Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета Направление подготовки: 45. 03. 01 Филология



Дата18.06.2016
өлшемі238.42 Kb.
#145449
түріУчебно-методическое пособие


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное


образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

М.В. Антонова


История мировой литературы:

Русская литература XVIII века
Учебно-методическое пособие
для студентов филологического факультета
Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Модуль (профиль): Отечественная филология

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная

Орел, 2016

Антонова М.В. История мировой литературы: Русская литература XVIII века. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета. Направление подготовки: 45.03.01. – Орел: ОГУ, 2016.

Оглавление


Тема 1. 5

Рукописная повесть Петровского времени. 5

ТЕМА 2: 5

Жанр оды в творчестве В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова 5

ТЕМА 3: 6

Сатирические жанры в русском классицизме: А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков. 6

ТЕМА 4: 7

А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий Самозванец» 7

Тема 5. 8

Жанры русской комедии XVIII века. 8

ТЕМА 6: 9

Ирои-комическая поэма в русской литературе XVIII века 9

ТЕМА 7: 10

Поэзия Г.Р. Державина 10

Тема 8. 11

Повествовательная проза 1760-1770-х годов. 11

Тема 9. 12

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 12

Тема 10. 13

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». 13

Список обязательной литературы для чтения и оформления читательского дневника 14

Примерные вопросы к зачету 15

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 17

Тема 1.

Рукописная повесть Петровского времени.



Вопросы для обсуждения

1. Петровские преобразования и изменения в системе литературы начала XVIII века.

2. Эволюция героя рукописной повести конца XVII – начала XVIII вв.:

1) Савва Грудцын,

2) Фрол Скобеев,

3) Василий Кориотский.

3. Художественные особенности «Повести о Василии Кориотском». Взаимодействие литературного и фольклорного начала:

1) сюжетное строение и композиция,

2) система персонажей,

3) художественное пространство,

4) художественное время
Задания

1. Прочитать разделы учебника О.Б.Лебедевой «Общественно-политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований», «Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском».



2. Законспектировать статью В.Д.Кузьминой «Повести Петровского времени».

2. Прочитать и сделать записи в читательском дневнике художественные тесты (см. список).

3. Составить карту-схему путешествия Василия Кориотского.

Тексты для чтения


  1. Повесть о Савве Грудцыне.

  2. Повесть о Фроле Скобееве.

  3. Повесть о Василии Кориотском.


Литература:

  1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html. Разделы: «Общественно-политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований», «Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском».

  2. Кузьмина В.Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. М; Л., 1941.Т. 3. С.118-136.


ТЕМА 2:

Жанр оды в творчестве В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова



Вопросы для обсуждения

1. Определение и жанровые разновидности оды в классицизме.

2. Специфика оды в творчестве В.К.Тредиаковского.

3. Жанровые разновидности оды в поэзии М.В.Ломоносова.

4. Анализ одического наследия В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова.
Задание


  1. Составить конспект раздела об одах М.В.Ломоносова из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (.20-47).

  2. Подготовить анализ одной оды М.В.Ломоносова или В.К.Тредиаковского (по согласованию с преподавателем) и представить в виде сообщения на занятии..


Тексты

Хрестоматия по русской литературе XVIII века/ Сост. В.А. Западов.- М., 1979.

Ломоносов М. В. Избран. произведения. - М.:Л., 1965 (Б-ка поэта. Большая серия), или любое другое издание.
Список текстов для подготовки сообщения


  1. В.К.Тредиаковский. Ода торжественная о сдаче города Гданьска, Ода VIII, Ода о непостоянстве мира (материалы см ниже).

  2. М.В.Ломоносов. Разговор с Анакреоном, Ода на день восшествия на престол… Елизаветы Петровны…, Ода на взятие Хотина, Утреннее размышление о Божием величестве, Вечернее размышление о Божитем величестве… (по любому изданию).


Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература VIII века. – М.,1999. С. 79-111.

  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

  3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.,1986.



ТЕМА 3:

Сатирические жанры в русском классицизме: А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков.



Вопросы для обсуждения

1. Сатира как особый жанр поэзии. Место сатиры в жанровой системе классицизма.

2. Проблематика и художественные особенности сатир А.Д.Кантемира.

3. Художественная специфика сатир Сумарокова.

4. Басня, эпиграмма, литературная пародия. Понятие о жанрах.

5. Особенности сатирических произведений М.В.Ломоносова.

6. Жанры басни и пародии в творчестве А.П.Сумарокова.
Задание


  1. Составить конспект разделов книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» С.12-19 (об особенностях русского классицизма), 96-105 (о сатирах Кантемира и Сумарокова).

  2. Прочитать разделы учебника О.Б.Лебедевой (см. ниже), посвященные саитирам Кантемира, басням Сумарокова.

  3. Подготовить анализ 1 басни Сумарокова (по выбору).


Тексты

Хрестоматия по русской литературе XVIII века/ Сост. В.А. Западов.- М., 1979.


Литература:

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999. С.49-61.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. - М., 1986.


ТЕМА 4:

А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий Самозванец»



Вопросы для обсуждения

1. Трагедия как жанр в классицизме.

2. Характеристика общей позиции Сумарокова (использовать статью «О домостроительстве»). Понимание Сумароковым целей, задач и специфики жанра трагедии (использовать эпистолу «О стихотворстве»).

3.Анализ трагедии «Димитрий Самозванец»:

- основная тема, конфликт и система образов. Проследить по тексту трагедии, как с характером основной темы и конфликта связана любовная коллизия;

- принципы и приёмы создания образов Димитрия, Шуйского, Галицкого, Ксении: в чём сказались принципы классицизма при создании образов? (показать, как характеризуются персонажи в 1 акте);

- проследить борьбу чувства и долга у Ксении и Галицкого во 2 и 3 актах; раскрыть смысл и значение монолога Димитрия во 2 акте (явл.7) и монолога Шуйского в 3 акте (явл.2);

- раскрыть значение последнего явления V акта для характеристики героев и развития конфликта.

4. Отражение общественно-политических взглядов писателя в трагедии (устами каких героев эти взгляды выражены: идея истинного благородства и достоинства личности, программа дворянской государственности, оппозиционность по отношению к тиранству самовластия, сословный патриотизм и т.д.). Их связь с общественными позициями Сумарокова, выраженными в статье «О домостроительстве» (выписать цитаты из трагедии и статьи).
Задание


  1. Сделайте конспект статьи А.П. Сумарокова «О домостроительстве».

  2. Составить конспект раздела об трагедии из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (С.48-73).


Тексты

  1. Хрестоматия по русской литературе XVIII века / Сост. А.В. Кокорев. – М., 1965. С.160-228.

  2. Хрестоматия по русской литературе XVIII века/ Сост. Г.П. Макогоненко.-Л.,1972.

Или:

Сумароков А. П. Драматические сочинения. - Л., 1990.


Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература VIII века. – М.,1999. С. 112-152.

  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. Или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

  3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. - М., 1986. С.48-73.

  4. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – 1990.


Дополнительная литература:

  1. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. - М., 2005.

  2. Берков П.Н. Александр Петрович Сумароков. 1717-1777. - М.:Л., 1949

  3. Бочкарёв П.Н. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. М.,1988.С.112-142.

  4. Вишневская Инна. Аплодисменты в прошлое. - М.,1996.- С. 173-206.

  5. История русской литературы XI-XIX веков: В 2-х частях. Ч.1. Под ред. Л.Д. Громовой, А.С. Курилова.- М., 2000.

  6. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – 1990.

  7. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедий А.П. Сумарокова.// XVIII век. - М.:Л.,1962. Вып.5.

  8. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. – Л.,1981. С.68-74.

  9. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики ХVIII века: учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика". - М., 1975.


Тема 5.

Жанры русской комедии XVIII века.



Вопросы для обсуждения

1. Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова: памфлетные комедии 1750-х гг., комедия интриги 1760-х гг., комедия нравов 1770-х гг.

2. Поэтика жанра комедии А.П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтообразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характерискиках прочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.

3. Комедия нравов в творчестве В.И. Лукина: идеология и эстетика «прелагательного» направления, жанровое своеобразие «слёзной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».

4. Высокая комедия «Ябеда» В.В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, характерологическая, действенная, миромоделирующая функция слова, особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя.

5. Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». История создания, проблематика комедии (проблема воспитания, проблема крепостничества, проблема государственного надзора за деятельностью помещиков, проблема положительного героя).

6. Сюжет и система образов в комедии «Недоросль»: а) группировка персонажей по моральному принципу, «говорящие» имена, роль второстепенных персонажей в комедии; б) многотемность пьесы, основной конфликт в ней, особенности организации сюжета; в) «правило трёх единств» и способы создания широкой картины действительности.


  1. Задание

  2. Составить конспект раздела о комедии из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (С.113-150).

  3. Подготовить доклады на следующие темы:

1) «Мещанская комедия» В.И.Лукина;

2) Высокая комедия В.В.Капниста.



Тексты

  1. Сумароков А.П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990 (или по хрестоматии).

  2. Лукин В.И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник. (Тексты в хрестоматиях В.А. Западова или А.В. Кокорева).

  3. Капнист В.В. Ябеда // Капнист В.В. Избранны произведения. Л., 1973.

  4. Фонвизин Д.И. Недоросль (любое издание).


Литература:

  1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4, 5, 8, 11.

  2. Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия 18 века. М., 1986.

  3. Стенник Ю.В. Сумароков-драматург // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990

  4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2003.

  5. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

  6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М.,1969.


ТЕМА 6:

Ирои-комическая поэма в русской литературе XVIII века



Вопросы для обсуждения

1. Понятие о бурлеске. Типы бурлеска. Бурлеск в западно-европейской литературе и теории классицизма.

2. Ирои-комическая поэма В.И.Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Особенности сюжетосложения. Пародийность поэмы.

3. Ирои-комическая поэма И.Ф.Богдановича «Душенька». Особенности интерпретации «чужого» сюжета.

4. Миф и фольклор в ироикомических поэмах В.И.Майкова и И.Ф.Богдановича.

5. Условно-фантастический и реальный планы повествования.

6. Особенности создания образов героев.

7. Ироническое и лирическое в поэмах. Авторская позиция. Автор и читатель.




  1. Задание

  2. Прочитайте и составьте тезисы раздела учебника О.Б.Лебедевой «Лиро-эпическая поэма 1770-1780-х годов».

  3. Подготовьте сообщения на темы:

1). Жизнь и творчество В.И.Майкова. (См., например: http://az.lib.ru/m/majkow_w_i/text_0010.shtml, обратите внимание на другие сочинения Майкова: http://az.lib.ru/m/majkow_w_i/).

2). Жизнь и творчество И.Ф.Богдановича. (См., например: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BOGDANOVICH_IPPOLIT_FEDOROVICH.html. обратите внимание на стихотворения Богдановича: http://az.lib.ru/b/bogdanowicha_i_f/text_0030.shtml).


Тексты

  1. Майков В.И «Елисей, или Раздраженный Вакх» (любой издание).

  2. Богданович И.Ф. «Душенька» (любое издание).


Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература VIII века. – М.,1999. С. 112-152.

  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. Или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.


Дополнительная литература:

  1. Стенник Ю. В. Майков Василий Иванович // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Выпуск 2. (К-П). СПб.: Наука, 1999. (http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5420)

  2. Западов А. В. Поэты XVIII века: (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков): Литературные очерки / А. В. Западов; Рецензенты: канд. филол. наук М. И. Алексеева, член Союза писателей СССР А. В. Кикнадзе. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 240 с.

  3. Серман И. З., И. Ф. Богданович — журналист и критик // XVIII век, сб. 4, М.— Л., 1959. (http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6282)



ТЕМА 7:

Поэзия Г.Р. Державина



Вопросы для обсуждения

1. Ода как ведущий жанр поэзии Державина, её типы.

2. Связь державинской оды с ломоносовской традицией: традиции и новаторство Державина в похвальной и героической оде: анализ оды «Фелица».

3. «Властителям и судиям» как яркий пример сатирической поэзии Державина; особенности стиля.

4. Философская ода Державина: какие общие вопросы жизни и смерти ставит Державин в оде «Водопад»? Особенности описания водопада в оде и роль этого образа для уяснения идейного содержания произведения. Отношение поэта к личности Потёмкина.

5. Изображение картин русской жизни, поместного быта и образ автора в произведении «Евгению. Жизнь Званская». Белинский о Державине.


Задание

Подготовить анализ стихотворений Державина и выступить с сообщением на занятии (по согласованию с преподавателем, тексты можно сгруппировать по тематике: а)тема поэта и поэзии, б)духовные стихи, в)русский быт в анакреонтике, г)автобиографическое в анакреонтике, д)тема гражданского служения.


Тексты, выделенные в списке жирным шрифтом, анализируются отдельно. «Фелица» анализируется вместе с одой «Видение Мурзы».

Тексты

Хрестоматия по русской литературе XVIII века / Сост. А.В. Кокорев. – М., 1965. С.616-658.

Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ. ст. Д.Д. Благого. - Л.,1957 .

Державин Г.Р. Сочинения / Вступ. ст. И.И. Подольской. - М.,1985.

Белинский В.Г. Сочинения Державина // Полн. собр. соч.: В 9 тт. Т.V. - М., 1979. С.360-362.

Тексты стихотворений Державина: http://derzhavin.lit-info.ru/derzhavin/stihi/stihi.htm

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЯ:
На день рождения ее величества

На смерть князя Мещерского

Фелица


Видение Мурзы

Бог


Вельможа

Водопад

Памятник


Лебедь

К самому себе

Дар

К лире


Желание

Кузнечик


К русским девушкам

Крестьянский праздник

Властителям и судиям

«Река времен в своем стремленьи…»



Евгению. Жизнь Званская

Снигирь
Литература:

Гуковский Г.А. Русская литература VIII века. – М.,1999. С. 336-366.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.,1986.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. - М., 2005 (гл. о Державине).

Западов А.В. Мастерство Державина.- М.,1958.

Западов А.В. Поэты XVIII века. - М.,1979. Разд. «Г.Р. Державин».


Тема 8.

Повествовательная проза 1760-1770-х годов.



Вопросы для обсуждения

1. Переводные романы 1750-1760-х годов. Тредиаковский В.К. «Езда в остров любви». «Похождения Телемака».

2. Роман как жанр в литературе середины XVIII века века (точка зрения О.Б.Лебедевой).

3. Творчество Федора Александровича Эмина.

1) роман-путешествие «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда»,

2) эпистолярный роман «Письма Эрнеста и Доравры».

4. Творчество Михаила Дмитриевича Чулкова. Авантюрно-плутовской роман «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины». Своеобразие жанровой формы.
Задание

1. Прочитать разделы учебника О.Б.Лебедевой «Повествовательная проза 1760-1770-х годов.



2. Прочитать разделы о Чулкове и Эмине из учебника П.А.Орлова (см. дополнительные материалы к занятию).

2. Прочитать и сделать записи в читательском дневнике художественные тесты (см. список).


Тексты

  1. Эмин Ф.А. Письма Эрнеста и Доравры (отрывки).

  2. Эмин Ф.А. Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамон (знать краткое содержание).

  3. Чулков М.Д. Пригожая повариха, или похождения развратной женщины.


Литература:

  1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html. Раздел: «Повествовательная проза 1760-1770-х годов.

  2. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – 1990.



Тема 9.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».



Вопросы для обсуждения

1. Н М. Карамзин как глава русскою сентиментализма. Общественные и литературные позиции Н. М. Карамзина (статья «Что нужно автору?»),

2. Повесть «Бедная Лиза» как образец сентиментально-психологической повес­ти. Смысл заглавия.

а) Проблематика повести, основная идея (в каких словах и как выражает­ся новое отношение писателя к простому человеку? Что, по мнению Н. М. Ка­рамзина, привело к трагической развязке? Какова объективная идея разрыва? Как в сюжете повести отразилось мировоззрение писателя-просветителя?). Особеннос­ти и идейно-композиционная роль пейзажа в повести и образа повествователя.

б) Образ Лизы. Художественные приемы раскрытия характера героини, ее чувств и переживаний (проследить по тексту, как Карамзин последовательно показывает зарождение и развитие чувств любви у Лизы и какие с этой це­лью используются художественные средства? (выписать примеры).

в) Образ Эраста, средства его создания.

г) Роль образа автора. Язык повести.
Задание


  1. Прочитать и законспектировать статью Николай Михайлович Карамзин» (из материалов для подготовки к занятию);

  2. Законспектируйте статью Н.М. Карамзина «Что нужно автору?»: сформулируйте эстетические взгляды Карамзина-сентименталиста.



Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999. С.424-450.

  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

  3. Алпатова Т. А. Повествователь — герой — читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Литература в школе. 2002. № 7. С.2-6.

  4. Введенская Л.Г. «Твёрдый разум» и «нежнейшие чувства» / Изучение повести Карамзина «Бедная Лиза» // Литература в школе. 1993. № 6.

  5. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – 1990.



Тема 10.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».



Вопросы для обсуждения

1. Биография А.Н.Радищева. Общественно-политические взгляды Радищева.

2. История создания «Путешествия…»: от первого чернового наброска («Отрывок путешествия в *** И*** Т***» 1772) до издания 1790 г.

3. Проблематика «Путешествия…»:

а) Тема рабства, положения крепостных крестьян в России (анализ глав «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Медное», «Городня» и др.). В чем заключается различие между Радищевым и Фонвизиным (ср.: «Недоросль») в трактовке народной темы, в решении проблемы рабства? В чем видит Радищев выход из того страшного, по его мнению, положения, в котором находилась Россия (глава «Тверь» и др.)?

б) Тема российской власти: от мелких чиновников до государя (анализ глав: «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово»). В чем смысл аллегорического сна путешественника в главе «Спасская Полесть»?

в) Как и в каких главах решаются проблемы народного образования, цензуры, народной нравственности? Какие еще проблемы поставлены, по вашему мнению, в этом произведении?

4. Художественное своеобразие «Путешествия…»: особенности композиции и жанра (произведения в целом и отдельных его частей). В каких главах Радищев использует традиции древнерусского жанра поучения от отца к сыну, похвального слова, очерка, научного трактата, сатирической повести, философского рассуждения?

5. Образ путешественника. Степень автобиографичности этого образа. Что узнаем мы о жизни путешественника, о его социальном положении, о его характере и т.д.? Меняется ли мировоззрение путешественника?

6. «Путешествие…» как произведение русского сентиментализма. Найдите черты сентиментализма в «Путешествии…». Как А.С.Пушкин оценил личность и творчество А.Н.Радищева (очерк Пушкина «Александр Радищев»)? Чем вызвано критическое отношение Пушкина к этому писателю?


Задание

  1. Прочитайте и законспектируйте статью «Александр Николаевич Радищев» из материалов для подготовки к занятию;

  2. Выявите особенности разработки крестьянской темы в повести «Бедная Лиза» и в главе «Едрово» из «Путешествия...» Радищева.

  3. Сопоставьте образ Лизы с образом Анюты. Какие можно сделать выводы из этого сопоставления?


Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999.

  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. / Учебник для вузов - М., 2007. или Электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html.

  3. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – 1990.

Список обязательной литературы для чтения и оформления читательского дневника



Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли.

Кантемир А.Д. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему. Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Сатира VII. О воспитании.

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Ода на взятие Хотина. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Вечернее размышление о Божием величестве. Утреннее размышление о Божием величестве. Я знак бессмертия себе воздвигнул... Гимн бороде. Письмо о пользе стекла.

Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. Димитрий Самозванец. Терпи, моя душа, терпи различны муки... Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой... Не гордитесь, красны девки... О благородстве. Хор ко превратному свету. Жуки и пчелы. Болван. Коловратность. Ось и Бык. Ворона и лисица. Шалунья. Осел. Оды вздорные. О домостроительстве.

Лукин В.И. Мот, любовию исправленный. Щепетильник.

Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.

Чулков М.Д. Пригожая повариха. 5-я часть «Пересмешника» («Горькая участь», «Пряничная монета», «Драгоценная щука»).

Попов М.И. Анюта.

Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх.

Аблесимов А.А. Мельник-колдун, обманщик и сват.

Капнист В.В. Ябеда.

Богданович И.Ф. Душенька.

Новиков Н.И. Журналы «Трутень», «Живописец».

Фонвизин Д.И. Лисица-казнодей. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке. Бригадир. Недоросль.

Херасков М.М. К своей лире. Иные строят лиру... Злато. Знатная порода.

Хемницер И.И. Конь верховный. Волчье рассуждение. Паук и мухи. Стрекоза. Дележ львиный.

Муравьев М.Н. Ночь. Роща. Богине Невы. К Музе. Размышление.

Державин Г.Р. Бог. Фелица. Видение мурзы. Властителям и судиям. На смерть князя Мещерского. На птичку. Ласточка. Вельможа. Ключ. Лебедь. Соловей. Памятник. Храповицкому (1797 г.). К самому себе. Русские девушки. Снигирь. Водопад. Цыганская пляска. Евгению. Жизнь Званская. Признание.

Крылов И.А. Каиб. Почта духов (2 письма по выбору студента).

Радищев А.Н. Вольность (строфы 1-3, 9, 11-13). Ты хочешь знать, кто я, что я?.. Осьмнадцатое столетие. Письмо другу, жительствующему в Тобольске. Житие Федора Васильевича Ушакова. Путешествие из Петербурга в Москву.

Дмитриев И.И. Карикатура. Чужой толк. Послание Н.М.Карамзину. Модная жена. Стонет сизый голубочек... .

Карамзин Н.М. Осень. Граф Гваринос. Раиса. Веселый час. Прости. К соловью. Послание к Дмитриеву. Послание к А.А.Плещееву. Меланхолия. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. Сиерра-Морена. Чувствительный и холодный. Письма русского путешественника.

Примерные вопросы к зачету

1. Культура первой четверти XVIII века: просвещение, театр, периодическая печать (газета «Ведомости) и книгоиздание, массовая литература.

2. Безавторские гистории «Повесть о российском матросе Василии Кориотском». С петровской эпохой как переходной.

3. Жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича (Слова и Речи).

4. Поэтика жанра сатиры в творчестве А Д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности).

5. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского.

6. Жанрово-стилевое своеобразие лирики В. К. Тредиаковского.

7. Переводы западноевропейского романа в творчестве В. К. Тредиаковского.

8. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.

9. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров

10. Жанр торжественной оды в творчестве М. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности).

11. Литературная позиция М. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).

12. Духовная и анакреонтическая ода М. В. Ломоносова как лирические жанры.

13. Теоретико-литературные труды М. В. Ломоносова.

14. Поэтика жанра трагедии в творчестве А. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).

15. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова (жанровый фон комедии, особенности словоупотребления, функции понятий, типология художественной образности, типология развязки, жанровое своеобразие).

16. Лирика А. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).

17. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и поэтика жанра.

18. Особенности литературного процесса 1760—1780 гг.

19. Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. Журналы Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».

20. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.

21. Жанровая система романистики Ф А. Эмина.

22. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».

23. Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.

24. Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.

25. Своеобразие действия и жанровая структура комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

26. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).

27. Структура действия и конфликта комедии Д. И Фонвизина «Недоросль».

28. Жанровое своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.

29. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В. В. Капниста.

30. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г, Р. Державина 1779—1783 гг. Поэтика оды «Фелица».

31. Категория личности и уровни ее проявления в лирике Г. Р. Державина 1780—1790 гг.

32. Журнал И. А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.

33. Пародийные жанры публицистики И. А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).

34. Шутотрагедия И. А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.

35. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.

36. Идеология раннего творчества А. Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске».

37. «Житие Ф.В. Ушакова» А.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.

38. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

39. План автора и план героя в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

40. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

41. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.

42. Документальный, публицистический и художественный пласты повествования в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

43. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

44. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

45. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М. Карамзина.

46. Предромантические тенденции в прозе Н. М. Карамзина: повесть «Остров Борнгольм».

47. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».



48. Основные закономерности развития, художественное своеобразие и периодизация русской литературы XVIII в.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




Основная литература

  • Васильев С.А. Библейская образность в русской литературе XVIII – XXI веков: программа курса и метод. Пояснения. – М., 2007. // [Электронный ресурс] – Слово: православный образовательный портал.

  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века/ учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2007.

  • Липовский А. Л. Очерки по истории русской литературы. От эпохи Петра Великого до Пушкина – М., 2010.

  • Минералов Ю. И. История русской литературы XVIII века – М., 2007.

  • Петров А. В. Русская литература XVIII века. Тесты – М., 2010

  • Рак В.Д. Статьи о литературе XVIII века. - СПб., 2008.

  • Русская литература XVIII века. Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей – М., 2007.


Литература:

  • Алпатова Т. А. Повествователь — герой — читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Литература в школе. 2002. № 7. С.2-6.

  • Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII - XVIII веков.- М.,1958.

  • Афанасьев Э. Л. На пути к XIX веку. Русская литература 70-х гг. XVIII в. — 10 гг. XIX в. – М., 2002.

  • Берков П.Н. Александр Петрович Сумароков. 1717-1777. - М.:Л., 1949

  • Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. - М., 1960.

  • Бочкарёв П.Н. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. М.,1988.

  • Буранок О. М. Русская литература XVIII века. - М., 2005.

  • Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XVIII-XIX веках : проблемы культур. диалога. – СПб., 1996.

  • Введенская Л.Г. «Твёрдый разум» и «нежнейшие чувства» / Изучение повести Карамзина «Бедная Лиза» // Литература в школе. 1993. № 6.

  • Вишневская И. Аплодисменты в прошлое. - М.,1996.

  • Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. - М., 1960.

  • Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

  • Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: Мелодика, ритмика, рифма, строфика.- М., 1984.

  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. – М., 1999.

  • Дёмин А.С. Русская литература второй половины XVII -начала XVIII века. - М.,1977.

  • Дунаев М.М. Православие и русская литература : в 6-ти ч. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2001. – Ч. I, гл. 2: Литература XVIII столетия.

  • Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917) / Учебник для вузов. – М., 2006.

  • Западов А.В. Поэты XVIII века: (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков): Литературные. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

  • Западов А.В. Мастерство Державина.- М.,1958.

  • Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – СПб., 1995.

  • Илюшин А.А. Русское стихосложение. - М., 1988.

  • История русской литературы XI-XIX веков: В 2-х частях. Ч.1. Под ред. Л.Д. Громовой, А.С. Курилова.- М., 2000.

  • История романтизма в русской литературе. В 2-х кн. – М., 1979.

  • История русского романа. В 2-х т. – Л., 1962-1964.

  • История русской драматургии. Кн. 1, 2. – Л., 1982-1983.

  • История русской литературы. В 4-х т. – Л., 1980-1983.

  • История русской поэзии. В 2-х т. – Л., 1968-1969.

  • Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб., 1994.

  • Кузьмина В.Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. М; Л., 1941.Т. 3. С.118-136.

  • Либан Н. И.. Лекции по истории русской литературы (от Древней Руси до первой трети XIX в.) – М., 2005.

  • Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века // Лотман Ю.М. О русской литературе. - СПб., 1997. С. 34-101.

  • Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М.,1969.

  • Макогоненко Г.П. Пути литературного века // Русская литература XVIII века. - Л.,1970.

  • Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия 18 века. М., 1986.

  • Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986.

  • Орлов О.В., Фёдоров В.И. Русская литература XVIII века. - М.,1973. С.162-168.

  • Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. - М., 1991.

  • Потебня А.А. Теоретическая поэтика: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.; СПб., 2003.

  • Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Фёдорова. М., 1997.

  • Русская литература. Век XVIII. Лирика. - М., 1990.

  • Русская литература. Век XVIII. Трагедия. - М., 1991.

  • Серман И. З., И. Ф. Богданович — журналист и критик // XVIII век, сб. 4, М.— Л., 1959.

  • Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедий А.П. Сумарокова.// XVIII век. - М.:Л.,1962. Вып.5.

  • Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. – Л.,1981. С.68-74.

  • Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века : (к постановке проблемы) // Русская литература. 1995. № 1. С. 76-92.

  • Стенник Ю.В. Сумароков-драматург // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990

  • Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики ХVIII века: учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика". - М., 1975.

  • Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. - М.,2002.

  • Христианство и русская литература : сб. ст. / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. В.А. Котельников. – СПб., 1994.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет