско Суарес: синтез схоластики. «Метафизические рассуж­дения»: основные темы.
Ист.: Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Т. 1. М., 2009.

Лит.: Вдовина Г. В. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса // Вопросы философии. 2003. № 10; Лупандин И. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса и зарождение новоевропейской философии // http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lup/andin_30.html [электронный ресурс].

Тема 16

Средневековая философия как предмет научного исследования.
Средневековая философия как предмет научного исследования. Отношение к средневековой философии в XVII–XIX вв. Возрождение интереса к средневековой философии в нач. XX в. (Э. Жильсон, Ж. Маритен и др.). Неосхо­ластика и неотомизм. Наиболее важные современные направления исследова­тельской работы в области истории средневековой философии.
См. общую литературу.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

для 2 класса МДС СЗО



  1. Особенности средневековой философии

  2. Ранняя средневековая философия (X в.): общий обзор, главные темы и особенности метода

  3. Неоплатонические мотивы в учении Эриугены о мире и человеке

  4. «Единственное доказательство» бытия Божия у Ансельма

  5. Рационалистиче­ская этика Абеляра: понятия «акт» и «интенция»

  6. «Сентенции» Петра Ломбардского и их значение для развития схоластической философии

  7. Восточная философия как посредник между античностью и средневековьем

  8. Понятие «схоластика» и особенности схоластического метода в период его расцвета

  9. Оксфордская францисканская школа: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пекам

  10. Францисканские и августинианские мыслители XIII в.

  11. Фома Аквинский: корпус сочинений, основные темы

  12. Доказательства бытия Божия у Фомы Аквинского

  13. Перипатетизм Альберта Великого

  14. Боэций Дакийский и Сигер Брабантский. Теория «двойственной истины»

  15. Иоанн Дунс Скот. Соотношение естественного и сверхъестественного познания

  16. Номиналистические и волюнтаристские тенденции в философии Оккама

  17. Поздняя средневековая философия (XIV–XV вв.)

  18. Немецкая мистика: Майстер Экхарт, Иоханн Таулер, Генрих Сузо

  19. Мистика и средневековые ереси

  20. Контрреформация как ответ католической Церкви на вызов протестантизма

  21. Луис де Молина: учение о предопределении и свободе воли

  22. Франсиско Суарес: синтез схоластики

  23. «Метафизические рассуж­дения» Суареса: основные темы

  24. Средневековая философия как предмет научного исследования

  25. Неосхо­ластика и неотомизм


БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Жильсон Э. Философия в Средние века (от истоков патристики до конца XIV века). М., 2004.

  2. Антология средневековой мысли (далее: АСМ): Теология и философия европейского средневековья. В 2 т. СПб, 2001–2002.

  3. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

  4. Карсавин Л. П. Культура средних веков. К., 1995.

  5. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  6. Либера A. де. Средневековое мышление / Пер. с франц.: О. В. Голова, А. М. Руткевич. М., 2004.

  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб., 1994.

  8. Словарь средневековой культуры / Ред.: А. Я. Гуревич. М., 2007.

  9. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 2001.

  10. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. М., 2001.

  11. Фролова Е. А. История средневековой арабо-испанской философии. М., 1995.

[Жирным шрифтом выделена обязательная учебная литература]
(на иностранных языках)

  1. The Cambridge Companion to Medieval Philosophy / Ed. A. S. McGrade. Camb., 2003.

  2. The Cambridge History of Later Medieval Philosophy: From the Rediscovery of Aristotle to the Disintegration of Scholasticism, 1100–1600 / Ed. N. Kretzmann, A. J. P. Kenny, J. Pinborg. Camb., 1982, 1984 et al.

  3. A Companion to Philosophy in the Middle Ages / Ed. J. J. E. Gracia, T. N. Noone. L., 2002.

  4. Libera, Alain de. La philosophie médiévale. P., 1993.

  5. Libera, Alain de. La querelle des universaux: De Platon à la fin du Moyen Age. P., 1996.

  6. Marenbon J. Medieval Philosophy: An Historical and Philosophical Introduction. L.: Routledge, 2007

  7. Routledge History of Philosophy. Vol. 2: Medieval Philosophy / Ed. J. Marenbon. L.: Routledge, 1998, 2004.

С более подробной библиографией по отдельным персоналиям можно познакомиться в АСМ. Т. 2. С. 610–627, а также в указанных статьях Православной энциклопедии.






©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет