Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры и искусств»
Кафедра культурологии
История и теория кино
Учебно-методический комплекс
РИЦ ТГАКИ
Тюмень
2007
В оформлении обложки использована работа Натальи Леонтьевой.
Рецензент: Т. И. Борко, канд. филос. наук, доцент ТюмГУ.
История и теория кино : учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. Н. П. Соколова ; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. – 240 с.
Оглавление
Пояснительная записка 5
Тематический план курса «История и теория кино» 7
Содержание курса 8
Конспект лекций 12
Введение. Основы киноискусства 12
Часть I. Основы теории кино 17
Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 17
1.1. Особенности языка киноискусства 17
2.2. Организационная структура кинопроцесса 20
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 25
Часть II. История кино 31
Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 31
Раздел 1. Первые шаги европейского кино 32
Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 34
Раздел 3. Начало кинематографа в России 37
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 40
Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 40
Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 45
Раздел 3. Американское кино 20-х годов 53
Тема 3. 1930-е: Опасная игра 62
Раздел 1. Золотой век Голливуда 62
Раздел 2. Европейское кино 82
Раздел 3. Веселые дни советского кино 99
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 112
Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 112
Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 128
Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 139
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 146
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 171
Тема 7. 1990-е: Возможно все 184
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 201
Литература 210
Справочная литература 210
Основная литература 211
Темы рефератов 215
Приложения 218
Периоды (этапы) истории киноискусства 218
Основные этапы развития киноязыка 218
Лучшие фильмы всех времен и народов 219
Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 220
Лучшие мюзиклы 222
Лучшие романтические комедии 222
Кино в Интернете 223
Журналы о кино. Кино в журналах 224
Выдающиеся историки и теоретики кино 225
Пояснительная записка
Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства.
Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История и теория кино».
В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров.
Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий.
При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца.
Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Курс рассчитан на 34 аудиторных часа и завершается зачетом. (Объем курса для студентов заочного отделения составляет 10 часов).
История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.
Достарыңызбен бөлісу: |