Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческое краеведение»



бет1/2
Дата15.06.2016
өлшемі235 Kb.
#136564
түріСамостоятельная работа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-14.5.02.01.20.25 /03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Историческое краеведение»

Ред. № __ от _______



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Историческое краеведение»

для специальности 5В020300 – «История»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей 2013



Содержание





1

Глоссарий

3-4

2

Лекции

4-20

3

Практические занятия

20-24

4

Самостоятельная работа студента

24-32


1 ГЛОССАРИЙ

1.1 Антропонимия – наука об именах людей.

1.2 Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным остаткам.

1.3 Гидронимию – названия водных объектов

1.4 Гидрология – это наука, изучающая природные воды в пределах гидросферы.

1.5 Городища, т.е. остатки поселений, имевших укрепления.

1.6 Дольмены – гробницы в виде каменных ящиков.

1.7 Климат – это характерный для данной местности многолетний режим погоды, который удерживается здесь на протяжении многих веков.

1.8 Краеведение- совокупность знаний о том или ином регионе, изучение природы, истории, культуры, быта и т.п.

1.9 Кромлехи – круг из отдельно стоящих камней.

1.10 Культурный слой – исторически сложившаяся система напластований, образовавшихся в результате жизни поселения; слой с остатками древнего поселения, который обычно имеет темную окраску, так как насыщен остатками органических предметов.

1.11 Менгиры – вертикально поставленные каменные плиты.

1.12 Оронимия- названия гор и других частей ландшафта.

1.13 Палеография - (по гречески палео- древний, графо- пишу) – вспомогательная историко- филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменнности, главным образом рукописные.

1.14 Палимпсесты - рукописи с двойным текстом.

1.15 Реликтовые виды – это остатки отживших флор, свидетели природных условий других эпох естественной истории края, сохраняющиеся единично или небольшими группами в отдельных местах, где условия по каким- либо показаниям отличаются от обычных современных.

1.16 Селища, т.е. остатки неукрепленных поселений, одновременные городищам.

1.17 Стоянки, т.е. остатки открытых (неукрепленных) поселений преимущественно эпохи матриархального рода.

1.18 Топонимика ( по гречески топос- место и онима, или онома- имя) –наука о географических названиях.

1.19 Топонимия - географические названия населенных пунктов

1.20 Фауна края - совокупность видов животных, обитающих на его территории.

1.21 Флора – исторически сложившаяся совокупность всех видов растений данной местности.

1.22 Циркуляционный фактор- определяет режим атмосферного давления на местности, возникновение и смену циклонов и антициклонов, направление и силу ветров и т.д.

1.23 Эндемики – растения, встречающиеся только в данном, относительно ограниченном регионе или в группе районов

1.24 Эол- ветер
2 Тезисы лекций.

Лекция 1. Предмет, цель и задачи исторического краеведения.

План лекции:

1. Возникновение исторического краеведения как науки.

2. Основное содержание краеведческой работы. Методы и принципы исследования, основные направления

3. Краеведческая работа в школе.



Цель лекции: дать определение предмету и объекту краеведения, определить его роль в изучении истории страны в целом.

Тезисы лекции:

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой- либо определенной территории. Причем объектами изучения являются: социально- экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области, а также их природные данные. Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Историческое краеведение воспитывает любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее, - качество, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою родину.

Краеведение- совокупность знаний о том или ином регионе, изучение природы, истории, культуры, быта и т.п.

Историческое краеведение получило широкое развитие в СССР после Великой Отечественной войны. Географическое краеведение к этому времени выполнило свои основные задачи. Его функции по изучению природных богатств края перешли в ведение специализированных научных учреждений. Усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс к охране памятников истории и культуры. В послевоенные годы увеличивается размах строительных работ, что повлекло за собой угрозу разрушения известных и неизвестных памятников истории и культуры. Охрана таких памятников была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию СССР как долг и обязанность всех граждан. Был принят и закон об охране и использовании памятников истории и культуры, где говорилось, что памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. Были созданы Общества охраны памятников истории и культуры.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную и художественную или иную культурную ценность. Все они охраняются государством.

Различаются следующие основные виды памятников истории и культуры.



    1. Памятники истории- здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта и т.п.

    2. Памятники археологии- городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения и т.п.

    3. Памятники градостроительства и архитектуры- архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, площади, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения культовой архитектуры, народного зодчества, природные ландшафты.

    4. Памятники искусства- произведения монументального, изобразительного, декоративно- прикладного и иных видов искусства.

    5. Документальные памятники- письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Основные источники исторического краеведения можно разделить на 3 категории: источники материальные (археологические, архитектурные, произведения искусства и т.п.), письменные и устные.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое памятники истории и культуры?

  2. Какие выделяют основные виды памятников истории и культуры?

  3. Что является объектом исторического краеведения?

Литература:

  1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.

  2. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение М. 1987


Лекция 2-3 Археологические источники и материалы в историческом краеведении.

План лекции:

1.Роль археологических источников в историческом краеведении

2.Виды археологических памятников.

3.Основные направления исследовательской работы в археологии. Методы обработки археологических материалов.

4. Использование археологического материала в школьном краеведении.

Цель лекции: дать определение основным объектам историко- археологических исследований. Выявить основные виды археологических памятников и комплексных источников и их роль в изучении родного края.

Тезисы лекции:

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых» свидетелей истории.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным остаткам. Термин «археология» (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон. В XVIв. Этим термином стали обозначать историю древнего искусства, и поныне в некоторых странах археология означает «искусство древнего мира», а сама история искусств ограничивается последующим временем. Во Франции, например, археологическими, как правило, называют музеи, где собраны только античные древности, а орудия каменного века и другие материалы первобытной археологии хранятся в музеях истории искусств. Особенно важную роль археология (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции дописьменной истории. Учитывая, что возраст человечества определяется примерно в 2,5 млн. лет, дописьменная история составляет в целом более 90% истории человечества; следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом по археологическим данным. Первые археологические раскопки и попытки их осмысления предпринимались еще в древнем мире. Древнеримский поэт и мыслитель Лукреций (I до н.э.) дописьменную историю делил на каменный, медный, бронзовый и железный века, Схема Лукреция до сих пор применяется археологами.

Вновь обращаются к археологии в эпоху Возрождения. В 1869-1893гг. Мортилье разработал первую схему хронологий каменных орудий. Термины, введенные им (ашель, мустье и др.) используются до сих пор. В 1865г. археолог и этнограф Леббок предложил делить каменный век на две эпохи: палеолит и неолит. В к.XIXв. французский археолог Пьет открыл переходную эпоху между ними- мезолит. В к.XVIIIв. в археологию вошел термин «энеолит», т.е. меднокаменный век, переходный период от каменного века к эпохе бронзы.

Археология последовательно занята поисками определенных археологических памятников, их исследованиями (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии – это реконструкция в той или иной степени исторических процессов, объектов и фактов.

В археологии выявляются два последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и исторической реконструкции на основе полученных данных.

Под предметом археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования – это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.

В современной археологии существенны представления о хронологических рамках науки. Начало археологического интереса определяется появлением первых артефактов деятельности человека, примерно 2,5 млн. лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. Многие археологи доводят науку до начала книгопечатания, когда сузились возможности вещественных источников. Однако в ряде стран сложилась так называемая «индустриальная археология», изучающая объекты XIX и XX веков, современный «культурный слой».

Археология фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба, например заселение в палеолите Американского континента; только археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая началась на рубеже мезолита и неолита, привела к началу земледелия и скотоводства и плодами которой мы пользуемся до сих пор. Археологические материалы дают представление о зонах первоначального земледелия и скотоводства, позволяют проследить процессы урбанизации, возникновения городской культуры и цивилизации.

В ходе накопления материалов возрастает и количество археологических культур. При этом надо учитывать, что понятие «археологическая культура» неодинаково для различных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая культура – это определенный способ обработки каменных орудий труда, а для эпохи бронзы или раннего железа – это целый комплекс признаков, включающих особенности погребальных сооружений, обряда погребения, поселений и инвентаря.

Виды археологических памятников.

Главными археологическими памятниками, изучаемыми в поле, являются остатки древних поселений и древние погребения. Среди первых археологи различают три типа.

1 Стоянки, т.е. остатки открытых (неукрепленных) поселений преимущественно эпохи матриархального рода.

2 Городища, т.е. остатки поселений, имевших укрепления.

3 Селища, т.е. остатки неукрепленных поселений, одновременные городищам.

Древние погребения можно разделить на две основные группы.



  • погребения в ямах, без каких – либо насыпей над ними.

  • погребения в ямах или без них, над которыми насыпаны могильные холмы. Это курганы, скопления которых называют курганной группой.

Кроме этих главных видов археологических памятников, в поле расположены также мегалитические ( от древнегреческого мега – крупный, большой, лит – камень ) сооружения – археологические памятники, сооруженные из больших блоков дикого или грубо обитого камня. Мегалитические сооружения делятся на несколько видов.

  • Дольмены – гробницы в виде каменных ящиков.

  • Менгиры – вертикально поставленные каменные плиты.

  • Кромлехи – круг из отдельно стоящих камней.

Археологические исследования делят на полевые и камеральные, т.е. лабораторные. Полевые работы – это прежде всего поиски археологических памятников и раскопки.

При раскопках древнего поселения вначале идет слой земли без находок – это балласт. Далее идет культурный слой – исторически сложившаяся система напластований, образовавшихся в результате жизни поселения; слой с остатками древнего поселения, который обычно имеет темную окраску, так как насыщен остатками органических предметов.

Культурный слой состоит из двух неразрывно связанных компонентов- из остатков сооружений, являющихся его скелетом, и из наслоений, отражающих основное направление хозяйственной жизни данного участка поселения.

В установлении абсолютной даты слоев немалую роль играют археологические комплексы- совокупность вещей, одновременно попавших в землю. Существует три вида комплексов: инвентарь жилища, клад, инвентарь погребения.

Проведение археологических раскопок доверяется только специалистам по специальному разрешению – Открытому листу. Открытый лист – это разрешение на право раскопок или разведок, выдаваемое специально уполномоченными государственными органами.

Открытые листы имеют четыре категории.



  • Открытый лист формы №1 – дает право на любые археологические работы.

  • Открытый лист формы №2 – разрешается разведка со вскрытием небольших участков площади памятника.

  • Открытый лист формы №3 - дает право только на археологическую разведку без производства каких- либо земляных работ.

  • Открытый лист формы №4 – дает право на обследование археологических памятников, которым или угрожает уничтожение в результате стихийных явлений, или в случае их внезапного выявления в ходе земляных работ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое археология как наука?

2. Что является предметом и объектом археологии?

3. Какие виды мегалитических сооружений вы знаете?

4. Что такое культурный слой?

5. Что такое «Открытый лист» в археологии?


Литература:

  1. Археологические памятники Казахстана. А., «Наука» 1978г. 214с.

  2. Авдусин Д.А. Основы археологии. М., «Высшая школа» 1989г


Лекция 4-5 Этнографические источники и материалы в историческом краеведении.

План лекции:

1. Влияние развития этнографической науки на краеведческую работу.

2. Виды этнографических источников.

3.Этнографические категории, используемые в историческом краеведении.

4.Использование этнографических источников в процессе изучения истории родного края.

Цель лекции: показать роль этнографических источников в изучении традиционной культуры и ее эволюции в истории определенного региона.

Тезисы лекции:

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых- этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).


Изучение письменных источников — один из самых важных методов
этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю как действительные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, поскольку они свидетельствуют о связях между этими народами.
Для этнологии ценны и устные предания, также выражающие историческое сознание народа. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Устные предания как источник получения этнологических материалов исчезают быстрее, чем другие. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то
исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных формах изучения и оценки археологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного метода можно установить возраст керамических изделий.
Важным методом этнологических исследований является сравнительное
языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных
языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и
степень их родства. С середины XX в. в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи, населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов.
Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени
произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям
Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и
вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок
стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи.
Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследований
обусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни
народа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает «этнология»?

2. Что является объектом этнологии?

3. Какова роль этнографических источников в краеведении?

Литература:


  1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966

  2. Этносы Казахстана: историко-демографический справочник Астана, 2001


Лекция 6-7 Письменные источники в историческом краеведении.

План лекции:

1.Виды письменных источников.

2. Ценность сведении древних и средневековых рукописей по историческому краеведению соответстующего времени.

3.Значение в историческом краеведении трудов иностранных путешественников, дипломатов, ученых и общественных деятелей, посетивших Казахстан в разные исторические периоды.



Цель лекции: показать виды и типы письменности, роль письменных источников в изучении края в частности и истории страны в целом.

Тезисы лекции:

Палеография - (по гречески палео- древний, графо- пишу) – вспомогательная историко- филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменнности, главным образом рукописные.

Письменность делят на типы в зависимости от того, какие элементы речи передаются знаками:


      1. Фразеографическое письмо, передающее целые сообщения, графически почти не расчлененные на слова. Оно включает в себя два вида: а) пиктографию- письмо картинками, и б) древнейшие условные знаки- знаки собственности- тамги, табу, элементы первобытного орнамента и т.д.

      2. логографическое и идеографическое письмо- знаки передают слова или понятия.

      3. слоговое- знаки передают слоги.

      4. звуковое.

По графическим признакам письменность подразделяют на пиктографическую (передает информацию при помощи рисунков- пиктограмм), иероглифическую (частично сохраняется изобразительная форма- египетская, китайская), клинописное письмо (условные комбинации клинообразных черточек – шумерская, ассиро- вавилонская), линейное письмо (условные сочетания прямых или закругленных линий – греческая, латинская, русская и др.).

Самое раннее пиктографическое письмо появилось в мезолите, где встречаются так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы всевозможные симовлические фигурки. «Чурингами» их назвали по аналогии с подобными предметами австралийских аборигенов, у которых они являлись символическими вместилищами душ. Древними памятниками переднеазиатского письма было шумерское и протоэламское письмо. Оно возникло в V- IVвв. До н.э.

Особый слого- звуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI-IVвв. До н.э.. Это так называемая персидская клинопись.

В раннем средневековье в Западной Европе единственным письменным языком был латинский. Первые надписи на немецком, английском языках датируются VIIIв., на французском- IXв., на испанском, португальском- XIIв. Однако еще долгое время господствовала латинская письменность.

Славянское письмо имело две разновидности, почти совпадающие по составу, звуковому значению, названиям и алфавитному порядку букв, но различных по написанию формы букв- глаголицу и кириллицу. Глаголица применялась в основном у западных славян, на основе кириллицы возникло русское, украинское, белорусское письмо.

Все древние рукописи написаны особыми почерками, которые назывались уставом и полууставом. Для устава характерно тщательное выписывание каждой буквы. С XIVв. уставное письмо вытесняется полууставом, в котором допускались наклон линий, сокращение. В каждом слове ставили ударение.

Кроме орнаментов, рукописную книгу украшали заставками- рисунками, помещаемыми в начале раздела или в начале главы, обычно это прямоугольник; концовками- небольшими рисунками, помещаемыми в конце текста; и инициалами- разрисованными начальными заглавными буквами.

К к.XVIIIв. сложилось примерно 3 основных типов почерков:

1. Готический или немецкий. Его еще называли высоким, так как стан буквы составлял от 1,5 до 3 ее ширины.

2. Английский- более распространен , его еще называют курсивным. В нем тенденция ускорить письмо за счет безотрывности букв.

3. Французский имел 3 стиля- ронд, куле, бастард, и представлял попытку облегчить процесс письма за счет округления букв.

Основным материалом, на котором написаны древние рукописи- пергамент, бумага и береста. Пергамент был основным материалом для книг на Руси до 2 пол. XIVв. На некоторых листах пергамента видны 2 текста: первоначальный и затем выскобленный и новый текст. Такие рукописи с двойным текстом называют палимпсестами. В XVв. пергамент вытесняется более дешевой бумагой. Бумага каждой мастерской или фабрики имела свои особенности, изучение которых позволяет датировать рукописи и книги. Главным образом это датирование производится по водяным знакам или филиграни, отпечатывающимся на бумаге от проволочных изображений на сетке, по которой разливалась жидкая бумажная масса для высыхания. Филиграни применялись для обозначения фабрики, сорта бумаги и ее стоимости.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что характерно для устава и полуустава?

  2. Чем украшали рукописную книгу?

  3. Что такое палимпсест?

  4. Какие 3 основных типов почерков сложилось к.XVIIIв.?

Литература:

  1. История Казахстана в 5-х томах. 2 том. А., 1998г.

  2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М., 1965г.

  3. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.


Лекция 8-9 Устные источники в историческом краеведении

План лекции:

1. Источниковедческая значимость топонимики в изучении истории родного края.

2.Источники и виды топонимики.

3.Источниковедческая ценность памятников устного народного творчества.

4. Роль краеведов в сборе и исследовании произведений устного народного творчества.

Цель лекции: охарактеризовать основные понятия и категории топонимики, основные виды устных источников и их роль в изучении родного края.

Тезисы лекции:

Топонимика ( по гречески топос- место и онима, или онома- имя) –наука о географических названиях. Она призвана объяснить происхождение географических названий, освещать историю их развития, значение.

Топонимика охватывает наименования не только крупных объектов (гор, лесов, городов), но и мелких (урочищ, улиц и т.д.).

Поскольку топоним – географическое название- одновременно является языковым и историческим, поэтому он имеет значение в качестве важного источника для языкознания, истории, географии, археологии.

Можно выделить четыре типа топонимик: топонимика, связанная с природными условиями; топонимика поселений и угодий; топонимика, связанная с занятиями и промыслами населения; топонимика, связанная с социально- экономическими условиями жизни населения.

Методы топонимики. Топонимический материал собирается путем сплошного исследования мест методом опроса жителей. Опрос жителей помогает собрать названия, относящиеся к мелким объектам, многие из которых не попали на карту.

Важную роль для собирателей топонимического материала играют архивные документальные планы селений, списки населенных мест, относящиеся к прошлому. По ним можно проследить процесс, а иногда и причины исчезновения старых названий.

Сбор материала возможен только после предварительной программы и опросника.

При изучении материала, полученного в результате опроса или беседы, по категориям топонимики составляется картотека; в дальнейшем на ее основе могут создаваться словари. Топонимический словарь- это в основном этимологический словарь, выясняющий происхождение географических названий, в его создании должны участвовать географы, этнографы, историки и др.

Некоторые топонимические слова в разных местах имеют разное значение. Например, курган в тюркском языке – крепость, укрепление; в русском и украинском языках – искусственный холм, древняя могила.

При собирании и исследовании топонимического материала наряду со словарем местных географических терминов следует пользоваться общими топонимическими словарями. Топонимический словарь в отличие от географического, занимается названиями, а не объектами.

Категории топонимики. Топонимика является разделом ономастики – науки об именах собственных и изучает топонимию, т.е. географические названия населенных пунктов, гидронимию – названия водных объектов и оронимию- названия гор и других частей ландшафта.

Под ономастикой подразумевается наука о свойстве и качестве собственных имен. К собственным именам относятся фамилия, имя, отчество. Нарицательные имена связаны с понятиями. Одним из ответвлений ономастики является антропонимия – наука об именах людей. Д.и.н. Бестужев- Лада отмечает четыре направления в возникновении и развитии имен людей.


  1. Дается ссылка на происхождение имен по линии матери (при матриархате), а позднее, при патриархате, сохраняются отчества, доходящие до словосочетания, например, Владимир Сятославович, внук Всеволожь, правнук Ольгов.

  2. Отмечается место рождения в условиях феодального строя в среде землевладельческой знати, в сочетании с титульным названием имен.

  3. Указывается возникновение имен с родом занятий, национальностью или социальным положением.

  4. Главную роль играет прозвище. Этот способ оказывается наиболее гибким, разносторонним в отличие от предыдущих способов наименований. Прозвище распространяется на детей и внуков, превращается в фамилию.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое топонимический словарь?

  2. Что такое гидронимия?

  3. Что такое оронимия?

Литература:

  1. История Казахстана в 5-и томах. 2 том. А., 1998г.

  2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М., 1965г.

  3. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.



Лекция 10-11 Роль памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства в историческом краеведении

План лекции:

1. Памятники архитектуры как источник исторического краеведния.

2. Памятники архитектуры на территории Казахстана.

3. Виды произведений изобразительного искусства.



Цель лекции: показать особености искусствоведческого краеведения, его предмет и объекты, их роль в изучении родного края.

Тезисы лекции:

Важными источниками знаний о крае являются произведения искусства. В памятниках искусства увековечены великие исторические события и выдающиеся люди прошлого, образы родной природы, городов и сел. Художественные произведения обладают способностью точно воспроизводить характерные приметы времени и таким образом нести информацию о своей эпохе: об истории края, его природе, о его культурном и экономическом развитии.

Архитектура, которую образно называют страницами каменной летописи истории, независимо от степени известности и художественного совершенства памятников, фиксирует вехи многовековой истории и культуры народа. Произведения архитектуры- это первоисточники, тесно связанные с местом своего возникновения, вобравшие в себя все, что связано с материальной и духовной жизнью общества. Изучение их дает возможность судить о развитии производительных сил общества, его социальном строе и экономике, научных знаниях, технических достижениях и производственных возможностях. В своих конструкциях, формах, декоративном оформлении памятники архитектуры раскрывают эстетические воззрения эпохи и характер жизненного уклада, художественные особенности творчества создавших их мастеров, свидетельствуют о международных связях и специфических особенностях разных архитектурных школ в конкретных исторических и региональных условиях.

Особую группу представляют памятники скульптуры и архитектуры малых форм, созданные для увековечения людей или событий: монументы, обелиски, колонны, триумфальные арки, плиты с рельефами и надписями, мемориальные надгробия и комплексы и т.п. Все это- овеществленная память народа, страницы его биографии.

Произведения графического искусства, которое в силу своей специфики наиболее тесно связано с современностью, также несут сведения о конкретных итсорических событиях, дают возможность почувствовать пульс эпохи.

Все объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы.

Первая группа – это подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность. Главной задачей краеведения в отношении этих объектов является изучение самого памятника, выявление его ценности (с учетом специфики вида и жанра, требований эпохи, метода, стиля, направления) и значения в истории художественной культуры края.

Вторая группа – это памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или получившие отражение в их произведениях. Здесь главная задача – изучение художественного наследия в аспекте общественной и культурной жизни края. Объекты позволяют лично соприкоснуться с процессом художественного творчества, опосредованно отражают роль и влияние местной культуры, природы, истории , экономики на становление и развитие таланта художника, судьбы его творений.

Обе группы объектов следует рассматривать в двух планах: как источник знаний по истории и культуре края и как источник знаний о самом искусстве, его историчеком развитии и значении, поскольку памятники искусства помимо исторической, научной и какой- либо иной культурной ценности имеют еще художественную ценность. В этом именно состоит специфика искусствоведческого краеведения, в отличие от других направлений, где объекты- это факт истории, явление природы, свидетельство уклада жизни и т.п.

Изучние особенностей художественной жизни края, местных памятников искусства, творчества художников, а также выявление путей распространения знаний о художественной культуре края является предметом искусствоведческого краеведения.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какой способностью обладают художественные произведения ?

  2. Какое значение имеют памятники архитектуры как источник исторического краеведения?

  3. На какие группы можно разделить все объекты искусствоведческого краеведения?

Литература:

  1. Памятники истории и культуры Казахстана. Научно-популярный информационный сборник, А., 1986

  2. Басенов Т.К., Маргулан А.Х., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана, А., 1959


Лекция 12-13 Географический аспект исторического краеведения

План лекции:

  1. Краеведческое изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых.

2.Краеведческое изучение климатических условий.

  1. Краеведческое изучение гидрологических условий края.

Цель лекции: определить роль географических и природных условий региона в особенностях его развития.

Тезисы лекции:

Геологическое строение края обусловлено прежде всего его тектонической структурой, то есть специфическими формами залегания горных пород. Установить особенности геологической истории края, наличие и запасы тех или иных минеральных ресурсов краевед может обеспечить лишь по специальной литературе, геологическим картам.

С геологическим строением территории тесно связаны формы рельефа изучаемой местности. Существуют две классификации форм рельефа земной поверхности: по внешнему строению и размерам (морфологическая классификация), по происхождению, возрасту и особенностям развития (генетическая классификация).

Самыми крупными единицами морфологической классификации являются горные системы и равнины. В пределах этих образований различаются формы рельефа меньших размеров: положительные и отрицательные. Примерами положительных (выпуклых) форм рельефа являются: холм, гора, хребет, нагорье, плоскогорье (приподнятая территория над уровнем океана на 500м. и более). К отрицательным (вогнутым) формам рельефа относятся котловины, впадины, долины рек, овраги.

Генетическая классификация форм рельефа определяется причинами и условиями их возникновения и развития. Образование крупных форм рельефа обусловлено крупными тектоническими движениями земной коры. В зависимости от того, какие внешние процессы и силы земли играют главную роль в их создании, выделяются группы рельефа и генетические группы.

1 группа- эоловые формы рельефа (Эол- ветер) создаются работой ветра (качающиеся скалы, в пустынной местности- барханы, на побережье- дюны).

2 группа – формы рельефа, созданные деятельностью подземных вод (оползни).

3 группа – формы рельефа, образованные работой поверхностных текучих вод.

4 группа- включает ледниковые формы рельефа, образованные деятельностью современных или древних ледников.

5 группа- формы рельефа, образованные выветриванием.

Климат – это характерный для данной местности многолетний режим погоды, который удерживается здесь на протяжении многих веков. Характеристика климатических условий2 региона основывается на оценке действия трех климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного и фактора подстилающей поверхности, то есть рельефа местности, наличия больших водных пространств, типа растительности и ее густоты.

Действие радиационного фактора зависит от положения территории по отношению к экватору, то есть от географической широты, определяющей угол падения солнечных лучей на земную поверхность и интенсивность лучистой энергии, что в первую очередь обеспечивает тепловой режим климата.

Циркуляционный фактор определяет режим атмосферного давления на местности, возникновение и смену циклонов и антициклонов, направление и силу ветров и т.д.

Влияние подстилающей поверхности оказывает корректирующее действие на два первых климатообразующих фактора.

Гидрология – это наука, изучающая природные воды в пределах гидросферы. Краеведческое изучение гидрологических условий края охватывает все виды природных вод на его территории. Определение происхождения, названия, площади, протяженности, границ, хозяйственного значения, вопросов охраны, рационального использования ресурсов.

Краеведческое изучение почв, растительности и животного мира.

Характер растительного покрова любой местности определяет флора и растительность. Флора – исторически сложившаяся совокупность всех видов растений данной местности. В составе флоры и растительности каждого региона наряду с типичными, широко распространенными (а значит, наиболее соответствующими современным условиям) растениями имеются редкие, уникальные – реликты и эндемики.

Реликтовые виды – это остатки отживших флор, свидетели природных условий других эпох естественной истории края, сохраняющиеся единично или небольшими группами в отдельных местах, где условия по каким- либо показаниям отличаются от обычных современных.

Эндемики – растения, встречающиеся только в данном, относительно ограниченном регионе или в группе районов (карельская береза, крымский бук).

Общая характеристика фауны края, то есть совокупность видов животных, обитающих на его территории, может быть сделана на основе литературных источников. В ходе этой работы важно выяснить изменения местной фауны на протяжении геологической истории, чтобы представить основные этапы ее формирования и тенденции дальнейшего развития, затем установить, какие семейства и виды животных – типичные, а какие – реликтовые и эндемичные.



Вопросы для самоконтроля:

  1. На чем основываются две классификации форм рельефа земной поверхности?

  2. Что определяет циркуляционный фактор?

  3. Что такое климат?

Литература:

  1. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение М. 1987

  2. Мурзаев Э.Н. География в названиях. М., 1979.


Лекция 14-15 Основные формы организации и этапы исторического краеведения в Казахстане

План лекции:

1.Оновные этапы краеведческой работы в Казахстане и их характеристика.

2. Особенности краеведения суверенного Казахстана

3. Публикация краеведческих материалов в периодической печати и других специальных изданиях.



Цель лекции: изучить основные характеристики краеведческого изучения Казахстана, показать роль научных и общественных организаций в изучении родного края.

Тезисы лекции:

Наибольший научнр- исторический интерес представляет труд Петра Симона Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи», вышедший в 1773-88 гг. Один из разделов книги «Известия о киргизцах», посвящен казахам. В 1769г. во главе экспедиции прибыл в Оренбург, посещал Семипалатинск, Омск, Петропавловск. Накоплению краеведческих материалов способствовали и последующие русские экспедиции в Казахстан в последней трети XVIII- нач.XIXв. Среди них заслуживает внимания деятельность экспедиции капитана И.Андреева, служившего в крепостях Ямышевской, Семипалатинской, Железинской, Уст-Каменогорской. В 1857-62гг. в Оренбурге было собрано значительное количество краеведческого материала о Казахстане для Московского и Казанского музеев.

2 пол. XIX в. характерна проникновением в Казахстан революционно- демократических идей, носителями которых были политические ссыльные, находившиеся почти во всех городах Казахстана.

К предмету краеведения непосредственное отношение имеет изучение Ш.Валихановым архитектурных памятников на р.Нура и Сарысу в Центральном Казахстане; древних городищ Алматы, Койлык, Алмалык в Семиречье, зарисовка с наскальных рисунков, расшифровка древних монет и т.д.

В 1877г. в Омске учреждается Западно- Сибирский отдел РИГО, который изучает северо- восточный Казахстан. В 1878г. создается областной статистический комитет в Семипалатинске. Первым секретарем был Е.Михаэлис. В апреле 1902г. был открыт Семипалатинский подотдел РИГО. Большая заслуга в развитии краеведения и музееведения на востоке Казахстана принадлежит Алексею Николаевичу Белослюдову и его братьям Виктору, Федору и Николаю. В результате многолетнего труда братья создали свой домашний музей с отделами: геологии и минералогии, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, старинных вещей, нумизматики, этнографии, а также картинную галерею. В отделе археологии насчитывалось более 600 предметов, а нумизматики – более тысячи золотых, серебряных и медных монет. Участвовали в становлении Семипалатинского областного историко- краеведческого музея, а А.Н.Белослюдов долгое время заведовал им. В 1914г. В.Н.Белослюдов опубликовал краткий исторический очерк Семипалатинска, в котором была освещена история города со дня основания до начала 10-х гг. ХХв.

В дореволюционном Казахстане хорошо известно имя А.Диваева. Им до революции было подготовлено около 130 публикаций по духовной культуре, нравах, обычаях казахского народа. Большой интерес проявил к казахскому эпосу.

Начало развития библиографического краеведения в Средней Азии и Казахстане связано с именами В.И.Межова и А.Е.Алекторова. Межов с 1868г. начал собирать книги, газетные и журнальные статьи, содержащие сведения о Средней Азии и Казахстане. Подготовленный им материал по всем отраслям знания составил 416 обширных томов, которые составили «Туркестанский сборник». Полная коллекция оставляет 620т.

Алекторов написал около 200 научных трудов, составил «Указатель книг, журналов, и газетных статей и заметок о киргизах», объемом около 1000 стр., изданный в Казани в 1900г.

После Октябрьской революции первую попытку создания научного краеведческого учреждения в Казахстане предпринял штаб Кирвоенкомата. В декабре 1919г. был создан историко- статистический отдел. В августе 1921г. был создан Академический центр Наркомпроса, в который входили Главмузей и Главархив. Одной из добровольных общественных организаций было Общество изучения Киргизского края (в 1925г. преобразованное в Общество изучения Казахстана). Председатель- А.П.Чулошников.Одним из важных направлений деятельности Общества в 1924г. стала организация школьного краеведения. В 1927г. в Казахстане действовало 9 музеев, 6 научных обществ, 5 заповедников, 5 научных библиотек, книжная палата и 2 книгохранилища. Наркомпросу поручалось приступить к организации научно- исследовательского института по вопросам краеведения в республике. В 1924г. была созвана первая губернская краеведческая конференция. Активными членами Семипалатинского отдела РИГО были Б.Герасимов, М.Ауэзов, Ж.Шанин. М.Ауэзов занимался организацией краеведческих кружков и обществ в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Риддере, Семипалатинске. В 1927г. на 3 Всероссийской конференции по краеведению в Москве М.Ауэзов избирался членом Центрального бюро краеведения. Семипалатинское общество краеведения и окружной музей в 1929г. разработали и издали программу изучения родного края в школах. В 1930г. по всей стране краеведение было введено в учебные планы техникумов и вузов.

Вопросы для самоконтроля:


  1. С чьими именами связывается начало развития библиографического краеведения в Средней Азии и Казахстане?

  2. Какова деятельность Общества изучения Казахстана?

  3. Охарактеризуйте деятельность М.Ауэзова по изучению родного края.

Литература:

1. Ахметова С.Ш. Историческое краеведение в Казахстане А., 1982

2. Кайназарова А.Е. Музейное дело в Казахстане (2 половина 19 – нач. 20 в.) А., 1995
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Методические указания для проведения семинарских занятий.

Приступая к изучению курса, необходимо обратить особое внимание на проработку основных положений темы, используя для этой цели предлагаемый учебно-методический комплекс, основное назначение которого – облегчить студенту работу с книгой. Краткий конспект лекций к каждой теме заканчивается вопросами для самоконтроля.

Существенное значение имеет правильный выбор учебника. Не следует одновременно пользоваться несколькими учебниками. Из предложенного списка рекомендуемой литературы – один должен быть выбран в качестве основного. Другие учебники или учебные пособия используют в том случае, если прорабатываемый материал отсутствует или недостаточно подробно изложен в основном учебнике.

Курс целесообразно изучать последовательно по темам, руководствуясь программой дисциплины. Работа над учебником обязательно должна сопровождаться самостоятельным изучением и анализом материала, приведенного в учебнике и данном комплексе. После этого необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

Учебный материал можно считать усвоенным только при условии, если вы умеете правильно применить теорию для решения практических задач.

При изучении вопросов тем 1,2,3,4,15 применить метод приемов конкретизации и фактологии, ориентированых на необходимость выделения учащимся главной идеи или мысли в потоке фактов и событий.

При изучении тем 5,7,8,11,14 применить метод деловых или ролевых игр - ориентированных на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся и ориентированы на применение в ходе уроков. К этой категории методов относятся: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты по археологии, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения (со стороны преподавателя), направленные на самостоятельное последующее использование учащимся в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, суть которых сводится к разделению группы учащихся на несколько частей с определением для каждой группы учебных функций.

При изучении тем 6,9,10,12,13 применить метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. В целом метод УКС позволяет: а) принимать верные решения в условиях неопределенности, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладеть навыками исследования ситуации, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точки зрения других специалистов. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.


Тема семинара №1: Роль археологических источников в историческом краеведении. 2 часа

1. Виды археологических памятников. Поселения и погребения

2. Методы обработки археологических материалов.

3. Использование археологических материалов в краеведческой работе.

Цель занятия:

Контрольные вопросы:

1. Что такое археология как наука?

2. Что является предметом и объектом археологии?

3. Какие виды мегалитических сооружений вы знаете?

4. Что такое культурный слой?

5. Что такое «Открытый лист» в археологии?



Литература:

1. Авдусин Д.А. Основы археологии. М., «Высшая школа» 1989г.

2. Археологические памятники Казахстана. А., «Наука» 1978г. 214с.

Тема семинара №2: Роль этнографических источников в историческом краеведении. 2 часа.

1. Виды этнографических источников.

2. Этнографические категории, используемые в историческом краеведении.

3.Использование этнографических источников в процессе изучения истории родного края.



Литература:

1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.

2.Этносы Казахстана: историко-демографический справочник Астана, 2001

Тема семинара №3: Письменные источники в историческом краеведении. 2 часа.

1.Виды письменных источников.

2.Значение эпиграфики Казахстана как исторического источника по историческому краеведению.

3.Ценность сведении древних рукописей и материалов периодической печати по историческому краеведению



Контрольные вопросы:

  1. Что характерно для устава и полуустава?

  2. Чем украшали рукописную книгу?

  3. Что такое палимпсест?

  4. Какие 3 основных типов почерков сложилось к.XVIIIв.?

Литература:

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.

2. История Казахстана в 5-х томах. 2 том. А., 1998г.

3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М., 1965г.



Тема семинара №4: Устные источники в историческом краеведении 2 часа.

1. Источниковедческая значимость топонимики в изучении истории родного края.

2.Источники и виды топонимики.

3.Цель топонимики в исследовании географических названий и методы исследования.

4.Источниковедческая ценность памятников устного народного творчества.

5..Роль краеведов в сборе и исследовании произведений устного народного творчества.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое топонимический словарь?

  2. Что такое гидронимия?

  3. Что такое оронимия?

Литература:

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.

2. История Казахстана в 5-х томах. 2 том. А., 1998г.

3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М., 1965г.



Тема семинара №5: Роль памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства в историческом краеведении 2 часа

1. Памятники архитектуры как источник исторического краеведния.

2. Памятники архитектуры на территории Казахстана.

3. Виды произведений изобразительного искусства и распространение их на территории Казахстана

Литература:

1. Басенов Т.К., Маргулан А.Х., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана, А., 1959.

2. Памятники истории и культуры Казахстана. Научно-популярный информационный сборник, А., 1986
Тема семинара №6: Краеведческая работа в Казахстане в дореолюционный период 2 часа

1.Значение в историческом краеведении трудов иностранных путешественников, дипломатов, ученых и общественных деятелей посетивших Казахстан вразные исторические периоды.

2.Вклад в краеведение Казахстана русских ученых и путешественников.

3. Вклад в краеведние отечественных исследователей Ч.Ч. Валиханова, С.Бабаджанова, Г.Н. Потанина, А.Диваева в развитие краеведческой науки

Литература:

1. Ахметова С.Ш. Историческое краеведение в Казахстане А., 1982.

2. Кайназарова А.Е. Музейное дело в Казахстане (2 половина 19 – начало 20 в.) А., 1995

Тема семинара №7: Роль музеев, архивов, обществ охраны памятников истории и культуры в изучении исторического краеведения 3 часа

1.Процесс становления и развития музеев Казахстана.

2.История создания государственных архивов Казахстана и комплектование их архивного фонда.

3.Деятельность общества охраны памятников истории и культуры, его вклад в развитие исторического краеведения

Литература:

1. Адрианов А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея С., 1927г.

2. Кашляк В. 100лет Семипалатинскому географическому подотделу. //ЭкспрессК. 2002. 18 мая.

3. Семипалатинск. Отв.ред. Елагин А.С. А., Наука. 1984г.

4. Черных С. У истоков музея /о музее Абая/ //Иртыш 1993. 13 апреля.
4 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

4.1 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРСП приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид учебных занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.

Приступая к изучению курса, необходимо обратить особое внимание на проработку основных положений темы, используя для этой цели предлагаемый учебно-методический комплекс, основное назначение которого – облегчить студенту работу с книгой. Краткий конспект лекций к каждой теме заканчивается вопросами для самоконтроля.

Существенное значение имеет правильный выбор учебника. Не следует одновременно пользоваться несколькими учебниками. Из предложенного списка рекомендуемой литературы – один должен быть выбран в качестве основного. Другие учебники или учебные пособия используют в том случае, если прорабатываемый материал отсутствует или недостаточно подробно изложен в основном учебнике.

Курс целесообразно изучать последовательно по темам, руководствуясь программой дисциплины. Работа над учебником обязательно должна сопровождаться самостоятельным изучением и анализом материала, приведенного в учебнике и данном комплексе. После этого необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

Учебный материал можно считать усвоенным только при условии, если вы умеете правильно применить теорию для решения практических задач.




Темы

Краткое содержание

Рекомендуемая литература

Форма контроля

Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе

Археологические сведения о Казахстане.

Поселения и погребения Казахстана

Археологическая разведка и методы исследования.


Археологические памятники Казахстана. А., «Наука» 1978г. 214с.

Авдусин Д.А. Основы археологии. М., «Высшая школа» 1989г.



Письменно составление глоссария.


Роль этнографических источников в историческом краеведении.


Составление глоссария: этнография, демография, этнос, этнические группы, этнгеография, эндогамия, экзогамия и т.д.

Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966

Этносы Казахстана: историко-демографический справочник Астана, 2001



Письменно составление глоссария.


Письменные источники в историческом краеведении.


Древнетюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края.

2. Мыслители народов Казахстана и Средней Азии.

1. Коркут.

2. Фараби.

3. Ахмет Яссави.

4. Юсуф Баласагун.

5. Махмут Кашгари.

6. К. Жалаири



История Казахстана в 5-х томах. 2 том. А., 1998г.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М., 1965г.

Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.М., 1980.


Защита рефератов

Сбор топонимического материала

1.по родному краю

2. по территории Средней Азии и Казахстана



Матюшин Г.Н. Историческое краеведение М. 1987

МурзаевЭ.Н. География в названиях. М., 1979.



краткий конспект со ссылкой на источники.


Роль памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства в историческом краеведении


1.Особенности памятников архитектуры на территории Казахстана

2. Особенности изобразительного искусства казахов.



Памятники истории и культуры Казахстана. Научно-популярный информационный сборник, А., 1986

Басенов Т.К., Маргулан А.Х., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана, А., 1959



Подбор иллюстраций исторических сооружений различных периодов и письменный комментарий


Становление и развитие краеведения в Казахстане


1. Этапы развития краеведения в Казахстане. Дореволюционный период.

2. Русские исследователи ХІХ века и их роль в изучении истории Казахстана.

1.РемезовС.У.

2. РадловП.И.

3. Паллас П.С.

4. ЛевшинА.И.

5. Потанин Г.Н.

3. Зарождение и становление краеведения в Казахстане в 20-30-ые годы



Ахметова С.Ш. Историческое краеведение в Казахстане А., 1982

Кайназарова А.Е. Музейное дело в Казахстане (2 половина 19 – начало 20 в.) А., 1995



написать краткий конспект со ссылкой на источники, исследования, учебники и учебные пособия, материалы периодической печати /автор, название статьи, выпуск, год издания/.

подготовить доклады по личностям



Научно-культурные учреждения г. Семипалатинска.


1. Областной историко-краеведческий музей.

2. Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей заповедник Абая.

3.Литературно-мемориальный музей имени Ф.М. Достоевского.

4. Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.




ЧерныхС. У истоков музея /о музее Абая/ //Иртыш 1993. 13 апреля.

А.Адрианов Краткий исторический очерк Семипалатинского Музея С., 1927г.

Семипалатинск. Отв.ред. Елагин А.С. А., Наука. 1984г. 224с.

КашлякВ. 100лет Семипалатинскому географическому подотделу. //ЭкспрессК. 2002. 18 мая.



составить тесты по данной теме (не менее 20)





    1. Перечень тем рефератов

      1. Значение археологических источников в изучении исторического краеведения.

      2. Значение этнографических материалов в изучении исторического краеведения.

      3. Труды ученых и путешественников по краеведению Казахстана.

      4. Расширение связей современного Казахстана с зарубежными странами и его влияние на краеведение.

      5. Роль петроглифов, древних надписей, знаков и письменных источников в изучении истории отдельного взятого региона.

      6. Значение топонимических источников в историческом краеведении.

      7. Значение демографических источников в историческом краеведении.

      8. Начало краеведческой работы в Казахстане и его основные этапы.

      9. Областные, республиканские конференции, съезды по краеведению.

      10. Труды Ч.Ч.Валиханова по краеведению Казахстана и сопредельных стран.

      11. Вопросы краеведения в трудах А.Диваева и С.Бабаджанова.

      12. Деятельность РГО, его отделов и областных статистических комитетов в исследовании исторического краеведения Казахстана. Создание и деятельность историко-краеведческих музеев Казахстана.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет