Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»



Дата25.06.2016
өлшемі297.96 Kb.
#157552
түріУчебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ


ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет искусств

Кафедра хорового дирижирования
СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Одобрено НМС ПГИИК

Протокол №

« » октября 2012 г.

Председатель_________________

Васильев Руслан Николаевич

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очных отделений, обучающихся

по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

специализации: «Академический хор»

Рекомендовано кафедрой

Протокол № 1

« 21 » сентября 2012 г.

Зав. кафедрой _______________


Пермь 2012

Автор-составитель:

Васильев Руслан Николаевич,

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика работы с вокальным ансамблем» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 070301 «Народное художественное творчество» специализации «Академический хор».
Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин по выбору.

Согласовано с библиотекой ПГИИК:


Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева

содержание
Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4

    1. Цели, задачи и предмет дисциплины……………………………………………..4

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………...5

    3. Объем дисциплины………………………………………………………………..6

      1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...6

      2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………...6

    4. Содержание дисциплины…………………………………………………….........7

    5. Темы практических занятий……………………………………………………..10

    6. Список литературы……………………………………………………………….11

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...…………………………………..................12

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………………………12

2.2. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………13

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………14

2.3.1. Рекомендуемые нотные издания………………………………………….14

2.3.2. Ноты в библиотеке ПГИИК……………………………………………….14

2.3.3. Примерный репертуарный список………………………………………..22

2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины….........................................................................................................28

Часть 1.Рабочая учебная программа дисциплины

1.1.Цели, задачи и предмет дисциплины

Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства широко распространен в современной музыкальной культуре.

Так, любительские вокальные ансамбли организуются в клубах, домах культуры, в учебных заведениях. Часто они возникают внутри любительского хора, как его часть, из наиболее продвинутых хористов, или как объединение солистов-вокалистов в рамках вокального кружка, вокальной студии.

Значительное место в современной музыкальной жизни занимают профессиональные вокальные ансамбли. Они выгодно отличаются от хора большей творческой и организационной подвижностью, и, в то же время, более широкими исполнительскими возможностями в сравнении с отдельными солистами.

Вокальными ансамблями по сути являются также и многие церковные певческие коллективы. Количество певчих в них (особенно в небольших приходах), как правило, не превышает 8–10 человек.

В связи с этим понимание специфики вокального коллектива малого состава, умение работать с ним необходимо для любого дирижера-хормейстера, а подготовка руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов.



Цель дисциплины «Методика работы с вокальным ансамблем» — обеспечить студента необходимой методической базой для успешной работы в качестве руководителя вокального ансамбля.

Задачи дисциплины:

1) дать общее представление о вокальном ансамблевом музицировании как явлении музыкальной культуры;

2) познакомить с формами и методами организации вокального ансамбля;

3) познакомить с методами работы над произведением в вокальном коллективе малого состава;

4) познакомить с репертуаром вокального ансамбля.

Предметом данного курса является теоретическое и методическое обобщение опыта ансамблевого творчества, исполнительства и педагогики. В процессе обучения рассматриваются вопросы организации вокального ансамбля на современном этапе, методы работы над основными составляющими ансамблевой звучности, значение и основные принципы вокальной работы в ансамбле, основные этапы работы руководителя вокального ансамбля над произведением.

1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

— основные этапы развития вокально-ансамблевого искусства;

— основы теории вокального обучения;

— приемы и методы индивидуальной работы с участниками ансамбля;

— формы и методы организации работы с вокальным ансамблем;

б) уметь:

— слышать и анализировать составляющие ансамблевого звучания;

— грамотно интерпретировать произведения различных стилей и жанров;

— преодолевать вокально-технические трудности при работе над репертуаром;

— аккомпанировать вокальному ансамблю.



в) владеть приемами индивидуальной работы с участниками ансамбля, подбора и анализа репертуара для вокального ансамбля.

1.3.Объем дисциплины

1.3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Количество часов

Всего по

уч. плану

в т. ч. по семестрам

6-й

7-й

Аудиторные занятия:

34

16

18

лекции

26

12

14

практические занятия

8

4

4

Самостоятельная работа

42

20

22

Всего часов на дисциплину

76

36

40

Виды итогового контроля






экзамен

1.3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы


Разделы и темы

Всего часов

по учебному плану

Виды учебных

занятий

Аудиторные:

СРС

Лекции

Практич. занятия

  1. Введение

    1. Цели и задачи курса. Понятие «ансамбль»

1

1







    1. История и современные тенденции развития вокального ансамблевого музицирования

8

3




5

    1. Классификация вокальных ансамблей

1

1







    1. Современные вокальные ансамбли в России и за рубежом

7

2




5

  1. Организация работы вокального ансамбля

    1. Организационная структура вокального ансамбля

1

1







    1. Создание вокального ансамбля и организация творческого процесса

1

1







    1. Репертуар вокального ансамбля

7

2




5

    1. Аранжировка произведений для вокального ансамбля

7

1

1

5

  1. Методика работы с вокальным ансамблем

    1. Особенности ансамблевого пения

1

1







    1. Индивидуальное вокальное обучение участников ансамбля

4

2




2

    1. Формирование единой певческой манеры ансамбля

2

1

1




    1. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля

2

1

1




    1. Воспитание ритмической самоорганизации и дисциплины ансамбля

1

1







    1. Особенности артикуляции в ансамблевом пении

5

1

2

2

    1. Работа над произведением

14

3

1

10

    1. Аккомпанемент вокальному ансамблю

4

1

1

2

  1. Концертная деятельность вокального ансамбля

    1. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка

2

1




1

    1. Режиссура концертных выступлений

3

1




2

    1. Навыки сценического поведения

5

1

1

3

Итого:

76

26

8

42

1.4.Содержание дисциплины


  1. Введение

    1. Цели и задачи курса. Понятие «ансамбль».

      1. Цели и задачи курса. Роль дисциплины в профессиональной подготовке руководителей вокально-хоровых коллективов. Взаимосвязь с учебными дисциплинами Вокальный ансамбль, Хороведение, Методика работы с хором, Хоровая аранжировка. Понятие «ансамбль».

    2. Классификация вокальных ансамблей.

      1. Виды вокальных ансамблей. Структура исполнительских составов ансамблей. Любительские и профессиональные вокальные ансамбли.

    3. История и современные тенденции развития вокально-ансамблевого искусства.

      1. Исторический обзор вокально-ансамблевого искусства в России и за рубежом. Традиции русского ансамблевого исполнительства. Современное состояние и тенденции развития вокальных ансамблей. Исторические и современные жанры вокального ансамбля.

    4. Современные вокальные ансамбли в России и за рубежом.

      1. Знакомство с творческой деятельностью современных вокальных ансамблей. Характеристика творчества, прослушивание аудиозаписей 2—3 отечественных и 2—3 зарубежных вокальных ансамблей.

  2. Организация работы вокального ансамбля

    1. Организационная структура вокального ансамбля.

      1. Организация-учредитель. Репетиционная база. Руководитель вокального ансамбля, его функции. Выбор стилистики, жанра.

    2. Создание вокального ансамбля и организация творческого процесса.

      1. Информационный период, прослушивание, организация учебно-творческого процесса. Принципы подбора участников ансамбля. Расстановка.

    3. Репертуар вокального ансамбля.

      1. Принципы подбора: высокая художественно-эстетическая значимость; жанрово-стилистическое разнообразие, доступность. Проблемы репертуара и способы их решения. Репертуарные сборники.

    4. Аранжировка произведений для вокального ансамбля.

Аранжировка как один из способов расширения репертуара. Способы корректировки партитуры под возможности данного конкретного вокального ансамбля. Создание собственных аранжировок. Особенности фактуры, голосоведения.

  1. Методика работы с вокальным ансамблем

    1. Особенности ансамблевого пения.

      1. Сравнительная характеристика сольного, ансамблевого и хорового пения. Специфичная манера пения в ансамбле: чувство равновесия, интонационная устойчивость, особая осмысленность в подаче слова, яркая тембровая выразительность, «обыгрывание» музыкального материала в сценическом воплощении (сценические движения, реквизит, костюмы).

    2. Индивидуальное вокальное обучение участников ансамбля.

      1. Певец-ансамблист. Вокальная подготовка: координация слуха и голоса, дыхание, диапазон, сила голоса, улучшение тембровых качеств.

    3. Певческая манера.

      1. Формирование единой манеры звукообразования, слитности звучания голосов ансамбля. Нивелирование и сохранение индивидуального тембрового своеобразия голоса каждого певца.

    4. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля.

      1. Развитие навыков чистой интонации. Правила интонирования. Особенности распределения слухового внимания при пении в вокальном ансамбле.

    5. Воспитание ритмической самоорганизации и дисциплины ансамбля.

Ритмическая пульсация. Ритмические упражнения. Ритмические неточности в исполнении, их причины и способы преодоления.

    1. Особенности артикуляции в ансамблевом пении. Исполнение на иностранном языке.

      1. Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Краткий обзор основных особенностей произношения итальянского, английского, немецкого, французского языков.

    2. Работа над произведением.

      1. Этапы освоения. Приемы разучивания. Работа над строем, тембровым и динамическим балансом. Работа над метроритмической и артикуляционной синхронностью исполнения. Художественная отделка.

    3. Аккомпанемент вокальному ансамблю.

      1. Концертмейстер, руководитель или участники ансамбля. Выбор инструментов. Особенности пения под фонограмму («минусовку»).

  1. Концертная деятельность вокального ансамбля

    1. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

      1. Сольный концерт, выступление в сборных концертах, участие в мероприятиях. Отчетные, конкурсные, праздничные, тематические, монографические концерты (выступления). Составление концертной программы.

    2. Режиссура концертных выступлений.

      1. Композиция, сценография, единство художественных и технических элементов. Ведущий концерта. Акустика концертного зала. Использование микрофонов, фонограмм.

    3. Навыки сценическое поведение.

      1. Концертные костюмы, выход и уход, поклоны. Артистизм. Проблема эстрадного волнения.

1.5.Темы практических занятий



Тема 1. Артикуляционные упражнения.

Тема 2. Освоение базовой речевой установки английского, немецкого и французского языков.

Тема 3. Формирование единой певческой манеры.

Тема 4. Интонационно-ритмические упражнения.

Тема 5. Приемы преодоления вокально-технических трудностей.

Тема 6. Аккомпанемент вокальному ансамблю.

Тема 7. Аранжировка для вокального ансамбля.

Тема 8. Упражнения для преодоления эстрадного волнения.

1.6.Список литературы


Основная литература:
1. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 120 с.

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебник / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

3. Рудин, Л. Б. Основы голосоведения : учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско-хорового факультетов / Л. Б. Рудин; Российская общественная академия голоса. - М.: 2009. – 100 с.
Дополнительная литература:
1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов.Специальная литература).

2. Костарев, В. П. Вокальное произведение как синтез искусств: учебное пособие по анализу вокальных произведений для вузов / В. П. Костарев; Уральская государственная консерватория им. М. И. Мусоргского. - Екатеринбург ; 2005. – 309 с.

3. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с.

4. Опарина, Е. В. Вокальное искусство и методика обучения пению : исторический аспект: учебное пособие (Е. В. Опарина; Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК, 2006. - 92 с.

5. Ровнер, В. Е. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. — М.: «Нота МИ», 2006. — 28 с.

6. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с.

7. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 4. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств ; науч. ред. и сост. Т. Г. Томашевская. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 252 с. – (Труды СПбГУКИ. Т. 179).

8. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с.



Часть 2.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1.Задания для самостоятельной работы студентов





  1. Изучить нотные издания, сборники произведений для вокального ансамбля (библиотека ПГИИК, Библиотека им. Горького).

  2. Слушать аудиозаписи вокальных ансамблей разных стилей, направлений, составов (фонотека ПГИИК, Библиотека им. Горького, Интернет).

  3. Подготовить сообщение (10 мин.) о творчестве вокального ансамбля по выбору студента.

  4. Поиск информации о конкурсах, фестивалях для вокальных ансамблей (СМИ, Интернет).

  5. Составить список основных концертных площадок г. Перми.

  6. Посетить концерты вокальных ансамблей.

  7. Разработать анкету участника ансамбля (характеристика голоса, уровень музыкального развития и т. п.).

  8. Сделать аранжировку песни для вокального ансамбля любого состава по выбору студента (a cappella или в сопровождении фортепиано).


2.2.Вопросы для подготовки к экзамену





  1. Понятие «ансамбль». Вида вокальных ансамблей. Структура исполнительских

составов вокальных ансамблей.

  1. Традиции вокального ансамблевого музицирования в России.

  2. Традиции вокального ансамблевого музицирования за рубежом.

  3. Организация работы вокального ансамбля.

  4. Репертуар вокального ансамбля.

  5. Особенности аранжировки для вокального ансамбля.

  6. Особенности ансамблевого пения в сравнении с сольным и хоровым.

  7. Развитие вокальных навыков участников ансамбля.

  8. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля.

  9. Развитие ритмического чувства участников ансамбля.

  10. Работа над произведением. Методы разучивание. Работа над строем.

  11. Работа над произведением. Работа над тембровым и динамическим балансом,

метроритмическими трудностями.

  1. Особенности артикуляции в ансамблевом пении.

  2. Особенности работы над произведением с иностранным текстом.

  3. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

Режиссура концертных выступлений.

  1. Навыки сценического поведения. Эстрадное волнение и способы его

преодоления.

Каждый второй вопрос в билете – практическое задание.



2.3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.3.1.Рекомендуемые нотные издания


1. Даргомыжский А. Петербургские серенады. М., 1970.

2. Избранные русские кантаты XVIII в. Л., 1983.

3. Лядов А. Русские народные песни.

4. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1945.

5. Свешников А. Народные песни. М., 1977.

6. Свиридов Г. Хоры без сопровождения. М., 1978.

7. Соколов В. Обработки и переложения для детского хора. М., 1975.

8. Танеев С. Вокальные сочинения. Т. 2, ч. 2. М., 1981.

9. Брамс И. Избранные хоры. М., 1974.

10. Лист Ф. Избранные хоры. М., 1972.

11. Моцарт В. Дуэты и трио. М., 1972.

12. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений, т. 7. М., 1973.



2.3.2.Ноты в библиотеке ПГИИК


Ave Maria: вокальный альбом / Сост. Л. П. Абрамова. — М.: Музыка. — 2006. Вып. 5. — 2006. — 135 с.

Анисимов И. Н. Хорошие песни: [песенный сборник] / ред. В. А. Фролкин. — Краснодар: Эоловы струны, 2005 — 30 с.

Аренский А. С. Серенада // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 21–25. — Содержание: Тихо вечер догорает.

Аренский А. С. Угасшим звездам // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 26–30. — Содержание: Долго ль внимать мне мерцание ваше.

Банкьери А. Вилланелла // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 8–9. — Содержание: Три танцовщицы парят, как птицы (Tre vilanelle vezzose e belle).

Бах И. С. Терцет: Из «Кофейной кантаты» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 36–44. — Содержание: Привыкла кошка мышь ловить (Die Katze labt das Mausen nicht).

Бах И. С. Тому, кто к Господу взывает: Из кантаты № 93 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 20–26. — Содержание: Мы просим в трудный час; Er kennt die rechten.

Белласио Ф. Вилланелла// Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 4. — Содержание: Perche fuggi, anima mia.

Бетховен Л. В. О, мой любимый Чарли!: Шотл. песня // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 56–60. — Содержание: O, Charlie is my darling.

Бетховен Л. В. Песня рыбаков: Из цикла «Шотландские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 42–47. — Содержание: Наш челн скользит по глади вод (O swiftly glides the bonny boot).

Бетховен Л. В. Постоянство // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 27–34. — Содержание: Куда б ни вздумалось судьбе меня направить в путь; Tho'cruel fate should bid us fart.

Бородин А. П. Серенада четырех кавалеров // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 3–5. — Содержание: Дрень, дрени... Покуда объята вся улица сном.

Брамс И. Звезды ярко в небе горят: Из цикла «Цыганские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 55. — Содержание: Himmel strahit so helle und klar.

Брамс И. Избранные песни: для голоса с фп. Тетр. 2 / сост. А. Ерохин; пер. с нем. М. Александровой. — М.: Музгиз, 1960. — 88 с.

Булахов П. П. Блаженство жизни быть с тобою! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 5–6.

Булахов П. П. Тройка //Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 3–4. — Содержание: Тройка мчится, тройка скачет.

Ванька-Танька: цыганская песня / перелож. А. Даргомыжского // Я — аккомпаниатор: песни и романсы русских композиторов / перелож. А. Даргомыжский. — СПб., 2001. — С. 58–61. — Содержание: В селе малом Ванька жил.

Варламов А. Е. Молодая молодка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — СПб., 2002. — Тетр. 3. — С. 3.

Варламов А. Е. Пойми меня! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 10–11.

Варламов А. Е. Ты скоро меня позабудешь // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 7–9.

Веки О. Блестят, искрятся волны // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 6. — Содержание: Non mi stornir piel cao

Вилланелла / Муз. Аноним (Италия, II пол. XVI d/) || Pfhe,t;yfz vepsrf^ ghjbpdtltybz a cappella/ — CG,/? 1998/ — Dsg/ 1/ — C/ 3/ — Cjlth;fybt^ La violetta che in su l’erbetta.

Гайдн Й. Как мощь гранитных скал // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 45–50. — Содержание: Ein einzig zig boses.

Глинка М. Баркарола: из цикла «Прощание с Петербургом» / Перелож. Ф. Стелловского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 31–35. — Содержание: Уснули голубые.

Глинка М. Жаворонок: из цикла «Прощание с Петербургом» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 36–39. — Содержание: Между небом и землей.

Гречанинов А. Гавань спокойная // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 38–41. — Содержание: Звон. Гул.

Гречанинов А. Мертвые корабли // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 31–37. — Содержание: Между льдов затерты спят в тиши морей.

Гурилев А. Вьется ласточка сизокрылая / Обраб. В. Соколова // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 12–13.

Даргомыжский А. Ворон к ворону летит: Из Цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 12–13.

Даргомыжский А. Где наша роза?: Из цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 9–11.

Даргомыжский А. Минувших дней очарованье // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 40–44.

Дунаевский И. Дорогие мои москвичи: (Затихает Москва) // Сиреневый туман. — СПб., 2002. — С. 187–189.

Левитин Ю. И продолжение следует: Из т/ф «Такая короткая долгая жизнь» // Песни радио и кино. — М., 1975. — Вып. 211. — С. 6–7. — Содержание: От всех других украдкою.

Легко на сердце...: популярная музыка для вокального ансамбля / перелож. В. Ровнера. — СПб.: Нота, 2005. — 52 с. — (Искусство вокала).

Лист Ф. О, море в час ночной! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 42–44. — Содержание: O Meer im Abendstrahl.

Лукиных Г. Музыка для сердца: песни, романсы, произведения для вокального ансамбля / Г. Лукиных; сл. А. Плещеева, А. Фета и др.; Кантус-квартет . — Пермь: Реал, 2002. — 70 с.

Малер Г. Септет: Из Восьмой симфонии / Г. Малер / Перелож. А. Скульского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 58–60. — Содержание: Imple superna gratia.

Мелли Д. М. Пастораль // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 7. — Содержание: В полдень милая пастушка задремала (La mia dolce pastorella e si bella).

Мендельсон Ф. Песня: Из музыке к драме В. Гюго «Рюи Блаз» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 35–36. — Содержание: Не нужно мне тех песен; Wozu der Voglein Chore.

Мендельсон Ф. Хотел бы единое слово // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 31–34. — Содержание: Ich wollt' meine Lieb

Монтеверди К. Канцонетта // Зарубежная музыка. — СПб., 1998. — Вып. 1: Хоры a cappella. — С. 9. — Содержание: Son que sti i crespi nie.

Моцарт В. А. О, страшный час разлуки: Ноктюрн // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 51–55. — Содержание: Ecco quel fiero istante.

Нанини Дж. Канцонетта // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 10–11. — Содержание: U no spirtocele Le stun vivo sole

Никитин С. Александра: из к/ф «Москва слезам не верит» // Музыка в школе. — М., 2005. — Вып. 4. — С. 39–42. — Содержание: Не сразу все устроилось.

Окно в природу: хоры а капелла из репертуара ансамбля «Красная гвоздика» / Сост. В. Удовицкий. — М.: Музыка, 1997. — 39 с.

Орф К. Секстет: Из кантаты «Кармина Бурана» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 56–57. — Содержание: Si puer cum puellula.

Паулс Р. Вернисаж // Сиреневый туман. — СПб., 2002. — С. 350–351.; Наедине со всеми. — М., 1989. — С. 166–169. — Содержание: На вернисаже как-то раз

Паулс Р. Еще не вечер // Сиреневый туман. — СПб., 2002. — С. 362–363.; Наедине со всеми. — М., 1989. — С. 159–162.

Пахмутова А. Белоруссия // Хит-2003 / Песняры-группа; лирик Н. Добронравов. — М., 2004. — Ч. 2. — С. 113–120. — Содержание: Белый аист летит, над белесым Полесьем летит.

Поем и танцуем : [сб.] / . — М.: Музыка. — 1965 Вып. 7: Песни для голоса или вокального квартета: в сопровождении фортепиано / муз. Е. Крылатова и др. — 1968. — 27 с.

Праздничная песнь / Муз. Анонима (14–15 вв.) // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 11. — Содержание: Make we joy in this fest in quo Chistus natus est.

Прокофьев С. Всякой на свете женится // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 58–62.

Прокофьев С. Московская славная путь-дороженька // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 54–57.

Рубинштейн А. Пела, пела, пташечка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 45–48.

Русская музыка: ансамбли без сопровождения и с сопровождением / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. — СПб.: Композитор, 1999. — 44 с. — (Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио; вып. 4).

Сивухин Л. Поклон: избранные хоровые произведения / Л. Сивухин. — Нижний Новгород, 2003. — 86 с.

Сото Ф. Лауда // Зарубежная музыка: произведения a cappella. — СПб., 1998. — Вып. 1. — С. 1–5. — Содержание: Nel L'apa rir del sempiter no sole

Стравинский И. Дуэт Иокасты и Эдипа: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 45–50. — Содержание: Oracula mentintur.

Стравинский И. Дуэт пастуха и вестника: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 51–53. — Содержание: In monte reppertus est. — на англ.яз.

Танеев С. Как нежишь ты, серебряная ночь. Соч. 18 № 1 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 15–19.

Ты взойди, взойди, солнце красное: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 6–7.

У ворот, ворот батюшкиных: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 8.

Фрадкин М. Г. Избранные песни: для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). — М.: Советский композитор, 1980. — 231 с.

Фрадкин М. Березы: Из к/ф «Первый день мира» // Песни нашего кино. 30-60 годы. — СПб., 2001. — С. 124—125.; Песни из кинофильмов. — М., 2001. — Вып. 2. — С. 6. — Содержание: Я трогаю русые косы.

Хиты Бродвея: 89 мюзиклов: в 12 вып.: для пения с фп. или гитарой. — СПб.: Нота. — 2004 Вып. 8 / лирик Р. Стилджо; лирик О. Хаммерстайн; лирик Р. Райт; лирик Дж. Форрест. — 39 с.

Хренников Т. Песня верных друзей: «Шел ли дальней стороною»: из к/ф «Верные друзья»: для вокал. анс. // Музыкальная жизнь. — 2007. — № 10.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. уч. заведения: Для пения в сопровожд. фп. В 4-х тетр. / Сост. А. М. Скульский. — М.: Музыка. — 2002. - Тетр. 2. — 75 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. учеб. заведения: Для пения в сопровождении фп.: в 4 тетр. / Сост. А. М. Скульский. — М.: Музыка. — 2002. - Тетр. 1. — 62 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4 х тетр. / Сост. А. М. Скульский. — М.: Музыка. — 2002. - Тетр. 3. — 66 с. 

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4 х тетр. / Сост. А. М. Скульский. — М.: Музыка. — 2002. - Тетр. 4: сборник. — 64 с. 

Чайковский П. Дуэт Прилепы и Миловзора: из оперы «Пиковая дама» / П. Чайковский // Ильин В. Произведения русских и зарубежных композиторов в переложении для женского хора. — Краснодар, 2004. — С. 48–53. — Содержание: Мой миленький дружок.

Чайковский П. Ночь / П. Чайковский / Сл. П. Чайковского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 4. — С. 10–20. — Содержание: О, что за ночь!

Чайковский П. Рассвет: соч. 46 № 2 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 49–56. — Содержание: Занялася заря.

Чайковский П. Слезы: соч. 46 № 3 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 1. — С. 57–61. — Содержание: Слезы людские.

Чайковский П. Уж вечер: дуэт Лизы и Полины: из оперы «Пиковая дама» // Музыка в школе. — М., 2005. — Вып. 3. — С. 42–45.

Шебалин В. Гусар: Из музыке к драме «Маскарад» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 63–64. — Содержание: Гусар! Ты весел и беспечен.

Шебалин В. Романс: Из музыке к пьесе Н. Чернышевского «Мастерица варить кашу» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 65–67. — Содержание: Наш союз святой и вольный.

Шереметев Б. Я вас любил // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 14–17.

Шостакович Д. Песня о Встречном: из к/ф «Встречный» // Песни нашего кино. 30-60 годы. — СПб., 2001. — С. 3–5; Наедине со всеми. — М., 1989. — С. 24–27. — Содержание: Нас утро встречает прохладой.

Шостакович Д. Счастье: Из цикла «Из еврейской народной поэзии» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 3. — С. 61–66. — Содержание: Я мужа смело под руку взяла.

Шуман Р. Лотос // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 37–39. — Содержание: Смущен пугливый лотос; Die Lotos blume angstigt.

Шуман Р. Праздник весны чудесен // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. — М., 2002. — Тетр. 2. — С. 40–41. — Содержание: Schon ist das Fest des Lenzes.



2.3.3.Примерный репертуарный список


Народные песни

Трио и квартеты для женского состава

«Ох, я селезня любила», музыка и слова народные

Русские народные песни в обработке А. Лядова:

«Ты не стой, колодец»

«Колыбельная»

«А кто у нас моден?»

«Во лузях»

«Ты река ли, моя реченька»

«Ах, ты степь широкая», обработка О. Галахова

«Барыня», обработка А. Новикова

«Звонили звоны в Новгороде», обработка А. Заборонка

«Вечерний звон», обработка В. Соколова

«А я по лугу», обработка А. Кулыгина

Квартеты для смешанного состава

Две русские народные песни в обработке М. Котогарова:

«Ты, река, моя реченька»

«Я с комариком плясала»

Русская народная песня «Дороженька», обработка А. Свешникова

Финская народная песня «Зеленые глаза»

«Лен-леночек», обработка Н. Шереметьевой

«Посмотрите-ка, добрые люди», обработка Н. Римского-Корсакова

«Колыбельная», обработка Р. Щедрина

«Чоботы», обработка С. Рахманинова

Польская народная песня «Плыли утки», обработка А. Тармаковского

Латышская народная песня «В Риге звон»

Украинская народная песня «Веснянка», обработка Н. Лысенко

Неаполитанская народная песня «На лодке», обработка А. Свешникова

Английская народная песня «С тобой вдвоем», обработка неизвестного автора XIX в.

Хорватская народная песня «Тамбурица», обработка С. Полонского

Лакская народная песня «Милый мой», обработка Ш. Чалаева

Башкирская народная песня «Вороной конь», обработка В. Соколова

Русская народная песня «Как на Волге валы бьют», обработка В. Агафонникова

Русская народная песня «Говорил-то мне», обработка А. Михайлова

«Я пойду млада по солнышку», обработка В. Калистратова

«Венули ветры», обработка А. Юрлова



Русская классика

Трио и квартеты для женского состава

Музыка и слова неизвестных авторов XVIII в. «Голубок, о голубок», кант

«Весна катит», кант

Аренский А. «Татарская песня»

Калинников В. «Крестьянская пирушка»

Калинников В. «Солнце, солнце встает»

Кастальский Д. «Тебе поем» из Литургии Иоанна Златоуста

Рахманинов С. «Задремали волны»

Рахманинов С. «Слава народу»

Рахманинов С. «Сосна»

Стравинский И. «Овсень»

Стравинский И. «Пузище»

Стравинский И. «У Спаса в Чигисах»

Чайковский П. «Без поры, да без времени»

Чесноков П. «Душе моя»

Чесноков П «Ночь»

Чесноков П «Яблоня»

Чесноков П. «Листья»

Шостакович Д. «Романс», переложение В. Будрявичуса

Квартеты для смешанного состава
и произведения для неполного смешанного состава

Кант «Музы согласно», музыка и слова неизвестного автора XVIII в.

Алеманов Д. «Во пророцех». Стихира на литии во святую Пятидесятницу

Даргомыжский А. Петербургская серенада

Кастальский Д. «Тропарь Крещению»

Свиридов Г. «Где наша роза»

Свиридов Г. «Старинный танец»

Танеев С. «Адели»

Танеев С. «Мадригал»

Танеев С. «С озера веет прохлада и нега»

Танеев С. «Тихой ночью»

Чайковский П. «Ночевала тучка золотая»



Зарубежная классика

Трио и квартеты для женского состава

Бах И. «Сердце молчи», переложение В. Попова

Бетховен Л. «Избранные каноны»

Брамс И. «В цветущем мае природа»

Брамс И. «Любовная песня»

Григ Э. «Сердце поэта»

Гуно Ш. «Весной»

Делиб Л. «Песня восточной танцовщицы»

Лист Ф. «Веселые игры»

Оффенбах Ж. «Баркарола» из оперы «Сказки Гофмана»

Соге А. «Возвращение зимы»

Швидер Д. «Полонез»

Шуман Р. «Веселый охотник»

Шуман Р. «Водяной»

Шуман Р. «Лесная фея»

Шуман Р. «Песня пряхи»

Шуман Р. «Песня»

Шуман Р. «Розмарин»

Шуман Р. «Танцовщица с бубном»

Шуман Р. «Триолет»


Квартеты для смешанного состава
и произведения для неполного смешанного состава

Аркадельт Д. «Ave Maria»

Банкьери А. «Contrapuncto bestiare alla mente»

Берд В. «Non nobis domine»

Брамс И. «Восторги май приносит»

Брамс И. «Песни любви», Op. 52; «Новые песни любви», Op. 65

Брамс И. «Позволь мне»

Брамс И. «Пусть меня не любит весь свет»

Векки О. «Favna Canzone»

Гайдн И. «Гармония в браке»

Гаспарини К. «Adoramus te, Christe»

Гастольди Г. «Amor vittorio»

Дауленд Д. «Сердце ты отнял силой»

Ист М. «Иди за мной, моя любовь»

Кодаи З. «Брынзу утром ел цыган»

Лассо О. «Тик так»

Мийо Д. «Дороги», «Красивая бабочка»

Морли Т. «My Bonny lass she smileth»

Морли Т. «О, не улетай любовь»

Морли Т. «Разве ты не знаешь»

Моцарт В. «Шесть ноктюрнов»

Пенхерский З. «Шершень»

Перселл Г. «Певчий дрозд»

Преториус М. «Вырос куст розы»

Сертон П. «Тайна»

Сибелиус Я. «Песня матери»

Сканделли А. «Курочка»

Шуберт Ф. «Почта»

Шуман Р. «Не скрыть любви»

Произведения современных композиторов

Трио и квартеты для женского состава

Бойко Ю. «Весенний пейзаж», переложение для хора М. Калика

Буцко Ю. «А мы просто сеяли»

Буцко Ю. «Ах, пчелка ярая»

Буцко Ю. «Каледа-маледа»

Буцко Ю. «Цвели в поле цветики»

Парцхаладзе М. «Горы»

Подгайц Е. «Эхо»

Подгайц Е. «Овечки»

Попатенко Т. «Падает снег»

Попов Т. «Три весенние акварели»:

«Медовые колокольчики»

«Весна»

«Словно ожерелье с изумрудом»

Рубин В. «Веснянка»

Рубин В. «Первый снег»

Тормис В. «Зимние узоры»

Тормис В. «Красавица на качелях»

Чичков Ю. «В небе тают облака»

Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»

Эйслер Г. «Из вудберийской тетради»:

«Ах, зима настала»

«Киска-мурыска»

«Зеленый камзол»

«Урок танцев»

«Мой маленький орешник»


Квартеты для смешанного состава

Бойко Ю. «Дождь»

Карганов Т. «Видит лань в воде»

Карганов Т. «Призрачная луна»

Кикта В. «Благослови Господь, Россию»

Парцхаладзе М. «Озеро»

Плакида П. «Колядка»

Пярт А. «Сольфеджио»

Хиндемит П. «Шесть песен»:

«Лань»


«Лебедь»

«Если все проходит»

«Весна»

«Зимой»


«Фруктовый сад»

Эшпай А. «Тихая река»


2.3.4.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины


— специализированный класс;

— письменные столы, стулья;

— рояль, фортепиано;

— дирижерский пульт;

— метроном;

— магнитофон;



- CD и MP3 центр.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет